Запоминание информации

Шива богиня разрушения. Третий глаз шивы или утерянный дар богов. Чем опасен бог Шива

: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.

  • Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • For dating as fl. 2300-2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.
  • , с. 248.
  • Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. Стр.865 «Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (ХХV-ХVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов»
  • Риг-веда VII.21
  • Риг-веда X.99
  • Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages .
  • О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.
  • стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.
  • К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути. А. Х. Мехакян "Он [Рудра] исключен из культа Сомы, но получает бали - подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7). В упомянутых брахманах ["Каушитаки", «Айтарее» и «Шатапатхе»] приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра («Каушитаки» II. 1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, чтобы не оказаться во владениях этого страшного бога"
  • От Вед к Индуизму. Эволюционирующая мифология. Р. Н. Дандекар «В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю. Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний. Ритуалы шраута - ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла»
  • Мирча Элиаде - Йога: бессмертие и свобода - ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ
  • For dating to 400-200 BCE see: Flood (1996), p. 86.
  • For Śvetāśvatara  IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see:
  • Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к изменчивым явлениям жизни. Шива является страшным врагом демонов, и подвижником-аскетом, постоянно предающимся созерцанию.

    Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, — глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы - три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать - землей, женщиной и золотом.

    Шива первый йог-отшельник, познавший всю мудрость самоотречения. В своем высоком горном пристанище одиноко сидел он, погруженный в самоуглубление, спокойно прикрыв свои всепроникающие глаза и надолго сковав себя полной неподвижностью.

    У Шивы и его супруги были два сына - бог мудрости и победитель демона Тараки Сканда.

    Символы Шивы

    Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара (священный барабан), который прикреплён

    к трезубцу, символизирует слог ом, из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его внутри своего горла, который до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

    Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.

    Грозные воплощения супруги Шивы в образах богинь или также прославились своими победами над демонами. Почитатели Шивы считают его не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем. В начале нового периода жизни Вселенной Шива своим танцем пробуждает ее, а в конце уничтожает танцем разрушения. Считается также, что каждый вечер Шива исполняет свой танец на священной горе Кайласе. Его зрителями являются боги, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, остальные же поют божественные песни.

    Место пребывания на Земле

    Обычное местопребывание Шивы – вершина горы Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива - воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

    Мифы о Шиве

    Миф об уничтожении Шивой Трипуры

    Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры, трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой - в воздухе, а третий - на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости.

    Миф «Шива и Парвати»

    Легенда гласит, что однажды Шива и его жена Сати возвращались из ашрама Риши Агастьи после слушания Рама Катхи (истории о Раме). На их пути через лес Шива увидел, что Господь Рама ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, Королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении Господу Раме. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Сати, однако, не была удовлетворена ответом, и Господь попросил, чтобы она пошла и удостоверилась в этой правде для себя.

    Используя свою власть менять формы, Сати приняла форму Ситы и появилась перед Рамой. Господь Рама немедленно признал истинную личность Богини и спросил, «Дэви, почему Вы являетесь одна, где Шива?» Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но Сита напоминала мать Господу Шиве и так как Сати приняла форму Ситы, это изменило ее статус. С того времени Шивы больше не воспринимал ее как жену. Сати была опечалена изменением отношения Бога Шивы, но она оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы.

    Позже отец Сати Дакша организовал яджну, но не пригласил Сати и Шиву, поскольку у него были разногласия с Шивой на суде Брахмы. Но Сати хотела посетить Яджну, и пошла, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению Дакша проигнорировал ее присутствие и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати чувствовала себя оскорбленной и была поражена глубоким горем. Она бросилась в огонь яджны и пожертвовала собой.

    Господь Шива очень разгневался, когда услышал новость о жертвоприношении Сати. Неся тело Сати, Шива стал выполнять Рудра Тандаву или танец разрушения и уничтожил королевство Дакши. Все были испуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну при помощи свое сударшана-чакры разъединил тело Сати на 51 часть и бросил их на землю. Сказано, что везде, где упали части тела Шакти, там появились Шакти Питхи, включая Камарупу Камакхью в Ассаме и Виндхьявасани в Уттар Прадеше.

    Господь Шива, будучи теперь одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи. Сати возродилась как Парвати в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу, чтобы прервать медитацию Шивы и заполучить его внимание. Сказано, что Парвати, зная, что прервать медитацию Шивы очень трудно, обратилась за помощью к Камадеве — Богу Любви и Страсти. Камадева попросил Парвати станцевать перед Шивой. Когда Парвати танцевала, Камадева выстрелил свою стрелу страсти в Шиву и нарушил его аскезу. Шива пришел в бешенство и открыл свой третий глаз, который сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву.

