Методики развития

Детский Алкоголизм: Причины, Лечение и Профилактика. Курсовая работа: Детский алкоголизм Угроза алкогольной интоксикации

Детский алкоголизм - психологическая и физиологическая сложная зависимость, пагубно сказывается на здоровье растущего организма, и опасность полной деградации заметно возрастает. Независимо от такого фактора, как социальный, в борьбе с этой проблемой нет эффективных средств. Взгляды общества на алкоголь во многом основаны на том, что его присутствие неизбежно, в нем пытаются увидеть плюсы, и подобное отношение на негативное явление сказывается на детской психике и восприятии.

Дети, которые постоянно употребляют спиртное, быстро приобретают соответствующую зависимость. Для этого им достаточно напиться 3-4 раза за один месяц. Происходят негативные изменения:

Замедляется функция роста.
Личность деградирует.
Быстро возникает зависимость от алкоголя.
В психике происходят нарушения.
Разрушаются внутренние органы.
Половое развитие идет неправильно или замедляется.

В детском организме все эти процессы происходят намного быстрее, чем у взрослых или подростков. Дети превращаются в алкоголиков очень стремительно. Такая вредная привычка, как алкоголизм, является разновидностью токсикомании.

Детский алкоголизм


Статистика показывает: процесс алкоголизации в 75 % случаев развивается до 20 лет. 46 % случаев включают подростковый возраст. Рост заболевания в России особо охватывает подростковый возраст. Результаты статистики и опросов показали: 56% тех, кто учится в 8-10 классах, пробовали вредные напитки, а у большинства школьников 12-13 лет уже есть опыт употребления и даже - приобретения этого продукта.

Всего 6% всего количества старшеклассников устояли перед соблазном, остальные же пьют вредный напиток с регулярностью разного рода. Порядка 30% молодых людей делают это еженедельно. Это – достаточно удручающие показатели, они говорят о том, что опасность выработки зависимости все время возрастает.

Диагноз принято устанавливать по нескольким параметрам. Среди них:

При приеме алкоголя пропадает рвотная реакция.
Отсутствие контроля за объемами выпитого.
Ретроградная амнезия в частичной форме.
Развитие абстинентного синдрома.
Пьянство запойного типа.

Одновременно катастрофически понижается уровень среднего возраста несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками. Теперь он достиг 14 - 11 лет. Среди них преобладают пивные алкоголики.

Причины детского алкоголизма

Причины детского алкоголизма во многом основаны на психологии. Детская разновидность включает следующие из них:

Недостаток внимания со стороны взрослых и родителей;
излишнее давление со стороны родителей;
попытка таким образом отстраниться от проблем;
наличие поблизости соответствующего примера, такого, как пьющие родители;
попытка самоутвердиться, ошибочное мнение, что это делает ребенка взрослым;
плохое влияние компании;
излишек свободного времени.

Проблемы, указанные выше, касаются подросткового и детского алкоголизма. У большинства этой категории привычка к алкоголю появляется буквально в утробе матерей, если женщина позволяет себе спиртное. Алкоголь обладает способностью оказываться в крови плода, проникая туда через плаценту. Развивается опасность фатального алкогольного синдрома. Проявляются сопутствующие признаки, среди которых - аномалии челюстно-лицевой области:

Удлиненная форма лица,
скуловая дуга с гипоплазией,
низкий лоб,
недоразвитие костей подбородка,
неправильная нижняя челюсть,
деформированная грудная клетка, недостаточная длина стоп, слабое разгибание локтевых суставов, ненормальное расположение пальцев, тазобедренные суставы недоразвиты,
косоглазие, узкая форма глазных щелей, верхнее веко опущено,
часто затылок уплотняется, голова растет маленькая,
излишне маленький нос, с седловидным типом, с укороченной спинкой носа,
верхняя губа укорочена, «заячья губа», патологическое строение неба – т.н. «волчья пасть»,
масса тела новорожденного низкая,
физическое развитие идет неправильно,
рост задерживается, или, напротив, оказывается излишне высоким,
нервная система развивается неправильно, диагностируют микроцефалию (недоразвитие мозга),
«spina bifida»,
пороки сердца, нарушения генитально-анального значения, в половых органов и суставах.

