Методики развития

Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов. Кратковременная слуховая память. Методика А. Р. Лурия "10 слов"

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Мы называем навыки изученными вещами, где преобладают относительно постоянные реакции в отношении постоянных условий. Таким образом, есть навыки: ходьба, одевание, письмо, элементарное умственное исчисление. Мы будем обозначать те изученные вещи, в которых преобладают пластические реакции, способные быстро адаптироваться к переменным условиям окружающей среды: вождение автомобиля - это навык, преимущественно переменный. Все навыки - это те, кто занимается обработкой токарного станка, решения некоторых алгебраических уравнений или составления сводки.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Как в навыках, так и в навыках мы находим реакции, которые преобладают в двигательном аспекте и другие, когда доминируют умственные действия. Ходьба - это моторное мастерство, а управление производственным подразделением подразумевает моторное мастерство. В то время как пластинка умножения и решение уравнения являются отличными умственными действиями. Но, конечно, во всех наших реакциях мы находим взаимопроникновение между движениями и познаниями. Когда умение и умение? в зависимости от характера деятельности и способа обучения.

Повторение в одинаковых условиях приводит к формированию навыков, изменчивость приводит к появлению навыков. Характеризация знаний сложнее. Это структура информации и операций, которые позволяют сосредоточиться на окружающей среде и решать определенные проблемы. Знание подразумевает существование схем, но обычно они не сводятся к ним, будучи сознательными. Любое понятие - это знакомое, очень сложное понятие, являющееся эволюционным когнитивным развитием. но у нас также есть очень простые знания: мы знаем, что на углу нашей улицы есть книжный магазин.

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Это простая, но полезная информация. То, что характеризует знание, - это позволить действия, выводы только на ментальном плане, а не на практике. Но, не делая эффективного упражнения, моя информация не спасет меня от мертвых. плавание требует реальных моторных упражнений для создания правильных навыков. Знание может помочь мне сделать меньше ошибок, исправить их быстрее - поэтому они не бесполезны, но они не могут заменить реальное обучение. Таким образом, перед проблемой всегда стоит педагогика: как организовать учение и обучение, чтобы теоретические знания, устно узнаваемые, были столь же полезны, как и практика профессии и общественной жизни?

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Физиологическая основа памяти. Материальный субстрат памяти еще не выяснен. Существует гипотеза о существовании двух разных механизмов. в случае кратковременной памяти это будет объясняться наличием «реверберирующих» схем: нейронных цепей, образующих замкнутый контур. Когда возбуждение происходит извне, оно колеблется в течение нескольких секунд в этом круге, что объясняет постоянство Фактически, в нервной формации в мозге, называемой гиппокампом, существует много таких схем, и поражения, возникающие в этом регионе, вызывают явные нарушения памяти, а второй механизм должен объяснить запись информации в течение длительного периода времени. оставляя след в структурах мозга, а затем гравировку.

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

Нет убедительной демонстрации. Она, имея хирургическое вмешательство в мозг больной эпилепсии, напомнила ей о деталях сцен, проведенных 20 лет назад, бессмысленных событий, последовавших в последовательном фильме. Поскольку такие воскрешения, повторяющиеся у других пациентов, произошли, когда операция проходила в височной доле, Пенфилд предположил, что воспоминания будут расположены в этой части коры. Его выводы не были приняты. Прежде всего, это всегда эпилептики, которые обладают особой возбудимостью.

Затем, согласно другим данным, большинство нейронов имеют возможность хранить информацию. как хранится впечатление? Макконнелл экспериментировал с примитивным червем под названием «планария». Он изучил «условную реакцию», выполнив 150 попыток. Копия, идущая от хвоста червя, учит той же реакции, делая всего 40 попыток. Макконнелл предполагает, что опыт, накопленный плоской, сохраняется в рибонуклеиновой кислоте, общей для обеих частей тела исходного планара. Тот же ученый обнаруживает, что когда более крупный червь проглатывает меньший, после того, как последний узнает реакцию, червь производит также превосходную производительность по сравнению с червями, которые не потребляли «выученных» червей. с тестируемыми низшими животными для гораздо более развитых, поэтому эксперименты Джейкобсона с использованием мышей, которые изучают лабиринт, изучая тот же лабиринт с меньшим количеством ошибок, и другие исследователи, которые повторили этот опыт, никогда не добивались подобных результатов.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

Впоследствии любой слабый импульс, близкий к исходной структуре, активирует соответствующие белки, испускающие импульсы, приводящие к формированию изображения. Конечно, изображение будет включать в себя десятки тысяч или сотни тысяч импульсов. Экклс, известный специалист по физиологии нервной системы, поддерживает еще одну гипотезу. возбуждение через его аксон. Это, через синапсы, соединяется либо с дендритами, либо с телом другой нервной клетки. После Эклса повторное волнение нерона привело бы к появлению новых контактных точек со следующей ячейкой, что облегчило бы поток нервного притока и объяснило бы возможности напоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

Формирование новых контактных точек займет 6 часов, что подтверждается некоторыми наблюдениями. Существуют и другие гипотезы: некоторые указывают на отношения между нейронами и невроглией. Ассоциации за пределами фиксированной информации, описанной выше, другая - это воспоминание. Мы не можем объяснить сохранение воспоминаний, но это определенность. Вопрос в том, как мы можем достичь определенного знания? Почему ученик вспоминает детали битвы за мостом на экзамене по истории и не покрывается воспоминаниями о свадьбе своей сестры?

