Методики развития

Детские тесты на внимательность. Советский тест на логику в картинках: вопросы на внимательность

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала и конца. Однако эти номера не совпадают

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой. Ребенок должен назвать номер линии слева, а затем справа. Хороший показатель, когда дети 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и без ошибок.

Тест «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях.

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)

За 2 мин. Ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится значительно меньше, а продуктивность повышается.


Тест «корректурная проба»

Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.

Ребенку предлагается таблица с любыми знаками. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания, и количество ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Время работы — 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».


Тест «Цифровая таблица»

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь».

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

«S-ТЕСТ»

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами — эталонами.

Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним- двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.


1 Сколько туристов живет в этом лагере?
2 Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3 На чем они сюда приехали?
4 Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5 Откуда дует ветер: с севера или юга?
6 Какое сейчас время дня?
7 Куда ушел Шура?
8 Кто вчера был дежурным (назовите по имени)?
9 Какое сегодня число какого месяца?

Ответы:

1 Четверо. Если присмотреться, можно заметить: столовых приборов на 4 персоны, и в списке на дежурство - 4 имени.
2 Не сегодня, судя по паутине между деревом и палаткой, ребята приехали несколько дней назад.
3 На лодке. Около дерева стоят весла.
4 Нет. На картинке есть курица, значит, где-то рядом селение.
5 °C юга. На палатке есть флажок, по которому можно определить, откуда дует ветер. На картинке есть дерево: с одной стороны ветки короче, с другой длиннее. Как правило, удеревьев с южной стороны ветки длиннее.
6 Утро. По предыдущему вопросу мы определили, где север-юг, теперь можно понять, где восток-запад, и посмотреть на тени, которые отбрасывают предметы.
7 Он ловит бабочек. Из-за палатки виден сачок.
8 Коля. Сегодня Коля что-то ищет в рюкзаке с буквой «К», Шура ловит бабочек, а Вася фотографирует природу (потому что из рюкзака с буквой «В» виден штатив от камеры). Значит, сегодня дежурит Петя, а вчера, согласно списку, дежурил Коля.
10 8 августа. Судя по списку, раз сегодня дежурит Петя, то число - 8. А поскольку на поляне лежит арбуз, значит, август.

2 Загадка, которую предлагали второклашкам прошлого века




1 Вверх или вниз по течению реки идет пароход?
2 Какое время года здесь изображено?
3 Глубока ли река в этом месте?
4 Далеко ли пристань?
5 На правом или левом берегу реки она находится?
6 Какое время дня показал на рисунке художник?

Ответы:

1 Деревянные треугольники, на которых укреплены бакены, всегда направлены против течения. Пароход плывет вверх по реке.
2 На рисунке показана стая птиц; они летят в виде угла, одна его сторона короче другой: это журавли. Стайный перелет журавлей бывает весной и осенью. По кронам деревьев на опушке леса можно определить, где юг: они всегда разрастаются гуще на той стороне, которая обращена к югу. Журавли летят в южном направлении. Значит, на рисунке изображена осень.
3 Река в этом месте мелка: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.
4 Очевидно, пароход причаливает к пристани: группа пассажиров, взяв вещи, приготовилась сойти с парохода.
5 Отвечая на 1-й вопрос, мы определили, в какую сторону течет река. Чтобы указать, где правый, а где левый берег реки, надо стать, повернувшись лицом, по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились выходить на ту сторону, откуда вы смотрите на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.
6 На бакенах - фонари; ставят их перед вечером и снимают рано утром. Видно, что пастухи гонят стадо в селение. Отсюда приходим к выводу, что на рисунке показан конец дня.

3 Советские загадки на логику: 8 вопросов на внимательность


Еще одна советская загадка, эта посложнее будет чем предыдущая. Ответить верно на все 8 вопросов могут только 4% людей.
Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1. Какое время дня изображено на рисунке?
2. Раннюю весну или позднюю осень изображает рисунок?
3. Судоходна ли эта река?
4. В каком направлении течет река: на юг, север, запад или восток?
5. Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?
6. Есть ли поблизости мост через реку?
7. Далеко ли отсюда железная дорога?
8. На север или юг летят журавли?

Ответы:

 Рассмотрев рисунок, вы видите, что на поле идет сев (трактор с сеялкой и возы с зерном). Как известно, сев производится осенью или ранней весной. Осенний сев проходит, когда на деревьях еще есть листья. На рисунке же деревья и кусты совершенно голые. Следует сделать вывод, что художник изобразил раннюю весну.
 Весной журавли летят с юга на север.
 Бакены, то есть знаки, отмечающие фарватер, ставятся только на судоходных реках.
Бакен укрепляется на деревянном поплавке, который углом всегда бывает направлен против течения реки.
 Определив по полету журавлей, где север, и обратив внимание на положение треугольника с бакеном, не трудно решить, что в этом месте река течет с севера на юг.
 Направление тени от дерева показывает, что солнце стоит на юго-востоке. Весной на этой стороне небосклона солнце бывает в 8 – 10 часов утра.
 К лодке направляется проводник-железнодорожник с фонарем; он, очевидно, живет где-то поблизости от станции.
 Мостки и лестница, спускающаяся к реке, а также лодка с пассажирами показывают, что в этом месте налажен постоянный перевоз через реку. Он нужен здесь потому, что поблизости нет моста.
 На берегу вы видите мальчика с удочкой. Только при ловле рыбы на глубоком месте можно так далеко отодвигать поплавок от крючка.
Если вам понравилась эта загадка, то попробуйте пройти еще одну

