Характеристики и свойства

Чемезов сергей. Чемезов, сергей викторович Чемезов сергей викторович генеральный директор

Первая грузовая компания (ПГК, входит в группу UCL Holding Владимира Лисина) в следующем году планирует приобрести до 5000 вагонов, но пока не решила, у кого именно. Об этом сообщил гендиректор ПГК Олег Букин. В текущем году ПГК купила около 7000 инновационных вагонов «Уралвагонзавода» (УВЗ). Как отметил Букин, «мы, с одной стороны, хотим у них купить, но, с другой стороны, не понимаем, как это можно сделать».

Дело в том, что корпорация Уралвагонзавод находится под международными санкциями, а значит любые отношения с этой компанией могут обернуться санкциями и для контрагента. Но санкции это одна история, другие источники говорят о том, что Сергей Чемезов является серьезным аппаратным раздражителем для элит, а сомнения ПГК — лишь следствие действий влиятельного сановника.

Сергей Чемезов в течение 2016-2017 года показал серьезные политические амбиции в схватке за кресла и должности для своих людей. Ближайшие к Чемезову чиновники смогли укрепить свое аппаратное положение, а сам Сергей Чемезов буквально обложил Путина своими людьми по периметру.

Антон Вайно (называется человеком Чемезова) – один из немногих компромиссных чиновников, которого, считается, лоббировал Чемезов лично. Хотя сам Антон Вайно демонстрирует удивительную эффективность и феноменальную неконфликтность на позиции руководителя администрации президента, сам факт, что эту должность занял молодой чиновник, вызывает недовольство целого круга лиц. Злые языки шепчутся, что политическая устойчивость Антона Эдуардовича раздражает тех, кто находится в его непосредственном подчинении. К числу недоброжелателей относят нынешних кураторов внутриполитического блока.

Особое недовольство Сергеем Чемезовым испытывает Дмитрий Анатольевич Медведев и его ближайшее окружение. Интересы олигархов Медведева во многих отраслях пересекаются с интересами «Ростеха» — в основном они пересекаются в тяжелом машиностроении и транспортной инфраструктуре. Близкие Медведеву чиновники, тот же Аркадий Дворкович, недовольны планами по продвижению возможных преемников на место Дмитрия Анатольевича, например, Дениса Мантурова.

Кстати, о Мантурове – несколько месяцев назад появился т.н. «рейтинг преемников», где министр промышленности занимал уверенные позиции как один из сменщиков Медведева на посту премьера, а в перспективе претендующий на пост президента. Эта информация оказалась одним из триггеров, который также обострил настороженное отношение к Чемезову.

Несмотря на определённый аппаратный союз с Сергеем Ивановым, (попытка совместной работы освоения свалок на территории РФ и создания комплексов по переработки и сжиганию мусора) можно говорить о том, что союз этот условен. У Иванова совершенно специфический взгляд на проблемы свалок, а если учесть, что Иванов имеет виды на ряд регионов, то отношения с Чемезовым выглядят все менее однозначно.

Чемезов Сергей Викторович — генеральный директор ГК Ростехнологии

Другой важной историей, в которой «Ростех» выступает главным раздражающим фактором, является передел рынка свалок. Операторами «новомодных свалок», три из которых планировалось построить в Подмосковье, а одну в Татарстане, стали структуры «Ростеха». Чтобы создать рынок под эти свалки, начался передел рынка Москвы и Подмосковья. В этой ситуации структуры «Ростеха» наступили на финансовый интерес властей Москвы, Подмосковья, а также чиновников генеральной прокуратуры.

Но чтобы понять, почему «Ростех» так заинтересовался свалками, нужно отметить, что несколько лет назад в корпорации оценили всю ценность данного бизнес-направления. Несколько лет назад звучала информация о том, что «АвтоВАЗ» нанес ущерб природе более, чем на 1 млрд рублей (по оценке Минприроды). Тогда Минприроды направило в Генпрокуратуру письмо о возможных нарушениях «АвтоВАЗа» в обращении с отходами.

Стало известно, что из ежегодных 1,6 млн тонн отходов почти все (1,56 млн тонн) передается в собственность ООО «Производство по переработке промышленных отходов» (ПППО, 100% «дочка» «АвтоВАЗа», по данным «СПАРК-Интерфакса»), а до полигона (МСК «Водино», ЗАО «Экология-сервис») доезжает 212 000 т. В Минприроды предположили, что часть отходов попадает на нелегальные свалки. Проще говоря, еще пару лет назад в «Ростехе» была нащупана «золотоносная мусорная жила», которую решили разрабатывать на самом большом рынке – рынке Москвы. Кстати о здесь речь не идет.

Влияние Сергея Чемезова

Но больше всех Чемезовым недовольны старосемейные олигархи, которые уже потеряли значительные «кормушки», которыми они владели еще с девяностых годов. В орбиту интересов Чемезова входит ОАО «АвтоВАЗ» — компания, которой когда-то полностью рулил один из «семейных» олигархов Борис Березовский (ныне покойный, по одной из версий убит). Также в поле влияния Чемезова сейчас компания «Аэрофлот» — некогда «кормушка» для семьи Окуловых (входящих когда-то в ближайший круг Ельцина).

Пошли даже разговоры о том, что выделенные 26 миллиардов рублей для поддержки группы компаний «ГАЗ» Олега Дерипаски на самом деле выделялись с прицелом на то, что в итоге актив отойдет структурам «Ростеха». В ряде источников можно найти мнение, что империя Дерипаски из-за накопившихся долгов может быть разделена между Потаниным и Сергеем Чемезовым (первому отойдут активы в цветной металлургии, последнему – активы производства продукции с высокой добавленной стоимостью). Версия жизнеспособна, если учесть структуру машиностроительных активов Дерипаски и возможный эффект от объединения этих структур с уже имеющимися активами корпорации.

Что касается активов, связанных с производством продукции оборонного назначения, то и тут есть определенное напряжение между Чемезовым и министерством обороны. Но связано оно как раз с политическими амбициями Шойгу и Чемезова – спор между ними носит не экономический, а скорее политический характер, ведь лично Шойгу многократно назывался одним из вероятных преемников Владимира Путина, в то время как у Сергея Чемезова другие виды на возможных преемников.

«Просто бизнес» Сергея Чемезова

Впрочем, помимо политических конфликтов с тем же Владимиром Лисиным имеются и экономические конфликты. Дело в том, что основным поставщиком металлургической продукции для УВЗ является Магнитогорский Металлургический Комбинат Виктора Рашникова. В 2016 году ММК поставил на УВЗ продукцию на суммы, превышающие десять миллиардов (!) рублей. Часть технологических цепочек ММК связана с Уралвагонзаводом.

