Характеристики и свойства

Бизнес-план мобильного приложения. Как открыть бизнес по разработке видеоигр

Дарья Казовская Май 17, 2018

Итак, пьеса “Процесс разработки мобильного приложения” в 7 действиях.

Действующие лица

Клиент - заказчик мобильного приложения, идейный вдохновитель проекта
Azoft - разработчики приложения
PM - менеджер проекта
Бизнес-аналитик - исследователь и хранитель знаний о требованиях к продукту
UI/UX дизайнер - создатель интуитивного и привлекательного интерфейса приложения
Разработчик - инженер, который пишет код приложения
QA инженер - специалист по тестированию приложения

Пролог

Сначала клиент приходит с идеей мобильного приложения. Мы просим клиента предоставить нам техническое задание (ТЗ), а если его нет - высылаем . Бриф помогает расставить приоритеты, обозначить цели и задачи приложения.

Все приложения разные, и мы используем разные методологии разработки: каскадную модель - Waterfall, и гибкую - Agile. Что бы вы не выбрали, процесс создания мобильного приложения включает оценку, аналитику, дизайн, разработку, тестирование, багфиксинг, релиз и поддержку после релиза. Ключевое различие состоит в подходах. В каскадной модели продукт разрабатывается сразу полностью. В гибкой - приложение разрабатывается итерациями, каждая из которых объединяет в себе все перечисленные стадии разработки.

На выходе:

  • описание базовых функций мобильного приложения
  • выбор платформы: iOS, Android или кросс-платформа
  • выбор методологии: Agile или Waterfall

Действие первое - Планирование и оценка

Первый вопрос, который интересует клиента: “Сколько это будет стоить?”. Следующий за ним: “Когда будет готово мобильное приложение?”. Чтобы ответить на оба вопроса, и составляет план работ. На этом этапе к проекту обычно присоединяется менеджер проекта. Он может выступать со стороны заказчика или со стороны команды разработчиков. Задачи менеджера проекта: координировать работу команды и общаться с заказчиком.

Но что же означает загадочное слово “оценка”? На этом этапе мы изучаем техническую документацию. Рассчитываем, сколько времени потребуется на разработку и тестирование. Выявляем не описанные сценарии и узкие места в ТЗ.

Экспресс-оценка занимает от нескольких часов до одного дня и даёт примерное представление о трудозатратах. Детальная оценка может длиться от нескольких дней до недели, но она позволяет точно определить, как, когда и какое приложение вы получите в результате. Если бизнес-аналитик подключается к проекту на этапе оценки, клиенту и разработчикам легче получить единое представление о приложении и всё точно рассчитать.

Но какой бы детальной ни была оценка, случается, что заказчики добавляют новые фичи прямо по ходу проекта. Когда мы , соцсеть для фотографов и моделей, его автор, стартапер Уильям Апшоу на этапе разработки понял, каких функций не хватает. Список задач увеличился, мы сделали повторную оценку и сдвинули дату релиза. В итоге бюджет подрос, но мы разработали соцсеть для профи из фотоиндустрии в полном соответствии с требованиями клиента.

На выходе:

  • скоуп задач
  • бюджет проекта

Действие второе - Aналитика

Аналитика не всегда входит в процесс разработки мобильного приложения. Бывает, что клиенты самостоятельно выполняют , либо приходят с готовым списком требований. Но те приложения, которые прошли этот этап у компании-разработчика, выигрывают, - именно аналитика помогает бизнесу и разработчикам достичь единого видения, и уже на основе этого сделать переоценку требуемых работ и получить детальный бюджет проекта.

Бизнес-аналитики в Azoft выявляют требования к мобильному приложению, предлагают варианты реализации, строят схемы взаимодействия пользователя с приложением, создают основу UI - wireframes.

Большую работу провели наши аналитики на . Заказчик искал способ, как через приложение мотивировать покупателей на дополнительные покупки. Мы проанализировали возможные пути решения и предложили наиболее эффективный вариант - интегрировать в мобильное приложение систему рекомендаций. Программа на базе AI советует пользователям товары на основе их предпочтений и истории покупок.

На выходе:

  • спецификация функциональных требований
  • спецификация нефункциональных требований
  • основа графического интерфейса - wireframes
  • план проекта
  • детальный бюджет

Действие третье - Дизайн приложения

Иногда клиенты приходят с готовым дизайном. Если дизайна у заказчика нет, мы создаём UI/UX с нуля. Когда аналитик передаёт дизайнеру основу графического интерфейса, вайерфреймы, мы приступаем к визуальному дизайну. Отрисовываем карту экранов, графические элементы, детализированный прототип с учётом различных сценариев использования.