4 Советская загадка на логику про железную дорого (у дороги)


Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:
1. Много ли времени осталось до новолуния?
2. Скоро ли наступит ночь?
3. К какому времени года относится рисунок?
4. В какую сторону течет река?
5. Судоходна ли она?
6. С какой скоростью движется поезд?
7. Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
8. Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?
9. К чему сейчас должен подготовиться шофер?
10. Есть ли здесь поблизости мост?
11. Есть ли в этом районе аэродром?
12. Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?
13. Дует ли ветер?

Ответы:

 Немного. Месяц старый (видно его отражение в воде).
 Не скоро. Старый месяц виден на утренней заре.
 Осень. По положению солнца легко сообразить, что журавли летят на юг.
 У рек, текущих в Северном полушарии, правый берег крутой. Значит, река течет от нас к горизонту.
 Судоходна. Видны бакены.
 Поезд стоит. Светится нижний глазок светофора - красный.
 Недавно. Он находится сейчас на ближайшем блокировочном участке.
Дорожный знак показывает, что впереди железнодорожный переезд.
 К торможению. Дорожный знак показывает, что впереди крутой спуск.
 Вероятно, есть. Стоит знак, обязывающий машиниста закрыть поддувало.
 В небе след самолета, сделавшего петлю. Фигуры высшего пилотажа разрешается делать только невдалеке от аэродромов.
 Знак возле железнодорожного пути показывает, что встречному поезду придется подниматься вверх по уклону. Затормозить его будет нетрудно.
 Дует. Дым паровоза стелется, а ведь поезд, как мы знаем, неподвижен.

Многие люди не обращают внимания на то, что их окружает. Возможность снабжать человека устойчивым вниманием для процессов запоминания или припоминания информации может решить множество психологических проблем в жизни.

И память здесь ни при чем.

Информация лучше запоминается и дольше сохраняется при сосредоточенном внимании.

Это подтверждается следующим примером.


Тест 1

Если человеку закрыть глаза и спросить его о том, какие цвет, форму, запах, а может, и вкус имеет предмет, который он видел много раз, мимо которого часто ходил, но не обращал внимания, он с трудом сможет ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Большинство людей не могут ответить на вопрос о том, римская или арабская цифра 6 стоит на циферблате их механических часов. Часто бывает, что ее там нет вообще. Но человек, много раз смотревший на часы, не заострял на этом факте внимания и в итоге не запомнил его.


Тест 2

К вам пришли гости. Попробуйте провести небольшой эксперимент.

Приблизительно после 30-минутного общения предложите приятелям повернуться спиной к ближайшим соседям так, чтобы не было возможности их видеть. Их задача – дать верные ответы на несколько вопросов о соседях.

1. Назовите цвет одежды соседа (соседки), опишите ее.

2. Носит ли ваш сосед галстук (или, если это соседка, шейный платок)?

3. Надушен ли он (она)?

4. Опишите обувь соседа (соседки).

5. Носит с собой борсетку (или дамскую сумочку)?

6. Надевает ли украшения (если носит, то опишите)?

7. Опишите волосы: цвет, тип, прическу.

8. Опишите глаза: цвет, форму.

9. Ваш сосед (соседка) курит?

10. Что держит в руке?

Кроме этих вопросов, можно спросить об обстановке комнаты, но сначала попросите гостей перейти в другую комнату или в сад.

В тот момент, когда вы обращаете внимание на определенную информацию, она вводится в кратковременную память.

Необходимо отчетливо представлять себе обстоятельства, при которых внимание предрасположено к падению:

1) если человека принимаются поторапливать;

2) если нас перебивают или возникают отвлекающие факторы;

3) если налицо переутомление;

4) если организм перенасыщен лекарствами, алкоголем;

5) если человек находится в нормальной обстановке (происходит потеря бдительности);

6) если человеком руководят чувства;

7) если мы не можем разобраться в потоке воспринимаемой информации.

Замечая главное, мы не обращаем внимания на детали.


Задание 1

Прочтите слова:


Вы сосредоточили свое внимание на опечатках? Прочтите слова еще раз с большим вниманием.


Задание 2

Попробуйте пройти словесные лабиринты. Буква правого нижнего угла – это вход в лабиринт (начало слова).

Буква, стоящая в левом верхнем углу, – конец лабиринта, она же и последняя буква слова. Двигаться можно вертикально или горизонтально. Нельзя пропускать строки или буквы




Подсказка:

2 – подвижность; 5 – факультатив;

3 – эксперимент; 6 – выступление.

