Методики развития

Как выглядит Зевс — отец богов и людей. Мифы древней греции зевс

А юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец.

Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью Метиды напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень, который Зевс оставил вблизи Парнаса как символ благодетельного обмана.
Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию, продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры («сторукие») и киклопы , которые выковали Зевсу гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона . Началась гигантомахия , в которой также победил громовержец.
После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина , музы .
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре .
Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды , Диониса , Персефоны , но и многих героев: Геракла , Персея , Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу небольшой гимн: Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!
Громораскатный, владыка державный, судья возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный великий!

Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).
Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. - Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух - «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. - помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

И людей.

Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл.

Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Зевс распределяет добро и зло на земле, он вложил в людей стыд и совесть.

Зевс – грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой.

Зевс возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он охраняет семью и дом, защитник обиженных и покровитель молящихся, покровитель городской жизни, он подарил людям законы, установил власть царей, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Ему повинуются другие боги.

Переменчивый, как небо, над которым властвует, он показывает непрестанно Свой иной лик.

Он окутывает землю горностаями снегов, он посылает дождь.

В буре и грозе проявляется могущество властелина, который ураганом поднимает свинцовые волны моря, громоздит черные клубящиеся тучи, взметает песок земных дорог и, открывая исходы небесных вод, на вершинах гор зажигает долгогривые огни.

На дне дымящих вулканов днем и ночью циклопы куют молнии для Зевса.

Это воистину могущественный бог. Если бы прикрепить золотой канат к вершине небес, и все боги и богини потянули за него, они не смогли бы Зевса совлечь на землю. Но если бы Зевс схватил канат, то он поднял бы вверх всех богов вместе с землей и морем и привязал к скалам Олимпа . Во всяком случае, так похвалялся он сам.

Поскольку Кронос когда-то сверг своего отца Урана , он боялся, что также поступит кто-то из его детей, поэтому всех родившихся младенцев он проглатывал. Рея-мать очень от этого страдала. Когда родился шестой ребенок, она вместо него завернула в пеленки камень и подала мужу. Ничего не подозревавший Кронос проглотил камень, думая, что это его очередной ребенок.
Рея с ребёнком сошла на землю. Она хотела обмыть сына, но нигде не нашла источника. Богиня-мать помолилась Гее и ударила жезлом в скалу. Светлая струя воды брызнула из твёрдого камня. Рея, выкупав ребёнка, назвала его Зевсом. Она отправилась на Крит , и положила золотую колыбель сына в Идайском гроте. Блестящие побеги плюща вились по его стенам, а вход заслонен был густым лесом. Вскармливаемый молоком козы Амалфеи , Зевс рос под присмотром горных нимф . Козу мальчик очень любил. Когда она сломала рог, Зевс взял рог в свои божественные руки и его благословил. Так появился рог изобилия , который всякому, у кого оказывался в руках, давал всё, что тот пожелает.
Золотую колыбель нового бога вся природа окружила любовью. С берегов океана голуби приносили ему амброзию; пчелы собирали для него сладчайший мёд, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром. Чтобы не достиг ушей чуткого Кроноса плач младенца Зевса, возле его колыбели жрецы Реи исполняли военные танцы под звуки бубнов и пищалок.

Борьба за власть

Наконец, Зевс вырос. Чтобы жить дальше, ему предстояла борьба с отцом. Прежде всего, нужно было вернуть проглоченных братьев и сестер. Он подговорил мать дать Кроносу рвотное средство. В страшных муках титан изрыгнул всех своих проглоченных детей – Аида , Посейдона, Геру, Гестию и Деметру . Из шкуры умершей в это время козы Амалтеи он сделал для себя несокрушимую защиту – щит, который назывался эгида. Эгиду не могло пробить никакое оружие, и с ней Зевс никогда не расставался. Так появилось крылатое выражение из мифов Древней Греции : быть «под эгидой », значит находиться под защитой кого-либо или чего-либо.
На стороне Кроноса выступили большинство титанов. Рядом с Зевсом стояли его братья и сёстры. Война длилась десять лет и получила название «титаномахия ». Зевс одержал в ней победу только с помощью сторуких великанов – гекантохейров и одноглазых циклопов .
Затем Зевсу предстояла ещё война – уже с гигантами – сынами Геи -Земли. Это тоже была страшная битва. А исход её решил смертный герой – сын Зевса Геракл . Именно он победил последнего из оставшихся гигантов – Алкионея.