У появления вредной привычки много причин и факторов риска. Считается, что социальный статус мало влияет на пристрастия пагубного значения. Но в бедных семьях, в условиях нижнего уровня жизни, подобные привычки появляются стихийно, кажутся одним из признаков принадлежности к самым нищим слоям общества. При высоком достатке риск не менее велик. Немного лучше дела обстоят при хорошей генетике, хотя и в этом случае существует такая опасность. Желательно показывать ребенку жизнь с хорошей стороны, избегая плохих компаний, застолий в семейном кругу, нотаций. Также не имеет смысла зачитывать ребенку правила, которые взрослые не соблюдают – в этом случае, не помогут никакие аргументы.

Наследственность – достаточно сложная наука. Генетика оперирует фактом: генов, бесповоротно определяющий склонность к пьянству, не существует. За это отвечает большая группа факторов. Всегда есть возможность привить ребенку привычку на все иметь свое мнение, судить о ситуации адекватно.

Последствия детского алкоголизма

Последствия детского алкоголизма отличаются бесповоротностью, поскольку здоровье никогда не станет стандартным. Среди опасных перспектив:

Расстройства ЖКТ – их появление обуславливает неумение детей закусывать. Они обычно выпивают тайком, употребляя за один раз очень большие порции. Это несет опасность гастрита, воспаления пищевода. Резко развиваются заболевания печени, поджелудочной железы;
проявляются болезни сердечно-сосудистой системы, диагностируют тахикардию, варикозное расширение вен, также повышается артериальное давление, возникает аритмия, миокардиодистрофия и проч.;
иммунитет заметно понижается;
постоянное состояние авитаминоза;
ожно сказать, о самом опасном и необратимом последствии детского алкоголизма – нарушении функций головного мозга, а также в ЦНС с затормаживанием общего развития, уровней интеллекта, памяти, упадка логического и абстрактного видов мышления. Личность необратимо деградирует, развиваются неизлечимые психические отклонения.

Профилактика детского алкоголизма

Профилактика детского алкоголизма необходима в полном объеме. Алкоголизм является очень опасной разновидностью наркомании. Она включает в себя совокупность вредных привычек, база которых - злоупотребление алкоголем. В результате заметно ухудшается здоровье, образ жизни человека снижается. Разрушается функционирование организма. Патогенных последствий очень много.

Необходимо предупреждать болезни, начиная с мер профилактики. Профилактика детского алкоголизма включает и такие факторы защиты:

Благополучная семья;
материальный достаток;
обучение принятию общественных норм;
регулярное медицинское обследование;
обитание в благополучном районе;
достаточный уровень самооценки;
выработка должных положительных качеств характера.

Профилактика детского алкоголизма заключается в устранении факторов риска и усилении факторов защиты.

Рано диагностированный алкоголизм у ребенка может быстро излечиться, при соответствующих мерах. Важно вовремя позаботиться о грамотной профилактике, предоставить детям возможность находить подходящее хобби – походами в секции, учебой и др. Со стороны потребуется добиться исключения спиртного из продажи, дать понять, что можно жить и без этого продукта. При сознательном отказе взрослых от алкоголя детский алкоголизм придет в упадок и перестанет предоставлять опасность.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Детский алкоголизм (под детьми мы имеем ввиду лиц, не достигших 18 летнего возраста) – это острая проблема практически всех современных развитых государств. Уже давно не секрет, что злоупотребление спиртным намного опаснее для детского организма, чем для взрослого, поскольку он еще не окреп и находится на активном этапе развитии. Тем более, ребенок по сравнению со старшими намного быстрее привыкает к крепким напиткам. Алкоголизм может нанести растущему организму непоправимый вред, который выражается как в физической, так и в душевной неполноценности. У детей, регулярно употребляющих алкоголь, а ребенку достаточно напиваться 3-4 раза в месяц, нарушается функция роста, происходит деградация личности, возникает тяжелая форма зависимости от алкоголя, наблюдаются психические нарушения, происходит разрешение внутренних органов, задерживается половое развитие, причем происходит это все гораздо быстрее, чем у взрослого человека. Дети спиваются гораздо стремительней, чем взрослые. Никогда нельзя забывать о том, что алкоголизм — одна из разновидностей токсикомании.

Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь может оказывать полезное влияние на человеческий организм. Возможно, так оно и есть, но вся беда в том, что нам подчас очень тяжело установить грань, когда польза переходит во вред, а «можно» в «нужно».

Почему дети становятся алкоголиками?

