Методики развития

Корректурная проба с распределением. Корректурная проба - удобный инструмент для исследования сенсомоторных реакций и внимания

Сложно учиться, работать, трудно достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Хотя чтобы определить уровень внимания и его характеристики даже у ребенка, достаточно пройти небольшой и несложный тест. А зная "врага в лицо", проще его победить.

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости применяется корректурная проба Бурдона.

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности, тем более что совершенствовалась другими докторами несколько раз.

Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)

Для того чтобы все прошло правильно, вам необходимы специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке.

Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите "Черта!", поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые тридцать или шестьдесят секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду "Черта!". Весь опыт проходит 10 минут. "Отчеркивание" дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, то есть утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Коэффициенты правильности и продуктивности рассчитываются, исходя из данных таблицы, по формулам:

В = (С - Р) / (С + О)

Для оценки способности тестируемого к существует такая формула:

К = (∑С - ∑О - ∑Ю) / ∑Р х 100%.

Результаты сравнивают со шкалой:

Результаты по минутам помогают нам понять установку испытуемого, способности его умственной деятельности концентрировать, или же расслаблять и утрачивать.

Модификации методики

Будучи успешной и часто используемой, корректурная проба Бурдона развивается, разные ученые приносят в нее новшества и дополнения. К настоящему моменту набралось уже три модификации:

  1. Кольца Ландольта. Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в разных направлениях. Разработан метод для людей, не знающих алфавит, детей.
  2. Метод В.Я. Анфимова. Отличается тем, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению ко внешним раздражителям.
  3. Метод Зачеркивается не одна, а сочетание букв (МЖ - РГ).

Корректурная проба Бурдона. Бланк

При необходимости его можно составить и самостоятельно, но в настоящее время вполне хватает достойных примеров. Ниже некоторые из них.

Стандартный бланк для взрослых.

Форма для детей младшего школьного возраста.

Для малышей можно найти бланки со значками, забавными рожицами и рисунками.

Таким образом, просто отследить количественный и качественный уровень внимания человека. После его определения гораздо проще понять, куда двигаться дальше, ведь для укрепления и тоже есть свои методики. Важно выявить его недостатки в раннем возрасте и научиться контролировать, тренировать его уже к школе, тогда процесс обучения будет проходить легко, интересно и без проблем.

Приложение 1 "Корректурная проба"

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:

Приложение 2

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни левой ногой.

Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.


Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Приложение 3

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Приложение 4

Классификация

    Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета : линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

2+3 7+2 7-3 8-3

6+2 5+2 5-3 9-4

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени) . Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

Средняя устойчивость внимания

Выше среднего устойчивость внимания

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Знаки младших школьников

взрослых

Знаки младших школьников

взрослых




Таблица 2

Точность (С)

школьники, %

Взрослые, %

школьники, %

Взрослые, %

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

Обработка результатов

Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

Корректурная проба с переключением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

Процедура проведения

Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

Обработка результатов

Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

Е1=S1 ----------- , где

S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

O1 – число допущенных ошибок.

Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

Анализ результатов

Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

Вывод

Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

Корректурная проба с распределением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

Обработка и анализ результатов

Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

Вывод

Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.

Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к од­нообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упраж­няемое™, устойчивости и концентрации внимания.

Исследования проводят с помощью специального бланка, на котором нанесены ряды букв (в стандартном варианте 40 рядов по 40 букв; рис. 128).

Рис. 128. Фрагмент бланка к буквенной корректурной пробе

При проведении опыта необходимо учитывать состояние зрения испы­туемого. В соответствии с инструкцией, он должен по сигналу начать как можно быстрее просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать одну из букв, указанных экспериментатором, например, «к» или «б» (возможно и зачеркивание двух букв сразу). Через предусмотренные интервалы (каждые 30 или 60 с) экспериментатор дает команду «Черта», а испытуемый в этот момент должен проставить соответствующую метку в том месте, где находится карандаш и, не прерываясь, продолжить работу до про­смотра всех строк.

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее из­готовленному «ключу» - специальному бланку, на котором выделены все подлежащие вычеркиванию буквы. Наиболее эффективной считается обра­ботка, при которой после подсчета просмотренных за интервалы времени

знаков, а также допущенных ошибок (пропусков букв или строчек, зачер­кивания других, расположенных рядом или внешне схожих букв) строятся совмещенные графики, отражающие динамику рассматриваемых показателей. Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. Построение таких графиков позволяет установить факт утомля­емости (снижение скорости и точности) или врабатываемости (повышение скорости и точности).

Здоровые испытуемые выполняют задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок. При органических поражениях мозга количество ошибок доходит до 40-60.

На основании полученных результатов выводится обобщенная оценка работы.

Проба может модифицироваться в зависимости от конкретных задач исследования. Например, с помощью корректурной пробы можно исследо­вать и переключаемость внимания. В этом случае испытуемому предлагается работать на разных строках корректурной таблицы различными способами. Задание может быть, например, следующим: вычеркивать на двух строчках две буквы (например, «в» и «н»), а на третьей строке - две другие буквы (например, «к» и «и»); затем вновь «в» и «н» на двух строках, а «к» и «и» - на одной строке. В другом варианте задание может различаться для четных и нечетных строк корректурной таблицы.

Устойчивость произвольного внимания (при сохранности гностического фактора) связана, прежде всего, с функционированием лобной коры больших полушарий, а также с эффективностью работы глубоких участков мозга.

Корректурная проба по таблицам колец Э. Ландольта

Корректурная таблица Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец, причем разрывы в кольцах расположены в 8 различных направлениях (рис. 129). Испытуемому предлагается, начиная с верхнего левого угла и до конца таблицы, зачеркивать кольца с определенным местоположением раз­рыва, а через определенные промежутки времени (30 или 60 с), как и при исполнении пробы Бурдона, делать пометки на бланке. Такой вариант кор­ректурной пробы считается более удобным для обследования детей, посколь­ку не предполагает знания букв алфавита.

После того как работа испытуемого с таблицами заканчивается, рассчи­тывают показатели его пропускной способности, точности и продуктивности.

Пропускная способность (в битах)- S:

S = (0,5436N-2,807n)/T,

где N - общее число подсчитанных колец; п - число допущенных оши­бок; Т - время, затраченное на просмотр таблицы; 0,5436 - средняя инфор­мация каждого кольца; 2,807 - величина потери информации, приходящей­ся на одно кольцо.


Рис. 129. Фрагмент бланка к корректурной пробе с кольцами Ландольта

Пропускная способность зрительного анализатора (бит/с) может быть оценена в баллах по приведенной шкале:

Баллы Бит/с

7 ?;о5:!;?9

Точность- А:

где М - число правильно зачеркнутых колец; N - общее число колец, которое следовало зачеркнуть.

Продуктивность - Р:

где S - общее количество просмотренных колец.

Использование различных модификаций таблиц с кольцами Ландольта дает возможность при определенном процессе обработки получить единый показа­тель, измеряемый количеством знаков за 1 мин. Он рассчитывается по формуле:

A yp = (M/t)x[(n-a)/N],

где А - показатель умственной работоспособности; М - число всех прослежен­ных знаков при выполнении пробы; N - общее число заданных для вычеркива­ния (или подчеркивания) знаков, которые необходимо отметить в таблице среди М, прослеженных за t время; t - время выполнения корректурной пробы, мин; п - число отмеченных знаков из N суммы; а - число дополнительных допущен­ных ошибок, не связанных с отмечаемыми знаками (пропуск строки, зачерки­вание других букв и т. д.).

Информативность методики может быть повышена, если проба выполня­ется в режиме, позволяющем оценить кривую устойчивости умственной рабо­тоспособности. С этой целью испытуемый работает с таблицей в течение 10 мин, отмечая по команде через каждые 2 минуты выполненный отрезок работы. В этом случае количество просмотренных знаков и допущенных ошибок опре­деляют по 2-минутным отрезкам работы, строя затем соответствующую кри­вую. Существуют модификации корректурной таблицы, рекомендуемые для оценки работоспособности у лиц, профессиональная деятельность которых связана с различием мелких деталей и требует очень высокой точности.

Предлагая испытуемому корректурное задание, недопустимо использо­вать нечетко отпечатанные таблицы, так как это может существенно иска­зить результат тестирования.

Данный эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми, если они не носят очки.

Детские варианты корректурных проб

Для работы с детьми разного возраста используются многочисленные бланки, предусматривающие упрощенную процедуру работы с методикой, как по объему стимульного материала, по его наглядности (крупные простые гео­метрические фигуры, профили животных) так и по времени работы, которое, например, для детей 4-5 лет может ограничиваться 2,5 минутами (рис. ] 30).

Понимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако часть шестилетних и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словес­ную инструкцию, они уже не нуждаются во внешних опорах и подсказках.

Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Нормой для них считается наличие 1-2 ошибок за минуту работы.

Через 5 минут работы у 5-6-летних (или 10 минут у 7-летних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться. В этот момент дается новая инструкция, в которой говорится, что осталось порабо­тать всего одну минуту. После этого обычно их деятельность нормализовыва-ется, а появившиеся ошибки ненадолго исчезают.

Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности де­тей. Слабые дети устают быстро и начинают допускать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Но астеничные дети в пер­вую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, в

то время как у детей с низкой произвольностью (низким уровнем регуляции волевых процессов) ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с са­мого начала.

Рис. 130. Фрагменты детских корректурных проб

Счет по Э. Крепелину

См. выше, в разделе «Цифровой гнозис и счет».

Шифровка

Данная проба в основном известна как один из субтестов в исследова­нии интеллекта по Д. Векслеру.