Этого гиганта не брало ничто. Будучи сыном Геи, то есть порождением земли, он мгновенно залечивал любые раны, как только земли касался. Прикосновения к земле давали ему новые и новые силы. Чтобы победить Алкионея, Геракл оторвал его от земли, унёс за пределы его страны и там убил.
Чтобы отомстить молодым богам за своих детей, погубленных гигантов, богиня Гея произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Звали его Тифоном .
Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватила паника. Они бежали в Египет , где превратились в , чтобы Тифон не смог их узнать. Один Зевс вступил в борьбу с Тифоном и победил его.

Битва Зевса с Тифоном

Стоглавое чудовище - Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны,

Но Зевса неусыпная стрела -

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной...

Жены Зеаса

Первой супругой Зевса стала океанида Метида . Именно она в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Богиня Гея предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти. Поэтому Зевс, следуя уговорам Геи и Урана проглотил Метиду.

Следствием подобного прступка явилось чудесное рождение дочери Зевса – Афины. Афина появилась непосредственно из «священной» головы «многомудрого» Зевса.

Наконец, Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой , богиней, охраняющей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Возлюбленные и дети Зевса

Зевс часто изменяет своей супруге Гере . Он пылко влюбляется и в богинь , и в земных красавиц. Длинный список возлюбленных Зевса приводит поэт Гесиод. Прекрасных возлюбленных и прославленных потомков у Зевса значительно больше, чем у любого из греческих богов . И этому не стоит удивляться. Каждый род, каждый город старался максимально приблизить свое происхождение к высшему Богу. Зевс большой придумщик и проказник в любовных похождениях. Так Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Данаю – золотым дождем, Геру – кукушкой, Европу – белоснежным быком, Персефону – змеем, Антиопу – сатиром. Для красавицы Ио он превратился в туманное облако.

Начнем рассказ о возлюбленных Зевса с этого забавного стихотворения, автора которого я, к сожалению, не нашла.

У Зевса жен, быть может, сто.

Ревнива Гера, как никто.

Всех прочих ненавидя жен,

Бушует в ярости. Сражен

Той страстью дикой бог-супруг:

Зевс всемогущ, но если вдруг,

Ревнуя, Гера все крушит,

И всемогущий задрожит.

Но как природу превозмочь.

Коль сила есть? Что день что ночь -

А жены Зевса вводят в грех.

А силы у него - на всех...

Греческая мифология - наука весьма сложная и интересная. К сожалению, далеко не каждый человек, знающий ее основные моменты, знаком с началом начал божеств.

Как и многие другие народы, греки говорят о первоначальном хаосе, царившем во Вселенной. После из него появляются будущие прародители всех божественных персонажей - первые титаны, Уран и Гея. Властвуя над живым миром, они постоянно производят потомство. Уран оказывается весьма страстным мужем, но вот чадолюбия ему явно не хватает, первые его сыновья - гекатонхейры и циклопы - попадают в немилость: устрашившись мощи собственных детей, он отправляет их в Тартар. Разумеется, мать - Гею - это огорчает, а потому следующего своего отпрыска, Крона, она подучивает низвергнуть отца и лишить его возможности иметь потомков путем оскопления.

Будущий отец Зевса во всем слушается свою родительницу и достигает успеха. Но мать внезапно предсказывает ему, что падет он от руки собственного сына.

Теперь уже мифы повествуют о следующей божественной паре - Кроне и Рее. Пошедший плодовитостью в отца, несчастный одержим страхом, а потому пожирает собственных детей. Но именно это и становится причиной беды - тоскующая по своим потомкам Рея спасает одного из сыновей, скормив вместо него любимому мужу обычный булыжник.

