Болезни и лечение

Состояние рассеянности внимания. Главное в лечении – доброе отношение. Основные причины рассеянности

Рассеянность способна натворить много бед. В лучшем случае мы кладем в чай соль вместо сахара или оставляем что-то из покупок в магазине, в худшем – забываем дома документы, отправляясь в дальнюю дорогу, или покупаем билет не на тот самолет, который нам нужен. Если вы страдаете от рассеянного внимания, то такие ситуации могут преследовать вас на каждом шагу. Откуда же появляется рассеянность? Как с ней справиться? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Виды рассеянности

Хорошее внимание значительно облегчает нам жизнь – мы всегда знаем, что уже сделали, а что только предстоит, помним все необходимые номера телефонов на случай, если неожиданно сядет мобильный или на его счету закончатся деньги, предусматриваем возможное развитие событий. При рассеянном внимании все иначе – мы как слепые котята тычемся из угла в угол, путаемся в массе ежедневных дел, но так и не успеваем ничего сделать. Рассеянность бывает разная – можно выделить по крайней мере три вида.

  1. Первая разновидность не имеет никакого отношения к болезням и является скорее врожденной чертой человека – это элементарное неумение концентрироваться и высокая отвлекаемость. Чаще всего такая рассеянность внимания присуща детям, но, взрослея, многие не расстаются с этой напастью и остаются такими же невнимательными в сознательном серьезном возрасте. Таким людям трудно организовать свою работу и быт, у них отсутствует пунктуальность и они зачастую очень плохо усваивают крайне важную информацию, поэтому на серьезных должностях им побывать обычно не удается.
  2. Второй тип рассеянности ближе людям науки . Они настолько сосредоточены на своих мыслях, что внешние факторы утрачивают для них значение и существуют, словно в другом измерении. Таким людям обычно бывает трудно переключиться со своих мыслей на что-то постороннее или другую мысль, они зачастую отвечают невпопад и попадают в самые абсурдные смешные ситуации.
  3. Третий вид уже ближе к физиологическим нарушениям – возрастная и функциональная рассеянность . Люди, которые страдают от нее, не всегда в состоянии полноценно воспринимать происходящее, принимать правильные решения и последовательно осуществлять его.

Причины рассеянного внимания

У рассеянного внимания может быть немало причин. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

  • Ряд физиологических причин, связанных с общим переутомлением организма – недосыпание, напряженный рабочий график, затяжные болезни.
  • Развитию этого состояния часто способствует прием некоторых лекарственных препаратов, злоупотребление алкоголем, курение.
  • Иногда такой симптом может говорить о гормональных изменениях в организме – при беременности, при ПМС, климаксе или заболеваниях щитовидной железы.
  • Психологические нарушения в сознании человека – стрессы, депрессии, неврозы, панические атаки.
  • Возрастные изменения, неизбежно происходящие в организме.
  • Заболевания и патологии головного мозга.
  • Недостаток йода в организме.
  • Характерная черта человека.

Бывает, человек думает, что у него рассеянное внимание, когда как он может отличаться другими способностями (более активными).

Рассеянные люди часто активны. Это не патология, а черта характера. Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится.

Человек может быть рассеян из-за длительного стресса/переживаний, депрессии. Если с детства были несколько рассеянны, значит у вас замедленные или плохо проходят некоторые процессы в головном мозге, а помочь в этом могут головоломки, активные игры.


Ответьте перед собой на вопросы:

  • Вы довольны собой? (кроме внимательности)
  • Вы часто грустите?
  • Ощущаете себя одиноким(ой)?
  • Бывает тяжесть просыпания по утрам и дневная сонливость?
  • Не всегда понимаете, что вам хотят сказать?
  • Часто ли отвечаете отрывками (не развернуто)?

Если многие ответы совпали, значит причина в обменных процессах головы.

Как восстановить внимание?

Так как это нарушение приносит немало хлопот и неприятностей в жизни, то обязательно нужно принимать меры, чтобы восстановить внимание.

Если причины вам более менее понятны, можно разработать свой план улучшения внимания в зависимости от типа рассеянности.

Что же нужно сделать?

