Методики развития

Проверки, осуществляемые фондом социального страхования рф. Порядок проведения камеральной проверки ФСС (нюансы) Плановая выездная проверка пенсионного фонда и фсс

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

(«Экономика и жизнь – Бухгалтерское приложение» № 29/09)

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы - в данной публикации.

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

■ ФСС России и его исполнительные ор-ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо-дованием этих средств на предприятиях в со-ответствии с Положением о Фонде социаль-ного страхования РФ, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно-го социального страхования контролиру-ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова-телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя-ющие могут истребовать документы, полу-чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате-лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви-дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле-ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон-да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре-жимы, произведенные с нарушением зако-нодательных и иных нормативных право-вых актов РФ по обязательному социаль-ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц-страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру-доспособности у работодателей, применя-ющих спецрежимы и добровольно уплачи-вающих в фонд страховые взносы на соци-альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако-нодательства либо не подтверждены доку-ментально.

При выявлении нарушений в расходова-нии средств, полученных от исполнитель-ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра-хователь обязан возместить в бюджет фон-да - добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя-ми и служат основанием для внесения изме-нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально-го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест-вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

А.Н. Маренин, главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

■ Работникам предоставляются ежегод-ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо-чие праздничные дни, приходящиеся на пе-риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю-чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани-жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федераль-ными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци-альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний, утвержденны-ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол-няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе-но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы-плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее - Перечень). Перечень явля-ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла-ты, производимые в соответствии с законо-дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже-тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе-речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво-димые за счет средств страхователя, предус-мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере-чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы-платы работникам, производимые страхо-вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис-трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь - физическое лицо не поз-днее десяти дней с даты заключения тру-дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос-нование - ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со-циальном страховании от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя - штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен-ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю-щие ответственность за нарушение налогово-го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс-твие стечения тяжелых личных или семей-ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли-янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи-мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс-твенности за совершение налогового право-нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен-ность за совершение налогового правона-рушения, устанавливаются судом или на-логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо-му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе-ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор-мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра-ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ-ляется с нулевыми показателями. При не-представлении расчетной ведомости возни-кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую-щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред-ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме-ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред- приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как - не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра-бочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про-изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда. Та-кая аттестация проводится в порядке, уста-новленном федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

В 2009 г. порядок и условия финансиро-вания предупредительных мер осущест-вляются в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финанси-рования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс-твенными факторами» (далее - Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхова-ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам - рабо-ты по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа-щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования - 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую-щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви-ду страхования, произведенных в предшест-вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек-те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп-редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво-ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

План финансирования в текущем кален-дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

План мероприятий по улучшению усло-вий и охраны труда, проводимых в соот-ветствии с требованиями ТК РФ;

Копию акта о результатах проверки гос-инспекцией труда в субъекте РФ соб-людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования рас-ходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко-пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи-мым оборудованием.

При подтверждении расходов представ-ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос-ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред-ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи-зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус-ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс-твенной регистрации не менее трех лет, те-кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя-зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя-нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови-ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди-тельные меры, условно подразделяют на две ка-тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес-твующий год, и те, у кого сумма взносов превы-шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол-нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен-тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты-ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи-нансирование предупредительных мер. Расхо-ды на предупредительные меры, произведен-ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

БУКВА ЗАКОНА

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюд-жете Фонда социального страхования Российской Фе-дерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников и санаторно-курортного ле-чения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупре-дительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны-ми факторами»;

Приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организа-ции работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по со-кращению производственного травматизма и профессио-нальных заболеваний работников и санаторно-курортно-го лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Постановлением ФСС России от 15.10.2008 №209 «Об утверждении формы и порядка представления отче-та по использованию сумм страховых взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников».

А.А. Сутягин , налоговый консультант

Процедура выездной проверки ФСС России

Фонд социального страхования вправе проверить деятельность любого работодателя. О правах ревизоров из ФСС России и объеме проверочных мероприятий мы расскажем в статье.

Для того чтобы подготовиться к визиту специалистов ФСС России, мы советуем бухгалтерам ознакомиться с Методическими указа ниями по проведению выездных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (далее - Методические указания) .

