Болезни и лечение

Рассеянное внимание. Как бороться с рассеянностью внимания

Звоните +7495 135-44-02 и мы не только правильно проведем полную диагностику, но и сможем быстро помочь Вам!

Лечение протекает обычно быстро и приносит положительный эффект.

Ощущение того, что Вам трудно сосредоточиться или Вы быстро теряете мысль знакомо каждому. В большинстве случаев это чувство не вызывает опасения, так как оно является проявлением общей усталости и желания отдохнуть, и, в таком случае, оно никак не мешает человеку и для него оно естественно.

Возможные симптомы при жалобах на трудности в сосредоточении

  • Потребность или необходимость все делать медленно, чтобы не допустить ошибок
  • Если то, что Вам трудно сосредоточиться вызывает тревогу, мешает заниматься привычной деятельностью, повторяется и продолжается, несмотря на отдых, — нужна помощь психотерапевта, так как, скорее всего, это уже не естественное (нормальное, здоровое) состояние, а — симптом.
    Психологи и психофизиологи трудности сосредоточения относят к нарушениям сферы внимания. Психиатры и психотерапевты симптом того, что Вам трудно сосредоточиться, относят к астеническому симптомокомплексу. Врачи общей практики (терапевты, семейные врачи) вообще могут не придать значение этой жалобе.

    Нужно ли пытаться преодолеть этот феномен (то, что Вам трудно сосредоточиться) усилиями воли, специальными упражнениями или тонизирующими мероприятиями (кофе, чай, душ, свежий воздух, двигательная деятельность)? И врачи (психиатры, психотерапевты, неврологи), и психологи, и физиологи, все в один голос твердят: БОРОТЬСЯ С ЭТИМ НЕ НУЖНО! Если трудности сосредоточения – проявление переутомления, то преодоление этого состояния на некоторое время возможно, но это будет приводить к «состоянию загнанной лошади»: сосредоточиться будет еще сложнее, плюс прибавятся и другие астенические феномены: раздражительность, слезливость, головные боли, ощущения сердцебиений и нехватки воздуха, дрожь, потливость и другие. Если то, что Вам трудно сосредоточиться, является проявлением какого – либо болезненного состояния, то попытки побороться с этим состоянием, как правило, безрезультатны.

    ТРУДНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ – симптом болезни или обычная усталость

    Исходя из выше описанного, можно выделить два существенных критерия, по которым можно отличить нарушения способности сосредотачиваться при психических расстройствах от этого же феномена — как обычного проявления усталости. При обычном (нормальном, здоровом) утомлении ощущение того, что Вам трудно сосредоточиться не вызывает тревоги и сомнений в своем психическом здоровье; кроме того, усилием воли или тонизирующими упражнениями можно на время справиться с этим переживанием. Если то, что Вам трудно сосредоточиться, является симптомом какого – либо расстройства, то в этом случае всегда будет тревога (иногда до паники) и чувство беспомощности и никакие попытки собраться с мыслями и «взять себя в руки» не помогут восстановить нормальное течение ассоциативных процессов.

    Проявления трудности сосредоточения

    Проявлением каких психических расстройств и заболеваний может быть ощущение того, что Вам трудно сосредоточиться? Врачи выделяют три группы болезней психики, сопровождающихся этим феноменом:

  • Первая группа: невротические нарушения. Это все виды неврозов, невротических развитий личности, реактивные состояния (последствия психических травм и стрессов). Симптом того, что Вам трудно сосредоточиться, при невротических расстройствах не постоянен, то усиливается, то, на время, «затихает». После разрешения невротической ситуации этот болезненный феномен проходит бесследно.
  • Вторая группа: все виды эндогенных заболеваний. Выраженность ощущения того, что Вам трудно сосредоточиться напрямую зависит от тяжести психоза.
  • Третья группа: органическое поражение центральной нервной системы и его последствия. При этой группе психических расстройств симптом того, что Вам трудно сосредоточиться, как правило, приобретает хроническое течение, может с годами даже усиливаться.
  • Лечение симптома того, что Вам трудно сосредоточиться, должен осуществлять доктор психиатр – психотерапевт. Методов лечения много: фармакотерапия, психотерапия, физиотерапия, диетотерапия, лечебная физкультура. Чаще всего применяется комплекс из перечисленных выше методов.

