Характеристики и свойства

Как можно вспомнить то чего не было. Дежавю, дар предвидения и расстройства памяти

С этим чувством сталкивались многие люди. Некоторые источники называют цифру 97%. Неудивительно, что вокруг феномена масса мифов и предположений.

Слово «дежавю» пришло к нам из французского языка. Правда, там оно пишется раздельно. В словарях и энциклопедиях термин объясняют так:

  • «Дежавю (от франц. «уже виденное») – это психологическое состояние человека, при котором он ощущает, что уже находился в подобной ситуации, был в этом месте, видел те или иные предметы».

Представьте: Вы приходите или приезжаете в совершенно незнакомое место. Но! Вас преследует ощущение, что когда-то Вы уже здесь были. Вы видели эти предметы, ощущали эти запахи, говорили с этими людьми. Некоторые могут даже точно сказать, что у них находится за спиной. Или что стоит за дверью слева.

Утомление тем, что эти воспоминания ложны, бросает его в «страшную тоску, потому что это человек, который не может иметь ностальгии по прошлому». Если бы у нас не было нашей памяти, мы бы не знали, кто мы. Существует один из клинических случаев, рассмотренных этим великим психиатром, а также великим писателем по имени Оливер Сакс: история потерянного моряка. Потерянный моряк - это тот, кто ничего не помнит, помнит, кто он, помнит что, возможно, он был матросом, у этого человека больше нет личности.

Итак, память - это построение нашей идентичности. Это уже знало Юма, уже знавшего классику философии. Оказывает ли это только воздействие на людей или влияет на сообщества? Всякий раз, когда мы обращаемся к ценностям нации или группы, к которой мы принадлежим, или к классу, потому что группы могут быть самыми разнообразными, мы, несомненно, делаем это во имя памяти о прошлом. Здесь эта память одна, она только положительная? Конечно, это положительный факт, но он также может легко стать отрицательным.

Все эти знания появляются на уровне ощущений. Память не подсказывает, когда эта ситуация уже была. Когда Вы приезжали уже в это место. Более того, такой ситуации, возможно, никогда и не было. Но ощущение «знакомости» не покидает. Когда оно проходит, остается лишь недоумение.

Дежавю, дар предвидения и расстройства памяти

Не нужно путать дежавю с простой забывчивостью или болезненными расстройствами памяти. С эффектом дежавю человек сталкивается независимо от обстоятельств, времени и места. Установить периоды, заметить какую-либо регулярность невозможно.

Бодей: В этом интервью есть два интересных момента, то есть идея чрезмерного веса памяти, которая сокрушает живых через память о погибших или прошлых грехах, страдает и, следовательно, память, которая никогда не оставляет ощущение мести или Это еще один момент, который национализм - это тот, много раз, из придуманных воспоминаний. Часто случается так, что так много народов рождаются в мифах: миф о превосходстве определенных людей и миф о том, что, например, Россия стала третьим Римом после Рима и Константинополя.

Миф о нацистской Германии арийцев и т.д. память действительно поле битвы, потому что она часто служит для создания фиктивных идентичностей, но, настойчиво настаивая, эти фиктивные личности становятся реальностью. Грек был построен вокруг стола. И все же, теперь миллионы людей с этого языка, написанные за столом, сделали живой язык.

Забывчивость же преследует человека на протяжении определенного периода. Она проявляется не только в ощущениях чего-либо знакомого, но и в других бытовых мелочах. Не помним, куда положили ключи, очки, выключили ли плиту и так далее. Серьезные расстройства памяти – это сфера психотерапевтов и неврологов. Иногда в сознании человека происходит прошлое и настоящее. Иногда вообще выпадает целый период жизни. Это уже амнезия.

Катушка ссылается на небольшую историю Кафки под названием Одрадек, которая касается этих забытых объектов, просто катушки. Один открывает ящик и находит часть его воспоминаний, которые, так сказать, сводятся к объектам. Для Кафки, вероятно, катушка является символом отца, отца. Вы знаете, что есть прекрасное письмо от Кафки к отцу, то есть, возможно, со всеми, возможно, что через некоторое время родители забывают, они были важны для нашего образования, тогда, чтобы подтвердить себя, нам нужно или выступать против них или просто разрабатывать нашу личность.