    Позже Парвати предприняла серьезную аскезу, чтобы заполучить Шиву. Через ее преданность и убеждение, Парвати, также известная как Ума, наконец, стала в состоянии склонить Шиву к супружеству и к жизни, далекой от аскетизма. Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день союза Бога Шивы и Парвати празднуется как Махашиваратри каждый год.

    На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Шивы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
    Сонастройки проходят по технологии .

    Легенды гласят, что когда-то люди обладали почти божественными силами. Они могли жить до 800 лет и запросто общаться с небожителями – вспомните библейских персонажей! То был золотой век человечества… Но современная наука утверждает: нет ничего невозможного в том, чтобы вновь обрести дар вечной молодости и сверхъестественных психических способностей. Впрочем, начнем издалека.

    Похмельный опыт Пьера Буше

    Парижский художник Пьер Буше подрабатывал входившими в конце XIX века в моду фотосъемками. Как-то вечером фотограф упился «до чертиков» - в самом прямом смысле: по личному признанию, всю ночь за ним гонялись два черта с вилами в руках. Поутру он поплелся в фотолабораторию. На столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемежку с чистыми. Буше долго пытался сообразить, какие из них надо проявить, махнул рукой и проявил все подряд. И остолбенел: с пластинок на него глядели те самые мерзопакостные рожи «ночных гостей».

    Приятель Буше, ученый, чрезвычайно заинтересовался странным явлением и после экспертизы даже направил в Академию наук статью о возможности фотосъемки алкогольных галлюцинаций. Как и следовало ожидать, опубликовать ее не решились. Но вскоре последовали статьи о «психических фотографиях» известного астронома, исследователя аномальных явлений Камила Фламмариона. Появились и новые подтверждения реальности феномена. Об «излучениях из головы» и даже их проекции на экран сообщал известный русский психиатр В.X.Кандинский: «Спроецированные картины… невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма четко».

    Феномен Тэда Сериоса

    Мистический рубеж столетий сменился этапом материализма, и в исследованиях психоизлучений наступило затишье. Нарушил его в начале 60-х годов XX века списанный на берег американский моряк Тэд Сериос. Он случайно обнаружил, что может проецировать на фотопленку собственные мыслеобразы. На потеху публике на моряка направляли камеру, щелкали затвором и… вместо физиономии «пьянчужки Тэда» на пленке проявлялись всем известные здания, пейзажи…

    Заинтригованные ученые уговорили Тэда стать «подопытным кроликом» и провели около восьмисот экспериментов. Во избежание жульничества ученые опечатывали «Полароид» и сами заказывали Тэду «картинки». Он исполнял «заказ» с поразительной точностью. И уж совсем удивительным было то, что на некоторых иногородних и иностранных объектах просматривались новые вывески и прочие изменения, о которых Тэд знать никак не мог, поскольку вот уж много лет безвылазно торчал в Чикаго. Ученые мужи стали в тупик… К дискуссии о мыслеобразах подключились даже философы.

    Маститый советский ученый A.M.Мостепаненко выдвинул гипотезу, что галлюцинации - объективная реальность, существующая в пространстве и времени. Вроде бы экспериментам был дан «зеленый свет», но… То ли ученые до ужаса боялись чертей, то ли опасались результата, который мог камня на камне не оставить от классической психологии - никто не хотел рисковать.

    Некоторые смельчаки все-таки отваживались на опыты. Пермский психиатр Г.П.Крохалев в 1974 году рискнул сфотографировать галлюцинации «алкогольного контингента» клиники. Старенький «Зенит» исправно фиксировал все, в том числе и вышеупомянутых чертей. На ученого ополчились и дилетанты из СМИ, и коллеги-психиатры. А Крохалев тем временем чисто случайно провел еще один эксперимент: поместил несколько больных, страдающих галлюцинациями, в экранированную камеру… и у всех галлюцинации тут же исчезли. Спрашивается: и при чем тогда тут мозг?

    «Знающие три времени»

    Классическая наука пока не в состоянии объяснить этот феномен. А древние восточные учения не видят в нем ничего сверхъестественного. Согласно им, способностью принимать и излучать мыслеобразы обладают особые энергетические центры организма – чакры. Причем особенно «поднаторела» в этом так называемая аджна-чакра, которую издавна называют «третьим глазом».

    Во многих верованиях этот удивительный орган – обязательная принадлежность бессмертных богов. Изображение третьего глаза на лбу божества Шивы можно встретить на росписях и скульптурах индуистских храмов.

    Адепты восточных религий утверждают, что некогда «глаз Шивы» существовал у всех людей, как дар небесных прародителей человечества. Он, словно спутниковая тарелка, улавливал тонкие космические энергии. Сознание наших предков было открыто потокам информации, пронизывающим Вселенную, они имели доступ к мировой «базе данных», и потому сфера их восприятия была значительно шире привычных для нас трех измерений.

