Характеристики и свойства

Православие грешно ли сделать силиконовую грудь. Пластическая операция - тяжкий грех. О вмешательстве медицины и косметологии

Да, мне известна апостольская фраза о том, что красота женщины не в плетении волос. Но, насколько мне подсказывает моя логика, выводом из этой фразы вовсе не следует, что христианский женский идеал – это бесформенно-бесполое существо, наполненное богатейшим внутренним содержанием и увенчанное постным хвостиком присаленных волос вместо прически. Нет, я совсем не против внутреннего содержания! Но разве внутреннее содержание противоречит приятной глазу внешности?

Чем унылее, тем краше?

Мне кажется, что не только у людей нецерковных, «со стороны», но даже у постоянно-регулярных православных прихожан сложился привычный штамп: Православие – бесконечный Великий пост. Темная одежда, чем длиннее и просторнее – тем благочестивее. Скучный платок вкупе с обувью без каблука. И потухший, опущенный долу взгляд на «голом» лице. А что греховного в том, что женщина, к примеру, красиво и со вкусом одета, что у нее стильная прическа, легкий макияж? Это ведь такое естественное женское желание – быть красивой. Если женщине нравится ее отражение в зеркале – у нее прекрасное настроение, такая женщина не умеет унывать. А ведь в Православии, насколько мне известно, уныние считается грехом.

И так жизнь наша, юдоль плача, не балует обычно нас пряниками, и, мне кажется, это здорово, если женщина находит дополнительный источник позитива в своей внешности.

О вмешательстве медицины и косметологии

Ну, и, конечно же, как спросить о красоте и не спросить об очень важном ее современном аспекте?

Известно, что за последние годы медицинская косметология совершила небывалый прорыв. Навряд ли, конечно, православная женщина ляжет под нож пластического хирурга, чтобы увеличить размер груди. Но как быть с такими случаями, когда какая-то нестандартная черта лица делает ее обладательницу несчастным закомплексованным существом. Что плохого, если женщина исправит большой нос или оттопыренные уши? Если это позволит женщине увидеть мир в радужных красках – то почему нет?

Наш мир выглядит совершенно иначе, чем он был две тысячи лет назад. Сегодняшняя женщина – человек, имеющий право жить полной жизнью. Она давно уже не сидит дома, гремя сковородками, – она делает успешную карьеру в мире мужчин, зарабатывает и кормит семью наравне или вместо мужчины. И зачастую она покоряет вершины профессии среди людей, которым чужды иллюзорные на их взгляд христианские идеалы. На мой взгляд, это правильно, что такая женщина не превращается в бесцветную мышь, выглядя ярко и молодо.

Кроме того, давно уже и в православном мире поняли и приняли, что достижения научного прогресса к бесовским проискам не имеют прямого отношения. Могут ли православные, приняв компьютер, Интернет и мобильные телефоны, принять, к примеру, аппаратную косметологию? Разве плохо, что женщина максимально долго носит «молодой» образ Божий? Зачем ходить в морщинах, если есть возможность от них избавиться?

Итак, как же все-таки Церковь рассматривает понятие женской красоты? Есть ли в Православии какие-то рамки, которые регламентируют, чем может «апгрейдить» свою внешность современная православная женщина? Или Церковь по старинке разрешает только то, что «Бог дал»?

Священник Михаил Воробьев. «Мир погибал, а моя жена все наряжалась…»

Поделюсь одним интересным наблюдением, сделанным за пятнадцать лет моего иерейского служения. Известно, что в православных храмах мужчины должны стоять с непокрытой головой, а вот женщины, напротив, – в головных уборах. Бывает, что в храм заходит случайный человек. Не для того, чтобы помолиться, а так, «по делу», на погребение, например, или на крестины. За очень редким исключением, без особых напоминаний, мужчина, даже не особенно набожный и церковный, снимает шапку, соглашаясь с тем, что это правильно и благопристойно.

Но вот женщины и здесь начинают бороться за свои права! Оказывается, что заставить иную женщину надеть платок в церкви бывает очень непросто. И если присмотреться, то можно увидеть своеобразную упорную борьбу с традицией, которая проявляется и в том, что иная дама с показным облегчением, как раскаленную сковородку, сдергивает с себя платок, едва только выходит из Божьего храма, и в том, какими только игрушечными шляпками, узенькими шарфиками и ленточками не украшают свои прелестные прически наши прихожанки. Только бы не надевать ненавистный платок!

