Характеристики и свойства

Самостоятельное изучение грамматики английского языка. Грамматика в английском языке – как учить? Закон Паркинсона и иностранный язык

Чтобы понять, что такое грамматика, представьте себе шкаф. Когда вы покупаете новый шкаф, вам его привозят пустым. Внутри есть только полки, ящики, иногда вешалки. Потом вы наполняете шкаф своей одеждой и другими вещами. Вот грамматика – это шкаф, а одежда – это все остальное. Чтобы ваши вещи не валялись в хаотичной куче на полу, вы складываете каждую вещь в свое отделение шкафа: платье – на вешалку, белье – в ящик.

Хотите более научное определение? Грамматика – это изучение того, как слова соединяются друг с другом, чтобы передавать смысл. Грамматика нужна для понимания системы языка. Это карта, по которой вы ориентируетесь, когда хотите сформулировать мысль. Можно путешествовать без карты? Можно! Вы просто будете идти наугад и куда-нибудь обязательно попадете. Так же и с грамматикой. Можно говорить на иностранном языке и без нее. Но в таком случае нет гарантии, что вы выразите именно ту мысль, которую хотели и вас поймут, как надо.

Если я вас убедила, что грамматика полезна, переходим дальше. Рассмотрим несколько примеров того, как учить грамматику НЕ надо.

Ошибки при изучении грамматики

Чаще всего эти ошибки допускают те, кто изучает английский самостоятельно. Иностранный язык, как правило, нужно учить «срочно» и нет времени разбираться, как это делать эффективнее. Отсюда поспешные выводы и разочарование. Итак, типичные ошибки:

Стремиться выучить все и сразу. Многие изучающие английский ошибочно считают, что если выучат «всю грамматику», то смогут свободно говорить на английском. Поэтому они покупают «проверенные» самоучители или скачивают «крутые» приложения для изучения грамматических правил. Рано или поздно начинаются малознакомые темы, с которыми раньше не сталкивались. Уровень сложности повышается, процесс замедляется. Наступает разочарование.

Учить только правила без привязки к ситуации. Если вы учите грамматику только по книжным правилам и упражнениям, не применяя на практике, эффект будет минимальный. Выучить одно правило, как купить билет на поезд – самое начало пути. Каждое новое правило надо отработать в разговорной и письменной речи, услышать выученную конструкцию от кого-то, прочитать ее. Иными словами – сесть в поезд и доехать до пункта назначения.

Игнорирование остальных аспектов языка. Пункт вытекает из двух предыдущих. Изучение иностранного языка – это плавное и постепенное и одновременное развитие всех основных языковых навыков: общение, письмо, чтение, аудирование. Это называется «Интегрированные навыки». То есть, выучив определенное правило, вы лучше поймете текст или чужое высказывание. И наоборот, текст, аудиозапись или чье-то высказывание полнее раскроет суть грамматического правила. Все взаимосвязано.

Как надо учить грамматику?

Вот мы и подошли к главному. В данной статье я не буду углубляться в методики и подходы к изучению грамматики. Их существует очень много и это тема для отдельного материала. Нужно просто выбрать подходящий для конкретного студента способ и работать. А я расскажу вам, как:

Без фанатизма, небольшими порциями. Самое главное в изучении грамматики это доведение каждого правила до автоматизма. Лучше потратить две недели на запоминание Present Simple, но запомнить его так, чтобы вы формулировали предложения со скоростью летящей пули. Только после этого переходить к следующему правилу.

Много примеров. Для каждого случая употребления того же Present Simple, необходимо изучить как минимум 5-6 примеров. Не для всего времени Present Simple, а для каждого отдельного случая его применения, их может быть 10 и даже больше.

Закреплять на практике. Каждую выученную грамматическую конструкцию необходимо отработать на практике: проговорить, прослушать, прочитать, записать. Нужно охватить все контексты, в которых эта конструкция употребляется, чтобы понять и «выучить» ее в полной мере. Нескольких упражнений на заполнение пропусков будет недостаточно.