    Открытие третьего глаза – цель жизни многих подвижников, которые тратят на это годы духовного совершенствования. Возможности, которые ими достигаются, поразительны. Так, йоги, раскрывшие «глаз Шивы», обладают не только даром ясновидения, телепатии, преодоления гравитации и пр., но могут наблюдать за событиями, происходящими на огромных расстояниях и в других эпохах – в прошлом, настоящем или будущем. В Индии их называют трикала джна – «знающие три времени».

    Что это? Мистика? Красивая, но нереальная сказка? Похоже, нет. Видный советский ученый Николай Кобозев, изучавший мыслительные процессы на атомном уровне, пришел к выводу, что материя мозга… сама по себе не способна обеспечить мышление. Для этого необходим внешний источник потоков, так называемых фермионных (несущих информацию) частиц.

    И если эта гипотеза верна, получается весьма занятная картина: человек мыслит не по своей воле. Не мы являемся источником разума, но наши мысли и образы приходят от Разума, неизмеримо большего. Помните версию философа Мостепаненко о независимом существовании видений от того, кого они посещают?

    Позвольте, скажете вы, йоги – это одно, а пьяницы с их галлюцинациями – это совсем другое. Не путаем ли мы божий дар с яичницей? Терпение, уважаемый читатель. Все встанет на места.

    А все-таки Леонардо был прав!

    Дело в том, что загадочный третий глаз – не абстрактное понятие, а вполне реальный орган, который закладывается у всех при внутриутробном развитии. Это эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в голове позвоночных и человека. У рептилий на месте эпифиза существует настоящий теменной глаз, для которого в черепе даже предусмотрено отверстие. Он прикрыт кожей и способен воспринимать не только свет. Известно, что он особенно чувствителен к миллиметровому диапазону волн, магнитному полю, а также, возможно, к ряду других (в том числе информационных?) излучений.

    (Думаю, технологии зомбирования как раз расчитаны на облучении третьего глаза, т.е. эпифиза человека)

    У человека же эпифиз расположен в глубине черепа. Этот «атавизм» отвечает за выработку мелатонина и серотонина – гормонов «сна» и «радости». Довольно скромно, чтобы претендовать на роль «глаза Шивы», не так ли?

    Но Леонардо да Винчи считал именно эпифиз вместилищем души человека. И современная наука доказала, что он был, пожалуй, прав. Выяснилось, что гормоны эпифиза помогают бороться с раковыми опухолями, оказывают омолаживающий эффект и продлевают нашу жизнь. И если искусственно поддерживать функции этой железы… старость никогда не наступит! А несколько лет назад специалистам Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии удалось сделать первый шаг к бессмертию: созданный ими препарат на основе гормонов эпифиза запустил обратный ход времени в организме старых макак - они начали стремительно молодеть!

    Микрочипы в мозгу

    Ну, допустим. И все-таки, где тут связь с «глазом Шивы», «антенной» в космическое информационное поле, дарующей экстрасенсорные качества? На смелую аналогию натолкнула удивительная способность эпифиза вращаться подобно глазному яблоку. Существенное сходство с глазом недавно нашли и в строении этой железы: там обнаружились зачатки хрусталика и… рецепторы для восприятия цветов.

    И еще: в шишковидной железе присутствует так называемый «мозговой песок» - минеральные тельца размером от долей миллиметра до двух. Функция этого песка остается для науки не вполне ясной. Однако рентгеновский анализ показал, что в песчинках имеются еще более мелкие кристаллы с большим процентом кремния, используемого для записи информации в микрочипах!

    Опыты позволили сделать вывод: похоже, мозговой песок хранит в голографическом виде данные о существовании человека в пространстве и времени. Ученые считают: микрокристаллы способны улавливать внешние излучения и считывать информацию, посылаемую космическими телами.

    Существует и еще одно (хотя и косвенное) доказательство, что эпифиз действительно связан со зрением и информационными возможностями: у некоторых индийских монахов, посвятивших себя духовным практикам, эпифиз значительно увеличивается в размерах, как бы вспучивая мозг. А теменная кость истончается, рассасывается, участок черепа над «третьим глазом» становится подобием родничка у младенца, что облегчает проникновение космических энергий.

    По версии исследователей, третий глаз объясняет феномен ясновидения: картинка, возникающая перед мысленным взором, проецируется из шишковидной железы на сетчатку глаза подобно тому, как на экран кинотеатра проецируется свет из киноустановки.

    Эта версия неплохо отвечает еще на один вопрос: почему жрецы и прорицатели с древности прибегали к помощи детей и девственниц? Достоверно установлено, что эпифиз напрямую связан с половыми функциями, и воздержание сильно его активизирует. А у детей, не достигших половой зрелости, вся мощь эпифиза волей-неволей направляется не в сексуальную, а в духовную сферу.