Читаю воспоминания девяностолетней прихожанки одного из московских храмов. Интереснейший рассказ о 30-х годах ушедшего столетия, о гонениях на Церковь, о репрессиях, расстрелах, лагерях… И тут же эта пожилая, много повидавшая и много претерпевшая дама специальным образом оговаривает, что прихожане того храма, в который она тогда ходила, были интеллигентными людьми, и все женщины стояли на службах в шляпках, а отнюдь не в простонародных платочках. Ну что на это скажешь? Только и остается вспомнить византийскую пословицу времен гибели Империи: «Мир погибал, а моя жена все наряжалась…».

Заметим, что о пресловутом «плетении волос» буквально одними и теми же словами высказываются апостолы Петр и Павел. Это были люди разного темперамента, воспитания и культуры, имевшие сложные взаимоотношения и иронически высказывавшиеся по отношению друг к другу; при этом апостол Павел был убежденным холостяком, а Петр имел жену и неизбежную тещу. Единственное, в чем их мнения дословно совпадают (1 Петр. 3, 1–4; 1 Тим. 2, 9–10) – это отношение к женщинам, которые, едва войдя в христианский мир, уже пытались занять в нем доминирующее положение, переделывая его «под себя», согласно своим собственным, языческим, представлениям. Не просто так ведь говорили первоверховные апостолы о «женщинах, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (ср.: 2 Тим. 3, 6–7).

Повторять «паки и паки», что дважды два равняется четырем, дело скучное и неблагодарное. Разумеется, Православие – это не один сплошной Великий пост; есть и Рождество, и Пасха с роскошью стола, есть прекрасное Преображение с «благорастворением воздухов и изобилием плодов земных», есть и Святки, и Масленица с тройками и бубенцами, так сочно описанные в классической русской литературе … да мало ли чего у нас есть!

И, разумеется, православная женщина не должна быть неряхой, одетой «в темное и просторное». Напротив, в старину, впрочем, не столь уж отдаленную, существовало понятие «кобеднешнего платья», то есть особого, праздничного платья, в котором не стыдно было пойти к обедне. А если у кого-то сложилось иное впечатление, то здесь действует, условно говоря, «социология грубошерстного пальто» (такой рассказ есть у Генриха Белля). Кто в основном наполнял наши храмы до того, как сгинула КПСС? Немолодые женщины, пенсионерки, вдовы – беднейшие люди, у которых вообще никогда не было дорогой и красивой одежды. Вспомните те зарплаты и те пенсии…. Вспомните, что производила наша легкая промышленность и что можно было купить в советских магазинах!

Невозможно не согласиться с автором статьи и в том, что богатое внутреннее содержание человека не исключает заботы о внешней красоте. Да и в отношении к повседневности быта христианский взгляд на вещи совпадает со ставшей уже тривиальной мыслью великого русского поэта: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…».

Беда в том, что блестящая внешняя форма может скрывать убожество внутреннего содержания. И нетрудно заметить простую закономерность: чем беднее внутренний мир, тем вызывающе богаче старается человек украсить себя извне.

Все очень просто: когда женщина, прибегая к косметике или пластической хирургии, до неузнаваемости меняет свое лицо, это означает, что никакого внутреннего лица, никакого «сокровенного сердца человека» (1 Петр. 3, 4) у нее просто нет. И тогда внешняя красота, лишенная духовной основы, превращается в труп красоты. Именно так наш современник философ Александр Секацкий определил находящееся сейчас у всех на слуху понятие гламура.

Отсюда становится ясным ответ на вопрос: чем и до какой степени может «апгрейдить» свою внешность современная православная женщина? Тем и до такой степени, чтобы не потерять собственного лица! Вероятно, уместна и умеренная косметика, и какая-то необходимая пластическая хирургия (например, удаление родимых пятен). Вот только стремление «максимально долго носить «молодой образ Божий» при помощи хирургии – это иллюзия. Кто-то из римских императоров старался сохранить свежесть юных любовников путем кастрации – своеобразной пластической хирургии того времени. Однако через несколько лет их ожидало разочарование: моложавый евнух, несмотря на гладкость кожи и высокий голос, оказывался неприятно не похож на свой собственный первообраз. Точно так же иная престарелая актриса, сохранив точеную талию и подтянутое лицо, напрочь теряет былую привлекательность и очарование. Невозможно дважды войти в одну и ту же реку, и красота, как булгаковская осетрина, не бывает второй свежести.

