Методики развития

Тест на слуховую память 10 слов. Расшифровка полученных результатов. Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Теперь, когда вы прочитали это, вы будете умнее - вы больше сконцентрируетесь на самых сложных словах. Собственно, родители всегда думали, что их сын был нормальным ребенком. Это правда, что большинство детей начинаются только через год. Но пара из Кельна выясняет, что Макс «немного быстрее».

Однако семья может «никуда идти, не привлекая внимания», - вспоминает мать. Когда она хочет купить обувь для годовалого, продавщица спрашивает, не хочет ли мальчик, который все еще находится в крабовом возрасте, носки. «Я могу ходить», ответил Макс. «Мне нужны туфли». Женщина, которая смущена, теперь считает, что ребенок с речью недолговечен.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Исправить проблемы, но только тогда, когда Макс должен быть обучен. «Я не пойду туда», - говорит он после первого дня: «Учитель слишком похож на стереотип учителя начальной школы». Затем родители отправляют его в школу Монтессори, где классы учатся в совместной ассоциации классов.

По совету учителя они испытывают ребенка-психолога. Результат: Макс имеет выше среднюю высокую разведывательную квоту. С какими трудностями это происходит вскоре: Макс также чувствует себя вынужденным в этой школе и не может справиться с учителем. Класс он жалуется на сильную боль в животе - психосоматические жалобы, как выясняется, вызваны проблемами в школе. Родители позволили своему сыну пропустить класс и пойти прямо в гимназию. Быстро, боль исчезает.

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Макс - один из тех детей, обладающих необычайным интеллектуальным талантом. Некоторые из духовных ранних усыновителей уже могут читать до своего третьего дня рождения, удивляться умным вопросам или даже разговаривать в детском саду, как взрослые. Такие умственные экзамены обычно состоят из нескольких подзадач и рассчитаны таким образом, чтобы средний результат составлял 100 баллов.

Большинство опробованных - около двух третей - набрали от 85 до 115 баллов. Высококвалифицированные люди обладают исключительными интеллектуальными способностями, которые могут быть протестированы в возрасте до малыша. Какой цыпленок не подходит другим? С подобными изображениями исследователи пытаются измерить ум.

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Взрослым также иногда приходится измерять свои умственные способности в таких задачах: в Германии, например, в испытании способности Бундесвера, в процессе отбора в некоторых университетах или в заявке на желанные работы. Однако такие моменты действительно противоречивы: у ученых все еще есть проблемы, объясняющие это свойство вообще.

Это правда, что интеллект часто рассматривается как упрощающий, как способность ума распознавать связи и решать проблемы. Но единого, универсального определения нет. Кроме того, важность интеллекта отличается от культуры и культуры: особенность, часто используемая в западных странах, высокая скорость мышления и другие культуры, считается неразумной. А в Африке, например, Ло, племя в Кении, понимает не только относительно узкий интеллектуальный потенциал, но и такие качества, как уважение, чувство ответственности и внимание.

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

Адвокат революционизирует разведку. Спор о измерении интеллекта имеет свое происхождение более 100 лет назад, когда француз Альфред Бине изобрел первый современный тест интеллекта. Адвокат пришел в разведку, наблюдая за двумя дочерьми. Первоначально Бине пытался определить способность учеников на основании их черепной окружности. Но вскоре он дал этот популярный подход бесполезным.

Вместе со своим коллегой Теодором Саймоном Бинет с большим трудом установил серию из 30 частичных тестов. Особенно простые, такие как стремление к горящему матчу с глазами, смогли справиться даже с маленькими детьми. С другой стороны, самые сложные задачи, в том числе обнаружение рифм, предполагают отличную лексику или другие способности, которые обычно являются собственностью старших детей.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

Таким образом, немецкий психолог Уильям Стерн предложил поделиться результатами таких тестов с возрастом жизни: этот фактор лучше всего отражает развивающиеся интеллектуальные способности. Шестилетний ребенок, который решил задачи, назначенные на один год старше субъектов и, таким образом, имел интеллектуальный возраст в семь лет, получил коэффициент 1 по этой формуле. Чтобы получить целую цифру - в этом случае 117 - результат был подтвержден 100 умножаются.

