Характеристики и свойства

Социально-методический проект "разноцветное детство". Социальный проект "не будем в стороне" Социальные проекты с творчеством молодых инвалидов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №10 города Советска Калининградской области

Индивидуальная проектная работа

Предмет: социальный проект.

«Доброе сердце»

Выполнила: Ходжаян Н.Н

Ученица 10 «А» класса

Руководитель: Хачатурян Сусанна Владимировна,

педагог-психолог.

Советск, 2016

Содержание:

……………………….......10

2.2 Коррекционная работа с детьми инвалидами……................……11

Заключение…………………………………………………………………12

Введение

Актуальность проекта:

В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.

Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина.

В конечном итоге, проявление милосердия может привести к меценатству, желанию помочь другим людям.

Проблема:

Дети - инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, узнают новое, что происходит в мире, разве что через интернет. Постепенно такой ребенок замыкается в себе, слишком рано узнает, что такое одиночество. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, то начинает страдать и психика. Так давайте же вместе докажем, что ребенок – инвалид - это полноценный член общества, а также поразмышляем над мерами помощи!

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.

Объект исследования : процесс социализации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: проектирование социальной работы с детьми-инвалидами в условиях МАОУлицея 10, г.Советска

Цель проекта :

Адаптировать детей инвалидов в социальную среду обычных школьников, донести до учеников нашей школы и их родителей мысль о милосердии, знакомить общество с особенностями инвалидности, объяснять общие закономерности развития нормальных и аномальных детей. Необходимо, чтобы здоровые люди, здоровые дети, не избегали детей-инвалидов, а умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.

Задачи проекта:

осуществление мероприятий по оказанию практической помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке, в том числе детям-сиротам, детям-инвалидам, ветеранам;

содействие адаптации детей к жизни в обществе, включая обеспечение без барьерной среды обитания для детей-инвалидов, детей-сирот;

развитие у членов детской организации инициативы по оказанию помощи больным ровесникам, поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о них;

формирование милосердия и толерантности, обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями.

На первом этапе:

проведено изучение статистических данных, детского центра дневного пребывания «Янтарный мостик».

проведено анкетирование учащихся 7 классов «Исследование ценностных ориентиров»

На втором этапе :

посещения реабилитационного центра, проведение игр, коррекционных занятий с Набором психолога Пертра.

Проведение сказкотерапии «Две планеты» с детьми инвалидами и учащимися 6 класса.

Ожидаемы результаты :

Расширить сферу общения учащихся лицея №10 и детей – инвалидов.

Создание для ребёнка условий пребывания, которые позволили бы ребёнку нормально развиваться.

Сформировать у учащихся привычку здорового образа жизни

Сформировать коммуникативную компетенцию у учащихся

Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе.

Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Методы исследования:

Изучение статистических данных детского центра дневного пребывания «Янтарный мостик» для детей инвалидов.

Информационно-аналитический: анализ научный литературы по теме толерантности, валеологической компетенции, инвалидности и др.

Коррекционные занятия с детьми инвалидами.

Художественно- эстетический.

Участники проекта:

Учащиеся лицея №10 и дети инвалиды реабилитационного центра «Янтарный мостик» г.Советска. «Янтарный мостик» был создан в 2005г. по добровольному желанию родителей и моральной поддержке доктора медицинских наук Карин Плагеманн, уроженке города Тильзита (Советска, Калининградской области). Председателем Организации общим собранием была выбрана Черевичкина Ирина. На сегодняшний день Организация насчитывает 15 семей и открыта для всех, кто столкнулся со сложной ситуацией здоровья детей в своих семьях. Основные цели организации содействовать:

улучшению жизненной ситуации детей-инвалидов и их семей;

повышению информированности в вопросах ухода и реабилитационных мероприятиях.

1.Теоретические основы социального проекта

1.1.Что такое толерантность и почему её надо воспитывать?

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»

В.А.Сухомлинский

Агрессия, насилие и жестокость, транслируемые сегодня через средства массовой информации, в том числе ТВ и кино, а также через компьютерные игры, оказывают негативное воздействие на умы и души юного поколения. Очевидны нехватка позитивного примера, доброго отношения к людям и природе. Чудовищные случаи агрессии учащихся по отношению к своим сверстникам, участившиеся в последнее время, а также к другим людям, жестокое обращение с животными и вандализм заставляют отнестись к этой проблеме со всей серьезностью. Обесценивание семейных ценностей, подмена нравственных принципов законами джунглей, фокусирование на достижении удовольствия и пропаганда низкопробных развлечений требуют адекватных воспитательных действий. Дети-инвалиды, обучающиеся в центре дневного пребывания «Янтарный мостик» , страдают различными расстройствами функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, и им очень трудно выразить себя в обычной среде. Часто они становятся объектом насмешек среди своих сверстников, им сложнее войти во взрослый мир, найти свое призвание.

К этим фактам трудно отнестись бесстрастно. Они заставляют многих оторваться от повседневных дел и обратить внимание на детей с проблемами.

Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать им – прерогатива государства: оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.

В последние годы мы часто слышим от политиков и журналистов новое для нас слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Поэтому необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищенности ребенка, представления возможности апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Толерантность (от латинского tolerantia) – «терпение, снисходительность к кому-либо или чему-либо». Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать другую культуру, иные взгляды и различные проявления человеческой индивидуальности.

В.И.Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности.

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала, и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Как мы видим, толерантность – это важное качество личности, и его необходимо воспитывать.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

1.2. Что такое валеология ?

Человек - система, детерминированная Генетикой, Богом и Педагогом. Под валеологической компетентностью понимается обладание суммой валеологических знаний, которые включают научно обоснованные факты, идеи, понятия, накопленные человечеством в области здоровья; наличие умений и навыков в области здоровьесбережения; способность устанавливать связи между валеологическим знаниями и практическими действиями на основе сформированных ценностных ориентации на поддержание и укрепление здоровья. Во время реализации нашего проекта, мы имели дело с детьми инвалидами. Нам важно было знать о причинах ухудшения их здоровья, о возможностях укрепления здоровья здоровых людей как потенциальных родителей следующего поколения. Анализируя научную литературу, мы выделили основные положения этой науки.

Понятие «здоровье» невозможно определить без учета основных функций, выполняемых человеком. Каковы же эти функции? Они явствуют из определений понятий «человек»: «Человек есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала. Таким образом, основные функции организма человека заключаются в реализации генетической программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции (продление рода), врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности, а механизмы, которые обеспечивают эти функции и называют здоровьем. Здоровье, по определению всемирной организации здравоохранения, - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Состояние здоровья изучают на трех уровнях:

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ здоровье - это здоровье всего населения государства, региона, области, города. Оно характеризуется совокупностью индивидуальных характеристик здоровья населения, выраженных в виде статистических и демографических показателей.

2. ГРУППОВОЕ здоровье - это усредненные показатели здоровья малых групп (социальных, этнических, семейных, классных, школьных коллективов и т.п.)

