Характеристики и свойства

Социальное управление – цели, задачи, функции. Социальное управление

Наука социального управления не является прикладной науки. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления – целеполагание.

Новой парадигмой управления стало все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элит профессионалов, способную выполнить главную миссию общества – дать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов.

Управление не сводится только к достижению целей, оно служит средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функции управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления – принятие и реализация управленческого решения.

Социальное управление – это процесс управления в различных типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.

Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

1. Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

2. Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3. Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

4. Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

1. Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

2. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

3. Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

4. Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

5. Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития.

Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ.

Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

6. Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):
1) технические операции;
2) коммерческие операции;
3) финансовые операции;
4) страховые операции;
5) учетные операции;
6) административные операции.
Любому управленческому процессу свойственны сле-дующие характерные черты:
1) необходимость создания и функционирования закон-ченной системы;
2) целенаправленное воздействие на систему, ре-зультатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
4) информация как главное связующее звено между участниками управления;
5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
Социальное управление является одним из видов об-щего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления:
1) управление людьми;
2) действия человека носят сознательный, волевой ха-рактер;
3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых;
4) управление людьми осуществляется сознатель-но;
5) способность к быстрой передаче информации.
По пределам воздействия различают следующие виды управления:
1) управление государством;
2) управление городом;
3) сферой социальной жизни;
4) предприятием;
5) и т.п.
По признаку собственности управление бывает:
1) государственным;
2) муниципальным;
3) частным некоммерческим;
4) частным коммерческим.

Еще по теме 1. Общее понятие управления. Социальное управление. Его особенности и виды.:

  1. 1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
  2. Тема 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: понятие, сущность и МЕСТО В СИСТЕМЕ социальных отношений
  3. 1.1. понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
  4. 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.

Механизмы управления социальными системами:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов;

в) относительно иных, не социальных систем признак целенаправленности замещается признаком целесообразности . Таковы, например, биологические системы, гомеостаз которых обеспечивается целесообразным поведением их особей.

Такой подход позволяет рассматривать социальные системы не на основе идеологических и политических оценок, а на основе выявления и обобщения объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Природа социального управления. Момент возникновения вместо первобытного стада как суммы, совокупности отдельных элементов (биологических, биоэтнических компонентов) новой системы, обладающей интегративными качествами, которых не было у её отдельных элементов – социальными связями, – это отдельный момент в развитии социального управления. Первобытное общество как система (род, племя) - то новое «целое» , ради обеспечения приоритета которого над индивидуальным, личным, и осуществлялось социальное регулирование.

Преобразование системы «первобытное стадо» в новую систему, «первобытное общество» было обусловлено изменяющейся внешней средой, для выживания в которой потребовалось объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность «взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели».

Первой, исторически обусловленной (вынужденной) функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне.

Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.

Признаки социального управления:

1. Волевой характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).

2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).

5. Способы управления:

- командное, принудительное,

Стимуляционное, добровольное,

Программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:

Сбор и обработка информации,

Принятие управленческого решения,

Реализация решения,

Контроль за исполнением решения, корректировка.

В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического менеджмента, «управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации»/ /.

2. С позиции системного анализа, управление - это наука и искусство принятия решений. «Процесс управления - это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

3. С позиции кибернетики, управление - это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения, управление - это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции политологии управление - это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

Существует множество других позиций, отражающих разнообразие отношений к управлению.

Ф. Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом»

Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».

Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

Полисемия и расплывчатость понятия «управление» создает большие трудности для руководителей организаций при выборе того или иного подхода и технологии управления. В связи с этим они вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят, особенно в переходной период.

Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

«Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляемую подсистему), в качестве таковой может выступать общество в целом или его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или определенные звенья (предприятия, фирмы, банки, организации и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели».

Данные определения отражают тот факт, что управление является атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Ни одна социальная организация не может обойтись без управления. Однако, обращение к истории социального управления показывает, что своим появлением оно обязано институту власти, связанного с подчинением людей не только своим интересам. Кроме того, возникнув в рамках социальной организации, управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем, что не нашло отражения в нашем определении, жестко «привязанном» к социальной организации. Поэтому в данном издании мы будем ориентироваться на более широкое определение: «Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

При этом под социальными проблемами понимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм/ /.Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.

