Методики развития

Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. Полезно использовать различные виды памяти. Включение в активную умственную деятельность

Это довольно сложный вопрос перед подготовкой к экзамену. Проводить часами в библиотеке, читать конспекты, лежа на диване - эффективность у всех способов разная.

Что можно сделать, если времени осталось не много?

Нужно первым делом заставить себя заняться делом и не паниковать. Накануне экзамена, хочется делать все, только не подготавливаться к нему. Заняться уборкой в помещении, посмотреть телевизор, поиграть, погулять и т.п.

Забывание и борьба с ним

Если, например, мы учимся только перед экзаменом или только по принципу решения задач из предыдущих лет, мы также можем получить хорошие результаты, но тогда мы быстро забудем весь материал, и мы не сможем использовать его свободно и в значительной степени.

При выполнении повторений созданного материала нам не обязательно сидеть на парандже. Мы можем, например, прогуляться по комнате или посидеть в кресле. Стоит выработать постоянные часы обучения и активного отдыха. Мы можем применять такие ежедневные ритуалы и ритм занятий после школы или лекции в университете. Благодаря таким постоянным временам мы будем быстрее и намного легче мобилизоваться и иметь возможность сосредоточиться на конкретной работе.

Надо сосредоточиться и заставить себя учить предмет. Но не нужно усердствовать с занятием - обложится учебниками; не спать по ночам, а учить; отказаться от всех благ. Нет. Нужно принять ту норму, с которой будете заниматься ежедневно. А в свободное время отвлекать себя от подготовки к экзамену - это пойдет только на пользу и быстрее поможет усвоиться полученным знаниям. Разделите вопросы на части, которые будете рассматривать в определенный срок.

Как повторить материал, чтобы помнить? Пример алгоритма для биологии

Как повторить. Мы повторяем из памяти всю точку вместе с подпунктами, а из памяти мы пытаемся нарисовать и описать сердце лягушки. Благодаря этому мы сразу же проверяем, что мы можем делать все; после того, как мы освоили первый пункт, мы переходим ко второму пункту, например, с дыхательной системой лягушки и т.д.

Как проверить уровень приобретенных знаний

Чтобы проверить уровень приобретенных знаний, экзаменационные задачи данного инструктора из предыдущих лет отлично подходят.

Я не советую вам подготавливаться к экзамену со своим другом (подругой) или другими посторонними людьми в этом вопросе - вы только будете отвлекаться и делать совсем не то, что требуется от вас в данный момент. Поверьте, все так и будет происходить. Проверено уже годами и многими людьми.

Как запомнить?

Вы сами для себя должны выбрать: зубрежка, ассоциация или литературный пересказ. Вы наверняка должны знать, что у вас лучше получается и на что расходуется наименьшее количество времени, чтобы не зацикливать себя на одном вопросе, ведь впереди еще большая часть работы.

Даже если вы гениальны, не забывайте, что «повторение — мать учения»

Отличный способ проверки знаний - это, например, вопросы рисования карандашом отдельных абзацев или абзацев в наших заметках. Когда мы выполняем повторы, например, через неделю, мы используем эти вопросы и пытаемся ответить на них с помощью памяти. Если у нас есть родные братья или друзья с аналогичными интересами и устремлениями, например, подготовка к экзамену на медицину, тогда мы можем допросить друг друга, например, с помощью химии.

Мы можем учить других и давать частные уроки. Здесь мы немедленно проверяем уровень знаний и обрабатываем материал, например, когда мы придумываем физические задачи, от простого до более сложного. Стоит использовать программное обеспечение, также для смартфонов или планшетов, благодаря чему мы можем подготовить, например, список вопросов и ответов, таких как карточки. На рынке существует множество таких решений и возможностей. Статья об этом будет опубликована на уровне.

Например, если вам нужно запомнить дату - постарайтесь вспомнить то, что для вас лично эта дата означает. Это может быть день рождения, какой-то праздник или цифры подходят по номеру телефона.