4 – управляющий;


Никогда не поздно начинать работу над развитием своего внимания. Любое запоминание принесет больший эффект, если заучивать не механически, а получать удовольствие от этого процесса.

Данные ниже упражнения хорошо развивают внимание, которое в свою очередь оказывает влияние на процессы запоминания и припоминания.


Упражнение 1

Нужно положить перед собой 10 разнообразных предметов и закрыть их бумагой. Ткань не подойдет, потому что под ней можно легко угадать очертания предметов. Откройте их, рассмотрите в течение 10 с и опять закройте. Попробуйте припомнить все предметы.


Упражнение 2

Рассмотрите те же предметы опять в течение 8 – 10 с. Затем назовите предметы в том порядке, в котором они расположены.


Упражнение 3

Пусть кто-нибудь поменяет местами два любых предмета. Затем рассмотрите все предметы в течение 10 с и попытайтесь догадаться, какая пара предметов оказалась переложенной.


Упражнение 4

Не смотря на предметы, назовите цвет каждого из них.


Упражнение 5

Расположите друг на друге восемь предметов. В течение 20 с рассмотрите их снизу вверх и сверху вниз. Потом проделайте это же самое по памяти.


Упражнение 6

5-6 объектов нужно разместить в разных положениях: поставить на бок, пододвинуть друг к другу, положить один на другой и т. д. Спустя 20 с расскажите о положении каждого предмета.


Упражнение 7

Попросите кого-нибудь подготовить несколько полосок бумаги, на которых крупно будут написаны шестизначные числа. Они должны быть составлены из одинаковых цифр, которые переставляют из одного разряда в другой:

Сперва вам покажут первое число. Затем его нужно убрать. Рассмотрев второе число, скажите, какие цифры переставлены. Продолжайте таким же образом анализировать остальные числа.


Как бороться с рассеянностью

Рассеянность вызвана не плохой памятью людей, а дефицитом внимания к множеству вещей, которые играют важную роль при записи информации.

Внимание может быть двух типов: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание рождается при отсутствии осознанного намерения со стороны человека. Вы не старались заметить собаку, пробежавшую прямо у ваших ног, но, как ни странно, запомнили. Непроизвольное внимание имеет сильную зависимость от изменений, которые происходят в окружающей среде. Для раздражителя, играющего важную роль, должны быть характерны неожиданность и необычность. В заводском цехе громыхающие удары молота прекращают приковывать внимание. Но в ночной тиши притягивают внимание разнообразные слабые шорохи.

Непроизвольное внимание находится в полной зависимости от интуитивной установки, которая формируется у человека под влиянием событий предыдущей жизни.

Если говорить по-другому, то непроизвольное внимание можно назвать вниманием человеческого подсознания. Наверное, хоть раз, но случалось и такое: идете по улице, предаетесь размышлениям о целиком и полностью конкретных вещах. И вдруг вы понимаете, что ваши мысли заняты чем-то другим. Ваше внимание переключилось, а как это произошло, вы и не заметили. Точно так же в ожидании человека, который вам небезразличен, вы машинально будете прислушиваться к шагам в коридоре, скрипу входных дверей, звуку подъезжающей машины, даже если вы в данный момент выполняете определенную работу.

Произвольным психологи называют сознательно созданное внимание. Произвольное внимание имеет прямую связь с деятельностью второй сигнальной системы и в «истинном облике» присуще только человеку. Люди отдают себе различные команды: «необходимо изучить то-то», «попытаться услышать сказанное другими», «не пропустить активизации процесса» и т. д. Данные команды отдаются с помощью внутренней речи и в сознании сами по себе не закрепляются, но итоговым результатом рассмотренного выше процесса можно считать осознанную деятельность.

Организация произвольного внимания зависит от целей, которые ставит перед собой человек

Произвольное внимание сопряжено с большим напряжением, чем произвольное. И как компенсация этого – значительный эффект. Ситуация станет понятнее, если подробнее рассмотреть свойства внимания:

1) устойчивость;

3) распределяемость;

4) переключаемость.

А теперь поподробнее о каждом.

Объем внимания находится под влиянием природных качеств человеческого организма. Объем внимания можно повысить с помощью разнообразных тренировочных упражнений. К примеру, это немаловажно для человека, который работает с персональным компьютером.

Распределяемость внимания - это число операций, которые человек способен исполнять в одно и то же время. Не секрет, что каждое занятие требует к себе определенного внимания.

Юлий Цезарь был способен одновременно что-то писать, слушать кого-нибудь и вдобавокс кем-то разговаривать.

Согласно утверждениям психологов желание одновременно выполнять несколько действий неосуществимо. Это объясняется тем, что в коре головного мозга в полную силу может работать только один очаг возбудимости.

В этом случае его выручало внимание, которое быстро переключалось поочередно с одного вида деятельности на иной. Чем стремительнее и лучше протекает переключение внимания, тем больше разных видов работы можно выполнять одновременно. Существует и иной механизм синхронного выполнения разнообразных дел.

