Запоминание информации

Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению

эмоциональных состояний личности.

2. Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние

и как черта личности

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс и его разновидность – фрустрация.

Тревога, или тревожность, – особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.

Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызывающей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душевных и эмоциональных переживаний.

У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности – так называемая, полезная тревожность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, по-буждает к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положительное значение.

С другой стороны, ощущение тревоги, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, снижению активности, к появлению неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта.

При рассмотрении тревожности различают личностную тревожность как устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожность как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность – это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом поведенческая диспозиция, побуждающая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты темы ……………………. 4

1.1. Характеристика интровертного типа ………………. –

1.2. Понятие тревожности………………………………… 6

1.3. Различение ситуативной и личностной тревож- ности ……………….………………………………… 12

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта …...……..……… 14

Заключение ………………………………………………… 20

Список литературы ………………………………………… 21

Введение

В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.

Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

3. Обобщить сделанные выводы.

Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.
Глава 1. Теоретические аспекты темы

1.1. Характеристика интровертного типа

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.

Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог. Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.

Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя собственная компания»

Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.

Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.

1.2. Понятие тревожности

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события». Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

Сходную точку зрения имеет функциональный подход в изучении состояния тревоги. В. М. Астапов, утверждает, что для развития общей теории тревоги, как приходящего состояния и личностного свойства, необходимо выделить и проанализировать функции тревоги.

Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.
1.3. Различение ситуативной и личностной тревожности

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ).

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. Насколько часто ему приходилось испытывать СТ».

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности видится проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая – флегматии и холерии, - личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному типам характера.

Поскольку к интровертному типу, как правило, относятся меланхолики и флегматики, можно предположить, что интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности. Проведем эмпирическое исследование для доказательства этого предположения.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта

Эмпирическое исследование проводилось нами в два этапа. На первом этапе из группы студентов нами были отобраны 10 типичных интровертов, для чего нами был использован следующий тест:

1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение?

2. Вы часто “уходите в себя”, предаетесь воспоминаниям? Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма?

3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями? У вас один-два близких друга?

4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности?

5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях?

6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как считаете, вам подходят?

7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения?

8. Вы любите готовить?

9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду?

10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу?

11. Вы упорно отстаиваете свои принципы?

12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья? Вы все время думаете, что оно у вас не вполне хорошее, и это вас угнетает?

13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой прежде чем принять какое-то решение?

14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так?

Нами были отобраны испытуемые, которые на 60 и более процентов вопросов ответили утвердительно.

На втором этапе исследования мы использовали шкалуреактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

До 30 баллов – низкая;

31 – 45 баллов – средняя;

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20 – 80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй, так; «3» – верно; «4» –совершенно верно.

1. Вы спокойны 1 2 3 4

2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4

3. Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

4. Вы испытываете сожаление 1 2 3 4

5. Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4

6. Вы расстроены 1 2 3 4

7. Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4

9. Вы встревожены 1 2 3 4

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

12. Вы нервничаете 1 2 3 4

13. Вы не находите себе места 1 2 3 4

14. Вы взвинчены 1 2 3 4

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4

16. Вы довольны 1 2 3 4

17. Вы озабочены 1 2 3 4

18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4

19. Вам радостно 1 2 3 4

20. Вам приятно 1 2 3 4

Ситуативная тревожность (СТ1) определяется по ключу:

(СТ1) = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) – (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = _

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно . Цифры справа означают: «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» –почти всегда.

1. Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

2. Вы быстро устаете 1 2 3 4

3. Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым

человеком, как и другие 1 2 3 4

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что

недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1 2 3 4

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

13. Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических

ситуаций и трудностей 1 2 3 4

15. У вас бывает хандра, тоска 1 2 3 4

16. Вы бываете довольны 1 2 3 4

17. всякие пустяки отвлекают вас 1 2 3 4

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования,

что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

19. Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство,

когда вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3 4

Личностная тревожность (ЛТ1) определяется по ключу:

(ЛТ1) = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) – (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 = _

Результаты оцениваются обычно в градациях:

До 30 баллов – низкая;

31 – 45 баллов – средняя;

46 баллов и более – высокая тревожность.

