Болезни и лечение

Имеют особый статус и. Специальные административно-правовые статусы граждан. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:

1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);

3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:

1) членов административных коллективов;

2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);

5) государственных и муниципальных служащих;

6) индивидуальных предпринимателей и др.;

7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив.

Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

3) военнослужащих;

4) государственных гражданских служащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Структура специального административно-правового статуса

1. основания для приобретения статуса:

Условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности...

Административно-правовой статус гражданина России

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей...

Административно-правовые нормы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например...

Административно-юрисдикционный процесс

Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления...

Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания

Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей...

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Административное право в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., Кодексом об административных правонарушениях...

Обстоятельства исключающие административную ответственность

В общепринятом понимании метод означает способ, прием, практическое осуществление чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в России на современном этапе

Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане различают два типа организаций: коммерческие (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия)...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Сделки и представительство

Представительство - сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности...

Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность

"Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей". См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М...

Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности

П.А. РОМАШОВ, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и финансового права Пермского госуниверситета Рассматривается значение понятия «административно-территориальная единица с особым статусом», анализируются особенности статуса таких территорий в зарубежных странах. Высказывается мысль о необходимости законодательного закрепления конституционно-правового статуса окружных административно-территориальных образований как формы национальной государственности народов бывших автономных округов.

П.А. РОМАШОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и финансового права Пермского госуниверситета

Рассматривается значение понятия «административно-территориальная единица с особым статусом», анализируются особенности статуса таких территорий в зарубежных странах. Высказывается мысль о необходимости законодательного закрепления конституционно-правового статуса окружных административно-территориальных образований как формы национальной государственности народов бывших автономных округов.

Ключевые слова: особый статус административно-территориальной единицы, автономия, автономный округ.

We consider the meaning of "administrative-territorial unit with special status", analyzes the features of the status of these territories in foreign countries. Suggests the need for legislative consolidation of constitutional and legal status of district administrative and territorial entities as a form of national statehood of the peoples of the former autonomous regions.

Keywords: special status administrative-territorial unit, autonomy, autonomous district.

Понятие «административно-территориальная единица с особым статусом», введенное в конституционное право Российской Федерации в 2004 г. в соответствии с федеральными конституционными законами об образовании новых субъектов Российской Федерации , наукой российского права только начинает осмысливаться, и поскольку федеральный законодатель до настоящего времени не использовал своих полномочий по нормативному наполнению «особого статуса» территорий бывших автономных округов, прекративших свое существование в качестве субъектов Российской Федерации, постольку следует прибегнуть к аналогии. Для того чтобы уяснить природу рассматриваемого понятия, нужно обратиться к близкородственным конституционно-правовым категориям.

В этой связи следует отметить, что административно-территориальная единица может рассматриваться как субъект конституционно-правовых отношений с собственным (особенным) статусом. В этом смысле она представляет собой определенное публично-территориальное образование. Статус административно-территориального образования может быть общим и особым (специальным).

Общим статусом наделяются субъекты федераций (штаты, кантоны, провинции, земли и др.), политико-территориальные и административно-территориальные образования (регионы, области, департаменты, районы, общины). Наряду с образованиями с общим статусом в федеративных и унитарных государствах учреждаются образования с особым статусом. Эта общепринятая практика, которая отвечает конституционно-правовым требованиям зарубежных государств.

Особым статусом наделяются такие политико-территориальные или административно-территориальные образования, которые в отличие от других территорий обладают большей самостоятельностью (или автономией). Особый статус имеют и государства, которые находятся под протекторатом (покровительством) другого государства (протектора). В числе первых различного рода автономии, а также национальные районы, федеральные округа.

Кроме того, существуют и другие части территории с особым статусом. Это - федеральные территории (например, остров Гуам в США, Виргинские острова, Восточное Самоа), федеральные владения, а также ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Республика Маршалловы Острова, Соединенные штаты Микронезии, Республика Палуа).

Федеральные округа и другие обособленные части территории с особым статусом (федеральные территории, владения, ассоциированные государства) непосредственно входят или объединены с национальным федеративным государством. В то время как национальные районы входят или могут входить в состав другого политико-территориального образования, являющегося частью государства. В свою очередь, автономии входят непосредственно в состав национального государства (унитарное государственное устройство) либо входят в состав субъекта федерации (советское федеративное государство - РСФСР).