На этом этапе UI/UX дизайнер создаёт статичные прототипы и, по запросу клиента, интерактивные прототипы приложения. Так мы показываем, как будет выглядеть приложение и какого поведения от него ожидать с учётом запланированных фич. Всё зависит от конкретных задач и пожеланий клиента.

Во время отрисовки дизайна приложение обретает свой будущий облик. Здесь очень важно получить обратную связь от бизнес-аналитика и клиента, чтобы дизайн в полной мере отвечал требованиям к приложению.

На выходе:

  • карта экранов
  • дизайн приложения
  • привлекательный UI и удобный UX

Действие четвёртое - Разработка

Когда есть развёрнутое ТЗ и оценка, готов дизайн и утверждён прототип мобильного приложения, начинается хардкор. Команда разработчиков пишет код, чтобы реализовать запланированное поведение приложения и соединить логику приложения с серверной частью, если она предусмотрена. А также мы воплощаем готовый дизайн в коде - прописываем все стили и элементы UI, с которыми взаимодействует пользователь приложения.

В нативной разработке мы применяем языки Java и Kotlin для Android, Objective-C и Swift для iOS, и самые современные фреймворки и библиотеки. В кроссплатформенных решениях мы работаем с React Native и NativeScript.

Как только часть функционала разработана, мы её тестируем и продолжаем трудиться над остальными функциями.

Важно во время разработки, когда сверстали дизайн, подключить дизайнера. Дизайнер проверит, насколько хорошо разработчики реализовали скрины приложения: все ли стили соответствуют выбранным, тот ли выбран цвет, каково соотношение сторон, как скруглили углы и т.д.

На выходе:

  • версия приложения, готовая к тестированию
  • корректировки дизайна

Действие пятое - Тестирование и багфиксинг

QA инженеры Azoft подключаются к проекту на старте и тестируют так часто, как только возможно. Это гарантирует высокий уровень качества и помогает клиенту не раздуть бюджет.

На этапе оценки мы тестируем ТЗ. Параллельно с разработкой пишем тестовую документацию, например, тест-кейсы. Когда часть функционала готова, начинается тестирование. Все баги вносим в , после исправления проверяем, что баги пофиксили и это не повлияло на остальной функционал. Перед релизом приложения делаем приёмочное тестирование: проходим основные бизнес-кейсы приложения, чтобы убедиться - поведение приложения соответствует тестовой документации и требованиям клиента.

Когда мы разрабатывали , заказчик не сразу определился, какие функции будут в приложении. Мы описали тестовую спецификацию с подробными характеристиками экранов и фич на основании озвученных требований клиента. Когда же во время разработки появились новые функции, например, покупки в приложении, мы были к этому готовы - расширили тестовую спецификацию непосредственно в разгаре проекта.

На выходе:

  • баги сведены к минимуму
  • предрелизная версия приложения

Действие шестое - Релиз

Когда серия тестов и доработок приложения завершена, а разработчики, аналитики, тестировщики и дизайнеры дружно одобряют результат, приходит время добавить приложение в магазин приложений - Apple App Store, Google Play или любой другой сервис по желанию клиента.

Чтобы приложение прошло ревью сторов, клиент может обратиться к разработчикам за помощью в релизе, а может подготовить и выложить приложение в магазин самостоятельно.

На выходе:

  • приложение в сторе

Действие седьмое - Техподдержка и развитие

После публикации мобильного приложения его история не заканчивается. Если клиент обнаруживает баги после релиза, мы их фиксим. Если же первые месяцы жизни приложения показывают, где и что нужно допилить или переделать, есть два варианта: заключить договор на сопровождение или запустить новую фазу разработки с учётом новых переменных.

На выходе:

  • 1 год гарантии на багфиксинг
  • договор сопровождения

Эпилог

Разработка мобильного приложения это непросто. Нет такой схемы “Раз-два, и готово”. Многие этапы могут пересекаться друг с другом или идти параллельно. Инстаграму потребовалось больше трёх лет, чтобы стать удобным и любимым миллионами приложением. И они до сих пор продолжают вносить улучшения и добавлять новые фичи. Перед тем как фантазировать, куда вы вложите деньги от продажи своего приложения IT-гиганту вроде Google, приготовьтесь - будет много работы. Смотрите действие первое.


Перед вами - набор типичных этапов в создании мобильного приложения с нуля, которые студия Componentix практикует к своей деятельности.