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ здоровье - это показатели, характеризующие здоровье каждого человека в отдельности.

На каждом из этих уровней выделяют несколько ВИДОВ здоровья:

1. ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризует состояние органов и систем человека, уровень их развития и наличие резервных возможностей.

2. ПСИХИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризуется состоянием памяти, мышления, особенностями волевых качеств, характера, развитым логическим мышлением, положительной эмоциональной энергетикой, уравновешенной психикой, способностью к саморегуляции, управлению своим психоэмоциональным состоянием, контролю над мыслительной деятельностью.

3. НРАВСТВЕННОЕ или духовное здоровье - отражает систему ценностей, и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром. Характеризуется наличием сознания и воли, позволяющим преодолеть примитивные инстинкты, влечения и эгоизм. Проявляется в признании общечеловеческих и отечественных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Это нормы поведения и взаимоотношений с окружающими. Это стратегия жизни человека, сориентированная на общечеловеческие и отечественные духовные ценности.

4. СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это деятельное отношение к миру, т.е. активная жизненная позиция. Это мера трудоспособности и социальной активности. Это наличие благоприятных условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.

Таким образом, исходя из анализа, стало понятным, что:

1.Здоровье обеспечивается механизмами адаптации, то есть приспособления к изменениям внешней и внутренней среды.

2. Механизмы адаптации реализуются благодаря наличию функциональных, динамических резервов в каждой из систем организма, которые взаимодействуют между собой на основе принципа неустойчивого равновесия. При воздействии на организм внешних и внутренних факторов, происходят перестройки во взаимодействии его систем, в самих системах и в организме в целом - реализуется механизм адаптации.

3. Сумма резервов всех систем организма создает как бы запас “прочности”, который называют ПОТЕНЦИАЛОМ ЗДОРОВЬЯ или УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, или МОЩНОСТЬЮ ЗДОРОВЬЯ.

4. Потенциал здоровья может быть увеличен при правильном образе жизни и специальными тренировочными воздействиями или может снижаться при неблагоприятных воздействиях и невосполнимых утратах резервов.

5. Увеличение потенциала здоровья достижимо только собственными усилиями человека.

Таким образом, валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться выявлять и наращивать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека. Чтобы правильно осуществлять это, надо знать от чего же зависит наше здоровье, чем определяется Потенциал здоровья? Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%

4. Образ жизни человека - на 50%

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Когда мы провели анкетирование в нашей школе, то оказалось, что почти 30% подростков курят и употребляют пиво и слабоалкогольные напитки. Благодаря проведенной лекционной работе, встречам с детьми- инвалидами и работе в детском доме, нам удалось добиться что 50% учащиеся 10 класса бросили курить, а 70% учеников 9 класса- отказались от распития пива.

Известно, что формирование здоровых привычек, «жизненной философии» наиболее эффективно в детстве. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше верит ребенок своему воспитателю. Это создает наиболее благоприятные возможности для формирования нужных для сохранения здоровья качеств и свойств личности.

Чем раньше начато воспитание, тем прочнее навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость, кроме того, существует необратимость возрастных периодов и время для воспитания некоторых качеств может быть безвозвратно утеряно. Изменение отношения к своему здоровью лучше всего воспитывать именно в подростковом возрасте. Что и позволяет сделать наш проект актуальным.

2. Дети-инвалиды как полноправные члены общества

2.1.Положение инвалидов в нашей стране

В течение многих десятилетий отношение к людям с физическими и умственными недостатками было печальной историей непонимания, отвержения, подозрения, страха перед сближением, изоляции. К людям с инвалидностью, особенно, с умственными недостатками, относились враждебно, как к наказанным Богом, проклятым.
С середины прошлого столетия в мире возникает новая тенденция в понимании инвалидности: одновременно как феномена физического, психического, социального.

Реализация принципов интеграции, инклюзии дает возможность повышать уровень социальной адаптации общества, его морально-нравственных качеств, прогрессивной динамики.
Новые тенденции в инвалидном движении в Европе и Америке во второй половине XX века продолжали развиваться.

Вместе с тем, с середины 90-х годов, вышел ряд постановлений и законов РФ, которые уже пересматривали прежнее отношение к инвалидам:
Они были дополнены отраслевыми нормативными актами, определяющими медицинские и социальные гарантии инвалидам. Особое внимание уделялось вопросам реабилитации, инвалидов. С возможностью разработки индивидуальных программ как фундамента социальной политики.
В контексте нашей темы особого внимания заслуживают 2 нормативно-правовых документа, принятых в 1948 и 1954 годах. Это всеобщая Декларация прав человека; и Декларация прав ребенка, которые послужили" своего рода основаниями для разработки международных и национальных программ работы с детьми-инвалидами. В 1989 году они были дополнены Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, по которой дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства; право на воссоединение со своей; семьей, на выражение мнения, информацию, на свободу объединения, личную жизнь, образование.
В наше время, при всех его проблемах, инвалидов перестали стесняться. Их не только стали публично показывать, говорить о них, но дают возможность открыто обсуждать их проблемы, создавать самые различные общественные институты, организовывать международные мероприятия, в том числе спортивные чемпионаты, фестивали, другие форумы. Разработана государственная программа «Дети инвалиды». С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов.

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.

Основной закон о детях – «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий.

2. 2.Коррекционная работа с детьми инвалидами.

1. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения с учеником 5 класса А.М. мы стремились создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер. Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук, с тем, чтобы предотвратить образование патологического стереотипа к школьному возрасту.

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Подготовка к письму. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий: Правильная посадка при письме. Постановка руки. Ориентировка на странице тетради и строке. Правильное движение руки по строке.

Всему этому помог Набор психолога «Петра»

Благодаря разнообразию деталей “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.

Занятия проводились игровыми наборами Grafomotorik и Handgeschiklichkeit

Игровой набор Grafomotorik

(От каракуль к каллиграфии) В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

Игровой набор Handgeschiklichkeit

(От хватания к схватыванию) Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у подростков улучшаются внимание, память, мышление, слух и зрение. Это основное условие успешного обучения. Иначе говоря, чем лучше развиты пальцы, тем легче будет научить человека говорить, оперировать определенными понятиями.

Сказкотерапевтическое занятие «Две планеты» с учащимися 6 класса и детьми инвалидами .

Сказкотерапия это метод , использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Поскольку сюжет сказки построен на метафоре, фантастические и удивительные образы развивают воображение ученика, дают простор его фантазии. Благодаря сказкотерапии, ребенок всецело погружается в фантастический мир, преобразует его и взаимодействует с героями! А если ребенка что-то волнует, то при помощи сказкотерапии он дистанцируется от проблемы, оценивает ситуацию как бы стороны и перенимает позитивный опыт сказочного героя как свой собственный. Таким образом сказкотерапия помогает решить те проблемы, которые волнуют ученика в его реальной жизни. Ребенок самостоятельно приходит к выводу, как нужно действовать в той или иной ситуации, ведь он ее по сути уже «прошел» в сказке во время сеанса сказкотерапии!