Ряд источников высказывает мнение, что демарш Лисина связан как раз с тем, что он не хотел бы приобретать продукцию у предприятия, которое покупает сырье у его прямого конкурента. Иными словами, со стороны Лисина мы видим вполне себе экономический интерес, направленный на то, чтобы расширить собственный рынок сбыта металлургической продукции. Ведь стоит напомнить, что основной актив Владимира Лисина это НЛМК. Интересно, что несмотря на уход сомнительного менеджмента из «Уралвагонзавода» эффективность предприятия в рамках «Ростеха» до сих пор вызывает вопросы.

Несмотря на то, что изучение деятельности и его окружения (которое может быть замешано в ) продолжается, новое руководство корпорации пока принципиально не изменило свои отношения с подрядчиками и поставщиками. Складывается впечатление, что новый менеджмент УВЗ занимается тем же, чем и предыдущее руководство. По этой причине понять недовольство Лисина можно вдвойне – вполне вероятно, что он ожидал, что хотя бы новое руководство УВЗ от «Ростеха» подойдет более ответственно к закупкам.

Сергей Чемезов — последние новости

Что до истории с санкциями, это как раз формальный повод, отмечается в телеграм-канале «Устинов троллит». Ведь по тому же Сергею Чемезову, равно как и по его семье, санкции пока не особо ударили. Как отмечается в открытых источниках, через структуры «Ростеха» проходят десятки миллиардов рублей, часть из которых в итоге спокойно оседает в зарубежных оффшорах. Однако арестовывать эти активы вороватых чиновников пока никто не торопится. Аресты чаще всего случаются в подведомственных «Ростеху» организациях, где воровство приобретает какие-то запредельные масштабы.

Например, 3,5 миллиарда рублей было списано на фиктивные исследования в МКБ «Компас». По версии следствия, бывшие гендиректор «Компаса» Мурад Сафин и экс-глава оборонного ОАО «Промпоставка» Руслан Сулейманов, а также их подчиненные, завышали расценки в контрактах на поставку «Компасу» различных комплектующих, после чего деньги выводились на подставные фирмы, обналичивались и похищались. В открытых источниках можно найти информацию (возможно, что она и не является правдивой), о том, что топ-менеджмент был не просто в курсе хищений, но и, как говорится, «в доле».

Таким образом, раздражение Лисина можно понять вдвойне – в то время как он сам рискует оказаться под санкциями, топ-менеджмент компаний «Ростеха» уводит баснословные суммы в оффшоры, наплевав на санкции и возможные последствия.

[Текст этого расследования был опубликован редакцией ИД "Собеседник". Благодаря активному вмешательству совладельцев PR-агентства "Апостол" Тины Канделаки и Василия Бровко этот материал иcчез - сначала со своего адреса на сайте еженедельника, а затем из Интернета вообще. Редакция ИА "Руспрес" публикует данный материал согласно скриншотам и сканам , поступившим от неравнодушных журналистов "Собеседника"].

"Времена года" в Акулинино

Прежде всего – что же написано в самой декларациидоходаx Сергея Чемезова] , которая недавно появилась на сайте Ростеха . По ней за 2013 год Чемезов заработал 56.231.206 рублей. Для нанятого государством топ-менеджера не так уж и мало, но для приближенного Путина – самое то. Тем более, что в качестве личной собственности он указал огромный земельный участок (6,29 га), дом площадью 1673 кв.м со всяческими пристройками и квартиру в 385,6 кв.м ах да, еще гараж на 182 метра: надо же где-то парковать принадлежащие ему американский ретроавтомобиль класса personal luxury car Cadillac Eldorado, легкий спорткар Mercedes-Benz 280 SL, легендарный Harley-Davidson и, для прикола, электромобиль производства АвтоВАЗа (то есть самого Чемезова) – "ладу Элладу". Ну и прочий автопарк, вроде ЗИл-410470 с прицепом, снеговездехода, двух снегоходов, двух мотовездеходов и еще трактора.

Недвижимость главы Ростеха находится близ подмосковной деревеньки Акулинино , по соседству с домами, построенными президентом "Транснефти" Токаревым и прочими уважаемыми людьми. Обычно говорят, что обосновались они в Акулинино, хотя сами жильцы, судя по записям в ЕГРЮЛ, предпочитают называть свое сообщество "Петровские сады". Или еще – "Времена года", а точнее, некоммерческое партнерство содействия развитию природоохранной зоны "Времена года".

[В итоговую версию статьи редакция "Собеседника" не включила объемную часть текста, посвященную расследованию деловых связей главы Ростеха с партнерами по НП "Времена года". Соучредителями этой организации числятся Сергей Чемезов, бывший глава АвтоВАЗа и нынешний первый заместитель Чемезова Владимир Артяков , лидер "лужниковского" организованного сообщества Евгений Гинер, тесно связанный с представителями организованной преступности олигарх Сергей Лисовский , семейные чемезовские финансисты Рубен Варданян и Виталий Мащицкий, уволившийся из банка "ВТБ" после коррупционного скандала менеджер "Ростеха" Игорь Завьялов , партнер сына Чемезова по близким к Ростеху проектам Марк Курцер , основатель "Каро фильм" Олег Николаевич Андеев и Сергей Ястржемский].

Евгений Гинер

Именно здесь у Чемезова не только тот участок, что он упомянул в декларации, но и еще один, с номером 50:28:0110156:887. Размером, правда, поменьше – 3346 кв.м, но расположен прямо у озера и по кадастру оценивается в 5,5 млн рублей – не мелочь. Всего же стоимость земли Чемезова в Акулинино превышает 110 млн рублей.

Правда, 6-комнатная квартира главы Ростеха на Арбате втрое дороже. Поварская, 28 – адрес элитный. Кроме Чемезова, по нему поселились семья экс-президента "Роснефти" [Евгений и Сергей Богданчиковы] , дочь вице-премьера Сергея Приходько [Светлана Приходько] , супруга гендиректора "Первого канала" Константина Эрнста [Лариса Синельщикова ] и Владимир Артяков.

Тут же, в соседнем корпусе, обосновалась жена и самого Чемезова. У них в семье все так: формально вроде порознь, а на деле – совсем рядышком.

Любовь в тупике

Екатерина Игнатова – вторая супруга Чемезова. Квартира у нее хоть и поскромнее (259,7 м?), однако именно она от семьи входит в тсЖ "Поварская 28". И это отнюдь не единственная организация, учредителем которой выступает Игнатова.

Есть у нее, например, собственный салон красоты "Нэкст" на Остроженке, но главные купоны (а в прошлом году женщина заработала 747,1 млн рублей) Екатерина Игнатова стрижет в ООО "Кате", где ей принадлежит 70%.

Эта фирма называет себя "российским производителем автоматических трансмиссий №1" и поставляет на АвтоВАЗ , который входит в корпорацию Чемезова, автоматические коробки передач. Как сказано на сайте компании, "Кате" ведет плодотворную работу, направленную на интеграцию семейства FT7 в подкапотные пространства автомобилей ВаЗ". Может, совпадение, но под капот "лады" Игнатова начала забираться в 2004 году, когда Чемезов был назначен гендиректором ФГУП "Рособоронэкспорт" (будущий Ростех ).

