Болезни и лечение

Классный час этикет каждый день. Классный час "этикет для меня". Действие четвёртое. Зав столом

План-конспект открытого классного часа.

Тема: « Этикет и мы »

Учитель: Прокушева Светлана Григорьевна.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа», с. Айкино, Усть-Вымский район, Республика Коми.

Должность: учитель математики.

Класс: 9 «А» класс.

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

    Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).

    Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    Форма: коллективная работа; индивидуальная работа; просмотр и прослушивание информации; тестирование.

1. Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару ловлю себя на мысли, что уступают дорогу навстречу идущему немногие, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы, домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся

только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник, посидеть в Интернете…

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – учитель, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни учитель, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; о том, как нужно одеваться в той или иной ситуации, как нужно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, как нужно вести себя в общественных местах, школе и дома, своим поведением показывать их в ходу.

Мы каждый год и не один раз беседуем на темы на классных часах. Вот и сегодня я решила продолжить эту тему. Что-то вы уже знаете, т.е. вспомним, а что-то узнаем новое.

    Итак: (слайд № 1 тема, слайд №2 высказывания)

    Вспомним: (ребятам задаются вопросы, они отвечают, а их ответы сопровождаются слайдами)

а) Что такое этикет? (слайд №3);

б) Зачем нужен этикет (слайд №4);

в) Виды этикетов (слайд №5).

4 . Немного истории (сообщение ученика), слайд №6.

Накануне мероприятия с ребятами проводился тест: «На высоте ли ваши манеры? »

Вопросы к тесту:

    1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…

      1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

        кидаетесь к нему на помощь

        никак не реагируете

      Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

      1. извинюсь перед ней;

        отдам ей деньги;

        куплю ей точно такую же;

      Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

      1. сразу же;

        в антракте;

        по окончании любой песни

      Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

      1. да, мало ли что делает хозяин;

        нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

        только в кабинет начальника;

      Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…

      1. чокнуться с сидящим рядом;

        чокнуться со всеми;

        поднять бокал и обвести глазами присутствующих;

      Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

      1. промолчите;

        скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

        будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

      Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

      1. ничего;

        извинюсь;

        сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах». Вывод: есть над, чем работать, есть что корректировать. Продолжим.

6. Остановимся подробнее на некоторых видах этикета.

Этикет общения.

а) общение по телефону (сообщение ученика) слайд №7;

б) разговорный этикет (слайд №8);

в) бизнес - этикет (слайд №9).

Предлагается посмотреть и прослушать видеоролик: «Правила делового общения».

г) Блиц-опрос по данной теме: « Культура общения».

Вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

2. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? /проходящий/

5. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот, кому звонят? /позвонивший/

6. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

7. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни? / в будни: с 8.00 до 10.00; в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

8. Можно ли в беседе употреблять односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

избегать/

9. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

10. Как лучше реагировать на комплимент? / скромно поблагодарить

7. Следующий вид этикета не менее важен. Это дресс-код. Попробуйте объяснить это понятие.

а) Дресс-код (сообщение ученика) слайд № 10.

б) Итоги тест - контроля:

Вопросы тест – контроля:

    Имеет ли для меня значение, как одет преподаватель?

    Как должна одеваться женщина – преподаватель?

    Как должен одеваться мужчина – преподаватель?

    Должен ли преподаватель следить за своей причёской?

    Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?

    Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 14 опрашиваемых:

    для 10 человек имеет значение, как одет преподаватель, и только 4 человека не обращают на это внимание. Понравилось: «Как одет учитель, так одет и ученик.

    Все 14 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле. Элегантно, стильно, красиво. Строго, чтобы не отвлекать учеников, чтобы по виду было видно, что это учитель.

    тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». В зависимости от предмета, который он ведет, должен быть аккуратным и ухоженным, с чистыми ботинками, смокинг.

    Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.

    На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?» Ребята отвечали, что спокойным и строгим; в зависимости от поведения учащихся; обычным, не очень громким, и не приказным; приятным и одновременно строгим, вежливо с улыбкой, главное не кричать; в зависимости от настроения учителя.

    На вопрос «Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?»: Ребята посоветовали повысить голос и сделать замечание, поругать, предложили провести беседу «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; записать замечание в дневник и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя. Были и другие предложения…

Вывод: приятно было читать и видеть результаты своего труда, бесед и внушений. Если говорить о вас, дети, то приятно видеть, как вы повзрослели и осознали то, как нужно одеваться и вести себя (если позволяет время, можно задать следующие вопросы).