    Рассеянность внимания является распространенной проблемой в современных условиях жизни. Большой объем информации, ежедневные насыщенные события, быстрый темп жизни не оставляют возможности долго концентрироваться на одном деле или даже мысли.

    Невнимательность и рассеянное, это поведение, которое равнозначно встречается в любом возрасте. О том, что такое синдром рассеянного внимания и как с ним бороться, пойдет речь в данной статье.

    Рассеянное внимание не является врожденным качеством и развивается оно, как правило, под воздействием различных факторов как внешних, так и внутренних.

    Расстройства внимания подразделяется на следующие виды:

    • Истинное расстройство внимания - это отсутствие возможности концентрации внимания на одном предмете или действии. Данный вид развивается при длительной монотонной или механической работе, сильной переутомляемости или бессоннице. Также есть вероятность, что это признак клинической депрессии.
    • Мнимая рассеянность представляет собой обратную сторону медали и является последствием высокой концентрации на одном деле, предмете или мысли. Одновременно с этим человек обладает низким контролем над остальными действиями и не замечает происходящих рядом событий. Данный вид рассеянности разделяют на "профессорскую", когда мыслительный процесс занят сложными умозаключениями, и "поэтическую", т.е. излишнюю мечтательность. К этому виду также относится 100% фокусировка на внешнем, по причине чего, человек не обращает внимание на окружающие события.
    • Ученический вид рассеянности - низкая концентрация внимания на одной задаче определенный промежуток времени. Такой СРВ - синдром рассеянного внимания (или недостаток внимания) у детей и подростков относится именно к этой разновидности рассеянности и часто связан с высокой активностью и даже гиперактивностью.
    • Старческая рассеянность обусловлено изменениями биологического характера. Заключается она в снижении функции переключения внимания, при этом внимание на предмете слабое.
    • Мотивационно-обусловленная – может быть подсознательной или осознанной, при которых человек избегает останавливать внимание на неприятных задачах или проблемах. Психологи утверждают, что первопричиной такого расстройства является страх.

    Диагноз СРВ достаточно распространен в наше время, и часто устанавливается не медицинскими специалистами, а родителями или в самостоятельном порядке. В этом смысле ситуация похожа на также распространенную диагностику депрессии - еще одной болезни 21 века - в домашних условиях.

    Презентация: "Современные подходы к развитию внимания младших школьников"

    Следует понимать, что для установления диагноза СРВ взрослым и детям нужно пройти диагностику у доктора, которая заключается в прохождение специальных тестов.

    Не допускается самостоятельное лечение медицинскими препаратами самолечение, до тех пор, пока их не назначит специалист. Обусловлено это тем, что в превалирующих случаях невнимательность - это временный фактор и происходит он под воздействием внешних обстоятельств. И от приема лекарств рассеянность не исчезнет. При наличии симптоматики СРВ, рекомендуется обратиться к доктору.

    Методы борьбы с рассеянностью

    В среднем 5% детей получают диагноз СРВ. Статистические данных у взрослого населения планеты недалеко ушли. Методы лечения расстройства внимания разнообразны и зависят от происхождения рассеянности, ее причин, а также индивидуальности человека.

    Синдром рассеянного внимания у детей корректирует техниками на повышение концентрации, к которым относятся:

    • решение логических задач;
    • разбор головоломок;
    • прохождение квестов в игровой форме.