Пока одно из действий располагается в самом центре сознания, остальные (с помощью неоднократных повторений доведенные до автоматизма) лежат как бы на подходе, ждут своей очереди. При сочетании данных механизмов одновременного выполнения нескольких действий опытный водитель имеет возможность одновременно управлять машиной и следить за дорогой.

Почти каждый студент может одновременно слушать преподавателя, конспектировать его лекцию и общаться с товарищами, умудряясь в какой-то мере осмысливать полученную информацию. Но такое умение не дается человеку от рождения. Если малышу, который держит в руке мячик, положить в другую любую игрушку, он бросит мячик, потому что не умеет еще разделять внимание для таких довольно простых действий.

Внимание годовалого ребенка непроизвольно и несовершенно. В этом возрасте клетки в коре головного мозга еще недостаточно развиты, да и вторая сигнальная система не достигла своего совершенства.

Если у вашего внимания слабое развитие, то поразмыслить над определенной задачей, тем более решить ее, практически невозможно.

Чтобы тренировать свое внимание, можно воспользоваться специальными рисунками. Их можно найти в различных печатных изданиях.

Например, что изменилось, когда убежал котенок?






Нужно постараться за 15 с запомнить предметы, которые расположены на столе (рис. 2А). Посмотрите на рисунок 2Б и назовите предметы.






Эти упражнения помогут сделать внимание устойчивым и увеличить объем памяти. Но лучше всего поможет развитию внимания каждодневная работа.

У людей пожилого возраста память, внимание и иные мыслительные операции становятся хуже. С возрастом внимание сохраняется, если заниматься его тренировкой с ранних лет. Существует множество примеров, когда известные ученые и в старости обладали ясностью и четкостью сознания.

Занимаясь творческим трудом, человек добивается высокой концентрации своего внимания, а внешне выглядит как чрезвычайно рассеянная личность. Многие события нормальной жизни проходят, минуя его.

Из всего вышесказанного становится ясно, что плохая работа памяти – это результат недостатка внимания. А внимание – центральное звено в цепи процессов памяти, предпосылка, которая просто необходима для процесса запоминания. Когда ваш ум занят чем-то отвлеченным, то поддержать достаточный уровень внимания очень тяжело.

Судить об устойчивости вашего внимания можно будет после выполнения упражнения, разработанного психологами.

Глядя на рисунок 3, ведите взгляд точно по линии, которая выходит из первого квадрата. В той клетке, куда провела вас линия, поставьте цифру 1. Проведите аналогичную работу с оставшимися цифрами лабиринта. Далее выполните те же действия при помощи карандаша.




Если при выполнении задания вы не совершили ошибок, ваше внимание можно признать устойчивым.

Следующее упражнение поможет оценить уровень переключаемости вашего внимания. За 4 мин нужно среди размещенных беспорядочно чисел найти цифры от 1 до 30.




Усложненный вариант: за 9 мин отыскать числа от 1 до 90.




Как тренировочные подойдут и такие задания: на данных ниже рисунках изображены предметы. Сначала потренируйтесь запоминать как можно больше предметов. После этого выполните упражнение на время.








Автоматические действия в большинстве своем являются основой забывчивости. Например, бессознательно выключив утюг, мы не можем вспомнить, выключили его или нет.

Избавиться от автоматизма движений можно: просто остановитесь и сделайте паузу.

Если вы решили бороться с забывчивостью и рассеянностью, нейтрализуйте главного врага – спешку.

Один из принципов коррекции внимания – способность сконцентрироваться в определенное время, т. е. все мыслительные процессы должны быть направлены на решение определенной задачи, не отвлекаясь на другие проблемы.

Третье условие – быстрота действия. Если появляется несущественная проблема, которая требует ничтожно малого времени для устранения, ликвидируйте ее немедленно или сделайте это в ближайшее время.

Бывают случаи, когда нет возможности сконцентрировать внимание. Этому может мешать депрессия. В этот момент сознанием человека владеют мрачные мысли. Эмоциональный стресс, посторонние звуки, суетливость – все это сопутствующие депрессии явления. В это время человек не способен собрать свои мысли и спланировать свои поступки.

Если вы устали, лучше отсрочьте работу над трудными заданиями и обдумывание серьезных проблем до лучших времен.

И положительные, и отрицательные эмоции оказывают большое влияние на память человека. Их задача – отобрать для человека значимую, немаловажную для него информацию.

Надолго запоминаются те вещи и события, которые потрясли воображение, порадовали или сильно огорчили.

На работу подсознательной памяти влияет настроение человека в тот момент, когда происходит процесс усвоения информации.

По мнению многих людей, у эмоций и мышления нет ничего общего; эмоции не только не помогают, а даже мешают мыслительным процессам. Но с этими утверждениями можно поспорить, потому что всякое действие, каждый мыслительный процесс и эмоции неотделимы друг от друга. Опытным путем установлено, что эмоциональные всплески помогали найти выход из, казалось бы, совсем безвыходных ситуаций.

Иногда с утра неизвестно откуда появляется уверенность, что день будет удачным. И действительно, все проблемы решаются сами собой.