Почему некоторые факты помнят нас во всех их деталях, и мы ничего не знаем о других? Сегодня мы не можем дать полный ответ на эти вопросы. Внезапно за домом на меня набросился большой кинжал, латренд; К счастью, между нами был высокий забор. Если некоторое время назад в том же месте, изображение сада будет напоминать мне о присутствии собаки, даже если оно больше не появляется. Или, наоборот, встреча на улице, как тот, кто меня напугал, напоминает мне о цветочном дворе. еще в своей книге «О памяти и воспоминании» Аристотель записал явление и условия, в которых оно происходит.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Наиболее важным условием является соприкосновение с течением времени. Когда два события происходят одновременно или сразу, между ними образуется ассоциация. Но возможности ассоциации были разработаны более свободно, потому что не упоминается ограничительное условие усиления впечатления или существования биологического эхо-эффекта. Примыкание также объясняло бы создание ассоциативной связи и возможность напоминания. Сходство может существовать с точки зрения голоса или жеста, его вызывающая роль сохраняется.

Была предпринята попытка уменьшить закон сходства с соприкосновением, поскольку сходство подразумевало бы частичную идентичность, благодаря которой ассоциация имеет место. Это может быть сведено к закону сходства, оба из которых являются крайними в ряде посредников. Контраст присутствует в психической жизни, но, похоже, это связано с другим законом, относящимся к свойствам нейронов: закону последовательной индукции, последствием клеточного метаболизма. Тем не менее, философы, которые занимались ассоциативным явлением, в частности, и, реже, придавали заметной смежности сходству.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Пристрастие имеет приоритет, и это также объясняет установление знаний, а не только их воскрешение. Ассоциация рассматривалась как фундаментальный закон ментальной жизни, поскольку физика-физик рассматривал закон гравитации в области материальных явлений. Спенсером в Англии и во Франции на Ипполите Тейн. Он отмечает, что изображения не удастся из-за ассоциаций, кольца цепи ассоциации объясняется «закона реинтеграции»: производство, помнящие часть элемента влечет за собой воссоздание целом. Затем Гамильтон сформулировал закон, представляющий интерес закон: из всех воспоминаний, которые может вызвать нынешнее состояние, напоминают те, которые имеют текущий интерес.

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Действительно, роль аффективности имеет важное значение для установления и напоминания ассоциаций. Фрейд уделял большое внимание ассоциациям, свободному объединению идей, позволяющих, по мнению родителя психоанализа, найти много раскрывающих деталей для бессознательных отвлекающих факторов. Теория ассоциации позже осложнилась. В дополнение к важности соприкосновения, сходства и аффективных состояний другие условия влияли на появление образа или идеи: природу возбуждения, его повторение, его интенсивность, время, прошедшее от соответствующего восприятия и т.д. торндайк создал эксперименты, указав ассоциативный механизм.

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Но сегодня это уже не стоит. действительно, ассоциации, обусловливающие объяснение элементарного изучения некоторых движений. Они присутствуют в автоматизме моторных или интеллектуальных навыков. Они объясняют частые случаи непроизвольного размножения. Законы ассоциации оправдывают блуждание мыслей в состояниях задумчивости, а также часто хаотичную последовательность сновидений во сне. Кроме того, эволюция аффективности носит преимущественно ассоциативный характер. Но соприкосновение и сходство не могут объяснить сознательную, добровольную память или абстракцию, мышление.

Методика Мюнстерберга

Цель: изучение избирательности зрительного восприятия и устойчивости произвольного внимания.

Стимульный материал: набор букв, среди которых расположены 24 слова. Для исследования необходим секундомер.

бсолнце втргщоцэрайон згучновость ъхэьгчяфакт ьуэкзамен трочягщ
шгцкппрокурор гурсеабетеория мтоджебьамхоккей троиаафцуйгахт
телевизор болджщзхюэлгщьбпамять шогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовь абфырплослдспектакль ячсинтьбюн
бюерадость вуфциеждлоррпнарод шалдьхэшщгиернкуыфйшрепортаж экж
дорлафывюфбьконкурс йфнячыувскапрлличность зжэьеюдшщглоджинэп
рплавание дтлжэзбьтрдшжнпркывкомедия шлдкуйфотчаяние йфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлаборатория гшдщнруцтргшчтлроснование зхжьб
шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Это преследование, это торможение, противоречит ассоциации и не может быть объяснено им. Хотя смежность или сходство играет роль в последовательности идей, сегодня предпочтительнее говорить о «связях» или «временных связях», причем эти термины вызывают гораздо более точные исследования, хотя и с толкованиями, которые оказались упрощенными. Как мы показали выше, теперь психический синтез описывается образованием и объединением схем, который позволяет лучше понимать существующую пластичность в воспроизведении движений и мыслей.