Однако, в отличие от осетрины, истинная красота – та, в которой ощутимо дыхание духа, не теряет своей свежести. Даже в самой запредельной старости! И каждому, кто заходил в наши православные храмы не как турист и не как хозяин, невозможно не согласиться с замечательным наблюдением петербургского поэта Елены Шварц:

«Вот старушка, церковная соня,
Собирает огарки свечей.
И эта старушка – есть Храм Соломонов!
И даже прекрасней… И он – ничей…»

Различные пластические операции становятся все более популярными в мире, в том числе в Беларуси. О том, как католическая Церковь относится к хирургическому изменению внешности, рассказывает странствующий священник из Польши, отец Кшиштоф Запала.

Если операция не вредит здоровью - которое является Божьим даром, то это не грех. Непринятие себя, желание изменить свое тело - это не грех, а внутренняя проблема человека. Не всегда изменения тела идут на пользу человеку. Бог сотворил его таким, какой он есть, и Церковь говорит о том, что надо принимать себя.

Церковь не выступает против того, чтобы люди меняли себе форму ушей, носа или подтягивали кожу, опять же, если это не отразится на здоровье. Но часто такие операции не снимают проблему. Особенно, если человек в своей жизни опирается на свое тело, считает, что его красота - превыше всего. А ведь тело не вечно, оно быстро стареет. Да, в последний день Господь воскресит наши тела, но на первое место нужно ставить не тело, а душу. Важно, кем человек является, кто он, какие его ценности, какая его духовность. Необходимо в первую очередь развивать свою духовность через веру с помощью молитвы и Слова Божьего.

Сегодня мир предлагает принимать только тех, кто красив, при этом, навязывает нам стандарты, нормы красоты. А на самом деле каждый человек красив. И поэтому важно принимать себя.

Если главное - это красота тела, почему так много разводов среди красивых молодых супругов? Почему красивые богатые люди совершают самоубийства? Потому что одно лишь тело не насыщает, не приносит счастья. Как говорил святой Иоанн Павел II: быть, а не иметь.

Приведем также выдержку из популярной книги известного католического священника Ксаверия Кнотца «Секс. Неизвестное об известном», в котором он в том числе рассуждает о пластических операциях.

«Одной из наиболее популярных процедур, дающих надежду в кратчайшие сроки вернуть красивую фигуру, является липосакция - удаление жировых отложений. Вопреки видимости, это очень опасная операция, которая может привести, в том числе, к смертельному исходу. Инъекции ботокса, разглаживающие морщины, выглядят невинной процедурой. Однако ботокс - это яд, сильный токсин, который может спровоцировать необратимый паралич мышц.

В традиционном понимании, забота о теле - это забота о том, как оно выглядит: о соответствующей диете, модной одежде, изящном макияже, красивой прическе, нарядной бижутерии. Все эти способы являются разумной заботой о красоте тела.

Католическая мораль допускает также хирургическое вмешательство в тело человека для исправления его патологических и деформированных частей, учитывая, что такие деформации могут негативно влиять на развитие человека или препятствовать его участию в общественной жизни. Модификацию тела не следует путать с лечением. Модификация ставит целью моделирование здорового тела, а лечение - возвращение утраченного по какой-либо причине здоровья.

Поэтому мы восхищаемся и приветствуем возможные уже сегодня операции пластической хирургии, такие как регенерация языка с помощью мышц бедра, восстановление нижней челюсти с использованием берцовой кости. Создание силиконовой искусственной груди для женщин, потерявших грудь, - неотъемлемый элемент возвращения им здоровья. А увеличение здоровой женской груди - это модификация, не имеющая ничего общего с лечением».

Строка поиска: пластическ

Найдено записей : 6

Здравствуйте, батюшка, у меня такой вопрос: является ли грехом проведение пластической операции с целью исправления врожденной асимметрии? Всю сознательную жизнь комплексую из-за этого. Заранее спасибо.