Эмоции - это великая энергия! Когда человек под воздействием сильнейших эмоций совершает преступление (в состоянии аффекта), оно рассматривается судьей иначе, нежели проступок, который намечался заранее.

Вообразите себя участником небольшого эксперимента. Перед вами положили хаотично рассыпанные фрагменты мозаики.

Это части одного рисунка. Ваша задача – сложить его. На самом деле здесь полно ненужных частей, а одной не хватает.

Условия эксперимента таковы, что через каждые 2 мин фрагменты вновь смешиваются и испытуемый обязан приступить к работе сначала.

Спустя 10-15 попыток испытуемому незаметно подбрасывают недостающий фрагмент и предоставляют возможность закончить задание.

Как вы считаете, когда испытуемый ощутит раздражение? На кого прежде всего он будет злиться?

Если вы, находясь в качестве испытуемого, ощутите, как через 3 попытки раздражение начинает расти, похоже, что вы – холерик, если спустя 7 попыток – вы сангвиник.

Когда всего лишь на десятой попытке вы начинаете недоумевать, вы ярко выраженный флегматик.

Тот факт, что вы злитесь на себя самого, говорит, что вы интроверт. Если возникает желание обсыпать данными фрагментами исследователя, вы экстраверт. Чтобы выяснить, какой психотип вам ближе, заполните таблицу.

1. Выберите положения, которые характеризуют вас.

2. Сосчитайте и запишите количество поставленных плюсов в графе «Итого».

Если большая часть плюсов в первом столбце, то вы экстраверт, если во втором – интроверт.

Бывает, что количество плюсов в обоих столбцах совпадает. Это означает, что человек в зависимости от обстоятельств может показать себя и как экстраверт, и как интроверт.




Экстраверты являются обладателями быстрого, поверхностного и широкого внимания. Его еще можно назвать подвижным и динамичным. На всевозможных вечеринках именно эти люди находятся в центре внимания: из них так и сыплются умные цитаты и анекдоты. Такой человек производит впечатление остряка и эрудита: все зависит от обстоятельств. Он схватывает большое количество нового материала на лету и, не мешкая, несется вперед. Такое явление специалисты называют цитатной памятью. Цитируя немало и к месту, слывя знатоком определенного вопроса, экстраверт может не суметь описать проблему своими словами, не знать ее сути.

Истории известны факты, когда цитатная память помогала человеку достичь успеха. Например, известен случай с молодым юристом, который знал все доказательства побуквенно, при этом абсолютно ничего не понимая. Тем не менее ему удалось закончить обучение, причем с отличными оценками.

Интроверт в свою очередь обладает узким, глубоким, даже можно сказать, основательным вниманием.

Детям присуще подвижное, стремительное и в то же время поверхностное внимание. Для обыкновенного, с хорошим здоровьем ребенка взрослый человек кажется большим занудой, потому что взрослый может говорить об одном и том же непозволительно долго – полных 5 мин. У этих людей во взрослом состоянии низкая метаболическая активность мозга, что ведет к рассеянности внимания.

Благодаря хорошей устойчивости внимания, способности к его предельной концентрации интроверт может прослыть занудой. Зато как раз подобному типу людей по силам открыть новые законы природы, изобрести что-то гениальное.

При всем том такой вид внимания можно сравнить с вязкой тиной, которая тянет вглубь. Чтобы это чувство немного притупить, нужно научиться смотреть на окружающий мир проще.

Советы экстравертам

1. Работайте над самодисциплиной. Приучите себя заниматься систематически в определенное время. Вы не сможете сразу выполнять определенное задание в течение продолжительного времени, начинайте с 20 мин.

2. Не думайте, что ничего нового в этом мире вы для себя уже не найдете.

3. Анализируйте новый материал.

4. Сделайте свои выводы и сравните их с предоставленными.

6. Постарайтесь, чтобы ваши знания не носили отрывочный характер.

Советы интровертам

1. У вас есть склонность к самобичеванию. Будьте объективнее.

2. Не стоит трудиться до изнеможения.

3. Попробуйте дать организму отдых – он будет вам за это только благодарен.

4. К большой цели продвигайтесь мелкими шагами, не пытайтесь охватить необъятное.

5. Осуществляйте контроль над собой: что запомнили, а что успели забыть.

6. Повторение изученного не должно быть механическим: первый раз повторите основные моменты, во второй раз уделите внимание деталям.

7. Не пренебрегайте конспектами, а свои мысли можно зафиксировать на полях страниц.

Чтобы данные ниже задания и упражнения принесли ощутимый результат, нужно знать о своих сильных и слабых сторонах. В этом поможет следующая таблица, разработанная психологами.






Букве Т соответствуют люди, которым присущи логичность и рациональность.

Букве F соответствуют люди с ассоциативным типом мышления.

Советы для логиков (Т-людей)

1. Время занятий. Ваша усидчивость и способность к концентрации позволят вам много заниматься, а напряженная умственная работа не скажется отрицательно на осмыслении и овладении новой информацией.

