Методики развития

Материал для изучения скорочтения необходимо. Техники скорочтения. Мифы, отзывы, предрасудки о скорочтении и быстром чтении

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.

Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные техники работы с текстом

Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение , которое подразумевает высокую скорость чтения с пониманием прочитанного.

Решение такой же задачи - панорамное чтение , когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами - при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.

Техника обучения скорочтению

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Один из приёмов, увеличивающий скорость при чтении, - выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе не обязательно читать фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи мнемотехнического приёма, называемого построением ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, сосредоточьтесь и погрузитесь в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность - мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении

Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.


Первый шаг сохранению в памяти прочитанного - быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Существуют действительно но мощные и простые техники, которые позволяют увеличить скорость обработки информации в разы.

Техники быстрого чтения
Помогают быть в интеллектуальной
форме!

Техники быстрого чтения ставят перед собой сразу две задачи научить читать не быстро и качественно. Они предлагают отличенный от традиционного подход к чтению. С помощью этих техник вы значительно улучшите свою память, внимание и другие навыки.

В слове скорочтение - приставка "скоро" означает быстро (понимать текст). Если сказать проще, "скорочтение" - это чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий.

Само слово "скорочтение" пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как Динамическое чтение , активное чтение, рациональное чтение .

Основными кирпичиками быстрого чтения является:

  • Подавление внутренней артикуляции.
  • Расширение угла зрения.
  • Использование особых алгоритмов обработки текста.
  • Психологическая возгонка при чтении.

Давайте рассмотрим мифы и реальность быстрого поглощения информации

Миф быстрого чтения

Разоблачение мифа скорочтения

Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения , для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Фокус зрения читателя зависит от того, на сколько знаком ему текст. Чем более незнаком текст, тем фокус зрения уже. Незнакомое слово будет читаться по буквам.

Чем более знаком текст, тем фокус зрения шире - в этом случае, даже, нетренированный читатель воспринимает текст как единую картинку.

Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз.

Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.

Цель чтения не бежать вперед, а найти важную информацию , внимательно прочитать, пережить, прочувствовать, увязать с ранее полученной информацией.

Метод чтения по методу "читаю только вперед" хорош только для того, чтобы локализовать важную информацию, а после того, как важная информация найдена ее внимательно прочитать.

Быстро читающий человек (скорочитатель) должен использовать интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. В обычной жизни мы читаем для того, чтобы запомнить один факт или справиться с каким-либо одним затруднением. Мы не читаем тексты для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации (а это необходимые пункты алгоритма) - обычному читателю это просто не нужно.

Интегральный алгоритм скорочтения способствует не увеличению скорости чтения, а замедлению.

Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Проговаривание текста - это серьезное препятствие в освоении навыка скорочтения. Чтение является речевой деятельностью (читайте для большей ясности википедию).

Важную прочитанную информацию нужно обязательно внимательно читать до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

Влияние темперамента человека на скорость чтения

Люди обладают разным темпераментом. Большинство из них являются холериками и сангвиниками, а флегматики и меланхолики составляют менее 10% от общего количества людей.

При этом важно заметить, что холерики будут читать тексты с большей скоростью, нежели меланхолики. Поэтому развивая свою психику, читатель будет развивать и скорость чтения.

Какая оптимальная скорость чтения

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста, к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека.

Сказанное выше значит, что скорочитатель находит важные фрагменты текста и читает их с обычной скоростью, а не информативные фрагменты текста, быстро читающий человек пропускает.

Как же удается некоторым людям получается добиваться серьезных результатов? Ответ прост, они имеют читательский опыт, во вторых, они правильным образом программируют подсознание, которое помогает находить важную информацию.

Быстро читают те люди, которые много читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания.

Вам будет интересно!

В США на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если соискатель имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он не справится с работой.

Как повысить скорость чтения (улучшить технику скорочтения )

Существует много моделей, показывающих, как человеческий мозг обрабатывает информацию.

Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении. В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту.

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение техники быстрого чтения. Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.


Восприятие текста фразами - это с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.


Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.


Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.


Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;

При упоминании о технике быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?

Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.

Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?

Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.




2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.

Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.


Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.

Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .


Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.



Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».

Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.


Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 4.5 из 5 (392 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

20 ноября 2017 В Facebook-группе «Ба Цзы с Верой Гончаровой» я оказалась 1000-й. А спустя несколько часов от Веры - ведущей группы - пришло сообщение: «Вы стали тысячной участницей, и в подарок Вам я хочу провести консультацию». Я была заинтригована. Мне было любопытно, какой такой очередной «фэн-шуй» мне преподнесла жизнь...

01 ноября 2017 Редакция портала сайт решила выяснить, почему изучение и применение эмоционального интеллекта приобретает такое важное значение в выживании и развитии человека, а обучение EQ завоевывает все большую и большую популярность. Мы решили пообщаться с опытными белорусскими тренерами и преподавателями, пройти обучение в разных компаниях, сравнить подходы и выделить наиболее полезное в каждом из тренингов, а также оценить послевкусие сразу после каждого тренинга и спустя несколько недель по его завершении...