Проведя исследование, мы получили следующие результаты:

Поскольку показатели личностной тревожности испытуемых колеблются в среднем диапазоне величин: от 31 до 45, а показатели ситуативной весьма высоки – от 48 до 74 баллов, следовательно, эмпирическое исследование доказало выдвинутую во введении гипотезу о том, что интроверта характеризует высокая ситуативная тревожность при средней личностной тревожности.

Заключение

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. Как показывают результаты исследований, различие между интравертами и экстравертами проявляются также в соотношении ситуативной и личностной тревожности.

В данной работе перед нами стояла цель , заключающаяся в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью. Для ее достижения в ходе исследования мы решили следующие задачи :

1. Проанализировали литературу по теме исследования.

2. Провели эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

3. Обобщили сделанные выводы.

Проведенное исследование 10 интровертов показало, что их ситуативная тревожность весьма высока: от 48 до 74 баллов, а показатели личностной тревожности колеблются в среднем диапазоне величин: от 31 до 45. Таким образом, мы доказали гипотезу исследования, выдвинутую во введении: интроверта характеризует высокая ситуативная тревожность при средней личностной тревожности.

Список литературы

1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. №5.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

4. Психологический словарь. / Общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. М., 1990.

5. Психология и психоанализ характера. М., 2000.

6. Энциклопедия тестов. М., 1997.


Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.

Психология и психоанализ характера. М., 2000. С. 203.

Там же. С. 203 – 204.

Энциклопедия тестов. М., 1997.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.

Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность»

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» .

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личности, тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценки, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Согласно концепции Спилбергера , следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога -- реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъективного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога -- состояние) и A-trait (тревога - черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями: ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности; Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги.

Вывод: Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

Ситуация тревоги сопровождается изменением в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности, как черты, ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте.

Введение к этой серии статей, призванных раскрыть понятие тревожности и соответственно научиться справляться с ней можно .

Сейчас переходим к описанию первого вида тревожности - личностная тревожность.

Для начала давайте дадим определение тревожности.
Тревожность - индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в склонности человека испытывать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожные люди постоянно испытывают чувство беспокойства. Они всегда находят поводы, по которым можно попереживать. Но причины переживаний не являются однородными. Как я писал Выше, тревога может иметь различные корни, что не мешает конкретному тревожному человеку сочетать в себе все причины проявления тревожности. Мы каждую причину тревожности будем рассматривать изолировано, хотя у большинства тревожных людей мы можем наблюдать не одну, а несколько причин формирования такой черты характера как тревожность.

Сразу хочу предупредить читателей, что нужно настроиться на то, что объяснение механизмов личностной тревоги относительно сложное и довольно длительное. Несмотря на большую распространенность этого вида тревожности, человеком она практически не осознается, и я думаю, что, прочитав этот раздел, многие будут удивлены, что у них присутствуют механизмы личностной тревожности. Я со своей стороны постараюсь сделать объяснение механизмов личностной тревожности максимально простым и понятным.

Чтобы объяснить механизмы личностной тревожности нам придется немного уйти в сторону и поговорить о формировании самооценки человека. Более подробно тема самооценки рассматривается в здесь же мы будет рассматривать самооценку с точки зрения того, каким образом самооценка человека связана с тревожностью.

Рискну на себя навлечь гнев некоторых родителей, но все-таки, будучи сам родителем выскажу такую мысль: появление ребенка в семье это медаль с двумя сторонами. С одной стороны появление ребенка это, наверное, одно из самых важных и радостных событий в нашей жизни. Это твое, любимое, родное существо, которое радует тебя одним только фактом своего существования. Сколько положительных эмоций мы получаем, просто наблюдая, как наш ребенок растет, развивается, познает мир. С другой стороны, появление ребенка накладывает на родителей определенные ограничения. Мы уже не может так свободно распоряжаться своим временем. Приходится вносить коррективы в привычный уклад жизни, в котором ребенок теперь играет важную роль. Мы уже не можем встречаться с друзьями так часто, как нам хотелось бы, да и в отпуск с маленькими детьми многие остерегаются ездить.