Развивать все аспекты. Об этом уже шла речь выше, когда мы говорили об ошибках в изучении грамматики. Не игнорируйте остальные аспекты речи, так грамматическая конструкция быстрее запомнится, причем сразу в правильном контексте.

Скажу честно, я считаю, что нет ничего проще английской грамматики. Трудности с грамматикой - чаще всего естественный результат того, что с самого начала не сформировалась точная и однозначная система значений: будь то построение и употребление времен, артикли, страдательный залог или косвенная речь.

Данная статья, прежде всего, адресована тем, кому так или иначе приходится самостоятельно разбираться в премудростях английской грамматики.

Не боясь, что меня могут упрекнуть в примитивизме, я попытаюсь не научным языком рассказать о грамматике английского языка.

Tenses Forms (Временные формы глаголов)

Я не ставлю своей целью объяснить формы построения времен. Другими словами, здесь Вы не найдете таблиц построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Для этого достаточно открыть любой грамматический справочник.

Речь пойдет о понимании того, как пользоваться английскими временами, которые, на первый взгляд, кажутся такими не похожими на русские. Структурно, может быть, и нет. Однако, присмотревшись поближе, Вы без труда найдете много общего, поймете, что точно так же выразили бы свою мысль по-русски.

О чем общаются друг с другом англичане, американцы и другие носители английского языка. О четырех вещах:

  • о регулярном;
  • о том, что в процессе;
  • о результатах;
  • и о том, что, к сожалению, хоть уже и принесло какие-то результаты, но окончания действия пока не видно.

И самое главное - все эти четыре ситуации могут произойти и в настоящем, и в прошлом и в будущем. Попытаемся переложить слова песни на русский способ отношения к жизни:

Simple - "все просто, без затей" - регулярные, повседневные действия в настоящем, прошлом и будущем:

  • Present - "обычно завтракаю" - I usually have breakfast;
  • Past - "когда учился в школе, всегда завтракал в 7 утра" - When I was at school, I always had breakfast at 7 am;
  • Future - " в отпуске буду спать до 9" - I will sleep until 9 am when I am on holiday. Регулярно? Очень даже!

Continuous - процессы, "все течет, изменяется" - какой-нибудь процесс:

  • Present - "сейчас рассказываю Вам о том, что английский выучить легко"- I am telling you now that English is easy to learn;
  • Past - "вчера пыталась объяснить это студентам на семинаре с 5 до 7 вчера"- I was trying to explain this to my students since 5 to 7 pm yesterday;
  • Future - "с 26 по 28 сентября буду делать тоже самое на конференции где-нибудь в Воронеже"- I will be doing the same thing at the conference in Voronezh from 26 to 28 September.

Perfect - "все готово" - результаты:

  • Present - "только что получила письмо от своих коллег", "недавно закончила писать статью"- I have just got an e-mail from my colleagues/ I have finished writing this article recently. Когда начала? На самом деле не имеет значения, ведь здесь важен результат. Важно не "когда", а "уже", только что, совсем недавно, и вот, пожалуйста, результат;
  • Past - "успела сделать что-то одно до того, как случилось что-то другое, или к определенному времени". Давайте что-нибудь из бытового: "успела приготовить ужин до того, как семья вернулась с работы";
  • Future - "успею сделать что-то одно, до того, как случится что-то другое, или к определенному времени". Из личного: "надеюсь, что закончу эту книгу к концу лета".

Perfect Continuous - "молодцы, отличный результат, но продолжаем работать дальше" - если же результаты получены, а действие или проект не закончены, то варианты будут такими:

  • Present - "я учу английский уже 3 года" (для оптимистов скажу, что процесс изучения языка бесконечен, всегда есть следующий этап даже при хороших результатах);
  • Past - такая вариация в устной речи встречается редко, но ведь мы не только говорим, но и пишем... Пример для размышлений: "Вы простояли в очереди два часа, прежде, чем Вас приняли";
  • Future - этот случай - просто раритет, но, наверняка, и на Ваш век придется когда-нибудь его употребить. А в принципе ситуация не так сложна "Вы простоите в очереди два часа, прежде, чем Вас примут".