Цель занятия было обучение позитивному восприятию себя и другого человека.

Основные задачи:

развитие самопознания

повышение самооценки;

развитие эмпатии;

развитие конструктивных форм взаимодействия с другими;

гармонизация межличностн ых отношений.

С помощью этого занятия учащиеся научились рефлексировать, "видеть", чувствовать другого человека, понимать переживаемые им чувства и состояния.

Классный час «Для чего нужно беречь здоровье» с учениками 5 класса.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье-это радостное отношение к трудностям.

Целью занятия было - Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На классном часе решались вопросы:

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Учащиеся в конце занятия пришли к выводу:

Что, здоровье необходимо беречь, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

3. Заключение

Основная проблема наших подопечных детей - недостаток у подавляющего большинства из них практических возможностей для успешной социализации в обществе.

В проектной работе мы попытались решить проблему адаптации и социализации детей инвалидов в современном обществе. Для этого мы провели мероприятия по оказанию практической помощи детям-инвалидам, попытались донести до учеников нашей школы и их родителей мысль о милосердии и толерантности, знакомить общество с особенностями инвалидности, объяснять общие закономерности развития нормальных и аномальных детей.

Работа, которая проводилась в рамках проекта, важная и нужная, причем нужная для всех участников проекта:

Учащимся, для понимания и правильного оценивания перспективы дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе;

Детям-сиротам и детям – инвалидам для расширения круга общения, адаптации к современным условиям в обществе, изживанию комплекса неполноценности, реализовать свой потенциал;

Родителям для правильного понимания семейных ценностей, ведения правильного образа жизни и прививание этой привычки своим детям (формирование валеологической компетенции);

Учащимся, детям-сиротам и детям – инвалидам: умение работать в команде, (формирование коммуникативной компетенции).

Совместно с нашими учащимися постарались формировать у ребенка-инвалида образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, и надеемся, что он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде

Участвовать в этом может каждый, но, решая эту проблему внешне, не нужно забывать: ничего не добиться, если не трудиться над умножением любви в своем сердце. Это главное".

Государственное учреждение "Комитет социальной поддержки населения г.Саратова" в 2010 году впервые принял участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в направлении конкурса "Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество". Всего из Саратовской области в 2010 году на конкурс было представлено 13 проектов. По результатам конкурсного отбора проект "Не будем в стороне" стал единственным проектом из Саратовской области, поддержанным Фондом.

Цель проекта

Развитие добровольческой, благотворительной и материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов посредством развития программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, в том числе с участием здоровых сверстников и внедрения современных технологий поиска спонсоров и благотворителей для нуждающихся детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Задачи проекта

1) Обучение руководителей ГУ КСПН и общественных организаций современным методам благотворительной и добровольческой деятельности, связанным с внедрением инновационных социальных технологий и (или) лучших практик работы.

2) Обучение привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, их здоровыми сверстниками и их семьями.

3) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей.

4) Разработка и внедрение социальной технологии "Карта социальных потребностей".

Деятельность по привлечению волонтеров для учреждения является инновационным направлением, которое учреждение планирует развивать. Одной из планируемых задач, которые в настоящее время ставит перед собой ГУ КСПН, является привлечение волонтеров и добровольцев и организация деятельности, связанной с распространением добровольческих технологий в масштабах областного центра.

1.В целях развития данной работы, на первом этапе реализации проекта, будет организовано обучение руководителей ГУ КСПН и общественных организаций, принимающих участие в проекте.

К работе по реализации проекта на начальном этапе будут привлечены студенты кафедры социальной антропологии и социальной работы факультета управления социальными системами Саратовского государственного технического университета и студенты кафедры коррекционной педагогики Педагогического института Саратовского государственного технического университета им.Н.Г. Чернышевского, имеющие опыт волонтерской и добровольческой деятельности и принимавшие активное участие в акциях и проектах общественных организаций г.Саратова по развитию волонтерской помощи детям-инвалидам и их семьям и желающие принимать участие в мероприятиях представленного на конкурс проекта. Между ГУ КСПН и общественными организациями г.Саратова, активно работающими с волонтерами, будет заключены соглашения о совместной работе. В настоящее время данную инициативу ГУ КСПН уже поддержали две общественных организации, работающие с волонтерами (письма поддержки прилагаются). На первом этапе работы волонтеры будут знакомиться с деятельностью ГУ КСПН, делиться опытом участия в организации и проведении мероприятий, акций, праздников с участием детей-инвалидов и их семей, предлагать возможные формы работы с детьми-инвалидами и их семьями, обращающихся ежедневно в ГУ КСП". Поскольку реализация проектных мероприятий предполагает:

Участие волонтеров и добровольцев в разработке и внедрении инновационной социальной технологии, направленной на осуществление деятельности по поиску доноров, условий доступа к пожертвованиям, инструментов установления и развития партнёрских отношений со спонсорами и социально-ответственным бизнесом;

Участие волонтеров и добровольцев в создании моделей интегрированных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей, необходимо обучить волонтеров (лидеров волонтерских команд) инновационным формам работы и практикам успешного опыта волонтерской помощи детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, в рамках проекта предполагается обучение волонтеров на специально организованных курсах.

2. В рамках реализации задачи 2 Проекта будет организовано обучение добровольцев (волонтеров) конкретным методам, приемам и тактикам работы, на основе инновационных социальных технологий, применяемых в проекте. Обучение пройдут 3 волонтера, лидеры волонтерских команд. Отбор волонтеров для участия в обучающих курсах будет осуществляться по нескольким критериям: активная лидерская позиция, наличие опыта волонтерской деятельности, желание продолжить волонтерскую деятельность и на основе отзыва о волонтере руководителей общественных организаций

Второй этап реализации проекта предполагает начало деятельности по разработке и внедрению в деятельности ГУ КСПН инновационных форм работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детьми-инвалидами, с привлечением добровольцев-волонтеров.

На сегодняшней день в Саратове одной из нерешенных проблем детей-инвалидов, проживающих в семьях, является изолированность данных семей. Особенно это касается семей, в которых ребенок-инвалид обучается на дому, не посещает общеобразовательные детские сады и школы. В таких семьях родители, как правило - мама, вынуждена постоянно находиться с ребенком. Ещё в худшей ситуации находятся одинокие неработающие мамы, воспитывающие детей-инвалидов дома. Доход таких семей складывается чаще всего лишь из пенсий и пособий на ребёнка. Как показали данные анкетирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проведенного в 2009 году (анкетирование проводилось сотрудниками Саратовской региональной общественной организации "Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения", опрашивались родители детей-инвалидов, проживающие в г.Энгельсе Саратовской области, анкетирование проводилось в рамках реализации проекта по обеспечению занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов), свыше 60 % родителей вынуждены постоянно находиться с ребенком, из них около 30 % пробовали найти работу и работали, но через некоторое время оставляли работу из-за постоянного беспокойства за ребенка. Только 10 % опрошенных родителей положительно ответили на вопрос о посещении досуговых и массовых мероприятий вместе со своими детьми, как правило, в ходе детальной беседы выяснялось, что это связано с нахождением соответствующих учреждений (кино, театр, дом творчества) вблизи проживания данных семей.