Но это еще полбеды. А бессонные ночи, постоянные мысли матери, что можно есть, а чего нельзя. И если съедаешь то, чего нельзя, расплата приходит моментально в виде плача ребенка и бессонной ночи по причине кишечной колики. Хорошо, если муж с пониманием относится к ситуации и активно помогает супруге ухаживать за ребенком. Но, чего уж греха таить, многие мужчины считают, что уход за ребенком это чисто женская прерогатива и свою функцию видят максимум в поставах продуктов питания. Это часто приводит к размолвкам между супругами, хотя до появления наследников жили мирно и дружно.

Даже те ограничения и изменения в привычной жизни, которые появились в жизни родителей с появлением ребенка, могут приводить к тому, что у родителей накапливается эмоциональное напряжение, и они периодически могут срывать свое зло на ребенке. Но это только начало, ведь с появлением ребенка часто портятся отношения между супругами. Мужу становится дискомфортно дома, потому что ему не дают спокойно отдохнуть и привлекают к домашним обязанностям, в ответ он старается как можно больше времени проводить вне дома. А жену подобное поведение супруга обижает, то является поводом для регулярных конфликтов.

В общем, появление в семье ребенка несет в себе как, безусловно, положительные моменты, так вносит и определенный дискомфорт в жизнь родителей, что тоже может сказываться на отношении к ребенку.

Говорят, что маленькие детки маленькие проблемы, большие детки - большие проблемы. Правда обычно речь идет о сравнении малышей и подростков, но в действительности справедливость данной поговорки родители начинают ощущать гораздо раньше подросткового возраста ребенка. Ребенок существо активное, существо мотивированное интересом, активно познающее мир. И в этом познании он развивают такую активность, что родителям приходится постоянно контролировать его действия, чтобы он не влез туда, куда не нужно.

В тот период, когда ребенок не может еще ходить самостоятельно, родители получают временную передышку, т.к. контроль над активностью ребенка можно переложить на механические приспособления. Я думаю, что не один родитель в мыслях благодарил тех, кто придумал ходунки, прыгунки и манежики. Являясь для ребенка безопасными, но не подавляющие его активность полностью, они позволяют родителям взять тайм-аут в присмотре за ребенком и заняться своими делами, хотя бы на какое-то время. И что немаловажно не переживать при этом, что с ребенком что-то случиться.

Вы когда-нибудь видели, как падает кошка? Она всегда становится на лапы. Я не знаю почему, но ребенок, когда учится ходить, то он падает на попу. А падает он часто, особенно поначалу. Тут уже нужно как-то обезопасить эти неуверенные передвижения. Переставить мебель, убрать, тяжелые предметы. Многие родители по старой привычке пытаются усадить ребенка в ходунки, но он начинает активно возражать и рвется в самостоятельный путь.

С того момента, как ребенок начал ходить и весь дальнейший период взросления, ребенок получает автономию и родители не могут контролировать его активность с помощью механических устройств. Нужны другие рычаги воздействия на ребенка, которые позволят родителям, хоть в какой-то мере управлять им. И тогда родители начинают формировать психологические рычаги воздействия. И здесь ключевую роль играет любовь родителей.

Родительская любовь, а еще точнее материнская любовь играет в жизни ребенка важнейшую роль. Для него это не просто любовь. Ребенок существо не самостоятельное. Он не может себя обеспечить, он не может выжить самостоятельно. Он может жить только в том случае, если его будут обеспечивать родители. Еще раз хочу подчеркнуть, что роль матери в этом процессе существенно более важная, нежели отца. Для ребенка любовь матери, по сути, означает жизнь. А нелюбовь матери означает смерть.

Если вы откроете любую книгу по воспитанию детей, то Вы, скорее всего, найдете одну идею, которая будет в каждой книге. Это идея безусловной любви, безусловного принятия. Безусловная любовь, означает, что ребенка любят без каких-либо предварительных условий, любят не за что-то, а просто за то, что он есть. Своей любовью мать как бы говорит ребенку: «Ты благополучен, любим, и что бы ни произошло, я все равно буду любить тебя, заботиться о тебе. Моя любовь к тебе не зависит от того, что ты делаешь, это не зависит от того, что говорят окружающие».