    Неслучайно у отшельников, давших обет безбрачия, так велика способность к восприятию видений свыше.

    Могущество Шивы. Таким богом и был Шива. Но, так как гибель мира будет нескоро, Шива, как и другие боги, до поры до времени заботится о нем.

    Могуществом своим Шива превосходит и Брахму, и Вишну. Говорят, что однажды эти два бога заспорили, кто из них могущественнее. Вдруг перед ними появился огненный столб у которого не было ни начала, ни середины, ни конца. Этот столб выглядел как огонь, пожирающий мир при его гибели, и сверкал посреди огненных венков. Брахма и Вишну решили найти конец этого столба. И вот Брахма превратился в лебедя и полетел вверх. Тысячу лет летел он, но конца столбу не было. А Вишну превратился в кабана и стал подкапывать столб снизу. Тысячу лет копал он, но до основания столба не докопался. Этим столбом был Шива — так он показал, что могущественнее Творца Мира и его Хранителя.

    Облик Шивы. Грозен вид Шивы: у него пять лиц и несколько рук — говорили, что у него их четыре или восемь, а, может быть, и все десять: ведь никто не может точно описать его облик. Его рыжие волосы украшает серп полумесяца, а через волосы низвергается на землю священная река Ганга. Когда она падала с неба в низ, Шива испугался, что земля не выдержит ее тяжести и принял ее к себе на голову. Горло его украшает ожерелье из черепов, воротник у него из змей и из змей же серьги в ушах.

    На лице у Шивы не два глаза, как у других богов, а три. Третий глаз, увенчанный серебряным полумесяцем, находится у него посередине лба, но он всегда закрыт. Горе тому, на кого Шива взглянет этим глазом! Своим блеском он сожжет любое существо, и даже бессмертным богам этот взгляд опасен. Тремя своими глазами Шива видит прошлое, настоящее и будущее. Третий глаз появился у Шивы так. Однажды его жена, богиня Парвати, подошла к нему сзади и, шутки ради, закрыла ему ладонями глаза. Но не может же могучий бог оставаться незрячим даже одно мгновение! И во лбу у Шивы немедленно появился третий глаз. Поэтому его часто называют Трилочана — Трехглазый.

    Медитирующий Шива -
    покровитель тантры и йоги.
    Современное изображение

    Но, несмотря на столь устрашающий вид, имя «Шива» в переводе означает «Приносящий счастье» — ведь Шива бывает то грозным и ужасным, то благим и милостивым. Его гнев не раз настигал богов, но всегда, после того, как остынет гнев и утихнет ярость, Шива являл и свою милостивою сторону.

    Жертвоприношение Дакши. Первой женой Шивы была Сати, дочь Дакши. Сам Дакша не признавал Шиву богом и не хотел, чтобы его дочь вышла за него замуж. Но когда он устроил праздник выбора жениха, и Сати, по древнему обычаю, должна была поднести венок тому, кого она хочет назвать своим мужем, Сати подбросила этот венок в воздух, и он оказался на шее неожиданно появившегося Шивы. Этого и хотела Сати: уже давно она решила, что мужем ее будет Шива и никто другой.

    Дакше пришлось смириться с выбором дочери, но теплых чувств к Шиве он не испытывал. Однажды все боги собрались у Брахмы, пришел и Дакша. Все встали, приветствуя его, один Шива остался сидеть. Дакша был оскорблен этим — ведь Шива отказался приветствовать его, отца своей жены! Он решил отплатить за это.

    Вскоре на священной горе Химават Дакша устраивал жертвоприношение, но которое были приглашены все боги. Одного только Шиву он не позвал. В жертву был принесен прекрасный конь, все боги получили от Дакши куски жертвенного мяса. Сати, обиженная тем, что ее мужу жертва не досталась, потребовала оставить мяса и ему. Когда Дакша не сделал этого, добродетельная богиня, не стерпев такого унижения, бросилась в костер, разведенный для принесения жертвы, и сгорела в нем. С тех пор в Индии словом «сати» называли тех жен, которые после смерти мужей сжигали себя вместе с ними на погребальных кострах.

    Чудовище Вирабхадра. Шива, узнав о смерти жены, исполнился страшного гнева. Из уст своих он сотворил страшное чудовище Вирабхадру. Было у него тысяча голов, тысяча рук и тысяча ног, и в каждой руке было зажато грозное оружие; из его тысячи широких ртов торчали длинные клыки, а одет он был в обагренную кровью тигровую шкуру. Упав на колени перед Шивой, чудовище спросило: «Что я должен сделать для тебя, о величайший из богов?» Ответил ему грозный Шива: «Иди и уничтожь жертвы Дакши!» Получив это приказание, Вирабхадра создал тысячи чудовищ, подобных ему самому. Дрожала земля, бушевало море и поблекло солнце от рева, который они подняли. Они опрокинули жертвенные котлы, разбросали все принадлежности для жертвоприношения, осквернили всю жертвенную пищу, а онемевших от ужаса богов они били и издевались над ними. Многие боги были тогда искалечены или убиты, а самому Дакше отрубили голову и бросили ее в огонь.