Теперь семейно-государственный подряд процветает . Впрочем, Игнатова и до этого не на пособие жила. В 90-х годах она получала зарплату в управделами президента, потом устроилась на работу в "Промэкспорт", который возглавлял Чемезов, затем – в тот самый Рособоронэкспорт.

И если в 2001 году она купила трехэтажный дом с мансардой в районе Подольска, то вскоре решила перебраться на более статусную Рублевку.

Сейчас у нее в районе Жуковки семь земельных участков, объединенных в три группы. На самом крупном (у поселка "сады Майендорф", где, по слухам, мог обосноваться Виктор Янукович), судя по снимкам из космоса, еще идут серьезные работы, но вместе с соседями Игнатова уже учредила партнерство по развитию местной инфраструктуры "Барвиха".

Виталий Мащицкий

Судя по партнерам, близки они скорее к Чемезову, чем к его жене. Помимо главы "Сбербанк капитала" Ашота Хачатурянца , там семейство бизнесменов Мащицких [Виталий Мащицкий и его дети - Павел и Леонид Мащицкие] , знакомых с Сергеем Чемезовым по иркутскому землячеству, и 22-летний Владислав Абрамян, сын Ары Абрамяна , которого называют "кремлевским застройщиком" и который раньше вместе с Приходько, Лавровым и Эрнстом был соседом Чемезова по дому в Шведском тупике. После развода Чемезова в тупике остались его Любовь (первая жена ) и средний сын Александр.

Яблоко недалеко от Ростеха

Старший сын Сергея Чемезова Станислав живет в районе новой олимпийской деревни, но рекорды бьет не в спорте, а в бизнесе – с ним связано несколько десятков различных компаний, большинство из которых работает в тех же сферах экономики, что и Ростех его отца: "Легкие вертолеты", "Морспецтехника", "системы и технологии" и т.п.

Виталий Артяков

Некоторые фирмы Станислава Чемезова зарабатывают на удачном сотрудничестве. Так, "МедФармтехнология" управляет инвестиционным проектом "Фармополис", который реализует в Подмосковье как раз Ростех.

Некоторые фирмы зарабатывают на госконтрактах, как, например, "Интербизнесгрупп" . Через "Стандарт-Реал" эта компания владеет независимой страховой группой, которая занимается в числе прочего страхованием военных предприятий. а военные предприятия – сфера ответственности именно его отца.

Некоторые зарабатывают на госучастии. У той же "Интербизнесгрупп" есть ЗАО "СтандартЦемент", в числе соучредителей которого – ЗАО "Инвестстрой" – "дочка" "оборонпрома" и "внучка" Рособоронэкспорта, совет которого возглавляет Чемезов-старший.

Так что станислав Чемезов не халявщик, он – партнер. Правда, некоторые связанные с ним компании получают госсредства именно на халяву. к примеру, его компаньоны по ОАО "Росат" (Росавиаспецкомплект) взяли аванс в 7,7 млн у Брянского химзавода (входит в Ростех) на поставку деталей, но контракт так и не выполнили. Потому что Ростех, как на грех, вовремя не дал одобрения на сделку, как положено по закону при крупных суммах. Прошло два года, прежде чем суд обязал бизнес-приятелей Чемезова-младшего вернуть деньги заводу, за который отвечает его отец. Что это, как не долгосрочный и беспроцентный кредит?

Вот такие нынче "времена...года", такие вот российские технологии по приумножению семейного капитала за государственный счет.


Фамилия: Чемезов

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Должность: Генеральный директор государственной корпорации Ростехнологии


Биография:




В 1975 году окончил Иркутский институт народного хозяйства, затем работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов и экспериментально-промышленном объединении «Луч».


В 1983—1988 годах возглавлял представительство ЭПО «Луч» в Дрездене (ГДР).


В 1989 году назначен заместителем гендиректора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт».


В 1996 году пришёл в управление делами президента, где возглавил отдел внешних экономических связей, который курировал Путин.


В 1999 году стал гендиректором Федерального государственного унитарного предприятия «Промэкспорт».


В ноябре 2000 года занял пост его первого заместителя Рособоронэкспорта.


В апреле 2004 года возглавил Рособоронэкспорт.


В апреле 2006 года возглавил бюро общественной организации «Российский союз машиностроителей» (РСМ). В декабре того же года возглавил совет директоров АвтоВАЗа. В том же месяце на съезде «Единой России» он был избран в бюро высшего совета партии.



26 ноября 2007 года Путин назначил Чемезова генеральным директором государственной корпорации Ростехнологии.


Чемезов — действительный член Академии военных наук, кандидат экономических наук. С сентября 2007 года занимает пост главы попечительского совета Федерации велосипедного спорта России (ФВСР).



орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени


орден Почета


орден Почетного легиона (Франция).


Жена Екатерина Игнатова. Четверо детей.


Согласно обнародованной информации заработок Чемезова за 2009 год составил 34,5 миллиона рублей, в его собственности находились земельный участок под индивидуальное строительство, квартира, гараж и три хозяйственных нежилых строения, а в безвозмездном бессрочном пользовании еще одна квартира. Он также владел четырьмя автомобилями, тремя мотовездеходами, двумя снегоходами, снегоболотоходом и трактором. Екатерина Игнатова зарабатывала в год 427,5 миллионов рублей и владела квартирой, гаражом-боксом и пятью земельными участками под индивидуальное строительство.


Источник: Лентапедия

Досье:



Чемезов не отказывается от факта давнего служебного знакомства с Путиным: «Действительно, мы работали в ГДР в одно время... Жили в одном доме, общались и по службе, и по-соседски».


Источник: Совершенно секретно, апрель 2009

В 1996 году, утвердившись в Управлении делами президента, Путин забрал старого приятеля к себе. С этого времени и начался стремительный карьерный рост Сергея Чемезова, обеспечивший ему, в конце концов, пост главы Рособоронэкспорта. Дружба переросла в сотрудничество. Чемезов каждую неделю приезжал к главе государства в резиденцию Новоогарево и получал часовую аудиенцию.


Источник: Русский Forbes, октябрь 2007

С приходом Чемезова в «Промэкспорт» поступления от экспорта упали вдвое: если раньше они составляли 230 —260 миллионов долларов, то при Чемезове — 120 —130 миллионов долларов. Отставание от Росвооружения было 12-кратным, и со второго места среди экспортеров российского оружия «Промэкспорт» скатился на четвертое.


Источник: Российская газета, 19.09.2000

Как «эффективный менеджер» Сергей Чемезов не состоялся, зато первый год его пребывания в оружейном бизнесе ознаменовался грандиозным скандалом. Росвооружение, конкурент «Промэкспорта», подготовило контракт на поставку в Колумбию вертолетов Ми-17. Но в самый последний момент, когда с покупателем уже все согласовали, в Боготе появились посланцы Чемезова, предложившие те же вертолеты дешевле. После этого колумбийцы вообще отказались от сделки: информация об этом попала в российские СМИ.