Предвидение, предчувствие – это узнавание будущего события заранее. На уровне интуиции, сознания. Одни видят четкие визуальные образы грядущего явления. Другим скорое и далекое будущее приходит во снах. У третьих знание появляется в форме простой инстинктивной реакции. Событие не произошло, а человек его почувствовал или увидел. С дежавю иначе: событие произошло, а человек ощутил что-то знакомое. Он «узнал» новое для его памяти место, явление, разговор и т.п.

Но в Прусте есть и другие прекрасные шаги. Например, поездка на карете, где вы можете увидеть три дерева и эти три дерева, похоже, хочет сказать нам что-то: Их ветви выступают, - говорит Пруст, - как будто они хотели схватить и сказать нам: «Если вы не держите его с собой, если вы не запомните, если вы не решите нашу загадку, часть вас спасет нас». Здесь смысл катушки заключается в том, что память - это не просто внутренний факт. Память лежит в объектах - духе, лице, а затем через эти объекты мы восстанавливаем часть нашего прошлого.

Действительно, мы можем сказать, что в предметах, в парфюмерии, прежде всего, в том, что не видно или слышно, то есть в острых ощущениях, наше, нетронутое прошлое сохраняется. Как будто случай забвения сохранил эти объекты и сохранил себя так, как мы. Тогда жизнь как бы превращается в машину сокрушительных камней, которая сокрушает все и делает все прошлое похожим на настоящее.

Почему возникает эффект дежавю?


Из глубины веков к современности

Впервые термин «дежавю» встречается в работах французского психолога Эмиля Буарака. Работал он на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Эмиль Буарак этим словом обозначал ощущение нереальности происходящего. Странное чувство сопровождалось тревогой, восприятием самого себя как бы со стороны.

Но эти объекты прошлого дают нам эту эмоцию, которая проистекает из того, что они возвращают нас к Я, который не был изменен с течением времени. Как сам Пруст сказал: «Как будто объекты передали нам своего рода аромат вечности, это то, что ускользает от лап времени». И поэтому все события помещаются в определенную точку этой стрелки и являются уникальными и неповторимыми. Некоторые, однако, например, вы говорили раньше о Прусте, говорили, что части прошлого снова появляются в настоящем и порождают возрождение или повторное появление.

И поэтому, в идее повторного появления, неправомерность и неповторяемость событий являются неявными. Тогда метафора времени как стрелки не перекрывается, хотя и неожиданным и сложным образом, с периодом времени, в котором это кажется вместо наоборот? У нас есть редуктивная концепция времени, т.е. время - это прямая линия, по которой течет точка, настоящее, которое необратимо отделяет прошлое от будущего. Поэтому мы, говоря философски, думаем о Лейбнице, о том, что последний должен учиться - в Лейбнице время и пространство - это приказы.

Практически одновременно были открыты и другие феномены:

  • déjà vécu (если дежавю – это зрительное восприятие информации, то déjà vécu – восприятие информации на уровне чувств и эмоций; «уже пережитое»);
  • déjà entendu (слуховое восприятие информации, «уже слышанное»);
  • déjà baisée (двигательное, чувственное восприятие информации, «уже попробованное»);
  • déjà lu (наложение воспринимаемых через чтение образов, «уже читанное»);
  • déjà eprouvé (эмоциональное восприятие информации, «уже испытанное»).

Противоположный «дежавю» термин – «жамевю». Его дословный перевод – «никогда не виденное». Находясь в привычной, известной до мелочей обстановке рядом со знакомыми людьми, человек ощущает новизну. Будто он здесь не был, этих людей не знал.

Время - это порядок преемственности, пространство - это порядок сосуществования. Психическое время - это кроссовер - не пугайтесь, это не сложно - это перекресток сосуществования, то есть прошлое и времени, которое остается рядом с правопреемством. То есть время, в некоторых отношениях, как и Лейбниц, течет, для других оно напоминает пространство, то есть оно остается одновременно. То есть прошлое не исчезло, оно не растворилось, оно остается следствием в нас, и по этой причине мы можем это вспомнить.

