Методики развития

Крупнейшие универсальные порты. Морской транспорт

Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое — более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае — измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент).

Сингапур

Самый оживленный порт мира, невероятно порт может принимать более 25,8 млн контейнеров в год!. Хотя морской порт Сингапура подрос на 10% в марте по сравнению с предыдущим годом, 2,400,000 контейнеров поставляются в том же месяце по-прежнему цифра ниже ежемесячных отчетов порта — 2,7 млн. контейнеров, достигнутым в июле 2008 года. Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.

Шанхай, Китай

Китай стал крупнейшим экспортером в мире после Германии в прошлом году, Шанхае являет одним из самых загруженных портов мира, с более чем 25 млн контейнеров в год, проходящей через него. Крупнейший порт в стране, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн) в первом квартале после как значительно увиличил пропуск контейнеров на 15,5%.

Гонконг, Китай

Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.

Шэньчжэнь, Китай

Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.

Пусан, Южная Корея

Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.

Гуанчжоу, Китай

Третий порт в южной китайской город в дельте реки Чжуцзян, Гуанчжоу. За прошлый год порт принял чуть более 11,1 млн контейнеров. Крупнейший оператор порта Guangzhou Port Group.

Дубай, ОАЭ

DP World, четвертый по величине контейнерный терминал-оператор в мире, находится под контролем Dubai World, государственной холдинговой компании, недавно пришлось реструктуризовать бизнес на $ 23,5 млрд. по причине долга. DP World стремится к выпуску своих акций на Лондонской фондовой бирже. В прошлом году 11,1 млн. контейнеров прошло через порт Дубаи.

Нинбо, Китай

Еще один порт Китая, в 2009 году более 10,5 млн контейнеров обработано в порту Нинбо, который конкурирует с более крупной и близлежащих соперника Шанхайский международный порт. Порт Нинбо в декабре объявил о том, что планирует собрать около 10 миллиардов юаней ($ 1,500 млн) через Шанхай в первой половине 2010 года.

Циндао, Китай

Огромные суда наполнены сухими смесями выстраиваются в порту, как Циндао и Ньюкасла в Австралии отражает растущий спрос на сырье. В прошлом году терминалы порта Циндао обработали 10,2 млн контейнеров.

Роттердам, Нидерланды

Крупнейший порт в Европе сообщил, что пропускная способность выросла на 16% до 2,6 млн. контейнеров в течение первого квартала, такой спрос объясняется торговли с Азией. Почти 10 миллионов контейнеров были разгружены в порту Роттердам в 2009 году. Информационные источники порта сообщили, что судоходство резко возросла в прошлом квартале, в частности стало больше железной руды и металлолома, других сыпучих продуктов и нефтепродуктов.

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.

Отправлялись в самые дальние странствия с той лишь целью, чтобы найти новые торговые пути, заодно открывая новые земли. И сегодня большая часть грузов перевозится именно морскими судами. Даже в наши дни это самый дешевый и надежный способ доставить товары потребителю. А потому каждая страна стремится иметь свои выходы к морю и развивать судоходство. Но где расположился крупнейший порт мира? От чего это зависит и почему так получилось?

Морские порты Китая

Более половины портов, входящих в первую десятку, находятся в Китае. И это не случайность. Сегодня нет такой страны, которая бы не имела торговых отношений с КНР. Ежегодно из республики экспортируется товаров на сотни миллионов долларов, и, конечно, большая их часть перевозится на морских судах. Если взглянуть на крупнейшие порты мира на карте, то большая их часть расположилась на восточном побережье Китая. Это Шанхай, Гонконг, Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу, Циндао и Тяньцзинь. Их общий грузооборот составляет в год более 100 млн TEU.

Стоит отдельно отметить среди всех этих и Гонконг. Уже достаточно долгое время в рейтинге "Крупнейший порт мира" они занимают первое и третье места соотвественно. Это обусловлено, прежде всего, их удачным расположением и развитием торговых отношений Поднебесной с остальным миром. Фактически после Пекина эта 2 крупнейших промышленных и экономических центра в Китае. К тому же Гонконг находится на особом положении и имеет ряд налоговых льгот, что способствует развитию международных экономических отношений.

Сингапур - еще один крупный порт в Азии

Вплоть до 2010 года Сингапур с гордостью носил звание "самый крупный порт мира". Однако сегодня он занимает почетное второе место, уступая по грузообороту только Шанхаю. Несмотря на это, он не потерял своей актуальности. Ежегодно в этом порту отгружается не менее 31,7 млн контейнеров. Это всего на 3% меньше, чем у лидера рейтинга. А все благодаря удачному расположению на пересечении торговых морских путей в Тихом и Индийском океанах. Да и сам порт Сингапура поражает своим размахом. На площади в более 600 гектар расположились более 50 контейнерных причалов и 172 грузовых крана. И это при том, что население страны немного превышает 5 миллионов человек.

