Методики развития

Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Образование деепричастий

совершенного и несовершенного вида».

Цель урока : ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи.

Методические приемы : беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками.

Задачи урока:

Образовательные : формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов; знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием; формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

развивающие : способствовать развитию у учащихся поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта;

воспитательные : способствовать развитию у учащихся нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах; способствовать развитию у учащихся ценностного отношения к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения : частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности : парная, групповая, индивидуальная.

Знать : деепричастие сохраняет вид глагола, от которого оно образовано; деепричастие как неизменяемая часть речи не имеет окончания.

Уметь : распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от соответствующих глагольных форм; правильно употреблять деепричастия в речи.

Оборудование : таблица «Словообразование деепричастий», сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Постановка целей и задач.

Сегодня нам предстоит научиться создавать новые слова и правильно использовать их в речи. Этими словами будут уже известные вам деепричастия. Мы узнаем, какими способами и с помощью каких морфем можно образовать деепричастия, одинаково ли образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но изучение нового строится на уже имеющихся знаниях, поэтому сначала займёмся повторением сведений о деепричастии, полученных вами на предыдущих уроках.

2. Повторение.

Игра «Закончи фразу».

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … (добавочное действие)

- Деепричастия отвечают на вопросы … (что делая? что сделав? как? каким образом? почему?

когда?)

- Деепричастие объединяет признаки … (глагола и наречия)

- Наречные признаки – это … (неизменяемость; зависимость в предложении от

глагола- сказуемого; выступает в роли обстоятельства в предложении)

- Глагольные признаки деепричастия – это … (возвратность-невозвратность; вид;

могут распространяться, как глаголы)

- Деепричастие, объединяя признаки наречия и глагола, показывает … (каким

образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым)

- Из морфем в составе деепричастия отсутствует … (окончание)

- В предложении деепричастие зависит от … (глагола-сказуемого)

- Деепричастный оборот – это … (деепричастие с зависимыми словами)

- Деепричастный оборот на письме …(всегда выделяется запятыми)

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и , запятая …(не ставится)

- Не с деепричастиями пишется … (раздельно)

3.Проверка домашнего задания (упр.169 повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба»).

4.Индивидуальный опрос по карточкам у доски.

Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты, построить схему предложения:

А.)Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла.

Б.) Белые гуси (1) с металлически-звонкими криками (2) распустив крылья (3) и (4) шумно бороздя воду

(5) тяжело шарахнулись в тростники.

В.)Секретарь (1) стараясь не проронить (2) ни слова (3) быстро чертил на пергаменте слова.

Г.)Сухой степной ветер все усиливался (1) разгоняя (2) в ярком весеннем небе (3) белые облака (4) делая даль бесконечной.

5.Объяснение нового материала.

Мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют разные суффиксы, а сейчас нам предстоит выяснить, от каких глагольных форм они образуются: одинаковых или разных. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают своё мнение, приводят доказательства).

- Сейчас, работая с таблицей, мы узнаем, кто из вас был прав, а кто ошибался.

1) Работа с таблицей .

Словообразование деепричастий

Что дела[й’-а]?

Что сдела-в?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида

Основа инфинитива совершенного вида

работа [й’-у]т, сид ’-ат

поработа -ть, посиде -ть

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

работа[й’ - а ], сид ’- а

поработа - в , посиде - в

Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:

    с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;

    с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;

    с основой настоящего времени на шипящий: маж-ут

2) Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.

6. Тренировочные упражнения.

    Пользуясь таблицей, запишите глагольные формы, от которых образовались деепричастия, выписанные из повести Гоголя. Только ли суффиксы – а (-я) и – в есть у этих деепричастий?

У деепричастий бывают суффиксы, которые называют непродуктивными, т.к. в настоящее время они крайне редко или вовсе не участвуют в образовании новых слов. Это суффиксы –в, -вши, -ши, -учи, -ючи. Находим мы их лишь в устаревших или диалектных словах. Приведите примеры известных вам деепричастий с такими непродуктивными суффиксами, определите пласт лексики, к которому они относятся: устаревшие или диалектные.

    Коллективная работа.

Задание . Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Проверка выполнения задания, вывод о написании гласных перед суффиксами деепричастий.

Повторение : какие способы образования видовых пар глагола представлены в нашем задании?

    Употребление деепричастий в речи.

Деепричастия в устной речи используются редко, чего не скажешь о письменной. И не всегда, к сожалению, их употребление бывает безошибочным. Следующие наши упражнения будут развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Задание 1. О бразуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид.

    Беспокоиться (о чём?)………

    тревожиться (за кого?)……..

    уверить (в чём?)…………….

    управлять (чем?)…………..

    победить (кого?)…………..

    страдать (от чего?)………….

Несов.в. несов.в.

Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу

Задание 2 . Работаем корректорами.

Исправьте ошибки в предложениях (предложения записаны на доске или выдаются каждому ученику на карточке).

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Рассевшись по машинам, заревел мотор.
Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
Катаясь на лодке, луна навевала грусть.
Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.

Очень важно, работая над сочинением, изложением, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок.

(Выполненные задания проверяет либо учитель, либо консультанты).

6. Подведение итогов урока.

- Что вы сегодня узнали нового на уроке?

- От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?

- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?

7. Домашнее задание .

§ 29-30, упр. 174,180.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ак-Довурака

Разработка урока по теме:

«Деепричастия несовершенного вида»

Разработал(а): учитель русского

Языка Салчак Ш.А.

Ак-Довурак - 2014

Тема. Деепричастия несовершенного вида

Цель: ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки; воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

  1. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте басню Эзопа:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

  1. Беседа по тексту

Мы только что прочитали очень интересную басню. О чем она? (О доброте, о взаимовыручке, о том, что добру платят добром).

Чему она нас учит? (Ответы учащихся)

Да, вы правы! Ребята, а найдемте теперь в тексте басни деепричастия и деепричастные обороты.

А что называется деепричастным оборотом?

Какими членами предложения являются они?

Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

Молодцы! Теперь запишите число и тему нашего урока «Деепричастия несовершенного вида». Сегодня мы должны научиться образовывать деепричастия несовершенного вида и правильно их употреблять в письменной и устной речи.

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, таккак они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило,обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мыидём разговаривая . Мы шли разговаривая .

2. Ознакомление с таблицей

3. Комментарий учителя

Деепричастия несовершённого вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я). После шипящихупотребляется суффикс -а, в остальных случаях - -я: «Держа кувшин надголовой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользиламеж камней, смеясь неловкости своей». (М. Лермонтов) От глагола бытьдеепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса-учи: будут - будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа набоку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Примечание. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом-учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи:

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов) Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлёвской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор,по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алаяподымается. (М. Лермонтов)

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н,нн)ые и замара(н,нн)ые зеленью. 5) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 174 (устно)

Упражнение 175 (письменно, с выходом на доску)