Методики развития

10 слов лурия интерпретация. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Память – важный познавательный процесс, благодаря которому человек знает, кто он такой и становится сознательной личностью. Уменьшение или потеря способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию является нарушением того или иного вида памяти. Многие ученые изучали процессы запоминания и разработали различные методики исследования памяти. Методику заучивания 10 слов предложил советский ученый Александр Романович Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.

Для чего используется методика?

  • Изучение процессов памяти;
  • оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
  • исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.

Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.

Описание методики

Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.

При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:

  1. в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
  2. все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
  3. слова не должны быть связаны по смыслу;
  4. необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.

Тестовый материал

Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.

  1. Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
  2. Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
  3. Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
  4. Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.

Расшифровка полученных результатов

Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой «кривой запоминания». Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.


При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки , пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.

Также можно выявить следующие особенности запоминания:

  • если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
  • в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания — чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
  • если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
  • обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.


В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

P i

К i

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
- Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
- Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
К i
-коэффициент запоминания i-го слова,
Р i - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где

V долговрем . - объем долговременной памяти (через один час)
V 6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Цель: диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов. Для детей 6-7 лет может быть следующий набор: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

После того как ребенку дана инструкция, взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. Затем он просит ребенка повторить их, в случае необходимости поправляя сделанные ребенком ошибки. При этом количество ошибок фиксируется.

Выводы об уровне развития слухоречевой памяти:

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

Оценка результатов:

1 уровень. 10 баллов (очень высокий уровень) получает ребенок, в возрасте от 6 до 9 лет, если объем кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

2 уровень. В 9-8 баллов (высокий уровень) оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

3 уровень 4 балла (средний уровень) получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

4 уровень. 2 балла (низкий уровень) ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

5 уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Интерпретация результатов (предложена Л.М. Шипициной )

1 уровень - отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

2 уровень - отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

3 уровень - отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4 уровень - отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

5 уровень - отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

По заданию «Заучивание 10 слов». Оцениваются объем кратковременной и долговременной памяти, качество и продуктивность запоминания.

Качественный анализ (по И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой ):

Качество кратковременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок при воспроизведении вспоминаемых слов при кратковременном заучивании.

Проявления показателя:

Ошибки отсутствуют;

2. Методика "Долговременная память" А.Р. Лурия

Цель: диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

Качественный анализ (по И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой):

Качество долговременного заучивания. Оценивается характер и количество ошибок в воспроизведении слов при отсроченном вспоминании.

Проявления показателя:

Ошибки отсутствуют;

Встречаются единичные случаи искажения слов;

Встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;

Преобладают искаженные слова и смысловые замены.

3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару»

Методика парных ассоциаций методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.

Исследование слухоречевой памяти методом запоминания ряда слов.

Необходимый материал: ряд слов, между которыми существуют смысловые связи:

Кукла - играть

Курица - яйцо

Ножницы - резать

Лошадь - сани

Книга - учитель

Бабочка - муха

Щетка - зубы

Барабан - пионера

Снег - зима

Корова-молоко

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый повторяет запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Коэффициент смысловой памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Ф.Имя Пол Возраст Заключение ПМПК
1. Игорь С. М 6,1 ОНР III
2. Вадим М. М 6,2 ОНР III
3. Максим С. М 6,0 ОНР III
4. Святослав Д. М 6,5 ОНР III
5. Кристина Т. Ж 6,7 ОНР III
6. Марат Л. М 6,9 ОНР III
7. Ильмира Н. Ж 6,3 ОНР III
8. Саша Т. М 6,4 ОНР III
9. Сергей Х. М 6,2 ОНР III
10. Эллина Я. Ж 6,3 ОНР III
2.2 Диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующее исследование)

Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования были оформлены в таблицу 2.


Таблица 2

Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования

Искажение слова

Смысловые замены

Количество запомнившихся слов

Коэффициент кратковременной памяти

Очень низкий

4 Средний

К. Рустам

4 Средний
4 Средний

Н. Ильмира

4 Средний
4 Средний

Х. Сергей

4 Средний

Я. Эллина

8 Высокий

Итак, на констатирующем этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 10% дошкольников с ОНР III уровня с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 20% - с низким уровнем, 60% - со средним, 10% - с высоким.

Наглядно представим результаты в гистограмме 1.


Гистограмма 1

Уровень развития кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования


2 уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у Я.Эллины. В 8 баллов был оценен объем кратковременной слухоречевой памяти, который был фактически равен 5 единицам. Этот уровень отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. 5 слов из 10 было воспроизведено ею без искажений. Задание было выполнено без искажений слов и смысловых замен.