Ну, в то же время, что он говорит правильно: есть поколение, которое используется не только для старых средств массовой информации, таких как радио или диск, но привыкло к телевидению или, как мы увидим, через какое-то время Интернет, который предполагает не только другой тип памяти, то есть базы данных, которые могут быть достигнуты через Интернет, или поток информации, который на самом деле чрезмерен, - вы, по-видимому, выглядите мальчиками, до пяти часов ежедневное телевидение, в некоторых странах, - этот поток меняет наше восприятие.

Все эти феномены были обнаружены уже в конце девятнадцатого века. Причем встречались они не в единичных случаях. Явления имели массовый характер. Но изучить их подробно, применить научные методы очень сложно. Основная причина – непредсказуемость проявлений феноменов. Так как с помощью науки объяснить возникновение дежавю стало невозможным, строились различные гипотезы и предположения. Некоторые из них весьма сомнительны. Хотя… Кто знает, где зарыто семя истины.

Об Освенциме, часть, говорящая о тексте Примо леви. Если это человек, он пишет: Тогда возникают вопросы: почему мы должны помнить и что мы должны помнить? Мы должны помнить зло в его крайних проявлениях жестокости и хорошо знать это, даже когда оно приходит видимо, безобидные формы. Когда кто-то думает, что иностранец или кто-то, отличающийся от нас, является врагом, в нем закладываются помещения цепи, в конце, - пишет Леви - с, - это концентрационный лагерь, лагерь уничтожения. Возвращаясь, например, здесь говорит, если правильно, что перед смертью эти люди пытались сражаться до конца, даже отдавали все.


Гипотезы относительно возникновения эффекта дежавю:

1) Многократное переселение душ.

Испокон веков (а именно, с древних времен) люди верили в «прошлые жизни». У каждого народа были даже свои традиции захоронения умерших. Все ритуалы и действа направлены на достижение одной единственной цели: дать душе покойного выйти из тела, а потом вернуться на землю в новом обличье, в новом физическом теле.

Перед смертью эти матери кормили своих детей, хотя, очевидно, это было бесполезно, так как они впоследствии были убиты. У компьютера есть это преимущество, которое дает нам доступ ко всем библиотекам и ничего не весит. Нет проблем с вашими тяжелыми рюкзаками. Теперь вы помните, что в Освенциме сейчас обсуждается, в том смысле, что вы ищете противовес. Теперь этот способ делать лодки, подобные мне, не нравятся не потому, что эти события не являются успехами, а потому, что сумма ужасов не в том, что она примиряет нас, говоря, что все плохо.

Мы должны с одинаковым достоинством помнить все ужасы и все жертвы этого столетия, но в то же время мы должны сохранять свои воспоминания раздельными. Поэтому во время гражданских войн или в моменты, когда необходимо занять позицию, есть люди, которые, как бы говорят, делают то же самое, что страусы, кладут головы на землю и забывают. Историческая память содержит в себе возможность мифов, но также содержит противоядие, то есть после того, как вся история рождается именно против деформаций памяти.

Согласно данной теории, эффект дежавю – это не что иное, как вспоминание фрагмента из предыдущей жизни. Отголоски гипотезы можно встретить в трудах Пифагора. Еще дальше пошел Платон. Веря в бессмертность души, он утверждал, что до вселения в физическое тело духовное начало созерцает мир, явления, людей, места. Душа не только все видит и слышит, она еще анализирует, оценивает, делает выводы. Уже находясь в физическом теле, душа «вспоминает свои прошлые мысли». Так происходит процесс познания действительности. Не удивительно, что человек чувствует «знакомость» в определенные моменты своей жизни.