Этот документ предназначен для работников фонда. Однако информация, которая содержится в нем, может быть полезна и бухгалтеру.

Порядку назначения выездных проверок, оформлению акта и принятию мер по результатам проверок посвящен раздел I Методических указаний.

Условия назначения и проведения проверки

Проверки страхователей специалисты ФСС России проводят по плану, который составляется ежеквартально. Основные цели контрольного мероприятия следующие (п. 1 Методических указаний):

Проверка расходования средств на обязательное социальное страхование;

Проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Одновременно с проверками по обязательному социальному страхованию могут проводиться и проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Методических указаний).

Условия назначения проверки

Случаи, когда бухгалтеру следует ожидать выездную проверку ФСС России, приведены на схеме 1.

Периодичность проведения проверок

Пункт 2 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24, предписывал специалистам фонда проводить документальные выездные проверки страхователей не реже одного раза в три года. В действующих Методических указаниях такого требования нет. Теперь визит контролеров в организацию зависит от плана, который формируется с учетом обстоятельств, перечисленных выше.

Схема 1. Когда выездной проверки не избежать

* Выездная проверка может быть назначена, если в ходе камеральной проверки инспекторы обнаружили нарушение порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств ФСС России или ошибки в заполнении расчетной ведомости (по форме 4-ФСС РФ). Об этом говорится в пунктах 8 и 11 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.05.2008 № 110.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки определяет руководитель отделения ФСС России. При этом он учитывает (п. 2 Методических указаний):

Объем документов, которые следует проверить;

Численность сотрудников организации;

Местонахождение организации.

Если компания не имеет филиалов и представительств, то проверять ее будут не более одного месяца. Проверка каждого филиала или представительства увеличивает срок ревизии, но не более чем на месяц.

Однако по решению управляющего отделением ФСС России срок ревизии может быть продлен еще на месяц, а в исключительных случаях - на два месяца (п. 7 Методических указаний). Одно из возможных оснований увеличения срока проверки указано в пункте 10 Методических указаний. Так, если компания не может в установленный десятидневный срок представить документы, которые запросили специалисты ФСС России, руководитель фонда вправе продлить срок представления документов или отказать в его продлении, о чем составляется отдельный документ (приложение 7 к Методическим указаниям).

Причины, по которым проверка может быть приостановлена

В каких случаях проверка может быть приостановлена, Методические указания не уточняют. По аналогии со статьей 89 Налогового кодекса можно предположить, что приостановка проверки допустима, например, в случае необходимости:

Получения от иных лиц документов, содержащих информацию о страхователе;

Проведения экспертизы;

Перевода документов на русский язык.

Заметим, что срок, на который ревизия может быть приостановлена, в Методических указаниях также не приводится.

Обратите внимание: руководитель отделения ФСС России вправе приостановить проведение проверки.

Проверяемые периоды

Проверять правильность расходования средств соцстраха работники фонда могут только за последние три календарных года хозяйственной деятельности организации (предпринимателя), которые предшествовали году вынесения решения о проведении проверки. Так, если специалисты Фонда социального страхования РФ придут к вам с проверкой в текущем году, то в проверяемый период войдут 2005, 2006 и 2007 годы (п. 6 Методических указаний).

Если же причиной выездного мероприятия послужили рекомендации по результатам камеральной проверки, инспекторы вправе дополнительно проверить и законченный отчетный период текущего года: I квартал, полугодие или 9 месяцев (п. 6 Методических указаний).

ФСС России может проводить повторные проверки. При этом ревизией будет охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки повторно (п. 8 Методических указаний). То же самое можно сказать и о внеплановой ревизии.

Причины, по которым ФСС России может назначить повторную (или внеплановую) проверку, приведены на схеме 2 на с. 59.

Документы, подтверждающие расходы на социальное Страхование .

Осуществляя проверку, ревизоры вправе требовать от страхователей представления необходимых документов, получать объяснения и сверять данные учета и отчетности (п. 1 Методических указаний).

Инспекторов ФСС России будут интересовать правильность назначения и выплаты пособий и оплаты путевок, финансируемых за счет средств фонда (п. 44, 93 и 109 Методических указаний).

