Запоминание информации

Дипломная работа: Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников. Игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Игра имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Щатский, высоко оценивая значение игры, писал: "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства".

Д.Б. Эльконин дает такое определение игры: "Человеческая игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности"

Также игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются примеры обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов способствует закреплению языковых явлений памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интересам активности учащихся.

Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. "Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни

Каковы основные требования играм?

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.

2. Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру. Только при этом условии будет естественной и убедительной.

3. Игра должна быть принята всей группой.

Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

4. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли использовать обрабатываемый материал.

5. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.

Это совпадает с положениями современной дидактики о роли учителя в учебном процессе. Нельзя не согласиться с мнением Ю.К. Бабанского о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

6. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Сознание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, отвечат? на вопросы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения.

Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках встречается скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека равнодушным, быстро улетучиваются.

Так давайте же не забывать, что любой ученик - это прежде всего ребенок, а игра - неотъемлемая часть жизни любого ребенка.

Изучение игры как приема и метода обучения особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным звеном образовательной системы в методах обучения, и с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения. В связи с этим уместным будет вспомнить слова К.Д. Ушинского, который, хорошо осознавая необходимость использования игры как приема в учении, все же активно выступал против так называемого игрового обучения, т.е. сведения всего первоначального обучения к игре. Обращение детского учения в игру приводит к тому, что такое "играющее учение" расслабляет ребенка вместо того, чтобы укреплять его.

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, по мнению Р.И. Жуковской, возникает тогда, когда он ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до "более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых приемов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял". Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

МБОУ Долматовская ООШ №16

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


на тему:

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

Федорова Марина Николаевна

Учитель географии

2014

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии.

Задачи:

Современное философское отношение к игровой деятельности определяет игру как условное бытие реального субъектно-объектного отношения и совокупность всех проявлений игровой активности взаимодействующих субъектов (или единичного субъекта), направленную не на внешний объект, а на внутренний – на процесс самой деятельности и контроль за ней. Таким образом, игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом.

Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Методы внедрения игр в школьную практику разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающиеся, учебные, ролевые, имитационные, игры моделирование и т.д. существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими. В целом это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. Так, если за основание принимать время проведения игры, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

В том случае, когда в основу классификации положена функциональная результативность, деловые игры подразделяются на дидактические и сюжетные или подготовительные и творческие. В методическом плане наиболее интересна классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову, что наглядно отражено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову.


1. Процессуальный аспект

Уровень познавательной активности

репродуктивные

конструктивные

творческие


Логика чередования шагов игры

индуктивные

дедуктивные

трансдуктивные


Способ принятия решений

дискретные

непрерывные

комбинаторные


Время протекания игры

кратковременные

длительные

деловые


2. Управленческий аспект

Формы организации контроля и самоконтроля

устные

письменные

машинные


Способ определения результатов принимаемых решений

свободные

жесткие


Формы проведения игр

коллекционные

групповые

индивидуальные


3. Социально – психологический аспект

Характер игрового процесса

комбинаторные

азартные


стратегии

Вид игры

соревновательные

художественные

загадочно-выигрышные

организационные



Соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры

общность целей и интересов

общность целей различие интересов

различие целей и интересов

Такая форма организации деятельности учеников на уроке поможет учителю сделать процесс обучения более разнообразным, с учетом интересов школьников. Эта классификация учитывает не только игровую, но и учебную цель.

Несмотря на кажущуюся универсальность такого вида обучения, необходимо точно определить положение игры в каждом конкретном случае. Необходимо помнить, что недостаток игр вреден, а избыток недопустим, иначе происходит перенос центра тяжести с дидактической стороны дела на формальную сторону. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место ее включения в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что определено понятие игровой деятельности, применяемое в дидактической системе; выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих обеспечивающих формированию познавательного интереса у учащихся; разработаны методические рекомендации по использованию ролевых игр для повышения познавательного интереса на уроках географии.


Инновационная деятельность заключается в использовании игр в обучении географии, развивающих познавательный интерес к предмету, активизирующих учебную деятельность учащихся на уроках, способствующих становлению творческой личности ученика.

Технология опыта

Особенности применения игровых технологий

Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных учащихся.

Используемые мной игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам – на игры изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большое количество игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные, игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблемы, игры исследования, открытия.