Таким образом, нам останется только заучить эти сценарии и постепенно научиться ими ловко "жонглировать".

Артикли (The Article)

Однажды в университете один преподаватель сказала мне: "Не переживай, ты никогда не будешь знать, как правильно употреблять артикли, сколько бы правил ты ни выучила. Даже лучшие из нас (имея в виду себя и других преподавателей, разумеется) постоянно попадают впросак, когда дело касается артиклей. Грамотно пользоваться артиклями могут только носители языка. Но поскольку делают они это интуитивно, то, в общем, вряд ли смогут толком объяснить, как это у них получается". Тогда она привела пример об университетской профессуре, которая отправилась в Германию на стажировку, где благополучно завалила первый же тест по грамматике. Он, к слову, был как раз по теме "Артикли".

"Ну что же, значит, не судьба" - подумала я.

Но шутка, которую на следующий день рассказал уже другой преподаватель, заставила меня передумать и все-таки разобраться с артиклями.

Дело было так. Один молодой человек обратился к прохожему в Гайд Парке, чтобы уточнить, который час. На английском все это звучало приблизительно так:
- Excuse me, sir. Can you tell me what is ___time? (пропущен определенный артикль)
- Well, sir, it"s a very philosophic question…- ответил ему прохожий.

Мораль сей басни такова - без артиклей все слова (объекты и субъекты) превращаются в пустышку, фикцию, слова-призраки или "философские размышления".

Итак, появился повод всерьез задуматься об артиклях:

  1. Основная задача артикля - показать "определенность" или "неопределенность" предмета, человека; сказать, что он "известный" или так себе, "какой-то". Отсюда, кстати, и названия артиклей- "indefinite article" (неопределенный артикль), "definite article" (определенный артикль).
  2. В русском языке артиклей нет. Это факт. Но факт также и то, что и нам не безразлично, о каком предмете или человеке мы говорим. Если он не знаком нашему собеседнику, мы обязательно отметим это в своей речи. К примеру, скажем "одна женщина", "какой-то человек". Или же, наоборот, укажем, что сейчас говорим о нашем общем знакомом/-ой - "эта знакомая", "тот преподаватель". Именно это и делают артикли. Маленькие, короткие слова, которые, к тому же и не имею перевода, несут такую внушительную смысловую нагрузку (вспомните, прохожего из нашего анекдота).
  3. И последнее, но, как говорят англичане, "not the least" - артикли "a" и "the" не являются единственным и множественным числом друг друга , у них в этой жизни совсем другие роли (см. п.1). Что касается числа, то подход следующий:

Согласование времен (The Sequence of Tenses)

Эта тема вызывает почти животный страх у тех, кто учит английский язык, о ней много пишут на форумах, а самое главное, всячески избегают использовать ее в речи.

Могу Вас обрадовать - согласование нужно не всегда, причем не потому, что согласование - это прерогатива книжной речи.

Что же все-таки согласование? Что или кого мы согласовываем?

Согласование происходит в том случае, если:

  1. предложение состоит из двух частей: главной и зависимой (главное и придаточное предложение);
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, как правило, в Past Simple.

Другими словами, мы согласовываем зависимую часть с главной. Подгоняем ее под главную, смотрим на зависимую часть с позиции главной...

Согласование не происходит, если:

  1. главная часть стоит в настоящем времени - He says he"s going to be late;
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, но зависимая часть выражает факт, универсальный факт, неизменную истину, "universal truth", как пишут в английской грамматике.

По поводу п. 2 приведу такой пример. Так, в одном из эпизодов любовного признания в фильме "Bridget Johns"s Diary. Edge of Reason", герой Колина Фирта в очередной раз произносит "I love you". А героиня Рене Зельвегер, как и всякая уважающая себя девушка, делает вид, что не расслышала и просит повторить еще раз. После очередной, теперь уже третьей попытки, Фирт выкрикивает "I said I love you".

Как видим, главная часть предложения "I said" стоит в прошедшем времени, что по правилу требует сделать согласование. В результате могло получиться что-то вроде "I said I loved you".