Напомним, что организация должна хранить документы, связанные с расходами на цели обязательного социального страхования, не менее пяти лет (п. 36 Методических указаний).

Схема 2. Причины проведения специалистами ФСС России повторной или внеплановой ревизии страхователя

* Формы бланков решений о назначении повторной проверки приведены соответственно в приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям.

** Если в уточненной расчетной ведомости по средствам фонда данные будут указаны в меньшем (или большем) размере, чем в предыдущей ведомости.

В ходе проверки инспекторам могут понадобиться дополнительные документы. Если страхователь откажется их передать, ревизоры оформят требование в письменном виде на специальном бланке (его форма приведена в приложении 6 к Методическим указаниям). На сбор указанных в требовании документов организации будет дано десять дней (п. 10 Методических указаний).

О невозможности представить документы вовремя страхователи должны уведомить проверяющих, направив в отделение фонда письмо с указанием причин и даты передачи таких документов ревизорам.

Как было сказано ранее, руководитель отделения ФСС России вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом. Бланк, на котором оформляется соответствующее решение, содержится в приложении 7 к Методическим указаниям. Заметим, на принятие решения руководителю отделения ФСС России дается два рабочих дня после получения уведомления (п. 10 Методических указаний).

Процедура проведения выездной проверки

Проведению выездной проверки предшествует подготовительный этап. Длится он обычно не больше двух дней. В течение этого времени сотрудники ФСС России собирают и анализируют информацию о структуре расходов и выделенных страхователю ассигнованиях на оздоровление и санаторно-курортное лечение.

При анализе инспекторами ФСС России структуры расходов во внимание принимаются:

1) расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем в проверяемом периоде:

По данным расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ3);

Отчетов по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ );

2) суммы, выделенные страхователю отделением (филиалом отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

Основные этапы выездной проверки, осуществляемой ревизорами из ФСС России, представлены на схеме 3 на с. 61. Более подробно о том, как проходят выездные проверки по обязательному социальному страхованию, мы расскажем ниже.

Ревизоры у дверей

Сотрудники ФСС России, пришедшие с проверкой, должны иметь при себе служебное удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия, подписанное руководителем отделения (филиала) фонда (п. 5 Методических указаний). В решении должны быть указаны конкретные сотрудники, которые вправе проводить проверку.

Ревизоры обязаны ознакомить с решением руководителя или представителя организации, который имеет соответствующие полномочия, под роспись. Бланк решения о проведении проверки приведен в приложении 1 к Методическим указаниям. Его образец смотрите на с. 62.

Вы вправе не пускать в офис инспекторов фонда, которые не предъявили указанные выше документы либо имеют при себе неправильно оформленное решение.

Схема 3. Основные этапы выездной проверки, осуществляемой инспекторами ФСС России

Оформление результатов проверки

В последний день проверки инспектор обязан составить и передать страхователю справку о проведенной ревизии, указав в ней предмет проверки и сроки ее проведения (п. 11 Методических указаний).

Бланк справки приведен в приложении 8 к Методическим указаниям. Его образец приведен на с. 65.

Итоговым документом проведенной проверки является акт. Он может быть составлен или в ходе проверки, или не позднее двух месяцев после оформления справки. А вот срок и порядок вручения акта страхователю законодательством не установлены.

Порядок составления акта. Как оформляется акт, подробно описано в пунктах 12-19 Методических указаний. Этот документ должен иметь сквозную нумерацию страниц, помарки и подчистки в нем не допускаются, все исправления ревизоры должны удостоверить своими подписями.

В структуре акта предусмотрено три части.

В вводной части акта указывают данные организации (название, ИНН, КПП, ОГРН и т. д.), проверяемый период, перечень проверенных (и непредставленных) документов, метод проведения проверки (сплошной, выборочный) и т. д.

Описательная часть акта должна содержать изложение выявленных и документально подтвержденных нарушений либо указание на отсутствие таковых.

В итоговой части приводят:

Сведения о расходах, не принятых к зачету, и предложения внести исправления в и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4-ФСС РФ) - для плательщиков ЕСН;

Суммы, полученные от фонда и необоснованно израсходованные, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и перечислить указанные средства на фонда - для спецрежимников;

Суммы расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4а ФСС РФ) - для спецрежимников, уплачивающих взносы в ФСС России добровольно.