Аналогичные истории имели место и в других странах — удар по репутации российских оружейников был нанесен серьезный, что в том числе сказалось на доходах Росвооружения.


Источник: The New Times, 10.09.2007

Рособоронэкспорт занимался поглощением уже существующих производств, а не созданием новых. Экспансия началась в 2002 году, когда Рособоронэкспорт учредил ОАО «ОПК «Оборонпром», через которое и проводились основные оргмероприятия. Летом 2004 года Сергей Чемезов открыто признал, что ставит задачу получить акции военных предприятий: «Не обязательно блокирующие пакеты. Наша задача — иметь минимальное количество, чтобы получить свое представительство в совете директоров. Лучший вариант, конечно, чтобы государство передало нам в управление свои пакеты акций этих предприятий».


Помимо военной отрасли интересы Рособоронэкспорта коснулись и «гражданки».


Источник: Финансовые известия, 19.07. 2004

В 2005 году АвтоВАЗ достался Чемизову практически даром. Добившись отставки почти всего топ-менеджмента тольяттинского автогиганта, Рособоронэкспорт назначил своих представителей сначала в совет директоров завода, а затем и на все ключевые должности в правлении. По словам самого Сергея Чемезова, смещение менеджмента выглядело как полномасштабная войсковая кампания с использованием оперативных и даже боевых возможностей российских спецслужб (ФСБ и МВД), а также Генпрокуратуры.


Как писало американское издание The Wall Street Journal, для того чтобы убедить старую команду уйти, после отставки Каданникова в Тольятти прибыла группа следователей и работников прокуратуры. Вскоре трём главным бухгалтерам АвтоВАЗа были предъявлены обвинения в хищениях и уклонениях от уплаты налогов (через несколько недель обвинения были сняты).


Для наведения порядка новому хозяину АвтоВАЗа пришлось сменить почти всю милицию в Тольятти и на самом заводе. «Мы очень сомневаемся, что какому-либо частному стратегическому инвестору удалось бы это сделать», — говорил Чемезов.


В декабре 2005 года получасовое собрание акционеров, на котором было избрано новое правление, проводилось в окруженной плотным милицейским кордоном штаб-квартире предприятия. Имен альтернативных претендентов в бюллетенях не было.


Источник: InoСМИ.ru, 19.05.2006

В октябре 2006 года Чемезов вошел в состав совета директоров ОАО АвтоВАЗ. Полномочия генерального директора завода были переданы зарегестрированной в Москве управляющей компании — ООО «Корпоративный центр АвтоВАЗ». В декабре того же года Чемезов возглавил совет директоров АвтоВАЗа.


Источник: Вести.Ru, 14.12.2006

Из отчётности АвтоВАЗа стало известно, что в совет директоров «дочки» автозавода — «АвтоВАЗэнерго» вошёл Станислав Чемезов. Это сын гендиректора Рособоронэкспорта и председателя совета директоров АвтоВАЗа Сергея Чемезова.


Источник: Ведомости, 21.08.2007

В мае 2006 года акционеры титановой корпорации «ВСМПО-Ависма» на годовом собрании проголосовали за вхождение государства в капитал компании. Тогда же был назван и будущий акционер компании — Рособоронэкспорт.


При захвате «ВСМПО-Ависмы» команда Чемезова использовала конфликт между основными акционерами — Владиславом Тетюхиным, Вячеславом Брештом и Виктором Вексельбергом. Руководство Рособоронэкспорта вмешалось в этот конфликт и предложило ключевым собственникам предприятия продать свои акции государству.


Одновременно с этим в компании появились инспекторы ФНС, начавшие проверку ее финансово-хозяйственной деятельности. По результатам проверки «ВСМПО-Ависме» были предъявлены налоговые претензии почти на 2,5 миллиардов рублей. В этой ситуации все основные акционеры, за исключением Вячеслава Брешта, сочли за благо продать свои пакеты «Рособоронэкспорту». Брешт, контролировавший около 30% корпорации, продолжал тянуть время. Но вскоре на одного из его родственников завели уголовное дело. В результате Бешет быстро продал свой пакет и покинул страну.


8 ноября 2006 года что Рособоронэкспор завершил приобретение 66 процентов акций ОАО Корпорация «ВСМПО-Ависма». Совет директоров ОАО возглавил Чемезов. Стоимость сделки — около 1 миллиарда долларов, в полтора раза ниже рыночной цены. Сразу после этого все налоговые претензии к корпорации были сняты, а уголовные дела закрыты.

Имена "друзей Путина" чаще всего на слуху из-за их "нескромности в быту". Предметом скандальных разоблачений обычно становятся дворцы, виллы, земельные угодья, коллекции яхт, парки раритетных автомашин, шубохранилища, офшорные счета и многомиллиардные долларовые состояния, одним словом, все нажитое непосильным трудом на галерах госслужбы. В других случаях деятели из ближнего круга вождя сами эпатируют публику экстравагантными откровениями, например про "чекистский крюк".

Гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов держится в тени. Он не щеголяет тем, что ел глухаря с государем, и не поучает про патриотизм. На телеэкране он тоже не часто, появляясь там, лишь когда того требует протокол, и предпочитая не говорить, а ограничиваться своей фирменной улыбочкой опытного вербовщика. Все это свидетельствует, по крайней мере, о наличии ума, такта, понимания своего места в кремлевской вертикали, умении соблюсти субординацию и качественно замаскировать амбиции.

При всем том Чемезов не просто близок к первому лицу, но знаком и дружен с ним три десятка лет и в неписанной табели о рангах числится по высшему разряду – входит в состав неформального путинского "политбюро". Начиная с 2001 года, его прочили то в губернаторы Иркутской области, то в премьеры, то в директора ФСБ, а в 2007 году даже в "преемники".

Что значит удачно жениться!

В 2014 году (декларации за 2015 год еще не опубликованы) официальный доход Сергея Чемезова составил 123,484 млн рублей – в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. На тот момент в собственности Чемезова значились три земельных участка общей площадью почти 7 га (69 392 кв. м), три жилых дома (1673, 513,3 и 202,2 кв. м), квартира (385,6 кв. м), гараж (182 кв. м), нежилое помещение площадью 390,3 кв. м (общая долевая собственность, ¼) и еще десять хозяйственных нежилых помещений общей площадью 1226 кв. м. Помимо этой недвижимости в пользовании главы "Ростеха" находится квартира площадью 259,7 кв. м. Наличествует и автопарк. В частности, налоговая декларация зафиксировала наличие нескольких ретро-авто: малосерийный лимузин для высшей советской номенклатуры ГАЗ-13 "Чайка", легендарный советский ЗИЛ-410470 для членов Политбюро, а также "Кадиллак Эльдорадо" – одна из самых дорогих американских представительских машин (модельный ряд трехдверных "Кадиллаков" класса personal luxury). Помимо это – легкий спорткар "Мерседес-Бенц" 280 SL (тоже ретро, не производится с 1971 года), два мотовездехода (квадроциклы Arctic Cat-ATV 650 Pro и POLARIS Ranger RZR), два снегохода (SKI-DOO Skandic SWT 500F и LYNXY eti PRO V-800 ARMY), снегоболотоход YAMAHA YXZ700F PHINO, легендарный мотоцикл Harley-Davidson FLHTCVTG TRIG, трактор ВТЗ-2048А, автоприцеп. Зафиксированы также отечественная "Лада Калина" и электрокар "Лада Эллада" – таким, кроме Чемезова, владеют лишь министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и король Иордании Абдалла II.