Где еще?

Конечно, крупнейшие морские порты мира располагаются не только в Китае и Сингапуре. Так, еще 3 порта, входящих в десятку, находятсяь в ОАЭ (Дубай), и Нидерландах (Роттердам). Южнокорейский Пусан занимает в рейтинге достойное пятое место, и, как утверждает руководство этой страны, это не предел его возможностей. Ежегодно его увеличивается, в том числе за счет обмена опытом с китайскими и сингапурскими коллегами. Сегодня его грузооборот составляет немногим более 22 млн контейнеров в год.

А вот порт в Дубае, к сожалению, только теряет свои позиции и занимает 9 место. Большую часть его грузов составляет нефть и продукты ее переработки. Но неудачное управление и ряд рискованных операций поставили его на грань банкротства. Сегодня власти ОАЭ (государству принадлежит большая часть порта) пытаются восстановить его положение на мировой арене за счет выпуска акций на Лондонской бирже и развития экономических отношений.

Замыкает же рейтинг под названием "Крупнейший порт мира" Роттердам в Нидерландах. Этот единственный европейский порт в нашем списке ежегодно отгружает более 10 миллионов контейнеров в год. Интересен тот факт, что еще 20 лет назад он занимал более высокие позиции, но с развитием торгово-экономических связей с азиатскими странами перестал быть таким популярным. Однако его роль для развития европейских стран не стоит преуменьшать. Тем более что другие порты Европы уже достаточно давно не входят даже в двадцатку.

А что в России?

Несмотря на то что протяженность составляет около 40 тысяч километров (это 2/3 от общего числа), ни один крупнейший порт мира не расположился на отечественном побережье. Самый крупный порт в Новоросийске обрабатывает не более 1 миллионов контейнеров в год и не входит даже в ТОП-20. Другие же крупные морские узлы Российской Федерации, такие как Хабаровск, Находка, Калининград и Санкт-Петербург, имеют и того меньшую пропускную способность. Стоит заметить, что их роль для государства намного больше, чем для мировой экономики в целом.

Общее число морских портов в литературе оценивается по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25–30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10 тыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2 тыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 – в Америке, около 400 – в Азии, остальные – вдругих частях света.
Главный показатель работы морского порта – его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1 млн т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 10–30 млн и в особенности более 50 и 100 млн т в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые порты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40.
Все морские порты подразделяют на два основных типа.
К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы– генеральные, наливные, насыпные, навалочные. Всвязи с этим их отдельные участки обычно рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д. Такие порты резко преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой, да и в целом мире их подавляющее большинство. Данные о грузообороте крупнейших из универсальных портов представлены в таблице 150.
Таблица 150


Анализ таблицы 150 позволяет сделать несколько интересных выводов. Например, о том, что из 22 портов, внесенных в нее, 14 находятся в Азии, что само по себе может служить показателем возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Или, например, о том, что из отдельных стран наибольшим числом крупнейших портов обладают Китай (8), а за ними следуют США (4) и Япония (3) и Республика Корея (2), тогда как все остальные страны имеют только по одному такому порту. Интересно также сравнить этот перечень со списком крупнейших портов мира в середине 1980-х гг. Окажется, что за относительно короткое время из него выбыли такие европейские порты, как Гавр и Генуя, канадский Ванкувер, японский Куре и даже занимавший в прежнем перечне второе место после Роттердама Нью-Йорк.
Универсальных портов с годовым грузооборотом от 20 млн т до 50 млн т в мире около 50. Больше всего их в США и Италии (по 6), затем идут Великобритания, Франция и Япония (по 3). В эту категорию входят также Амстердам, Гданьск-Гдыня, Бремен, Гётеборг в Европе, Мумбаи, Бангкок, Далянь, Циндао в Азии, Александрия в Африке, Монреаль, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро в Америке, Сидней в Австралии.
Ко второму типу относятся специализированные порты. В отличие от универсальных они ориентированы, как правило, на погрузку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта этой страны. Специализированные порты особенно характерны для развивающихся стран. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе. Это Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Минаэль-Ахмади в Кувейте, о. Харк в Иране. Все они принимают самые крупные супертанкеры, а их грузооборот в период максимальных добычи и экспорта превышал грузооборот Роттердама. К числу очень крупных нефтеэкспортных портов принадлежат также Бонни в Нигерии и Тампико в Мексике, Эс-Сидер в Ливии, Думай в Индонезии, Валдиз на Аляске. Крупнейшим в мире портом по экспорту железной руды в последнее время стал бразильский порт Тубаран, принимающий рудовозы тоннажем в 250 тыс. т.
Специализированные порты есть и в развитых странах Запада, экспортирующих на мировой рынок продукцию горнодобывающей промышленности. Большинство из них находится в Канаде, Австралии, ЮАР и США. Это крупнейшие порты по вывозу угля – Хемптон-Роудз (США), Ричардс-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Австралия); железной руды – Порт-Хедленд (Австралия), Сент-Иль (Канада); фосфоритов – Тампа (США).