К акту проверки должны быть приложены:

Копия решения о проведении проверки;

Документы со сведениями и расчетами, на которых основываются выводы проверяющих (если сведения и расчеты не приведены в тексте акта). Приложения подписываются инспекторами и руководителем проверяемой организации;

Другие документы, которые подтверждают факты нарушений.

Форма акта приведена в приложении 9 Методических указаний.

Процедура подписания акта. Акт проверки (в двух экземплярах) подписывают проверяющие и руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Если у последнего есть возражения или замечания по акту, он должен сделать оговорку об этом перед своей подписью (п. 20 Методических указаний).

Если руководитель организации откажется подписывать акт, соответствующую запись («от подписи отказался») проверяющие сделают на последней странице этого документа (п. 21 Методических указаний).

Один экземпляр акта вручается руководителю компании, а если он уклоняется от его получения, акт направляется страхователю по почте заказным письмом. Документ считается врученным страхователю на шестой день после отправления письма (п. 22 Методических указаний).

Со дня получения акта страхователю даются 15 рабочих дней для того, чтобы представить в отделение ФСС России письменные возражения или объяснения мотивов отказа подписать акт и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов (п. 20 и 23 Методических указаний).

Еще десять дней даны руководителю отделения ФСС России для вынесения решения о привлечении либо непривлечении страхователя к ответственности. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом (п. 24 Методических указаний). Форма протокола приведена в приложении 11 к Методическим указаниям.

РЕЗЮМЕ

Методические указания внесли изменения в некоторые положения прежнего документа. Так, изменились критерии отбора компаний, продолжительность проверок, поводы для повторной ревизии, сроки для различных процедурных мероприятий. В таблице на с. 67 мы сравнили старые и новые правила проверок.

Сравнительная таблица. Что изменилось в порядке проведения проверок ФСС России

Нормативный акт

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24 (утратили силу 8 июля 2008 года)

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (действуют с 9 июля 2008 года)

Основание(соответствующий пункт Методических указаний)

Основные моменты

Организация произвела значительные расходы за счет средств социального страхованияОрганизация получила значительные суммы от ФСС России на осуществление (возмещение) расходов за счет средств фондаПо результатам камеральной проверки

Критерии отбора компаний

Не реже одного раза в три года

Зависит от того, включены организация или предприниматель (в соответствии с критериями отбора) в план проверок или нет

Периодичность проведения выездной проверки

Три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавших году проведения проверки

Три календарных года деятельности страхователя, предшествовавших году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Проверяемый период

Не более двух месяцев. Если у компании есть филиалы, продолжительность ревизии увеличивается на один месяц на проверку каждого из них

Один месяц (со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке) Продолжительность проверки филиалов осталась прежнейУ руководителя отделения фонда есть также возможность продлить ревизию до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех либо приостановить ее

Продолжи-тельность проверки

При реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) и в порядке контроля вышестоящего органа за деятельностью филиала, проводившего проверку компании

Те жеДополнительный повод для повторной проверки: компания подала уточненную расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ (или отчет по форме 4а-ФСС РФ) за период, который ФСС России уже проверял

Поводы для повторной ревизии

На представление запрашиваемых ревизорами документов страхователю дано пять днейДокументы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий

Срок предъявления документов - десять днейПо просьбе организации (предпринимателя) он может быть увеличен*Помимо заверенных копий ревизоры вправе ознакомиться и с подлинниками документов

Сроки для различных процедурных мероприятий

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить по ее окончании (конкретный день не определен)

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить в ее последний день

На то, чтобы представить письменные возражения по акту проверки (если они есть), организации (предпринимателю) отводится две недели со дня его получения

Срок для представления письменных возражений - 15 рабочих дней

Срок для вынесения решения по проверке - 14 дней по окончании двухнедельного срока, отведенного компании на то, чтобы она направила возражения по акту

Срок для вынесения решения по результатам проверки сокращен с 14 до 10 дней

* В течение двух рабочих дней со дня получения уведомления руководитель отделения ФСС России выносит решение о продлении срока представления документов или отказе в этом.