Однако этого не произошло. Почему? Надо полагать, что герой Фирта любил не только в тот момент, когда сказал об этом, а любил вообще.

Но вернемся к согласованию по правилу. Итак:

Главное предложение Зависимое (придаточное) предложение
Past Simple: действие произошло одновременно с действием в главном предложении действие произошло раньше действия в главном предложении действие произойдет после действия в главном предложении
Past Simple Past Perfect Would + infinitive
He said he loved Italian music he had been to Italy many times before he would go to Italy this summer
We knew we could rely on them they had never let us down before they would support us in all troubles

То, что в грамматике изучают по теме "Reported Speech", является лишь одним из вариантов согласования времен. На мой взгляд, достаточно понимать последовательность сочетания времен, которая показана в таблице выше.

Страдательный залог (The Passive Voice)

Должна признаться, что английское название этой темы мне нравится больше. Сразу становится понятно, что кто-то или что-то находится в пассивном, т.е. в подчиненном положении, что над ним кто-то или что-то выполняет какое-то действие.

Например, "Поэма "Руслан и Людмила" была написана Пушкиным или "Салат был приготовлен из овощей, сыра, маслин и т.д.".

"Была написана" и "приготовлен" формы страдательного залога в русском языке. Поэму написали, а салат приготовили. Кто? Может быть, и мы с Вами (по крайней мере, салат), но по предложению этого не понять. И это не суть важно, цель не в этом. Всегда ли нужно знать, кто именно выполнил это действие? Конечно, любопытно знать, что месье Оливье совсем иначе готовил свой знаменитый салат, чем мы с Вами, однако, рассказывая рецепт салата своей дочери, мать, скорее всего, скажет "Для салата необходимы...".

Хотелось бы (не дословно) процитировать одного итальянского лингвиста-позитивиста: "Язык существует для человека, а не человек для языка, мы сами создаем свою речь, сами выбираем способы, формы, слова для выражения своих мыслей, главное, быть точным, чтобы форма и содержание совпадали".

Поэтому можно дать скорее подсказки, в каких ситуация страдательный залог будет более уместным:

  1. Устная речь: деловое общение (презентации, описание графиков, любая аналитика), повседневное общение (констатация фактов, например, рассказывая, когда был построен Кремль, или из чего приготовлено блюдо, которое очень хочет заказать Ваш иностранный гость, но согласно старинной русской традиции, меню на английском языке в кафе не оказалось).
  2. Письменная речь: аналогично, но в любом случае всегда добавить оттенок почтительности и уважения к получателю письма.

Существует еще одно затруднение, с которым сталкиваешься при изучении данной темы - построение форм.

Чаще всего приходится запоминать весь список форм по разным временам, но в этом не будет необходимости, если запомнить одну вещь (при условии, что Вы, конечно, хорошо помните, как образуются времена): поставьте глагол to be в нужном Вам времени.

Всегда непросто с формами Continuous и Perfect, они дольше других запоминаются.

Решение: поставьте глагол to be в форме Continuous, как сделали бы то же самое, например, с глаголом to come или to make- I am coming, I am making, I am being и т.д.:

Вот, пожалуй, и все по теме страдательный залог и о подводных камнях английской грамматики.

А вообще-то никаких подводных камней нет, есть те, кто не умеет или боится плавать!

Грамматика в одиночку не сможет помочь Вам заговорить на иностранном языке. Однако изучение некоторых основных структур может оказаться очень полезным.

Например, если Вы знаете, что отрицательная форма прошедшего времени образуется при помощи конструкции didn’t + verb , Вы можете составить сотни полезных выражений: she didn"t go /она не пошла, he doesn"t know the difference /он не знает отличий, why didn"t you do this /почему вы этого не сделали.