Наталья

Наталья! Исправление врожденного дефекта – не грех. Другое дело – пластическая операция ради того, чтобы стать более привлекательной, обратить на себя внимание противоположного пола, и вообще неразумное изменение своего тела просто потому, что «я так хочу». Конечно, хорошо бы перед операцией посоветоваться со священником, у которого Вы исповедуетесь, и взять благословение.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Моя проблема может показаться надуманной. Я понимаю, что у людей, которые Вам пишут, намного серьезнее проблемы или беды. Мне 38 лет. После третьих родов сильная деформация брюшной стенки, складки. Несколько раз интересовались, не беременна ли я. Существует сильное искушение сделать пластическую операцию. Операция серьезная и недешевая. Как при любой операции, существует много рисков для здоровья. Я работаю, общаюсь со многими людьми. Все равно важно, как ты выглядишь. Я понимаю, что жилось бы намного комфортней без этого дефекта. Если не лукавить, конечно, хотелось бы, чтобы фигура стала красивее. Грех ли такая операция? Я знаю, что церковь не одобряет пластические операции. Но жить может быть еще 20-30 лет (сколько Господь отпустит) "беременной", постоянно пытаться спрятать живот, непросто. В моем случае физкультура и диета не помогут. У меня нет лишнего веса. Или правильнее смириться? Господь дал детей, хорошего мужа. Многие бы ради такого счастья расстались с формой живота. Простите за несерьезный вопрос.

Анна

Уважаемая Анна, я не считаю Ваш вопрос «надуманным». Вообще, запретных тем для обсуждения нет. Я не встречал церковного запрета на косметические операции. Его нет, как нет в этом и смертного греха. Я вижу другую проблему: не является ли эта операция попыткой решить внутренние проблемы в семье, через внешнюю привлекательность? Если проблемы есть, то «пластикой» их не исправишь. А что думает Ваш муж по этому вопросу? Может быть, его все устраивает и Вам стоит успокоиться? Если он любит Вас, но согласен поддержать Ваши усилия, то я не вижу никаких препятствий к операции. Просто подумайте, стоит ли овчинка выделки. Природа все равно возьмет свое: не одно, так другое будет.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Хочу понять, в чем суть благословения. Например, я подошел к батюшке и попросил благословения. Что это дает? Если помощь в каком-то деле, то люди не всегда говорят "благословите на то-то и то-то". Ведь священник должен знать, на что благословляет. Просто, как пример: допустим, человек хочет сделать пластическую операцию по удалению серьезного врожденного дефекта. И говорит батюшке: благословите, не называя, на что. А может и назвать. Врожденный дефект у человека - может, это воля Господа, крест человека от Него. Если батюшка благословил, что можно делать операцию, значит, Бог Сам разрешает? Меня это не касается. Но как узнать волю Бога на удаление, например, врожденного дефекта? Уже два вопроса. Думаю, Вы поняли мои недоразумения. Дайте, пожалуйста, ответ. Спасибо.

Александр

Когда мы берем у священника благословение "просто так", мы имеем в виду, что это благословение, с одной стороны, на наши повседневные дела, с другой – на главное дело нашей жизни – спасение души. Что же касается конкретно Вашего вопроса, то я думаю, Вам не стоит смущаться, надо взять у священника благословение на операцию (в этом случае читается специальная молитва).

диакон Илия Кокин

Добрый день. Когда-то в школе меня случайно очень сильно ударили по лицу. После этого я заметила значительные изменения в своей внешности. Возникла мысль сделать ринопластику. Должна признаться, что если решусь на это, то только после серьезного разговора со священником и его благословения. Но все-таки хотелось бы знать мнение православной церкви о пластической хирургии.

Ольга

Добрый день, Ольга.
Вы правы, что собираетесь обсудить свою проблему со священником лично. Такие вопросы решаются в церкви индивидуально.
Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Мой вопрос касается пластической хирургии. У меня лопоухость, я этого жутко стесняюсь, никак не могу перебороть это в себе. Из-за этого не могу убрать волосы в хвост, летом вообще мучаюсь, жарко. Родился сынишка, унаследовал мои уши, но он мальчик... Для меня это очень важно. Можно ли делать такую операцию, хотя я жутко боюсь этого. Спасибо!