  • Для начала обратитесь к врачу, чтобы исключить возможность наличия функциональных изменений в организме.
  • Упорядочите свой распорядок дня – вовремя ложитесь спать, не валяйтесь в кровати до обеда. Если у вас есть такая потребность, то выделяйте полчаса – час на дневной сон.
  • Правильно питайтесь – употребляйте достаточно пищи с содержанием фолиевой кислоты и йода. Увеличьте потребление сложных углеводов они будут подпитывать ваш мозг и вам будет легче сосредоточиться.
  • Следите за собой, составляйте списки дел и вычеркивайте из него уже выполненные.
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором вы находитесь. Достаточное количество кислорода активирует мозговую деятельность.
  • Психологами давно доказано, что цвет имеет огромное влияние на умственные процессы и настроение человека. Для того, чтобы взбодрить мозг используйте яркие предметы обихода, письменные, а иногда и одежду. Только не переусердствуйте – обилие ярких красок может вызвать раздражительность.
  • Запахи тоже имеют свойство влиять на нашу память и восприятие происходящего. Прекрасно взбодрит запах лимона или других цитрусовых.
  • Шоколад и орехи давно заслужили славу настоящего активатора мозговой активности. Поэтому пара долек шоколада и горсть орехов ежедневно просто необходимы вам.
  • Если вы чувствуете, что переутомились и не можете собраться с мыслями, то помассируйте ушную раковину. Массаж нужно продолжать не менее одной минуты. Вы будете удивлены, но в голове появится некоторая ясность.
  • Тренируйтесь в разгадывании головоломок, решайте уравнения.

О внимании:

» Можно одновременно концентрировать на двух или даже более вещах или только одном .

» Уметь быстро или медленно переключать внимание .

Ухудшение памяти часто связывают с возрастом человека. Однако трудности запоминания и рассеянность связаны с образом жизни. Что делать в такой ситуации? Ответы есть в этой статье.

Пагубные привычки влияют на организм и в частности на мозг. Нарушения памяти связано: вредными привычками, малоподвижным образом, недостатком кислорода, высокой информационной нагрузкой или полным отсутствием навыков запоминания.

Распространенные причины плохой памяти

К наиболее распространенным причинам, ведущим к ухудшению памяти и излишней рассеянности, относят:

  • Неправильный образ жизни. Не только плохая привычка, хотя табакокурение и спиртосодержащие напитки можно отнести к самым серьезным врагам современного мира. Плохая память часто становится результатом неумения человека контролировать входящий поток данных. Сейчас различного рода информация буквально льется отовсюду и часто перегружает мозг. В результате, человек не может сконцентрироваться.
  • Рассеянность и забывчивость чаще всего становится результатом несбалансированного питания и низкого уровня кислорода. Головной мозг питается витаминами и микроэлементами, они важны для его нормального функционирования. Поэтому, важно употреблять здоровую еду и регулярно гулять.
  • Плохая память может стать результатом физических и психологических заболеваний. Переживания, отсутствие полноценного отдыха, резкая смена биологического ритма могут провоцировать забывчивость и рассеянность.
  • Наиболее частой причиной забывчивости является отсутствие интереса или неумение пользоваться способностями к запоминанию. Их развитие - сложный и длительный процесс, который необходимо начинать в раннем детстве и работать над ним всю жизнь. Хорошая новость, даже если вы упустили это в детстве, всё возможно наверстать. Однако делать такие упражнения следует систематически.

Причины ухудшения памяти определяют эффективное лечение. Бывает достаточно изменить образ жизни и все станет на свои места. Мы предлагаем несколько эффективных методов для восстановления памяти.

Презентация: "Память"

Простые методы улучшения памяти

Плохая память лечится и далеко не всегда для этого нужны лекарственные препараты или тайные техники тибетских монахов.

Как правило, достаточно слегка скорректировать жизнь и лечение не станет необходимостью. Ниже представлен перечень простых, но действенных методов, которые помогут остановить процесс ухудшения памяти.

  • Внимательность. Каждый день нужно осознанно проявлять внимательность и учиться концентрироваться на одном процессе. Делать одновременно несколько дел, не очень хорошая идея. Чаще всего, вы не запоминаете что-либо потому, что недостаточно сосредоточились в нужный момент.
  • Логические связи. Игра в ассоциации и логические связи. Новая информация, любым способом связанная с ранее усвоенной запоминается в разы быстрее. Тренируйте образное мышление.
  • Физические упражнения для тела. Не секрет, что активный образ жизни улучшает . Это обусловлено тем, что во время движения мозг насыщается кислородом. Старайтесь делать физические упражнения, т.к. они помогают бороться со стрессом, негативно влияющий на работоспособность мозга.
  • Обратитесь к доктору. Конечно, это не говорит о том, что вам нужно лечение. Тем не менее, консультация и диагностика никогда не бывает лишней. К тому же, доктор способен определить, что– серьезное нарушение или простая невнимательность послужила причиной ухудшения памяти. Также на приеме специалист расскажет, что делать. Помните, что самостоятельное лечение – может привести к плохим последствиям.