Бизнес-анализ целевого рынка

На этом этапе заказчику стоит определиться, зачем он планирует использовать приложение, какова итоговая цель разработки мобильного инструмента коммуникации с аудиторией. Вот перечень ориентировочных вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем формулировать ТЗ и заказывать разработку приложения:

  • Каких целей вы планируете достичь посредством создания и релиза собственного мобильного приложения?
  • Планируются ли продажи / конверсия переходов в продажу товаров и услуг в рамках приложения?
  • Кто ваша целевая аудитория и за счет кого она может пополниться?
  • Насколько высока конкуренция в сфере, в которой вы планируете работать (в том числе - с приложением)?
  • Какими приложениями пользуется ваша аудитория и аудитория ваших конкурентов, пересекаются ли они между собой? Готовы ли они пользоваться вашим приложением вместо приложений-аналогов?
  • Каков бюджет на разработку и продвижение полученного приложения?
Выработка согласованного решения

Перед началом разработки необходимо получить от заказчика техническое задание (ТЗ) или предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу.

После получения заполненного брифа и / или ТЗ можно приступать к прототипированию и составлению пользовательских профилей для оценки возможностей итогового продукта.

На основе видения дизайнера, бизнес-оценки и согласования подробностей ТЗ можно запускать процесс разработки.

Прототипирование

Прототипы разрабатываются дизайнером и мгут быть как статическими, так и интерактивными. Для этого можно воспользоваться одним или несколькими инструментами для прототипирования, о которых мы рассказывали ранее .

Статические прототипы и интерактивные макеты должны составляться с учетом технической и программной базы, которую планируется использовать для создания приложения.

Написание кода и внедрение технологий

С готовым дизайном приложение переходит к разработчикам: им предстоит на основе языков программирования, фреймворков и различных технологий создать мобильное приложение в соответствии с ТЗ, брифом и утвержденным прототипом.

Тестирование

На различных этапах разработки приложения обязательным является внутреннее тестирование приложения как на симуляторах, так и на реальных устройствах. Цель тестирования - убедиться, что взаимодействие приложения с аппаратной и программной платформой смартфонов и планшетов будет именно таким, как предполагалось на этапе прототипирования.

Создание предрелизной версии

В результате серии тестов и доработок приложения должна быть получена рабочая версия приложения. Именно эту версию и предстоит добавить в магазин приложений: Apple App Store, Google Play, магазин приложений Windows Phone (в зависимости от того, для какой платформы ведется разработка) или любой аналогичный сервис для дистрибуции приложений.

Добавление приложения в магазин

Финальный этап работы студии - добавление приложения на ревью в один из указанных выше магазинов приложений (в случае Componentix речь идет об App Store или о Google Play).

Необязательный этап: дальнейшая техническая поддержка и маркетинговое продвижение приложения

Поскольку эти услуги предоставляются отдельно от основного пакета услуг, то и оплачиваются отдельно. Помимо маркетинга и техподдержки возможно также размещение приложения в App Store или Google Play от имени заказчика (услуга White Label), обеспечение серверной поддержки для приложения.

Если вы готовы заказать пакет основных и / или дополнительных услуг по разработке нативного приложения - пишите: мы обсудим с вами сроки, стоимость, поможем составить ТЗ и заполнить бриф . И уже спустя месяц-другой у вас появится собственное мобильное приложение для iPhone, iPad или Android-смартфонов и планшетов.

* В расчетах используются средние данные по России

Интервью с предпринимателем:

Собственным опытом открытия “с нуля” своего успешного бизнеса на мобильных приложениях с нами поделится предприниматель Евгений Пономаренков.

Евгений, расскажите о вашем бизнесе. Есть ли отличия бизнеса на мобильных приложениях от других?

Я занимаюсь “мобильным” бизнесом всего год. Вовремя разглядел, что именно в этом направлении стоит двигаться. В моем городе еще никто не занимался мобильными приложениями, и я стал, можно сказать, пионером на рынке. И до сих пор у меня нет серьезных конкурентов.

Бизнес на мобильных приложениях отличается от обычного прежде всего тем, что порог входа здесь чрезвычайно низкий. Кроме того, не нужно вообще никакого оборудования, не нужен большой штат сотрудников, не нужно арендовать помещение… Это бизнес виртуальный, в новом современном формате. Если хотите, это бизнес будущего. И ни один другой вид бизнеса при этом не может сравниться с ним по простоте реализации и по минимальности затрат.

И все-таки бизнес - это серьезно. Не все решаются вот так взять и открыть свое дело. Что бы вы могли сказать тем, кто только мечтает об этом?

Да, верно. Почти каждый, наверное, в этой жизни хоть раз да задумывался об открытии собственного бизнеса, но мало кто в итоге его открывает. И еще меньше людей потом остается на плаву. Слишком велика “область незнания”, ведь, по сути, этому нигде не учат. Рынок развивается слишком быстро, и ни одно учебное заведение не в состоянии давать реальные, не устаревшие знания.