Рожден же юный бог был в одной из пещер Крита - там, где, по мнению его матери, Крон не стал бы искать его. Согласно легенде, муки она терпела молча, вонзив в землю пальцы, а вход в то время сторожили куреты. Оставив сына на попечительство этих удивительных существ, Рея вернулась к мужу. Со временем Пещера Зевса стала известна и популярна среди людей. Сегодня любой турист, попавший в Грецию, может посетить ее.

Ничего не подозревающий отец Зевса живет, как и прежде, в то время как один из его детей копит силы и ненависть, чтобы поквитаться с убийцей братьев и сестер.

И вот это час настал. Выросший и окрепший Зевс поит отца своего особым зельем, заставляющим его извергнуть проглоченных ранее детей (которые, к слову, сумели вырасти прямо в его утробе). Разумеется, спасенные боги и богини благодарны спасителю, а потому вместе с ним идут на войну против тирана, коим и был отец Зевса - Крон-детоубийца.

Однако война была куда более сложной и долгой, чем все предполагали. Титаны оказались на редкость сильными и хитрыми противниками. Но, в конце концов, юные боги все же смогли одержать верх, и отец Зевса был отправлен в Тартар собственным сыном.

Ну а сам Зевс остался со своими братьями и сестрами на Олимпе - высокой горе, уходящей вершиной в небо. Мудрые и ребячливые, хитроумные и милосердные, прекрасные и вспыльчивые, начали они собственную жизнь, а бог Зевс - великий Громовержец - стал старшим среди них.

Что самое интересное, сами греки, несмотря на кажущееся ровным отношение ко всем этапам своей мифологической истории, золотым веком считают период, когда всем правили Крон и Рея. Согласно легендам, люди тогда и сами были во многом подобны богам - они не знали горя и потерь, время не было в такой степени властно над ними, работать не было нужды, души всех живущих обладали чистотой, а разум - необычайной ясностью и пронзительностью.

Он - высший бог Олимпа, бог всех богов. Но много ли вы знаете о Зевсе, помимо этого? Итак, предлагаем вашему вниманию 10 интересных фактов о главном герое Олимпа.

Мужская коллекция весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana - «Мифологическая Сицилия» (Sicilia Mitologica) - буквально пропитана Великой Грецией и ее удивительными храмами, как, например те, что находятся в Долине храмов Агрдженто: храмы Таормины и Храм Аполлона в Сиракузах стали источником вдохновения всей коллекции. Здесь представлен фантастический триумф принтов древних богов: Зевса, представляющего силу и мироздание в греческой мифологии, и Аполлона, представляющего свет, солнце, доброту и красоту. Но знали ли вы, что у Зевса было почти 70 детей? Предлагаем вам 10 фактов, которые вы наверняка не знали о царе всех богов и богинь.

1. Отец Зевса хотел его съесть.

У Кроноса и Реи было несколько детей: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон. Однако он съел их всех, как только они родились, потому что Гея и Уран предсказали ему, что его повергнет собственный сын, как он сам поверг отца своего.

Беременная Зевсом Рея нашла Гею, чтобы попросить ее спасти сына, который мог бы наказать Кроноса за преступления против Урана и собственных детей. Рея родила Зевса на Крите, а Кроносу дала съесть камень, завернутый в одежды младенца.

2. Зевса воспитывали…вещи.

Например, коза по имени Амальтея. А корибанты - солдаты и мелкие боги - в этот момент танцевали, кричали и стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плачь ребенка.

Его также воспитывала нимфа по имени Адамантия. Кронос правил на Земле, в небесах и на море. Адамантия спрятала Зевса, повесив его на веревку с дерева, так что он висел между землей, морем и небом и был недоступен взору отца.

Его также воспитывала нимфа Киносура. В благодарность Зевс потом поместил ее среди звезд.

Его воспитывала и Мелисса, которая кормила его козьим молоком и медом.

Его также воспитывала семья пастуха при условии, что их овцы будут спасены от волков.

3. Зевс спас своих братьев и сестер.