Психологи выделяют основные причины детской зависимости:

недостаток внимания родителей;
чрезмерная опека родителей;
побег от проблем в семье, школе, коллективе;
пример злоупотребляющих родителей;
желание самоутвердиться, почувствовать себя взрослым;
влияние плохой компании;
обилие свободного времени.

Это то, что касается подростков. Но, каким бы ужасным нам это не казалось, наркологам иной раз приходится наблюдать и младенческий алкоголизм. Он возникает у совсем маленьких детей. У большинства из них привычка к алкоголю вырабатывается еще в то время, когда они находились в утробе матерей — пьющие женщины, будучи «в положении», «делятся» выпитым спиртным со своими еще не родившимися младенцами. Алкоголь способен проникать через плаценту в кровь плода, в результате возникает так называемый фетальный алкогольный синдром.

1. аномалии в развитии челюстно-лицевой области: удлиненное лицо; недоразвитие (гипоплазия) скуловой дуги, недоразвитие подбородка, нижней челюсти; низкий лоб; косоглазие, узкие глазные щели, опущение верхнего века в результате паралича мышц; маленький носик, седловидного типа, укороченная спинка носа; укороченная верхняя губа, «заячья губа», неправильное строение нёба — «волчья пасть»;

2. возможен уплощенный затылок, маленькая голова;

3. низкая масса тела ребеночка при рождении;

4. нарушения физического развития ребенка: непропорциональное телосложение, задержка в росте или, наоборот, рост слишком высокий в соответствии с весом;

5. неправильная, деформированная форма грудной клетки, укороченные стопы, неполное разгибание ручек в локтевых суставах, нарушения расположения пальцев рук и ног, недоразвитие тазобедренных суставов;

6. патологии нервной системы, в частности: микроцефалия — недоразвитие мозга новорожденного или отдельных его частей, которое может стать причиной неврологических и интеллектуальных расстройств; «spina bifida» — в переводе, «открытая спина», проще говоря, неполное заращение или не заращение спинномозгового канала;

7. различные аномалии развития внутренних и внешних органов, наиболее часто — около половины деток — пороки развития сердца, генитально-анальные нарушения, аномалии половых органов и суставов.

Нянечки, работающие в детских домах, подмечают, что даже при отсутствии выраженного алкогольного синдрома дети от пьющих матерей более беспокойны, чем от непьющих, при этом один только запах алкоголя влияет на них успокаивающе, они перестают плакать. Младенцы могут родиться уже с зависимостью от алкоголя! Естественно, такие дети находятся в группе риска в плане развития у них алкоголизма в более старшем возрасте.

В России детский алкоголизм уже стал привычным явлением. Очень часто в России спиртные напитки используются в качестве лечебных средств, когда ребенок заболевает простудным заболеванием. Еще недавно при помощи спиртного слабым, истощенным, страдающим рахитом детям возвращали аппетит, спокойный сон и укрепляли организм. Кроме того, для повышения аппетита использовали портвейн, черемуховую наливку и кагор применяли при поносе, малиновую настойку – при простудах, а «рябиновкой» спасались от глистных инвазий. Универсальным лекарством от всех болезней считается водка. В отдаленных деревнях, где у населения единственный способ развлечения это пьянка, 10-летние дети уже во всю употребляют самогон, причем в количествах, вызывающих опьянение, а подростки пьют уже наравне со взрослыми.

В городах картина несколько иная. Здесь подростки от 16 до 18 лет часто подсаживаются на пиво. Ритуал потребления пива усиленно насаждается как обязательный атрибут «крутости», продвинутости, современности. Пиво, преподносимое производителями как совершенно невинный напиток, на самом деле тоже относится к алкоголю. 0,44 грамма пива это то же самое, что 50 грамм водки в пересчете на этиловый спирт, а подростки способны выпить за вечер 5-6 бутылок пива, то есть фактически стакан водки. При этом, не придавая значения всей серьезности «молодежному» напитку, они могут пить его каждый день, а что такого, пиво же не водка! Врачи предупреждают о том, что пивной алкоголизм опасней водочного именно потому, что его жертвы легкомысленно относятся к пиву, не осознавая всех его свойств.

С каждым годом растет число детей, которым ставится диагноз «детский алкоголизм».

Для установления диагноза «алкоголизм» в России определяют наличие у больного нижеперечисленных симптомов:

отсутствует рвотная реакция на приём большого количества алкоголя
потеря контроля над количеством выпитого
частичная ретроградная амнезия
наличие абстинентного синдрома
запойное пьянство

Вместе с этим снижается и средний возраст несовершеннолетних, которые злоупотребляют алкогольными напитками – с 14 до 11 лет. В основном это пивные алкоголики.