    Важным условиям развития концентрации является установка четкого режима дня, где необходимо выделить время как для отдыха, так и для физической активности. Главной причиной отсутствия или снижения внимания, если нет психологических патологий, для детей является низкий уровень интереса к занятиям. Поэтому перед лечением медицинскими препаратами, стоит попытаться найти подход, при котором ребенок заинтересуется образовательным процессом и сам захочет сконцентрироваться на них предмете обучения.


    В процессе роста у детей часто возникает дисбаланс полезных микроэлементов и веществ в организме - в случае рекомендуется принимать витаминно-минеральные комплексы. Однако выбирать тот или иной комплекс, необходимо после консультации с терапевтом. Также активной умственной деятельности иногда мешает низкий иммунитет - в таком случае, помогут иммуностимуляторы растительного происхождения.

    У взрослых рассеянность внимания тоже чаще всего поддается довольно простой корректировке. Основываясь на причинах сниженного внимания, можно установить строгий и четко спланированный режим дня, который будет включать физические упражнения (особенно если человек занят на малоподвижной работе). Также следует внимательно наблюдать за поведенческими реакциями и устранить причины стресса. Взрослым людям рекомендуется заниматься упражнениями на концентрацию внимания, которые аналогичны по принципу упражнениями для детей. Данные методики могут стать и хорошей профилактикой СРВ и старческой рассеянности.

    Практически во всех случаях расстройства внимания применяется лекарственная терапия. Как правило, назначают ноотропные препараты, которые стимулируют деятельность мозга.

    Необходимо помнить, что медикаментозное лечение должно осуществлять в комплексе с вышеописанными мерами и после консультации со специалистом.

    Каково лечение СРВ?

    Лечение данного синдрома является длительным и проходит в комплексе. Специалисты отдают предпочтение методиками педагоги, нейропсихологии, психотерапии, а также мануальной терапии. Специалист, занимающийся лечением СРВ – невропатолог. После проведения обследования он назначается медикаментозный курс.

    Для достижения эффективного результата в лечении синдрома рассеянного внимания у ребенка, следует участвовать всему окружению малыша – родители, воспитателя, учителя и психолог. Последний, при помощи различных игровых упражнений научит ребенка строить правильные модели поведения. Это позволит малышу не поддаваться минутному порыву, а взвешивать свою реакцию. Так воспитывается рациональность и взвешенность. Со стороны учителей, необходимо помогать малышу адаптироваться в коллективе школы или детского сада. Следует давать ребенку ответственные поручения, корректируя его активность в необходимое русло.

    Со стороны родителей следует проявлять больше внимание к ребенку, которое должно заключаться в следующих совместных упражнениях:

    1. В зависимости от возраста ребенка, составьте режим дня. Основной упор делайте на активном времяпрепровождении.
    2. Постарайтесь в мягко, а не ультимативной форме, снизить время нахождения за просмотром ТВ-передач или ПК.
    3. Есть возможность завести домашнее животное? Хорошо. Однако подбирать питомца необходимо из расчете желания ребенка. Так, ему будет интересно не только наблюдать за поведением нового жильца, но и участвовать в его жизни – гулять, убирать, кормить и играть.
    4. Предложение ребенку выбрать одно из домашних дел, за которое он будет нести ответственность. Например, полив цветов или протирание пыли. Это не только способствует дисциплине, но и повышает его самооценку.
    5. Разработайте систему поощрения.
    6. Будьте спокойны в те моменты, когда ребенок ведет себя не так, как надо. В спокойной форме объясните, приведите примеры и обоснуйте, почему нужно делать именно так. Не забывайте хвалить его.
    7. После того, как малыш пойдет в школу, следует оборудовать его рабочее место, где он будет учиться, и его внимание не будет отвлекаться на другие предметы.
    8. Попросите классного руководителя выбрать для ребенка то место, где он будет находиться под негласным присмотром. Таким образом, у него будет меньше возможности отвлекаться от учебы.
    9. Будьте всегда на связи с учителем. Работа сообща приносит положительный результат.
    10. Создайте ребенку доверительные отношения. Он не должен бояться рассказать вам правду или то, что его беспокоит.