Совместный отдых детей-инвалидов и здоровых детей организуется в виде проведения отдельных акций, интеграционных фестивалей, спортивных мероприятий и творческих фестивалей. В летнее время и в период школьных каникул дети города Саратова, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, посещают лагеря с дневным пребыванием на базе школ (т.н. "летние площадки"), и отдыхают в загородных оздоровительных лагерях. Дети-инвалиды также имеют право на отдых и оздоровление в загородном оздоровительном лагере, но большинство родителей детей-инвалидов не пользуются данной услугой, а предпочитают совмещать отдых и лечение своих детей в санаторных учреждениях и детских реабилитационных центрах, что связано как с несформированностью доступной среды и неприспособленностью загородных оздоровительных лагерей для "особых" детей, так и с неготовностью родителей отдавать ребенка на отдых в лагерь совместно со здоровыми детьми (что связано с гиперопекой большинства родителей детей-инвалидов по отношению к своему ребенку, настороженным и порой неприязненным отношением со стороны родителей здоровых детей к тому факту, что ребенок-инвалид будет находиться вместе с их, здоровым ребенком).

3.В рамках реализации задачи 3 Проекта будет организована работа по нескольким направлениям:

во-первых, - привлечение детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов к посещению массовых культурно-досуговых мероприятий: походы в кино, цирк, где дети-инвалиды будут общаться со своими здоровыми сверстниками;

во-вторых, организация и проведение массовых мероприятий с участием детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их семей (интеграционные фестивали, поездки на теплоходе), с привлечением волонтеров к организации и проведению данных мероприятий. Данные мероприятия направлены на снижение уровня изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, формирование позитивного отношения в обществе к детям-инвалидам и их семьям, снижения гиперопеки родителей, воспитывающих детей-инвалидов по отношению к своим детям;

в-третьих, на базе ГУ КСПН будет организована работа детской игровой комнаты для детей-инвалидов и их здоровых сверстников, которую будут посещать дети во время оформления родителями различных мер социальной поддержки в ГУ КСПН, также родители, желающие на время оставить своего ребенка (до 4-х часов) для решения своих личных вопросов, смогут оставить ребенка в игровой комнате со специалистами. К работе в игровой комнате будут привлекаться волонтеры, которые будут организовывать игровые и развивающие занятия с детьми. В настоящее время такой игровой комнаты для детей в ГУ КСПН нет, и дети вынуждены ждать родителей во время их посещения комитета. Детская игровая комната является универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она применима для организации самостоятельных игр детей, спортивных развлечений. Основное преимущество мягких модулей-конструкторов состоит в их многофункциональности. Дети играют, конструируют, используют модули в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение. Развивающие и увлекательные игры, состоящие из гимнастических палок, плоских обручей, кирпичиков. Эти наборы прекрасно подходят для детей всех возрастов. Все элементы могут моделироваться в различные формы и имеют возможность регулироваться по высоте. Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования. Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на креслицах и диванчиках. Детям нравится такая мебель, потому, что ее легко переносить и переставлять, моделируя обстановку игровой комнаты по своему желанию. "Сухие бассейны" представляют собой прекрасный физкультурно-игровой комплекс. Во время "плавания" в таком бассейне ребенок получает своеобразный массаж тела, учится координировать движения, в-четвертых, дети-инвалиды совместно со здоровыми детьми будут отдыхать в загородных оздоровительных лагерях в период школьных каникул.

Одной из существующих проблем в городе Саратове, на решение которой направлена следующая задача проекта, - является наличие рассогласованности действий между бизнесс-структурами (социально-ответственным бизнесом), учреждениями и организациями, работающими с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов, благотворительными фондами и волонтерами (добровольцами).

Во-первых, сложилась практика "патронажа" со стороны бизнесс-структур и благотворительных фондов определенных учреждений и организаций, работающих с детьми-инвалидами и их семьями, которым на протяжении нескольких лет оказывается помощь, не рассматривается вопрос об оказании помощи другому учреждению, организации. При этом на рынке социальных услуг в г.Саратове появляются новые учреждения и общественные организации, работающие с детьми-инвалидами и их семьями, которым на начальных этапах становления необходима поддержка. Во-вторых, оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов или детям-инвалидам, проживающим в интернатных учреждениях, со стороны спонсоров и благотворителей, происходит в основном, на заявительной основе, - тем, кто обратился непосредственно, пришел самостоятельно, таким образом, большей части семей, не имеющих информации о существующих возможностях спонсорской и благотворительной помощи, такая помощь не оказывается. В-третьих, в г.Саратове существует множество направлений работы с волонтерами, молодежных организаций, работающих с волонтерами, социальных служб, осуществляющих работу с добровольцами, которые как правило, работают также с определенными учреждениями на протяжении нескольких лет, и работают с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, состоящими на обслуживании в учреждениях, т.е. своего рода - заявивших о себе, и изъявивших желание в помощи добровольцев, большинство семей не имеет информации о волонтерстве и возможностях поддержки. Таким образом, отсутствует адресность и первоочередность волонтерской помощи и материальной поддержки детям-инвалидам и их семьям, учреждениям и организациям, работающим с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, нуждающимся в волонтерской помощи и материальной поддержке в первую очередь.

4. В рамках реализации Задачи 4 Проекта будет организована координация и взаимодействие работы по привлечению спонсоров, благотворителей и волонтеров в проекты и программы по оказанию помощи детям-инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, учреждениям и организациям, работающим с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов) на уровне муниципального образования "Город Саратов". Администрация муниципального образования "Город Саратов" поддержала идею создания "Карты социальных потребностей" "Карта социальных потребностей" будет представлять собой карту города Саратова, на которой будут выделяться "объекты заботы":

1) государственные, муниципальные учреждения и общественные организации, работающие с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов, нуждающиеся в волонтерской и (или) спонсорской помощи (в примечании к "Карте социальных потребностей" будет указана контактная информация об учреждениях и организациях, срочность, объем и обоснование необходимой волонтерской и (или) спонсорской помощи);

2) места проживания (район города Саратова, номер дома) семей, воспитывающих детей-инвалидов, нуждающихся в волонтерской и (или) спонсорской помощи (в примечании к "Карте социальных потребностей" будет указана информация о семье (полная/неполная, количество детей, из них - детей-инвалидов, диагноз ребенка-инвалида), срочность, объем и обоснование необходимой волонтерской и (или) спонсорской помощи.