Социум, в котором растет ребенок, также очень важен. Ведь причины детского алкоголизма часто вызваны общением в неправильной компании, куда попадают несовершеннолетние, которые не пребывают под строгим родительским контролем. Именно такие «дети улицы» и распространяют детский алкоголизм.

Неправильное воспитание в семье – это очередные причины детского алкоголизма. Среди них стоит выделить безнадзорность и гиперопеку. Если со стороны родителей отсутствует какое-либо внимание и контроль, ребенок предоставлен сам себе, попадает в хулиганистую среду и спивается из-за многочисленных проблем, которые его, брошенного, окружают с раннего детства. Гиперопека сердобольных родителей, которые удовлетворяют все прихоти своего любимого чада и потакают ему, не дают несовершеннолетнему, выращенному в тепличных условиях, самостоятельно справляться со стрессами и невзгодами. Его все детство и юность лишали необходимости бороться с какими-либо трудностями. И когда он сам на сам сталкивается с ними, то совершенно не готов к подобным жизненным испытаниям и поэтому использует алкоголь, как средство, которое создает видимость благополучия.

За последние годы причины детского алкоголизма пополнились и пагубным влиянием телевидения и кино. Кроме того, сегодня не запрещена реклама алкогольных напитков. Умело снятые ролики призывают попробовать спиртное и пережить небывалые ощущения, получить невероятное удовольствие, окунуться в приятную атмосферу. Такая пропаганда сильно воздействует на неокрепшую детскую и подростковую психику, что в свою очередь и развивает детский алкоголизм.

Профилактика детского алкоголизма заключается в том, что ее нужно начинать с формирования полноценной, здоровой семьи, в которой все ведут трезвый образ жизни и совершенно счастливы. Профилактика детского алкоголизма должна быть и в учебных учреждениях. Ведь именно в школьном возрасте дети любят пробовать все новое и неизведанное. Формирование полноценной, здоровой семьи.

Профилактика детского алкоголизма включает и такие факторы защиты:

— благополучная семья;
— достаток;
— постоянное медицинское наблюдение;
— проживание в благополучном районе;
— принятие общественных норм;
— высокая самооценка и преобладание положительных качеств характера над негативными.

Профилактика детского алкоголизма заключается в устранении факторов риска и усилении факторов защиты.

Перспективы преодоления алкоголизма, которым страдает ребенок, весьма утешительны, если заболевание рано диагностировано или проводится ранняя и комплексная профилактика. Дети должны быть заняты учебой и разными секциями, находится под строгим наблюдением родителей. А со стороны властей необходимо усилить контроль над продажами спиртного среди несовершеннолетних и запретить рекламу алкоголя. Осознание глобальности и опасности проблемы поможет преодолеть детский алкоголизм

Азбука воспитания

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня существенно снизился возраст большинства болезней, не остался в стороне и алкоголизм . Уже никого не удивишь словами «детский алкоголизм», «пьющий ребенок». Кто из нас не видел компанию совсем юных ребят с бутылками пива и сигаретами в руках? Эта картина стала привычной и не вызывает ничего кроме желания поскорее пройти мимо.

В результате у пристрастившихся детей к алкоголю может возникнуть сахарный диабет , а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией .

Велика опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций , а зачастую подобные явления приводят к коме. На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации , бред), возможен летальный исход.

5 основных этапов развития алкозависимости у детей

1. На первом этапе, длительность которого составляет 3-6 мес., происходит привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок.

2. Для второго этапа, составляющего порядка 1 года, характерно регулярное употребление алкоголя, увеличение доз, кратности приема. В этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако прекращение приёма алкоголя именно в этот период дает достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.

3. Третий этап сопровождается развитием устойчивой психической зависимости. Его длительность составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.

4. Четвертый этап характеризуется хронической стадией алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причем в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.

5. На пятом этапе формируется устойчивая алкозависимость, наступает деменция, дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на последнем этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики .

Лечение

Для лечения детского алкоголизма необходимы специализированные стационары, а также соглашение родителей или опекунов и их активное участие, которое заключается в обеспечении ребенку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

К методам лечения можно отнести кодирование, гипноз, психотерапию, медикаментозное лечение.