    Так Шива насытил свой гнев. Когда же гнев прошел и боги. Склонившись перед ним, признали его могущество, Разрушитель Мира смиловался. Он оживил всех мертвых и исцелил всех изувеченных. Только голова Дакши пропала безвозвратно. Вместо нее Шива приделал ему голову козла.


    Шива и Парвати. После смерти верной и добродетельной Сати Шива погрузился в глубокую скорбь. Он удалился на гору Кайласа и там сидел, отрешившись от мирской суеты, погруженный в грустные размышления. Его не интересовали ни мир, ни женская красота, ни обращенные к нему молитвы его почитателей. Так прошли долгие сотни лет.

    Тем временем Сати вновь родилась на земле в образе прекрасной Парвати (Умы). Та любовь, которую испытывала к Шиве Сати, перешла теперь к Парвати, и она мечтала выйти замуж за Шиву. Зная, что Шива не интересуется мирскими делами, она решила завоевать его сердце суровым покаянием. И вот, отправившись в горы, она сняла свои роскошные одежды, сменив их на одежду из коры деревьев. Три раза в день она купалась в ледяной воде горного источника, сто лет питалась только листьями с деревьев, еще сто лет — опавшими листьями, сто лет строго постилась и не брала в рот ни крошки. Но все это не могло смягчить сурового Шиву, он непрестанно думал о погибшей Сати.

    Может быть, так и остались бы напрасными все ее старания, но другие боги решили вмешаться. В это время между богами и асурами шла жестокая война. Предводитель асуров Тарака, долгие годы ведя жизнь сурового отшельника, изнуряя себя постом и молитвами, добился от Брахмы того, что победить его не мог никто из богов. Только семидневному малышу это было под силу, и малышом этим должен был быть еще не рожденный сын Шивы.

    Кама пытается внушить Шиве новую любовь. Но если Шива навсегда погрузился в скорбь — значит, сына у него не будет никогда. Поэтому боги отправили к Шиве Каму — бога любви. Кама восседал верхом на попугае, в руках держал лук из сахарного тростника с натянутой тетивой из пчел, в колчане у него были стрелы — цветы, которые, поражая людей прямо в сердце, несли им любовь.


    Была весна и природа пробуждалась, когда Кама прибыл на Кайласу, где, не замечая весеннего цветения, погруженный в печальные мысли между деревьев сидел Шива.

    Кама осторожно приблизился к нему и через уши проник к нему в голову, отвлекая от мыслей о Сати. Почувствовал Шива, что прекрасный образ его жены тускнеет в его памяти, и стал силой своей мысли оживлять его — и вот снова вернулась к нему жена, вновь заняла все его мысли. Но не успокоился на этом Кама и пустил в сердце Шивы свою сделанную из цветов стрелу. Почувствовав ее укол и увидев Каму, Разрушитель Мира направил на него свой испепеляющий взгляд, и не осталось от бога любви даже горки праха. Позже жена Камы уговорила Шиву воскресить мужа, но тело его восстановить было невозможно. С тех пор люди называют его Ананга — Бестелесный.

    Шива-брахман и Парвати. После этого Парвати-Ума вновь предалась суровому покаянию. В летнюю жару она мучила себя жаром костров, в зимнюю стужу часами стояла в ледяной воде. Так прошли долгие годы. И вот однажды в ее хижину явился молодой жрец — брахман. Парвати радушно приняла его, а он, отдохнув с дороги, спросил: «Почему ты так сурово изнуряешь себя, о прекрасная дева?» «Нет мне радости от моей красоты, — услышал он в ответ. — Никто в мире не нужен мне кроме Шивы, которого полюбила я с самого детства!»

    Брахман попытался убедить Парвати, что напрасно она переносит такие страдания из-за Шивы, но та отвергла все его слова и продолжала славить свою любовь. Тогда Парвати увидела, как преобразился ее молодой гость, и вместо брахмана она узрела самого Шиву, который голосом, подобным грому, объявил, что его тронула такая любовь, и он с радостью берет ее в жены.

    Рождение и деяния Сканды. Свадьба Парвати и Шивы была пышной. Сам Брахма руководил свадебным обрядом, и все небожители были гостями. После свадьбы молодожены на великом белом быке Нанди отправились на гору Мандару, где в тихих лесах целый год длилась их брачная ночь. А когда на свет появлялся их сын Сканда — грозный бог войны, чья сила превосходила силу других богов, - сотрясались земля и небо, а мир озарялся чудесным сиянием. Сканда был так могуч, что уже на пятый день от рождения легко натягивал отцовский лук и стрелами, выпущенными из него пробивал насквозь и крушил в пыль горы. Сила его была так велика, что он изменял пути небесных планет, передвигал горы и заставлял реки течь по новым руслам. Даже боги устрашились его могущества!