Если нужно запомнить формулу, постарайтесь прочитать ее как слово. Подставьте под каждое значение свою ассоциацию, может оно совпадет с каким-то словом, которое вы знаете, и запомниться вам. Чем «неприличней» ассоциация - тем лучше она запоминается. Это так - небольшой секрет.

Какие мнемоники и почему их следует использовать осторожно?

Мнемотехника в значительной степени полагается на использование богатых графических ассоциаций из вещей, которые мы знаем, и вносим в них новые вещи, которые мы хотим запомнить. У них есть свои преимущества, но, к сожалению, также много недостатков. Вы также должны использовать их осторожно и с осторожностью.

Преимущество состоит в том, что мы можем на короткое время выучить наизусть все страны мира и их столицы или, например, элементы создания человека в медицинской школе. Недостаток заключается в том, что, часто используя их, мы не понимаем, чему учимся. Мнемотехника слишком интенсивно и идеально используется, может привести к какой-то психической инвалидности.

Если предложение для запоминания слишком длинное, постарайтесь сократить его и убрать на ваш взгляд лишнее. Только не переусердствуйте и не измените смысл. Поймите суть того, что вам предлагают. Можно постараться объяснить своими словами, но только так, чтобы это было понятно и приближённо, к тому, что от вас требуется. Если удастся пересказать своими словами - значит, вы усвоили тему и понимаете вопрос.

Чтобы сделать это с использованием мнемоники, вы создаете картину. Теперь, чтобы назвать всех животных - вы воссоздаете историю в своей голове и обмениваете животных по очереди. Вы узнаете, как рифма помнит ход какой-то битвы или исторического периода, но вы не узнаете ее для отбора проб, и вы не сможете связать ее с другими историческими или даже географическими фактами. Вы не сможете сделать вывод и думать творчески. Вы можете стать энциклопедией, которая не понимает, что автор написал в ней.

Вы всегда можете взглянуть на энциклопедию, поэтому зачем создавать энциклопедию, которая знает лозунги, но нет никаких связей и связей между полями, законами и проблемами. Прочитайте вопросы и напишите пером 3-5 ответов на них, благодаря этому вы будете хорошо осведомлены о обсуждаемых здесь проблемах, вспомните их и приспособите их к вашим потребностям; держите карту в переплете и просмотрите ее через 1 день, затем - через 7 дней, затем - через месяц; Просмотрев свои ответы через 7 и 30 дней, перечислите наиболее важные ответы и другие выводы, сделанные вами по отношению к себе, путем преобразования этой главы с первого уровня. Стоит разработать следующий обычай.

У разных людей, по-разному развита память: слуховая, зрительная и моторная. Если у вас развита моторная - стоит полистать и переписать материал. Если зрительная - попробуйте всмотреться в материал, и рассмотреть мелочи в тексте. Если слуховая - постарайтесь прослушать материал. Попросите, чтобы кот-то его перечитал вам на слух.

Вечером, после целого дня учебы, надо позволить себе расслабиться - можно прогуляться на свежем воздухе, посмотреть телевизор, пойти в гости. Но обязательно нужно лечь спать не позднее полуночи. Сон вам нужен сейчас как никому другому - ведь во сне идет усвоение материала.

Химический и физический подходы

Вы читаете, используете, делитесь с друзьями. Подумайте, какой класс вы хотите сдать экзамен. Установите планку немного выше, но не настолько высоки, чтобы это было недостижимо для вас. Когда вы убиваете троих, вы, вероятно, получите два. Когда вы убиваете пять, вы, вероятно, мечтаете. Зная, в какой класс вы хотите включить элемент, выберите нужное количество материала для ассимиляции.

Проверьте, сколько материала вы должны изучить

Проверьте, нужно ли вам изучать весь материал. Если вы только после одного сеанса, то знаете, что вам этого не нужно, так зачем рисковать. Быстро проанализируйте, какая информация из лекций, упражнений и кредитов остается в вашей голове. В тот момент, когда у вас мало времени, изучите только наиболее вероятные темы. Положите шесть пачек газированной воды другу и займите банкноты. Лучше всего изучить несколько тем, чем просто лизать их всех.