Так например, в Италии и Испании автономный статус был предоставлен всем территориальным коллективам, причем предусматривалась различная степень самостоятельности отдельных категорий областей (автономных областей). Были созданы как национально-территориальные образования (область Терентино-Альто-Адидже в Италии; области Каталония, Галисия, Страна Басков в Испании), так и области на административно-территориальной основе.

При этом в испанской доктрине общее признание получило социологическое определение, согласно которому область рассматривалась как стабильная человеческая группа, исторически сложившаяся на основе общности территории, экономической жизни, психического склада и языка, которая привела к образованию особой культуры.

Таким образом, нормативное наполнение «особого статуса» федеральным законодателем может осуществляться таким образом, чтобы позволить компактно проживающему национальному и/или языковому меньшинству оказывать более существенное влияние на принятие решений в политической, культурной и экономической областях, касающихся этих меньшинств. Тем более, как верно отмечено В.А. Кряжковым, на территории каждого автономного округа, за исключением Эвенкийского автономного округа, проживает абсолютное большинство из проживающих в России лиц коренной национальности, давшей имя соответствующему субъекту Федерации. Представители этих народностей сохраняют своеобразие языка, культуры, образа жизни и хозяйственной деятельности.

В качестве успешных примеров подобного рода государственной практики можно назвать Аландские острова в Финляндии, имеющие в основном шведское население. В настоящее время Конституция Финляндии от 11 июня 1999 г. (1999/731) содержит специальную главу в отношении автономии Аландских островов, но она лишь отсылает регламентацию этого вопроса к специальному закону и закону о праве приобретения земли на этих островах.

Не регламентируется в конституционном порядке и самоуправление саамов. Согласно акту об автономии от 16 августа 1991 г., принятому парламентом Финляндии, островам предоставлен статус автономной области.

Аналогичным примером можно считать также Гренландию (большинство населения - инуиты), в которой на основании закона о местном правлении, принятого парламентом Дании 29 ноября 1978 г., созданы органы местного самоуправления, включающие как законодательную, так и исполнительную власть.

Таким образом, территориальная автономия применяется в тех случаях, когда этническая группа, являющаяся меньшинством в общем составе населения страны, проживает компактно и составляет большинство в определенном регионе. Однако следует учитывать, что автономия в данном случае предоставляется не национальной группе, а территории, на которой проживает все население данного региона. Дело в том, что такое территориальное деление может стать практическим средством обеспечения существования и самобытности национальной группы, но только при условии, что этому будет придано демократическое, а не этнократическое содержание. Ведь на данной территории национальное меньшинство переходит уже в разряд большинства по отношению к представителям основного населения государства, которые становится здесь меньшинством и соответственно само нуждается в специальной защите.

Административно-территориальная единица с особым статусом, будучи единой обособленной частью территории вновь образованного субъекта Российской Федерации, может рассматриваться в качестве однорядковой в ряду национальных районов и административных автономных образований. В то же время административно-территориальной единице с особым статусом по определению не свойственны черты политической автономии или государственно-территориальных образований, которые непосредственно входят в национальные государства либо соединены с ним в какой-либо иной установленной форме (как, например, федеральные владения, федеральные территории и др.). В частности, целью реинкарнации округов в качестве административно-территориальных единиц с особым статусом была «зачистка» их государственно-политического бытия в форме субъектов Российской Федерации.

Поэтому выявление содержания основных элементов особого статуса административно-территориальной единицы необходимо начать с решения вопроса о возможности имплементации административно-территориальной единицей с особым статусом элементов статуса административной автономии и/или национального района.

При этом следует иметь в виду, что статус автономий и национальных районов имеет индивидуальные особенности. Если первый в основе определяется местным управлением, то второй институируется на иных принципах. В качестве такового принципа может выступать та или иная форма «протекторального» управления «сверху», обеспечивающая попечительско-покровительственные отношения между субъектом управления и управляемым. Тенденция к «протекторальной» институционализации административно-территориальных единиц с особым статусом уже обозначилась в ряде вновь образованных субъектов Российской Федерации (например, в Пермском, Камчатском краях, Иркутской области). Поэтому обойти стороной данное явление вряд ли удастся.

Результаты исследования особого правового положения автономий представлены в многочисленных научных трудах. В них предлагаются основные концептуальные подходы, которые могут быть взяты за основу определения содержания особого статуса административно-территориальной единицы.