Тяжело переоценить значение безусловного принятия родителями своего ребенка, для формирования его самооценки. Ведь маленький ребенок еще не знает, какой он. Его мнение о себе формируется на основании того, как к нему относятся люди, которые его окружают в первые годы жизни.

Когда родители дают ребенку безусловную любовь, то у него формируется самооценка по типу "Я+". Некая "презумпция благополучия", когда человеку не требуется доказывать свою состоятельность, свою ценность, свое благополучие. Такой ребенок чувствует, что с ним все "ОК" и это не требует доказательств.

Но у большинства родителей не хватает ни терпения, ни психологической зрелости, ни понимания, как ребенок реагирует на их воздействие. Не то, чтобы они не любили детей. Любят. Но считают, что так будет лучше для самого же ребенка. Так родители смогут направить его в "правильное" русло, смогут контролировать поведение, чтобы он не наделал глупостей. Для этого большинство родителей воспитывают ребенка с помощью условной любви.

Как сделать так, чтобы ребенок вел себя так, как того хотят родители. Не шумел, не лез, куда ему не надо, не позорил мать в присутствии других, не употреблял нехорошие слова, не капризничал, ничего не просил, а был послушным ребенком, делал, что ему говорят, и радовал родителей. Причем важно, чтобы он это делал автоматически, без напоминания родителей. Есть такой механизм, и он прекрасно освоен большинством родителей. Называется он "плохой - хороший" и является способом реализации условной любви.

Как это работает?

Если ребенок сделал, что-то, что не нравится родителям, то ему говорят, что он "ПЛОХОЙ" и обязательно подкрепляют это демонстрацией того, что его в этот момент не любят. Постойте возле песочницы, в которой играют дети. За 10-15 минут Вы несколько раз услышите фразу от какой-нибудь мамаши: "Такой ребенок мне не нужен" или что-то в этом роде. А мы уже говорили, что для ребенка любовь матери означает жизнь, соответственно, когда его не любят, для ребенка это означает смерть. По логике ребенка это означает следующее: если я делаю то, что вызывает нелюбовь матери, значит, я не имею право жить.

Но есть еще вторая часть механизма "плохой - хороший", который позволяет сгладить воздействие механизма "плохой" и дает возможность ребенку, при определенных условиях, получить любовь матери, что означает право жить. Помните сказку про Мойдодыра? Когда мальчик был грязнулей, от него все отвернулись, а когда он умылся, ему сказали: "Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я".

Таким образом, в процессе воспитания ребенку демонстрируют, какие условия нужно соблюдать, чтобы иметь право быть любимым, а соответственно жить и ощущать себя при этом «хорошим». В итоге, формируется список условий, выполнение которых дает право человеку считать, себя хорошим, иметь право на жизнь.

Механизмы условной любви приводят к формированию самооценки по формуле "Я+ ЕСЛИ", где «ЕСЛИ» являются условиями, выполнение которых обеспечивает ребенку любовь и принятие со стороны родителей и внутреннее ощущение собственной "хорошести". Фактически механизм "Я+ Если" это защитный механизм, который позволяет ребенку избежать отвержения и нелюбви со стороны родителей, с помощью выполнения списка "Если". Кроме того, выполнение данного списка позволяет человеку не чувствовать себя каким-то неблагополучным, недостойным. Проблема в том, что данный механизм сохраняется на всю жизнь и именно он во многом определяет мотивы поведения человека, хотя он это и не осознает.

Список "Если" фактически является набором требований к себе, выполнение которых обеспечивает ощущение полноценности, и является условием принятия человека со стороны родителей, а в более позднем возрасте и других людей. Невыполнение списка "Если", приводит к ощущения собственной "плохости", неприятия со стороны окружающих и часто сопровождается отрицательными эмоциями, а то и суицидальными мыслями.