В качестве вспомогательной терапии обычно врачи рекомендуют народную медицину – травы и сборы, которые обладают как иммунновосстанавливающим , успокаивающим нервную систему и общеукрепляющим воздействием.

Также в этом деле помогут занятия спортом, физкультура, активный отдых, танцы, увлечения различными хобби, в общем, всё, что отвлекает от пристрастия к алкоголю.

Профилактика

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допустить употребление алкоголя ребенком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Не менее действенным профилактическим методом борьбы с детским алкоголизмом считается и запрет рекламных кампаний, которые активно пропагандируют употребление алкоголя. Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые должны уделять своему ребенку внимание и принимать активное участие в его развитии.

И конечно, следует четко понимать, что детский алкоголизм – это серьезное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит пытаться напоить ребенка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесет вреда. Любой алкоголь для малыша противопоказан.

Лечение детского алкоголизма – сложный и длительный процесс, который затрудняется вследствие невозможности применения отдельных эффективных методов из-за возрастных ограничений. Лечение возможно, если вовремя обратиться за помощью. Но родителям следует помнить, что внимание и забота – лучшая профилактика раннего алкоголизма.

1. Алкогольная зависимость

Алкоголизм – хроническая болезнь, которая развивается в результате длительного злоупотребления спиртными напитками с патологическим влечением к ним, что обусловленно психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя. В связи с тем что острую интоксикацию называют алкогольным опьянением, термин «хронический алкоголизм» считается устаревшим. Алкоголизм – расстройство не психотическое, но при этом заболевании могут возникать психозы. Их причиной служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и нарушения метаболизма, вызванные им, в особенности функций печени.

Алкогольное опьянение проявляется разнообразными психическими, неврологическими и соматическими нарушениями, тяжесть которых зависит не только от дозы алкоголя, но и от скорости его всасывания из желудочно-кишечного тракта, а также от чувствительности к нему организма. Алкоголь всасывается в желудке и в тонком кишечнике. Замедляет его всасывание богатая жиром и крахмалом (картофель) пища, а натощак и в присутствии углекислоты, содержащейся в шампанском, газированных напитках, всасывание алкоголя ускоряется. При утомлении, голодании, недосыпании, а также охлаждении или перегревании чувствительность к алкоголю повышается. У детей, инфантильных подростков, стариков и соматически ослабленных людей переносимость снижена. Переносимость также зависит от генетических факторов, от определяющих активность ферментов, перерабатывающих алкоголь.

Типичная картина (простое опьянение). Выделяется три степени опьянения. Легкая степень опьянения напоминает гипоманиакальное состояние, обычно проявляясь повышением настроения (эйфория), комфортом и желанием общаться с окружающими. При этом человек становится говорливым, его речь делается громкой и быстрой, мимика утрированной, жесты размашистыми, внимание легко отвлекается. Ухудшается качество работы, требующей сосредоточенности, свои возможности человек переоценивает. Отмечается растормаживание сексуального влечения, гиперемия лица, тахикардия, повышение аппетита. Спустя 2–4 часа отмечается вялость и сонливость, период опьянения вспоминается хорошо.

Средняя степень опьянения характеризуется выраженными неврологическими нарушениями: речь делается смазанной, походка – шаткой, при стоянии покачиваются, почерк резко меняется, часто возникает тошнота и рвота. Эйфория чередуется с раздражительностью, озлобленностью, склонностью к скандалам и агрессии, т. е. настроение неустойчивое, внимание переключается с трудом. Период возбуждения сменяется глубоким сном, после которого следуют разбитость, вялость, головная боль. Некоторые события после опьянения вспоминаются смутно.

Тяжелая степень опьянения отличается нарастающим угнетением сознания – от выраженного оглушения вплоть до сопора и комы. Опьяневшие не могут стоять, лицо амимично. Рвота для таких больных опасна аспирацией рвотных масс. Довольно часто возникает недержание мочи и кала. Туловище становится холодным на ощупь, конечности цианотичны. Оглушение переходит в беспробудный сон, во время которого даже запах нашатырного спирта не пробуждает, а лишь вызывает гримасу и стон. В состоянии комы исчезает реакция зрачков на свет, а при ее углублении развивается корнеальный рефлекс, дыхание делается затрудненным, пульс ослабевает. После пробуждения воспоминаний не сохраняются.