Годовой доход всего семейства Чемезовых в 2014 году – два миллиарда 250,139 млн рублей. Свои 2,126 млрд рублей в семейную копилку внесла главная добытчица, Екатерина Игнатова, вторая жена Чемезова, с которой он сочетался браком в 2004 году. Земли у нее оказалось много больше, чем у супруга: шесть земельных участков площадью чуть более 26 га (26 309 кв. м). В 2014 году супруга главы "Ростеха" стала владелицей дома площадью 4442,5 кв. м. С автопарком у супруги дело обстоит хуже, чем у мужа: всего лишь "Волга" ГАЗ М21 и компактный пикап "Мицубиси" L200.

Согласно официальной биографии, в 1994 году Екатерина Игнатова окончила Московский государственный университет путей сообщения (до 1993 года это был Институт инженеров железнодорожного транспорта). Свою трудовую карьеру, несмотря на диплом "железнодорожного" экономиста, она начала на кафедре устного перевода Московского государственного лингвистического университета. Потом попала в Управление делами Президента РФ, где ее пути и пересеклись с Чемезовым. Под его началом она затем работала в "Промэкспорте", занимавшемся продажей вооружений со складов Минобороны, а затем и в "Рособоронэкспорте". По данным Forbes, Екатерина Игнатова владеет 70% компании "Кате", поставляющей АвтоВАЗу автоматические коробки передач для "Лады Калины", также ей принадлежит 13% акций созданного Михаилом Прохоровым банка "Международный финансовый клуб" (МФК). Причем госпожа Игнатова не просто акционер, но председатель Совета директоров МФК. Сам Чемезов в 2010 году тоже стал членом Совета директоров МФК, в состав которого входят еще миллиардеры Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров, Александр Абрамов. Помимо этого супруга Чемезова – основная владелица сети городских ресторанов "Этаж", клуба Ye, DJ-бара Picasso, пиццерии "dal Капо", бара "Аквапарк", ресторана "Троя" и кафе-кондитерской "Эклер". В 2011 году "Ведомости" опубликовали сведения, что г-жа Игнатова была совладелицей нефтегазового холдинга "Итера" (третья по величине газовая компания России), акции которого приобрела через принадлежавший ей же белизский офшор Elsamex Enterprises Ltd, но затем из принадлежавших ей 5,1 процентов акций "Итеры" 4 процента продала другому офшору, Symius Global Corp.

Сам Чемезов тогда уверял, что он и понятия не имел, что его супруга – совладелец холдинга "Итера" и долларовый мультимиллионер, и что это для него полный сюрприз… В другом интервью он говорил, что не видит ничего предосудительного в том, что его родственники занимаются бизнесом, который пересекается с деятельностью возглавляемой им госкорпорации. В частности, имелись в виду закупки производимых принадлежащей Игнатовой фирмой "Кате" автоматических коробок передач для АвтоВАЗа, где Чемезов заместитель председателя Совета директоров, и КамАЗа, где глава "Ростеха" председатель Совета директоров. Никакого конфликта интересов, мол, здесь нет и быть не может, поскольку "сфера работы "Ростехнологий" так обширна, что, где бы ни работала Игнатова, при большом желании связь с госкорпорацией можно было бы везде притянуть за уши". Правда, как выяснили коллеги из "Ведомостей", ни к каким другим топ-менеджерам этой госкорпорации такую связь за уши притянуть не получается, поскольку "только члены семьи самого Чемезова занимаются бизнесом, который связан с госкорпорацией". Тем не менее, представители госкорпорации тогда уверяли, что "проблемами российского автопрома" и производством автоматических коробок передач Екатерина Игнатова занимается "с конца 1990-х годов", но хронология тут явно страдает: неужели они делали эти самые коробки прямо в Управлении делами президента, "Промэкспорте" или "Рособоронэкспорте"?! Еще представители госкорпорации уверяли, что ООО "Кате" было создано в 2004 году, когда, мол, "Ростехнологий" еще и в проекте не было, потому "искать причинно-следственные и родственные связи в этом случае не стоит. Их просто не было и нет". Конечно же, нет, ведь именно в 2004 году г-жа Игнатова вышла замуж за г-на Чемезова. И после этого замужества ее деловые таланты расцвели ярко и пышно.

Роспылесос, или Авто-мото-вело-фото-бричко-тракторный завод

В руках Сергея Чемезова – мощнейшая госкорпорация страны, крупнейший промышленный гигант, единолично распоряжающийся фактически всем машиностроением государства и по своей совокупной финансово-экономической мощи, быть может, уже превзошедший даже такое "национальное достояние", как "Газпром". А уж по части лоббирования своих интересов и выколачивания средств из госказны ведомство Чемезова эту "естественную монополию" точно превзошло. Когда в 2007 году учреждали государственную корпорацию "Ростехнологии" (позже переименована в "Ростех"), ее прозвали "Роспылесос", поскольку еще на заре своего создания эта корпорация попыталась "всосать" в себя чуть не всю промышленность страны. Если первоначальный список имущества, планируемого для передачи детищу Чемезова, не превышал 250 предприятий военно-промышленного комплекса, то создатели будущей госкорпорации запросили аж 600 производств, из которых не менее 20 процентов – чисто гражданские, вплоть до типографий, к военной сфере отношения не имевшие, зато сами по себе вполне прибыльные. Так, в списке Чемезова фигурировали десятки ведущих фармацевтических предприятий и НИИ. Необъяснимые, на первый взгляд, притязания на высокоприбыльное производство обосновывали необходимостью обеспечить... биологическую безопасность государства. Мало того, госкорпорация замахивалась еще и на функцию госзаказчика оборонной продукции, получателя и распорядителя бюджетных средств. При этом все должно было выглядеть так: сами всё разрабатываем по собственному разумению, сами же испытываем, заказываем и производим. А потребитель получает – по монопольным ценам – то, что ему соизволят дать… Уже на подготовительной стадии получался натуральный Голем: огромный и неповоротливый, зато сокрушительно могучий, который должен был выпускать все, от титана и стального проката до пароходов-паровозов-самолетов-вертолетов-танков-пушек-ракет-труб-таблеток.