Документ применяется с 9 июля 2008 года. С этой же даты утрачивают силу Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24. - Примеч. ред.

Подробнее о документах, которые потребуются для проверки, читайте в статье «Что проверяют сотрудники ФСС России» - Примеч. ред.

Повод для внеплановой проверки - ликвидация или реорганизация организации, жалоба работника на то, что ему не выплачивают пособие или неправильно его рассчитали, и просто обращение организации за выделением средств. На внеплановую проверку ревизоры ФСС приходят одни, без коллег из Пенсионного фонда.

Каждый раз, когда страхователь обращается в Фонд за выделением средств, назначается либо камеральная, либо внеплановая выездная проверка. Достаточно ли будет камеральной проверки или нужна выездная, решает сам ФСС. Никаких ограничений по количеству внеплановых проверок нет.

Плановая выездная проверка, которую нельзя проводить чаще чем раз в 3 года, проводится по трем направлениям:

  1. проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  2. проверка правильности выплаты пособий по больничным и по беременности и родам, а также других пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет; на погребение; за постановку на учет в ранние сроки беременности);
  3. проверка правильности начисления страховых взносов «на травматизм» и расходования этих средств.

И по каждому из этих направлений составляется отдельный акт проверки.

А вот внеплановая выездная проверка носит целевой характер.

Ее причина, например «в связи с обращением страхователя за выделением средств», указывается в решении о проведении проверки, которое подписывает руководитель отделения ФСС или его заместитель.

За сколько дней ревизоры должны предупреждать, что придут на внеплановую проверку?

Нигде не закреплена обязанность органов ФСС заблаговременно предупреждать плательщика страховых взносов о начале выездной проверки - как плановой, так и внеплановой.

Ревизоры вправе прийти на проверку вообще без предупреждения. Но на практике обычно уведомляются бухгалтера о предстоящей проверке за один-два дня. Обычно делается это по телефону. Говорят, какие документы будут нужны для проверки, уточняется фактический адрес и график работы организации.

Если поводом для внеплановой выездной проверки стало обращение за выделением средств, то предмет целевой внеплановой выездной проверки будет- правильность расчета и своевременность выплаты именно тех пособий, за которыми обращается страхователь. Но может быть так, что пособие, за которым обращается страхователь, было исчислено и назначено еще в предыдущем периоде. И тогда ревизоры требуют документы не только за текущий, но и за прошлый год.

Кроме того, могут потребоваться документы и за более ранние периоды. Иногда и при плановых, и при внеплановых выездных проверках у бухгалтеров возникает вопрос: зачем ревизорам документы (приказы, лицевые счета) сотрудников за предыдущие годы? Ревизоры вправе их требовать, ведь расчетный период по большинству пособий - это предыдущие годы.

Если причиной внеплановой выездной проверки стала жалоба работника организации на неправильный расчет пособия, то в ходе такой проверки ревизоры, если есть необходимость, могут проверить расходы по пособиям за 3 предыдущих года.

Если документы по конкретным пособиям раньше уже проверялись при плановой или внеплановой выездной проверке, снова проверять их не будут. Акты любых выездных проверок учитываются при вынесении решения на проведение новой выездной проверки. И правильность назначения и исчисления пособий будет проверяться только за те периоды, которые выездными проверками остались не затронуты.

Если же при обращении организации за возмещением средств по пособиям ФСС выездную внеплановую проверку не проводил, а ограничился камеральной проверкой, при внеплановой выездной проверке все документы надо будет представить заново. Ведь акты по камеральным проверкам не составляются. В этой ситуации ревизоры обязательно потребуют все больничные листки, все справки о заработной плате из ПФР, остальные документы по назначению и расчету пособий.

Что произойдет, если организация проигнорирует требование проверяющих о представлении документов?

Такой отказ - правонарушение, штраф за него - 200 руб. за каждый непредставленный документ2.

Как страхователь может оспорить назначение проверки, которую считает незаконной?

Для начала обратитесь в свое территориальное отделение ФСС и уточните, по какой причине была назначена проверка. А если ответ вас не устроит и вы по-прежнему будете считать, что проверка незаконна, можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, то есть в региональное отделение ФСС.