Алкоголизм. Многократное либо довольно регулярное употребление алкоголя в дозах, вызывающих сильное опьянение, не является алкоголизмом как болезнью, если не сопровождается характерными для заболевания признаками. Пьянством считается многократное и регулярное употребление алкоголя, которое наносит явный ущерб соматическому здоровью или создает социальные проблемы на работе, в семье, в обществе. Как правило, алкоголизм развивается после нескольких лет пьянства.

Стадии алкоголизма

Первая стадия (стадия психической зависимости). Главным среди начальных признаков является патологическое влечение к алкоголю. Для таких лиц алкоголь является постоянно необходимым средством, поднимающим настроение, позволяет чувствовать себя уверенно и свободно, забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакты с окружающими, эмоционально разрядиться. Придумываются поводы, изыскиваются компании, всякое событие прежде всего рассматривается как причина для выпивки.

Отмечается повышение толерантности к алкоголю, минимальной дозы, способной вызывать легкое опьянение, и наоборот, максимальной дозы, не вызывающей его. После продолжительного перерыва в выпивках толерантность может падать. Люди не могут остановиться, напиваются до тяжелого опьянения, перестают учитывать ситуацию, когда появление в нетрезвом виде грозит серьезными неприятностями. Исчезновение рвотного рефлекса свидетельствует о привыкании к большим дозам. Большая доза алкоголя вызывает беспробудный сон, сопор, кому.

Отмечается выпадение из памяти отдельных периодов опьянения, во время которых сохранялась способность действовать.

Вторая стадия (физической зависимости). Основным признаком II-й стадии является физическая зависимость от алкоголя. Систематическое поступление алкоголя в организм становится необходимым условием для поддержания постоянства внутренней среды организма. Резко активизируется ферментная система, участвующая в переработке алкоголя. У непьющих около 80 % всосавшегося алкоголя разрушается алкогольдегидрогеназой печени, около 10 % – каталазой в других тканях, 10 % выводится с выдыхаемым воздухом, мочой и калом. У алкоголиков активность каталазы возрастает до 50 %.

Компульсивное влечение основывается на физической зависимости, сравнимо с голодом и жаждой, алкоголь становится насущной потребностью, его отсутствие вызывает болезненные расстройства.

Синдром абстиненции – состояние, возникающее вследствие прекращения поступления привычной дозы алкоголя, проявляется психическими, неврологическими и соматическими расстройствами. Беспричинная тревога, раздражительность сочетаются с бессонницей или беспокойным сном и кошмарными сновидениями. Характерны: мышечный тремор, чередование озноба и проливного пота, жажда и утрата аппетита. Почти все алкоголики жалуются на головную боль и сердцебиение, повышение артериального давления. В запущенных случаях алкоголизма может развиваться алкогольный делирий (белая горячка и судорожные припадки).

Абстинентный синдром начинается через 12–24 ч после выпивки, его продолжительность зависит от тяжести – от 1–2 суток до 1–2 недель. Толерантность к алкоголю возрастает более чем в 5 раз по сравнению с первоначальной опьяняющей дозой. Более явной становится потеря ситуационного контроля, больные пьют с кем попало и где попало. В случае постоянного злоупотребления алкоголем больные почти каждый вечер выпивают большие дозы, а по утрам похмеляются, чтобы избежать синдрома абстиненции.

Истинные запои – крайняя форма алкоголизма, развивающаяся на фоне циклоидной акцентуации характера. Им предшествует аффективная фаза: депрессия сочетается с беспокойством и не удержимым желанием подавить тягостное состояние при помощи алкоголя. Запой обычно продолжается в течение нескольких суток. При этом в первые дни запоя отмечается повышенная толерантность к алкоголю, а в последующие дни она снижается. Запой зачастую завершается полным отвращением к алкоголю, один только вид которого вызывает тошноту и рвоту – аверсионный синдром. Затем на протяжении нескольких недель или даже месяцев больные полностью воздерживаются от приема алкоголя до наступления следующей аффективной фазы.

Ложные запои появляются на II стадии алкоголизма и возникают в результате социально-психологических факторов (конец рабочей недели и получение денег), т. е. пьянство является периодическим. Продолжительность запоев различна; вследствие активного противодействия окружения или при отсутствии спиртного они прерываются.

На II стадии становятся выраженными изменения личности. Акцентуация черт характера у подростков и молодежи может происходить уже на I стадии алкоголизма.