По этой причине более поздние тесты всегда подаются в большую группу контроля из разных возрастных групп до их публикации - эксперты могут определить типичное распределение мощности для каждой возрастной группы. Интеллект скрывается за определенными интеллектуальными способностями.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

Дети должны воспроизводить, помимо прочего, временное давление, в частности предопределенные узоры с цветными кубиками, повторять числа вперед или назад и решать загадки и загадки, прочитанные тестером. Как бы ни изменились эти частичные задачи: одна из целей таких испытаний - максимально точно зафиксировать «общий фактор» - общий интеллект, который, согласно теории, скрывает все конкретные умственные дары.

Например, таланты математики часто имели более выраженное лингвистическое понимание. Очевидно, согласно заключению Спирмена, у них было основное мышление, которое позволяло им решать очень разные задачи со сравнительно хорошими результатами - подобно людям с определенной спортивной склонностью, которые обычно дают хорошие результаты в нескольких видах спорта.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

С помощью разработанного им статистического метода Спирмен мог также вычислить степень, в которой производительность в разных дисциплинах зависела от этого предполагаемого общего интеллекта. Например, тест может состоять из таких частичных тестов, которые особенно хорошо отражают этот размер - как если бы один выбирал спорт, в котором у генералов есть лучшие шансы. Для многих его защитников этот общий фактор практически эквивалентен интеллекту, который можно измерить простым, одномерным масштабом.

Когда он тогда увидел обширные наборы данных из нескольких стран, он повредил тот же эффект во всем мире. Когда критики обвиняли авторов «научного расизма», 52 исследователя разведки в публичном заявлении защищали некоторые взгляды, выраженные в книге.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

На самом деле, вероятное влияние наследования имеет определенное влияние. Это объясняется исследованиями идентичных близнецов: даже если они выросли в разных средах, они разработали аналогичный высокий интеллект. Однако, хотя некоторые исследователи пришли к выводу из исследований близнецов, что интеллект наследуется до 80 процентов, другие факторы, такие как семейная ситуация, школьное образование или культурный фон, вероятно, будут иметь огромные последствия.

В одном случае он дал два основных предположения, которые должны логически связать его противоположность: все медведи там белые, где всегда снег, а на Северном русском острове Новая Семля всегда снег. Когда психолог проверил, интервьюируемый просто признал: «Если бы 60-х или 80-летний мужчина сказал мне, что увидел там белого медведя, тогда вы могли бы поверить ему». В тестах интеллекта такие субъекты будут работать плохо. Наконец, они должны ожидать ожидаемого ответа, логической связи от двух сфабрикованных заявлений.

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Однако убеждение крестьян в том, что один опыт позволяет надежно судить о цвету медведей на Новой Семле, - и разоблачает искусственность вопроса. Тогда существует восемь независимых интеллектов: лингвистическая, музыкальная, логико-математическая, а также пространственная, физико-кинестетическая, естественная наука. Кроме того, межличностный интеллект облегчает работу с другими людьми и позволяет внутриличностно саморефлексии.

Критики Гарднера жалуются, что его концепция интеллекта слишком широка - по ее словам, одаренные игроки в бейсбол должны быть описаны как особенно умные. По крайней мере, один из них способен предсказать академические и профессиональные достижения человека до 25% и поэтому считается одним из наиболее значимых инструментов психологии.

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Примечание. Информация для оценщика. Существует программа, чтобы сделать это нормативным образом. Измеряет способность к обучению. Фиксация: - В первый раз вы произносите слова: память словесной звуковой фиксации. Это 5 2-3 или менее - это серьезное изменение памяти фиксации: думать о деменции и оценивать тест на 7 минут.

Уровень консолидации: - Подобные слова повторяются в последних 3 попытках. - Во втором, где больше информации сохраняется. Его способность основана только на фиксации или дает усталостный эффект. Нормально быть позитивным. - Если это отрицательно, вы должны думать, что это искажает доказательства!

Тестирование заключается в выявлении скорости и величины слухоречевого запоминания 10 слов. Методика применяется для определения количества их воспроизведения через некоторый промежуток времени. Результатом исследования становится получение сведений о том, может ли ребёнок долго и целеустремлённо прорабатывать слухоречевой материал.

Общая память: суммирование воспоминаний с повторениями и зависимостями после завершения теста. Реальная память: суммирование воспоминаний, если зависимости или повторения после завершения теста. Средняя память: реальная память делится между. Наркомания: слова, которые не отображаются в списке. Для целей суммирования только подсчет один раз.