В то же время попечительско-покровительственные ("протекторальные") отношения между центральной властью и его частью мало изучены. Поэтому наряду с вопросом выявления элементов автономизации в рамках данной статьи преследуется цель - определить, целесообразно ли оформление института «протектората» в отношениях между административно-территориальными единицами с особым статусом и субъектами Российской Федерации, в состав которых они входят.

В процессе образования нового субъекта Российской Федерации в договорной форме определены два исходных параметра конституционно-правового положения территориальных образований, приобретающих особый статус в составе данного субъекта Российской Федерации - это 1) территориальное единство и 2) самостоятельность в решении местных дел. Именно такое их положение, а не какое-либо другое (например «протекторальное") может быть оправдываемо «прежними вольностями и правами», которыми данные территории обладали в качестве субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, допустимым является то, что административно-территориальная единица с особым статусом будет стремиться к тому, чтобы эту самостоятельность не потерять и, более того, сохранить ее в той или иной форме. В современной России публично-правовой формой самостоятельности подобного типа образования может быть административная (местная) автономия, или местное самоуправление, местное управление, которым присущи как территориальное единство, так и собственная компетенция. Именно эти черты названных территориальных образований еще в русском государственном праве рассматривались в качестве существенных.

Так, по мнению Н.М. Коркунова, автономии - это области, пользующиеся той или иной степенью самостоятельности. Поэтому не случайно областная (местная) автономия в тот период нередко характеризовалась как местное самоуправление (местное управление). В частности, Ф.Ф. Кокошкин рассматривал областную автономию и местное самоуправление (местное управление) в качестве однопорядковых явлений. Ученый не видел между ними принципиальной разницы. Право местного самоуправления (местного управления) подводится под понятие автономии и другими исследователями. Самоуправление, как отмечал К. Кульчицкий (Мазовецкий), означает известную самостоятельность местных учреждений по отношению к центральным государственным властям в административных делах провинции, города, общины, осуществляемых при посредстве лиц из местного общества, использующих свои обязанности или по выбору местного населения или по своему общественному положению.

Общим между областной (местной) автономией и местным самоуправлением (местным управлением) является также и то, что эти образования выступают, как правило, в качестве частей унитарного государства, они не являются субъектами-членами федерации. Исключением из данного правила является РСФСР, субъектами которой признавались не только политические, но и административные автономии (области, округа).

Еще одной общей чертой рассматриваемых территориальных образований является подконтрольность в решении местных задач центральной власти. В автономных образованиях, как и в самоуправляемых общинах, ряд вопросов местного значения решались под прямым или косвенным контролем территориальных органов государственной власти.

Вместе с тем в русской государствоведческой науке справедливо подчеркивалось, что автономия и местное самоуправление имеют существенные различия. В качестве одного из них называлось право автономии издавать законы. Наличие такого полномочия позволяло рассматривать автономию как политическое образование. Однако административная автономия правом издавать законы не наделяется, ей предоставляется только право управления. В этом она сближалась с местным самоуправлением (местным управлением), которое не выполняло законодательные функции. Существенным различием является также и то, что автономия в отличие от местного самоуправления (местного управления) учреждалась по национально-территориальному принципу. Данные территории, как отмечал Ф.Ф. Кокошкин, в русском государстве наделялись правами провинциальной автономии со сравнительно узким кругом предметов ведения, относящихся к чисто местным делам. Отчасти это тот же круг дел, в котором сейчас вращается деятельность земств, но разница будет в том, что в указанных областях жизни земство будет издавать не только обязательные постановления (управленческие акты. - П.Р.), как теперь, а будет издавать местные законы в области санитарии, народного образования, дорожного строительства и др.

Несмотря на сравнительно узкий круг областей управления, институализация автономных образований и местного самоуправления (местного управления) обеспечивает децентрализацию государственной жизни и, соответственно, - самостоятельность административных автономных образований, создаваемых по этническому принципу.

В связи с изложенным следует заметить, что в современной России по национальному признаку создаются национальные районы. Такие районы являются составными частями, которые непосредственно входят в состав субъектов Российской Федерации. На территории этих районов осуществляется государственное управление с участием граждан в местных делах и с учетом интересов последних, определяемых особенностями языка, быта, культуры.