В рамках реализации данной задачи будет собрана информация о нуждаемости в волонтерской и (или) спонсорской помощи детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, учреждений и организаций города Саратова, работающих с детьми-инвалидами и их семьями. Информация будет собираться посредством, во-первых, направления письменных запросов в учреждения и организации, работающие с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов с указанием информации о реализации проекта. В ответах на запросы организации и учреждения будут указывать срочность, объем и обоснование необходимой волонтерской и (или) спонсорской помощи, во-вторых, посредством письменного анкетирования родителей (официальных представителей) детей-инвалидов, обращающихся в ГУ КСПН по различным вопросам предоставления мер социальной поддержки и государственных социальных услуг, в-третьих, баннер "Карта социальных потребностей" будет размещен на интернет-сайте министерства социального развития Саратовской области, с указанием адреса электронной почты специалиста министерства, ответственного за взаимодействие со средствами массовых информаций (пресс-секретаря), через который также будут собираться предложения от заинтересованных лиц и организаций (посредством "обратной связи", ежедневное посещение сайта - около. двух тысяч посещений).

"Карта социальных потребностей" будет обновляться ежеквартально и будет направляться в:

1. Бизнесс-структуры (организации и предприятия города Саратова промышленной сферы, транспортного хозяйства, нефтяного комплекса, информационных технологий и связи, зарекомендовавших себя как социально-ответственный бизнес города), с целью привлечения потенциальных спонсорских средств для оказания материальной помощи детям-инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, организациям и учреждениям, работающим с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

2. Благотворительные фонды, расположенные на территории города Саратова, с целью привлечения потенциальной благотворительной помощи и вовлечения нуждающихся учреждений и организаций, семей и детей в реализацию действующих и планируемых благотворительных программ материальной помощи и волонтерской поддержки.

3. В ВУЗы и средние общеобразовательные учреждения с целью привлечения волонтерских бригад для оказания помощи организациям и учреждениям, работающим с детьми-инвалидами, и потенциальных выходов волонтеров в отдельные семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Весь период реализации проекта специалистам ГУ "КСПН" будет оказываться информационно-консультационная и методическая поддержка привлеченных специалистов, - квалифицированных экспертов по вопросам социальных инноваций, моделей и практик работы с волонтерами, детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Модели интеграционных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей предполагают развитие инклюзивных форм отдыха и оздоровления детей-инвалидов, включение детей-инвалидов в среду здоровых сверстников посредством организации массовых мероприятий с участием волонтеров для детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их родителей и организации, посещения детьми-инвалидами, семьями воспитывающими детей-инвалидов культурно-досуговых учреждений, организации и проведения развивающих занятий в специализированной детской игровой комнате.

Управление и контроль за реализацией Проекта

Руководство и координация деятельности исполнителей и соисполнителей проекта будет происходить на трех уровнях.

Первый уровень - федеральный, общая координация проектов экспертами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Второй уровень - региональный, контроль за реализацией проекта со стороны министерства социального развития Саратовской области.

Третий уровень - муниципальный, будет создана рабочая группа по реализации проекта, включающая в себя специалистов ГУ КСПН, представителей общественных организаций, принимающих участие в реализации проектных мероприятий, администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованных лиц и организаций, работающих с детьми-инвалидами и их семьями (по согласованию), активистов волонтерских групп, представителей целевой группы проекта - родителей детей-инвалидов. Будет разработан план совместной работы, с общественными организациями будут заключены соглашения о сотрудничестве.

Контроль хода реализации проекта и целевое и эффективное использование финансовых средств и ресурсов, будет осуществлять директор ГУ КСПН.

Вероятные риски в реализации проектных мероприятий:

1.Нежелание потенциальных спонсоров, благотворителей и волонтеров участвовать в проектах и программах по оказанию помощи детям-инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, учреждениям и организациям, работающим с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов в рамках работы "Карты социальных потребностей".

Возможностью преодоления данного риска является проведение широкой информационной кампании по продвижению "Карты социальных потребностей". Информация о Карте будет ежемесячно (не менее одного раза в месяц) освещаться в наиболее часто посещаемых интернет-сайтах области (официальный сайт Правительства Саратовской области, официальный сайт Министерства социального развития области, сайты информационных агенств "ИА Сар-информ", "ИА "Взгляд-инфо", "Новости Саратовской Губернии", ИА "Четвертая власть", ИА "СаратовБазнессКонсалтинг", интернет-сайт "Российской газеты"), не менее одного раза в квартал информация об оказанной помощи по "Карте социальных потребностей" будет публиковаться в печатных изданиях города Саратова и Саратовской области ("Саратовская областная газета", газета "Московский комсомолец в Саратове", "Неделя области", "Родной город" и др.), с указанием конкретных проведенных мероприятий и конкретных задействованных структур, с целью PR-продвижения социально-ответственного бизнеса, благотворительных фондов и деятельности волонтерских бригад (отдельных волонтеров). С целью распространения опыта работы "Карты социальных потребностей" среди субъектов Российской Федерации, информация о Карте будет размещена на наиболее часто посещаемых интернет-ресурсах: официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, интернет-портале "Жизнь без границ", сайте ИА"Агентство социальной информации".

2. Риски человеческого фактора, связанные с противодействием или не принятием изменений в обществе, не готовностью здоровых детей и взрослых принять в свое окружение ребенка с ограниченными возможностями.

Возможностями для преодоления влияния данных негативных факторов являются проведение предусмотренной в мероприятиях проекта обширной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа детей-инвалидов и инвалидов в обществе; проведение совместных мероприятий (культурно-массовых, досуговых) с участием здоровых детей, детей-инвалидов и их родителей. Данные мероприятия направлены на детей всех возрастов и различных групп инвалидности.

3. Риски организационно-управленческого характера, связанные с неготовностью координировать, управлять и осуществлять мероприятия проекта. Возможностью преодоления данного риска является готовность общественных организаций, работающих с волонтерами оказывать необходимую поддержку.

6) www.microsoft.com/Rus/SocialProjects/Default.mspx- примеры социальных проектов Microsoft.

Программа «Моя Перспектива»

В рамках программы «Моя перспектива» мы помогаем выпускникам детских домов подготовиться к обоснованному выбору образования и профессии в соответствии с личными интересами, умениями и, одновременно, потребностями рынка труда в различных специалистах и разного уровня квалификациях.

Цель программы - помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, найти свое профессиональное призвание и постоянную работу с учетом своих физических и психологических особенностей. Программа направлена на повышение образовательного уровня и начальное освоение профессий воспитанниками сиротских учреждений в рамках мастер-классов, программ дополнительного образования и краткосрочных курсов.

«Моя перспектива» реализуется с 2010 года и стала продолжением программы «Одаренные дети», но c расширенным количеством направлений, географией работы и целевых группы.

ФГОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

Проект «Центр независимой жизни инвалидов»

Руководитель проекта: Пузрова Е.Г.

Введение……………………………………………………………………..3стр.

1. Глава 1. Центры независимой жизни – инновационная технология социальной работы с инвалидами…………………………………………4 стр.

§1. Понятие центра независимой жизни……………………………4 стр.

§2. Виды деятельности центров независимой жизни……………4-5 стр.