Морские порты классифицируют также по особенностям их транспортно-географического положения.
Если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на: 1) расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов; 2) расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов; 3) расположенные вдали от устья в эстуариях судоходных рек. Примерами таких портов могут служить соответственно Иокогама, Касабланка и Гамбург (рис. 108–110). Кроме того есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.
Когда говорят о мезоположении морских портов, то прежде всего имеют в виду их хинтерланд. Этот термин, получивший распространение в Германии еще в середине XIX в., применяется для обозначения сухопутной территории, тяготеющей к порту в экономическом отношении. Так, хинтерландом для Роттердама служат не только все Нидерланды, но и значительная часть ФРГ, а также Бельгии и Франции. Собственно в этом и заключается главная причина его превращения в первый-второй порт мира. Менее употребительным оказался термин форланд, применяемый для характеристики зоны тяготения к порту со стороны моря.
Наконец, макроположение порта определяется его положением на морских путях регионального и мирового значения. Особые выгоды такого положения можно видеть, скажем, на примере города-порта Сингапур.
Из этих трех видов транспортно-географического положения морских портов несколько более стабильно микроположение. Хотя территория порта нередко продолжает расширяться, у него появляется глубоководный аванпорт для приема крупнотоннажных судов, да и взаимодействие его с самим портовым городом все время усложняется. Большие изменения в последнее время происходят в мезоположении портов. Все чаще говорят уже не об отдельных портах, а о портовых (портово-промышленных) комплексах, которые не представляют собой простую сумму двух или более портов, сосуществующих на определенном участке береговой зоны, а взаимодополняют друг друга. Ярким примером такого рода может служить японский портовый комплекс Кейхин в Токийском заливе, включающий в себя порты Тиба, Иокогама, Токио, Кавасаки. Такие портовые комплексы есть и в Западной Европе, и в США (например, в заливе Делавэр). Случается также, что порты и портовые комплексы в контактной зоне «море – суша» образуют целые цепочки. Достаточно посмотреть на карту побережья Ла-Манша и Северного моря от Гавра до Гамбурга или на карту северного побережья Мексиканского залива, принадлежащего США.



Россия располагает 43 морскими портами, что составляет 3/5 портов бывшего СССР. Но относительно крупных и хорошо оборудованных среди них лишь несколько, а грузооборота в 75 млн т недавно достиг один Новороссийск. В результате более трети внешнеторгового оборота страны осуществляется через порты стран Балтии, Украины и Финляндии. Уже упоминавшаяся программа возрождения российского флота предусматривает кроме прочего реконструкцию действующих и строительство новых морских портов.

Еще по теме 129. Морские порты мира:

  1. Тулупов К.В.1 МОРСКОЙ АРБИТРАЖ В РФ И США (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛ ПРОЦЕДУРЫ МОРСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ КОМИССИИ ПРИ ТПП РФ И ОБЩЕСТВА МОРСКИХ АРБИТРОВ НЬЮ-ЙОРКА)

Крупнейшие морские порты мира

Задания по таблицам международной статистики

1 (простое)

На контурной карте обозначьте 10 крупнейших портов мира по грузообороту (используйте данные таблицы на с. 21). Подпишите их синим цветом. В каких странах расположены эти порты? На берегах каких акваторий? (При этом руководствуйтесь атласом, а в некоторых случаях (например, позиции 5 и 10 в таблице) - консультацией учителя.)

2 (простое)

На ту же контурную карту нанесите 10 крупнейших портов мира по переработке контейнеров (используйте данные таблицы на с. 26). Подпишите важнейшие контейнерные порты красным цветом (если они уже подписаны синим как крупнейшие по грузообороту, подчеркните названия красным). Какие порты из первой «контейнерной» десятки одновременно являются крупнейшими портами по грузообороту обычных грузов? Подумайте, с чем это связано? Почему среди крупнейших контейнерных портов (не только 10, но и 50) не найти Южной Луизианы и Хьюстона? С перевозкой какого вида грузов это связано?