Институт национального района является по сути оформлением попечительско-покровительственных отношений, складывающихся между государством (протектором") и компактно проживающим на территории района этносом, находящимся под государственной опекой. В то же время национальные районы имеют ряд прав, свойственных местному самоуправлению (местному управлению). Такое положение определяет их самостоятельность в решении местных задач.

Итак, следует признать, что административно-территориальная единица с особым статусом, будучи самостоятельным территориально единым образованием, может приобретать как форму административной автономии, так и форму местного самоуправления или местного управления. Каждая из этих форм обеспечивает единство административно-территориальной единицы с особым статусом и ее самостоятельность в решении местных дел на основе языковой и этнокультурной самобытности.

Вместе с тем конституирование административно-территориальных единиц с особым статусом в форме национальных районов, структурирующих попечительно-покровительственные связи между административно-территориальными единицами и субъектами Российской Федерации, является весьма проблематичным. Поскольку автономные округа, на базе которых учреждаются административно-территориальные единицы с особым статусом, имеют достаточно богатый опыт самостоятельного решения не только чисто местных и региональных вопросов, но и непосредственного решения вопросов государственной жизни, в том числе участия в управлении делами Федерации в качестве субъектов Российской Федерации.

Поэтому наметившийся отход от обозначенной политической традиции, если и мотивирован «совершенствованием федеративных отношений в России», не может трансформироваться в чисто централистский тип государственного управления политически консолидированной территорией. Адекватной формой политического бытия последнего может быть, как представляется, та или иная форма автономии или местного самоуправления (местного управления).

Думается, что иной подход к регулированию особого статуса территорий бывших автономных округов крайне опасен, так как отрицание административно-территориальной самостоятельности, определяемой особым статусом округа, ведет в лучшем случае к патернализму в управлении соответствующей территорией (к возврату в дооктябрьский период), а в худшем случае - к сведению на нет национальной самобытности коренного народа.

По названным причинам нельзя не согласиться с О.Е. Кутафиным, который указывает на возникновение на территории России нового вида автономии - автономного округа, не являющегося субъектом Федерации. В пользу такого утверждения, как им правильно отмечено, говорит тот аргумент, что не исчезли сами причины, обусловившие создание, в частности Коми-Пермяцкого округа в качестве автономного образования. Такой причиной как раз и является необходимость обеспечения защиты коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В этой связи законодательное закрепление нового конституционно-правового статуса окружных административно-территориальных образований как формы национальной государственности народов бывших автономных округов приобретает особую актуальность. В создавшейся политической ситуации данная задача наиболее эффективно может быть решена только федеральным законодателем, не связанным узкоместническими интересами. Поэтому принятие федерального закона об административно-территориальных единицах с особым статусом в составе вновь образованных субъектов Российской Федерации должно рассматриваться в качестве первоочередного мероприятия федерального законодателя.

Библиография

1 Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа«; Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

2 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. С. 168.

3 Васильева Т.А. Областная автономия: итальянский и испанский вариант. // Советское государство и право. 1986. № 11. С. 127.

4 См. Vandelli L. L"ordinamento regionale spagnolo. Milano, 1980. P. 49-50.

5 Кряжков В.А. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. № 2. С. 49.

6 Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Журнал российского права. № 7. Июль. 2006. С. 49.

7 Вишняк М.В. Автономия и Федерация. Пг., 1917; Динзе В. Что такое автономия. Пг., 1917; Железнов Б.Л. Автономия подлинная и мнимая. - Казань, 1981; Златопольский Д.А. СССР - федеративное государство. - М., 1967; Кокошкин Ф.Ф. Областная автономия и единство России. - М., 1906; Кутафин О.Е. Российская автономия: монография.- М., 2006 и др.

8 Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. - М., 1915. С. 272.

9 Коркунов Н.М. Русское государственное право. - СПб., 1893. Т. 1. С. 133.

10 Кокошкин Ф.Ф. Областная автономия и единство России. М., 1906. С. 6-7.

11 Кульчицкий К. (Мазовецкий). Автономия и федерация в современных конституционных государствах. - М., 1907. С. 59.

12 См.: Конституция РСФСР 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

13 Автономия, федерация и национальный вопрос / Под ред. В.М. Гессена. - СПб., 1906. С. 27.

14 Кокошкин Ф.Ф. Указ. соч. С. 18.