2. Глава 2. Центр независимой жизни «Милосердие»……………………6 стр.

§1. Виды услуг Центра независимой жизни «Милосердие»……6-7 стр.

§2. Программы поддержки инвалидов……………………………..8 стр.

Заключение…………………………………………………………………9 стр.

Приложение. Программа «Помоги слабому»……………………….10- 14 стр.

Введение

Актуальность проекта заключается в том, что, согласно идеологии независимой жизни, инвалиды являются частью общества и должны жить в обществе. Они не пациенты, которых необходимо лечить, не дети, за которыми нужно присматривать, и не смельчаки, которыми нужно восхищаться. Они вполне в состоянии выбирать, как им жить, они свободны выбрать самостоятельность и обращаться за помощью. Они страдают прежде всего от предубеждения общества, а не от своей инвалидности.

Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Это - первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом. В возможности решения этих проблем заключается практическая значимость проекта.

Цель проекта – организация помощи , взаимопощи и самопомощи людям с ограниченными возможностями.

Задачи проекта:

Выявить людей с ограниченными возможностями;

Участвовать в проводимых другими организациями программах и реализовывать собственные программы;

Взаимодействовать с государственными и общественными организациями и движениями, действующими в интересах инвалидов;

Организовывать научные и социологические исследования по проблемам инвалидности

Оказать помощь инвалидам в освоении навыков и приобретении знаний для обеспечения возможностей стать полноправными членами общества;

Содействовать изменению общественного мнения по отношению к инвалидам, преодолению стереотипов, физических и психических барьеров

Глава 1. Центры независимой жизни – инновационная технология социальной работы с инвалидами

§1. Понятие центра независимой жизни

Уже несколько десятилетий существуют организации инвалидов, которые специально занимаются продвижением идеологии и практики независимой жизни. Такие центры работают в Канаде, Бельгии, США и ряде других стран

Центр независимой жизни – это инновационная технология социальной работы с инвалидами, которая в ограничивающих условиях жизни создает для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Деятельность центров основана на оказании самопомощи и взаимопомощи. Люди с разными нарушениями жизнедеятельности помогают друг другу в осуществлении повседневных занятий, получении нужной информации, решении правовых вопросов. Члены центра независимой жизни компенсируют теми возможностями, которые у них развиты, социальную недостаточность других участников центра.

§2. Виды деятельности центров независимой жизни

Центры независимой жизни осуществляют следующие основные виды деятельности:

    информирование и предоставление справочной информации. Не обращаясь в социальную службу, инвалид получает доступ к источникам информации по базе данных, созданной членами центра независимой жизни. Доступ к информации повышает способность человека управлять своей жизненной ситуацией;

    консультирование «равными» и организация групп самоподдержки. Консультантом выступает инвалид, который делится своим опытом и навыками независимой жизни. Он выступает в роли человека, который сумел преодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членами общества. Пример более опытных товарищей подталкивает новичков к тому, чтобы удовлетворять свои потребности, принимая ответственность за свою жизнь. Проводятся семинары по обмену опытом, занятия групп поддержки, индивидуальные занятия по развитию навыков независимой жизни, использованию технических средств, управлению стрессом, общению с окружающими людьми;

    индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов. Консультирование проводится по финансовым вопросам, жилищному законодательству, вопросам социального обеспечения и социальных услуг. В дополнение к передаче сведений о том, что делать в данном случае и куда обращаться, координатор обучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самому отстаивать свои права. Основу такого подхода составляет мнение, что сам человек лучше знает, какие жизненные интересы ему надо защитить в первую очередь;

    предоставление услуг и обмен услугами. Проводятся исследования результативности услуг, предоставляемых добровольцами – членами центра независимой жизни (например, помощи на дому, услуг по сопровождению, оказываемых персональными ассистентами, транспортных услуг, ссуд для приобретения технических средств помощи). На основании этого анализа разрабатываются и планируются новые подходы и методы услуг. Для ввода новых услуг проводят демонстрационные программы и получают ресурсы благодаря использованию сети контактов с государственными и благотворительными организациями.

Глава 2. Центр независимой жизни «Милосердие»

§1. Виды услуг Центра независимой жизни «Милосердие»

На базе Перевозского строительного колледжа в течение двух лет функционирует Центр независимой жизни «Милосердие». Цель центра – помощь инвалидам всех категорий в создании условий для максимальной независимости и полноценного участия в жизни общества.

В Центре независимой жизни «Милосердие», организованном при кафедре социально-правового профиля ФГОУ СПО «Перевозский строительный колледж», предоставляются следующие виды услуг.

1. Услуги, оказываемые на базе Центра:

Демонстрация оборудования;

Предоставление информации и необходимых консультаций;

Компьютерная база данных;

Мобильный информационный и демонстрационный стенд;

Услуги в области коммуникации;

Консультирование по вопросам дизайна;

Образование и обучение (навыки независимой жизни, умение пользоваться техническими приспособлениями);

Публикации;

Справочная библиотека.

2. Услуги персональных помощников. Кандидаты на эту должность отбираются из числа студентов, в основном, специальности 040101 Социальная работа, с ними проводится собеседование. Персональные помощники помогают своим клиентам в ведении хозяйства и обслуживании, что позволяет тем быть более независимыми. С другой стороны, данный вид деятельности является бесценным практическим опытом для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе.

3. Помощь в трудоустройстве. Предлагаются услуги по поиску работы для инвалидов, подготовке к собеседованию, написанию резюме, отработке навыков поиска работы, предоставлению информации и последующее консультирование. Данную работу студенты-старшекурсники проводят под руководством преподавателей после изучения соответствующих дисциплин профессионального цикла: Стратегия трудоустройства, Навыки поиска работы, Документационное обеспечение управления, Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

4. Консультирование по финансовым вопросам. Проводится справочное консультирование, просвещение людей с ограниченными возможностями по вопросам финансовых льгот, страховки и другим социальным программам.

5. Консультирование по жилищным проблемам. Оказание помощи в поиске и содержании доступного жилья, справки о программах найма, переселения, скидок и льгот. Консультанты центра имеют базу данных о федеральном и местном жилищном законодательстве, помогают связываться с адвокатскими конторами.

§2. Программы поддержки инвалидов

Помимо оказания услуг существует ряд программ поддержки инвалидов, не являющихся участниками центра независимой жизни:

Программа клиентской помощи – часть программы защиты прав потребителей в рамках их реабилитации;

Программа «Помоги слабому»- программа по социализации инвалидов с отклонениями психофизического развития.

Юридическая консультация – раз в месяц с клиентами встречаются юристы, в том числе адвокаты.

Помимо этого Центр организует получение дополнительного профессионального и доступного образования инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, содействует активной социальной интеграции молодых инвалидов.

Задачи данной деятельности:

Поддержка организаций инвалидов и их движений за равные права и возможности инвалидов;

Помощь инвалидам в освоении навыков и приобретении знаний для обеспечения возможностей стать полноправными членами общества;

Содействие изменению общественного мнения по отношению к инвалидам, преодолению стереотипов, физических и психических барьеров.

Центр работает с клиентами не только напрямую, но и в режиме on - line , предоставляя нормативно-правовую информацию, информацию о возможностях образования и занятости, содействует трудоустройству инвалидов через территориальную сеть своих координаторов, которые, как правило, являются инвалидами, проводит тематические дискуссии и обмен мнениями, интересующими молодежь.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о необходимости и дальнейшем усовершенствовании деятельности Центра независимой жизни «Милосердие», вовлечение в нее большего количества студентов, привлечение волонтеров из других образовательных учреждений Перевозского района. Центр должен приложить максимум усилий для того, чтобы люди, имеющие инвалидность, могли жить независимой жизнью.

Деятельность Центра является практически значимой, как для людей с ограниченными возможностями, так и для студентов-членов Центра.

Люди с ограниченными возможностями с помощью Центра независимой жизни становятся максимально вовлеченными в полноценную жизнь, защищенными в правовом и информационном плане, чувствующими поддержку и понимание со стороны молодого поколения.

Студенты, работающие в Центре независимой жизни, приобретают практический опыт, необходимый для формирования их как конкурентоспособных, компетентных специалистов. В ребятах воспитываются такие качества, как доброта, толерантность, сострадание, прививаются нравственные ценности, формируется культура специалиста по социальной работе.

О работе Центра независимой жизни «Милосердие» в колледж поступает большое количество положительных отзывов от людей с ограниченными возможностями и сотрудников организаций по социальной защите населения, что позволяет делать вывод о необходимости продолжения данной работы, и, конечно, ее совершенствования.

Приложение. Программа социальной абилитации инвалидов «Помоги слабому»

Социально-психологические исследования показали, что инвалиды с детства отличаются от других категорий инвалидов отклонениями в развитии личности, связанными с их положением в семьях и среди сверстников.

Эти отклонения приводят к таким нарушениям поведения, которые в значительно большей степени препятствуют трудовому обучению, профессиональной абилитации и интеграции, чем нарушения функций организма, ставшие причиной инвалидности.

Обычные мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов с детства не приводят к выработке у них социальной активности и конкурентоспособности - качеств, необходимых в современном обществе.

В связи с этим необходимы определенный характер и последовательность социальных мероприятий, сопровождающих трудовую подготовку детей-инвалидов, в частности индивидуальные и групповые занятия по развитию навыков социальных контактов, по воспитанию гражданственности и социально-трудовой абилитации, по социокультурному развитию.

Программа по абилитации инвалидов «Помоги слабому»

Цель программы : социализация инвалидов с отклонениями психофизического развития.

Задачи программы :

    обучение молодых инвалидов оказанию бытовой и социально-психологической помощи другим людям;

    воспитание в них психологии сильного человека, оказывающего помощь слабому;

    содействие освоению молодыми инвалидами практических навыков социального менеджмента и взаимодействий с потребителями услуг;

    подготовка публикаций молодых инвалидов с целью пропаганды самозанятости и посильной помощи тем, кто находится в более тяжелом состоянии.

Мероприятия по созданию групп подразделяются на три этапа.

Этап 1. Социально-трудовая подготовка.

Инвалиды, выразившие желание работать в программе, распределяются на группы, по 5 -6 человек в каждой и в течение 6 месяцев проходят обучение по следующим направлениям.

Социально-бытовое: уборка помещений, пользование бытовой техникой, уборка территории, покупка продуктов, оплата счетов и квитанций, сдача вещей в мастерские бытовых услуг (прачечную, химчистку, мастерские по ремонту обуви и бытовой техники) и обратная их доставка, стирка белья, мелкие ремонтные работы (починка одежды, обуви, несложный ремонт бытовой техники).

Социально-психологическое: самопрезентация, общение с людьми разного возраста и социального положения, общение с людьми, испытывающими депрессию или раздражение, способы инициации и ведения доверительной беседы, выявление проблем собеседника, снятие тревожности и последствий стресса.

Этап 2. Поиск потребителей услуг.

Переход к этому этапу осуществляется через четыре месяца после создания групп, поскольку эта деятельность не нарушает процесса обучения, является одним из критериев эффективности обучения и, таким образом, может осуществляться параллельно с учебными занятиями.

Содержание этапа:

    опрос участниками групп соседей по дому, жителей соседних домов, микрорайонов;

    размещение объявлений «Помогаем нашим соседям» в муниципальных газетах, на телевидении;

    составление реестра возможных потребителей услуг, живущих по соседству, - одиноких стариков и инвалидов, семей с детьми-инвалидами, семей с инвалидами, которым нужна дополнительная помощь помимо оказываемой государственными службами.

Этап 3. Оказание разовой или краткосрочной помощи.

В связи с тем, что инвалиды с проблемами развития не адаптированы к оказанию постоянной (ежедневной, по несколько раз в неделю) или регулярной помощи потребителям услуг, этот этап необходим для соответствующей адаптации и отбора участников групп, которые в состоянии впоследствии оказывать услуги постоянным потребителям. Помощь оказывается на благотворительных началах (безвозмездно или за плату, окупающую расходы на ее оказание).

На всех этапах для обучения и сопровождения групп применяется модель многодетной семьи - их кураторами становятся не только сотрудники программы, но и участники ранее сформированных и обученных групп.

Эта модель способствует более быстрому усвоению нужных знаний и навыков, а также дальнейшему воспитанию идеологии помощи более слабому, нуждающемуся в ней человеку.

Механизмы реализации программы.

Для комплектации групп участники отбираются по результатам психолого-социальной диагностики, проводимой студентами и преподавателями Перевозского строительного колледжа социального профиля в качестве учебной практики. Критериями включения в группу являются намерения кандидата, перспективы повышения его социального статуса и рекомендации индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

В период прохождения и после прохождения этапа 1 (через 3 и 6 месяцев обучения) проводится повторная диагностика для определения мероприятий дальнейшего индивидуального курирования и уточнения характера выбранной трудовой деятельности.

В течение следующих шести месяцев (этапы 2 и 3) участники групп занимаются по выбранной специализации, улучшая свои возможности и показатели.

На всех этапах в качестве добровольцев привлекаются родители и студенты, которые участвуют в индивидуальном сопровождении.

В дальнейшем, по завершении программы, они и обученные инвалиды-волонтеры будут помогать участникам групп справляться с трудовыми обязанностями и социальными проблемами. Кураторами и преподавателями для освоения и осуществления индивидуальной и групповой деятельности участников групп и волонтеров являются специалисты по социальной работе и педагогике, имеющие опыт работы с аналогичным контингентом.

Для привлечения общественности к работе программы возможно заключение с территориальными органами общественного самоуправления, на территории которых осуществляется программа договоров, по освещению деятельности участников программы и информированию возможных пользователей.

Планируемые результаты.