Асоциатизм был шагом вперед в попытке понять память и умственный динамизм, но он был полностью заброшен, особенно после опыта гестализма, после того как структуралистская точка зрения была наложена на науку. Формы памяти С точки зрения продолжительности воспринимаемого изображения или идеи описываются три формы: очень короткая память, короткая память и долговременная память. Эта настойчивость очень важна; из-за нее, когда мы идем, мы не видим, чтобы все объекты плакали; он позволяет отличать возбуждения, которые происходят очень кратко в области восприятия; это также объясняет возможность кино, где статические изображения, экспонированные ниже 0, 10 секунды, сливаются, давая нам иллюзию движения.

Инструкция: «Вам предлагается беспорядочный набор букв. Просматривайте каждую строчку и найдите как можно больше осмысленных слов». Время выполнения – 2 минуты.

Интерпретация

1. Найдено не более 15 слов низкий уровень избирательности восприятия, снижение устойчивости внимания, низкая работоспособность.

Большинство психических расстройств проявляются в виде резкого снижения умственной работоспособности, снижении концентрации внимания. Нет критичного отношения к ошибкам.

Олигофрения: трудности связаны с малым словарным запасом больных, а также с низкой избирательностью восприятия, низкой концентрацией внимания.

Эпилепсия – темп работы очень медленный, частые возвраты к уже просмотренным ранее строкам.

Неспособность длительное время концентрировать внимание, быстрая утомляемость – характерно для неврастении. Критичное отношение к себе при этом сохраняется.

2. Найдено не более 20 слов – избирательность восприятия и устойчивость внимания на среднем уровне. Возможно состояние легкого утомления, стресса.

3. Если найдено 21–24 слова – высокая избирательность восприятия, высокая способность к концентрации внимания, хорошая обучаемость, благоприятное психическое состояние.

Методика А.Р.Лурии «Запоминание 10 слов»

Цель: изучение продуктивности кратковременной и долговременной памяти, динамики умственной работоспособности.

Стимульный материал: 10 слов

Инструкция состоит из нескольких этапов:

Первое объяснение. «Сейчас я прочитаю вам 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же запишите столько, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».

Затем опыт снова повторяется 3-й, 4-й и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Важно: испытуемый не должен видеть слова, написанные им ранее (их следует прикрывать, или давать испытуемому каждый раз новые, заранее пронумерованные листки бумаги).

Спустя 1 час снова спросить у испытуемого эти слова (без напоминания).

Обработка результатов: составляется график продуктивности памяти («кривая запоминания»)

Ось Х - пробы (от 1 до 5).

Ось Y – количество правильно воспроизведенных слов.

Интерпретация:

У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит возрастающий характер: например, 5, 7, 8, 8, 10.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым через 1 час после повторения, в большей мере свидетельствует о продуктивности долговременной памяти.

Повторяющиеся «лишние» слова , по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемого. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Зигзагообразный характер кривой , свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая формы плато . Сохранение одного и того же количества слов после ряда повторений свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; возможно нет мотивации к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.

Методика «Пиктограммы»

Цель: диагностика ассоциативного мышления и продуктивности опосредованного запоминания.

Стимульный материал: набор из 9 слов и словосочетаний.

Вариант 1 Вариант 2

Инструкция: «Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают».

После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя 1 час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание можно предлагать в произвольном порядке. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано.

Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

Обработка результатов: составление протокола

Интерпретация

Количество слов, названных правильно:

7-9 – норма

5-6 – легкое снижение памяти

4 и менее – выраженное снижение памяти

Типы пиктограмм:

Конкретные образы (К) - образы, соотнесённые с конкретными ситуациями (где есть человек).

Абстрактные (Аб) – неопределенные линии, штрихи, фигуры.

Атрибутивные (Ат) - по принципу принадлежности («темная ночь» – луна, звезды)

Метафорические (М) – «справедливость» - изображены весы

Геометрические, графические символы (С) – «развитие» – спираль, стрела

Индивидуально значимые (ИЗ) – образы, значимые для данного испытуемого, связанные с его личным опытом.

Пиктограммы здоровых испытуемых:

Рисунки разнообразны по типам

Выбираются образы, адекватные словам

Рациональное, логичное объяснение связи пиктограммы и слова

Отсутствие стереотипии (полностью одинаковых рисунков)

Нет нарушений опосредованного запоминания (точно воспроизведено 7-9 слов)