В жалобе обязательно укажите, почему именно вы считаете назначение проверки незаконным. Ведь для того чтобы вашу жалобу удовлетворили, надо установить, что решение о проверке было вынесено неправомерно.

Бывает, что проверка назначена законно, но проводится с нарушениями. Какие конкретные действия проверяющих можно оспорить? Как это сделать?

Можно оспорить процедуру оформления результатов проверки, факты, изложенные в акте проверки, сроки проведения проверки и вынесения решения по ее результатам.

Так, на проведение любой выездной проверки (плановой или внеплановой) отводится 2 месяца. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда руководитель отделения ФСС вынес решение о ее проведении. А оконченной проверка считается тогда, когда составлена справка о проведенной проверке.

Так что если ревизоры потребуют какие-то дополнительные документы позже чем через 2 месяца после начала проверки, вы не обязаны выполнять их требования. То же самое - если справка об окончании проверки издана, хотя 2 месяца с ее начала не прошло: после издания справки требование документов будет незаконно.

После даты издания справки об окончании проверки у проверяющих есть 2 месяца для написания актов. При плановой выездной проверке таких актов обычно бывает три, так как по каждому направлению проверки издается отдельный акт. При внеплановой проверке - один акт. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то можете представить в отделение ФСС свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня, когда получили акт. Если актов несколько - по разным направлениям проверки, то на каждый акт надо написать отдельное возражение. Но можно и сразу обжаловать акт проверки в вышестоящий орган - в территориальное отделение ФСС или в суд.

Проверка правильности начисления страховых взносов и правильности начисления и выплаты пособий - это два отдельных направления проверки. По ним составляются два разных акта. Если работнику пособие переплатили, корректируется база для начисления взносов того периода, когда произошла переплата, и доначисляются страховые взносы на эту сумму. А если недоплатили и это обнаружилось при проверке, оставшуюся часть пособия работодатель будет выплачивать и отражать в отчетности текущего периода, И эта доплата (как расходы ФСС) уменьшит облагаемую страховыми взносами базу текущего, а не прошлого периода. Дата выплаты в пользу работника - это день ее начисления. Поэтому «сворачивать» в акте переплаченные и недоппаченньге суммы пособия ревизор не имеет права.

Контроль отчислений в ФСС и социальных расходов предприятий, производимый сплошной проверкой документов, осуществляется в рамках выездной проверки Фонда. Охватываемый контролем период составляет 3 календарных года, предшествующих проверке. В статье мы разберем как проводится выездная проверка ФСС, что проверяют, какие необходимы документы и размер штрафов.

Общие сведения о плановых и внеплановых выездных проверках

Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.

Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.

Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

Основания и причины для включения предприятия в план проверок

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → , → ).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Как подготовится к проверке?

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документов Обязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной плате Подписи ответственных лиц
Платежные ведомости Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времени Подписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособности Штамп, печати медучреждения, врача и расчет
Приказы Подписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявления Корректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Права инспекторов Фонда при проверках

В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

Группировка документов Составляющие формы группировки
Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.

Сроки и этапы проведения проверок ФСС

Каждый этап мероприятия контроля имеет сроки, оговоренные законодательством. Окончание проверки оформляется справкой и актом, на составление которого отводится 2 месяца. К акту проверки с выявленными нарушениями должны прилагаться подтверждающие документы – копии форм первичного учета.

Этап проверки Срок оформления
Проведение проверки 2 месяца
Составление справки Последний день проверки
Оформление акта 2 месяца
Опротестование налогоплательщиком 15 дней
Принятие решения 10 дней
Вступление решения в силу Через 10 дней после подписания
Направление требования После вступления в силу решения

Соблюдение периодов исполняется каждым фондом. Срок проведения проверки предприятия может быть продлен по обстоятельствам:

  • Получения данных от УВД о фактах нарушений, требующих дополнительных мероприятий.
  • Возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на состояние документов, хранящихся на территории предприятия.
  • Наличия у компании обособленных подразделений.
  • Непредставление в указанный срок документов, указанных в требовании.

Продление срока проверки производится на основании решения, принятого вышестоящим органом Фонда.

Штрафы и санкции при выявленнии нарушений

Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Приведем перечень ответов на актуальные запросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Имеют ли право инспекторы ФСС в течение выездной проверки выносить документы из бухгалтерии предприятия?