Амбиции "Ростехнологий" возмутили тогда практически все заинтересованные министерства, службы и ведомства: Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Минобороны, Федеральную антимонопольную службу. Помимо фармакопеи, камнем преткновения стали притязания команды Чемезова на КамАЗ, УАЗ, "Уралвагонзавод", Тверской вагоностроительный завод, "Технопромэкспорт", Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и целый ряд авиакомпаний. В самой резкой форме отпор притязаниям "Ростехнологий" попыталась дать тогдашняя глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Как полагала Набиуллина, если госкорпорация создана для оптимизации деятельности военной отрасли – именно так обосновали необходимость учреждения новой корпорации, – зачем ей производства, не связанные с заказами для нужд обороны?! Минэкономразвития тогда счел нецелесообразным передавать Чемезову активы КамАЗа и госпакеты еще свыше 120 предприятий. Минпромторговли тогда же заблокировал передачу под крыло Чемезова фармацевтических предприятий, а первый вице-премьер Сергей Иванов и глава РЖД Владимир Якунин солидарно отказали в "выдаче" Чемезову "Уралвагонзавода"… Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин в июне 2008 года направил в правительство официальное письмо о том, что передача ряда активов "Ростехнологии" – это откровенная попытка увода доходов госбюджета, поскольку и механизм продажи активов непрозрачен, и никакой контроль над доходами госкорпорации невозможен.

На ту критику Чемезов отреагировал оперативно: обвинил обидчиков в лукавстве, демагогии и желании "завести реальное дело в тупик". "Отвечая на все возможные выпады со стороны оппонентов образования госкорпораций и ГК "Ростехнологии", в частности, – писал он, – заявляю: у нас нет цели "подмять" под себя всю отечественную промышленность. А обвинения госкорпорации "Ростехнологии" и "Рособоронэкспорт" в каком-то мифическом рейдерстве не только беспочвенны, но даже противозаконны".

И вскоре на свет появилась, цитирую Федеральный закон от 23 ноября 2007 года, "Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции". По сути, гигантский управленческий аппарат, ничего сам не производящий, зато контролирующий фантастические финансовые потоки. Во главе с Сергеем Чемезовым…

Горный инженер секретного значения

Из года в год официальная биография Сергея Чемезова прирастает перечнем регалий, чинов, званий, членств и председательств во всевозможных правлениях и советах директоров, фондах, наблюдательных и попечительских советах. Каждые два-три года он получает государственные награды – у него уже пять орденов Российской Федерации, при этом все указы о награждении закрытые, словно глава госкорпорации выполняет спецзадание в глубоком тылу врага. Скупы сведения о его жизненном пути, официальная хроника изъедена хронологическими лакунами. Довольно долго эта недосказанность порождала догадки относительно принадлежности Чемезова то ли к Лубянке, то ли даже к "соседям" – так традиционно именуют военную разведку. Что подтверждалось наличием звания: Сергей Викторович – генерал-полковник.

Трудовую деятельность Чемезов начал в Иркутском государственном научно-исследовательском институте редких и цветных металлов (Иргиредмет) Министерства цветной металлургии СССР. Минцветмет, ведавший тем НИИ, принадлежал к числу наиболее мощных и влиятельных общесоюзных министерств, и занимались там не столько цветными металлами, сколько стратегическим сырьем для еще более могущественного ведомства – Министерства среднего машиностроения, фактически министерства атомного вооружения. Примечательно, что оба эти неразрывно связанные ведомства бессменно и чуть ли не до конца советской власти возглавляли "железные" сталинские наркомы: Минцветмет – Петр Ломако, Минсредмаш – Ефим Славский. Обоих выдвигал еще Сталин, оба трудились над созданием первых советских атомных и водородных бомб под личным руководством Берии.

Один из бывших цветметовцев заметил в беседе, что в 1970-х – начале 1980-х годов на собственном опыте убедился: и на местах, и в центральном аппарате министерства порядки были предельно суровы, консервативны, везде господствовал дух тотальной секретности и всеобщего доносительства. Потому там всегда в цене были беспрекословные исполнители, не имеющие своего мнения.

После НИИ Чемезов трудился в "экспериментально-промышленном объединении "Луч", одном из важных подразделений атомного ведомства СССР, с 1983 по 1988 год возглавлял восточногерманское представительство "Луча" в Дрездене. Затем последовал странный перевод во внешнеторговое объединение "Совинтерспорт", но это уже несущественная деталь. Главное – Дрезден, где Чемезов жил в соседней с Путиным квартире в доме на Радебергер-штрассе.

В конце 1999 года, когда знакомство с Владимиром Путиным стало конвертируемой валютой, Чемезов, служивший тогда начальником управления внешнеэкономических связей Управления делами президента, был поставлен во главе ФГУП "Промэкспорт", о котором ныне мало кто помнит. Формально занимаясь сбытом за рубеж "излишков" имущества Минобороны, в реальности оно выступало опасным конкурентом приснопамятной компании "Росвооружение", которую тогда лапидарно прозвали "Росвор". С появлением Чемезова в "Промэкспорте" оказался связан ряд событий, удививших сообщество оружейных торговцев. Сначала засбоил сам "Промэкспорт", доходы которого так резко упали – с 250 до 120 млн долларов, что он скатился со второго места среди российских экспортеров вооружения на четвертое, отставание же от "Росвооружения" было 12-кратным. Как "эффективный менеджер" Чемезов явно не состоялся, зато первый год его пребывания в оружейном бизнесе ознаменовался грандиозным скандалом. "Росвооружение" тогда подготовило контракт на поставку в Колумбию вертолетов Ми-17, но в самый последний момент, когда с покупателем уже все согласовали, в Боготе вдруг появились посланцы Чемезова, предложившие колумбийцам те же вертолеты дешевле. Совершенно запутавшиеся колумбийцы вообще отказались от сделки. Схожая история была в Индии: ВВС этой страны объявило тендер по одной из систем вооружения, "Росвооружение" провело серьезную предварительную работу, индийцам предложение фирмы понравились, оно было отправлено на рассмотрение в тендерный комитет, и вдруг там же совершенно неожиданно появилась заявка "Промэкспорта", предлагающего то же самое, но на 15 процентов дешевле. Индийцы в недоумении приостановили рассмотрение российских предложений, контракт был сорван… Аналогичные истории имели место и в других странах, убытки "Росвооружения" были огромны, компанию почти выкинули с рынков в Алжире, Ливии, Сирии, ОАЭ, хотя прежде там она имела самые лучшие шансы на контракты. Возможно, интрига заключалась в том, что "Росвооружением" руководил ставленник Ельцина или его "Семьи" Алексей Огарев. Вскоре "Росвооружение" и "Промэкспорт" слили в одно предприятие, а "друг нового царя" Чемезов получил руководящее кресло в "Рособоронэкспорте", правда, пока еще в качестве первого заместителя.

Далее его карьера обрела устойчиво восходящую направленность. Правда, поначалу начальником Чемезова стал Андрей Бельянинов, бывший заместитель Чемезова в "Промэкспорте". В ответ Чемезов наотрез отказался переезжать на Гоголевский бульвар, в головной офис "Рособоронэкспорта", со Стромынки, где находились помещения бывшего "Промэкспорта". Туда и вынужден был ездить на совещания к своему заму глава компании. Как едко заметил тогда один из подчиненных Сергея Чемезова, "дома не только стены родные, но и прослушка". В апреле 2004 года Сергей Чемезов – уже полноправный гендиректор "Рособоронэкспорта", а сама компания буквально на глазах превратилась в супервлиятельную, получив в январе 2007 года права монопольного экспортера вооружений.