Давайте продемонстрирую это на примере человека с "Синдромом Отличника". Сразу хочу оговориться, что отличники бывают разные. Есть отличники с "Синдромом отличника", а есть отличники без синдрома отличника. Наверное, многие замечали, что отличники, которые прекрасно учились в школе и в институте, которых любили преподаватели, и которым пророчили «светлое будущее», после окончания учебы не достигают сколько-нибудь значимых успехов. И встает вопрос почему?

Самооценка такого отличника, как правило, имеет механизм "Я+ ЕСЛИ", где в "ЕСЛИ" присутствует ведущая установка "Радуй родителей". При этом родители, обычно хотят, чтобы у них была возможность гордиться успехами ребенка. Он это чувствует и находит механизм, с помощью которого можно получить любовь и принятие со стороны родителей - это отличная учеба. Тогда на родительских собраниях ребенка хвалят, ставят в пример одноклассникам, родителям вручают благодарственные грамоты. В ответ родители хвалят ребенка, и он ощущает любовь со стороны родителей и свою "хорошесть".

Но стоит ему получить тройку, а в некоторых случаях достаточно и четверки, реакция родителей оказывается негативной. Кто-то кричит "мне стыдно за тебя", или "в нашей семье троечников нет, и не будет", а кто-то молча показывает свою холодность и недопустимость таких отметок. Кстати часто молчание гораздо хуже родительского крика. Ребенок тут же чувствует отверженность, никчемность, ненужность. Падает самооценка. Но есть спасительное средство, которое способно поправить ситуацию и вернуть расположение родителей. Нужно выполнить список "Если", нужно, чтобы родители вновь могли гордиться своим чадом. А самый простой способ, получать пятерки и нравиться учителям.

Что хорошо в школе? Есть понятный и прозрачный механизм, с помощью которого можно четко определить хороший ты ученик или плохой. Пятерка - ты «хороший», двойка - ты «плохой». Плюс в школе мы находимся в среде сверстников, то есть людей с примерно одинаковым развитием. Соответственно выделиться на этом фоне гораздо проще.

Подобная ситуация сохраняется и в институте. Правда для многих начало учебы является некоторым шоком, потому что человек вроде был звездой в классе, а придя в ВУЗ оказывается, что там таких не мало. Но все же сохраняется та же прозрачность в оценках студентов, да и окружение, хоть и может отличаться по возрасту, но все же не на столько, чтобы не было возможности выделиться.

А потом учеба заканчивается. Многие отличники, кстати, идут работать на кафедры, чтобы сохранить четкие ориентиры "плохости" и "хорошести". Кандидат наук в 25 лет - хорошо. Кандидат в 45 лет, уже не очень хорошо. А вот начало трудовой деятельности не дает столь четких критериев и ориентиров. Во-первых, пропадает прозрачная и понятная схема оценок. Появляется зарплата и совершенно непонятно, как человек должен себя воспринимать при зарплате в 20 тыс. Или в 30 тыс или в 40 тыс. Хорошо это или плохо. Критерии становятся слишком расплывчатые. Плюс к этому ситуация осложняется тем, что теперь человек находится в окружении не только сверстников. Многие сослуживцы гораздо старше, а кроме того гораздо опытнее, что не дает возможности быстро выделиться на их фоне.

В итоге у человека с "Синдромом Отличника" пропадают четкие ориентиры в жизни, и он не знает, что делать дальше. Привычный и понятный механизм, который человек реализовывал в школе и институте, на работе подчас оказывается тяжело выполнимым. В итоге человек находится в состоянии растерянности и не знает, что делать и как. Пропадает четкий критерий, ориентируясь на который человек может считать себя "Я+". В медицинском институте вместе со мной в группе училось семь отличниц. Никто из них не добился значимых успехов в профессии. Все работают рядовыми врачами.