Перед сном лучше ничего не учить, а просто просмотреть пройденный материал, вспомнить заголовки и общее содержание текста. Психоаналитики считают, что информация, полученная во время пробуждения и засыпания, усваивается с большой скоростью и эффективностью.

Можно написать небольшую шпаргалку, чтобы успокоить себя. Это так же помогает дополнительно повторить материал, и усвоить его лучше. Использовать их довольно рискованно, потому что для вас сдача экзамена можно закончиться до того как он будет начат. Оставив ее дома, мозг включает резерв на случай непредвиденной ситуации и начинает вспоминать утерянную информацию. А когда она лежит под рукой - вы не можете сосредоточиться на вопросе, постоянно будете думать, как бы списать и это приведет к плачевной ситуации.

Подготовьте необходимые вещи для изучения - презервативы, трубки и наручники за это время, поставьте в шкаф. Выпишите вероятные темы экзамена. Напишите, как долго вам понадобится делать заметки и повторять их. Не забудьте планировать свое время, чтобы расслабиться во время учебы.

Экзамен не похож на девушку, вы должны понимать, что нужно пройти. Написание правил и шаблонов без их понимания - пустая трата времени. То, что вы понимаете, будет легче воспроизвести. Материал, запомненный за несколько дней до экзамена, быстро забывается. Систематическое обучение позволяет вам запомнить большой объем знаний.

Для психологов, студентов и заинтересованных людей. Запоминание - это такой процесс памяти, при котором происходит закрепление нового путем связывания с приобретенным ранее. Это является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями.

При запоминании материала особенно важны первые шаги в новой для человека сфере. Когда в памяти уже накоплено достаточно материала, он легче ассоциируется с уже существующим. С возрастом способность к запоминанию снижается, однако в профессиональной деятельности это наступает значительно позже и выражено не так ярко.

Никогда и ни в коем случае не зазубривайте материал!

Знание - это не пиво, вы не будете потреблять все за одну ночь. Если у вас есть большое количество материала для запоминания, разделите его на мелкие тематические куски и медленно поглотите их. Благодаря совместному использованию вы также будете использовать эффект свежести и эффект приоритета, то есть эффекты, которые позволят вам лучше запомнить то, что вы узнаете в начале и в конце обучения.

Включение в активную умственную деятельность

Принимайте частые перерывы, идеально каждые 30 минут. После этого времени уровень внимания начинает уменьшаться. После перерыва стоит изменить тему науки, чтобы разнообразить то, что мозг должен ассимилировать, и в то же время увеличить свое любопытство к материалу. Подумайте о том, как узнать о девушке.

Плохая память

Успешность запоминания зависит от таких условий:

  • Связь с речью . То, что мы можем выразить словами, запоминается обычно лучше и легче, особенно, если слово является не только названием, но и понятием.
  • Четкость поставленной цели . Человек запоминает прежде всего то, что касается цели его деятельности, способствует или препятствует достижению этой цели. Чем она четче определена, тем запоминание происходит успешнее. Поэтому перед началом запоминания следует определиться, что и как следует запомнить.

Большинство из этих условий одновременно выступают и приемами эффективного заучивания материала.

Во время перерывов делайте некоторые физические упражнения, которые улучшат кровообращение и, таким образом, окисляют мозг. Достижение пива не учитывается. В это время стоит вентилировать комнату. Чтобы запомнить что-нибудь в течение длительного времени, вы должны это понять, а затем повторить несколько раз. Согласно кривой забывания, повторения должны происходить через определенные промежутки времени.

Место, где вы учитесь, должно быть спокойным, так что ничто не отвлекает вас. Если вы поклонник музыки, то используйте тот, который энергичен, создает хорошее настроение. Провентилируйте комнату, в которой вы учитесь, - сядьте и подумайте о своем поведении - свежий воздух действует бодрящим и мобилизующим для мозга.

Мотивация запоминания

Эффективными мотивами запоминания материала являются познавательные интересы, осознание важности запоминания, а также чувство ответственности и долга. Особенно это касается долговременной памяти. Это связывается с повышением общего уровня активности организма при мотивированной деятельности. Однако, чрезмерная мотивация может привести к противоположному результату - ухудшению памяти.