Вынос документов налогоплательщика допускается только в форме копий. Оригиналы должны находится на месте проведения проверки выездного характера.

Вопрос № 2. Могут ли ревизоры ФСС испрашивать к проверке хозяйственные и гражданско-правовые договоры?

В ходе выездной проверки инспекторы могут произвести контроль гражданско-правовых договоров, заключение которых часто является скрытой формой трудоустройства. Данные хозяйственных договоров не относятся к сфере контроля Фонда и в предоставлении документов к проверке предприятие может обоснованно отказать.

Вопрос № 3. Сколько решений оформляется при совместной проверке ФСС и ПФР?

Документальное оформление результатов проверки производится каждым фондом отдельно. Решения по проверкам удостоверяются руководителями каждого учреждения. Даты решений могут совпадать.

Вопрос № 4. Должны ли проверяющие фондов ФСС и ПФР начинать проверку одновременно?

Вручение руководителям предприятий решений на проверки осуществляется одновременно.

Вопрос № 5. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников предприятия в процессе выездной проверки?

Ревизоры ФСС имеют ограниченные возможности в рамках мероприятий контроля. Проверяющие не имеют права проводить осмотры, опросы, заказывать экспертизу, переводчика, проводить встречные проверки.

Есть два вида проверок ФСС – камеральные и выездные. Камеральные проверки ревизоры проводят на территории фонда. О них компанию не уведомляют. Если нарушений не нашли, то вы можете даже и не узнать, что вашу компанию проверяли. А вот если ревизоры выявили несоответствия, то вам отправят запрос с просьбой представить пояснения. На него нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Пояснения не помогли? Тогда составляется акт по результатам проверки, а вам назначается штраф.

Выездная проверка ФСС – тема более животрепещущая, ведь в них страхователь участвует непосредственно и проходят они на его территории. Выездная проверка ФСС бывает плановая и неплановая. Решение о плановой проверке принимают контролирующие органы исходя из деятельности компании, а точнее, реальных или возможных нарушений в ней. План проверок на следующий год составляют до 25 декабря года текущего, и в открытом доступе этого документа, конечно же, нет.

Визит проверяемым компаниям ревизоры из ФСС и Пенсионного фонда наносят обычно совместно и обычно не чаще чем раз в три года. Исключение для организаций, которые ликвидируются, – их проверят, даже если ревизия была совсем недавно.

Ну, а не по плану контролеры могут прийти когда угодно, правило «раз в три года» здесь уже не работает. Все потому, что такая проверка носит целевой характер. Ее причиной может стать, например, жалоба бывшего сотрудника. Хотя, как правило, проверяющие прислушиваются только к «серьезным» уволенным – директорам и бухгалтерам, ведь они могут дать стоящую информацию.

Обычно за несколько дней до начала выездной проверки представители ФСС предупреждают о скором визите. Это может быть факс или телефонный звонок.

Может ли организация не пустить проверяющих?

Только если у них нет необходимых документов. Первым делом попросите у проверяющих решение руководителя местного отдела ФСС о выездной проверке. Ревизоры сразу из двух фондов? Значит, и решений должно быть два. В решении указаны конкретные лица, назначенные на проверку. Попросите у ревизоров удостоверения и сверьте данные. Если все в порядке, не пустить проверяющих вы не имеете права. Да и себе сделаете только хуже. Ревизоры составят акт о том, что их не пустили, и начислят взносы к уплате по имеющимся у них сведениям (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Как вы понимаете, сумма к уплате скорее всего будет больше.

Порядок проведения выездных проверок ФСС

Существуют определенные критерии, по которым внебюджетные фонды выбирают компании для проверки. Они перечислены в методичке для ревизоров. Если вы попадаете хотя бы под один – ждите проверку.

В группе риска, прежде всего, крупнейшие компании, потому что у них много работников и обширные страховые обязательства. Дальше те, кто платит слишком низкие для среднего по отрасли уровня оклады. Ведь здесь могут скрываться схемы ухода от уплаты взносов через «серые» зарплаты. Частые нарушения срока уплаты взносов тоже причина для подозрений. Точно попадете под проверку, если взносы вдруг уменьшились, а количество работников осталось прежним (тем более если оно увеличилось). Веская причина – нулевые отчеты за отдельные отчетные периоды. Если в организации много выплат, которые не облагаются взносами, или вы применяете пониженные тарифы – ждите ревизоров. Еще причина: наличие долгов по уплате взносов. И разумеется, фирму проверят, когда на нее поступят конкретные жалобы от работников, из СМИ или из других контролирующих органов.