На протяжении многих веков люди получали большую часть необходимой им информации благодаря чтению. Несмотря на многовековой стаж появления печатной продукции, потребность в высокой скорости прочтения появились лишь у современных людей.

Главным стимулом стал чрезмерно возросший объем информации, для восприятия и освоения которой требуются ускоренные методы. Скорость зачитывания текстов среднестатистического человека не превышает показателей в 500-700 печатных знаков в минуту, что вызывает определенные сложности в освоении материала и требует большего времени для его прочтения.

Методы быстрого чтения – в чем заключается секрет?

Само упоминание техники быстрого прочтения у многих вызывает резонные вопросы о том, за счет чего можно увеличить скорость? Знание и применение ряда простых правил позволит существенно увеличить скорость восприятия прочитанного материала, и позволит изучить основные методы и принципы. Большая часть методик осуществляется за счет устранения проблем, возникающих вследствие ряда факторов и привычек. И так, давайте рассмотрим основные проблемы, мешающие нам прочитывать необходимый материал с необходимой скоростью.

Под понятием регрессия подразумевают сопровождение глазами прочитанного текста в обратном направлении с целью прочитать строку еще раз. Данная проблема считается наиболее распространенной, ошибочно считать, что такой метод больше способствует запоминанию. Многие читатели автоматически перечитывают текст дважды, даже не концентрируя на этом своего внимания. Среднестатистическое повторное зачитывание происходит приблизительно 10-15 раз на каждых 1000 слов текста, при этом подразумевается, что человек возвращается на начало строки, начиная ее читать заново.

В данном случае могут существовать и обоснованные повторы, обусловленные возникновением новых мыслей и идей, такая категория повторов получила терминологию реципация . Её главной задачей является детальное осмысление материала, что требует дополнительного прочтения текста. Правила скорочтения помогают сделать применение этого способа эффективным подспорьем на завершающем этапе прочтения.


Регрессии побуждают взгляд совершать поступательные движения в обратном направлении, при этом обоснованной необходимости для этого не существует. Если такое будет продолжаться в каждой прочитанной строчке, то читателю придется перечитывать текст дважды, соответственно скорость чтения будет ниже на аналогичный показатель. Такие регрессии являются важнейшим недостатком, снижающим скорость чтения, чаще всего, возвраты глаз являются необоснованными.

Причина возникновения регрессии, проста до банальности – чаще всего – это просто сила привычки, возникшая при чтении сложных текстов или простой невнимательности, когда возникает необходимость в повторе. Простой отказ от регрессий позволит увеличить скорость чтения до двух раз, и правильность восприятия текста до трех раз. Теперь, когда скорость чтения существенно возросла, можно переходить к следующему этапу.

Чтение без использования артикуляций

В данное понятие попадает непроизвольное использование языка и губ, автоматическое повторение прочитанного «про себя». Движение речевых органов оказывают непосредственное влияние на быстроту прочтения, существенно затормаживая процесс. Интенсивность подобных движений определяется навыками, привычкой и высоким показателем сложности конкретного текста. С раннего детского возраста такой навык развивается в неправильном направлении, что автоматически влияет на появление артикуляций.

Для большинства людей сложно признать наличие у них такого понятия как артикуляция, хотя со стороны мы часто слышим как человек «бубнит» что-то во время чтения. Благодаря современным методам исследования, удалось выяснить, что такое явление как артикуляция есть практически у каждого, рентген съемка показала активность элементов глотки отвечающих за произношение звуков. Возможность исключения проговаривания слов даже мысленно, считается наиболее рациональным методом научиться читать быстро.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам быстрого чтения с индивидуальной программой

Если у вас существует убеждение в том, что вы не проговариваете слова, на самом деле это не так, сама методика школьного обучения была построена таким образом, что артикуляция (проговаривание вслух) было привито со школьной скамьи. Переучиваться гораздо сложнее, чем учиться заново, но основные приемы быстрого чтения позволят кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.

Методы решения проблемы повторения прочитанного материала

Существует несколько техник обучения, позволяющих справиться с существующим дефектом, что дает возможность повысить скорость чтения:

  • Если проговаривание проходит с движением мимической мускулатуры, шепотом, или другими производимыми звуками, следует просто взять какой-то предмет в зубы, лучше всего подойдет карандаш. Степень сжатия его и неприятные чувства при этом, научат вас держать под контролем любые механические движения, и вы сможете устранить процесс повтора, мешающий быстрому чтению;
  • Повторение слов в мыслях считается более сложным дефектом, так как здесь задействован мозговой центр речи. Применимый метод для искоренения данного недостатка получил название «клин клином». Его смысл сводится к тому, что речевой и двигательный центры мозга соседствуют, поэтому тренировать чтение следует под определенный ритм (не музыкальный), делая во время чтения ритмические движения. На первый взгляд выглядит сложно, но довольно эффективно и действенно.