В верхней части специального бланка размещается ряд цифр с располо­женными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных цифр, под каждой из которых необхо­димо проставить соответствующие образцу символы (рис. 131). Задание выпол­няется на время, но первые десять цифр обрабатываются в произвольном режи­ме, в качестве примера, подтверждающего, что испытуемый понял инструкцию, и в дальнейших расчетах не учитываются.


Рис. 131. Бланк к методике «Шифровка»

Помимо исследования внимания, этот тест характеризует психомотори­ку, память и способность к обучению. Каждое правильно выполненное зада­ние оценивается в 1 балл. Показатель результативности обнаруживает отчет­ливую тенденцию к снижению после 40 лет.

При работе с тестом ребенка-школьника на выполнение задания отво­дится 120 с. Если по истечению этого времени он не закончит выполнять задание, его необходимо остановить. За каждое правильное заполнение при­писывается 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов, которая по таблице переводится в количественную оценку уровня развития способностей ребен­ка в соответствии с его возрастом.

Кроме формального подсчета баллов при анализе выполнения задания следует обратить внимание на характер его выполнения: как нарисованы

значки (небрежно или наоборот- тщательно), сколько ошибок и где их больше всего (начало задания - конец задания), как вел себя испытуемый во время выполнения (отвлекался или нет, был напряжен или расслаблен).

Так, если небрежно расставленные знаки сочетаются с увеличением коли­чества ошибок к концу задания, то это, скорее всего, говорит о том, что ребенок не способен к длительной устойчивой концентрации произвольного внимания.

Увеличение количества ошибок к концу задания говорит об утомляемости и быстрой истощаемости внимания (эти показатели для более уверенного вывода можно сопоставить с данными корректурной пробы).

Изменение качества прорисовки знаков может говорить как об истощае­мости произвольного внимания, так и о более высокой подвижности (пере­ключаемое™) психических процессов.

Тщательное выполнение задания в сочетании с напряженностью при выполнении, вероятнее всего, говорит о малой подвижности психических процессов, о способности к поддержанию высокой концентрации внимания продолжительное время.

Методика Пьерона - Рузера (для детей дошкольного возраста)

Целью исследования является определение уровня концентрации вни­мания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элемен­тарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясня­ют, как с ним работать: в каждой из фигур нужно проставить тот знак, который задан в образцах, расположенных в верхней части бланка (рис. 132). В некото­рых случаях целесообразно верхние четыре фигуры на бланке оставлять пусты­ми для демонстрации того, как их нужно заполнять. Важно, чтобы метки в фигуре не совпадали с ее формой. Знаки нужно расставлять подряд и построчно.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Далее возможны два варианта процедуры исследования - укороченный и полный, с соответствующими способами обработки результатов. При уко­роченном варианте время работы ограничивается 60 с, а оценка произво­дится по количеству просмотренных фигур. При полном варианте ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5N-2,8n)/120, где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, помеченных соответствующими знаками за две минуты; п - количество ошибок (неправильно проставленные знаки или пропущенные фигуры).


Рис. 132. Бланк к методике Пьерона-Рузера

Помимо методики Пьерона-Рузера, широкую известность имеет и тест Тулуз-Пьерона, где в качестве стимульного материала используются ряды квадратиков различной внутренней конфигурации. Этот тест доступен для проведения с 6 лет.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций, распределенности и устойчивости внимания. Может использоваться для об­следования детей с 7-8 лет.

Исследование проводят с помощью нескольких специальных таблиц (рис. 133), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Необходимо отыскать числа по порядку, показывая каж­дое число и называя его вслух. Затем процедура повторяется для всех после­дующих таблиц. Каждый раз секундомером регистрируется затрачиваемое время. Можно учитывать количество чисел, найденных за 30 с, или время, за которое отыскиваются очередные 5 чисел.


Рис. 133. Образец таблицы Шульте

Для оценки полученных результатов сравниваются показатели времени, затраченного на каждую таблицу, а результаты выражаются графически. Су­щественное значение имеет установление темпа выполнения задания. Обыч­но здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иног­да даже наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если же поиск неравномерен, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой вра-батываемости.

Важную роль играет «кривая истощаемости», объективно отражающая характер астении. При гиперстеническом варианте астении кривая, постро­енная по таблицам, характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостени-ческой форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исход­ным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей деятель­ности больного, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Гиперсте-ническая форма астении более благоприятна в прогностическом отношении.

Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки: пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушен­ного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении ко­личества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. Возмож­ны ошибки, при которых испытуемый вместо однозначного числа показыва­ет соответствующую цифру в двухзначном (2 находит в 21). Иногда при наличии слабоумия это происходит из-за неточного понимания инструкции (В. М. Блейхер).

Существуют усложненные варианты данной пробы, как, например, моди­фикация Ф. Д. Горбова, в таблице которой в случайном порядке расположены

два ряда чисел - красные и черные. Их поиск необходимо производить в возрастающем и убывающем порядках. В других модификациях в таблицах по­мимо цифр должны учитываться и стоящие рядом буквы.