2. Объем материала. Прислушайтесь к данному совету: не учите абзац за абзацем, а проглядите весь материал полностью. Это позволит обозначить основную канву повествования, узловые моменты. Для начала этого вполне достаточно. После того как материал отлежится, можно работать с деталями.

3. Качество. Не рассчитывайте, что получите снимок всего прочитанного материала – вы же не относите себя к «зубрилкам»! Лучше иметь информацию меньшего объема, но прочно сидящую в памяти. Но учтите, что для постижения смысловых связей потребуется больше времени.

4. Скорость. Ни к чему завидовать тем, кто запоминает быстро и наизусть: быстро запомнил – еще быстрее забыл. Позанимайтесь немного дольше, и в результате не придется запоминать одно и то же два раза. Вы должны беспокоиться за точность и систематичность восприятия, а скорость не должна вас тревожить.

5. Обязательно уделите внимание развитию других типов памяти.

6. Когда вы в полной мере владеете материалом, не пропустите появление новых образов и мыслей. Не получается их запомнить – не стыдитесь записать, зарисовать. В будущем вам это очень пригодится.

Советы для иррационалистов (F-людей)

1. Время занятий. Дисциплина – это не ваш конек. Начните с элементарных вещей: определитесь со временем занятий. Для вас не секрет тот факт, что вы можете быстро утомиться. При рассеянном внимании занятия не пойдут впрок. 20 мин – это то, что необходимо. А вот для чтения художественной литературы ограничений нет.

2. Объем материала. Нет сомнений, что чтение учебника истории для вас равнозначно чтению художественного романа. В вашей памяти отложились только яркие образы. Приступайте к повторному чтению. Быть может, придется поработать со схемами и таблицами.

3. Качество. Ваши ассоциативные образы похожи на разномастную гурьбу, которая пытается попасть в ваше жилище. Старайтесь впускать мысли, образы и ассоциации строго по порядку. Для этого необходимо мыслить не только образно, но и логично.

4. Скорость. Ваш эмоциональный настрой здорово влияет на скорость, быстроту, верность запоминания.

Во время работы не размышляйте о посторонних вещах, все ваши мысли должны быть заполнены лишь изучаемым материалом.

5. Какие виды памяти необходимо развивать. У вас прекрасно сформирована образная память. Показывайте свои образы в виде рисунков, стихотворений. Забота о своих образах сделает лучше ваши мышление и память.


Психотехнические упражнения

Психотехнические игры и упражнения предназначены для формирования всевозможных форм саморегуляции определенного состояния человека.

Исследования ученых говорят о том, что эффективность учебного процесса обеспечивает способность человека к саморегуляции состояния, психологической настройке.

Психотехнические упражнения способствуют активному использованию навыков запоминания. Под психотехникой ученые-психологи понимают целый комплекс психотехнических упражнений.

Разнообразные психические процессы являются основой процесса запоминания. От того, насколько хорошо они выполняют свою работу, зависят всевозможные характеристики жизнедеятельности человека. К этому числу можно отнести и способность человека к запоминанию.

Уже в начале прошлого века академик В. М. Бехтерев занимался исследованием процессов внимания. Им были приведены доказательства того, что у испытуемых, которым предложили выполнить тесты на выявление качества внимания, возрос процент запоминания информации. Качество внимания исследовали с помощью различных тестов.

1. В течение определенного времени вычеркнуть установленные значки, буквы, слова.

2. Дополнить текст: вместо пропусков вставить необходимые слова.

Наблюдатель регистрировал, за какое время выполнено упражнение. В его обязанности входило и фиксирование наличия ошибок. Каждый раз для выполнения заданий испытуемым требовалось меньше времени. Количество ошибок тоже уменьшалось. А вот качество выполнения упражнений, напротив, становилось выше.

Примерно в это же время была заложена основа для развития психотехники как науки.

Она играла роль особой практической дисциплины, которая соединила различные схемы воздействия на психические процессы человека.

С тех пор ученые собрали и обработали немало всевозможных заданий и упражнений. Ниже вы найдете упражнения, которые необходимы для отработки навыков запоминания.

Стоит заметить, что, занимаясь мнемотехникой, нет необходимости в выполнении психотехнических упражнений, потому что упражнения для отработки навыков запоминания и припоминания информации вполне пригодны для тренинга всех психических процессов. Доказано, что все упражнения снабжают мозг человека необходимой тренировочной нагрузкой. Но все же если вам тяжело мысленно представлять различные образы, специалисты советуют выполнять психотехнические упражнения самостоятельно со всей тщательностью.

Психотехническое упражнение (проводится в группе ведущим).

Сядьте парами. Каждый возьмите лист бумаги, сложите его вдвое и внутри напишите страницу любого текста. После внимательного изучения материала поставьте в нижней части листа личную подпись.

Листок сложите и никому не показывайте. Закройте глаза. Расслабьтесь на несколько секунд. Ощутите тепло, которое разливается по всему телу. Сконцентрируйте свою внутреннюю энергию и направьте ее на собеседника. Дотроньтесь своей рукой до руки своего напарника.

