Характеристики и свойства

Глубинное восприятие. Психология восприятия. Исследование параметров объема и глубины самораскрытия у студентов с низким и высоким уровнем развит

Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках . Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. признаки отражают совместную деятельность обоих глаз.

Итак, как плоская поверхность дает нам ощущение глубины? Наилучший способ приблизиться к этому - это пример рисунка на плоском холсте. Несмотря на то, что, как и сетчатка, холст плоский, картина по-прежнему имеет глубину. Такое восприятие глубины становится возможным благодаря сигналам, которые обеспечивают зрителя различными видами визуальной информации. В дополнение к этому, восприятие глубины также стало возможным благодаря сигналам из бинокулярного и монокулярного зрения. Поэтому давайте посмотрим на каждый из них сейчас.

Диспаратность и восприятие глубины

Бинокулярное зрение - это видение с двумя глазами, а основным признаком восприятия глубины, связанным с бинокулярным зрением, является несоответствие сетчатки. Поскольку зрачки глаз расположены примерно на расстоянии трех дюймов друг от друга, это означает, что правый глаз слегка отличается от изображения левого глаза.

К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, градиент текстуры и затенение . Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, т.е. они воспринимаются в том случае, если и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.

Окклюзия , или интерпозиция , – это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой. Несмотря на то, что большая часть белого треугольника отсутствует, зрительная система «достраивает » изображение, чтобы воссоздать общую смысловую структуру, причем одновременно возникает иллюзия удаленности треугольника от трех черных кругов.

Отличие сетчатки также дает еще один пример того, как мир ощущений отличается от восприятия. Ибо на уровне ощущения мы действительно ощущаем два изображения. Однако на уровне восприятия мы воспринимаем только один образ. Тот факт, что восприятие глубины возможно только с одним глазом, показывает, что есть другие визуальные сигналы, которые позволяют нам воспринимать глубину и что эта глубина не является только результатом неравномерности сетчатки. Вы можете проверить это прямо сейчас, закрыв один глаз и оглядываясь вокруг.

Это показывает, что есть определенные монокулярные сигналы, которые позволяют вам воспринимать глубину. Ниже мы рассмотрим другие способы, которыми можно создать восприятие глубины. Линейная перспектива описывает тенденцию появления параллельных линий на горизонте.

Знакомость размера , т.е. присутствие в нашем перцептивном опыте представлений о размере объекта, позволяет нам использовать информацию о его ретинальном размере для того, чтобы понять, насколько он удален от наблюдателя. Например, в исследовании Н. Иттельсона испытуемым предъявляли три игральные карты. Одна из карт была стандартного размера, вторая – в два раза больше, а третья – в два раза меньше обычной карты. Все карты предъявляли поочередно с расстояния 7,5 фута. Оказалось, что испытуемые оценивали расстояние до карт каждый раз по-разному. Расстояние до карты стандартного размера, по их мнению, составляло 7,5 фута, до карты в два раза меньше обычной – 15 футов и до карты вдвое большей – 4,6 фута. Очевидно, что на оценку дистанции повлияла убежденность испытуемых в том, что все предъявляемые карты должны быть одного размера.

Обратите внимание, как сходящиеся линии создают глубину изображения. Восприятие глубины в этом изображении создается сближением параллельных линий в горизонте. Взаимодействие происходит, когда один объект блокируется другим. Например, карта, расположенная перед другой карточкой, дает вид другой карты за ней.

Наложение создает впечатление, что одна карта находится сверху. Градиент текстуры относится к уровню детализации, который вы можете видеть на изображении. Чем ближе изображение к вам, тем больше деталей вы увидите. Но если это слишком близко, то эта деталь начнет искажаться или размываться. Точно так же, чем дальше изображение, тем меньше деталей вы его увидите.

Параллакс движения (греч. parataxis – перемена, изменения ) – это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, он возникает в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов. Более точное определение монокулярного параллакса движения приводит :

Параллакс движения это изменения во взаимном расположении ретинальных изображений объектов, лежащих на разном удалении от наблюдателя, вызванные поворотом его головы.

Обратите внимание, что объекты на переднем плане выглядят более подробно. Параллакс движения описывает тенденцию к быстрому перемещению вперед, чтобы воспринимать дифференциальные скорости в проходящих объектах. Хороший пример параллакса движения возникает при движении. Если вы видите перед собой фонарный столб, он, кажется, приближается медленно, но точно так же, как вы его проходите, фонарный столб, кажется, быстро вспыхивает перед вами.