Став мужчиной, Зевс заставил Кроноса изрыгнуть сначала камень, а затем и его братьев и сестер в обратном порядке проглатывания. В некоторых версиях мифов, Метис дал Кроносу рвотное лекарство, чтобы заставить его сделать это, а в других - Зевс вспорол Кроносу живот. Затем Зевс освободил братьев Кроноса - Гигантов, Гекатонхейров и Циклопов - из их темницы в Тартаре, убив их стража Кампу.

В знак благодарности Циклопы дали Зевсу гром и молнию. Вместе со своими братьями и сестрами, а также с Гигантами, Гекатонхейрами и Циклопами Зевс сверг Кроноса и других Титанов в великой битве Титаномахия. Затем побежденных титанов сослали в темный уголок подземного мира - Тартар. Атлас - один из Титанов, который сражался против Зевса, - был наказан тем, что должен был держать небо.

4. Его жена Гера была его сестрой, и его другие жены также были его родственницами.

В большинстве древних мифов первенцы должны были жениться друг на друге, несмотря на родство, потому что было мало кого, с кем можно было бы продолжать род. Поэтому Зевс женился на своей сестре Гере (которая по некоторым версиям мифов также была его близняшкой). Нимфа по имени Плуто была матерью царя Тантала из Лидии (от Зевса), а так как отцом Плуто был Кронос, это означает, что она также была сестрой Зевса (или, по крайней мере, сестрой по отцу). Зевс изменил Гере с одной из своих сестер, но это была не Деметра. Согласно «Теогонии» Гесиода, Зевс был женат шесть раз, прежде чем взял в жены Геру.

5. Так как у него было столько жен, детей у него были десятки.

У него было много детей от жен-богинь или полубогинь или смертных. Всего у него было около 70 женщин, соответственно, детей было еще больше.

6. У Зевса много имен.

Зевс Олимпийский относится к правлению Зевса над всеми богами. Зевс Панэллениос, Зевс Горкий - т.е. Зевс, хранитель клятв. Зевс Агор: Зевс присматривал за делами в агоре и наказывал нечестных торговцев. Зевс Ксений, Филий и Госпид: Зевс был покровителем гостеприимства (ксения) и гостей и был готов отомстить всем, кто вредил незнакомцам. Зевс Эгиох - этот термин произошел от слова αἴξ («коза») и взят из мифа о том, как его вскормила Амальтея.

7. С Зевсом связаны многие горы.

Многие горы были посвящены Зевсу: в регионе Фессалия Олимп, Пелий и Эта; в Аркадии - Лицей и гора Итома в Мессении; в Аттике - Парнете и Иметто; в Беотии - Китерон; в Фокиде - Парнас; в Трое - Ида, еще одна гора под названием Ида на острове Крит и многие другие.

8. Зевса представляли по-разному.

Зевса представляли в разных образах, но одна деталь присутствовала всегда: его всегда изображали с символом царей и богов - скипетром, который смертные цари получили от него, чтобы вершить власть и правосудие.

9. Он был НЕ ТАК УЖ и хорош.

Зевса также чтили, как множественного бога, с двухсторонней душой, а потому он был как хорошим, так и злым богом.

10. Зевс - поистине уникальный тип бога.

При всех своих превратностях, образ Зевса не сравнится ни с одним из любых других индо-европейских богов с теми же силами или именами (например, Варуна, или Водан). Черта отца вселенной, выражаемая эпической фразой «отец смертных и богов», отходит к доисторической эпохе, а также власти над погодой.

Бог Зевс

Зевс с рогом изобилия. Скульптура фонтана в Петродворце.

Зевс ("светлое небо"), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вместо младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида ("мысль"), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид - подземное царство мертвых, а Посейдон - море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими.

Влияние Зевса распространялось на все сферы; правда, он не обладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его нереида Фетида, в свое время призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти ее сына Ахилла от гибели в Троянской войне. Будучи "отцом людей и богов", Зевс являлся грозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей, похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязал Троянскую войну, карая человеческий род за нечестие. Но со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, - радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев - Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов - Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсу соответствует всемогущий Юпитер.