3 (простое, но более трудоемкое)

Найдите на карте страны, в которых имеются крупнейшие порты мира. Подсчитайте, сколько из 50 портов-лидеров приходится на каждую страну. На контурной карте на побережьях соответствующих стран вычертите столбики так, чтобы высота каждого столбика была пропорциональна числу крупнейших портов. Что можно сказать о размещении стран, обладающих важнейшими морскими транспортными узлами?

4 (посложнее)

Проделайте ту же работу, что и в задании 3, но теперь постарайтесь, чтобы величина каждого столбика была пропорциональна не числу портов, а их суммарному грузообороту в каждой стране. Для этого по каждой стране нужно просуммировать грузооборот портов, находящихся на ее территории. Какая из картодиаграмм лучше и достовернее - выполненная по методике задания 3 или по методике задания 4? Докажите свое мнение, основываясь на примерах того, как страны меняют свою значимость на двух разных картодиаграммах.

Когда-то «Владычицей морей» называли Великобританию. Какую страну (или какие страны, или какой регион мира) вы бы назвали экономической владычицей современного Мирового океана?

В каком полушарии - Северном или Южном - больше крупных портов? На вывоз каких грузов ориентированы крупные порты Бразилии и Австралии? Объясните, почему почти нет крупных портов в Африке, в Центральной Америке, в высоких широтах? Почему крупных портов мирового уровня лишена Россия? Какие важнейшие порты России вы знаете? Можете ли вы показать их на карте?

5 (творческое)

Представьте, что вам нужно доставить контейнер из южнокорейского Пусана в нидерландский Роттердам. Прочертите оптимальный путь доставки этого контейнера по морю. Найдите альтернативный путь транспортировки контейнера, проходящий по суше (для этого используйте карту, на которой показана транспортная сеть Евразии). Какой из этих путей займет меньше времени? Сделайте вывод о важном транспортно-географическом положении России по отношению к мировым грузопотокам. Что мешает нашей стране более эффективно использовать свое выгодное положение?

Грузооборот крупнейших морских портов мира, 2003
тыс. т

Ранг Порт Страна Грузооборот
1 Сингапур Сингапур 347 694
2 Роттердам Нидерланды 326 958
3 Шанхай Kитай 316 210
4 Сянган (Гонконг) Kитай 207 612
5 Южная Луизиана США 180 493
6 Хьюстон США 173 320
7 Тиба Япония 169 000
8 Нагоя Япония 168 378
9 Гуанчжоу Kитай 167 720
10 Kванъян Южная Kорея 165 089
11 Пусан Южная Kорея 162 460
12 Тяньцзинь Kитай 161 820
13 Нинбо Kитай 153 980
14 Ульсан Южная Kорея 146 940
15 Антверпен Бельгия 142 875
16 Циндао Kитай 140 900
17 Гаосюн о. Тайвань 138 832
18 Нью-Йорк/Нью-Джерси США 132 438
19 Инчхон Южная Kорея 131 018
20 Далянь Kитай 126 020
21 Иокогама Япония 125 943
22 Циньхуандаo Kитай 125 620
23 Гамбург Германия 106 536
24 Марсель Франция 95 545
25 Порт-Хедленд Австралия 89 799
26 Осака Япония 89 687
27 Kитакюсю Япония 88 890
28 Kеланг Малайзия 88 888
29 Дампир Австралия 88 880
30 Токио Япония 88 475
31 Шэньчжэнь Kитай 87 670
32 Ричардс-Бей ЮАР 87 521
33 Ньюкасл Австралия 82 712
34 Бомонт США 79 470
35 Kобе Япония 78 759
36 Тубаран Бразилия 77 621
37 Хей-Пойнт Австралия 77 546
38 Новый Орлеан США 76 116
39 Гавр Франция 71 493
40 Хантингтон США 70 483
41 Kорпус-Kристи США 70 105
42 Итажаи Бразилия 67 591
43 Ванкувер Kанада 66 727
44 Амстердам Нидерланды 65 461
45 Дубай ОАЭ 63 626
46 Лонг-Бич США 62 816
47 Сантус Бразилия 60 077
48 Гладстон Австралия 59 661
49 Альхесирас Испания 56 682
50 Гримсбии Иммингем Великобритания 55 931