Так что же Вы можете сделать, чтобы улучшить свои знания грамматики? Есть два способа: во-первых, Вам нужно научиться правильно составлять предложения; во-вторых, Вы должны знать, как использовать структуры. Вот 8 пунктов, которые помогут Вам достичь этих двух целей:

  • Формирование базовых структур

1. Времена глаголов

Когда дело доходит до изучения грамматики, лучшее, что Вы можете сделать, – сосредоточиться на изучении времен глаголов, поскольку это поможет Вам общаться на английском языке. Во-первых, Вы должны выяснить, как образуются времена. Для того чтобы сделать это, просто возьмите справочник по грамматике, выберите раздел, посвященный определенному времени, и читайте его. Затем, сделайте несколько простейших упражнений в интернете или просто в тетради для того, чтобы попрактиковаться в формировании структуры.

2. Таблицы глаголов

Хороший способ узнать, как образуются времена, – выучить наизусть таблицу глаголов. Основная таблица глаголов покажет Вам, как спрягаются глаголы. Чтобы легче запомнить таблицу глаголов, изучайте её какое-то время, пусть она всегда будет перед глазами, а затем попробуйте написать их самостоятельно, без подглядывания. Формирование твердого представления о структуре глаголов в вашем сознании позволит воспроизводить их гораздо легче. И Вам не придется думать или переводить – структуры будут получаться автоматически.

3. Грамматические предложения

Еще один хороший способ – создать список грамматических предложений. Например, если Вы сосредоточились на настоящем простом времени, Вы могли бы написать предложения типа Peter lives in Germany /Питер живет в Германии или Karina doesn"t like cakes /Карина не любит торты. Затем сделайте аудиозапись этих предложений (или попросите носителя языка сделать это для Вас). В свободное время Вы можете прослушивать эти предложения и повторять их вслух за диктором. Идея состоит в том, чтобы практиковаться, пока не выучите их наизусть и сможете произносить их, не задумываясь.

4. Упражнения по грамматике

Вы можете также использовать грамматические упражнения, чтобы потренироваться в образовании отрицания или вопросов. Вы можете делать их самостоятельно, с другом или с . Просто произносите предложение в настоящем определенном времени, а затем образовывайте или формы. Например: He went to the museum /Он пошел в музей. He didn"t go to museums /Он не ходил по музеям. Did he go to any museums? /Он был в каких-нибудь музеях? Вы можете использовать список грамматических предложений из предыдущего абзаца.

  • Понимание принципов использования базовых структур

Теперь самое трудное: научиться использовать структуры.

5. Общее представление.

Первое, что Вы хотите сделать, – получить быстрый обзор того, каким образом используются временные формы глагола. Например, большинство базовых учебников грамматики сообщит Вам, что в настоящее простое время иногда используется для передачи мнения: He thinks it"s bad /Он думает, это плохо. Большинство глаголов имеют несколько основных «правил» использования, которые Вы можете узнать за считанные минуты.

6. Использование в «живом» языке

После того, как Вы получили общее представление о временах, Вам необходимо попрактиковаться в их использовании в процессе разговора или письма. Вы также должны читать и слушать много материала на английском, таким образом, Вы сможете увидеть слова и фразы в контексте.

7. Распространенные ошибки

В процессе разговора или в письменной речи обращайте внимание на все , которые Вы совершаете, или попросите преподавателя или друга помочь Вам. Затем проведите работу над устранением этих ошибок. Например, если Вы все время говорите *He like it вместо He likes it , попробуйте повторить фразу 10 раз в течение дня до тех пор, пока она прочно не запомнится.

8. Чтение и аудирование

Однако лучшим способом улучшить знания грамматики является и аудирование. Дети учат родной язык, не изучая никакой грамматики, – они просто естественно впитывают его, находясь под постоянным, часто неосознанным воздействием языка. Вы можете сделать то же самое, если Вы будете в достаточном объеме читать и слушать английскую речь. На самом деле, чем больше Вы читаете и слушаете, тем больше знаний языка Вы сможете впитать, и тем скорее Вы увидите, насколько легко язык «складывается» (о чем и говорит грамматика). Так что читайте статьи на английском, смотрите , слушайте новости, читайте , смотрите на YouTube, уделяйте время чтению , подходящих по вашему текущему уровню, прослушивайте аудиофайлы специализированных обучающих курсов... варианты безграничны!