15 Кутафин О.Е. Российская автономия. - М., 2006. С. 450-451..

Поделитесь статьей с коллегами:

Понятие и принципы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Под иностранными гражданами и лицами без гражданства понимаются находящиеся на территории России лица, не имеющие российского гражданства [Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ ]. Они могут иметь доказательства принадлежности к гражданству другого государства (иностранные граждане) или не иметь таких доказательств (лица без гражданства). Общим для обеих категорий является термин «иностранец ». Разница в их статусе заключается в том, что иностранные граждане находятся под защитой и покровительством государств своей гражданской принадлежности, а в отношении лиц без гражданства Россия поощряет приобретение ими гражданства России, но в отношении объема прав и обязанностей в России они обладают равным статусом [Басик В.П. Правовые режимы граждан и иностранцев в России и мире].

По общему правилу (исключения могут устанавливаться федеральным законом) иностранные граждане и лица без гражданства обладают всеми правами и несут все обязанности, что и граждане России , за исключением политических прав (эти права по своему характеру могут относиться только к гражданам). Ограничения по природе должны относится к социально-экономическим правам (в части, обеспечиваемой бюджетом государства) и личным (в части обеспечения безопасности государства и защиты прав других граждан). Однако основаниями ограничения трудовых прав эти принципы выступать не могут. Для таких ограничений основания лежат скорее в неправовой плоскости.

Политика в отношении иностранных граждан основывается на общих принципах, составляющих основы конституционного строя. В соответствии с этими принципами Россия обеспечивает защиту прав человека для всех людей, которые прибегают к такой защите, если они подвергаются дискриминации или преследованию, несовместимому с демократическими принципами статуса личности. В связи с этим возможно предоставление иностранным гражданам политического убежища [Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 ].

Особый статус в соответствии с международными договорами РФ имеют дипломатические представители иностранных государств. Их права и обязанности отличаются от прав и обязанностей других иностранцев в части иммунитета от юридической ответственности (на территории РФ они остаются в области юрисдикции своего государства) и в сфере налогообложения.

Правовые режимы пребывания и проживания иностранцев в России .

В зависимости от того, какова предполагаемая длительность пребывания иностранца в России. Различается временное пребывание, а также временное и постоянное проживание.

Временное пребывание иностранцев допускается на основании визы или в течение определенного срока для граждан тех стран, с которыми существует безвизовый режим. Виза предоставляется по ходатайству российских граждан и юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях туризма, получения образования или трудовой деятельности иностранца.

Временное проживание предполагает более длительное нахождение иностранца в Российской Федерации и предусматривает, как и постоянное проживание, нахождение преимущественного места жительства иностранца в России.

Постоянное проживание осуществляется на основании вида на жительство и позволяет иностранному гражданину по истечении определенного срока ходатайствовать о приобретении гражданства России путем натурализации или заявить о желании вступить в гражданство в декларативном порядке.

Законодательство предусматривает нормативные условия отказа в выдаче разрешения на временное либо постоянное проживание. Они связаны главным образом с противоправной деятельностью гражданина, его недостаточной материальной обеспеченностью и наличием опасных заболеваний.

Выдачу разрешений на пребывание и проживание иностранца в России осуществляют органы иностранных и органы внутренних дел, а административный контроль - органы внутренних дел.

Особенности правового статуса иностранцев .

Законом специально оговаривается отсутствие у иностранных граждан избирательных прав (за исключением случая выборов в органы местного самоуправления, на которых эти права могут предоставляться в соответствии с федеральным законом и международным договором Российской Федерации) и права находится на государственной службе. В отношении других политических прав их изъятие из правового статуса иностранца не оговаривается, следовательно, они принадлежат иностранцам наравне с гражданами России.

Трудовые права граждан могут быть реализованы только при наличии специального разрешения - и у самого иностранного гражданина и у работодателя, а в ряде специфических видов деятельности иностранный гражданин трудовую деятельность осуществлять не вправе.

В части регулирования свободы передвижения нельзя не увидеть в действующем законодательстве пережиток советских представлений о том, что в каждом иностранце нужно подозревать шпиона, и поэтому необходим строгий административный контроль за всеми иностранцами. Личное право, закрепленное в ряде международно-правовых актов и в Конституции России - право на выбор места жительства - для иностранных граждан ограничивается разрешением административных органов, и едва ли можно найти необходимые основания обоснованности, необходимости и соразмерности ограничения этого права. В отношении свободы передвижения права иностранцев ограничены по принципу - все, что прямо не запрещено или не ограничено для посещения, открыто для иностранных граждан [Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 ] [Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 ] [Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 ].