Вопросы:

1. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

2. Как подобрать носки к деловому и праздничному костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

3. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

4. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

5. Какого цвета предпочтительнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

6. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

7. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

8. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наносятся духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

9. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/.

    Остался еще один вид этикета. Он, как и все остальные, очень важен.

а) Столовый этикет (сообщение ученика) слайд № 11.

б) Блиц – опрос.

Вопросы:

Культура поведения за столом.

1. Как положено, есть птицу и дичь? / вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

2. Что нужно сделать, если Вы уронили нож или вилку ? / не суетиться, а спокойно попросить заменить их/

3. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке;

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке;

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

4. Как положить нож и вилку, если Вы, не закончив есть, решили сделать паузу? / нужно их положить крест накрест. Если закончили, есть параллельно друг другу /

5. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим? /надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

9. Заключение

Итак, материал на сегодня исчерпан. На всех видах этикета за один раз не возможно остановиться.

На первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, и вы ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке вы всё – таки вспомните о том, что я хотела донести до вашего сознания, и я думаю, будете применять свои знания на практике и в жизни.

Результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Итоги: слайд № 12;

слайд №13 «Спасибо за внимание!»

)

Цель:

    расширить представления детей о правилах этикета;

    развивать умение правильно оценивать себя и других;

    формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

    Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

    Воспитание уважительного отношения к окружающим.

    Знакомство с правилами этикета.

    Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование:

    видеопроектор;

    ноутбук;

    презентация;

    песня;

    стихотворения А. Усачёва, И. Горюновой;

    заготовки пригласительных открыток;

    набор для сервировки стола на 4 персоны

    викторина “Застольный этикет”;

    тест “Знаток этикета”;

    листки бумаги и ручки для составления правил внешнего вида воспитанного человека.

2015/2016 учебный год

Ход урока

Вступительное слово учителя

Ученик 1.

Андрей Алексеевич Усачёв. Что такое этикет?

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить?

Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

Ведущий: Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Ученик 2. Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу или перчатку при приветствии.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ведущий. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик 3. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Ведущий. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик 4. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Ведущий. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик 5. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Ведущий. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Ведущий. Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Ученик 6. Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

    древние греки – “Радуйся!”,

    современные греки – “Будь здоровым!”,

    арабы – “Мир с тобой!”,

    индейцы – “Все хорошо!”,

    англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

    китайцы – пожимают руку себе самому,

    лапландцы – трутся носами,

    латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,

    японцы – кланяются

Ученик 7.

Андрей Алексеевич Усачёв. Приветствия

Для прощания и встречи Много есть различных слов: "Добрый день!" и "Добрый вечер!", "До свиданья!", "Будь здоров!", "Я вас рада видеть очень", "Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи", "Всем пока", "Прощай", "Привет", "Буду рад вас видеть снова", "Не прощаюсь!", "До утра!", "Всем удачи!", "Будь здорова!" И "Ни пуха, ни пера!".

Ученик 8. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Ведущий: Видите, ёжики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Правила и нормы поведения, конечно, во многом зависят от ситуаций. Так выделяют следующие виды этикета:

    столовый;

    речевой;

    религиозный;

    «выходного дня» (при посещении театра и др. культурных мест);

    повседневный;

    праздничный;

    служебный (или, например, школьный);

    профессиональный (специализированный);

    дипломатический;

    свадебный;

    траурный и другие.

Как вы видите, этикет есть повсюду. И где бы вы ни были так или иначе вам придётся соблюдать общепринятые нормы поведения.

Ученик 9. Как обращаться к людям

Есть три вида обращения:

    Официальное (гражданин, господин);

    Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);

    Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.

К старшим по возрасту нужно обращаться на «вы».

К незнакомым ровесникам тоже нужно обращаться на «вы».

На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ученик 10. В русском языке следующая система обращений:
Девочка - обращение к маленьким девочкам до подросткового возраста (13 лет).
Мальчик - обращение к маленьким мальчикам, до подросткового возраста (13 лет).
Барышня - обращение к незамужним девушкам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Сударыня - обращение к замужним женщинам и незамужним девушкам, когда не известен семейный статус.
Сударь - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Госпожа - обращение к дамам и барышням, употребляется с фамилией, или титулом.
Господин - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет), употребляется с фамилией, или титулом.
Обращение по имени и отчеству ко взрослым.
Дама - упоминание женщины в разговоре
Господин - упоминание мужчины в разговоре.
Господа - обращение к аудитории, где присутствуют и дамы и господа.