Повторения: Слова, которые появляются в списке и повторяются. Эффект суммирования всегда учитывается. Компьютеризированная версия занимает около 10 минут. Тест состоит из десяти карт с более чем одной фигурой в горизонтальной плоскости; у большинства из них три фигуры, две большие и одна маленькая, с маленькой фигурой всегда на одной стороне. В дополнение к памяти визуальной фиксации тест чувствителен к изменениям в визуоскопической обработке. Каждый лист преподается субъекту в течение 10 секунд, а затем просят его нарисовать.

В чём заключается методика

В исследовании применяются простые односложные или двусложные, частотные, но абсолютно разные по смыслу 10 слов. Методика предполагает их использование в единственном числе и Обычно количество их повторений может достигать пяти, хотя бывает, что нужно повторять слова до совершенного запоминания. Для наглядности результатов после проведения исследования строят кривую.

Субъекту даются карандаш, резина и страницы. Оценено общее количество ошибок и количество правильных листов. Оценка теста основана на количестве правильных репродукций и на основе оценки ошибок: пропусков, искажений, перемещений, персеверсов, поворотов, размеров и правого левого. - 10 листов: 5-10 минут - вычисляется общее количество ошибок и лезвий.

Обычный субъект должен хорошо делать листы, за исключением двух ошибок, которые обычно представляют собой смещение или замещение периферийных фигур.

  • Ошибка: типичные ошибки памяти.
  • Замена: ошибки памяти из-за предыдущего загрязнения листа.
  • Удерживающая способность уменьшена.
  • Проактивно-ретроактивное забывание. ¿.
  • Типично визоконструктивной трудности или проницательного дефицита.
  • Это также может быть из памяти.
Тест, который измеряет простоту внимания и внимания.

При этом проводится изучение таких характеристик:

  • объём слухоречевого запоминания;
  • особенности мнестической деятельности;
  • скорость запоминания слов в предоставленном количестве;
  • объём воспроизведения через промежуток времени;
  • особенности слухового восприятия.

Проведение тестирования

А.Р. Лурия предложил методику для определения утомляемости, интенсивности внимания, степени запоминания. Она удобна тем, что не предполагает использования какого-либо специального оборудования. Единственным условием для того, чтобы получить действительно прозрачный результат, является соблюдение тишины. Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность к запоминанию слов.

Исследование можно производить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают 9-10 слов. Методика предполагает, что отсроченный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% от полученной ранее словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используется меньшее количество исходной информации - 5-8 слов.

Примеры цепочек для исследования:

  1. Кот. Рог. Стол. Гриб. Мёд. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
  2. Хлеб. Вес. Брат. Ход. Лук. Ёж. Усы. Боль. Окно. Чай.
  3. Кит. Зонт. Ром. Бег. Смех. Пёс. Роза. Пень. Кум. Ёрш.

Начало исследования

Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций. Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки. Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции.

Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь. Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р. Лурия, нужно выставлять крестики.

После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.

Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».


Дополнительные уточнения

В тех случаях, когда испытуемым называются дополнительные слова, проверяющий должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. Если происходят повторения, то каждый новый раз нужно ставить ещё одну пометку.

Бывает так, что при проведении исследования ребёнок пытается что-либо рассказывать или комментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что этого сейчас делать не нужно. На самом деле отвлекающие внимание разговоры методика «10 слов» (Лурия) запрещает.

По истечении 5-разового повторения экспериментатор начинает заниматься другими тестами. Но через 50-60 минут возвращается к запоминаемому ряду и просит рассказать его ещё раз. Но прочитывания уже использованных 10 слов методика на память больше не предполагает. Именно эти повторения теперь следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.


Заполнение таблицы и построение кривой запоминания

Протокол при исследовании выглядит так:

Количество повторений

Спустя час

В дальнейшем он используется для построения кривой запоминания. Для этого по горизонтали откладываются номера повторений, а по вертикали - количество слов, названных правильно. Наклон кривой может быть различным. У детей от 7 лет, которые здоровы, первые 3 повторения представлены в виде одного из следующих вариантов:

  1. 5, 7, 9.
  2. 6, 8, 9.
  3. 5, 7, 10.

То есть к третьему повторению ребёнок способен назвать 9-10 слов. А при дальнейшем прочитывании ряда количество называемых слов становится равно 9-10.


Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая

Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.

Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше - всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.

Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.

Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.