Со II стадии нередко начинаются соматические осложнения алкоголизма. Как правило, развивается алкогольная жировая дистрофия печени, которая выступает из-под реберной дуги, болезненна при пальпации. Может развиваться хронический алкогольный гепатит. Алкоголизм вызывает развитие язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Третья стадия (алкогольной деградации). Иногда после многих лет высокой выносливости наступает снижение толерантности к алкоголю, что является главным признаком III стадии. Первоначально уменьшается разовая доза алкоголя, опьянение наступает от маленькой рюмки, а суточная доза уменьшается позднее. Больные переходят от крепких напитков к более слабым, обычно к дешевым винам. Перерыв в приеме алкоголя приводит к тяжелым явлениям абстиненции с бессонницей, тревогой, страхом, к выраженным неврологическим и соматическим нарушениям. В некоторых случаях во время абстиненции может развиться делирий или судорожный припадок.

Псевдоабстиненция – состояния с многочисленными признаками абстинентного синдрома, такими как мышечный тремор, потливость и ознобы, бессонница, тревога и депрессия, возникающие во время ремиссии – после длительного воздержания от алкоголя.

Алкогольная деградация – однообразное изменение личности, при котором утрачиваются эмоциональные привязанности, больные становятся безразличными к близким, пренебрегают самыми элементарными моральными и этическими принципами, правилами общежития, некритически относятся к своему поведению. Зачастую возникают психоорганические нарушения: ухудшается память, затрудняется переключение внимания, снижается интеллект – алкогольная деменция.

На III стадии болезни алкогольные психозы значительно учащаются, делирии являются повторными. Характерен острый и хронический слуховой галлюциноз, а также энцефалопатические психозы.

Течение алкоголизма медленное, у большинства больных I стадия становится очевидной спустя 5-10 лет пьянства, а у 10 % – через 15 лет и более. Интенсивность пьянства оказывает влияние на скорость развития алкоголизма. В случае систематического приема алкоголя в дозах, превышающих 0,5 л водки, 1–2 раза в неделю первые признаки алкоголизма могут обнаруживаться уже через год.

Длительность I стадии заболевания в среднем составляет 3–5 лет. Злокачественный алкоголизм отличается выраженным сокращением всех сроков. Признаки I стадии появляются за 1–2 года пьянства, а II наступает так же через один, два года. Как правило, злокачественное течение встречается у больных, перенесших черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и нейроинтоксикации.

Устранение психической зависимости. Подавление влечения основывается на выработке условного рвотного рефлекса на вид, вкус и запах алкоголя или страха перед его употреблением вследствие необычно тягостного действия.

Сенсибилизирующая терапия основывается на регулярном приеме антабуса (тетурам, эспераль), под действием которого в организме угнетается фермент ацетальдегидрооксидаза. При попадании в организм алкоголя препарат дает преходящий токсический эффект в виде чувства нехватки воздуха, страха смерти, резкого сердцебиения, тошноты, покраснения лица. В редких случаях возникают тяжелые осложнения: гипертонические кризы, приступы стенокардии, коллапсы, судорожные припадки.

Психотерапия считается одним из наиболее действенных методов. Внушение в гипнозе или в бодрствующем состоянии, эмоционально-стрессовая терапия основываются главным образом на выработке отвращения к алкоголю. По мере развития алкоголизма внушаемость нередко возрастает. В настоящее время с положительными результатами применяется кодирование больных. Сущность данного метода заключается в краткосрочной суггестии с целью формирования стойкой установки на полный отказ от употребления спиртных напитков. От повторного приема алкоголя больных в значительной мере удерживает страх возможных тяжелых последствий, вплоть до летального исхода.

Устранение физической зависимости проводится на II стадии алкоголизма.

Дезинтоксикация проводится при помощи капельных внутривенных вливаний гемодеза, реополиглюкина, 5 %-ной глюкозы, тиоловых препаратов, витаминов – тиамина, пиродоксина, аскорбиновой кислоты.

Тягостные симптомы абстиненции устраняются с помощью различных психотропных и других лекарств. При тревоге и беспокойстве используются реланиум, сонапакс, хлорпротиксен, рисполепт, в случаях, когда тревога сочетается с депрессией – амитриптилин или коаксил. При бессоннице – реладорм. При выраженных вегетативных расстройствах – грандаксин или пирроксан. При ярких галлюцинациях (угроза развития алкогольного делирия) необходимо использовать тизерцин.