Ученик 11. Большинство из нас часто пользуется услугами общественного транспорта. И, к сожалению, не всегда поездки в электропоезде и в автобусе бывают благополучными. Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей. Мужчины должны пропускать вперёд во время посадки всех женщин. Когда в автобусе стоит мать с ребёнком на руках или явно уставшая за день женщина с маленьким ребёнком, беременная женщина, инвалид или пожилой человек, согласно этикету, необходимо уступать им место в транспорте. Причём уступать место выше перечисленным категориям граждан должны не только мужчины, но и молодые девушки и женщины, подростки и все те, кто ещё чувствует в себе силы, чтобы постоять в транспорте.

Ученик 12.

Ирина Горюнова. О правилах поведения в транспорте

Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.

Ведущий. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно.
Ученик 13. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.
Если перед вами двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берется за ручку правого крыла и притягивает ее к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь,
проходит, за ней мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу. В лифт мужчина всегда входит первым, а выходит из него первый тот, кто ближе к дверям.
Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость.

Ведущий. А вот я хочу зачитать несколько правил этикета на природе:
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на

расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!).

Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя

дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни

защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся

всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя

взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами,

корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности

не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим

тропинкам.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров,

чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше

прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не

пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок

целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для

мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной

пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий

свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и

«чужой».
16. И, пожалуйста, не засоряй водоёмы.
«Сохраним природу во имя жизни»

Учитель: Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. При их написании помните слова одного из крупнейших русских историков, Василия Осиповича Ключевского « Умение разборчиво писать – первое правило вежливости» .

Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Ученик 14.

А. Усачёв. Рано или поздно

Кто приходит в гости поздно – Поступает несерьёзно. Исчезают со стола И халва, и пастила.

Достаются только кости

Тем, кто поздно прибыл в гости! Кто приходит в гости рано, Поступает тоже странно... На хозяине – халат, Или в доме вовсе спят.

И глядят, как на барана,

На того, кто прибыл рано. Приходить старайтесь в гости Точно в названный вам час. Или – рано или поздно – В гости звать не станут вас!

Ведущий. Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде.

Ведущий. А пока гости прихорашиваются, подбирают подарки, хороший хозяин должен побеспокоиться об их приёме. Ему необходимо приготовить всякие вкусности, а главное красиво и правильно накрыть на стол.

Сервировка стола подразумевает собой правильную расстановку посуды, приборов и его декорирование. Его оформление напрямую зависит от целевого направления, это может быть обычное застолье, торжественное мероприятие или деловой обед. Но некоторые правила должны соблюдаться при любом событии....
Традиционное оформление подразумевает собой определенный порядок расстановки посуды на столе. Сначала ставятся изделия из фарфора или фаянса, укладываются столовые приборы, а затем стаканы, бокалы, изделия из стекла и хрусталя....

Большая роль при оформлении отводится скатерти. Она может быть однотонной белоснежной или наоборот, красочной. А кружевные узоры на ней придадут столу торжественный вид. Для того чтобы предотвратить появление пятен, сверху на скатерть накладывают клеенку....

Учитель: В центре каждого прибора стоит сервировочная тарелка или заменяющая ее обычная тарелка. Сервировочная тарелка может быть и из другого материала, чем весь сервиз - например, позолоченная и посеребренная, стеклянная или из темного фарфора, но обязательно должна с ним сочетаться.
На сервировочную тарелку ставят тарелку с закуской или супом. Для супа-пюре подают суповую тарелку, а для прозрачных супов и бульонов - чашку.
К закуске или супу слева вверху ставят маленькую тарелку для хлеба, гренок и масла, а рядом чашку для ополаскивания пальцев. Она понадобится, если будут подаваться устрицы, раки, омары, спаржа или фрукты. Эту чашку наполняют теплой водой, добавляя ломтик лимона или лист мяты.
Рядом с сервировочной тарелкой и чуть выше раскладывают все вилки, ножи, ложки, которые могут понадобиться во время еды.
Вилки кладут слева, а ножи справа от тарелки.
Последним от тарелки лежит прибор, который понадобится первым.
Ложка для супа в случае, если в меню нет десерта, лежит сверху от сервировочной тарелки, если в меню запланирован десерт - рядом с первым ножом.
Бокалы располагаются справа и сверху от сервировочной тарелки. Здесь существует тот же порядок, что и с приборами: первым используют дальний от тарелки бокал.
После каждого блюда со стола убирают использованные посуду, бокалы и приборы.
Только стакан для воды не убирают в течение всего застолья.