    На шестой день от рождения Сканда вышел на бой с Таракой. Жестокой была их битва! Тысячи стрел выпустили противники друг в друга, тысячи ударов нанесли окованными железом палицами. Но сила могучего предводителя асуров была мала по сравнению с мощью, которой обладал Сканда. Ударом палицы снес он голову своему врагу, и возрадовались боги этой победе — ведь вновь вернулась к ним власть над Вселенной.


    Священный бык Шивы - Нанди.
    XII-XIII вв.

    Шива - разрушитель Трипуры. У погибшего Тараки было три сына, и каждый из них владел на земле городом. Старший правил золотым городом, средний — серебряным, а младший железным. Тысячу лет жили они мирно, но затем к ним пришел искусный и могучий асура Майя. Был он изобретателем искусства колдовского внушения и великим строителем. Когда-то, подвергая себя суровому подвижничеству, он добился от Брахмы исполнения одного своего желания. «Пусть я построю крепость, которую не сможет разрушить никто!» — попросил он. «Но ведь вечно не существует ничего, и даже самому миру суждена гибель! Такой крепости быть не может», — возразил на это Брахма. — «Хорошо, тогда пусть мою крепость сможет разрушить только великий Шива, и пусть сделает он это всего одной стрелой». На том и порешили.

    Придя к сыновьям Тараки, Майя убедил их соединить три города в один. И вот первое из укреплений было сделано из железа и врыто в землю, серебряное встало на железном, упираясь в небо, а золотое возвысилось над серебряным, поднимаясь выше небес. Назвали этот город Трипура, каждая из его сторон была в длину и в ширину по сто йоджан, и асуры, жившие в нем, обладали беспредельным могуществом. Беспечальна была жизнь в Трипуре. Вдоль дороги, ведущей к городским воротам, стояли сосуды с вином и цветами, на улицах журчала вода в фонтанах, и всегда слышна была музыка, дворцы были окружены прекрасными тенистыми садами.

    Ярость асуров. Долгие годы жили асуры в Трипуре в мире и покое, наслаждаясь счастьем и безопасностью, но однажды в сердца их проникла зависть, вражда, ненависть — и навсегда исчезло спокойствие. Постоянно вспыхивали в Трипуре раздоры и драки, асуры перестали отличать день от ночи: днем спали, а пировали ночью. Их яростные нападения на соседей приводили в ужас всю Вселенную.

    Даже боги были приведены в смятение. Когда не удалась их попытка захватить Трипуру и их войску пришлось отступить, они обратились к прародителю Брахме с просьбой о помощи. Выслушав их, Брахма сказал: «Я дал Майе неприступность для построенной им крепости, но он не сумел обуздать зло, и подвластные ему асуры всюду несут беду. Их оплот должен быть уничтожен, чтобы зло не одержало верх над добром. Идите, о боги, к Шиве и просите его помочь вам!»

    Колесница Шивы. Разрушитель Мира не стал отказывать богам. «Я разрушу Трипуру, — объявил он, - но вы должны помочь мне снарядиться на битву». Тогда боги стали готовить для Шивы боевую колесницу, равных которой не было во Вселенной. Земля была ее основой, гора Меру - сиденьем, осью - гора Мандара, а солнце и луна — ее сияющими колесами. Стрелами в колчане Шивы стали ядовитые наги — змеи, сыновья и внуки великого Васуки, луком ему служил Самватсара — Год, а тетивой была Ночь кончины мира. Сам Брахма стал возницей этой великой колесницы, и во главе войска богов Шива двинулся на Трипуру.

    Великая битва. На высоких стенах Трипуры полчища асуров ожидали битвы. Посмотрев на них, молвил Шива, обращаясь к царю богов Индре: «Возьми, о Индра, все войско и всю мою свиту и нападай на Трипуру, отвлеки асуров жестокой битвой, а я буду выжидать удобного момента, чтобы выпустить мою стрелу!» Началась жестокая битва. Воины Индры штурмовали сразу все три крепости, а жители Трипуры храбро давали им отпор, пока, наконец, боги не начали их теснить. Тогда Майя прибегнул к колдовству, и вот воинам Индры стало казаться, что со всех сторон наступает на них стена бушующего пламени, а следом за ней — тысячи хищных животных и ядовитых змей. От страха воины лишались чувств, но Индра убрал это наваждение, и битва закипела с новой силой.