    Необходимо помнить, что своевременная диагностика СРВ позволяет вовремя скорректировать его.

    Рассеянное внимание - сложность или невозможность сконцентрироваться на чем-то одном - с каждым годом распространяется все сильнее. Обусловлено это, в первую очередь, информационной перенасыщенностью окружающего мира и быстрым темпом жизни.

    Термин «рассеянное внимание» часто употребляется не столько в качестве отдельного диагноза, сколько в комплексной диагностике Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иногда рассеянное внимание приписывают трудным детям, оправдывая тем самым свои педагогически провалы.

    Разберемся подробнее, что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике от этого заболевания страдают примерно 7-10% детей и 4-6% взрослых.

    Сложности с усвоением информации вследствие рассеянного внимания никак не связаны с уровнем интеллекта и не являются ни причиной, ни последствия отставания в развитии. Зачастую диагноз ставится в школьном возрасте, в основном потому, что взрослые чаще всего считают свою рассеянность чертой характера, а не расстройством внимания. Однако СДВГ может возникать или обостряться и у взрослых людей.

    Признаки СДВГ у детей

    • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
    • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
    • Не способен самостоятельно организовать работу
    • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
    • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

    Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

    • Беспокойные движения:
    • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
    • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
    • Болтливость
    • Нетерпеливость
    • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

    Рассеянное внимание у взрослых

    Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:

    • частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
    • неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
    • неспособность планировать рабочий день и личные дела
    • игнорирование социальных норм
    • импульсивные покупки

    Проблемы диагностики

    Начиная с 70-х годов 20 века, ведутся активные споры, является ли СДВГ психическим расстройством или должен рассматриваться как вариант нормы здорового человека и характерной особенностью личности.

    Сложность диагностики заключается в том, что особенности поведения, которые можно считать признаком синдрома, должны рассматриваться в нескольких ситуациях и на протяжении длительного времени, чтобы понять, являются ли они моделью поведения или реакцией на конкретный раздражитель. При этом диагноз может быть поставлен с учетом доминирующего симптома расстройства:

    • с акцентом на дефицит внимания, когда больному сложно сконцентрироваться на какой-либо задаче, появляется быстрая утомляемость при продолжительной монотонной работе, человек рассеян и забывчив, не может правильно организовать быт и работу.
    • с акцентом на гиперактивность, когда больной слишком импульсивен и активен, но при этом не испытывает серьезных проблем с концентрацией.
    • комбинированный вариант

    Лечение

    Существуют несколько способов лечения СДВГ в зависимости от степени его проявления и особенностях пациента:

    Медикаменты: психостимуляторы на основе амфетамина, ингибиторы обратного захвата норадреналина, гипотензики и трициклические антидепрессанты. Такой способ применяется, в основном, при сильных проявлениях синдрома, которые не позволяют вести полноценную жизнь.

    Психотерапия: одно из наиболее эффективных способов купирования расстройства и избавления от наиболее мешающих симптомов. Терапия направлена на развитие осознанности человека, подавление импульсов, обучение планированию и систематизации жизни.

    Питание и образ жизни в целом. Питание - это, скорее, поддерживающее средство, которое обеспечивает поступление важных для мозга микроэлементов и питательных веществ. Наиболее важным является четкий распорядок дня и планирование времени занятости и отдыха.

    Вывод

    Медики во всем мире так и не пришли к единому мнению о причинах появления синдрома дефицита внимания, его диагностике и классификации. Нет одного мнения и по поводу того, является ли СДВГ единым диагнозом или набором отдельных симптомов. В любом случае, если вы обнаружили у себя признаки рассеянного внимания, не стоит затягивать с визитом к врачу.

    Когда речь идет о рассеянном внимании, многие представляют перед собой старичка, которому сложно сконцентрироваться. Со стороны он напоминает маленького ребенка, для которого сосредоточиться на чем-то одном, – сущее наказание. Самое интересное, что трудности с удерживанием внимания присущи не только людям пожилого возраста, но и молодежи. Это, своего рода, недуг века информационных технологий.

    Причины синдрома рассеянного внимания у взрослых

    Основой данного синдрома служат невро-поведенческие расстройства. В первую очередь, они проявляются в результате органического поражения лобных долей головного мозга, а также в случае обычной усталости.

    Кроме того, рассеянное внимание может возникнуть и у тех, кому свойственны навязчивые . Когда этот синдром ощутимо влияет на самочувствие и жизнедеятельность человека, причиной его возникновения может служить церебральный атеросклероз, кислородное голодание.

    Если вы ежедневно проводите на просторах Интернета большую часть своего времени, то трудности с концентрацией внимания могут возникнуть именно из-за этого. Почему? С появлением всемирной паутины человеческое мышление стало фрагментарным. Иными словами, мы привыкли подолгу не задерживаться на одной интернет-странице, переключаем вкладки каждую минуту, не задумываясь о том, что нашему мозгу от этого не легче.

    Симптомы рассеянного внимания у взрослых

    Согласно статистике, этот синдром есть у 4% взрослых. Такие люди, как и малыши, не могут на длительное время сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Мало того, из-за этого много дел они откладывают на потом. Кроме того, если и начинают выполнять несколько дел одновременно, то велика вероятность, что ни одно из них так и не будет полностью завершено.

    ВОПРОС ПСИХОЛОГАМ

    Спрашивает: Никита (2015-01-08 03:59:13)