Следите за своим образом жизни, исключите возможные причины ухудшения, будьте активными и любознательными.

Все это убережет вас от всевозможных проблем. Но, если вы начали забывать простые вещи, есть затруднения с приготовлением еды, т.к. забыли рецепт или испытываете сложность вспомнить дорогу в знакомое место – откладывайте визит к врачу не стоит. Своевременное лечение способно остановить разрушительные процессы. После проведения диагностики, врач подскажет, что делать конкретно в вашей ситуации.

Ты то, что ты ешь

Нарушение памяти, это сфера деятельностью мозга. При отсутствии тренировок способность головного мозга к запоминанию – снижается. Хотя в этом органе и нет мышц, но от также поддается тренировки. Помимо специальных упражнений на работоспособность влияет и то, что человек употребляет в пищу. Ниже представлен перечень того, что поможет улучшить память.

Одной из распространенных причин расстройств мозга является его обезвоживание. Человек не замечает, как снижается уровень жидкости, а она является основным компонентом для функционирования. Это является еще одной причиной, по которой в день необходимо выпивать 5-7 стаканов воды. При этом она должна быть чистой, т.е. не содержать красителей и газа.

  • Витамин B

В меню полноценного рациона следует включить витамины B6, B12, тиамин, ниацин. Эти компоненты способствуют лечению плохой памяти и улучшают работоспособность мозга. Продукты, в которых содержится высокий уровень этих веществ – бананы, пророщенная пшеница и рожь.

  • Отказ от жиров

После проведения многочисленных исследований, выявлено, что жир способствует закупорке артерий. При такой ситуации кислород и кровь не могут в полной мере насыщать головной мозг, а значит, блокируют его нормальное функционированию. Так, сливочное масло с трансжирами, маргарин, кондитерская выпечка и покупное печенье наносят сильный удар по нормальному кровообращению. Отказавшись от этих продуктов, можно помочь всему организму – сердцу, сосудам и мозгу.

  • Добавь рыбы в рацион

В неделю необходимо употреблять рыбу не реже трех раз. Богатая омегой-3 скумбрия, лосось, сельдь благотворным образом влияют на организм, очищая сосуды и улучшая деятельность мозга. Плохая память при употреблении рыбы отсутупит.

  • Поливитамины

В комплексе этих витамин есть и B12, и фолиевая кислота. Эти два компонента отвечают не только за хорошую память, но и за репродуктивную функцию женского организма. Даже при небольшом отклонении от нормы, их недостаток приводит к забывчивости и нарушения внимания.

  • Женьшень

Корень сибирского женьшеня благотворно влияет на мыслительную деятельность головного мозга и нейтрализует рассеянность. Купить женьшень можно в аптеке, а употреблять согласно инструкции.

Рассеянность внимания – такой психологический термин, под которым принято понимать нарушение центральной нервной системы, причем оно является довольно серьезным и возникнуть может практически у любого человека.

Понятие и разновидности

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне. Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.

В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.

Существует три основных вида рассеянности:

  • Функциональная.
  • Минимальная.
  • Поэтическая.

Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).

Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.

Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.

Рассеянность может проявляться также в виде – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом . В частности, такое свойство присуще флегматикам.

Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е. скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой. Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.

Немного о причинах

Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.

Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.

Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.

Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.

Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль. Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем.

Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он , неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.

Налаживаем жизнь

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.

Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.

Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.

Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.