Как видим, в данном определении нет привязки управления к социальной организации, что лучше отражает универсальный характер управления.

Социальное управление - один из наиболее сложных видов общего управления. Любая общественно-экономическая форма­ция, являясь совокупностью органически взаимосвязанных эле­ментов и процессов, есть целостная система, в рамках которой осуществляется управление, свойственное обществу на любой ступени его развития.

На различных этапах развития человечества меняются тип, методы и формы управления, его цели, но неизменной остается необходимость управления всеми важнейшими сторонами обще­ственной жизни. Управление - особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда.

Общество, как и производство, нуждается в том упорядоче­нии, ради которого управление осуществляется. Совокупное выpажение общественных связей не может само по себе автомати­чески обеспечить необходимое взаимодействие между составны­ми элементами общества как целостной системы, бесперебой­ность осуществления всех задач, достижение поставленных це­нен. Отсюда и возникает объективная необходимость в управле­нии, которое по своему основному содержанию сводится к упо­рядочению общественных отношений, регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей, налаживанию совместной работы.

Социальное управление, являясь условием нормального функционирования общества и одним из атрибутов общественной жизни, обладает определенными признаками:

есть только там, где имеет место совместная деятельность людей;

Это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организо­ванный характер;

В качестве основного объекта воздействия подразумевает по­ведение людей и их взаимоотношения;

Осуществляется на началах подчинения участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле, из чего выте­кает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует господствую­щую волю, а объект подчиняется ей. Следовательно, власть-специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли уп­равляемых воле управляющих;

Нуждается в особом механизме реализации, который пред­ставляют субъекты управления (определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих орга­нов управления (общественных или государственных), выпол­няющих определенные функции).

В социальном управлении, как и в управлении в других сферах, следует различать субъект управления, объект управле­ния, содержание управления (цели, задачи, функции), управляю­щий цикл (стадии процесса управления).

Субъектами социального управления являются как отдель­ные лица (управляющие), так и организованные коллективы людей.

Объектом управления является поведение людей.

Цели и задачи социального управления могут быть различ­ными, а функции подлежат систематизации.

Общие функции социального управления:

сбор и обработка (анализ) социальной информации;

Прогнозирование - предвидение изменений в развитии ка­ких-либо событий или процессов на основании полученных данных и достижений науки;

Планирование - определение направлений, целей, задач и ре­зультатов управленческой деятельности, а также способов и средств их достижения;

Организация - формирование системы управления, упорядо­чение управленческих отношений между субъектом и объек­том управления, определение их прав и обязанностей, поряд­ка взаимоотношений, структуры и штатов органов, подбор и расстановка кадров и т.д.;

Регулирование - корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение изменений и дополнений в установленные задачи, устранение условий и ситуаций, нару­шающих нормальный ход процесса управления;

Координация - обеспечение согласованности действий всех объектов управления, увязка их функционирования для дос­тижения целей управления;

Контроль - постоянное наблюдение (надзор) за упорядочен­ностью управляемой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

Законность - обеспечение единообразного подхода к соблюде­нию законов всеми участниками управленческого процесса;

Безопасность - обеспечение безопасности (территориальной, экологической, информационной, энергетической, продоволь­ственной и т.д.) на управляемой территории.

Процесс управления носит циклический характер, осуще­ствляется в определенной последовательности и проходит ряд стадий, основные из которых:

Анализ социальной информации;

Выработка и принятие управленческого решения;

Подбор и расстановка его исполнителей;

Организация исполнения управленческого решения;

Контроль за исполнением решения и подведение итогов.

Субъект управления, объект управления, их взаимосвязи и функции составляют систему социального управления. Управление обществом есть управление людьми. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, ког­да управление рассматривается в качестве общественно необхо­димой социальной категории, его объектами являются поведе­ние людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя моля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей. Таким образом, волевой характер социально-управленческих отношений опре­деляется тем, что их участниками являются люди, обладающие нолей и сознанием. Указанные отношения проходят через со­знание людей; являясь прямым результатом воли и сознания человека, они подвержены воздействию с их стороны.