И вот тут у бизнеса на мобильных приложениях опять преимущество. Если вы покупаете франшизу, вы получаете полный набор всех необходимых инструменто: маркетинговые материалы, бизнес-план, готовый сайт, конструктор по созданию мобильных приложений, тренинги по развитию бизнеса, консультации.

То есть вы больше не мучаетесь сомнениями, как и что делать. Не остаетесь один на один со своими проблемами. Есть четкая схема, план вашего движения. Поэтому мобильными приложениями могут заниматься даже абсолютные новички в бизнесе.

И я в свое время поступил именно так. До этого у меня был небольшой опыт - держал небольшой магазинчик, но пришлось закрыться по причине нерентабельности.

Как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес?

Готовые идеи для вашего бизнеса

Я часто бываю за границей и всегда присматриваюсь к тому, что там происходит. Все-таки мы пока отстаем от них на пару десятков лет в плане развития технологий. Я увидел очень перспективную нишу и мне захотелось заняться этим здесь, в России.

Я увидел колоссальную потребность в мобильных приложениях. Ведь мы уже не представляем свою жизнь без мобильных телефонов. И бизнес, который не учитывает это, просто не сможет остаться на плаву. А я, купив франшизу, решаю эту проблему - помогаю различным предприятиям создавать свои мобильные приложения с помощью очень простого конструктора.

С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?

Я же говорю, мы немного отстаем от Запада. Люди еще не вполне представляют возможности приложений. Не видят будущего, не понимают перспектив. И я сейчас говорю не про обывателей, я имею в виду именно бизнесменов. Внедрять что-то новое всегда стоит усилий.

Поэтому мне пришлось много рассказывать и показывать, много встречаться с клиентами. Быть первым на рынке здорово, но требуется время, чтобы люди осознали эти новые возможности, захотели их. По сути, мне пришлось внедрять новую идею в массы, и этот процесс еще не завершен.

Тут, конечно, очень легко “слиться” на первом этапе. Люди не знают, что такое приложения, зачем они нужны, как они им могут помочь. Здорово, когда можно сразу показать демо-версию, - это всегда имеет потрясающий эффект. Одно дело пытаться объяснить что-то на пальцах, и совсем другое - показать вживую на мобильном телефоне.

Сознание человека сопротивляется переменам. Многие фирмы даже сайта не имеют и не хотят. Не понимают ценности интернет-маркетинга. С такими разговаривать практически бесполезно. Им ничего не докажешь.

А зачем, собственно, нужны эти мобильные приложения, для кого они?

Мобильные приложения увеличивают доход компании, делают бизнес более оперативным.

Ну например, я делаю мобильные приложения для ресторанов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Человек, скачавший такое приложение, в пару кликов сможет заказать себе на дом любые блюда из этого ресторана. Получить скидку. Узнать, когда в ресторане проходит какая-нибудь акция. Увидеть маршрут к заведению на карте, чтобы можно было проще доехать.

То есть клиент ресторана получает удобный и полезный сервис. А это значит, он становится лояльным клиентом, который обязательно расскажет об этом и привлечет в ресторан еще больше клиентов.

Мобильные технологии чрезвычайно быстро развиваются и уже обгоняют персональные компьютеры по многим параметрам. Если бизнесмен хочет обеспечить себя самым быстрым каналом связи со своими покупателями, то мобильные приложения помогут это сделать.

Однако сам бизнесмен не сможет да и не захочет возиться с созданием таких приложений. И моя задача - решить эту проблему. Я делаю приложения под конкретную фирму и затем беру ежемесячную плату за обслуживание.

Все больше функций и работы мы переносим с компьютера на планшет или смартфон. И делаем это не под влиянием моды, а потому что это удобно и практично, экономит время и повышает эффективность в общем. Каждый день ассортимент мобильных приложений растет и расширяется, облегчая нашу повседневную жизнь. Все чаще с телефона или планшета мы просматриваем почту, работаем с документами, планируем встречи и свои дела, общаемся с коллегами и прочее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Компания, которая создаст мобильное приложение для своего бизнеса, фактически привяжет клиента к себе. Будет всегда на связи, под рукой.

По вашим оценкам какова минимальная сумма, с которой сегодня можно начать этот бизнес? Какое оборудование потребуется?

Возможно, тут самый минимальный порог входа. Покупка франшизы - это 50-100 тысяч рублей, еще оплата за регистрацию приложения в Google Play или App Store (до 100 дол. в год). Конечно, еще нужен компьютер и доступ в интернет.