    Тысячами гибли асуры, уныние закралось в их души, но Майя силой своего волшебства создал бассейн с живой водой. Убитые, погруженные в него, вновь возвращались к жизни и вступали в битву, так что сила асуров больше не убывала. Тогда боги обратились к Вишну и тот, незаметно проникнув в крепость, превратился в быка и выпил всю живую воду одним глотком, а потом вернулся к войску Индры. Вновь победа перешла к богам, и они стали теснить войско асуров.

    Вновь Майя воспользовался волшебством. Трипура, тронувшись с места, погрузилась в волны Океана и исчезла из глаз богов. Но всеведущий Брахма указал войску Индры путь туда, где она теперь находилась, к западным берегам океана, так что битва сразу же возобновилась. Но неотвратимая гибель уже нависла над городом: звезды на небе пришли в то положение, которое было благоприятно для выстрела Шивы. Взяв в руки свой грозный лук, Шива наложил на тетиву стрелу и пустил ее в Трипуру. Раздался страшный гром, огнем вспыхнуло небо над крепостью, и она навсегда погрузилась в бездну Океана. Никто из живших там асуров не спасся, одному только Майе Шива позволил уйти невредимым на край Вселенной, где он и поселился навсегда. А боги, прославляя великое деяние Шивы, вернулись в свое небесное царство.

    Шива-Натараджа. Среди прозвищ Шивы есть и прозвище Натараджа — «Царь танца». Оно происходит от того, что Шива танцует неистовый волшебный танец — тандаву. Этот танец он исполняет каждый раз в начале мира, пробуждая его и приводя в движение, и этим же танцем он разрушит мир, когда кончится время его существования.

    Перед танцем Шивы не может устоять никто. Говорят, однажды Шива хотел обратить в свою веру десять тысяч отшельников, живших в лесу далеко от людей. Разгневались они, что Шива отвлекает их от благочестивых размышлений, и прокляли его страшным проклятием. Но не подействовало оно на великого бога. Тогда из жертвенного огня они сотворили свирепого тигра и направили его на Шиву, но тот содрал с него шкуру ногтем своего мизинца и набросил на себя. Словно драгоценное одеяние.

    Тогда отшельники натравили на Шиву страшного змея, но Шива обернул его вокруг шеи словно воротник. Антилопу послали отшельники — но схватил ее Шива левой рукой, и с тех пор держит ее. Тогда выслали против Шивы самого грозного противника — злобного карлика Мулайоку с огромной дубиной в руках. Но Шива поверг его на землю и станцевал на его спине свой победный танец. Тогда отшельники признали могущество Шивы и стали ему поклоняться.

    Когда Шива танцует на вершине священной горы Кайласа, остальные боги не только наслаждаются его танцем, но и помогают ему. Индра играет для него на флейте, Вишну бьет в барабан, Брахма отбивает такт, а Лакшми поет. И пока длится священный танец Шивы — во Вселенной царит покой и гармония. [В Индии считают, что Шива изобрел 108 разных танцев — и медленных, и бурных и стремительных.]

    Тримурти. Итак, мы познакомились с тем, как в Индии представляли трех верховных богов, с которыми связаны судьбы мира. Они разные по характеру, и Брахму никак не спутаешь с Вишну, а Вишну — с Шивой; и истории-мифы, которые о них рассказывали тоже были разные. Но в Индии считали, что это не только три разных бога, но и разные проявления одного и того же Бога, единого в своем величии. Когда в мире что-либо созидается, этот Бог проявляет себя в облике Брахмы; когда нужно сохранить миропорядок, поддержать его — он выступает в облике Вишну, а когда мир приходит к сроку своей гибели — Бог предстает как Шива.

    Боги Брахма, Вишну и Шива

    Как известно, в Индии очень много божеств, но одним из самых известных является бог Шива. Именно ему принадлежит почетное место в так называемой верховной троице – Вишну-Шива-Брахма. Он является покровителем домашних животных и выполняет другие интересные функции.

    Наряду с вишнуизмом, шиваизм занимает достойное место среди почитаемых религий в Индии. На юге страны это выражается в наибольшей степени. Самое раннее изображение бога относится ко 2-1 в. до н. э. Именно его каменное изваяние в храме Гудималлама (на севере Мадраса) является старейшим. Шива изваян на фоне лингама (фаллического символа божественной силы) так, словно сплетается с ним в единое целое. Высота такой скульптуры – 1,52 м. Изображен он сильным, уверенным, а также веселым и словно готовым к действию. Стоит бог на плечах Якши – ужасного существа с большим ртом, глазами навыкате и мощным туловищем. Якша олицетворяет природные силы, а сам Шива – наивысший символ всех творческих созидательных сил Вселенной.