3 уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у Х.Сергея. Т. Саши, Н.Ильмиры. Л.Марата, К.Рустама. К.Радика. Они получили по 4 балла за выполнение Х.Сергеем. Т. Сашей, Н.Ильмирой, Л. Маратом, К. Рустамом – 4 слов, К Радиком – 3 слов. У этих детей объем произвольной слуховой памяти соответствует возрасту, они способны сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

Х. Сергей допустил 1 искажение слова (самолет-полет), что указывает на недостаточность фонематического восприятия, и ни одной смысловой замены. Т. Саша слова не искажал, но допустил одну смысловую замену (самолет-вертолет), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания. Н.Ильмира искажений и замен слов не допускала. Л. Марат при повторении слова «самолет» заменил его по сходное по смыслу «вертолет», что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания. К. Рустам допустил два искажения слова (чайник-чайка, бабочка-бочка), что указывает на недостаточность фонематического восприятия. К. Радик при воспроизведении тоже исказил 1 слово (машина-машинка) и произвел смысловую замену слова «журнал» на слово «газета», что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

4 уровень. 2 балла было поставлено Д.Тимуру и В.Даше, так как объем их кратковременной памяти составляет 2 единицы. Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

Д. Тимур при выполнении задания допустил 1 искажение слова (волк-вол) и 2 смысловые замены (бревно-ствол, автомобиль-машина), что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.

В. Даша допустила 3 смысловые замены (самолет-летит, ноги-туфли, свеча-огонь), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

5 уровень. В 0 баллов был оценена память А.Ильи, имеющая показатель, равный нулю. Этот результат отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования были оформлены в таблицу 3.


Таблица 3

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования

Искажение слова

Смысловые замены

Кол-во запом. слов

Коэффициент

Очень низкий

Очень низкий
Очень низкий
20 Очень низкий
20 Очень низкий
30 низкий

Н.Ильмира

30 низкий
30 низкий
30 низкий
40 низкий

Итак, на констатирующем этапе исследования по результатам диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия было выявлено 50% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 50% - с низким. См. гистограмму 2.


Гистограмма 2

Результаты диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования


А.Илья не вспомнил ни одного слова правильно, при припоминании он предложил три слова, одно из которых было искажено по фонематическому сходству (стол-толк), два – по смыслу (топор-молоток, молоко-чай). У него было констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

В. Даша правильно припомнила только одно слово, и одно слово было предложено как смысловая замена (стул-табуретка). Д.Тимур так же припомнил два слова, одно из которых было смысловой заменой слову «стол» (еда). К Радик правильно припомнил два слова, и одно было предложено по фонематическому сходству (книга-игла). К. Рустам припомнил два слова, не допустив замен и искажений слов. У этих детей был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

Л.Марат, Н.Ильмира, Х. Сергей вспомнили по 3 слова, не допустив замен и искажений слов. Т. Саша вспомнил 4 слова, 3 из которых были названы правильно, одно искажено (тетрадь-тетрадка). Я.Эллина вспомнила 4 слова, без искажений и замен. У этих детей был констатирован низкий уровень развития долговременной памяти.

Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» на констатирующем этапе эксперимента

Общее количество слов

Количество запомнившихся слов

Коэффициент смысловой памяти

Очень низкий

Низкий
40 Низкий

К. Рустам

40 Низкий
40 Низкий

Н. Ильмира

50 средний
60 средний

Х. Сергей

60 средний

Я. Эллина

70 средний

Итак, констатирующий эксперимент показал, что среди дошкольников с ОНР III уровня 10% детей имеют очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 50% - низкий, 40% - средний. См. гистограмму 3.


Гистограмма 3

Особенности развития смысловой слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня на констатирующем этапе эксперимента


Очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти был выявлен у А.Ильи (он запомнил 2 слова), низкий – у В.Даши, Д.Тимура, К.Радика, К.Рустама, Л.Марата, (они запомнили по 3-4 слова). Средний – у Н.Ильмиры, Т.Саши, Х.Сергея, Я.Элины (они заполнили слова из 5-6 пар).

Выводы по второй главе

Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти дошкольников, отобраны детей для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти детей.

Констатирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года с помощью методика «10 слов», «Долговременная память» А.Р. Лурия, методики парных ассоциаций «Запомни пару», теста фонематического слуха Р.В. Овчаровой.

На констатирующем этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 10% дошкольников с ОНР III уровня с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 20% - с низким уровнем, 60% - со средним, 10% - с высоким. По результатам диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия было выявлено 50% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 50% - с низким.

Итак, на констатирующем этапе эксперименты нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

В связи с этим было проведено обследование фонематического и слуха детей.

Для определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что

Уровень развития смысловой слухоречевой памяти влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (r s = 0,9, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (r s = 0,89, при р ≤0,01);

Уровень развития фонематического слуха влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (r s = 0,64, при р ≤0,05) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (r s = 0,8, при р ≤0,01).

Итак, причинами нарушений в развитии слухоречевой памяти старших дошкольников с ОНР III уровня является недостаточность формирования фонематического слуха. Ввиду того, что данные показатели развиваются во взаимосвязи, то коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие фонематических процессов.

По рисованию, дидактические игры, чтение художественной литературы, просматривание иллюстраций. Глава 2. Эмпирические исследования по проблеме формирования мотивационной готовности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы 2.1 Выявление исходного уровня сформированности мотивационной готовности у детей с ЗПР старшего дошкольного...

В классе и, частично, в послеурочное время. 2.3 Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет...

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.