Если бы вы тогда оглянулись назад, то лампочка, похоже, медленно отходила от вас, пока, в конце концов, она не стала неподвижной. Постоянство размеров - это тенденция воспринимать объекты как одинаковые, несмотря на изменения на расстоянии от объекта.

С параллаксом движения связаны явления, наблюдаемые через боковое стекло быстро движущегося автомобиля. Наблюдателю кажется, что объекты, расположенные выше точки фиксации взгляда, движутся в направлении движения автомобиля. Напротив, объекты, расположенные ниже точки фиксации, движутся в противоположном движению автомобиля направлении.

Глубинно-психологические компоненты предрасположенности к аддиктивному поведению в структуре интегра

Когда объект близок к вам, его изображение на сетчатке велико. Когда это изображение находится далеко от вас, его изображение на сетчатке невелико. Однако, несмотря на эти изменения в размере изображения сетчатки, вы воспринимаете объект как один и тот же размер.

Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления

Например, если вы посмотрите на рисунок ниже, хотя люди в фоновом режиме находятся дальше, они по-прежнему выглядят нормальными. Мы воспринимаем объекты на расстоянии как нормальные размеры, хотя они могут казаться физически меньшими. Чтобы показать вам, как работает постоянство размера, посмотрите на картинку ниже, где вырезанный из лица был помещен на передний план.

Линейная перспектива – это планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений. Типичным примером линейной перспективы является восприятие изображения железнодорожных рельсов или параллельных линий: хотя и те, и другие параллельны, создается впечатление, что в определенной точке (точке схода) они пересекаются. Линейная перспектива широко используется в живописи. В настоящее время общепризнано, что создателем теории линейной перспективы был итальянский скульптор и архитектор XV в. Ф. Брунеллески .

Исследование параметров объема и глубины самораскрытия у студентов с низким и высоким уровнем развит

Вырез человека на переднем плане такого же размера, как у человека на заднем плане. Несмотря на то, что вырезанная картина точно такого же размера, как и у человека в фоновом режиме, теперь он выглядит намного меньше. Это происходит потому, что, когда вы видите изображение, визуальная система использует различные сигналы из окружающей среды, чтобы составить изображение, которое вы видите, а затем создает визуальную иллюзию.

Глубинно-личностные предпосылки беременных женщин, способствующие грудному вскармливанию

Обратите внимание на то, что вырезание на переднем плане очень мало, но в фоновом режиме оно выглядит обычным. В приведенном выше примере, перемещая фоновый рисунок на передний план, эта иллюзия разбивается, что приводит к тому, что вы видите человека в явно различном размере.

Градиент текстуры – монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности образующие ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.

В качестве градиента текстуры плоских поверхностей могут выступать постепенные изменения величины, формы или пространственного расположения элементов, образующие паттерн текстуры и создающие впечатление глубины или удаленности объектов. Например, представьте себе уходящий вдаль берег, покрытый галькой: чем дальше галька, тем более плотной она кажется.

В приведенном ниже примере вы можете увидеть, как мозг использует фоновые изображения для создания постоянства размера. Опять же, хотя изображение всегда остается одного и того же размера, ваше восприятие этого изображения изменяется из-за фона. В этом примере фон делает фигуру более крупной.

Движущаяся фигура остается того же размера, но фоновый градиент заставляет ее выглядеть так, как будто размер фигуры меняется. Одна из самых фундаментальных идей гештальт-психологии заключается в том, что мы рождаемся с некоторыми основными «организующими тенденциями», такими как способность отличать объект от фона.

Поскольку плотность заполнения берега галькой примерно одинакова, градиент изменения текстуры по мере увеличения расстояния от наблюдателя дает глазу непосредственную информацию о структуре и глубине зрительного пространства. Так, градиент текстуры, спроецированный на сетчатку, передает структуру трехмерного пространства.

Например, предположим, что вы идете по дорожке, и перед вами нет ничего, кроме открытых полей, ясного неба и соломенного коттеджа. Окружающий этот коттедж - это небо, которое снова, используя гештальт-терминологию, называется «фоном», потому что оно окружает фигуру. Это то, что способность отличать фигуру от более крупного фона. Причина, по которой это называется «врожденной организационной тенденцией», заключается в том, что мы можем отличать цифры от фона от рождения. Например, ребенок может достичь к объекту, расположенному перед ним, что показывает, что он способен отличить этот объект от окружающего его фона.