Основы быстрого чтения с использованием алгоритма интеграла

Основной задачей, которую преследует скорочтение, является не количество получаемых печатных знаков, а эффективность и оптимизация полученной информации, ее усвояемость и восприятие прочтенного текста. То есть книга должна быть не просто прочтена, но зафиксирована в памяти, осмыслена и понята. Люди не задумываются над скоростью прочтения текста, в итоге читают его медленно во всех ситуациях. Существует определенное правило, на его основании, техника прочтения и восприятия материала, должны соответствовать поставленным задачам. Индивидуальная программа и её выполнение позволяет в необходимый для этого момент переключаться и увеличивать показатели скорочтения.

Вертикальное движение глаз

При прочтении любого материала используется ограниченный угол зрения, возникающий участок текста фиксируется взглядом, после чего информация анализируется в мозге. Традиционный метод чтения позволяет разово зафиксировать не более 2-3 слов, после чего глаз делает новые скачки и последующие фиксации. Соответственно расширение поля зрения позволит одновременно получить больший объем информации, а снижение количества остановок позволит сделать процесс чтения более эффективным. Освоивший данный метод человек, за одну фиксацию воспринимает уже не несколько слов, а целую строку, предложение, а при развитии навыка даже абзац.

Такое чтение позволит не просто повысить скорость, но и увеличит восприятие материала, так как мозгу не потребуется собирать цельное предложение из отдельных фраз и фрагментов. Смысл текста станет больше понятным, что будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию.

Еще одним существенным недостатком можно считать движение глаз вдоль строки, такие посылы отнимают время и силы, вызывая быструю усталость. Вертикальное прочтение позволит избежать таких движений, экономно расходуя силы и время в процессе прочтения материала. Движение взгляда по вертикали дает возможность развить методы быстрого прочтения и улучшить качество усвоения.

Выделение доминанты или главного значения прочтенного текста

Проблема восприятия прочитанного текстового материала может быть связана с трудностью восстановления связующих составляющих предметов и имеющимися о них знаниями. Читая несложный текст, мы получаем восприятие на основании уже имеющегося багажа знаний, понимаем уже известный смысл и значение слов, ассоциируя их с собственным восприятием. С текстами трудными для восприятия, несущими поток новой информации, дело обстоит сложнее, здесь требуется установка новой логической цепочки, выстроенной в пространстве и времени.

Процесс осмысления прочитанного материала в такой ситуации требует концентрации внимания, достаточного багажа знаний и навыков их применения, а также должного владения некоторыми приемами мышления. Стремление запомнить текст вызывает естественное желание его понять, для чего используются следующие приемы. Выделяются ключевые опорные пункты в тексте, а также используется антиципация.


Принцип выявление опорных пунктов в смысловой цепочке происходит следующим образом. Весь текст делится на части, в каждой из них выделяется свой смысл, что улучшает восприятие прочитанного и способствует запоминанию. В качестве опорного элемента текста может быть любое понятие, связанное с ним. В их качестве могут выступать какие-либо второстепенные детали, термины или ассоциации, облегчающие запоминание.

В качестве опоры может служить любая ассоциация, сжатая информация несущая в себе общую смысловую нагрузку. Смысл данного метода сводится к необходимости понимания главной идеи написанного, выделения важных и значимых фраз. Таким образом, из текста выделяется центральное понятие и главная идея, что в итоге позволяет собрать ассоциированные понятия в одну общую идею, что является главным принципом общего понимания текста. Данный прием позволяет получить общее понимание текста без потери его смысловой нагрузки.

Другим важным приемом увеличения скорости чтения является антиципация или предвосхищение дальнейшего текста на основании смысловой догадки. Также можно определить это понятие как психологическое предвидение текста расположенного в дальнейшем. В основе лежат приемы определения логического развития событий, за счет результата анализа предыдущих событий. Антиципация обеспечивает ожидание процесса, еще в те моменты, когда предпосылок для этого не существует.

Практиковать такое явление возможно лишь в случае продуктивной работы мышления, для чего следует развить определенные навыки. Здесь читатель сосредотачивает свое внимание на целостном содержании написанного текста, а не на его конкретных частях. Основой применения метода является понимание общего содержания прочитанного, но не его частей отдельно.

Необходимость полностью сосредотачиваться на выполнении определенной работы позволяет делать ее более качественно (внимательно). Навык управления своим вниманием во время чтения является ключевым элементом быстрого чтения и полноценного восприятия материала. Медленное чтение дает возможность переключать внимание на посторонние предметы, что препятствует полноценно осваивать полученную информация. Следовательно, чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанный материал. Если человек думает в процессе чтения о чем-то постороннем, это может стать причиной перечитывания целого отрывка текста заново.

Дневная норма и выполнение обязательств

Принятым стандартом чтения считается несколько информационных газет, научный или технический журнал и около ста страниц художественной литературы. Выполнение такой программы позволит освоить и усовершенствовать навык чтения в быстром темпе и даст возможность постоянно поддерживать необходимую «форму». Идеальным вариантом выполнения всех существующих методик являются курсы упражнений по развитию таких навыков.