По закону выездная проверка ФСС проводится в течение двух месяцев. Но на деле проверяющие обычно управляются за одну-две недели. Кстати, проверку могут приостановить на срок не больше шести месяцев. Причины для этого – запросы в международные организации и перевод документов. Но такое случается редко.

Совет

После вручения акта проверки в течение 15 рабочих дней вы можете подать возражение на него. Составляете его по аналогии с возражением на акт налоговой проверки. Указать можно как на претензии по существу проверки (если вы не согласны с выводами ревизоров), так и на формальные моменты – нарушение сроков и процедуры ревизии. Подать возражение нужно в то отделение фонда, которое вас инспектировало. Ну, а итоговое решение руководители отделений ПФР и ФСС вынесут в течение 10 рабочих дней с той даты, когда истечет срок на подачу возражения.

Ирина Парулева,
финансовый консультант АКГ «Градиент Альфа»

Документы, которые нужно подготовить к приходу ревизоров

Иногда ревизоры из ФСС сообщают список интересующих документов, когда предупреждают о грядущей проверке. Но лучше самостоятельно заранее подумать и составить список бумаг, которые попадают в «зону риска». Вы-то лучше всех знаете, что нужно подтянуть, поэтому срочно беритесь за недочеты.

Когда будете готовить документы, помните, что запрашивать их проверяющие будут за последние три года. Но брать период, который уже проверялся фондами, они не имеют права. Также вы можете отказать, если запрошенные бумаги не имеют отношения к страховым взносам. К примеру, договоры поставки.

Итак, взглянем на список документов, которые вам нужно подготовить наверняка. Во-первых, это учредительные документы и лицензии. Они помогут установить ваш юридический адрес, выяснить направление деятельности компании и наличие дивидендов, не облагаемых взносами.

Во-вторых, готовьте расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. А также бухгалтерскую и налоговую первичку. Первые будут сопоставлять с данными из второй.

В-третьих, регистры бухгалтерского и налогового учета. Тут ревизоры будут искать схемы уклонения от честного начисления взносов. Также регистры помогут установить порядок ведения учетной политики на предприятии.

В-четвертых, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций – у организаций на УСН. Упрощенщики ведь платят взносы на обязательное страхование. В книгах проверяющие будут искать подтверждение начисления и выплаты вознаграждений работникам, которые заключили с компанией трудовые договоры.

Вправе ли мы отказать ревизорам и не представлять некоторые документы?

Если документ, который вы хотите скрыть, необходим для контроля за начислением и уплатой взносов, то не вправе. Скрывать сведения о страховых взносах от проверяющих незаконно. Любой запрошенный документ вы должны представить в срок до 10 рабочих дней. В противном случае компании выпишут штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Возможно, что этот список дополнят трудовые и гражданско-правовые договоры. Последние особенно интересуют ФСС, поскольку выплаты по договорам ГПХ страховыми взносами не облагаются (подп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Ревизоры часто пытаются переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. Поэтому проверьте предмет договора – это должно быть не выполнение функций, а оказание конкретной услуги.

Помните, что проверяющие не имеют права выносить подлинники документов за пределы организации. Если есть необходимость забрать какую-то бумагу, сделайте копию и заверьте ее у руководителя. Причем закон дает право проверяющим запрашивать одну и ту же бумагу неоднократно.

Когда все процедуры закончатся, проверяющие должны выдать вам справку об окончании проверки. Отнеситесь к этому серьезно: в случае судебных разбирательств эта справка поможет подтвердить сроки проверки. После выдачи справки у ревизоров есть два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Когда вы его получите, проверьте, чтобы все страницы были пронумерованы и в тексте не было никаких исправлений.

Акт должны подписать и проверяющие, и руководитель компании. Если что-то в результатах проверки вас не устроило, пусть директор сделает пометку «Не согласен».