Это само понятие истины на греческом языке, поскольку вы находитесь в классическая средняя школа, алтезия - Лета - это река забывчивости - память не забыть. Правда в Греции сначала совпала, не забывая, что произошло. Геродот писал свою Историю именно так, чтобы сказать, что он хотел вспомнить дела как греков, так и варваров. Только эта история, как вы можете видеть из прессы, представляющей Римский форум, наша история полна развалин. Есть более мертвые языки, отвергнутые религии, религии и забытые политические формы, чем живые языки и существующие политические и религиозные формы.

Теории переселения душ придерживался в своих трудах и Карл Густав Юнг. Знаменитый швейцарский психолог, работающий в начале двадцатого века, полагал, что он сам в восемнадцатом веке работал врачом.

Гипотеза, конечно, интересна и очень проста. Не возникает недоумения по поводу ощущения известности в новом месте. Но… Если дежавю появилось в то время, когда Вы посетили ультрамодный клуб. Или во время работы за компьютером. Или во время беседы с приятелем в темных очках и рваных джинсах. Разве лет сто назад были такие же места и такие же вещи? Разве окружающие нас предметы не меняются из века в век?

Таким образом, миф - это возможность инструментального типа, что определенная группа приписывает себя легитимизации. Вот пример среди многих мифов: процессия, созданная по случаю венчает королеву, в Вестминстере, о которой думают, это средневековье, на самом деле это всего лишь девятнадцатый век.

У историка есть задача отличить то, что есть истина, в пределах, в которой это возможно, от тех, которые являются мифами, которые могут быть очень опасными мифами, такими как миф, например, арийской расы, которая облагораживала всех немцев, заставляла людей забывать о конфликтах внутри немецкой нации и закладывала основу для истребления. Были люди, которые страдали радиазонами и со временем искалечивали почти все искусство, пока не умерли. То есть, на данном этапе мы готовы принять Холокост, то есть Холокост, да, это было историческое событие, мы изучаем его в школе, депортированные в Сибири, да, именно там мы изучаем их даже те, - но другие вещи должны оставаться в абсолютной тишине, люди, которые испытали оружие смерти на своем собственном народе и не говорят об этом.

2) Вещие сны.

Впервые о связи феномена дежавю с вещими снами заговорил Артур Аллин, американский психолог конца девятнадцатого века. С тех пор у данной теории появляются только сторонники. Противников останавливает недоказуемость обратного. Действительно, опровергнуть связь дежавю и вещего сна очень трудно. Но далеко не все видят предстоящие события и встречи во снах.

И как раз то, что вы говорите, мы должны поговорить об этом. Мы знаем, что, например, в пустынных районах Невады, Аризона, где проводились эти эксперименты, группа людей была сформирована даже на юридическом уровне, что пытаясь не только запомнить события, но и получить компенсацию. Таким образом, история, к сожалению, сделана из этих макро-несправедливостей, и каждый человек имеет свой крест. Проблема, вероятно, заключается не только в том, чтобы помнить о зле, которое было сделано, а о том, чтобы взять на себя ответственность каждого из нас за прошлое.

3) Подсознательные фантазии.

Когда речь идет о сознательном и бессознательном (подсознательном), невольно вспоминаешь Зигмунда Фрейда. И до него в философских умах возникали идеи о бессознательном. Но экспериментально данные понятия были разработаны именно австрийским психологом.

Он и его сторонники объясняли феномен дежавю следующим образом: в подсознании имеются те или иные фантазии, образы, идеи; когда они совпадают с происходящими событиями, появляется чувство узнавания.

То есть, мы должны попытаться исправить эти страдания, насколько это возможно. То есть наши собственные солдаты, которые в Сомали изнасиловали женщин. То есть для меня это ужасные вещи. Однако давайте оставим скандал. Мы думаем, что это что-то ужасное, но в течение двух дней мы забываем об этом и как дети, мы собираемся вновь открыть эти трагедии. Но они не меняются, они всегда таковы. То, что это было касторовое масло фашистов, когда они делали бутылки с женщинами или что это теперь оружие, электрод, используемый для пыток, - это просто смена средств, но менталитет не изменился.

Почему возникает дежавю: современные теории


В современном мире также наблюдается разброс мнений и гипотез относительно дежавю.