Постарайтесь распределить все свои дела и выполнять их в строго определенном порядке. Ведь согласитесь, ничего страшного не случится, если вы сначала поговорите по телефону, а потом накрасите губы. Избавляться от невнимательности стоит планомерно: продумывайте свои действия на несколько шагов вперед, а прежде чем приступать к чему-то, сначала мысленно сделайте то, что вы хотели. Есть еще несколько советов: старайтесь класть вещи на свое место, не откладывайте «на потом» мелкие дела, пишите себе «напоминалки» – и через некоторое время вы заметите, что рассеянность вас больше не беспокоит… Автор: Елена Рагозина

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

admin

Порою рассеянное внимание сильно усложняет жизнь. Хорошо еще если рассеянный человек вместо сахара кладет соль в кофе или забывает купить по дороге домой хлеб. А когда человек способен забыть дома важные бумаги, отправляясь в командировку, выключить чайник, уходя на работу, – такая рассеянность наносит непоправимый вред и самому рассеянному, и окружающим.

Облегчает жизнь – человек ориентируется во времени и пространстве, знает, что уже сделал, а что еще нет. Он помнит нужные ему данные, на лету схватывает информацию. Рассеянный же человек не может собраться, постоянно забывает сделать то одно, то другое, путается в собственных делах и решениях.

Если вы страдаете от своей невнимательности и рассеянности, то, наверняка, знакомы с такими или подобными ситуациями. Чтобы избавиться от рассеянного внимания выявите причины недуга.

Типы рассеянности

Рассеянность подразделяется на три вида и иногда неспособность сконцентрироваться – это признак заболеваний:

Врожденная черта. Такая рассеянностью обычно страдают дети, но порою даже взрослея, люди остаются столь же невнимательными и неспособными сконцентрироваться. Таким людям сложно организовывать свою жизнь, они тяжело усваивают информацию, у них проблемы с пунктуальностью, они не способны систематизировать свой распорядок дня так, чтобы все успеть.
Рассеянность ученых. Такому виду подвержены люди науки или те, кто отдает все силы и способности одному виду деятельности. Они сконцентрированы только на том, что им нравится, остальной мир перестает для них существовать. Они не отвлекаются на внешние раздражители. Им сложно переключиться с одной задачи на другую, если она неинтересна. Про таких людей говорят «витает в облаках». Рассеянные люди этого типа порою попадают в комичные ситуации из-за того, что отвечают невпопад или смотрят на окружающих, не видя их, думая о своем.
Физиологические нарушения. Этот вид подразделяется на два подвида – это функциональная рассеянность и возрастная рассеянность. Люди, относящие к этому типу, не воспринимают окружающее и происходящее в полной мере, не могут принимать верные решения и действовать последовательно.

Основные причины рассеянности

Не бывает беспричинной рассеянности, рассмотрим распространенные:

Переутомление: болезни, недосыпание, напряженная работа.
Злоупотребление алкоголем, курение.
Прием некоторых лекарств.
Нехватка йода в организме.
Гормоны: климакс, беременность, ПМС, нарушение работы щитовидной железы.
Психологический дискомфорт: неврозы, депрессия.
Старость.
Нарушения головного мозга.
Характер.

Как избавиться от рассеянного внимания?

Если причины рассеянности не серьезные заболевания или психологические отклонения, а черта характера или последствие перенапряжения, восстановить внимание можно, не прибегая к услугам врачей.

Соблюдайте режим дня: вставайте и ложитесь в одно и то же время, не валяйтесь подолгу в кровати. Если не высыпаетесь – попробуйте выкроить час в своем дневном расписание, чтобы отдохнуть.
Питайтесь правильно. Следите за тем, чтобы питание было сбалансировано и в организм поступало достаточное количество полезных веществ, особенно йода и фолиевой кислоты.
Заведите блокнот для планирования дел на день, неделю. Вычеркивайте из списка выполненные дела.
Проветривайте рабочее помещение, квартиру. Чаще выходите на улицу. Мозг активируется, получив достаточное количество кислорода.
Используйте в одежде, интерьере яркие вещи – это поднимет настроение и благотворно повлияет на умственные процессы. Но не переусердствуйте, слишком много ярких красок приведут к раздражению и утомлению.
Кроме цвета, на мозговую деятельность влияют и окружающие запахи. Там, где вы работаете, живете, должно быть свежо. Бодрящее действие оказывают ароматы цитрусов, еловых шишек.
Ешьте ежедневно шоколад и орехи. Хватит две дольки темного шоколада и горсточку любых орехов, чтобы активировать мозговую деятельность.
Массаж ушной раковины приносит ясность в голову. Хватит и одной минуты, и вы удивитесь эффектом несложной манипуляции.
Решайте математические уравнения, задачи, разгадывайте кроссворды, головоломки.