Определенные особенности реализации прав иностранных граждан установлены: (1) в арбитражном процессе - [гл.23 АпК РФ ], (2) в сфере налогообложения (основное значение имеет не гражданство, а основное, более 183 дней в течение календарного года, место жительства гражданина) - [ст. 215 НК РФ ], (3) в области семейных отношений - [раздел VII АпК ], (4) права на образование - [Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-16 ] [Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 668 ], (5) права на охрану здоровья - [Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 ] [Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 ]. В последних двух случаях сами особенности регламентируются в подзаконных нормативных актах, а закон устанавливает лишь возможность их установления.

Особенности юридической ответственности иностранных граждан заключаются, помимо дипломатических привилегий, также в специальном виде административного наказания - выдворении за пределы РФ [статьи 3.10, 18.1 (ч.2), 18.4 (ч.2), 18.8, 18.10, 18.11 КоАП ].

Беженцы и вынужденные переселенцы

Различие в статусе беженцев и вынужденных переселенцев заключается в основаниях получения их статуса и в принадлежности к гражданству России.

Беженцы - явление международное и наряду с законодательством России их статус регулируется международно-правовыми актами. По сути дела, беженцами считаются иностранные граждане, вынужденно прибывшие на территорию России. На основании упоминавшегося выше принципа защиты прав человека в соответствии с основами конституционного строя Российская Федерация берет на себя обязательства по обеспечению их прав. Данное правило не позволяет считать беженцами лиц, в отношении которых нарушаются социально-экономические, политические или коллективные права. Только нарушение личных прав и только способом, несовместимым с демократическими принципами правого статуса личности, может быть основанием для признания лица беженцем. По сравнению с прочими иностранцами, находящимися на территории России, беженцы, во-первых, оформляют свое пребывание в России иначе. Само по себе признание лица беженцем в силу закона влечет его право проживать на территории России. Во-вторых, беженцам гарантируется за счет государства более широкий круг социально-экономических прав. Помимо этих особенностей, на беженцев распространяются общие правила о правовом статусе иностранцев [Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 ].

Вынужденными переселенцами, в отличие от беженцев, признаются, как правило, граждане России, чьи социально-экономические права в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств не могут быть обеспечены по месту их постоянного проживания, и предоставление им особого статуса имеет целью восстановление их прав в полном объеме [Федеральный закон от 19.02.1993 N 4530-1 ].

Сейчас в стране более 1000 высших учебных заведений. Некоторые из них имеют «особый» статус. Разбираемся, какие виды университетов бывают и что за этим стоит.

Федеральный университет

Их создают для того, чтобы в регионах сформировались крупные вузы, которые могут обеспечить высокий уровень образования, исследований и технических разработок. Для этого они тесно сотрудничают с руководством федеральных округов. Основная их цель – обеспечить регионы России квалифицированными специалистами и научными разработками. Первый такой университет появился в 2006 году в Красноярске (СФУ). На данный момент их всего 10.

Национальный исследовательский университет

В отличие от федерального, им может стать также и столичный университет. Данный статус присваивается вузу на 10 лет после прохождения конкурса. Главное условие – учебное заведение должно объединять научные исследования с образовательным процессом. Как правило, такие университеты имеют хорошую техническую базу, проводят реальные научные разработки и участвуют в международных программах обмена студентами. Если ты хочешь продвигаться в науке – лучше варианта не найти. Сегодня существует 29 таких университетов.

«Особый статус»

Есть два университета в России, которые стоят особняком отдельно от других. Это МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, за которыми закреплен особый статус. Специально для них был выпущен федеральный закон, которым регулируется их деятельность. Они могут устанавливать собственные вступительные испытания и имеют большую свободу действий при выборе программ обучения. Не зря они неизменно находятся на первых строчках рейтинга вузов России.

Опорные университеты

Эти университеты будут создаваться для социально-экономического развития регионов. Но сперва им нужно пройти конкурс: подготовить программу развития на пять лет и объединиться с местными вузами. Взамен такое учреждение получит дополнительное финансирование 200 млн первые три года и увеличенное число бюджетных место. Чем это грозит – уже понятно: заметно сократится количество региональных вузов, а конкурс в опорные вузы станет выше. В 2016 году конкурс выиграли 11 университетов, а в этом году их количество увеличится до 30.