1) Нарушение таких процессов восприятия, как запоминание и припоминание.

В норме эти два процесса должны функционировать вместе. Но иногда один из них «отключается». Другой в его отсутствие активируется самостоятельно.

Как человек воспринимает новую информацию? Мозг пытается соотнести получаемые впечатления с аналогичными знакомыми. То есть, теми, которые на данный момент имеются в памяти человека. Это происходит припоминание. Одновременно мозг запоминает получаемую информацию.

Если припоминания не происходит? Мозг не может найти похожей информации. Возникает ложное ощущение припоминания. Мозг выдает новое за знакомое.

Еще один момент. Запоминание всегда идет вслед за восприятием. Увидели, потрогали, понюхали, попробовали, услышали – запомнили. Если происходит временной сбой, то эти процессы накладываются. Возникает иллюзия вспоминания нового, дежавю.

2) «Неправильная» скорость передачи информации.

Ученые-нейрофизиологи полагают, что дежавю появляется, когда воспринимающий орган быстрее передает новую информацию, а мозг быстрее ее перерабатывает. В результате новое воспринимается как хорошо знакомое. Это может происходить после хорошего отдыха.

3) Сбой визуальной передачи данных.

У нас два глаза. Соответственно, два пути доставки в мозг визуальной информации. Доставляется она практически одновременно. Если же один сигнал задерживается на миллисекунды, то для мозга он не будет уже новым.

4) Источник информации забылся.

Ежедневно, ежечасно и ежеминутно наш мозг воспринимает очень много информации. Не всегда он считает нужным подключать сознание. Мы просто «мазнули» глазом по предмету, нечаянно услышали обрывок фразы, а мозг уже эту информацию получил, переработал и сохранил. Мы даже не замечаем, как все это происходит. Эти «проигнорированные» сознанием впечатления и лежат в основе дежавю.

Типичные примеры.

Были в гостях, рассматривали фотографии хозяев. Семейные, дружеские. Где-то на заднем плане мелькали лица. А потом знакомимся с этими случайно запечатленными лицами. И не можем никак вспомнить: где я его уже видел?

В какой-то книге прочитали описание средневекового замка. Действия какого-то фильма происходили на определенной улице определенного города. Видны только отдельные детали, совершенно неважные для понимания сюжета элементы. Попадаем в то место в реальной жизни – возникает дежавю.

5) Узнавание знакомого объекта.

В новой обстановке мы можем увидеть знакомый объект, почувствовать знакомый запах, услышать знакомый звук. Сознание может этого и не заметить. Но мозг ускоряет обработку новой информации. А сознание вычленить стимул к этому не в состоянии. Возникает дежавю.

6) Смещение времен.

Это эзотерическая гипотеза. Времени нет. Данное понятие размыто и относительно. Если мы с легкостью вспоминаем прошлое. Почему точно так же не можем вспомнить будущее?! То, что произойдет через несколько секунд. Поток времени един. Возможно, доступ к нему есть с обоих концов?!

Есть еще одно, очень красивое объяснение феномена дежавю. У каждого от рождения есть своя судьба, своя линия жизни. Для каждого конкретного человека идеальны определенные обстоятельства, определенные люди, работа, встречи, места. Эта идеальная линия жизни известна нашему подсознанию. Когда появляется дежавю, наш жизненный путь пересекается с кем-то прописанной идеальной для нас траекторией. Следовательно, мы идем по верной дороге.

26 апреля 1986 года - дата рубежная. Этакая историческая проникающая радиация. Мало кто из тех, кто родился после события, заставившего весь мир выучить славянское слово «Чернобыль», может всерьёз представить себе тот внутренний шок, который пережила планета.

Чернобыль - это такая травка, совсем незаметная. Растущая уже южнее Полесья, на границе которого были возведены четыре блока атомной электростанции, названной в честь крохотного посёлка.