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать». Следует отметить и большую роль электронно-тестовых и компьютерных игр в обучении. Так как тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, то я и здесь применяю игровую форму. На уроках применяю электронные формы тестового опроса, когда большое значение уделяется образной форме вопросов. Это обыкновенный тест с 10 вопросами, на которые необходимо ответить, чтобы получить оценку. Ответы даны в виде серии картинок.

Современный курс школьной географии России насыщен материалом, глубинный смысл которого отражает реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях.

Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развитие их самостоятельного творческого мышления – в вести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры.

При организации ролевых игр, игр-состязаний, подвижных игр следует, как можно больше учащихся вовлечь в игру, при этом необходимо обращать внимание на увлечения школьников. Художники оформляют игру, любители техники становятся звукооператорами, любители фотографии - фотографами и т.д. Их деятельность в дальнейшем необходимо оценить. Необязательно ставить отметку, а можно присвоить, например, звание «Лучший художник» «Лучший фотограф» и т.д.

Необходимым элементом в подготовке игры является консультация. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к играм, позволяют вселить уверенность в свои возможности. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги необходимо отметить, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание.

Эффективность проведения игр зависит от ряда условий: четко продумывать цель игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; четко организовывать подготовку, проведение итогов игры; сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры; осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссию; обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех учащихся класса; формировать вывод и оценивать полученные результаты; управлять ходом игры.

На уроках географии мною часто используюся настольные игры, к ним относятся кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото, домино… Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключается игровая задача.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.

Так на обобщающем уроке в 7 классе провожу игру «Почта». Из ткани изготовляются 6 карманов (почтовых ящиков) с надписями: северная Америка, Африка, Евразия… Участникам игры раздается равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в карман и не ошибиться адресом. В этой игре обобщаются знания по материкам.

Изучая «Природные зоны» проводится игра «Правильно отбери», ученик получает несколько открыток, рисунков. Нужно правильно отобрать открытки и рисунки с представителями какой-либо одной природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл.

Очень любят ребята игу «Собери карту». Ученик получает разрезанную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки необходимо собрать, чтобы получилась карта и назвать территорию. Такого рода игры развивают память, воображение, способность запоминания географической номенклатуры и их географического положения.

Кроссворды и ребусы наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают названия географических объектов, отыскивая их на карте. Как показывает опыт, кроссворды развивают интерес учащихся к географии. Особенно большой интерес к этому виду игр у учащихся 6-8 классов.

Игры – состязания применяются как в учебной деятельности, так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. К этому типу игр относятся конкурсы: «Защита проекта», «Презентация», «Конкурс знатоков географии», «Лучшая команда», КВН и другие игры. Так для закрепления знаний по теме «Атмосфера» в начальном курсе географии проводится игра-состязание «Объясни явления природы».

Класс делится на несколько команд. Учитель сообщает, что у него есть много писем, в которых путешественники рассказывают о различных событиях, задают вопросы о непонятных для них природных явлениях. Задача школьников – ответить на вопросы, которые содержатся в этих письмах, и попытаться объяснить некоторые явления. Команды по очереди читают письма и отвечают на них. От каждой команды сначала отвечает тот ученик, которого назовет учитель, а затем любой член команды. За ответ ученики получают баллы от 1до 5, в зависимости от содержания ответа. Если команда не справилась с заданием, ей на помощь приходит команда, набравшая большее число баллов.

Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. При изучении морей России провожу такую викторину: «Какие моря названы в честь известных путешественников? Какое из морей России называют «ледяным мешком»? Назвать самое большое море»… Викторины можно проводить как устные, так и письменные. У устных викторин есть существенный недостаток – неравные условия для участников: многие ребята робкие, нерешительные, задерживаются с ответом, хотя могут ответить правильно на вопрос. Поэтому лучше проводить письменную викторину. Один из членов жюри читает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание ответа. Затем свертывают исписанную часть листа, кладут ручки и ждут следующего вопроса. После подсчета очков члены жюри объявляют результаты викторины.

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: экономические, экологические, политические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе ее дискутируют, отстаивают свои взгляды.

Для учащихся 6-8 классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры путешествия, игры-драматизации. Старшеклассники наряду с сюжетно - ролевыми играют и в ситуативные игры по созданию моделей и проектов. Обычно ролевые игры провожу на уроках обобщения знаний, семинарах, практических работах. Главное в данной игре это организационно-подготовительный этап, от которого зависит успех выполнения учащимися заданий и организованность самой игры. Учитель определяет цель, конкретные развивающие задания, готовит материалы для их выполнения, составляет методические указания и правила проведения, распределяет роли, проводит инструктаж. При проведении игры ребята проявляют активность, стараются не перебивать товарища во время выступления, проявляют самостоятельность в изучении темы.

При формировании групп учитываю желание учащихся. С этой целью провожу анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть руководителем группы? … Учитывается взаимоотношения между школьниками. Игра начинается с момента получения школьниками заданий (карточки-инструкции). Ребята с большим интересом работают на таких уроках. Они обозначают необходимые объекты на плане местности или карте, делают выводы.

Для того чтобы ребята лучше запомнили номенклатуру, провожу игру «Узнай меня». Каждый ученик получает конверт с карточками разного цвета и разных букв: желтая А /Африка/, зеленая Б /Австралия/, красная В /Южная Америка/… Даются географические названия, ребята должны показать карточку того материка, где находится данный объект.

Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же деловых, ролевых, организационно-деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Но следует отметить и то, что уроки с использованием игровых моментов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.


  1. Начало ролевой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

  2. Игровая ситуация может разыгрываться в определенном вымышленном пространстве (экваториальный лес, район океана), очерченном географической картой, историческим временем и поставленной проблемой.

  3. Одним из структурных элементов ролевой игры являются игровые задачи. Большинство исследователей выделяют как игровые, так и учебные задачи. Игровая задача заинтересовывает школьников, а учебные задачи выступают для учащихся в замаскированном неясном виде.

  4. Для соединения игровых и учебных задач необходимы правила игры. Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации ты эколог ты - лесовод и т. д. Правила ролевой игры должны быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем разделов, курсов школьных предметов.

  5. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений, выполняющих воспитательную роль в игре. Например, закончил работу помоги товарищу, будь доброжелательным внимательно выслушивай мнение товарища. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся. Не следует проводить игру, если не сформированы определенные умения.

  6. Для более успешного проведения игры необходимо чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.

  7. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.

  8. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. В работе ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, поэтому при разработке сценария учебной игры, желательно включить в него такие проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например, спасение людей, терпящих бедствие, оптимальное размещение большого числа беженцев, действия по предотвращению гуманитарной катастрофы/. Подготовка и проведение ролевых игр создает условия для проявления школьниками сильных сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

  9. Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Ребенок приобретает навык свободного участия в дискуссии, уважение к другому мнению, отстаивание своей точки зрения. Активное участие в игре сказывается на качестве усвоения учебного материала. Учащиеся начинают лучше понимать логику изложения материала курса, взаимосвязь изучаемых явлений и легче запоминать фактические данные. Развитие и изменение учебной игровой деятельности школьников определяется возрастными особенностями учащихся и особенностями материала курса географии.

  10. Сюжеты игр должны опираться на реальные события. Через познавательный интерес можно формировать и экологическую культуру учащихся, включая в ролевые игры вопросы экологического характера, что будет также способствовать формированию экологического мировоззрения, становлению экологически грамотной личности.

  11. Методы и приемы, используемые на уроках - ролевых играх: наблюдение, анализ, синтез, моделирование проектов решения проблем, анкетирование. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительная характеристика объектов, установление причинно-следственной связи, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, работа с картами.

  12. Критерии оценивания игр, связаны со всеми основными параметрами ролевой игры: модель-моделирование, имитация, наличие целей, ролей, правил, сценария, критериев оценивания, игровые взаимодействия игроков, анализ и решение конкретных ситуаций, атмосфера неопределенности и неполной информации

  13. Критерии оценивания игр:
- качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией от 1 до 5 баллов;

Реализация целей игры от 1 до 10 баллов;

Соблюдение регламента игры от 1 до 6 баллов;

Несоблюдение регламента игры- 3 балла /снимается за каждое нарушение/;

Использование «Банка информации» для выявления новой информации /за каждую ссылку на первоисточник 4 балла/;

Соблюдение правил игры от 1 до 8 баллов;

Несоблюдение правил игры – 4 балла /снимается за каждое нарушение. Если в игре присутствует каждый имитируемый элемент, ему присваивается наивысший балл, например, 20 баллов. Такая система оценки способствует активизации учащихся на уроке, стимулирует их деятельность.
Результативность

Интерес учащихся к урокам географии

Диаграмма 1

По диаграмме видно, что интерес учащихся к урокам географии с применением игровых технологий выше, чем к традиционным урокам.

В ходе проводимого эксперимента были проведены сравнительные анализы усвоения материала в разных классах. Эксперимент показал, что экспериментальный класс лучше усвоил материал и показал лучшие результаты по сравнению с контрольным классом.

Так при изучении темы «Трудовые ресурсы» в 9 классе в 2013-2014 учебном году проводилась деловая игра, а в 9 классе в 2012-2013 учебном году не проводилась. При выполнении проверочной работы на уроке результаты были разные.

Показатели успешности в обучении учеников 9-х классов:

Экспериментальное обучение показало эффективность разработанной методики проведения деловых и дидактических игр при формировании основных экономических понятий, имело положительное влияние на формирование потребности в самостоятельном добывании знаний. В ходе игры ученики могут составить обоснование рационального отношения ко всем видам ресурсов и их рентабельному использованию.

Анкетирование учащихся показало, что для них игра - это

способ получения оценки - 31%;

Возможность проявить себя – 39%

Узнать что-то новое – 16%;

Самостоятельность действий – 14%

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Введение игр и игровых элементов повышает качество знаний и интерес учащихся.

2. Способствует лучшему усвоению материала.

3. Развивает познавательный интерес.

Диаграмма за года

Адресная направленность опыта:

Представленные материалы могут быть использованы в процессе изучения курсов «География России». Работа предназначена для учителей географии. Описанные формы и этапы деятельности могут быть использованы и другими педагогами, работающими в данном направлении.

Литература

1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося //Вестник Оренбургского ун-та.№ 2, 2004- с.75-79

2. Дудченко В. Деловая иновационная игра как метод исследования и развития организации. Электронный ресурс. Режим доступа file://C:Documents and Settings/Admin/igra.htm свободный.

3. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.// География в школе № 3,2004 с.46-49

4.Мельникова Т.М, Федорова Н.К. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии.//География в школе № 4,2000 с. 60-65.

5.Прутченков А.С. Школа деловой игры.//Школьные технологии № 1-2, 1999 с. 274-276.

6.Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование,1996 с.5-7.

7.Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М:,1981 с. 63.

8. Бабурин В. Л. «Деловые игры по экономической и социальной географии» М. «Просвещение» АО «Учебная книга» 1995 – 258с.

9. Жебровская. О. О «Игровой комплекс». География в школе 1996. № 6.

12. Митрофанов И. В. «Тематические игры по географии» Творческий центр М. 2002 год

13. «Настольная книга учителя географии» // Авт. – сост. Петрова Н. Н., Сиротин В. И.– М.: «АСТ Астрель», 2002 – 371с.

14. Новенко Д. В. «О новых технологиях в преподавании географии». //География в школе. – 1999. - №7. - С. 53-55.

15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат - М.: «Академия», 2005 – 272 с.

16. Пряжников Н. С. «Игровой момент в профориентации» Методические рекомендации. Пермь: ПГПИ 2003

17. Сластенин В.А., Мищенко А.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика» М., «Школа-Пресс», 2005 – 512 с.

18. Современный урок географии. И. И. Баринова //География в школе. –2000. - №6. - С. 41-44.

19. Спичак С. П., С. В. Тесленко. «Игры на уроках географии». География в школе. 1996. № 2.

Приложение

Урок обобщающего повторения

Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами дидактических игр

1.3 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма ребенка, так и психическом развитии: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

А. Н. Леонтьев называл дошкольный возраст периодом первоначального склада личности. Он отмечал: «в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание» .

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные ученые, их исследования являются методологической основой нашей работы. Среди которых Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и многие другие.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе .

Этот период дошкольного детства характеризуется, завершающим этапом в общем развитии детей, когда в свои первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода развития (период младенчества, раннее детство, дошкольное детство), каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. В старшем дошкольном возрасте закладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка, происходит активное формирование основ символической функции сознания, развитие сенсорных и особенно, интеллектуальных способностей. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Кроме того, следует не забывать, что период старшего дошкольного возраста, напрямую связан с подготовкой к поступлению в школу. Он является, по признанию специалистов всего мира, периодом стремительного физического и психического развития ребёнка, активного формирования физических и психических качеств, так необходимых человеку в течение всей последующей жизни, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, оно выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольник начинает ставить перед собой новые познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода «экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы» .

Именно поэтому так важно способствовать активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, способствовать его устойчивости. Это особо ценно, поскольку, как указывает ряд исследователей, среди которых Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина, система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей. Это приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению и отрицательно влияет на весь ход развития ребенка.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра, что в свою очередь подтверждают Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие.

