Характеристики и свойства

Части мозга и за что они отвечают. Строение мозга. Отделы мозга и за что они отвечают


Первые исследования, связанные с различными проявлениями нарушения речи, проводились еще в середине 19-го века. В 1830-ых годах, один из врачей-неврологов опубликовал свои исследования, которые говорили, что у пациентов с инсультом правого полушария, в большинстве случаев не выявляются речевые расстройства. Однако с левым пораженным полушарием, пациенты страдали параличом одной стороны тела, вследствие чего и проявлялись определенные речевые патологии. Эти исследования, в дальнейшем выявили, что именно левая часть мозга в большей степени отвечает за наши когнитивные возможности.

Мозг состоит из нескольких речевых центров, которые, как правило, располагаются в левой части полушария. Поэтому даже частичное поражение одного из них вызывает определенные речевые патологии.

На сегодняшний день были выявлены 2 основные, речевые зоны:

  1. Моторная или центр Брока
  2. Сенсорная или центр Вернике

Каждая зона имеет разное расположение и отвечает за свои, определенные функции, которые мы сейчас подробно и разберем.

Расположение и функции

Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:

  1. Центр Брока

Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.

Он выявил, что именно этот центр речи , который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.


Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.

  1. Центр Вернике

Данная область располагается в заднем отделе височной области. Поражение данного приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами. Этот вид поражения получил название - сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.

Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.

Причины и классификация нарушений речи у детей

Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями. Поэтому очень важно знать, могут спровоцировать их нарушение.

К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:

  • Тяжелая беременность и роды
  • Поражение слухового органа
  • Торможение развития психики
  • Генетическая предрасположенность
  • Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания

Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.

Обследование на наличие нарушений принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.


Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков - О. Бадалян:

  1. Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому они имеют следующие различия:
  • Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
  • Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
  • Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
  1. Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС ( , мутизм)
  1. Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
  1. Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)

Нарушение речи после инсульта

Довольно часто можно услышать, что взрослые пациенты, перенесшие инсульт, не могут сформулировать слова, говорят обрывками или вообще теряют возможность разговаривать. Специалисты выделяют 2 группы :

  1. Дизартрия

Это патологическое состояние возникает по причине нарушения иннервации мышц речевого аппарата. То есть это говорит о том, что после инсульта больной теряет возможность говорить по причине пареза речевых мышц. В зависимости от локализации выделяют:

  • Бульбарную
  • Псевдобульбарную
  • Корковую
  • Подкорковую
  • Мозжечковую

Из положительных факторов в дальнейшем можно отметить, что данное расстройство достаточно хорошо поддается лечению. Также после инсульта, дизартрия не вызывает слуховых расстройств, то есть пациент отлично слышит окружающих.

  1. Афазия


В зависимости от того, какой участок коры поврежден, афазия классифицируется на следующие подвиды:

  • Афферентная. Характеризуется отсутствием регулирующей возможности органов движения (языка и губ). То есть в этом случае, больной просто не в состоянии произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Второй подвид моторной афазии, отмечается поражением отделов мозга, которые ответственны за произношение. Стоит отметить, что пациент в состоянии произнести какой-либо звук или слог, но произнести предложение из нескольких слов, будет невозможным.
  • Сенсорная. В этом случае наблюдается сильное расстройство понимания речи, при этом слуховое восприятие не нарушается.
  • Динамическая. Имеет 2 варианта течения, в 1-ом случае нарушается регулирующая функция речи, а 2-ой вариант выражается в трудности построения ее конструкций.
  • Акустико-мнестичесая. Характеризуется отсутствием восприимчивости речи на слух, то есть если быть точнее, пациент может услышать и понять речь, а вот удержать ее в памяти не представляется возможным.
  • Амнестическая. Память нарушена, пациент не в состоянии запомнить окружающие его предметы, однако он помнит их назначение.
  • Тотальная. Сюда включается моторное (афферентное или эфферентное) расстройство и сенсорное. В этом случае пациент полностью теряет устную речь.

При обнаружении какой-либо из вышеперечисленной симптоматики, стоит немедленно обратиться к врачу, с целью установления типа речевого нарушения. Только квалифицированный врач определит главную причину нарушения и назначит правильное, .

Головной мозг вместе с покрывающими его оболочками занимает всю полость черепа. Масса его у взрослого человека в среднем составляет 1360-1375 г. У новорожденного масса головного мозга составляет 370-400 г. В течение первого года жизни ребенка она удваивается, а к 6 годам увеличивается в 3 раза. Затем происходит медленное прибавление массы мозга, которое заканчивается в 20-25-летнем возрасте.

Отделы головного мозга

В соответствии с пятью мозговыми пузырями, из которых развился головной мозг, в нем различают пять основных отделов:

1. продолговатый мозг;

2. задний мозг, состоящий из моста и мозжечка;

3. средний мозг, включающий две ножки мозга и крышу среднего мозга с двумя парами холмиков;

4. промежуточный мозг, главными образованиями которого являются два таламуса, с двумя парами коленчатых тел, и гипоталамус;

5. конечный мозг, представленный двумя полушариями.

1. Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В нем находятся ядра VIII-XII пар череп но мозговых нервов. Здесь расположены жизненно важные центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности пищеварения, обмена веществ. Ядра продолговатого мозга принимают участие в осуществлении безусловных пищевых рефлексов (отделение пищеварительных соков, сосание, глотание), защитных рефлексов (рвота, чихание, кашель, моргание). Проводниковая функция продолговатого мозга заключается в передаче импульсов от спинного мозга в головной и в обратном направлении.

2. Мозжечок и варолиев мост образуют задний мозг . Через мост проходят нервные пути, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В мосту расположены ядра V-VIII пар черепно-мозговых нервов. Серое вещество мозжечка находится снаружи и образует кору слоем 1-2,5 мм. Мозжечок образован двумя полушариями, соединенными червем. Ядра мозжечка обеспечивают координацию сложных двигательных актов организма. Большие полушария головного мозга через мозжечок регулируют тонус скелетных мышц и координируют движения тела. Мозжечок принимает участие в регуляции некоторых вегетативных функций (состав крови, сосудистые рефлексы).

3.Средний мозг расположен между варолиевым мостом и промежуточным мозгом. Состоит из четверохолмия и ножек мозга . Через средний мозг проходят восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие пути к продолговатому и спинному мозгу (проводниковая функция). В среднем мозге находятся ядра III и IV пар черепно-мозговых нервов. С их участием осуществляются первичные ориентировочные рефлексы на свет и звук: движение глаз, поворот головы в сторону источника раздражения. Средний мозг также участвует в поддержании тонуса скелетных мышц.

4.Промежуточный мозг расположен над средним мозгом. Главные его отделы - таламус (зрительные бугры) и гипоталамус (подбугровая область). Через таламус к коре головного мозга проходят центростремительные импульсы от всех рецепторов организма (за исключением обонятельного). Информация получает в таламусе соответствующую эмоциональную окраску и передается в большие полушария мозга. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма, всех видов обмена веществ, температуры тела, постоянства внутренней среды (гомеостаза), деятельности эндокринной системы. В гипоталамусе расположены центры чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия. Ядра гипоталамуса участвуют в регуляции чередования сна и бодрствования(эпифиз).

Желудочки головного мозга представляет собой систему полостей. В них содержится спинномозговая жидкость.

  1. Боковые желудочки представляют собой полости в мозге, в которых содержится ликвор. Такие желудочки являются наиболее крупными в желудочковой системе. Левый желудочек называют первый, а правый – вторым. Стоит отметить, что боковые желудочки при помощи межжелудочковых или монроевых отверстий сообщаются с третьим желудочком. Их расположение – ниже мозолистого тела, с двух сторон от срединной линии, симметрично. Каждый боковой желудочек имеет передний рог, задний рог, тело, нижний рог.
  2. Третий желудочек – расположен между зрительными буграми. Обладает кольцевидной формой, поскольку в него прорастают промежуточные зрительные бугры. Стенки желудочка заполнены центральным серым мозговым веществом. В нем находятся подкорковые вегетативные центры. Сообщается третий желудочек с водопроводом среднего мозга. Сзади назальной спайки он сообщается через межжелудочковое отверстие с боковыми желудочками головного мозга.
  3. Четвертый желудочек – расположен между продолговатым мозгом и мозжечком. Сводом этого желудочка служат мозговые парусы и червячок, а дном – мост и продолговатый мозг.

5. Передний мозг - самый крупный и развитый отдел головного мозга. Он представлен двумя полушариями - левым и правым, отделенными продольной щелью. Полушария соединены толстой горизонтальной пластинкой - мозолистым телом, которое образовано нервными волокнами, идущими поперечно из одного полушария в другое. Три борозды - центральная, теменно-затылочная и боковая - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Пятая - островковая доля (островок) - заложена в глубине латеральной ямки большого мозга, отделяющей лобную долю от височной.

Снаружи полушария покрывает слой серого вещества - коры , внутри расположены белое вещество и подкорковые ядра . Подкорковые ядра - филогенетически древняя часть мозга, управляющая бессознательными автоматическими действиями (инстинктивное поведение). Белое вещество переднего мозга образовано нервными волокнами, связывающих между собой разные отделы мозга.

Кора мозга имеет толщину 1,3-4,5 мм. Благодаря наличию складок, извилин и борозд общая площадь коры взрослою человека составляет 2000-2500 см 2 . Кора состоит из 12-18 млрд нервных клеток, расположенных в шесть слоев.

Клетки классифицируются по морфологическим признакам на основные типы: пирамидные, веретенообразные, звездчатые, зернистые. Функционально нейроны подразделяются на сенсорные, моторные и промежуточные (вставочные). Пирамидные и веретенообразные клетки выполняют эфферентную функцию, а звездчатые - афферентную.

Послойная организация неокортекса:

I. Молекулярный. В этом слое множество волокон, образующих густое параллельное поверхности сплетение, но мало клеток.

II. Наружный зернистый. В нем густо расположены мелкие нейроны самой различной формы, среди которых находятся малые пирамидные клетки. Нервные волокна здесь ориентированы преимущественно параллельно поверхности коры.

III. Наружный пирамидный. Он состоит в основном из пирамидных нейронов.

IV. Внутренний зернистый. В этом слое диффузно расположены мелкие нейроны различной величины (звездчатые клетки), между которыми проходят плотные пучки параллельных поверхности коры волокон.

V. Внутренний пирамидный. Он состоит в основном из средних и крупных пирамидных клеток; например, гигантские пирамидные клетки Беца в прецентральной извилине.

VI. Слой веретеновидных клеток. Здесь находятся преимущественно веретеновидные нейроны. Глубинная часть этого слоя переходит в белое вещество головного мозга.

Хотя кора больших полушарий функционирует как единое целое, функции отдельных ее участков неодинаковы. В сенсорные (чувствительные) зоны коры поступают импульсы от всех рецепторов организма. Так, зрительная зона коры расположена в затылочной доле, слуховая - в височной и т. д. В ассоциативных зонах коры осуществляется хранение, оценка, сопоставление поступающей информации с полученной ранее и т. п. Таким образом, в этой зоне происходят процессы запоминания, научения, мышления. Двигательные (моторные) зоны отвечают за сознательные движения. От них нервные импульсы поступают к поперечно-полосатой мускулатуре.

1 - мозолистое тело;
2 - свод;
3 - таламус;
4 - крыша среднего мозга;
5 - сосцевидное тело;
6 - водопровод среднего мозга;
7 - ножка мозга;
8 - зрительный перекрест;
9 - IV желудочек;
10 - гипофиз;
11 - мост;
12 - мозжечок

Науке известно далеко не все. Этот таинственный орган отвечает за все процессы в организме человека: сбор информации, анализ, формирование ответной реакции, контроль над работой внутренних органов.

Центральный орган нервной системы имеет сложную систему строения и две системы деления. Структуру головного мозга составляют 5 крупных отделов:

  1. Задний
  2. Средний
  3. Продолговатый
  4. Конечный
  5. Промежуточный

Наиболее крупные органа нервной системы представлены мозжечком, стволом, и двумя большими полушариями.

Мозговое вещество отделов головного мозга выстилают три оболочки, истоки которых находятся в спинном мозге. Каждая из мозговых оболочек имеет разную структуру:

  • Сосудистая. Оболочка тесно соприкасается с мозговой тканью, дублируя рельеф. Покрытие из соединительной ткани пронизано сетью кровеносных сосудов, повторяет изгибы мозга и опускается во все борозды и извилины. Переплетения сосудов в мягкой оболочке производят спинномозговую жидкость, которая перемещается в мозговых желудочках (полости, наполненные ликвором). Мягкая оболочка выполняет роль защитника от вредных микроорганизмов.
  • Паутинная. Полупрозрачная оболочка, не имеющая кровеносных сосудов. Ее основной задачей является образование свободного пространства между собой и мягкой оболочкой. В этих пространствах (цистернах) перемещается спинномозговая жидкость, которая выполняет роль лимфы - нейтрализует патогенные вещества. Цистерны и желудочки головного мозга взаимодействуют с подпаутинными пространствами спинногомозговых оболочек.
  • Твердая. Плотное покрытие, состоящее из соединительной ткани, срастается с костями черепа. Из оболочки отходят специфические отростки, которые разграничивают основные крупные отделы мозга. Второй задачей твердой оболочки является защита мозгового вещества от ударов и повреждений. Наросты удерживают головной мозг, пытаясь уменьшить тяжесть травмы.

Ориентировочное количество нейронов насчитывает около 25 млрд. клеток.

Строение и значение отделов

Продолговатый


Этот отдел является соединительной частью между головным и спинным мозгом. По своей структуре продолговатый мозг схож со спинным. Однако продолговатую часть головного мозга отличает большое скопление ядер серого вещества. Сгусток ткани длиной в 2,5 см отвечает за полноценную деятельность нескольких систем внутренних органов.

Ядра продолговатого отдела отвечают за реализацию сложных рефлексов:

  • Защитные: чихание, моргание, кашель, выделение слез, рвота
  • Пищеварительные: глотание, сосание, жевание
  • Вегетативные: отделение слюны, дыхания, регуляция функционирования сосудов
  • Статокинетические: перегруппировка мышечной системы для построения позы, подходящей для момента
  • Статические: контроль тонуса мышц скелета для поддержки определенного положения тела

Продолговатый мозг обеспечивает анализ сенсорных ощущений: вкусовых и слуховых. Он анализирует поступающие импульсы и перенаправляет их подкорковую зону. Благодаря строению ядер блуждающего нерва происходят автономные рефлексы. Все системы организма перестраиваются для ответной двигательной или секреторной реакции одного внутреннего органа.

Травма этого отдела мозга может уменьшить чувствительность мышц лица, спровоцировать паралич конечностей или полностью обездвижить человека.

Задний

Эта область головного мозга примыкает к продолговатому мозгу и состоит из двух частей: Варолиева моста и мозжечка. Мост выполняет те же функции, что и продолговатый отдел. Через похожий на валик мост проходят информационные потоки, которые связывают головной и спинной мозг. К тому же, Варолиев мост является месторасположением ядер двенадцать пар нервов:

  • Отводящий
  • Лицевой
  • Блуждающий
  • Тройничный
  • Слуховой

Помимо передачи информации, скопление волокон моста регулирует уровень , регулирует рефлекторные функции организма: глотание, кашель, чихание. Задние отделы мозга несут ответственность за координацию движений человека и работу вестибулярного аппарата.


В основном, последовательность работы мышечной системы зависит от мозжечка. Он состоит их двух видов вещества: серого и белого, локализуется в затылочной части черепа (заполняет всю ромбовидную ямку на затылке). Второе название мозжечка - малый мозг. Его задачей является координация деятельности скелетных мускулов. Он отвечает за плавность, синхронность и четкость движений.

Травма мозжечка отражается на движении не только конечностей, но и языка, век. При повреждениях этого отдела головного мозга характерны негативные изменения:

  • изменение почерка
  • тремор конечностей
  • изменение речи с плавной на скандированную
  • замедление произвольных телодвижений
  • спонтанное подергивание глазного яблока (особенно при отведении взгляда в сторону)

При серьезных патологиях мозжечка организм человека не способен удерживать положение туловища. Полноценное формирование малого мозга на первом году жизни является залогом успешной координации движений в будущем: мозжечок интенсивно развивается именно в этот период.

В структуре мозжечка два полушария, покрытых серым, испещренным бороздами, веществом.

Средний

Средний отдел головного мозга - главный сторож командного центра организма. На подкорковом уровне крыши расположены центр слуха и зрения. Они выглядят в форме пластинки, состоящей из четырех холмиков. Верхние бугорки работают в качестве зрительного анализатора, нижние - отвечают за слуховые реакции.

Основное назначение холмов - организация рефлекса «обратить внимание». К примеру, при включении слишком яркого света, человек инстинктивно прикрывает глаза: это и есть заслуга среднего отдела мозга. Интересно, что эта же область центрального нервного органа регулирует движение зрачков: расширяет в темноте и сужает при свете дня.

Нижние холмы после получения импульсов от слуховых нервов, вырабатывают сторожевую реакцию: человек поворачивает голову к источнику раздражения. Черная субстанция, входящая в структуру среднего мозга, обеспечивает мелкие движения пальцев рук.

Строение и функции среднего отдела сыграло ведущую роль в работе И.П. Павлова по исследованию рефлексов. Именно четыре бугорка ответственны за подготовку организма к мгновенному реагированию на любое событие.

Кроме сторожевой функции, средний мозг оказывает влияние на деятельность мышц-сгибателей и участвует в подъеме, вращении, приземлении и наклонах корпуса.

Промежуточный

Небольшая доля мозгового вещества подразделяется на три основных отдела.

Таламус

Он первым собирает информацию о , чувствах приятного и неприятного. В таламусе находятся центры жажды и голода. Его назначение: быстрый сбор и анализ различных чувственных восприятий (кроме обоняния) и передача по нервным путям в большие полушария.

Гипоталамус

Подкорковый центр наделен огромными полномочиями:

  1. Терморегуляция - обеспечение и поддержание оптимальной температуры тела.
  2. Контроль секреции потовых желез.
  3. Регуляция перистальтики кишечника.
  4. Управление сердечным ритмом, дыханием, давлением.
  5. Формирование и поддержание режима сна и бодрствования.

Гипоталамус отвечает за сексуальное поведение человека и первым реагирует на стрессовые ситуации. Взаимодействуя с гипофизом, он стимулирует выработку гормонов, которые помогает организму адаптироваться к стрессу.

Гипофиз

Крошечный участок мозга играет ключевую роль в секреции большинства гормонов: гормона роста (соматотропина), окситоцина (сокращение гладких мышц кишечника, мочевого пузыря), пролактина (выработка грудного молока), . К тому же, гипофиз синтезирует половые гормоны как у женщин, так и у мужчин.

К промежуточному мозгу относятся эпиталамус и эпифиз: небольшие доли, регулирующие приспособление организма к изменению биологических ритмов.

Конечный мозг: большие полушария

Самый массивный отдел головного мозга, занимающий около 80% пространства черепной коробки. Два полушария спаяны между собой мозолистым телом. Сложный структурный слой, покрывающий конечный мозг, называют корой. В ходе медицинских исследований, было обнаружено, что наличие коры и развитых полушарий отличает разум человека от животных.

Правое полушарие контролирует левую сторону человеческого тела, левое - наоборот. Левое полушарие больше руководствуется разумом, в правом преобладают эмоции и чувственность. подразделяет полушария на четыре доли, каждая из которых несет свое предназначение в умственном и физическом развитии организма:

  • Лобная доля - обеспечивает контроль и управление над поведением человека. К этой области относятся навыки планирования, аргументации и суждений, поиск решения сложных проблем. Лобная доля отвечает за качество обучения и интеллект.
  • Височная доля - задача этого участка: преобразование слуховых ощущений в зрительные образы, ориентироваться во вкусах. Височная область отвечает за функцию обоняния и построение речевой коммуникации.
  • Теменная доля - основное предназначение доли: анализ и понимание картинки перед глазами, а также восприятие предметов рецепторами кожи, исследование болевых ощущений.
  • Затылочная доля - центр зрительного анализа. Переработка информации о форме, цветах, контурах происходит в зрительной доле полушарий.

Все отделы головного мозга и их функции потребляют много энергии: 25% всей энергии организма.

Разобраться в тонкостях работы центрального органа нервной системы крайне сложно. Процесс исследования отделов головного мозга не останавливается ни на минуту: ученые продолжают искать ответы на пока еще открытые вопросы.

Июн 6, 2016 Виолетта Лекарь


Головной мозг – важнейший орган человека, который регулирует и направляет главные процессы, происходящие в организме. Головной мозг занимает анатомически всю черепную полость, его защищают от внешних воздействий и от электромагнитного излучения крепкие костные ткани. Также над ним расположены многочисленные оболочки, тоже выполняющие защитную функцию.

Согласно медицинской литературе, головной мозг является частью центральной нервной системы, взаимодействуя с внутренними органами, тканями, мышцами и суставами с помощью нейронов, которые могут посылать сигналы либо к мозгу, либо от него. Таким способом координируется жизнедеятельность человека, все действия, которые люди выполняют в быту, регулируются головным мозгом.

  1. продолговатый мозг;
  2. средний мозг;
  3. задний мозг, включающий мозжечок и варолиев мост;
  4. промежуточный мозг;
  5. конечный мозг.

Каждый из этих 5 отделов выполняет строго определенную функцию. Несмотря на это, все отделы мозга плотно связаны между собой. Существует еще такое понятие, как ствол мозга. Он включает в себя сразу три отдела: продолговатый, задний и средний. Ствол мозга по содержанию схож со спинным мозгом, это объясняется тем, что у ствола головного мозга и спинного мозга очень сильная анатомическая взаимосвязь.

Ствол головного мозга – самая древняя часть основного органа человека. В доэволюционном периоде основные части ствола (отделы) были единственными, но в процессе эволюции к ним добавилось еще два отдела.

Один из 5 отделов головного – продолговатый мозг. Он является продолжением спинномозгового канала, спинной мозг соединяется с головным очень плавно, без резкого изменения формы и состава. В бороздах продолговатого мозга находятся серое и белое вещество. Белое вещество состоит из нервных волокон, оно окружает серое вещество со всех сторон.

Продолговатый мозг перенимает у спинного и важнейшие функции – рефлекторную и проводниковую. Вследствие своего расположения он служит передатчиком информации от головного мозга к спинному. Именно в этом факте и заключается продолговатого мозга – он является проводником и передает сигналы то от головного мозга, то к нему.

Ядра продолговатого мозга регулируют и осуществляют создание рефлексов (пищевых, защитных и т.д.). Это – рефлекторная функция. Если у человека появляется , то в создании данных пищевых рефлексов непосредственное участие принял продолговатый мозг. Среди защитных рефлексов можно выделить такие, как кашель, чихание и т.д.


Все отделы головного мозга являются продолжениями друг друга. Задний мозг в этом плане тоже не является исключением, это продолжение продолговатого мозга. Он состоит из варолиева моста и мозжечка. Мост выглядит как белый и плотный валик. Его образуют многочисленные ядра и белые нервные волокна, поэтому он отвечает в полной мере за сокращения мышц человека.

Однако у варолиева моста имеется и еще одна функция, которая и стала причиной такого его названия – нервные пути, являющиеся связующим звеном между передним отделом и продолговатым и спинным мозгом, проходят именно через этот мост.

Мозжечок – довольно крупная субстанция по меркам черепной полости, находится несколько выше, чем варолиев мост. Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных между собой червем. Нервные волокна буквально пронизывают мозжечок, соединяя его с другими отделами головного мозга, а также со спинным мозгом.

Он отвечает за координацию сложных движений человека, так как имеет определенное воздействие на тонус скелетных мышц. Недаром люди, мозжечка, теряют плавность в движениях, начинают бессвязно говорить, у них наблюдается снижение мозговой активности. Также мозжечок влияет на характеристики крови, на сосудистые рефлексы.

Мозжечок состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образует саму кору мозжечка, соответственно, белое вещество находится под ней.

Нужно отметить, что некоторые ученые полагают, что мозжечок – это один из 5 отделов головного мозга, причем самый главный. На самом деле, эти две точки зрения в корне неверны. Во-первых, о главенстве какого-либо отдела мозга говорить бессмысленно, ведь каждый из них выполняет определенные задачи. Во-вторых, не включать варолиев мост в цепь отделов мозга было бы большой ошибкой, ведь он является связующим звеном, позволяя нервным путям пройти по нему и связать все отделы.


Средний мозг располагается между промежуточным мозгом и аралиевым мостом, немного над ними. Средний мозг состоит из четверохолмия, которое ответственно за зрение и слух человека. Четверохолмие образуют ядра верхних и нижних бугров. Верхние ядра отвечают за зрение человека. Это происходит так: сетчатка глаза передает сигнал от увиденного в головной мозг, а ядра обрабатывают их и выдают головному мозгу информацию. Все это делается настолько быстро, что человек, посмотрев на объект, в те же доли секунды знает, что находится перед ним.

Нижние ядра регулируют слух человека. Слуховая система в головном мозге работает по принципу зрительной. Человек получает извне импульсы, которые через ухо устремляются к головному мозгу. Нижние ядра четверохолмия обрабатывают данные импульсы, и человек уже знает, что он услышал.

Также средний мозг контролирует жевательные и глотательные мышцы, создавая их правильную поочередность.

Промежуточный мозг

Промежуточный мозг находится еще немного выше, чем средний. Его составные части – это таламус и гипоталамус. Его строение также напоминает холмистую область, где таламус – это зрительные бугры, а гипоталамус – это их основа (подбугровая база).

Таламус – это проводник всех импульсов в организме, за исключением обонятельного. Он получает их от рецепторов и направляет непосредственно в головной мозг.

Гипоталамус – важнейшая часть головного мозга, своеобразный центр регуляции и координации обмена веществ, температуры тела, чувств удовольствия, голода, сытости, то есть центр вегетативных функций.


Конечный мозг

Конечный, или передний мозг – последний из 5 отделов головного мозга, состоящий из левого и правого полушарий. Снаружи полушарий находится серое вещество, образующее кору, внутри – белое вещество и подкорковые ядра. Подкорковые ядра отвечают за инстинкты человека, то есть поведение не логическое, а автоматическое. Белое вещество – это нервные волокна, связывающие передний отдел с остальными. Серое вещество (кора) головного мозга подразделяется на зоны, каждая из которых отвечает за определенный процесс в организме (моторные, сенсорные, ассоциативные зоны).

Также различны и функции полушарий. Левое полушарие ответственно за мыслительную деятельность, правое – за восприятие окружающего мира.

Итак, все пять отделов головного мозга играют огромную роль в жизнедеятельности человека.

Ниже приведена таблица отделов головного мозга и их функций:

Видео

В повседневной жизни мы воспринимаем окружающую нас информацию, запоминаем часть этой информации. При этом, нам все равно, почему мы запомнили именно ту, а не другую информацию, почему забываем какие-либо моменты и вообще, как работает память человека.

Что такое память?

Память — это способность человека запоминать, накапливать и извлекать полученную информацию. На количество и качество запоминаемого оказывает влияние . Также при запоминании очень важное значение имеют чувства. Память включает в себя следующие процессы:

  • запоминание — это процесс запечатления в памяти новых фактов;
  • хранение — накопление, переработка и хранение полученной информации;
  • воспроизведение — процесс извлечения полученного материала.

Запоминание и воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание и воспроизведение сопровождается усилием человека, а непроизвольное — осуществляется без усилия.

Запоминание информации

Если постоянно мысленно повторять какой-либо материал, то он сохранится в памяти на протяжении непродолжительного времени. Для запоминания чего-либо на более продолжительное время потребуется затратить больше усилий. Здесь запоминание происходит на уровне эмоций. Сильные эмоции, оставляя в памяти человека неизгладимые следы, помогают запоминать информацию, которую сопровождают эти эмоции. Причем, во время сильных эмоциональных потрясений человек запоминает самое важное.

В долговременной памяти человека остается 10-24 % того, что ему хотел передать другой человек. В среднем человек запоминает 20% услышанного и 60 % увиденного. При объяснении увиденной информации человек способен запомнить около 80 %. Лучше всего человек запоминает новое в промежутке времени от 10 до 12 и после 20 часов. Именно в это время организм человека проявляет максимальную устойчивость к кислородному голоданию.

На уровне подсознания усвоение нового материала более эффективно происходит во время сна. Причем, с каждой новой фазой сна запоминание происходит интенсивнее. Наилучшее время сна для запоминания — примерно за два часа до пробуждения. Лучшим временем года для работы памяти является лето.


Экспериментально доказано, что человек лучше запоминает начало и конец однородной информации, а средняя часть доставляет максимальные трудности. При повышении сложности запоминаемого материала, работа памяти улучшается. При повторении изучаемой информации обязательно делать перерывы.

Структуры мозга, отвечающие за память

На работу памяти влияют некоторые участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов.Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.


Факторы, влияющие на качество памяти

Важным фактором, влияющим на работу памяти, является доверие к ней. Если человек уверен в том, что он все важное запомнит, не переживает из-за того, что забудет что-либо незначительное, то и память не будет его подводить.

Основные факторы, оказывающие влияние на запоминание, лежат в области психологии. Как показывает практика, неудовлетворительная работа памяти в основном происходит из-за страхов, сильных переживаний. Нервное переутомление чревато негативными последствиями. Именно стресс и депрессия являются основными . При депрессии ум человека поглощен негативными мыслями. В таком состоянии трудно сконцентрироваться на чем-либо другом. В этом случае важно переключить внимание на какой-либо посторонний момент.

На качество памяти оказывают влияние различные седативные препараты, антидепрессанты. Эти вещества тормозят работу нервной системы, что приводит к ухудшению работы памяти. Например, если человек принимает много снотворного, то он впоследствии начинает жаловаться на ухудшение внимания и заторможенность.

Пагубное влияние на работу головного мозга оказывает алкоголь. Употребление алкоголя негативно сказывается на усвоении и хранении нового и замедляет мыслительные процессы. Даже малая доза алкоголя негативно влияет на память, прежде всего, кратковременную.


Также негативное влияние на память оказывают курение и кофеин. Курение, также как и алкоголь, оказывает пагубное воздействие, прежде всего, на кратковременную память. А большое содержание в крови кофеина чревато нервозностью, учащенным сердцебиением. А эти факторы притупляют внимание.

Еще ухудшение памяти может произойти при травмах головы, различных заболеваниях, авитаминозе и прочих факторах.

Как улучшить память

Важным моментом, влияющим на безупречную работу памяти, является размеренный образ жизни. Этому способствует спокойное, взвешенное отношение к любым жизненным обстоятельствам и позитивный образ мышления.

Для улучшения памяти существуют эффективные способы. Например, можно использовать «переключатель памяти». Это значит, что в ситуации, когда нужно запомнить что-то важное, можно использовать какой-либо жест. Это могут быть скрещенные пальцы или что-то другое. Этот жест будет сигналом к повышению уровня внимания.

Если нужно вспомнить какую-нибудь ситуацию, следует представить себя в данной ситуации. При этом необходимо подробно описать обстановку, которая сопутствовала этой ситуации. Чтобы найти нужную вещь, необходимо вспомнить ситуацию, при которой последний раз была использована эта вещь. Надо подробно представить, как был использован этот предмет. А затем в памяти будет определено место, где находится нужная вещь.

Чтобы лучше концентрировать внимание, нужно заниматься каким-то одним делом, не распыляясь на несколько занятий сразу. А использование записной книжки помогает сделать все важные дела, не упустив из виду ни одно из них.

Семь принципов качественной памяти

  1. Принцип паузы позволяет сделать небольшой перерыв в делах. Он позволяет избежать какого-нибудь поспешного решения.
  2. Используя принцип расслабления , человек повышает концентрацию внимания и снимает блокировку механизмов памяти, которая получилась в результате спешки или стресса.
  3. Принцип осознания позволяет сконцентрироваться на наиболее важном. Этот метод также позволяет лучше запоминать окружающие обстоятельства.
  4. Визуальная проработка дает возможность запомнить, например, расположение предметов. Это позволяет также обратить внимание на разные мелочи, которые могут играть важную роль.
  5. Во время вербальной проработки человек как бы оставляет личный комментарий относительно окружающих событий. Такая собственная оценка событий помогает лучшему запоминанию обстоятельств.
  6. Оценка событий с использованием категорий дает возможность классифицировать любое событие по нескольким признакам. Этот принцип позволяет затем лучше вспомнить эти события.
  7. Просмотр и периодическое использование информации позволяет легче запомнить материал, а затем быстро извлечь его из памяти. Если постоянно обращаться к каким-либо фактам, они лучше запоминаются.
Автор статьи: Лаухина Екатерина