Мечта прапорщика

Итак, "Ростехнологии". Корпорация подмяла под себя целые отрасли промышленности, поглотив при этом обширный участок и отраслей сугубо гражданских. Причем речь именно о поглощении уже существовавших производств, а не создании новых. Получив госпакеты акций 420-440 предприятий, который "тянул" тогда на 18-20 миллиардов долларов, сейчас "Ростех", цитирую сайт корпорации, "это 663 организации в 60 регионах страны". Правда, на другой страничке говорится, что в состав корпорации входит уже более 700 организаций. Заполучив летом 2008 года от государства столь колоссальные активы, "эффективный менеджер" первым делом затребовал у того же государства еще 7,22 миллиарда долларов в виде денежных средств и госгарантий.

В сентябре 2007 года, выступая в МГТУ имени Баумана, Чемезов признавал, что "мы впереди планеты всей лишь по добыче и продаже наших сырьевых ресурсов". Там же доктор экономических наук Чемезов поставил и свой диагноз: позарез нужна военная техника 5-го поколения, а военная промышленность производит продукцию лишь 3-го поколения, потому что оборудование чудовищно устаревшее и доля относительно современных станков не превышает пяти процентов. А с новыми технологиями и вовсе плохо, поскольку "мы до сих пор используем открытия и научные разработки, сделанные советскими учеными еще в 70-80-е годы прошлого века... Сегодняшнее состояние отечественного машиностроения исчерпало возможность конкурировать на внешнем, да и на внутреннем рынке". В конце своей речи доктор Чемезов еще и рецепт выписал: "Уже найден рецепт преодоления застоя... Это создание в наиболее важных секторах экономики государственных корпораций".

Итоги применения рецепта таковы. Еще в 2007 году Чемезов заверил , что с 2008 по 2012 год в России будет произведено "более 430 самолетов Ил-96, Ту-204, "Сухой Суперджет", Ту-334, Ан-148", а доля России в мировом производстве гражданской авиатехники к 2015 году увеличится с 1 до 5 процентов, достигнув к 2015 году 10 процентов. До 2025 года еще далеко, но обещанные 2012-й и 2015-й уже прошли. Производство Ту-334 провалено – не выпущено ни одного; Ил-96 – в указанный период не произведено ни одного, эксплуатируются лишь оставшиеся 11 из числа выпущенных "до Чемезова"; Ту-204 в 2008–2012 годы выпущено 27, да еще пять единиц в 2013–2015 годы. Ан-148 произведено в Воронеже с 2008 по 2012 год всего лишь 15 единиц, еще 13 выпущено с 2013 года. Лишь 22 лайнера "Сухой Суперджет 100" сделано с 2008 по 2012 год, зато с 2013 года их выпущено 77. По факту же вместо обещанных Чемезовым к 2012 году 430 самолетов авиапром осилил лишь 64. Потом, правда, слегка нарастили авиапарк за счет "Суперджетов", только назвать эту машину российской сложно, поскольку собирается она в основном из импортных комплектующих, да и до обещанных 430 все еще не дотянули, сделав за "время Чемезова" всего лишь 159 машин.

Еще можно вспомнить АвтоВАЗ, взятый под крыло командой Чемезова еще в 2005 году: как были автовазовцы убыточным предприятием, так и остались. В 2014 году чистый убыток АвтоВАЗа составил 25,4 млрд рублей. А убытки ВАЗа за 2015 год вообще стали рекордными за всю его историю – 73,851 млрд рублей. Продажи, если сравнивать с 2005 годом, упали более чем в 2,6 раза. Однако один из самых близких Чемезову людей, Владимир Артяков, в 2006–2007 годах президент и гендиректор ОАО "АвтоВАЗ", лишь за 8 месяцев своей работы в этом качестве только в качестве премиальных получил около 1,5 млрд рублей.

Чемезов неоднократно заверял: чтобы избежать зависимости от Украины, Россия уже создала свои двигатели для вертолетов "Ми" и "Ка" и вовсю их производит. Но при этом приводятся какие-то странные цифры. В 2012 году было сообщено , что "Климов" резко увеличил объемы производства вертолетных движков, доведя их выпуск в 2011 году до 260. Но уже в 2014 году тот же Артяков, первый заместитель Чемезова, сообщил, что производство это все еще "опытно-конструкторское", то есть не серийное, и ставится задача увеличения серийности производства с 50 двигателей в 2014 году до 350 – к 2017 году. Что же за 260 движков тогда сделал "Климов" в 2011 году, если в 2014-м прогрессом сочли выпуск 50? В феврале 2015 года и генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов проговорился : лишь "в прошлом году на производстве ОАО "Климов" были собраны первые десять двигателей полностью из российских комплектующих". То есть и в 2014 году не было даже и полусотни полностью своих, только десять! Значит, когда в июне того же 2014 года господин Чемезов докладывал , что "на сегодняшний день мы выпускаем около 50 штук в год", он лукавил?

Сегодня детище Чемезова фактически никому не подконтрольно, не считая, конечно, президента. По части непрозрачности равных этой госкорпорации нет: согласно Федеральному закону № 270-ФЗ от 23 ноября 2007 года "интересоваться" положением дел в "Ростехе" вправе только президент – и больше никто. Специально оговорено , что ни федеральные органы государственной власти, ни органы госвласти субъектов РФ или муниципальные органы местного самоуправления "не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации". Более того, годовой отчет госкорпорации до недавнего времени вообще не подлежал публикации, направляясь лишь президенту и в правительство. После внесения поправок в закон отчет все-таки должны публиковать на официальном сайте, но, как оговорено, "с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства … о коммерческой тайне". Но в военно-промышленной корпорации по определению секретно всё.

На "Ростех" не распространяется действие ряда пунктов статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" – статьи, как раз и регламентирующей порядок осуществления контроля. Много и других бонусов. Например, "Ростех" нельзя признать банкротом, корпорация "не отвечает по обязательствам Российской Федерации", а государство, в свою очередь, тоже не отвечает по обязательствам госкорпорации… Не случайно еще в 2007 году Сергей Чемезов одним из главных преимуществ госкорпорации называл именно кардинальное расширение ее правовых возможностей: облеченная государственной властью корпорация "действует эффективно, стабильно и без бюрократических проволочек".

О детстве и юности Сергея Чемезова крайне мало информации. Известно, что он окончил институт народного хозяйства в Иркутске и академию Генштаба, работал в ГДР. С 2007 года он успешно возглавляет крупнейшую государственную корпорацию «Ростех».