Пластическая операция - тяжкий грех

ПЛACTИЧECKAЯ OПEPAЦИЯ - ТЯЖКИЙ ГPEX. КАК ВОЗНИКАЮТ ЕРЕСИ - 2

Гocпoдь Бoг, кoгдa coздaл чeлoвeкa, дaл eмy вce нeoбxoдимoe. Bce
нeoбxoдимoe, чтoбы жить, вce нeoбxoдимoe, чтoбы спастись, все
необходимое, чтобы cлaвить Eгo (2Пет. 1,3). Но несмотря на это, многие
не стали ближе к Богу, а наоборот, отвратились от Него, избрав себе свою
собственную жизнь по своему произволу, а не жизнь для Бога, и иной
образ, нежели Божий. Хотя казалось бы: Бог предлагает вам награду.
Берите! И когда люди отвратились от Бога, они вступили в союз с имеющими
схожие мысли богоотступникамими (Отк. 17,13), тварными зверскими
созданиями, которые и стали вести их жизнь по произволу их сердца,
который люди сами Богу устроили. Так возникли ереси, которые с все
увеличивающимся разложением человечества, как воплощения
антихристианского образа жизни людей, стали возникать изо всего,
повсеместно и возвышаться на Бога. Возникшая в мире ересь - это есть
показатель того, в каком больном состоянии находится тело человека и
куда ведет жизнь людей по своему произволу, а не по воле Божией.

Когда с развитием медицины появились операции, они применялись
естественным образом: для защиты организма от смертельных и опасных
болезней, то есть от смерти тела человека. Это не является грехом, не
несет никому зла. Но когда жизнь людей дошла до полного произвола, тогда
и из этого стали возникать ереси. И одним из воплощений
антихристианского образа жизни людей стали пластические операции,
которые стали призваны подправить тело человека так же, как и его жизнь:
жизнь, которую люди сами себе избрали вопреки предложенной Богом;
пластические операции, которые являются издевательством над Телом Христа.

"He знaeтe ли, чтo тeлa вaши cyть xpaм живyщeгo в вac Cвятaгo Дyxa,
Koтopoгo имeeтe вы oт Бoгa, и вы нe cвoи?" (1Кор. 6,19). Вот когда люди
испортились и стали жить по своему произволу, то вступив с
богоотступниками Завета Божия, они подверглись еще большему изменению
сами и подвергли изменению всю жизнь; не только всю жизнь, задуманную
Богом, но и до не своего тела добрались.

Любой грех - это грех вне тела, а такой грех, как пластическая операция
ради изменения формы тела - это прямой грех против Бога и оскорбление
Креста Господня, Которым между прочим люди запечатлены в день искупления
(Еф. 4,30). Как иудеи издевались над телом Спасителя, надевали венец,
били Его, хлестали плетью, тыряли кольями, проткнули копьем, так и
сегодняшние пластические хирурги и делающие себе пластические операции
люди повторяют тоже самое, что и богоненавистные иудеи, снова и снова
распиная Христа ни за что. И хотя делают они это не вполне осознанно, но
это есть показатель того, куда ведет жизнь по своему произволу, а не по
воле Божией. Надеюсь, что они обратятся к истине и придут к Богу, и,
взяв посох и жезл, пойдут по тропе.

"А Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для
умершего за них Спасителя" (2Кор. 5,15). Он распялся ради нас и наших
грехов. Соответствует ли пластические операции Словам "Удерживайтесь от
всякого зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух,
и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришертвие
Господа Нашего Иисуса Христа" (1Фес. 5,23-24)?

Пороками здесь как раз и называются плоды произвола людей,- такие как
пластические операции,- от которого рождаются ереси; а не неправильные
формы тела, не длинные ноги и не желаемые половые органы.

Совершенный и непорочный Бог не может создать человека от Себя порочным.
С рождения всех людей Он наделил равным. И Бог хочет, чтобы мы
изменились внутренне, а не внешне, преобразили душу, а не тело.

Ко всему вышеперечисленному относятся такие грехи как мазохизм,
трансвеститы, пирсинг, татуировки, борьба без правил, экстрим, бокс,
каскадерство и прочее издевательство над не своим телом, подвержение Его
опасности и игра жизнью души. Такие грехи как пирсинг, татуировки,
каскадеры и экстримальные виды спорта (бокс, борьба), которые
выставляются ради шоу - это также является издевательством над телом
Спасителя, а бессмысленные соревнования в спорте - это только прикрытие
для сотворения зла.

Ну а напутствие здесь совершившим такие грехи может быть только одно:
каяться с причастием в Церкви, уверовать в Евангелие, распяться со
Христом и следовать за Ним, взяв крест свой.

Ищите Бога. Кто не ищет Бога и воли Его, изложенной и в писаниях святых
отцов, тот вечно будет окутан грехами, и как трудно ему спастись!