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы: приглашённым можно идти в гости, а хозяева могут их принимать… И вот уже все в сборе и вас просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за ним.

Ученик 15.

Ирина Горюнова. О правилах поведения в гостях

Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!

Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.

Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

Учитель:

Викторина “Застольный этикет”

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2 . Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о болезнях +

- о погоде

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- самые большие.

- самые маленькие.

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

- по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель: А теперь мы проверим, как вы запомнили сервировку. У вас на столах по набору посуды. Ваша задача как можно скорее и правильнее сервировать свой стол

Молодцы… Но есть ещё один нюанс. Когда вы находитесь в кафе, в баре или в ресторане нужно быть очень внимательным к своим столовым приборам. От того как вы положите свои нож и вилку, будет зависеть ваша дальнейшая трапеза.

Учитель. Главной целью нашей дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

ТЕСТ

1 . Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5 . Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6 . Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7 . Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8 . Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10 . Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

    10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!

    6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

    3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.

Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Ведущий.

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад! , сценарист, , Дмитрий Сергеевич Лихачёв
сказал: «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»

Так, подводя итоги нашей встречи, я хочу прочитать вам Клятву этикета
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету, науку помнить эту.

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Классный час

«Культура этикета»

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

1. Прививать учащимся знания правила этикета.

2. Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

3. Формирование эстетического вкуса в манерах поведения .

4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся хорошим манерам ; обсуждать вопрос о культуре этикета.

Оборудование: ребус, рисунки на тему «Вежливый человек», карточки – вежливые слова, карточки — задания для проведения игры «Приветливые люди», пословица.

Ход классного часа

    Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Какая, вы узнаете, разгадав ребус.

К + + + а этикета

О чем будем говорить? (О культуре этикета)

Учитель читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

2. Мозговой штурм «Этикет – это …».

«Этикет – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «этикет» и зачем он нужен людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным , выражая уважительное отношение к окружающим.

Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.

Хорошие манеры:

— скромность;

— внимательное обращение с окружающими;

— способность держать под контролем свои слова;

— обладание чувством такта.

Дурные манеры:

— бестактность;

— привычка громко говорить;

— недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;

— намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;

— пренебрежительное отношение к чужим интересам;

— сквернословие;

— грубость;

— беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;

— неряшливость в одежде.

3. Групповая работа «Хорошие манеры»

Класс разделен на 5 групп. Каждая группа подготовила показ хороших манер.

1группа – манера сидеть и стоять

2 группа – манера садиться и вставать

3 группа – манера ходить и уступать дорогу

4 группа – правила вежливости при общении с соседями и с другом

    группа – правила общения с родными и общение мальчиков и девочек

4. Беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

— Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
— Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
— Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
— Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

В ходе подготовки к классному часу вы нарисовали рисунки на тему «Вежливый человек». На доске я поместила ваши работы. По окончании классного часа вы можете подойти и посмотреть их. А сейчас давайте посмотрим на ваши работы и вы расскажите с кем вы сравнили вежливого человека, и объясните почему?

    Физкульминутка

Игра «Вежливые прятки»

Задача водящего — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

    Творческое задание «Приветливые люди» (работа в парах)

Ребята, прочитайте пословицу:

«Не будь приметлив, а будь приветлив».

Детям раздаются карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

    Подведение итогов. Рефексия.

Вежливые манеры — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Как сказал Р. Эмерсон:

«…жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

хлопать собеседника по плечу;

размахивать руками;

теребить одежду, крутить пуговицы;

чесать голову и теребить себя за ухо;

барабанить пальцами по столу;

трогать лицо руками;

чихать, не прикрывшись рукой или платком;

бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

5. Что не следует делать во время спектакля?

6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?

Домашнее задание: Предлагаю вам в течение дня посчитать, сколько вежливых слов вам сказали люди, и сколько вежливых слов вы сказали людям.