Весной 1986 года всем уже было понятно, что, скорее всего, не случится ядерной войны. Из Афганистана увеличился поток цинковых гробов - душманы научились бить советских захватчиков, в магазинах пока ещё всё было. Страна в целом и Украина в частности готовилась к Первомаю. Готовились и в Припяти - образцовом городе ядерщиков, где в прямой видимости 4-го энергоблока и жили все работники станции. Глупость Советского Союза заключалась в игнорировании человека как существа, имеющего право на жизнь. То есть формально государству человек был важен. Но когда экономически рентабельнее было его интересы попрать, Советы шли на такой шаг не задумываясь.

Припять погибла потому, что государству выгоднее было совмещать крупное промышленное строительство с возведением жилищного фонда. Так было принято - засадить домны в центр Магнитогорска и удивляться в ХХI веке, почему это люди страдают от легочных заболеваний. Собственно, станции, подобные Чернобыльской, обслуживаемые вахтовым методом (как, например, в Финляндии), настолько же опасны. Только людей рядом нет. А те, что на вахте, к работе своей относятся посерьёзней, что ли…



Что случилось на станции, знают все - пожар, выброс пара, ушедшее в атмосферу облако с радиационной начинкой. Почему всё это произошло, не знает никто. Хотя комиссии, собранные по такому случаю, определили и виновников, и ответственных. Всем, кто знакомился с документами по Чернобыльской трагедии, очевидно: «стрелочник» уже похоронен. Возможно, рядышком с теми, кто тушил пожар в ту роковую ночь, с теми, кто получил название «Ликвидатор». Но не в виде термина из кинодетективов, а реального звания спасателя. Планеты, страны, Украины, Киева. Себя, в конце концов.

После майских праздников Припять решили переселять. Уже после того, как люди на праздники сходили в лес, провели долгожданные семейные выходные на природе. Гадость радиации ведь в том, что все знают: нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но мало кто понимал - как боятся того, что ну совсем не ощущается. Когда было принято решение о переселении Припяти, из городка уходили быстро. Как бы и ненадолго. Уже спустя десять лет, находясь в Припяти, ощущал себя героем какой-то недоброй сказки. В той квартире - забытый плюшевый мишка, там - сахарница на столе. Возле города в специальные котлованы были зарыты все личные автомобили обеспеченных, на общем уровне, сотрудников станции. Изотоп, попадая на автокраску «прилипает» намертво, и машину невозможно дезактивировать. Рядом со станцией стоят десятки целеньких Ми-8. Лишь мелом начертана на борту «доза» облучения. Вертолеты, наверное, до сих порт там. А про машины поговаривали, что в начале 90-х множество было отрыто и продано на авторынках развалившегося Союза…



Людей из Припяти поселили восточнее Чернобыля - специально построили городок Славутич. Зачем? Чтобы обслуживать три уцелевшие энергоблока, естественно. По злой иронии природы, пока проектировали Славутич, на место будущей стройки «село» пятно радиации. Переносить площадку не стали, подсыпали песочка слоем потолще - вроде не «фонит»…

Итак, с ночи Чернобыльской аварии прошло четверть века. И, словно в насмешку, аварии на полуразрушенной ядерной станции «Фукусима» в Японии присвоена «чернобыльская», седьмая категория опасности.

А Припять становится затерянным в Полесье городом. Где современные по меркам 80-х дома глядят пустыми окнами на Чернобыль. А если выбраться на крышу любой девятиэтажки, саркофаг над 4-м блоком будет как на ладони. Говорят, что сильно он пропускает. Что пропускает - обыватели толком не поймут. Её (или его?) не видно и не слышно. А пахнет в Припяти только весенним лесом и свежей хвоей…

Андрей Морозов

В Фотоцентре на Гоголевском бульваре в Москве открылась выставка «Хотим, чтобы помнили». Экспозиция из редчайших видео- и фотоматериалов рассказывает о крупнейшей техногенной катастрофе в истории и трагической судьбе города-призрака Припяти. На выставке можно познакомиться с работами, выполненными в разных жанрах (в том числе и с архивными фотографиями) и объединенными единой темой боли и горькой памяти о дне, который разделил историю человечества на «до» и «после» Чернобыля.