Большое значение и роль игры отмечали В. Гюго, Л. Н. Толстой, определяя ее особенности и черты. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру и ее роли как мощного средства воспитания принадлежат А. М. Горькому, И. М. Сеченову, К. Д. Ушинскому. Они расценивали игру как «труд, творчество». Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, «педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение» .

Интересы старших дошкольников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения рождают интерес к языковым формам. В то же время практические действия в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей .

Игра является формой учебно-воспитательной деятельности, имитирующей те или иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию .

В ходе игровой программы общая игровая линия развивается по восходящей, то есть напряжение и интерес возрастают. Огромная роль в характере игры, в ее эмоциональной насыщенности принадлежит ведущему. Он должен обладать обаянием, чувством юмора и доброжелательностью, иметь организаторские, актерские, режиссерские способности и творческое воображение. Здесь очень важна игровая технология. Игровая технология - направление по выявлению культурных, социально - психологических, педагогических закономерностей, принципов с целью определения выработки и использования в игровой деятельности ребенка и взрослого или ребенка - эффективных игровых моделей общения.

Игра дает ребенку положительные эмоции, в ней ребенок проживает какие - то определенные периоды как будто бы взрослой жизни, приобретает навыки, подражая взрослым.

Ребенок играет как в дошкольный период, так и с приходом в школу. Но в учебной деятельности, а также в старшем дошкольном возрасте преобладают иные игры - дидактические.

Дидактическая игра - это «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний .

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и т. д. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны :

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Основные педагогические возможности дидактических игр связаны с формированием у учащихся познавательной активности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал дидактических игр обеспечивает вовлеченность детей в процесс деятельности. Прежде чем предложить игру ребенку, воспитатель знакомится с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого он определяет время проведения игры на занятии в соответствии с тем, на каком этапе она будет проведена. Затем устанавливает, как будут играть дети - индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов.

Исходя из всего вышесказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат» .

Игровой замысел - первый структурный компонент дидактической игры, выражен, как правило, в ее названии.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе занятия.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии.

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения, кинопозитивов, диафильмов и т. д. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность.

При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий :

1. Правила дидактической игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала - доступно пониманию старших дошкольников.

2. Дидактическая игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности детей.

3. Дидактический материал, используемый во время дидактической игры, должен быть удобен в использовании, иначе дидактическая игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической игры связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива дошкольников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ребенок должен быть активным участником в такой игре.

6. В процессе дидактической игры дошкольники должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

7. Дидактическую игру нужно закончить тогда, когда будет получен необходимый результат.

При организации любой дидактической игры воспитателю необходимо знать и ее структуру и условия проведения.

Кроме того, важно помнить, что дидактические игры делятся на индивидуальные, где игрой занят один человек и групповые, где в игре задействовано несколько индивидов; предметные, где включены в игровую деятельность, какие - либо предметы (лото, домино и т. д.), предметно - словесные, словесные, сюжетные, где игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях, ролевые, где поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя и игры с правилами, которые регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Для создания игровой атмосферы воспитателю необходимо помнить о некоторых важных моментах :

Во - первых, исключить порицание и критику во время игры. Воспитателю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Что не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей, а обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во - вторых, воспитатель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с воспитанниками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не лишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически.

Разнообразя процесс воспитания и обучения, игры, таким образом, побуждают детей к активной деятельности. Они помогают сделать любой материал и деятельность более увлекательными, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к занятию, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Важно использовать игры не только развивающие психические познавательные процессы (то есть способствующие развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления), но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, развивающие эмоционально - эстетические переживания.

Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной и продуктивной. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий, но следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят детей и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Только учитывая все вышеуказанные особенности использования дидактических игр, как средств развития познавательного интереса старших дошкольников формируется активная учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, анализ информации позволяет нам сделать основополагающие выводы о том, старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом.

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и т. д.

Способствование активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, его устойчивости - особо важный и актуальный вопрос.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и т. д.).

Дидактическая игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной.

Дидактическая игра в системе развития познавательных процессов младших школьников

В школе у детей формируются психологические предпосылки теоретического сознания, меняются мотивы поведения, открываются новые источники развития познавательных и нравственных сил...

Дидактическая игра и учебная деятельность младших школьников

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

Дидактическая игра является игровой формой обуче-ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как средство умственного развития

Дидактическая игра как средство умственной активности

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша...

Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах

Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. }