Поднесите руку вторично и ощутите упругую волну. Поднесите руку ко лбу напарника, при этом каждый почувствует ощущение руки напарника возле вашего лба, излучение этой руки, упругую волну, может быть, легкий ветерок. Теперь способности вашей памяти оказываются невероятными. Обменяйтесь листочками, не разворачивая их. Сейчас, сидя рядом с напарником и ощущая излучение, настройтесь на свои неограниченные возможности и проверьте их. Вы открываете лист своего напарника, при первом же прочтении запоминаете все слова, которые там написаны, эти слова вытесняют из памяти всю предыдущую информацию, с которой вы работали в течение этого занятия.

Закрыв лист, вы обнаруживаете, что без труда можете вспомнить все увиденные слова. И в то же время удивляетесь, куда же растворились, куда исчезли из вашей памяти те понятия, которые вы только что написали сами. Проделайте вместе со своим напарником этот эксперимент. Сообщите ведущему результат. Взглянули на лист. Спасибо. Закрыли лист. Взяли карандаш, написали эти слова на сложенном листе. Теперь попытайтесь вспомнить слова, написанные вами на своем листе, там, где вы поставили свою подпись. Обсудите со своим партнером результаты упражнения. Игра закончена.


Релаксационные упражнения

Упражнение «Пальцы». Нужно соединить кисти рук так, чтобы большие пальцы были свободными. Необходимо сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и совершать медленное вращение большими пальцами относительно друг друга. Попытайтесь ни о чем не размышлять. На первое время сосредоточиться вам поможет движение. Оно же отвлечет вас от второстепенных мыслей и житейских хлопот. Внимание напоминает часы, у которых только одна стрелка. Это и другие упражнения помогут научиться сознательно сохранять необходимое вам положение стрелки, что очень непросто, потому что внимание не отличается послушанием. Оно постоянно прыгает с одного на другое. Но вы должны беззлобно, но настойчиво показать своему вниманию, что теперь не оно управляет вами, а вы им.


Упражнение «Дыхание». Присядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза, сосредоточив свое внимание на дыхании. Дышите в обычном режиме. Попробуйте наблюдать за данным процессом как будто бы со стороны. Нарушение ритма дыхания недопустимо. Стремитесь ни о чем не раздумывать. Ваша задача в данный момент – просто вести наблюдение за своим дыханием.


Упражнение «Те пло ». Сдвиньте ладони рук так, чтобы расстояние между ними было около 1 см. Вы должны ощутить тепло. Сконцентрируйте внимание на ощущении тепла. При этом как бы замрите, затаитесь. Постарайтесь оставить в памяти это расслабление. Именно расслабленное состояние помогает добиться максимальной сосредоточенности.


Упражнение «Фокусировка». Необходима концентрация внимания на всем теле сразу. Мысленно побегите по телу внутренним взглядом. Попытайтесь ощутить приятную волну, которая проходит по телу с головы до кончиков пальцев ног. Сконцентрируйте внимание на:

1) правой руке;

2) предплечье правой руки;

3) кисти правой руки;

4) указательном пальце;

5) кончике указательного пальца;

6) всем теле.

Повторите упражнение для другой руки.

Вслед за выполнением серии релаксационных задач переходите к упражнениям, направленным на тренировку внимания и визуального мышления.


Упражнение «Буквы». В любой газете или журнале найдите для тренировки несколько абзацев (три или четыре). Прочитывая статью, сосчитайте в ней число букв «а». Снова прочтите и посчитайте число «в». Прочтите статью еще раз и отметьте количество слов в отрывке, который вы выбрали. Результат зафиксируйте. Продолжайте заниматься с одним текстом до тех пор, пока численность сосчитанных букв не прекратит меняться. Это упражнение может быть выполнено произвольно: просто считайте любые буквы в любом тексте. Желательно дополнительно определять время, затраченное на выполнение упражнения, с помощью секундомера. Это поможет сравнить полученные результаты.


Упражнение «Активизация памяти». Вспомните свой вчерашний день, время отдыха, недавно увиденный кинофильм во всех подробностях. Ваша главная задача – удержать внимание на процессе вспоминания, не позволяя мыслям переключаться на иные темы. Если все удалось сделать довольно легко, рискните вспомнить все наоборот, разверните время обратно. Это усложнит задачу.


Упражнение «Мысленная прорисовка». Мысленно рисуйте себе буквы и числа, разнообразные геометрические фигуры. Не нужно путать мысленную прорисовку с обыкновенным изображением в уме определенного образа. При выполнении этого упражнения нужно именно «рисовать». Рисовать так же, как будто рисуете в альбоме карандашом, пальцем по запотевшему стеклу. Рисунки должны быть крупными. Постарайтесь почувствовать движение своей руки, хотя она должна оставаться неподвижной.

Выполнение следующих упражнений позволяет достичь мышечного расслабления.