Детская рассеянность

Даже взрослым, при обилии информации сложно всегда быть собранным, что же говорить о маленьком ребенке или подростке.

Причинами детской рассеянности становятся такие факторы:

Возраст. Маленьким детям тяжело сознательно концентрироваться на чем-то одном, и чем ребенок младше, тем ему сложнее. По мере взросления, он научится удерживать свое внимание. Если сами родители не создадут ему условия, где он не сможет в полной мере это осуществить.
. Для человека важен распорядок дня, особенно для детей. Это способствует укреплению физического здоровья и гармоничному развитию.
Воспитание. При гиперопеки отпадает необходимость концентрировать внимание, ребенок понимает, что родитель подскажет, поможет, сделает. И так же, как и любой другой навык, если не тренировать внимательность, этот навык не разовьется в должной мере.
Болезни. Любое заболевание выводит человека из строя, снижая внимательность, активность и .
Психические расстройства. Этот случай наиболее серьезный и требуется помощь врача в области психологии, неврологии. Помогут медикаментозный курс, занятия в развивающих центрах и дома под строгим наблюдением докторов.
Недостаток . К этой причине относят неполноценное питание, повышенные нагрузки.
Стресс, страх. Возможно, ребенка что-то беспокоит, он чего-то опасается. Может у него проблемы в школе или с ровесниками. Выясните причину, чтобы страх не брал контроль над необходимостью сконцентрироваться в определенный момент.
Если ребенок невнимателен только в одной-двух областях, все остальное же время он собран и прекрасно ориентируется, значит, ему просто неинтересна эта вещь, деятельность, занятие.

Ребенок может быть рассеянным из-за генетических нарушений – такой фактор встречается в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, имеют психические заболевания или сами подвержены синдрому рассеянного внимания. Сказываются и осложнения, возникшие в период беременности, сложные роды и прочие причины неправильного внутриутробного развития.

Лечение рассеянного внимания у ребенка

Как и у взрослых, повысить внимательность ребенка, если это не сложное психологическое нарушение, требующее медикаментозного вмешательства, можно в домашних условиях.

Ребенок должен следовать режиму дня. Будут определенные периоды, когда придется немного адаптировать график под какие-либо условия. Однако все же желательно сделать так, чтобы прием пищи, отход ко сну, свободные игры, уроки и учеба следовали по порядку в фиксированные временные промежутки.
У ребенка должны быть обязанности. Не стоит выполнять все вместо ребенка, малыш 2-4 лет вполне способен убрать игрушки, надеть штаны и носки, ребенок постарше может убрать за собой посуду, застелить кровать. Ребенок школьного возраста способен убраться в своей комнате или помочь по дому. И даже пусть в начале будет получаться совсем не так, как сделали бы это вы, с каждым новым разом будет лучше. Но если вы видите, что ребенок действительно устал или у него нет настроя, лучше не настаивать.
Учите ребенка самостоятельности. Кроме обязанностей у него должно быть право выбора, в случае чего вы можете слегка подкорректировать его решение, но он должен принимать активное участие в жизни семьи, а не идти пассивно у вас на поводу. Советуйтесь с ним, обсуждайте семейные ситуации, вопросы.
Не оставляйте его с проблемами наедине, не отказывайте в помощи. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он еще ребенок и ему нужна ваша поддержка и порою помощь. Не путайте выполнение обязанностей за него и помощь.
Играйте с ребенком в игры его возраста, занимайтесь тем, что ему интересно. Выделяйте ежедневно хотя бы час времени, чтобы побыть с ним наедине. Чаще занимайтесь развивающими, логическими играми, которые соответствуют возрасту.

Хвалите ребенка. Пусть даже его достижение вам покажется мелочью – все равно хвалите. Но в то же время не перебарщивайте, похвала не должна стать лестью с поводом и без, она должна быть действительно заслуженной.
Исключите физические и психологические переутомления.

Оставаться всегда в тонусе сложно и взрослому, и ребенку – жизнь насыщенна и интенсивна, каждому требуется передышка.

Устраивайте семейные вечера, выезды на природу, – все это даст возможность переключиться и перезагрузиться, снять скопившуюся усталость и напряжение.

И помните, все люди разные, со своим характером, темпераментом и способностями. Может быть, что человек и не рассеянный вовсе, а просто не усидчивый или, наоборот, слишком кропотливый. Будьте здоровы.

24 марта 2014, 18:09