    Вероятно, это самый неординарный бог из всех, в котором сплетены аскеза и чувственность во всем многообразии проявлений. Он является собой ту силу, которая может созидать и разрушать, а также дарить милосердие или проявлять жестокость. Образ Шивы – властелина Вселенной, создающего миры посредством танца, – притягателен и красив. Неудивительно, что именно танцующий Шива – Шива Натарджа – стал самым любимым изображением индийских зодчих. В его облике соединяются философия, религия и искусство.

    В 10-11 в.среди изображений божества наиболее часто появляется Натараджа. Согласно преданию, именно Шива через своего любимого ученика Шива Танду передал театральное искусство мудрецу Бхарату. Тамильская шиваистская литература приписывает богу 5 направлений вселенской деятельности:

    • Шишти – творение.
    • Стхити – охрана.
    • Самхара – разрушение.
    • Тиробхава – завуалированность в Майе (иллюзии).
    • Ануграха – освобождение.

    Также Шива изображался в бронзе. Эти статуи были найдены на юге Цейлона и Индии. Их датировка относится к 10-12 в. н.э. Именно эти изображения сделали индийскую металлическую культуру прославленной.

    Натараджа являет собой аспект движения, вращения мира. Скульптурное отображение обычно рисует одну из экстатических танцевальных поз – Ананда-тандва. Также имеются другие положения, большинство из которых можно обнаружить на надвратных башнях храма Шивы в Чидамбараме. Поза отражает поднятую левую ногу, 2 пары рук и корпус, сплетенные в сложном ритмичном взаимодействии. Изображение считается каноническим и отражается в искусстве уже около тысячи лет. Именно этот образ запечатлен практически на всех фигурках бога, которые можно обнаружить в магазинах эзотерики.

    Танцующий Шива

    Танец отражает вечное движение нашей Вселенной:

    1. Пряди волос, развевающиеся в движении – энергия божества.
    2. Под ногой Шивы карлик, сходный с ребенком, – силы зла, Майи, неведения.
    3. Имеется пламенеющий нимб Тирувази – материальные вселенские силы.
    4. Правая рука бога занята небольшим барабаном дамару – символизирует пробуждение Вселенной к новой жизни посредством звуковой вибрации.
    5. Вторая рука согнута в жесте абхайя-мудра – символизирует одобрение, благословение.
    6. Левая рука соприкасается с Тирувази, и в ней находится пламя Агни – символизирует очищение и обновление мира.
    7. Вторая левая рука находится поперек груди в позе Гаджа-Хаста – она указывает на попираемого демона, или еще его определяют как жест силы и власти.
    8. Серьги Шивы тоже имеют свое значение. Удлиненная в правом ухе Макара-Кундала относится к мужской части Шивы. В левом – простая круглая – женская. Это символизирует то, что боги имеют природу 2-х начал. Проще говоря, они двуполые.
    9. В прическе божества справа помещена дева вод с хвостом рыбы – символ Ганги.
    10. Слева имеется полумесяц и кобра Васуки – олицетворение божественного начала Шивы.
    11. Вторая кобра обвита вокруг поясницы – символ мировой энергии.
    12. Солнце и Луна – 2 глаза Шивы, а третий (во лбу) – Огонь – всем известный третий глаз Шивы.
    13. У основания прически череп тоже имеет свой смысл. Это рассеивание мира в конце развития Вселенной.

    Образ бога получается очень сильным во всех смыслах – как художественном, так и философском.

    Ардханарешвара – синтез мужской и женской энергий вселенной

    На северо-западе страны у раджпутов культ Шивы относится к самым любимым. Причем его редко здесь так именуют. Обычно обращаются как к Махадеве или Великому богу. Самый любимый образ – аскетичный, занимающийся медитацией на горе Кайласа, что в Гималаях. Кроме того, уважаемы и почитаемы различные ипостаси Шивы: Бхайрава (Бхеру) и Экалинг. Первый изображается в виде мужчины на лотосе. В качестве украшения у него гирлянда из змей на шее, волосы спутаны, имеются 4 руки. В них дамару (чаша из черепа человека, из которой пьется кровь поверженных врагов), трезубец и меч. Также наличествует Экалинг – символ в виде фаллоса, имеющего 8 лиц по окружности. Помимо этого, в храмах Шивы поклоняются Лингаму-йони – символу единства женского и мужского начал, который является непременным атрибутом данного места.

    Ритуалы поклонения Шиве

    На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.

    Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.

    Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.

    Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.

    Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    1. Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.

    Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он – одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» – впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.

    Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.

    Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».

    Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.

    Шива и Парвати

    Праздник Великой Ночи Шивы

    Как известно, Шива – бог Индии – наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.

    Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.

    Делаем выводы

    Неоднозначная фигура великого божества, которой поклоняются не только в Индии, представляется как проявление созидания и разрушения, начала и конца. Вселенная, сотворенная в танце Шивы, развивается по его милости и в соответствии с его законами.