Вот, собственно, и все. Какой еще бизнес может сравниться с такой доступностью? При этом окупаемость невероятно высока, даже если вы будете совершать самый минимум телодвижений.

Нужны ли какие-то специальные знания или навыки для открытия такого бизнеса?

Признаюсь честно, у меня не было программистских навыков в IT-технологиях, но вот чем хороша - кроме самого бизнеса в коробке мне был предоставлен еще и подробный тренинг с видео-материалами, в котором наглядно показывалось, как создавать приложения на платформе.

Также там сформирована обширная База знаний, в которой можно найти ответы практически на любой вопрос по работе с сервисом. Эта База постоянно дополняется и обновляется.

Кроме того, когда у меня возникали вопросы, я просто звонил в техподдержку и получал ответ. Признаюсь, очень удобно. Мой первый бизнес никто не консультировал, и мне элементарно не хватило знаний. А тут постоянная помощь, еще и тренинги обучающие регулярно проводятся.

Короче, с конструктором приложения я быстро разобрался и создал свое первое приложение. Мне понравилось: чем-то на компьютерную игру похоже).

Существуют ли какие-либо дополнительные административные требования (к помещению, опыту специалистов и пр.)?

В принципе, вам вообще ничего не нужно из всего этого. Ваш кабинет - в интернете. Вы работаете с конструктором мобильных приложений на компьютере. Вам не нужен офис и сотрудники. Потом, если вы захотите расширяться, вам понадобится помощник, плюс менеджер по продажам, но вполне реально справляться самому.

Однако можно и сразу нанять себе помощника. Это будет стимулировать вас самих - дополнительная ответственность также дисциплинирует. Помощник сможет снять с вас 90% рутины, освободить ваше время.

Поначалу мне было интересно разбираться с конструктором, но когда я сконструировал 20-е по счету приложение, это стало рутиной. Клиенты задают одни и те же вопросы, просят внести бесконечные коррективы. Все нужно в сотый раз согласовывать, обговаривать, контролировать платежи. Так что я нанял сотрудника, и мой оборот сразу увеличился. И мой интерес к бизнесу не угас, я получал уже дополнительный драйв от закрытия сделок.

И мой вам совет - пусть у вас под рукой будет парочка помощников. Хотя бы потенциальных. Не делайте все сами, это очень вредно для бизнеса.

Ваш сотрудник может за вас продавать, оформлять и пересылать документы, искать клиентов, работать с фрилансерами, осуществлять сервис-контроль, холодные звонки, поддерживать сайт.

А вы, не делегируя свою работу, никогда не поднимитесь, не сможете масштабировать свой бизнес. Вы должны быть над бизнесом, а не в нем.

Еще совет - пока вы только начинаете, вы никому ничего не платите. Берете человека на испытательный. Даете ему задание найти вам заказ. Находит - вы его берете, и есть с чего зарплату платить. Не справляется, нанимаете следующего. Будьте расчетливы, иначе успеха вам не видать. Заодно научитесь увольнять людей. Без этого никак. И люди будут лучше работать, зная, что они не единственные.

Задача предпринимателя - организовать процесс, а не исполнять все самому.

На чем можно сэкономить и на чем экономить не стоит?

Можно попробовать самостоятельно пройти регистрацию приложения и не платить специалистам. Однако и для Android, и для iOS-приложений установлена масса специфических требований, и не так-то легко сходу с этим разобраться. Так что здесь я не советую экономить. Просто время потеряете.

Ну и на сотрудниках можно экономить. Как я уже говорил, на первых порах это возможно. Но опять же, если вы хотите быстро развиваться, лучше помощника нанять, а зарплату платить по факту выполнения заданий. Но никак не авансом.

Как долго вы окупали первоначальные вложения? Каковы перспективы этого бизнеса?

Вложения окупаются уже в первый же месяц. Потрясающе, правда? Доход от 35 до 70 тыс. рублей за каждое созданное приложение! Кроме того, вы получаете абонентскую плату ежемесячно за обслуживание всех созданных мобильных приложений.

Можно еще брать плату за консультации, за помощь, за раскрутку мобильного приложения.

Что вы можете сказать о конкуренции в этом бизнесе?

Конкурентов практически нет. Только предоставляет максимальный функциональный спектр в данной сфере. Дает клиентам максимум возможного. А ведь потребность в мобильных приложениях просто колоссальная. Даже в крупных городах неохваченными остаются более 95% бизнесов. Им нужны мобильные приложения для развития, для упрочения бизнеса, а им такой услуги практически никто не предлагает.

Так что конкуренции в данном виде бизнеса можно не бояться еще минимум пару-тройку лет!

Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать этот бизнес?