Итак, социальное управление представляет собой организо­ванную, общественно значимую деятельность людей (воздействие одних людей на других) с целью обеспечения согласованности и упорядоченности социально значимых процессов (совместных действий людей, их коллективов) для достижения поставлен­ных задач (устойчивого развития социальных систем).

Следует иметь в виду, что система социального управления состоит из ряда четко выраженных подсистем. Это дает основа­ние для постановки вопроса о видах социального управления. В современной научной литературе он решается неодинаково. На наш взгляд, главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах социального уп­равления, это субъект управления, ибо именно он реализует фун­кции управления в различных сферах общественной жизни при­менительно к тем или иным объектам. Также можно выделить государственное и общественное управление.

Виды управления различаются не только по субъектам, но и по методам управления. При этом если говорить, например, о государственном управлении, то оно будет политическим по сво­ей сути, характеру.

Каждый из видов социального управления может быть раз­делен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.д. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению го­сударства.

1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Государственное управление - особый вид социального уп­равления. Ему присущи все общие признаки и черты, свойствен­ные социальному управлению. Вместе с тем государственное управление имеет и свои основные черты и особенности. Госу­дарственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуще­ствляются специальными субъектами, формируемыми государ­ством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению госу­дарства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномо­чиями государственно-властного характера; в-пятых, они дей­ствуют в рамках, устанавливаемых для них государством в со­ответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Подход к пониманию управления в масштабе общества раз­личный даже по объему. Дело в том, что от имени государства действуют практически все государственные органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Вместе с тем функции управления в масштабе всего общества в самом широком их понимании связываются с организацией всех сторон общественной жизни. При такой постановке воп­роса деятельность органов государственной власти, суда, проку­ратуры в совокупности составляет управление государством.

Государственное управление в широком смысле слова мож­но характеризовать как всю деятельность государства по орга­низующему воздействию на общественные отношения.

В то же время имеется ряд факторов, которые не дают осно­вания считать подобную характеристику управления универсальной.

В частности, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило закрепление иное, более узкое понятие, а именно «государственное управление» в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием «управление государством».

Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить

знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельностью органов государственного управления - с другой.

Государственное управление (в широком смысле) - уп­равление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) - подза­конная, юридически властная, организующая деятельность осо­бой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая и практическом исполнении задач и функций государства в про­цессе руководства экономической, административно-политичес­кой и социально-культурной областями.

Государственное управление базируется на основных поло­жениях-принципах. Принципы государственного управления - основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность. В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:

Общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, опера­тивность, гласность, эффективность;

Организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единона­чалия и коллегиальности.

В действующем законодательстве в специальном и само­стоятельном смыслах употребляются различные термины, име­ющие единую основу: «государственное управление», «органы государственного управления», «отрасли государственного управ­ления» и т.д. Данная терминология имеет строго целевое на­значение: распространяется не на все органы государства, а лишь на специально образуемые в качестве органов государственного управления. Функции государства реализуют все государственные

органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается извест­ное разделение труда, в основе которого лежат различия в фор­мах и методах реализации функций государства. Соответствен­но выделяются самостоятельные виды государственной деятель­ности. Для каждого из них характерны специфическое назначе­ние, особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды государственной деятельности:

осуществление законодательной деятельности;

Государственное управление;

Правосудие;

Контроль и надзор.

Теория разделения властей вытекает из следующих прин­ципиальных позиций. Государственная власть не может при­надлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического ре­жима. Соответственно государственная власть должна строить­ся на определенной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Государственные органы - это вет­ви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельно­сти. Каждой ветви соответствуют субъекты, ее выражающие. Таким образом, исполнительная власть представляет собой от­носительно самостоятельную ветвь единой государственной вла­сти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями.

Все ветви государственной власти закреплены конституци­онно, имеют специфическое место в общем механизме государ­ственного воздействия на общественные отношения.

Основному направлению деятельности каждого вида орга­нов соответствуют определенные, специфичные именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выпол­няемых ими функций.

Несмотря на то, что конкретная роль органов государствен­ного управления различна, имеются четкие основания для того, Чтобы привести их к единому знаменателю - определению ос­новного назначения осуществляемой ими деятельности, имею­щей исполнительный и распорядительный характер. Суть та­кого назначения заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.