Группы, получившие навыки и опыт работы, преобразуются в некоммерческие организации (возможна форма общественных организаций как одна из форм некоммерческих организаций), которые будут оказывать освоенные услуги людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории деятельности созданных организаций.

Важно сохранение принципа помощи слабым людям, находящимся в более тяжелом положении.


Создание условий для эффективной реабилитации детей-инвалидов в группе дневного пребывания, организованной на базе БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Продолжительность реализации проекта 10 месяцев, с 1 августа 2014 г. по 31 мая 2015 г.


Задачи проекта Мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов Проведение диагностического обследования семей с детьми –инвалидами Формирование группы дневного пребывания для детей-инвалидов, участников проекта Разработка и реализация групповой и индивидуальной программ социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях группы дневного пребывания Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов


Адресная направленность проекта дети-инвалиды, в возрасте от 3 до 7 лет, проживающие в г.Кириллове, которые будут посещать группу дети-инвалиды в возрасте от 7 до 18 лет, проживающие в г. Кириллове и районе (индивидуальная реабилитационная работа) родители, воспитывающие детей-инвалидов г.Кириллова и района взрослые, участвующие в мероприятиях проекта (специалисты, волонтеры, ближайшее окружение семей, воспитывающих детей- инвалидов)






Реабилитационные занятия индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия с использованием сенсорного оборудования, методов песочной терапии, арт терапии; сказкотерапии индивидуальные и групповые занятия по развитию творчества, по формированию социальных навыков




Отсутствие мотиваций у членов семьи по разрешению собственных проблем. Смена специалистов - основных исполнителей проекта. Недостаточное финансирование реализации проекта. Негативное общественное мнение населения района. Оптимизация Учреждения. Риски в проектной работе Устойчивость проекта к возможным рискам Мотивация родителей через различные формы работы с семьей. Стимулирование инновационной деятельности специалистов. Привлечение внебюджетных средств. Информирование населения о целях реализации проекта и социальной значимости для района. Отслеживать изменения в законодательной базе.




Финансово-экономическое обоснование мероприятий проекта п/п Наименование мероприятия Проекта/ вид расходов Расчет стоимости Сумма (в руб.) 1Приобретение развивающее- коррекционного комплекса с видеобиоуправлением для детей с особыми потребностями «Возьми и сделай» руб.*1 шт Канцтовары (бумага, ручки, папки и т.д.)5000 руб.*1 комплект Оплата за оказание услуг специалистов, по организации группы дневного пребывания для детей-инвалидов (специалист по социальной работе, психолог, логопед) 2000 руб. *10 мес. *3 чел Страховые взносы во внебюджетные фонды (27,1%) ИТОГО:115960


Управление, мониторинг и оценка эффективности реализации Проекта Руководитель проекта: - директор БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» С.В.Епишина Рабочая группа: - заместитель директора БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» О.Н.Чугунова, руководитель рабочей группы - общее руководство и координация работы по реализации календарных мероприятий по проекту; - специалисты БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям»: специалист по социальной работе, психолог, логопед - выполнение задач проекта, разработка и проведение занятий с детьми, диагностика и анализ результатов работы, оформление документации.


Ожидаемые результаты проекта организована группа дневного пребывания для детей обеспечена доступность и качество услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов; преодолена социальная изолированность ребенка- инвалида и его семьи, расширены социальные контакты детей инвалидов снимается эмоциональное напряжение, тревожность, страхи, агрессивность у детей, улучшается общий фон настроения, повышена педагогическая компетентность родителей, нормализован психологический климат в семье. обеспечена материально-техническая база Центра, повышена квалификация специалистов; создание положительного имиджа учреждения и органов местного самоуправления.


ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ» Проект направлен на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами Епишина Светлана Викторовна, директор бюджетного учреждения социального обслуживания Кирилловского муниципального района «Центр социальной помощи семье и детям» г.Кириллов 2014 г.

Социальный проект «Возрождение»

Центр «Возрождение».

Цели проекта:

1. Достижение максимального социального функционирования инвалидов

2. Достижение психологического благополучия инвалидов всех возрастов

Планируемые результаты.

· Адаптация инвалида в современном обществе

· Обеспечение инвалидов рабочими местами

· Расширение круга общения

· Информационно - просветительская работа

· Психологические консультации

· Обеспечение жильём инвалидов

Группы людей в интересах, которых осуществляется проект:

люди, имеющие инвалидность I и II группы, от 16 лет, кроме инвалидов с диагнозом интеллектуальной недостаточности или психическими нарушениями.

Обоснования необходимости проведения данного проекта.

Люди, имеющие инвалидность ограниченны в возможностях и не могут полноценно функционировать в обществе, а некоторые инвалиды полностью отрезаны от внешнего мира и вынуждены смиренно дожидаться конца своей жизни и зачастую не в лучших условиях. Мой проект позволит инвалидам приносить обществу пользу и заботиться об их физическом и психологическом состоянии.

1. Распределение на тех, кто будет:

а. проживать в центре

б. временно проживать в центре

в. Посещать центр по составленному расписанию

2. Распределить тех, кто будет жить друг с другом по совместимости темпераментов и характера инвалидности.

3. Определить: расписание и виды работы (4-5 часов), время отдыха (общения), время психологических и медицинских процедур.

1. С зарплаты инвалидов не взимается налог в 13%;

2. От пенсии по инвалидности взимать каждый месяц на содержание и оказанные услуги:

а. те, кто проживает - 80% пенсии

б. те, кто приезжает - 40% пенсии

3. Пониженная ставка заработной платы у инвалидов

4. Снижение налогов для тех, кто предоставляет работу инвалидам.

6. Освобождение от налогообложения постоянных спонсоров.

7. Государственные вложения

Общение, трудотерапия, психологическая и медицинская помощь в совокупности дадут положительные результаты. Возможны: частичное выздоровление, психологическое благополучие у инвалида и его семьи, получение заработка. Центр «Возрождение» - это шанс для инвалидов стать полноценными членами общества. Общаться с людьми, у которых такие же проблемы со здоровьем, получать различные виды помощи…

Этот проект очень важен, как для людей имеющих инвалидность с их семьями, так и для государства! Зачастую люди имеющие инвалидность I или II группы практически лишены возможности функционирования в обществе, они не обладают широкими познаниями в сфере своих прав и возможностей.

С помощью центра появиться дополнительная не дорогая рабочая сила, все права инвалидов будут защищены.

Заключение

Уязвленные слои населения есть в каждом обществе, и степень их уязвленности отражает уровень развития данного общества. Люди с инвалидностью - одни из них, вне зависимости, были ли они рождены инвалидами или стали ими в силу обстоятельств. Они дискриминированы в обществе по принципу отсутствия равных возможностей в таких жизненно важных сферах, как доступ к образованию, трудоустройству, общественной жизни и т.д.

Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области

обслуживания инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам в России проявлялась всегда.

Сегодня проблема социальной реабилитации инвалидов становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа имеющих инвалидность следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных социальных решений.

Несомненно, люди имеющие инвалидность испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.