Как говорится в мудром изречении, если пытаться говорить одновременно со всеми, Вы не поговорите ни с кем. Определите для работы какую-то конкретную нишу (область) и сконцентрируйте свои маркетинговые усилия на ней. В России, как и везде, очень много разновидностей малого бизнеса, которые на поверку оказались весьма выгодными клиентами для разработчиков мобильных приложений (к примеру, рестораны, адвокатские конторы, агентства недвижимости, и многие другие). Выберите подходящую сферу и сосредоточьтесь на ней, и тогда ваши усилия будут вознаграждены.

Кроме того, нужно постоянно прокачивать себя, всегда быть в темпе. И не изобретайте велосипед, не выдумывайте новые способы - уже все давным-давно протестировано, и выведено несколько действительно работающих способов. Вам не нужен приз за оригинальность, вам нужна прибыль. Вот и пользуйтесь чужим успешным опытом на здоровье.

И еще постоянно обучайтесь. Нельзя что-то изучить и на этом успокоиться. Да и постоянно проводит обучение - дает самые последние наработки мировых трендов. Это очень здорово и невероятно стимулирует.

Наш мир меняется, и правила ведения бизнеса также меняются. Сегодня, чтобы успешно начать новый бизнес или масштабировать существующий, вам нужно играть совершенно иначе, чем раньше. Условия стали другими: покупатели искушеннее, методы продаж сложнее. Теперь, когда нам что-то нужно, мы все чаще обращаемся к интернету.

Успешен будет тот бизнесмен, кто идет в ногу со временем, а значит тот, кто использует все самые современные возможности ведения дел.

Поэтому попробуйте прикинуть, кто в вашем окружении нуждается в мобильном приложении, набросайте для себя план действий на ближайший месяц, составьте список первых важных шагов для создания вашего нового бизнеса и вперед к успеху! Я уверен, все у вас получится, как и у меня.

100 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 28333 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Ведение своего канала на Youtube вряд ли можно назвать полноценным бизнесом, однако в некоторой степени это относится к предпринимательской деятельности. Тем более, что сегодня есть реальные примеры т...

Бизнес на целевых лидах: поиск и продажа "теплых" клиентов

Затраты на открытие бизнеса по поиску и продаже "теплых" клиентов нельзя назвать большими. Аренда помещения будет обходиться от 30 тысяч рублей, обустройство офиса – порядка 100 тысяч, а также около 2...

Рентабельность бизнеса по разработке on-line игр напрямую зависит от количества игроков, если их становится очень много, то можно говорить о рентабельности в несколько сотен процентов, хотя и придётся...

Запуск компании по разработке мобильных приложений с самого начала: поиск помещений, поиск инвестиций, про основную (изначальную) идею бизнеса и как она менялась в течение года, про удачи и неудачи.

Минимальная сумма для открытия электронной библиотеки – порядка 200 тысяч рублей, а с учётом фонда оплаты труда – минимум 250 тысяч рублей, однако многие компании вкладывают миллионы рублей для с...

В этой статье расскажем об этапах разработки мобильных приложений в SBS Soft.

Если описать процесс разработки кратко, получится такой список:

  1. Сбор требований к приложению.
  2. Предварительная оценка стоимости разработки.
  3. Проектирование прототипа.
  4. Составление технического задания.
  5. Разработка первого релиза продукта.
  6. Тестирование.
  7. Публикация.
  8. Техническая поддержка.

Чтобы при обращении к нам, вы знали, как будет проходить работа, остановимся подробнее на каждом этапе.

  1. Сбор требований к приложению.

    Вы нам звоните или оставляете заявку на сайте. Менеджер по продажам в формате телефонного интервью собирает информацию: какое мобильное приложение вы хотите сделать, для чего оно предназначено, кто будет им пользоваться, какие функции в нем будут, есть ли у вас сайт, нужен ли сервер, будут ли интеграции с программными продуктами, например, с 1С. После сбора информации менеджер отдает заполненный бриф на оценку в отдел разработки. Если вы беспокоитесь о сохранности и эксклюзивности идеи, мы подпишем соглашение о неразглашении до обсуждения проекта.

  2. Предварительная оценка стоимости разработки.

    Отдел разработки оценивает, сколько времени займет создание приложения, какие специалисты будут задействованы. Ответ о предварительной стоимости приложения вы получите в течение 1-3 дней.

    Важно! Предварительная стоимость мобильного приложения может отличаться от итоговой стоимости, как в большую, так и в меньшую сторону. Точную сумму затрат на разработку приложения можно подсчитать только после составления технического задания.

    После подписания договора проект закрепляется за персональным менеджером, который будет контролировать ход работы, общаться с вами и отвечать на все вопросы. Наша команда использует JIRA - систему контроля выполнения задач, отслеживания ошибок и затраченного времени.