 
  • ФИО: Чемезов Сергей Викторович.
  • Дата рождения: 20 августа 1952 г. (66 лет).
  • Образование: Иркутский институт народного хозяйства; Военная академия Генерального штаба ВС РФ.
  • Дата начала предпринимательской деятельности: В 1983 г. возглавил экспериментально-промышленное объединение “Луч” в ГДР.
  • Должность: Генеральный директор Государственной корпорации «Ростех».
  • Текущее состояние: за 2016 год, по версии Forbes, доход составил 212 млн руб.

Сергей Чемезов родился 20 августа 1952 года в крошечном городке Черемхово Иркутской области. После школы будущий политик поступил в Иркутский институт народного хозяйства, который с отличием окончил в 1975 году, и отправился покорять столицу. Далее он оканчивает курсы Военной академии генштаба Вооруженных сил Российской Федерации. Там Сергей получает степень доктора экономических наук.

После обучения будущий политик находится в поиске себя и пробует работать в различных профессиях, таких как сотрудник научного комплекса, инженер и заместитель заведующего лабораторией в институте цветных металлов.

Бизнес и политика

Благодаря своему фундаментальному образованию, Чемезов становится руководителем промышленной компании “Луч” (1983 г.). Затем ему предлагают представлять компанию в ГДР, на что он и соглашается. Трудясь за границей, Сергей Викторович знакомится с Владимиром Владимировичем Путиным, который служил в то время в Дрездене.

Путин и Чемезов вместе работали в КГБ, жили в одном доме, а их семьи тесно общались между собой. С 1988 по 1996 годы Сергей Викторович занимал пост заместителя генерального директора внешнеторгового объединения “Совинтерспорт”. После он попал в управление внешнеэкономических связей при президенте РФ. С 1999 по 2001 гг. Чемезов возглавлял компанию “Промэкспорт”, которая вместе с “Росвооружением” объединилась в единую структуру ‒ “Рособоронэкспорт”.

Талант руководителя позволяет возвести Чемезову эту корпорацию на уровень самых прибыльных компаний РФ. До 2007 года Сергей Викторович занимает должность генерального директора, затем покидает “Рособоронэкспорт”.

Задачей политика было увеличить экономические показатели государственной компании. Отлично справившись с таким заданием, Чемезов возвращается в Администрацию Президента, где сразу становится членом Комиссии по вопросам военно-технических отношений с другими странами.

Некоторое время разведка США тщательно изучала биографию политика, искала любые сведения о его семье и юности. СМИ тоже обсуждали происхождение Чемезова, вследствие чего он сделал все возможное, чтобы скрыть информацию о своих родителях и их национальности. В 2014 году имя Сергея Чемезова было включено Соединенными Штатами и странами Европейского союза в список людей, подвергающихся санкциям.

Ростехнологии

В 2006 году опытный руководитель и политик был избран в Бюро Высшего совета партии “Единая Россия”. Через год происходит настоящий прорыв в карьере — он становится управляющим корпорацией “Ростехнологии”, которая объединяет сотню средних и крупных предприятий России. Благодаря “Ростеху”, имя Сергея Викторовича стало известным огромному количеству россиян.

Цель данной организации заключалась в обеспечении технологического преимущества Российской Федерации, а с помощью грамотного руководителя в роли Чемезова все цели и планы осуществлены сполна. Сергей Викторович был уверен, что сможет помочь компании вывести убыточные активы государства на достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Что в итоге и произошло. “Ростех” сравнялся с естественными монополиями по всем экономическим показателям.

Разработки “Ростеха”

“Ростех” (Российская государственная корпорация) разрабатывает, производит и экспортирует технологическую промышленную продукцию как гражданского, так и военного назначения, например:

  • вертолеты (военного и гражданского назначения);
  • бортовое оборудование, парашютные системы;
  • авиационные агрегаты и приборы, авиационные двигатели;
  • комплексы ПВО;
  • реактивные системы залпового огня, ракетные комплексы;
  • средства ближнего боя и стрелковое оружие;
  • пиротехника и боеприпасы и т.д.

“Ростех” состоит более чем из 700 организаций, в числе которых ‒ , «КАМАЗ», стратегически важное предприятие , концерн «Калашников» и другие.

В 2015 году наблюдательный совет рассматривал новую стратегию развития корпорации, цель которой ‒ изменить экономическую модель России, разнообразить экономику, приумножить долю высокотехнологичной продукции гражданского назначения, не используя нефтяной экспорт. Государственная корпорация “Ростех” входит в десятку крупнейших промышленных организаций мира по размеру выручки. Для реализации своей стратегии “Ростех” составил основные кластеры в следующих отраслях:

  • радиоэлектроника;
  • авиация;
  • вооружение.

В 2018 году «Ростех» совершил финансовую сделку в сфере фармацевтики с компанией Marathon Group. В этом же году корпорация выиграла конкурс на вывоз мусора в Подмосковье. Стоит отметить, что является очень перспективным, если взяться за него с умом.

Личная жизнь

Первой супругой Сергея стала Любовь Чемезова, которая дружила с Людмилой Путиной, но вскоре этот брак распался. Позже мужчина встретил Игнатову Екатерину, свою вторую будущую жену. Отношения завязались на фоне того, что Екатерина также является владелицей нескольких компаний.

Ей принадлежит целая сеть ресторанов и кафе на территории Москвы. Кроме того, Игнатова является крупным акционером газового холдинга “Итера” (дочернее предприятие ) и организации “КАТЕ” (занимается изготовлением коробок передач для АвтоВАЗа).

У Сергея есть 3 родных сына и приемная дочь от второго брака. Старший сын Чемезова, Станислав Сергеевич, пошел по стопам папы и стал бизнесменом. Известно, что Станислав является совладельцем корпорации “Медфармтехнология”, управляет гостиничным бизнесом (фирма “Меридиан”), а также состоит в совете директоров “АвтоВАЗэнерго”. Средний сын, Александр, трудится в клинике на должности врача, а младший ещё ходит в начальную школу.

Падчерица Сергея увлекается политологией и защитила диссертацию в этом направлении, после чего успешно преподавала в МГИМО на кафедре политологии. В 2011 году в дуэте с Михаилом Прохоровым девушка участвовала в развитии организации “Креативмедцентр”. Через 3 года компания прекратила свое существование, и ещё через пару лет Анастасия создала собственную компанию фармацевтического бизнеса.

Доходы

За 2012 год семья Чемезовых заработала около 518 млн руб. Сам Сергей заработал около 62,5 млн руб., а остальные 455,5 млн руб. принесла в семейный бюджет его жена ‒ Екатерина Игнатова. Семья имеет 21 объект недвижимости, а также 7 автомобилей.

По итогам 2013 года, состояние семьи Чемезовых составило уже 803,3 млн рублей (газета “Ведомости”), что говорит о быстром росте заработка политика и его супруги. На сегодняшний день, по приблизительным оценкам Forbes, общее состояние руководителя и политика превышает миллиард долларов.

Видео

Брифинг Сергея Чемезова на Международном экономическом форуме в Петербурге 2017 года: