Методики развития

Налоговый учет казенных учреждений. Налогообложение казенных учреждений Земельный налог казенных учреждений в году

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Поэтому земельный налог за 2016 год вы уплатите лишь в 2017 году. Однако земельный налог – местный. И в муниципальном образовании, местным законодательством, могут быть установлены отчетные периоды – I, II и III кварталы.

Тогда учреждение в течение 2016 года должно будет рассчитать и перечислить в бюджет авансовые платежи по земельному налогу (ст. 393 НК РФ). Наша статья поможет вам определиться, нужно ли вам вообще уплачивать земельный налог и если да, то как его рассчитать.

T1M23S Расчет земельного налога в учреждении

Кто должен платить земельный налог в 2016 году

Плательщиками земельного налога признаются все организации, обладающие земельным участком на праве собственности и постоянного (бессрочного) пользования. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог рассчитывать и платить не нужно (ст. 388, 389 НК РФ).

Внимание: право собственности на землю и право постоянного (бессрочного) пользования землей подлежит государственной регистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ). Соответственно, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности либо правом постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр. И прекращается со дня внесения в реестр записи о праве лица на соответствующий земельный участок.

Так как, по общему правилу, имущество в бюджетных учреждениях на праве собственности находиться не может (только на праве оперативного управления), то речь в отношении учреждений преимущественно идет о праве постоянного (бессрочного) пользования. Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются именно в постоянное (бессрочное) пользование. В частности, земельные участки, находящиеся в казне (собственником которых является РФ, субъект РФ или муниципальное образование), не переданные учреждению в пользование на соответствующих правах, не являются объектом обложения земельным налогом.

Что понадобится для расчета земельного налога

Для расчета земельного налога необходимо выполнить следующее:

  • определить объект обложения;
  • выяснить, возможно ли применить в вашей конкретной ситуации льготы при расчете налога;
  • определить налоговую базу;
  • узнать налоговую ставку;
  • рассчитать непосредственно сумму налога;
  • оформить расчет бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Что признается объектом обложения по земельному налогу

Объектом налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения участки, указанные в пункте 2 статьи 389 НК РФ. В частности, это:

земельные участки, изъятые из оборота (перечислены в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ) (например, участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ и военные суды);

земельные участки, ограниченные в обороте (участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия);

участки из состава земель лесного фонда;

участки, занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда.

Следует отметить: факт возникновения объекта налогообложения (земельный участок) не связан с данными бухучета. Так, учреждение может не иметь на своем балансе земельный участок (он будет числиться лишь на праве постоянного (бессрочного) пользования), но являться плательщиком земельного налога.

Кто может применять льготы по земельному налогу

Некоторые организации полностью освобождены от уплаты налога за землю. К ним, например, относятся:

учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении участков, предоставленных для выполнения возложенных функций;

организации – в отношении участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

Полный перечень льготников приведен в статье 395 НК РФ. Список довольно обширный.

В местном законодательстве также могут быть прописаны и другие категории плательщиков, которые могут в том или ином виде освобождаться от земельного налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Так, например, согласно Закону г. Москвы от 24.11.2004 № 74, земельные участки бюджетных учреждений в пределах города Москвы освобождены от налогообложения в том случае, если они предоставлены для оказания услуг в области:

образования, здравоохранения, культуры;

социального обеспечения;

физической культуры и спорта.

Для применения льгот в любом случае у вас в наличии должны быть соответствующие подтверждающие документы.

Как определить базу для расчета земельного налога

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 1 января отчетного года. В ситуации, когда земельный участок образован в течение отчетного года, для расчета надо брать кадастровую стоимость на дату постановки этого участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ, письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-05-05-02/61).

В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, может применяться нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Если у земельного участка не определена ни кадастровая, ни нормативная стоимость, то в отношении такого участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Определять величину кадастровой стоимости для расчета земельного налога учреждение должно самостоятельно (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Узнать кадастровую стоимость вы можете на официальном сайте Росреестра . Либо сделайте официальный запрос (лично, по почте или через сайт Росреестра) в территориальное отделение ведомства (запрос в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Так вы получите кадастровую справку. Причем сведения запрашивают обычно по состоянию на дату запроса, а не по состоянию на 1 января отчетного года. Налоговики с этим не спорят.

Если владельцами здания одновременно являются несколько учреждений и (или) казенных предприятий, то кадастровую стоимость определяет то учреждение (предприятие), во владении которого находится большая площадь. В этом случае правом постоянного (бессрочного) пользования будет обладать учреждение (предприятие), которому принадлежит большая площадь здания. Остальные учреждения (предприятия) обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Если владельцами здания одновременно являются учреждение и коммерческая фирма, то кадастровую стоимость определяет именно она. Скажем, здание принадлежит коммерческой компании на праве собственности и учреждению на праве оперативного управления. Так вот учреждение в этом случае имеет ограниченное право пользования земельным участком. А, значит, не признается плательщиком земельного налога. Тогда определять кадастровую стоимость и платить земельный налог с нее должна только коммерческая организация (п. 3, 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ).

Бывают ситуации, когда земля находится сразу на территории нескольких муниципальных образований. В таких случаях кадастровую стоимость нужно определять отдельно в отношении каждой части земельного участка (п. 1 ст. 391 НК РФ). И налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

По какой ставке считать земельный налог в 2016 году

Ставки по земельному налогу устанавливаются на местном уровне. При этом тарифы не могут превышать:

0,3% – в отношении земель, занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель, а также земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5% – в отношении иных земельных участков.

Если местными нормативным актами ставки не установлены, налог вычисляется по указанным ставкам.

Также имейте в виду, что местные власти могут увеличивать либо снижать налоговые ставки в зависимости от категории земель и вида их разрешенного использования (ст. 394 НК РФ). То есть допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Калькулятор расчета налога за землю

Если отчетные периоды по налогу в вашей местности не установлены, то вам нужно рассчитать только сам налог по итогам отчетного года. Для этого кадастровую стоимость земельного участка умножьте на установленную в отношении вашего учреждения налоговую ставку. Не забудьте про льготы, если они предусмотрены.

Если отчетные периоды есть, то фактически налог за землю вы будете рассчитывать четыре раза: три раза в течение года, по итогам кварталов, придется считать авансовые платежи и один раз, по окончании года, – непосредственно сумму налога.

Чтобы рассчитать аванс, кадастровую стоимость земельного участка умножьте на установленную в отношении вашего учреждения налоговую ставку. Полученный результат разделите на 4. Или умножьте на ¼. Итогом и будет сумма аванса к уплате. Только также не забывайте про льготы, если они для вас предусмотрены.

Земельный налог за год рассчитывают как произведение кадастровой стоимости и ставки налога. А вот налог к уплате: это разница между получившейся годовой суммой и общей величиной авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного года.

Такой порядок расчета установлен пунктами 5, 6 и 9 статьи 396 НК РФ.

Внимание: если право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог (авансовые платежи по нему) рассчитывают с учетом коэффициента Кв, о котором сказано в пункте 7 статьи 396 НК РФ. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок принадлежал учреждению на соответствующем вещном праве, к числу календарных месяцев в этом налоговом (отчетном) периоде. При этом полными считаются те месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). А если вещное право возникло после 16 числа месяца, такой месяц полным не считается.

Земельный налог в регионах: ставки, льготы и сроки уплаты

Актуальные данные по ставкам, льготам и срокам уплаты земельного налога можно посмотреть на официальном сайте ФНС России. Для этого найдите в таблице свой регион и перейдите на его страницу в Интернете. Затем выберите:

  • земельный налог;
  • налоговый период – год;
  • муниципальное образование (это поле заполнять не обязательно).

Кликните по кнопке «Найти». Чтобы получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу в отдельном субъекте России, в правой колонке построенного списка перейдите по ссылке «Подробнее».

Код региона Субъект Российской Федерации Код региона Субъект Российской Федерации
01 Республика Адыгея (Адыгея) 44 Костромская область
02 Республика Башкортостан 45 Курганская область
03 Республика Бурятия 46 Курская область
04 Республика Алтай 47 Ленинградская область
05 Республика Дагестан 48 Липецкая область
06 Республика Ингушетия 49 Магаданская область
07 Кабардино-Балкарская Республика 50 Московская область
08 Республика Калмыкия 51 Мурманская область
09 Карачаево-Черкесская Республика 52 Нижегородская область
10 Республика Карелия 53 Новгородская область
11 Республика Коми 54 Новосибирская область
12 Республика Марий Эл 55 Омская область
13 Республика Мордовия 56 Оренбургская область
14 Республика Саха (Якутия) 57 Орловская область
15 Республика Северная Осетия – Алания 58 Пензенская область
16 Республика Татарстан (Татарстан) 59 Пермский край
17 Республика Тыва 60 Псковская область
18 Удмуртская Республика 61 Ростовская область
19 Республика Хакасия 62 Рязанская область
20 Чеченская Республика 63 Самарская область
21 Чувашская Республика – Чувашия 64 Саратовская область
22 Алтайский край 65 Сахалинская область
23 Краснодарский край 66 Свердловская область
24 Красноярский край 67 Смоленская область
25 Приморский край 68 Тамбовская область
26

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств операции по начислению (перечислению) земельного налога отражают в учете в порядке, установленном для казенных учреждений (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), расходы на уплату налога отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н). В учете сделайте следующие проводки.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

Дебет 0.401.20.0, 0.109.80.290…) Кредит 0.303.13.730
– начислен земельный налог.

Такой порядок установлен пунктами 60–61, 65, 131, 153 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00, 303.00, 401.20).

Дебет 0.303.13.830 Кредит 0.201.11.610
– перечислен земельный налог в бюджет;

Кредит 18 (код КОСГУ)

Такой порядок установлен 73, 133 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 303.00, забалансовый счет 18).

В учете автономных учреждений

Начисление земельного налога оформите проводкой:

Дебет 0.401.20.0, 0.109.70.290...) Кредит 0.303.13.000
– начислен земельный налог (авансовый платеж по налогу).

Такой порядок установлен пунктами 60–61, 159, 181 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00, 303.00, 401.20).

Перечисление земельного налога в бюджет отразите проводками:

Дебет 0.303.13.000 Кредит 0.201.11.0)
– уплачен земельный налог (авансовый платеж по налогу);

Кредит 18 (код вида выбытий)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

В 24–26 разрядах номера счета укажите код выбытий (расходов, затрат), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности .

Такой порядок установлен пунктами 3, 73, 78, 161 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 303.00, забалансовый счет 18).

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет учреждение.

Учреждение применяет общую систему налогообложения

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет учреждение.

Если учреждение использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года учреждения (организации) не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № /1/254.

Если учреждение применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Учреждение использует земельный участок в деятельности, приносящей доход, и платит налог за счет средств от этой деятельности

Бюджетному учреждению «Альфа» принадлежит право на постоянное бессрочное пользование земельным участком. Земельный участок занят производственными мастерскими, которые используются в рамках деятельности, приносящей доход.

Кадастровая стоимость земельного участка, доведенная до учреждения, на 1 января 2012 года составила 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента. Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому учреждение должно рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

    за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).
    за I квартал – 27 апреля 2012 года; за II квартал – 27 июля 2012 года; за III квартал – 26 октября 2012 года.


– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2012 года.


– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал 2012 года;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– 12 844 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

Дебет 2.109.80.290 Кредит 2.303.13.730
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за 2012 год.

Дебет 2.303.13.830 Кредит 2.201.11.610
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за 2012 год;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– 12 843 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

Пример отражения в бюджетном учете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога за счет средств бюджетного финансирования

Казенному учреждению «Альфа» принадлежит право на постоянное бессрочное пользование земельным участком. Земельный участок занят административным зданием, которое зарегистрировано на праве оперативного управления .

Кадастровая стоимость земельного участка, доведенная до учреждения, на 1 января 2012 года составила 4 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента. Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому учреждение должно рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения рассчитал так:

    за I квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за II квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за III квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения перечислил в бюджет в следующие сроки:

    за I квартал – 27 апреля 2012 года; за II квартал – 27 июля 2012 года; за III квартал – 26 октября 2012 года.

Начисление и уплату авансовых платежей по налогу за I квартал 2012 года бухгалтер учреждения отразил так.


– 16 594 руб. – учтен в расходах авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2012 года.


– 16 594 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал 2012 года.

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:

    за II квартал – соответственно 30 июня и 27 июля; за III квартал – соответственно 30 сентября и 26 октября.

Земельный налог за 2012 год равен 66 375 руб. (4 425 000 руб. × 1,5%).
Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам 2012 года, составляет 16 593 руб. (66 375 руб. – 16 594 руб. – 16 594 руб. – 16 594 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за 2012 год бухгалтер учреждения сделал следующие проводки.

Дебет КРБ.1.401.20.290 Кредит КРБ.1.303.13.730
– 16 593 руб. – начислен земельный налог за 2012 год.

Дебет КРБ.1.303.13.830 Кредит КРБ.1.304.05.290
– 16 593 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за 2012 год.

Учреждение платит ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы учреждения в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

Учреждение применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

Если учреждение применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности учреждения, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите ту часть земельного налога, которая относится к деятельности учреждения на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Автономное учреждение применяет упрощенку

Если автономное учреждение на упрощенке выбрало объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке автономное учреждение ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если автономное учреждение на упрощенке выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

НК РФ. В статье рассмотрим основные положения налогового законодательства, а также порядок отражения расчетов по данному налогу в бюджетном учете.


Земельный налог относится к местным налогам. В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

Земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

Земли лесного фонда;

Земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.


Налоговая база


Налоговая база определяется из кадастровой стоимости земельных - участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390 , п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

При расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка следует руководствоваться разъяснениями ФНС, приведенными в Письме от 19.04.2017 N БС-4-21/7402@, где сказано, что при таких обстоятельствах изменяется не только размер ставки земельного налога, но и величина кадастровой стоимости земельного налога.

Налоговики уточнили, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января этого налогового периода.

Изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде, могут учитываться только со следующего налогового периода.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при исчислении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичные разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 24.04.2017 N 03-05-04-02/24445, доведенном Письмом ФНС РФ от 26.04.2017 N БС-4-21/7937.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.


Налоговый период и налоговые ставки


Налоговый период. В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ).

При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Налоговая ставка. Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Данной статьей налогового кодекса предусмотрены ограничения, которые должны учитывать местные органы власти при установлении ставок земельного налога.

В частности, они не должны превышать:

0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

0,3% в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. К примеру, такие ограничения действуют в отношении земельных участков, предоставленных ФГКУ, участвующим в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии РФ (Письмо Минфина РФ от 05.04.2017 N 03-05-04-02/19881);

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).


Налоговые льготы


Из перечня организаций, которые освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 395 НК РФ, можно выделить:

Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

Организации, владеющие земельными участками, занятыми государственными автомобильными дорогами общего пользования;

Организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 ст. 395 НК РФ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

Организации, признаваемые управляющими компаниями в инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ;

Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на 10 лет;

Организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

В силу того, что земельный налог является местным налогом, он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Этими же нормативными актами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ). То есть льготы для казенных учреждений могут быть установлены на местном уровне.

Следует обратить внимание, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл. 31 "Земельный налог" НК РФ. Такие разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55.


Порядок исчисления налога и авансовых платежей


Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ).

Исчисление налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Расчет можно выразить формулой:



Сумма земельного налога, руб.;

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Налоговая ставка, %.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Исчисление авансовых платежей. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).



Сумма авансового платежа по земельному налогу, руб.;

Сумма земельного налога, руб.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ).

При возникновении или прекращении права собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок в течение месяца действует следующий порядок учета в расчете текущего месяца:

Если такое право возникло до 15-го числа или прекратилось после 15-го числа, то месяц принимается в расчет полностью;

Если такое право возникает после 15-го числа или прекращается до 15-го числа текущего месяца, то месяц в расчет не берется.


Обратите внимание! Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).


Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей


Налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 3 ст. 397 НК РФ).


Налоговая декларация


Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Как уже говорилось, срок ее представления - 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

В настоящее время действуют форма и формат представления налоговой декларации, утвержденные Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@.

Кроме этого, подготовлен проект нового приказа, который содержит форму декларации по земельному налогу, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения.


Пример

Казенному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок, кадастровая стоимость которого - 1 500 000 руб. Запись в ЕГРН внесена 10 марта 2017 года. Учреждение выполняет функции обороны и безопасности. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Расчет налога и отражение его начисления и уплаты будут следующими: Сумма авансового платежа за 2-й и 3-й кварталы составит 1 125 руб. (1 500 000 руб. х 0,3% х 1/4).

Размер авансового платежа за 1-й квартал составит 375 руб. (1 125 руб. / 3 мес.), так как в этом квартале учитывается только месяц, в котором возникло право пользования соответствующим земельным участком. Он берется целиком в силу того, что соответствующее право возникло 10-го числа текущего месяца (до 15-го числа).



Обобщим основные моменты. Если у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются земельные участки, то оно является плательщиком земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Для отдельных категорий земель установлены налоговые ставки, которые не могут быть изменены в сторону увеличения на муниципальном уровне. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Авансовые платежи и сам налог подлежат уплате в местный бюджет в соответствии с налоговой декларацией.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Уважаемые эксперты, наша организация на праве собственности владеет нежелым помещением на первом этаже многоквартирного дома. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы платить налог на землю и подавать декларацию в налоговую инспекцию?

Ваша организация является плательщиком земельного налога. Для расчета налога, кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Также по данному налогу следует подать в налоговую инспекцию декларацию по месту нахождения земельного участка.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

Налогоплательщики

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены Налогового кодекса РФ. *

Кроме того, земельный налог не нужно платить по земельным участкам, которые находятся в государственной (муниципальной) казне (т. е. по земельным участкам, которые не переданы в пользование (владение, собственность) организациям или гражданам) (письма Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/15 , от 31 августа 2011 г. № 03-05-04-02/88 , от 11 апреля 2011 г. № 03-05-04-02/32).

Внимание: до 1 июля 2012 года организации (кроме государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) должны переоформить имеющееся у них право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести эти участки в собственность. Такое требование содержится в пункте 2 статьи 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.

С 1 января 2013 года за несоблюдение этого требования будет установлена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составит от 20 000 до 100 000 руб. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 6 и статьи 7 Закона от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ.

  • кадастровую стоимость земельного участка;
  • налоговую ставку. *

Такие правила содержатся в статьях , и Налогового кодекса РФ.

Кадастровая стоимость

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ). *

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. .

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога (mod = 112, id = 53783)

Возможны следующие варианты получения такой информации.

Во-первых, можно обратиться (лично или по почте) в территориальное отделение Росреестра с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра . Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах и статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра . Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 .

Внимание: определять величину кадастровой стоимости, необходимой для расчета земельного налога, организация должна самостоятельно (п. 3 ст. 391 НК РФ). Поэтому во избежание ошибок отслеживайте изменение кадастровой стоимости на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru). *

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу: *

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога ().

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. ? 150 кв. м: 1500 кв. м = 33 500 руб.

В государственных (муниципальных) учреждениях

Если владельцами здания одновременно являются несколько государственных (муниципальных) учреждений и (или) казенных предприятий, то кадастровую стоимость определяет то учреждение (предприятие), во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит двум государственным (муниципальным) учреждениям и одному казенному предприятию, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то учреждение (предприятие), которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать учреждение (предприятие), которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные учреждения (предприятия) обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Если владельцами здания одновременно являются государственное (муниципальное) учреждение и коммерческая организация, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, а государственному (муниципальному) учреждению на праве оперативного управления, то учреждение в этом случае имеет ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как организация, обладающая правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога ().

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация имеет в собственности часть нежилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на этом участке (mod = 112, id = 53784)

Кадастровую стоимость земельного участка определяйте пропорционально площади помещения, принадлежащего организации, в общей площади помещений в доме. *

Организации, имеющей нежилое помещение в многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен этот дом (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Подробнее об этом см. Кто должен платить земельный налог . Значит, кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определяйте пропорционально ее доле в общей долевой собственности на это здание (п. 1 ст. 392 НК РФ). *

Для расчета кадастровой стоимости части земельного участка используйте формулу: *

Такие правила расчета установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ и Закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ. Правоустанавливающим документом, подтверждающим размер помещения, принадлежащего организации на праве собственности, является свидетельство о праве собственности на него.

Такой же порядок расчета рекомендует использовать Минфин России (письма от 31 августа 2006 г. № 03-06-02-04/125 и от 4 октября 2006 г. № 03-06-02-04/142).

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу (в пределах, установленных ) определяются местными нормативными правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). *

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель, а также земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Если местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу (I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ), то в течение года организация должна рассчитывать по нему авансовые платежи. *

Для расчета авансового платежа используйте формулу: *

Если отчетные периоды не установлены, перечислять авансовые платежи не нужно. *

Такой порядок следует из положений пунктов и статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Земельный налог, подлежащий уплате по итогам календарного года, рассчитайте по формуле: *

Такой порядок определен пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Применяйте его только тогда, когда местным законодательством установлены отчетные периоды по налогу.

Земельный налог рассчитайте по формуле:

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.17–5.19 Порядка, утвержденного .

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налоговую декларацию составляйте после окончания налогового периода по земельному налогу. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). *

Кто сдает декларацию

Налоговые декларации сдают только налогоплательщики . Организации, у которых нет объектов налогообложения, налогоплательщиками не признаются, поэтому сдавать декларации они не должны. Такой вывод следует из положений ). *

Внимание: несвоевременная подача декларации по земельному налогу является правонарушением ( , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. ().

Форма декларации

Форма декларации по земельному налогу, ее электронный формат, а также порядок их заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696 . Этим приказом следует руководствоваться начиная с представления налоговой декларации за 2011 год (п. 2 приказа ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696). *

Способы сдачи

Декларацию по земельному налогу организация может представить в инспекцию:

  • на бумаге через законного или уполномоченного представителя , либо по Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696 .

    Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в Налогового кодекса РФ.

    Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    С уважением,

    эксперт «Системы Главбух» Манурина Екатерина.

    Ответ утвержден:
    Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»
    Родионов Александр

    _____________________________

    Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:

Л.А. Опальская

1. Плательщики земельного налога

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога являются в том числе бюджетные учреждения, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вышеуказанные права, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

При передаче имущества бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", информация о существующих правах на земельные участки определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу вышеуказанного Закона (письмо Минфина России от 18.02.2008 N 03-05-05-02/07).

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, занимающиеся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством.

Органы, ведущие государственный земельный кадастр, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формам, утвержденным Минфином России.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Согласно письму Минфина России от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, вышеуказанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ, в которой речь идет о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.

При применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей обложения земельным налогом бюджетным учреждениям необходимо учитывать предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 N А12-12852/06), при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговые органы должны применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода.

2. Объект налогообложения

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Отдельные земельные участки не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ, а именно:

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством, в том числе предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Земельные участки из состава земель лесного фонда;

Земельные участки, занятые находящимся в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

3. Налоговая база

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Отдельно в п. 3 ст. 392 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, приобретенным вместе с объектами недвижимости.

Бюджетные организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом, должны органы муниципального образования, представительными органами которых по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, введен земельный налог (письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-05-04-02/29).

4. Порядок расчета земельного налога

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

1,5% - в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки в г. Москве предусмотрены ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" и составляют:

0,3% от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;

0,1% от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

1,5% от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Если отчетным периодом по земельному налогу является квартал, то сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой этого налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении], к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

Представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Законом г. Москвы "О земельном налоге" такое право не предусмотрено.

Много вопросов возникает у бюджетных учреждений при расчете земельного налога в ситуации перевода земельных участков в течение налогового (отчетного) периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 определено, что для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.

Поэтому если в налоговом периоде правообладатель земельного участка не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка земельного налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должны применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

5. Налоговые льготы

Льготы по земельному налогу согласно ст. 395 НК РФ установлены:

Организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

Организациям - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

Религиозным организациям - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

Общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

Организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участ-ков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

Учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

Организациям народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

Организациям - резидентам особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Дополнительные налоговые льготы предусмотрены ст. 3.1 Закона г. Москвы "О земельном налоге" (в ред. от 16.07.2008 N 36) для отдельных категорий организаций, а именно:

Для органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

Для учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемых из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

Для государственных учреждений г. Москвы, созданных по решениям Правительства Москвы и финансируемых из бюджета г. Москвы, - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

Для организаций - в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;

Для государственных научных центров, а также научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

Для учреждений и организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

Для органов судебной системы, включая мировых судей, органов прокуратуры, органов внутренних дел - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

Для органов, подразделений и организаций пожарной охраны - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

Для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц.

6. Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами - I, II и III кварталы календарного года.

При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] вправе не предусматривать отчетный период. Законом г. Москвы "О земельном налоге" установлены и налоговый, и отчетные периоды в общем порядке, предусмотренном НК РФ.

7. Порядок и сроки уплаты земельного налога

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено п. 3 ст. 398 НК РФ, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм авансовых платежей по земельному налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

8. Налоговая декларация

Налоговая декларация по земельному налогу представляется по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Бюджетные организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, представляют по истечении отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Бюджетные организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Формы налоговой декларации по земельному налогу (далее - декларация) и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (далее - расчет по авансовым платежам) утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95 (применяется с 1 января 2009 года).

При наличии у организации нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на каждый объект налогообложения [долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), долю в праве на земельный участок] заполняется отдельный лист Раздела 2 декларации и отдельный лист Раздела 2 Расчета по авансовым платежам, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Декларация заполняется в отношении сумм земельного налога и авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования. При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы земельного налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если у организации все земельные участки не признаются объектами обложения земельным налогом, то у них и не возникает обязанности по уплате данного налога. Следовательно, у организации не возникает обязанности по представлению декларации (расчетов по авансовым платежам) (письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20).

Если бюджетная организация обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, то на основании письма Минфина России от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 организация обязана представлять в налоговые органы декларацию (расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в декларацию (в расчеты по авансовым платежам) не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным налогом.

9. Отражение уплаты земельного налога в бюджетном учете

На основании Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено выделение бюджетных средств на уплату земельного налога главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении. Расчет объема финансирования вышеупомянутых расходов должен производиться в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”", в соответствии с которым объем ассигнований, необходимых бюджетным учреждениям, определялся на основании представленных в 2007 году главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2008 год и информации ФНС России о суммах фактически начисленных и уплаченных налогов за I квартал 2008 года по включенным в реестры бюджетным учреждениям. В аналогичном порядке данная процедура должна применяться и последующие плановые периоды.

На основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" уплата налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, отражается по ст. 290 "Прочие расходы" классификации операций сектора государственного управления.

Порядок отражения уплаты земельного налога в бюджетном учете определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Отражение операций по начислению и уплате земельного налога зависит от использования земельного участка в бюджетной деятельности или в деятельности, приносящей доход:

По бюджетной деятельности:

Дебет

Кредит

Начислен земельный налог

140101290 "Прочие расхода"

130305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"


130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

По деятельности, приносящей доход:

Дебет

Кредит

Начислен земельный налог

210604340"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Перечислен земельный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Одновременное отражение на забалансовом счете по КОСГУ 290 "Прочие расходы"

18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения"

При уплате земельного налога за счет бюджетных средств у учреждения часто не хватает данных средств для перечисления налога.

Для решения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться п. 2.2 приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов", где установлено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.

В соответствии с письмом Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075 налоговые органы при предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в связи с задержкой финансирования по основанию, предусмотренному подпунктом 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, должны принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Зачет переплаты по налогу (сбору) в счет предстоящих платежей производится на основании письменного заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ), а зачет в счет погашения недоимки налоговый орган производит самостоятельно. Однако и в этом случае организация имеет право подать заявление о зачете (п. 5 ст. 78 НК РФ).