Язык – это общение, это не свод правил. И конечная цель изучения языка заключается не в «совершенствовании грамматики», а в умении эффективно общаться. Грамматика играет свою роль, но она не должна быть главной целью Вашего обучения. Конечно, интересно узнать о прилагательных, использовании артиклей или положении наречий. Однако Вы узнаете гораздо больше, используя чтение, аудирование, письменную речь и !

“Как учить грамматику английского языка? Какого алгоритма придерживаться тем людям, которые учат английский самостоятельно?” , – спросила я руководителя отдела методики Ольгу Синицыну.

“Учить грамматику отдельно вообще не стоит, ее нужно практиковать в комплексе со всем остальным”.

“Хм, к сожалению, понятнее мне не стало. Как это выглядит на практике?”

И Ольга ответила мне. 🙂 В результате родилась эта статья – мини-инструкция о том, как выучить грамматику английского языка самостоятельно. Да так, чтобы не просто «знать правила» – а чтобы ГОВОРИТЬ.

Для подготовки этой инструкции я прибегла к помощи еще одного эксперта (и еще одной Ольги) – Ольги Козарь из . В итоге получилось 5 емких советов + небольшая музыкальная шпаргалка по грамматике английского. Приступим!


Для тех, кто любит видеоформат – видео от Димы Море на эту тему

1. Практикуй грамматику в комплексе – что же это значит?

Давай откроем урок какого-нибудь хорошего учебника и посмотрим. Например, курс разговорного английского для взрослых и подростков «Innovations».

Открываем самый первый юнит из книги для начинающих и смотрим. Тема: What’s your name – казалось бы, далеко не грамматическая. Итак, первое задание.

Посмотрите на фотографию. Послушайте, а после попрактикуйте диалог с партнером:

– Hello, I’m Dan. What’s your name?
– Rebecca. Hi.

Следующее задание – повторить тот же диалог, но используя уже свое имя.

Обрати внимание: ученики практикуют нужную для них разговорную конструкцию – как представить себя и как узнать имя другого человека, при этом они знакомятся с формами глагола to be в английском языке (вот она – грамматика!). При выполнении заданий задействуется несколько навыков: аудирование, чтение, говорение.

Еще одно задание из этого же раздела: совместить название страны с ее флагом. А в следующем таске ученикам предстоит провести диалог с партнером, используя эти названия стран.

Обрати внимание: ученики пополняют свой словарный запас названиями стран, знакомятся с важными для них конструкциями – вопрос-ответ о том, откуда они родом, при этом вновь прорабатывают глагол to be в Present Simple . И опять же задействовано несколько навыков: аудирование, чтение, говорение + пополнение словарного запаса.

Так, весь юнит построен на самых разных заданиях: прослушай диалог и запиши пропущенные слова, переведи предложения, ответь на вопросы и т.д.

Но обрати внимание:

  1. все задания «вертятся» вокруг одной темы – важной для ученика ситуации знакомства с новыми людьми и рассказа о себе,
  2. все предложения построены в Present Simple, к тому же задания идут от простого к сложному,
  3. задания задействуют все навыки: как пассивные – аудирование, чтение, так и активные – говорение, написание + пополняется вокабуляр (= словарный запас).

Это и есть «учить в комплексе». Не просто выучить, что Present Simple = Подлежащее + глагол в начальной форме + другие слова , а разобрать эту формулу на фразах, которые пригодятся тебе в жизни, при этом задействуя все навыки.

СОВЕТ: учи и практикуй грамматику английского, задействуя комплексно все навыки: говорю, пишу, слушаю, читаю + словарь; на примерах, которые пригодятся тебе в жизни.

Учебники грамматики английского языка: какой выбрать, где скачать

Эти комплексные упражнения по грамматике английского языка ты найдешь в специальных пособиях. Существуют учебники, построенные по типу «от простого к сложному» , где ты должен четко следовать от раздела к разделу и выполнять все задания, вроде Innovations, который мы смотрели только что.

Это Round-up – пособие, созданное изначально для детей и подростков, но прекрасно подходящее взрослым, или Grammarway. Такие учебники подойдут для начинающих, ведь составители учебных пособий, по сути, сделали для них план обучения.