  3. Проектирование прототипа.

    Чтобы показать вам, как будет работать приложение, нужен прототип - макет будущего приложения. Прототип может быть статичный или интерактивный - с кнопками действий и переходами. За дело берется аналитик. Он продумывает логику работы приложения и путь пользователя в нем - user story. На этом этапе отдел маркетинга может предложить вам скорректировать идею, ориентируясь на целевую аудиторию и задачи, которые вы хотите решить с помощью мобильного приложения.

    Когда все готово, аналитик согласовывает с вами прототипы, если нужно вносит правки и передает дизайнеру. Дизайнер определяет стиль оформления приложения и основное направление, используя концепцию Material design guidelines и iOS Human Interface Guidelines с рекомендациями размеров, отступов, визуальных эффектов, анимации. Программисты также ориентируются на руководства для разработки мобильных приложений от Apple и Google.

  4. Составление технического задания.

    Техническое задание составляет аналитик на основе утвержденных прототипов. В техническом задании подробно описываются: функционал мобильного приложения, переходы, бизнес-процессы, основные сценарии, способы получения и передачи данных. Когда ТЗ готово, можно точно оценить стоимость проекта.

  5. Разработка первого релиза продукта.

    На основе ТЗ программисты выпускают первый релиз мобильного приложения. Для сложных проектов мы советуем создавать MVP - минимальную жизнеспособную версию продукта, чтобы проверить реакцию пользователей на приложение. Наш аналитик всегда готов помочь вам определить необходимый для MVP функционал. Если необходимо, мы разрабатываем сервер для управления мобильным приложением и API - сервис для передачи данных между сервером и приложением.

  6. Тестирование.

    Приложения проверяются на ошибки с помощью Smoke Test, ручного функционального тестирования, автоматического функционального тестирования и программы Monkey для Android. Если есть ошибки, исправляем и передаем готовое приложение вам. Для статистики скачиваний и анализа поведения пользователей в приложении мы устанавливаем Firebase Analytics.

  7. Публикация.

    Разработка мобильных приложений — процесс непростой и очень трудоемкий, представляющий из себя полноценную разработку программного обеспечения. Чтобы вам проще было понять, как мы создаем мобильные приложения, мы коротко расскажем про каждый этап нашей работы.

  8. Идея продукта и бизнес-экспертиза
  9. Люди приходят к нам в компанию, чтобы воплотить в жизнь свою идею мобильного приложения, веб-ресурса или автоматизировать бизнес-процессы. Мы проводим бесплатную бизнес-экспертизу, консультируем клиента и дорабатываем идейную составляющую проекта, учитывая потребности пользователей.

  10. Проведение интервью и предварительный анализ рынка
  11. Проведение интервью. Предназначение и ценность приложения? Целевая аудитория? Основные функциональные возможности? Платформы? Требования к процессу разработки приложения?Критерии выбора исполнителя? Обзор аналогичных решений: функционал, количество пользователей, рейтинги, отзывы, монетизация. Анализ пользователей.

  12. Повторный контакт с клиентом
  13. Дополнительные вопросы. Подключение технических специалистов. Утверждение требований для реализации приложения.

  14. Оценка проекта и предложение
  15. Оценку проекта производит команда разработчиков. После чего клиент получает предварительное коммерческое предложение на разработку приложения: этапы разработки приложения; сроки и стоимость; специалисты; гарантии.

  16. Подписание договора
  17. Мы заключаем договор, в котором детально опишем этапы работы и наши обязательства. Вы будете юридически защищены. Каждый этап работы абсолютно прозрачен, все основные моменты обсуждаются с Вами максимально подробно.

  18. Создание прототипа
  19. Понимая, чего ждут от приложения пользователи, мы приступаем к процессу прототипирования. Грамотно выстроенный интерфейс – залог того, что пользователь быстро сориентируется, как приложение поможет решить его проблему. Вы получаете возможность посмотреть функционал будущего приложения без программной части.

  20. Дизайн продукта
  21. Рисуем дизайн всех экранов и состояний элементов. Используем рекомендации Google и Apple к дизайну приложения. Мы заботимся о том, чтобы графические решения были понятными и удобными. Вы получаете дизайн, который выделит вас среди конкурентов.

  22. Разработка технического задания
  23. Техническое задание - документ, разработанный на базе утвержденного интерактивного прототипа и дизайна продукта, необходимый разработчикам, инженерам по тестированию для разработки и тестирования проекта.

  24. Программирование и тестирование приложения
  25. Программирование веб-ресурса или мобильного приложения осуществляется по методологии SCRUM - поэтапное планирование задач и разбивка их выполнения на спринты (sprints).

  26. Ретроспектива
  27. Демонстрация заказчику результатов за 2 недели. Команда анализирует риски и проблемы, завершает спринт, оптимизирует дальнейший процесс разработки приложения.

  28. Публикация мобильного приложения
  29. Сопровождение и достижение результата
  30. Отличие нашей работы в том, что мы не только разрабатываем приложения, но и берем их на продвижение. Наши клиенты получают компанию, которая ответственна за все этапы работы: от первой кнопки до скачивания приложения и благодарственных отзывов пользователей.

    ХОТИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ? РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ БИЗНЕСЕ

    РАСЧЕТ ПРОЕКТА

    Интервью

    Проводим интервью лично или по скайпу. Интервью может длиться несколько часов. Этот этап разработки приложения важен. От того, насколько точно и полно клиент ответит на вопросы, зависит, каким выйдет продукт.

    Основные вопросы, которые мы задаем, это: задачи проекта, существующий бизнес-процесс, целевая аудитория, конкуренты. На этом этапе обсуждается будущий функционал.

    MindMap

    Создаем MindMap - интеллектуальную карту, позволяющую структурировать всю полученную от клиента информацию. Это наглядная схема проекта, благодаря которой все данные о приложении находятся в одном месте.

    Анализ

    Скетчинг рукой

    Изучаем приложения конкурентов. Анализируем, где пользователям может быть неудобно или где они спотыкаются, выполняя свои задачи. Делаем это, чтобы определить, чем новое приложение будет отличаться от уже имеющихся аналогов.

    Разработка прототипа

    На основе скетчей мы создаем wireframes - структурную схему страниц приложения. Это скелет дизайна, где изображена каждая деталь будущего продукта.

    Над схемами страниц работает UX-специалист. Процесс создания wireframes обсуждается с арт-директором.

    После его утверждения делается кликабельный прототип, который отправляют на согласование в технический отдел.

    Интервью с пользователями

    Готовый прототип тестируем на пользователях - сотрудниках нашего офиса или группах добровольцев. Показываем прототип и задаем вопросы: «Как думаете, что это за кнопка?», «Как бы вы добавили товар в корзину?» и т.п.

    Это помогает обнаружить непонятные пользователям моменты и исправить ошибки на этом этапе разработки мобильного приложения.

    Презентация прототипа клиенту

    Проводим презентацию: показываем прототип клиенту, разъясняем, что и как будет работать. Если надо, вносим изменения, дорабатываем. Согласовываем все детали и утверждаем.

    Разработка концепции дизайна

    На данном этапе разработки мобильных приложений делаем несколько вариантов концепций дизайна. Концепция, которую выбирает заказчик, ляжет в основу дизайна всего приложения.

    Дизайн всех экранов и состояний

    На этом этапе рисуются все экраны и состояния элементов. В среднем получается 120-150 экранов. Это помогает учесть все сценарии и не увеличить срок при программировании.


    ТЗ и клиент-серверная архитектура

    Когда у нас готов дизайн, мы приступаем к разработке Технического задания. В нем описываются все сценарии, переходы между экранами и состояния экранов. На этом этапе специалист прорабатывает hi-level архитектуру проекта и модель хранения данных.

    Это важный этап. От него зависит, как будет построена программная часть, скорость работы приложения, конфигурация «клиент-серверных» запросов. Откуда мы берем данные, куда записываем, как записываем и т.д. В ТЗ включаются все системы, с которыми необходимо синхронизироваться.

    Программирование и тестирование

    Работа переходит в руки программистов. Процесс разработки строится по методологии гибкой разработки Scrum. Формируется полный список задач (так называемый «back-log») и разделяется на небольшие участки (называются «спринты»).

    Поэтапно программируем и демонстрируем результат после каждого спринта. Когда программная часть готова, отправляем приложение на тестирование. Специалисты по тестированию проверяют продукт на предмет возможных ошибок. При необходимости приложение возвращают программистам для доработки.

    Публикация приложения

    Основные этапы разработки мобильных приложений пройдены, осталось подготовить приложение к публикации. Для этого делаем описание продукта и графику, соответствующие правилам магазинов Google Play и AppStore. Если их не выполнять, приложение не пройдет модерацию.

    В магазинах пользователь в первую очередь видит иконку приложения, поэтому важно сделать ее привлекательной.

    Создавая графику для описаний приложения, проверяем, есть ли разрешение авторов на использование тех или иных изображений, нет ли на фото лиц знаменитостей, а также соблюдение других требований магазинов.


    Техническая поддержка продукта

    Проекты после сдачи переходят на стадию технической поддержки.