Государственный университет

Обычный университет, который не имеет крупных дотаций и не выиграл (или не участвовал) в конкурсе на получение другого статуса. По-видимому их количество будет только сокращаться. Политика Рособрнадзора по отзыву аккредитаций и закрытию местных вузов говорит об этом. Поэтому, когда выбираете вуз, внимательно взвешивайте все «за» и «против». А выбрать конкретный университет можно в нашем .

Проект закона «О потере действия закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» зарегистрировал в Верховной Раде лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко . Документ подразумевает отмену ранее принятого закона об особенностях самоуправления в Донбассе.

Ранее президент Украины Петр Порошенко сообщил о намерении рассмотреть на заседании Совета национальной безопасности Украины 4 ноября.

Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вступил в силу 18 октября, он предлагает на три года придать особый статус областям, подконтрольным ополченцам.

Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» предлагает на три года придать особый статус областям, подконтрольным ополченцам.

Как отмечается на официальном сайте украинского президента, основная цель документа — создание условий для нормализации обстановки в Донбассе и возвращения жителей, а также восстановление жизнедеятельности и развитие этих территорий.

Ранее лидеры повстанцев заявили, что претендуют на всю территорию Донецкой и Луганской областей и не согласятся на «особый статус» лишь для тех районов, которые находятся под их контролем.

Что предусматривает законопроект об особом статусе?

Отдельные зоны

Президент Украины предлагает на три года ввести особый порядок самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым «принадлежат районы, города, посёлки, сёла, расположенные состоянием на день обретения действия этим законом в пределах района проведения АТО».

Работа местных органов власти

Власти Луганской и Донецкой областей будут иметь расширенные полномочия, в частности, жителей региона допустят к назначению руководителей местной прокуратуры и судов, а также позволят создавать добровольные отряды «народной милиции» из людей, постоянно проживающих на этой территории. Также Кабинету министров Украины дана возможность подписывать с органами местного самоуправления отдельные соглашения об экономическом, социальном и культурном развитии этих «отдельных районов». В свою очередь, эти органы самоуправления получат право на заключение соглашений «с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве».

Проведение выборов

«В соответствии с пунктом 30 части первой статьи 85 Конституции Украины, назначить внеочередные выборы депутатов районных, городских, поселковых, сельских советов, городских глав в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на воскресенье, 7 декабря 2014», — сообщается в документе.

При этом полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Использование русского языка

Согласно законопроекту, государство гарантирует право использования русского или любого другого языка в общественной и частной жизни.

«Государство гарантирует, в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной языковой политики», право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей по языку, который считает родным, право выбора языка общения, свободного пользования русским и любым другим языком в общественной и частной жизни, изучения и поддержки русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие», — говорится в проекте второго документа.

Уголовное преследование

Президент Украины заявил, что гарантирует недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей. При этом закон не распространяется на тех, кто совершил преступления против «целостности и государственного устройства Украины».

Под амнистию могут попасть только те из жителей Донбасса, кто добровольно сдал оружие украинским войскам или милиции или сам явился в суд, а также те, против кого уже есть заведённые уголовные или административные дела.

Как восприняли документ представители ДНР?

По мнению властей ДНР, документ может стать «точкой соприкосновения» для переговоров. «Это законопроект для Украины. Для Донецкой народной республики законы создаёт наш собственный парламент, — заявил первый вице-премьер ДНР Пургин. — Возможно, это будет точка соприкосновения для будущих переговоров, но не более того», — добавил он.

Андрей Пургин отметил, что власти самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик настаивают на получении независимости в административных границах Донецкой и Луганской областей.

Накануне советник президента Украины Юрий Луценко заявил, что минский протокол не предусматривает особого статуса для Донецкой и Луганской областей в целом, и его получит лишь треть территории Донбасса, которая контролируется ополченцами. «Большое спасибо господину Луценко за столь щедрое предложение, но мы со своей землёй как-нибудь сами разберёмся. <…> ДНР — это вся Донецкая область, а ЛНР — вся Луганская область», — подчеркнул премьер-министра ДНР Александр Захарченко.