Наверное, кто-то уже задал себе вопрос, какое это имеет отношение к тревожности. К личностной тревожности - самое прямое отношение. Наличие механизма "Я+ Если" приводит к тому, что человеку крайне необходимо соответствовать списку "ЕСЛИ". Как я уже писал выше, это важнейшее и обязательное условие для ощущения собственной значимости, нужности. Но ведь это не значит, что единожды выполнив какой-то из пунктов списка "Если" человек может на этом успокоиться. Он должен делать это постоянно. Сегодня он смог соответствовать списку "Если", а что будет завтра. Сможет ли он и завтра соответствовать требованиям? Соответственно возникает дефицит информации, при предположительно негативном исходе, который состоит в том, что человек в какой-то ситуации не сможет выполнить требования "Если". А это для него означает, что он «плохой», недостойный, неудачник. Поэтому этот дефицит информации приводит к возникновению тревоги. А так как человек всегда и во всех ситуациях должен соответствовать требованиям списка "Если", то ощущение тревоги у него присутствует постоянно, создавая некий тревожный фон. Ведь он не знает, справится ли он в следующий раз.

Соответственно уровень личностной тревожности зависит от значимости пунктов списка "Если" для человека и от количества этих пунктов. Чем большему количеству требований должен соответствовать человек и чем более значимые для него эти пункты, тем выше тревожность.

Например в процессе воспитания у человека сформирована самооценка по механизму "Я+ Если" и одно из значимых условий списка: "Ты можешь считать себя хорошим, если другие люди тобой довольны, и ты им нравишься". Человек с такой установкой будет испытывать постоянную тревожность при общении с другими людьми, ведь они для него являются судьями, которые своим отношением к нему выносят вердикт, хороший он или плохой, достойный общения или нет.

Человек с подобным типом самооценки постоянно испытывает тревогу по поводу того, сможет ли он соответствовать строгим требованиям к самому себе. Но именно этот вид тревоги осознать человеку довольно тяжело. Он чувствует беспокойство, его выбивают из колеи различные ситуации, но он далеко не всегда может понять причину подобных состояний.

Для того, чтобы эта тревога не возникала, нужна работа не непосредственно с тревогой, а необходимо изменить структуру самооценки, т.к. личностная тревожность есть следствие самооценки "Я+ Если". Более подробно эта тема раскрыта в разделе, посвященном самооценке, но и в этом разделе, мы разберем варианты работы с личностной тревожностью.

Виды тревожности

В отечественной психологии тревожность дифференцируется на два основных вида: личностная и ситуативная .

Личностная тревожность – это готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве.

Она проявляется в типичной, ситуационно устойчивой (т.е. возникающей независимо от конкретной социальной обстановки) реакции человека – состоянии повышенного беспокойства – на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта, она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Мотив избегания неудачи – это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы в каком-то деле добиться значительного успеха, а для того, чтобы выполнить его просто не хуже большинства других. Индивид, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.

Ситуативная тревожность – это показатель интенсивности переживаний, которые возникают по отношению к типичным событиям. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, причем в одних она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Например, есть люди, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, в других случаях жизни они ведут себя более уверенно и смело. Встречаются некоторые юноши, у которых особое беспокойство порождает ситуация общения с лицами противоположного пола. Есть такие люди, которым с трудом даются разговоры по телефону.

Первоначально у человека возникает только ситуативная тревожность, которая потом при неблагоприятных условиях может перерасти в личностную.

Помимо личностной и ситуативной тревожности необходимо охарактеризовать и такие ее разновидности, как:

  • а) устойчивая тревожность в какой-либо сфере – тестовая, межличностная, экологическая и др. Ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;
  • б) общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека;
  • в) частные виды тревожности – школьная; тревожность ожидания в социальном общении; "компьютерная" тревожность.

Соотношение страха и тревожности

Среди вопросов, по которым имеются расхождения исследователей, особое место занимает вопрос о соотношении тревожности и страха.

Страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страхи варьируют в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, то возникающее состояние называют тревогой. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.

В отношении различий страха и тревожности наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность – как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. Согласно другой позиции страх испытывается при витальной угрозе, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревожность – при угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям "Я", его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе.

Таким образом, как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны, поэтому страх как эмоция характеризуется относительной кратковременностью, а тревожность – большей продолжительностью, сохраняющейся в некоторых случаях в течение всей жизни.

  • См.: Прихожан, А. М. Психология тревожности. – СПб., 2009. – С. 97-103.