Затенение - монокулярный признак глубины, возникающий в результате уменьшения освещенности предметов по мере их удаления от наблюдателя или источника света и чередования света и тени. БэйбиФорум отмечает, что уже к трем годам дети привыкают, что свет падает сверху, и исходя из интенсивности освещенности умеют отличать выпуклости от выгнутостей. является важным признаком восприятия глубины еще и потому, что, как мы знаем из перцептивного опыта, только трехмерные предметы имеют тень.

Поскольку никто не учил ребенка, как это сделать, это говорит о том, что мы не рождаемся как «чистые сланцы» в мире, а скорее имеем какое-то врожденное базовое программирование, которое позволяет нам исследовать и взаимодействовать с миром. Мы можем обобщить основные принципы восприятия фигуры и земли, сказав, что в целом фигура представляет собой меньший объект и, кажется, выходит вперед или немного впереди фона. Например, на изображении ниже синий цвет доминирует, но перед ним стоит зеленый.

На этом изображении зеленый круг является фигурой и, кажется, сидит на переднем плане. Теперь зеленый цвет доминирует, но перед ним стоит синий. На этом изображении синий круг является фигурой и, кажется, сидит на переднем плане. В обоих примерах, хотя один цвет может казаться перед другим, на самом деле это не так. Это показывает, что в некоторых случаях восприятие фигуры - это ментальная конструкция и происходит в результате того, как мы мысленно организуем то, что видим.

В живописи за счет игры света и тени не только достигается эффект глубины, но и создаются изображения форм. Клеффнер и Рамачандран даже полагают, что существуют специальные нейроны, «вычленяющие » из затененности информацию о форме объектов.

(depth perception) Дифференциальное восприятие расстояния, называемое обычно В. г., в основном является результатом работы таких органов чувств, как зрение и слух. Что касается зрения, есть два основных класса признаков глубины: монокулярные и бинокулярные признаки. Монокулярные признаки включают градиенты текстуры, величину, двигательный параллакс, аккомодацию, линейную перспективу, взаимное расположение объектов, затененные детали и четкость изображения. К бинокулярным признакам относятся конвергенция и ретинальная диспаратность. Некоторые из этих признаков могут действовать одновременно; обычно какой-то один из них подкрепляется др. В эксперименте трудно установить, какие именно признаки действуют в данный момент времени. Зрительное В. г. изучается неск. способами. При одном подходе испытуемому предлагают (в условиях бинокулярного или монокулярного восприятия) установить стержень или штырек т. о., чтобы он находился на том же удалении от глаз(а), как и эталонный раздражитель. Методика визуального обрыва (создающая зрительные эффекты глубокого и мелкого пространства), констатируя степень предпочтения людьми и животными края эксперим. установки "без обрыва", обычно используется для проверки у них способности воспринимать глубину. При изучении восприятия третьего измерения часто применяется стереоскоп, позволяющий раздельно предъявлять правому и левому глазу почти идентичные изображения, благодаря чему и создается стереоэффект. Позднее, пытаясь усовершенствовать стереоскопическую методику, Бела Джулеж изобрел т. н. случайно-точечные стереограммы: синтезированные на ЭВМ паттерны случайно расположенных точек, подбираемые в стереопары т. о., чтобы получались два почти идентичных изображения, за исключением расположенной у края области. При рассматривании таких изображений через стереоскоп эта область кажется расположенной выше или ниже остального паттерна. Слуховые признаки глубины используются слепыми людьми, к-рые могут подойти к стене и остановиться перед ней. К дополнительным слуховым признакам глубины относятся: величина реверберации, спектральные характеристики (атмосферное поглощение выше для высоких частот) и относительная громкость знакомых звуков. См. также Движения глаз, Теории зрения, Зрительное восприятие Дж. Г. Робинсон

Обратное восприятие фигуры

Хорошим примером для демонстрации того, как восприятие фигуры может быть как обратимым, так и конструкцией разума, можно увидеть с помощью оптических иллюзий. Посмотрев на картинку ниже, что вы видите? Что вы видите: лицо или ваза? В зависимости от того, как вы смотрите на эту фотографию, вы увидите два лица, которые смотрят друг на друга или на вазу. Если вы концентрируетесь на черных областях, перед белым выделяются два лица. Однако, если вы сосредоточитесь на белой области, ваза, кажется, выделяется на черном фоне.

Просмотров: 775
Категория: