Болезни и лечение

Особенности мифологического мировоззрения - доклад. Мифологическое мировоззрение

Исторически первой формой мировоззрения является мифология . Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

4. Философия жизни XX века – основные идеи, направления и представители

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Это понятие многозначно толкуется в различных вариантах философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ницше. Историцистский вариант философии жизни (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) исходит из непосредственного внутреннего переживания как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Бергсон).

Основными представителями философии жизни являются:

· Ф.Ницше (Ницше стремится преодолеть рациональность философского метода, его понятия - "жизнь", "воля к власти" - предстают как многозначные символы.)

· В.Дильтей (Задача философии (как "науки о духе"), по Дильтею, - понять "жизнь" исходя из нее самой. В связи с этим Дильтей выдвигает метод "понимания", который противопоставляет методу "объяснения", применимому в "науках о природе".)

· Г.Зиммель (Жизнь понимается как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах культуры.)

· А.Бергсон (Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуиции. Тканью психической жизни является длительность, стало быть, жизнь имеет не пространственный, а временной характер. 
 Жизнь - это некий метафизическо-космический процесс, "жизненный порыв" ("Творческая эволюция"))

· О.Шпенглер (Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Культуры трактуются им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.)

5. Возникновение философии – качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер . И этот момент существенно сближает философию и науку.

6. Экзистенциализм – общая характеристика, представители.

Экзистенциали́зм , также философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).

Экзистенциальная философия - это философия бытия человека

Основная категория философии экзистенциализма это экзистенция (уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Так, согласно Хайдеггеру такое существование - экзистенция- относится к особому сущему - Dasein - и должно рассматриваться в особой экзистенциальной аналитике, в отличие от категориальной аналитики для других сущих.)

Философия экзистенциализма - иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы - объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта . Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914-1918:

Л. Шестов

Н. А. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

К. Ясперс

М. Хайдеггер

М. Бубер

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939-1945 во Франции:

Ж.-П. Сартр

Г. Марсель

М. Мерло-Понти

Мифологический тип мировоззрения - это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира. Мифологическое мировоззрение выражается в символах, например: медведь издавна считался символом - «духом тайги».

Мифология была первой попыткой абстрактного объяснения человеком строения мира, причин его развития и места человека в мире. На этом пути мифология создает несколько мыследеятельных конструкций, перешедших и в раннюю философию. Одна из них связана с проблемой рождения мира.

Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Становящийся мир представляет собой арену столкновения и объединения противоположностей (эта тема станет одной из главных в последующей философии). Человек в мире, где постоянно сталкиваются противоположные начала, отнюдь не является марионеткой в руках слепых аморальных сил; напротив, он - герой, бросающий вызов судьбе, не боящийся сознательно выбрать смерть, добивающийся своими героическими деяниями воздаяний со стороны богов. Несмотря на буйство фантазии, свойственное мифу, в нем начинают, по мере развития практики, складываться жесткие структуры - прообраз будущих законов логики.

Важно, что это понятие не является оценкой, т.е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:

  • 1. Нерасчлененная ценность мира богов, человека и природы (природное явление объясняется непосредственным влиянием богов, т. е. нет абстрактного представления о едином законе, который описывает взаимоотношения людей и богов).
  • 2. Отсутствуют различия субъекта и объекта - человека и мира; мир понимается по образу и подобию человека, а человек - по образу мира.
  • 3. Мифологическое знание неразрывно связано со своим осуществлением в ритуале, т. е. некоторая ситуация воспринимается, во-первых, как соразмерная божественному порядку, во-вторых, существует способ влияния на эту ситуацию. Мифологическое мышление рецептурно.
  • 4. Всякое ритуальное действие имеет целью поддержания шаткого мирового порядка, поэтому не существует различия между такими сферами деятельности как искусство, религия, наука, философия.
  • 5. Из вышесказанного вытекает символизм архаического мышления - не существует явлений самих по себе, они являются символами божественной воли, каждое явление вызывало ассоциацию с мифом данного племени. По различным причинам мифологический тип мышления рушится, на смену ему приходит философия, т. е. членораздельная речь.

Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что все предметы и явления воспринимаются как взаимосвязанные одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все действия и поступки воспринимаются как естественные.

Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении мира и человека; о его месте и предназначении в мире; о путях и способах возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Итальянский философ Д.Вико (1668-1744) остроумно называл мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности.

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры - литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.

Таким образом, предпосылками мифологической «логики» можно считать, во-первых, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и, во-вторых, целостность мифологического мышления, которое неотделимо от эмоциональной сферы. От сказки Миф отличается тем, что в нем заключена попытка объяснить мир. Он отличается и от легенды, ибо в его основе не лежит конкретное явление. Следовательно, миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях.

Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

мировоззрение миф религия

Люди уже в исторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: нет ни проблематики бытия и существования мира, ни честности в вопросе о возможности человека познать мир.

Миф - одна из форм выражения человеком своего реального на исходном этапе отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это первый (пусть фантастический) ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира.

В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Мифологической форме присущи:

Синкретизм - нет четких различий между материальным и духовным явлениями;

Антропоморфизм - отождествление природных сил с человеческими силами, одухотворение их;

Политеизм (многобожие) - каждое природное явление имеет свою причину - это Бог. Богам присущи человеческие черты, пороки, но они бессмертны.

Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. В знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии -- Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Практическое значение мифологии в мировоззрение и в настоящее время не утрачено. К образам мифологии, в основном греческой, римской и немного древнегерманской, прибегали в своих работах как Маркс, Энгельс и Ленин, так и сторонники противоположных взглядов - Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Шубарт. Мифологическая основа выделяет первый исторический тип мировоззрения, ныне сохранившийся только в качестве вспомогательного.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Близким к мифологическому мировоззрению, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос -- разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия -- это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку.

Исторически первой формой мировоззрения принято считать мифологическое мировоззрение, т.е. систему вымышленных представлений о мире, его возникновении, возникновении человека, фантастического понимания природных явлений и исторических процессов, в которых участвует человек. Мифологическое мировоззрение основано не на изучении окружающего мира и не на познании, а на художественном вымысле, иногда имеющем форму очень увлекательного рассказа. Под мифологическим мировоззрением принято понимать совокупность представлений о мире и жизни, сформированные через призму мифа.

Что такое миф?

Миф – это художественный вымысел, благодаря мифу можно очень интересно и красиво объяснить любое явление, относящееся к любой сфере человеческой деятельности и проявлению сил природы. Наиболее ярким примером формы закрепления мифологического мировоззрения являются греческие мифы, представляющие собой замечательный литературно-художественный памятник.

Развитая мифология охватывала практически все стороны жизни человека и общества. Оно объясняет возникновение упорядоченного космоса из первичного хаоса, зарождение жизни и появление человека, объясняет появление в жизни человека важнейших навыков (письма, ремесел, изобразительного искусства), дает знание о будущих временах и о посмертном существовании. При этом в мифе человек и окружающий его мир были неотделимы. Человек – одна из частей природы, а сами силы природы имеют облик богов и героев. Миф не имеет конкретного автора и невозможно указать на точное время его возникновения. При этом мифологические боги и герои греков полностью повторяют все особенности обычной жизни: подобно обычным людям, они интригуют, капризничают, самым непосредственным образом вмешиваются в жизнь людей, спорят, лгут, воюют друг с другом. Отличает богов от людей их бессмертие и возможность проявлять особые способности, творить чудеса.

Мифологическое мировоззрение продолжает существовать и сегодня, в том числе среди достаточно просвещенной части человечества. На смену мифам как рассказам о богах и героях пришла социальная, политическая и экономическая мифология – например, мифы о подобных богам великих руководителях, о тайных заговорах и всемирном терроризме, на борьбу с которыми должны быть брошены все силы и средства.

Понятие и структура мировоззрения

У понятия "мировоззрение" нет какого-то одного признаваемого всеми определения. Чаще всего ученые сходятся на том, что под этим термином следует понимать комплексное представление человека о мире, некую субстанцию, которая является связующим звеном между сознанием и познанием. С точки зрения своей структуры мировоззрение включает такие элементы, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Основные типы мировоззрений

Мировоззрение развивалось вместе с развитием человека, его представлений об окружающем мире и о себе. Несмотря на то, что в настоящее время ученые наибольшее внимание уделяют обыденному и научному представлению об окружающей действительности, исторически первой формой миропонимания является мифологическое мировоззрение.

Понятие мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, как следует из названия, основывается на мифах, то есть на ярких, эмоциональных, логически выстроенных схемах, с помощью которых человек старался объяснить те или иные явления или процессы. Эмоциональность и красочность была необходима, чтобы заставить окружающих поверить в то, что в действительности все именно так и происходит.

Миф как отражение специфики мифологического мировоззрения

В то же время миф - это не просто рассказ, это очень глубокое переживание человеком тех событий, о которых он повествует. Такое восприятие происходит потому, что в этих историях затрагиваются самые важные проблемы человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Миф - это своеобразный шифр, "скрытый язык", с помощью которого человек стремился донести до окружающих всю сложность и упорядоченность окружающей природной среды. Именно в этом поиске глубинного смысла тех или иных явлений и процессов, окрашенного в яркие, а подчас и в фантастические тона, и заключается специфика мифологического мировоззрения.

Предпосылки появления мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, его появление и развитие связаны с определенным этапом развития человеческого сознания и накопления знаний об окружающем мире. Непосредственными предпосылками его появления следует признать определенный эмоциональный дискомфорт, который окружал человека в те далекие времена, а также его стремление использовать даже те незначительные знания, которыми он уже обладел, чтобы сразу объяснить все окружающие его процессы и явления.

Они самым непосредственным образом связаны со спецификой данного типа мировосприятия. Это и одушевление окружающих предметов и явлений, и неразделенность представлений о действительности, и фантазии, и перенос многих явлений своей жизни в мир богов и духов. Кроме того, мифологическое мировоззрение характеризуется отсутствием каких-либо попыток придать познанию абстрактный характер, то есть попытаться выделить в тех или иных явлениях их главные, сущностные качества и свойства. При этом в мифах человек пытался дать объяснение абсолютно всему, что его окружало, в том числе себе самому. В то же время следует отметить, что мифологическое мировоззрение, в отличие от тех же обыденных знаний о предметах, представляет собой достаточно стройную систему, где каждый миф занимает собственное, четко определенное место.