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста определить то,что со мной происходит это результат длительных стрессов, или нечто другое.
    Далее распишу объемно о том, что со мной произошло.
    Довольно долгое время испытывал стресс, периодически впадая в депрессию. Началось это когда расстались родители. Причем это было не постоянно, были и светлые моменты, моменты когда депрессия пропадала и наступали моменты радости. В общем все могло закончиться благополучно, но что-то пошло не так... Последние 2 недели депрессия усилилась вследствие того,что оценки в школе были не очень хороши и под конец четверти нужно было напрячься, учить очень много. Были сильные нагрузки на мозг +переживания. Как назло в это же время случились кое-какие проблемы личностного характера из за которых появились навязчивые мысли усилилась депрессия . Напряжение нарастало и в итоге достигло пика. В воскресенье 28 числа мозг мозг просто взял и как будто отключился. Произошло это во время просмотра одного смешноготупого видео (не знаю важно ли это пишу на всякий случай). Сильно уменьшилась концентрация внимания, сильно ухудшилась память и общая способность мыслить. Перестали радовать вещи, до этого радовавшие, почти пропало чувство юмора, тело стало расслабленным, исчезла мышечная радость. После этого сильно испугался и на следующий день от всего этого чуть не впал в панику. В голове начали копошиться мысли о том, что могу стать инвалидом и тд. Исчезли эмоции. Стало просто плевать на все. Перестала нравиться музыка (для меня это важно я профессионально занимаюсь ей). В голове вообще не было мыслей. Бывало такое,что просто смотрел в одну точку и ни о чем не думал. Днем этого же дня не медля сходил к неврологу Обследовав меня она, немного подумав, сказала, что у меня паническо-фобическое расстройство (вроде так). Назначила пропивать успокоительное "атаракс" и колоть кортексин и мексидол. Она сказала,что это просто побочный эффект вследствие депрессии ,который в скором времени пройдет. Мне кажется, что это не так и тут дело в чем то другом... . Колол кортексин 2 дня. От него 0 эффекта. Колол мексидол. От него была сильная возбудимость, которая только ухудшила мое состояние."атаракс" помог. На данный момент удалось побороть депрессию . Я успокоился, но умственные способности лучше не стали.
    Застронута преимущественно концентрация внимания, память и банальная способность думать. Не получается взять и например составить план чего-то. У меня именно снизился интеллект и вследствие этого притупились эмоции. Теперь доставляют радости только самые банальные вещи (вкусная еда). Мне стало сложно разговаривать с людьми. Могу сидеть и просто смотреть в одну точку при этом без мыслей в голове. Исчезло чувство юмора, которое ранее было просто превосходно. Снизилось полове влечение. И что самое важное когда пытаюсь вдуматься, "расшевелить мозги" в -передней части головы- начинается тяжесть. В моей голове как бы кирпич которые придавил все мои мысли и который я не в силах сдвинуть. На основании симптомов подготовил нескоько теорий относительно того,что со мной стало. Один раз была пульсирующая боль в левой передней части головы.
    Хочется заметить, что пишу все это я интуитивно. У меня например не получается задуматься о чем то, обдумать план всего этого сочинения. Я от природы грамотный и еще сказалась хорошая подготовка по русскому языку. НИКОГДА НЕ УПОТРЕБЛЯЛ НАРКОТИКИ, НЕ ПИЛ НЕ КУРИЛ. Я веду сидячий образ жизни (знаю что плохо стараюсь искоренять в себе это) часто сижу за компом. При этом занимаюсь спортом дома. Есть спортивный инвентарь. Что касается умственной активности то она очень неравномерна. В основном бывают 2 варианта: либо я надрываюсь изо всех сил, чтобы сделать что-то, либо валяю дурака. Хочется сказать,что память и до этого становилась хуже и бывали такие моменты когда я мог смотреть в книгу и читать, при этом думая о чем то другом и не понимая того, что читаю. Есть странные привычки: мыть руки часто, крутить волосы, нюхать пальцы после того, как прикоснусь ими к чему то. ПРИСУТСТВУЕТ СМЕЩЕНИЕ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.
    Я знаю, что возможно не туда обратился и что такими проблемами занимаются преимущественно неврологи, но на сайте неврологов модератор по непонятной мне причине отказался публиковать сообщение. К тому же невролог к которому я ходил посоветовала обратиться к психологу . Я вас прошу, пожалуйста помогите мне как сможете. Я не знаю к кому мне еще обратится. Моератор я прошу опубликуй это.
    Далее я называю возможные причины этого. Можете не читать хотя я рекомендую ознакомиться.
    1)У меня смещение шейных позвонков. Диагностировали уже давно. Поначалу я лечился, делал упражнения, носил корсет,но позже забыл про это. Меня беспокоили боли в районе позвоночника и шейных позвонков последнее время. Бывало такое,что вспыхивала боль, причем сильная, но она довольно быстро проходила потому я не придал этому особого значения. Возможно,что произошло что-то с сосудами голоного мозга и нарушилось кровообращение, приток крови в головной мозг. Чего только я не вычитал об этом заболевании. И с самого начала мне казалось, что это наиболее вероятное предположение.
    У меня и до этого несчастного события было такое, что я мог просто смотреть в одну точку и,как бы, отключать мозг, чтобы убрать все дурные мысли. Но я не знал,что все настолько серьезно.
    З.Ы Стряхнул пыль с корсета и стал снова носить. Хотя может уже и поздно.
    2) Приобретенная деменция или ранняя стадия этого заболевания. У меня сильно ухудшилась конц. внимания, умств. способности и память. Тем не менее я еще способен адекватно делать все, заниматься привычными мне делами. Просто не в силах обдумывать все это как раньше.
    3) Невроз. Поначалу был можно сказать уверен на 100 процент,что это он. Симптому налицо. Однако сейчас все более или менее улучшилось. Пропала депрессия. И вообще на данный момент (на данный момент. Может это лекарства подействовали) в психологическом плане все устаканилось. У меня получилось собрать в себе остатки силы воли и перестать думать о вещах которые пугают меня (а что если мозг не вернется в прежнюю норму, а что если все станет хуже и я стану инвалидом) Осталось снижение рабоспособности.