В непосредственной близости вы должны иметь доступ к учебным пособиям - если вас заинтриговали, прочитав руководство, вы должны проверить эту тему. Получите правильный запас воды и глюкозы, чтобы вам не пришлось излишне отрываться от книги. Помните, что каждый час вашему телу нужно по крайней мере один стакан жидкости, предпочтительно негазированной минеральной воды. То есть, это так, но когда вы хотите забыть и не помнить.

Во время обучения старайтесь не наклонять голову - вы прекратите подачу крови в мозг. Выпрямите спину - перекос позвоночника вызывает боль и недостаточный поток нервных импульсов. Правильное отношение способствует обучению - это сигнал для мозга, который сейчас является временем для приобретения знаний.

Установка на запоминание

Запоминание лучше происходит в тех случаях, когда человек находится в состоянии готовности к запоминанию материала. Если установка рассчитана на хранение в течение определенного времени информации, то именно на это время и срабатывают механизмы памяти. Это подтверждается опытами, в которых испытуемым предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, а по второму было сказано, что его надо запомнить надолго. Однако, проверку обоих рассказов провели через месяц.

Результаты показали, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. По этой же причине материал, который студенты изучают только к экзамену, который будет через 3-4 дня, через месяц-два уже едва вспоминается по сравнению с изучаемым регулярно в течение семестра с установкой на длительное хранение.

Выявлено также, что когда содержание запоминаемого, противоречит основным установкам человека, например, политическим или религиозным, он его будет запоминать хуже.

Эмоциональное отношение к материалу

При положительном эмоциональном отношении к заучиваемому материалу, человек запоминает больше информации; при отрицательном - почти вдвое меньше; при безразличном - меньше. Итак, материал, который вызывает эмоциональный отклик, запоминается лучше, чем нейтральный, однако слишком сильные переживания вытесняют материал из сознания и вызывают его забывание. На этот факт в свое время обратил внимание З. Фрейд, который показал, что человек склонен вытеснять в бессознательное сферу неприятные впечатления. Активизируются они в сновидениях, описках и оговорках.

Объем материала

Чем больше объем материала человек запоминает за один раз, тем труднее это сделать. Чтобы оптимизировать этот процесс, используют три способа заучивания: частичный - материал запоминается по частям, которые затем объединяются; целостный - все сразу, повторяя его много раз до полного усвоения; комбинированный - сначала в целом осмысливается весь материал, в процессе этого выделяются отдельные его части, эти части заучиваются каждая отдельно, и наконец, повторяют весь материал в целом. Если объем не очень большой (например, мы учим стихотворение из 16 строк), то рациональным является целостный образ. Его эффективность возрастает с возрастом и с общим уровнем интеллекта.

Однако, если материал является большим по объему (например, стихотворение из 24 и более строк), эффективным становится комбинированный способ.

Логическая структура материала

Логично структурированный материал запоминается лучше, чем неструктурированный. Один из самых эффективных способов структурирования материала - составление развернутого плана запоминаемого. Он может иметь структуру «дерева». Такие структуры эффективно применять там, где необходимо запомнить большой по объему материал. При таком структурировании в долговременную память вместе с содержанием материала закладывается и сама схема запоминания. При воспроизведении мы ее используем для лучшего вспоминания материала.

Степень понимания материала

Понятный и осмысленный материал запоминается прочнее и быстрее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными знаниями ранее.

Включение в активную умственную деятельность

Чем активнее умственно прорабатывается материал, прикладываются усилия для того, чтобы придать ему осмысленную структуру, тем он запоминается лучше. Большую роль здесь играет применение мыслительных операций, в частности, сравнение материала с другим, ранее усвоенным. Установление при этом сходства, а особенно отличий, играют для памяти роль своеобразных опорных пунктов. Поэтому запоминания следует начинать с выявления ярких различий между объектами или явлениями. Помимо сравнения, активная умственная деятельность предусматривает также другие мыслительные операции: классификацию, систематизацию и т.п.