Упражнение 1

1. Опираясь пятками об пол, отогните пальцы ног кверху. Затем напрягите мышцы ступней и голеней. Продолжайте в течение 10 с, после этого необходимо на 10 с расслабиться. В ходе выполнения данного упражнения вы должны ощутить, как ваши мышцы сначала напрягутся, а потом согреются. Приятно чувствовать расслабление вслед за тем, как уйдет напряжение.

2. Нужно поднять ноги параллельно полу и отогнуть пальцы ног на себя. Теперь в работу включается другая группа мышц – мышцы бедер. Необходимо остаться в этом положении около 10 с, а потом расслабиться, позволив ногам неожиданно упасть. Вы испытаете приятные ощущения, потому что ваши ступни, голени и бедра согреются.

3. Поднимите ноги параллельно полу и отогните пальцы ног к себе. Нужно в течение 10 с держать ноги в напряжении, а потом расслабить. Эта стадия упражнений вынуждает трудиться мышцы, которые находятся в нижней части тела. Далее наступает очередь верхней части корпуса.

4. Необходимо поднять руки горизонтально параллельно полу. Сжимая пальцы в кулак, приложите усилия, чтобы напрячь всю руку. Продолжайте действия в течение 10 с, после этого руки можно расслабить. Это упражнение следует повторить с раскрытыми ладонями, причем пальцы должны быть разведены. По истечении 10 с руки можно расслабить.

5. Нужно вытянуть губы вперед, как будто вы хотите произнести звук «О». Распахните глаза шире, как бы выражая удивление. А вот брови хмурить не нужно. Вытерпите 10 с, а потом можно расслабиться. Мышцам шеи и лицевым мышцам это пойдет только на пользу. Это несложное упражнение можно выполнять и за рулем автомобиля, но только в том случае, если вы ждете зеленый свет светофора.

6. Попробуйте улыбнуться как можно шире и остаться в таком положении в течение 10 с. После этого можно расслабиться. Таким образом, к концу этого комплекса упражнений вы подошли, улыбаясь.

Следующий комплекс упражнений заимствован из системы упражнений для йогов. Расслабив мускулатуру, они использовали его, чтобы получить одновременно абсолютно полное расслабление души и тела.


1. Нужно лечь на спину (на ковер или кровать) так, чтобы было удобно. А можно просто сесть в кресло или на диван.

2. Прикройте глаза и представьте себе картину природы, которая принесет вам спокойствие и умиротворенность: морское побережье или речной берег, неторопливые волны накатываются одна на другую. Вы даже слышите их мирный плеск. Возможен и следующий вариант: вообразите себе, что вы плывете на надувном матрасе в бассейне, а может, просто-напросто задремали в лодке, которая неслышно покачивается на волнах безмятежного озера, или нежитесь на теплом песочке. Остановите свой выбор на одной из этих картинок и нарисуйте ее в своем воображении отчетливо и явственно.

3. А теперь немедленно прикажите мышцам своего организма расслабиться: от кончиков пальцев ног и до головы. Это упражнение поможет вам убрать остаточное напряжение в мышцах. Расслабление всех частей тела должно проходить в указанном порядке. Ваша задача – однообразно и размеренно произносить в уме следующие слова:

расслабляю ступни;

расслабляю пальцы ног;

расслабляю голени;

расслабляю колени;

расслабляю бедра;

расслабляю живот;

расслабляю грудь;

расслабляю руки;

расслабляю кисти рук;

расслабляю пальцы;

расслабляю шею;

расслабляю лицо;

расслабляю челюсти;

расслабляю рот;

расслабляю язык;

расслабляю глаза;

расслабляю веки;

расслабляю брови;

расслабляю щеки;

расслабляюсь полностью.

Позвольте напряжению исчезнуть. Вслушайтесь в свое дыхание: ему следует быть неглубоким и регулярным. В настоящее время вы находитесь в полной гармонии с самим собой.

Представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты.

Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом.

После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

Оценка результатов

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.

Оценка результатов

Концентрация внимания на хорошем уровне - если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.

Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.

Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.

Методика «10 слов»

Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка результатов

Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

Пройдите тесты и узнайте свой уровень концентрации внимания

Вы, наверное, догадываетесь, что психология уже придумала более точные инструменты, взамен тазикам с маслом, для диагностики столь важной психической функции, как внимание. Если вы считаете, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, можете рискнуть. Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.

Методика Мюнстерберга

представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщ

гцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтеле

визорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенго

изхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфц

иеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувская

прриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящл

одкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонт

ованияж.

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).

Таблицы Шульте

Таблица представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.

Оценка результатов.

  • Концентрация внимания на хорошем уровне — если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
  • Концентрация внимания на достаточном уровне — если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
  • Концентрация слабая — если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.

Методика «10 слов»

Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка результатов.

Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

——————————————————————————————————-

То пройдите по этой , возьмите парочку понравившихся упражнений и тренируйте своё внимание. За один месяц работы в удовольствие (упражнения очень увлекательные!). Вы улучшите концентрацию внимания на 50-70%.

Успехов, у Вас получиться, я знаю, потому что у меня получилось!