Включение в практическую деятельность

Материал, включенный в практическую деятельность, запоминается лучше. Исследуя этот вопрос, одной группе детей предложили просто заучить слова, а во второй заучивания слов было связано с игрой в магазин. Во второй группе результаты были значительно лучше.

Степень завершения действия

Если человеку предложить серию заданий и позволить одни довести до конца, а другие прекратить незавершенными, то оказывается, что незавершенные задачи он в будущем будет помнить почти в два раза лучше, чем завершенные. Объясняется это следующим образом. После получения задания у испытуемого возникает потребность выполнить его. Эта потребность полностью удовлетворяется при условии выполнения задания. Если же задание не выполнено, потребность остается неудовлетворенной, а из-за существующей связи между памятью и мотивацией, неудовлетворенная потребность влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных задач лучше, чем завершенных.

Использование различных видов и типов памяти. Человеку легче запомнить материал, если одновременно задействованы такие виды памяти, как словесно-логическая, образная и произвольная, или такие типы, как зрительная, слуховая и двигательная.

Ассоциация с различными образами

Образные связи необходимо использовать при запоминании как конкретного, так и абстрактного материала. В последнем случае может помочь использование определенной чувственной опоры в виде пространственных зрительных схем (например, схема развернутого плана ответа). Поэтому такие схемы должны быть внешне четко оформленными. Однако, зрительная схема только тогда помогает запоминанию материала, когда фиксирует хорошо проанализированный и понятный смысл.

Организация процесса заучивания

Заучивание - это организованная специальная мнемическая деятельность, которая направлена на сохранение в сознании того, что связано с намерениями и целями личности. Основными формами заучивания являются: дословное заучивание, заучивание близкое к тексту, смысловое заучивание. Заучивание дословное предполагает точное воспроизведение всего текста в тех предложениях и словах, как он написан. Близкое к тексту заучивание допускает замену и пропуск предложений и слов во время воспроизведения, однако предполагает сохранение основной аргументации, логики, синтаксиса текста и основного словарного фонда. Заучивание смысловое предполагает запоминание основных положений текста и связей между ними. Лексика, аргументация и грамматика текста создается при воспроизведении.

Правильная организация процесса заучивания предусматривает разделение заучиваемого материала, во времени; его произвольное воспроизведение; повторение. При прочих равных условиях для успешного усвоения материала метод распределенного во времени заучивания дает лучшие результаты, чем концентрированное заучивание. При этом, чем более сложным является материал для запоминания, тем более ощутимо разделено во времени запоминание. Оптимизация заучивания предусматривает также произвольное воспроизведение материала, причем несколько раз. Лучше, если это делать вслух своими словами, а не про себя или вспоминая дословные выражения, потому что воспроизводя про себя, человек запоминает лишь опорные положения на уровне внутреннего вещания. Перевести же в будущем внутреннюю речь во внешнюю может быть сложно.

Наконец, особенно важно как для запоминания, так и для длительного хранения материала является его повторение. Повторить материал целесообразно уже после того, как его изучили.

При этом следует помнить следующее:

  • Повторение должно быть не стереотипно . Нет нужды повторять изученное обязательно в том порядке, в котором его заучили. Например, повторяя материал к экзамену, студент может пользоваться не только традиционным учебником и конспектами, но и другими источниками информации, например, научно-популярными журналами, интернетом и т.д.
  • Повторение должно быть осмысленным . Лучше всего, если оно представляет собой новый способ логической обработки и структурирования материала. Например, повторяя курс биологии, можно построить собственную систематизацию живых организмов.
  • Повторение должно быть активным . То есть усвоенный материал должен быть включен в практическую деятельность человека. Например, изучая интегралы и дифференциалы, студент должен не только усвоить теорию, но и решать задачи по данной теме.
  • Повторение должно быть распределенным во времени . Распределенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное, потому что большое количество повторений одних и тех же раздражителей за короткий отрезок времени вызывает торможение. Так, лучших результатов мы достигаем, повторяя дважды в течение трех дней, чем шесть раз подряд в течение одного дня. Кроме того, повторение следует распределять так, чтобы середину материала повторить более чем начало и конец. Лучше материал повторить перед сном.