Другой тип учебников – справочники по темам с практическими заданиями , например, English Grammar in Use (знаменитый учебник Раймонда Мерфи) или Oxford Practice Grammar. Такие комплексы подойдут тем, кто уже имеет базу, но хочет подтянуть определенные темы. Кстати, НЕновичкам еще посоветую Сборник упражнений под редакцией Голицынского Ю. Б., чтобы на практике отточить все правила.

Если у тебя мало времени, и хотелось бы совмещать грамматику с изучением вокабуляра для работы, то выбирай пособия Market Leader Grammar and Usage, MacMillan Business Grammar builder или Collins Business Grammar and Practice.

2. Отвечай себе на вопрос: зачем мне это правило?

Ронни из engVid в своем видео рассказала про три кита, на которых строится изучение любой грамматической темы. Один из них – это четкое понимание того, зачем тебе нужна та или иная конструкция.


Это видео с кликабельными субритрами

Например, зачем тебе нужно знать Present Continuous? В какой жизненной ситуации ты (да, ИМЕННО ТЫ) будешь применять это время?

О том, в какой именно ситуации обычно используется та или иная грамматическая конструкция, ты можешь узнать из учебников (выше я перечисляла несколько, а по ссылке ты найдешь еще один – учебник А. Васильева).

НО! После того, как ты получил объяснения и примеры из учебника, обязательно перенеси эту английскую грамматику на собственный опыт. Прочитал предложение в учебнике – составь еще одно о себе или о важных для тебя вещах.

СОВЕТ: не учи правила грамматики бездумно, чтобы просто «выучить». В первую очередь разберись, когда и зачем тебе понадобится эта грамматическая конструкция. Представь, в каких ситуациях ты будешь ее использовать.

Кстати, чтобы лучше усвоить английскую грамматику, советуем сравнить ее с устройством твоего родного языка. Для этого читай статьи: , .

3. Придумывай свои примеры

В принципе, я говорила об этом только что, но хочу акцентировать внимание повторно: никогда не ограничивайся примерами из учебника. Придумай свои, чтобы лучше понять суть правила и быстрее запомнить его структуру. Погрузи эту скучную грамматику в тот контекст, который имеет отношение именно к ТВОЕЙ ЖИЗНИ, твоим интересам.


Например, мне, как любителю фильмов Гайдая, для лучшего запоминания можно перевести эту фразу, используя 2nd conditional (условное предложение 2-го типа). 🙂

СОВЕТ: учи грамматику в контексте определенных ситуаций, которые важны тебе. Придумывай и составляй свои предложения, чтобы быстрее запомнить и понять правило.

4. По мере повышения уровня переходи на англоязычные справочники

В первую очередь я имею в виду шикарнейший канал с видео о грамматике и не только – engVid ( ты найдешь эти видео с субтитрами). Изучая видео-уроки с носителями языка, ты будешь вместе с грамматикой прокачивать и свое аудирование, и пополнять словарный запас.

Также можно пользоваться онлайн-справочниками по грамматике от Cambridge Dictionary и Oxford Dictionary . С ними ты, опять же, будешь параллельно развивать другие навыки: вокабуляр и чтение. К тому же, ты можешь быть уверен в достоверности информации, представленной на этих сайтах. И не бойся встретить там незнакомые слова – переведет его в два клика.

СОВЕТ: когда твой английский будет позволять, почаще используй англоязычные грамматические справочники. Кстати, словарей это тоже касается: один англо-английский толковый словарь стоит 10-ти англо-русских.

5. Используй яркие примеры для запоминания

Казалось бы, ты все понял и запомнил. Но вот настает ситуация, когда тебе все же потребовалось использовать, допустим, Present Perfect Continuous. Но ты совершенно забыл, как оно образуется! Тут-то и приходит на помощь музыкальная подсказка:


Londonbeat – I’ve Been Thinking About You

Такие запоминающиеся строчки из песен и кино:

Во-первых, буквально впиваются в твою память.

Have + been + Verb + ing (длинная и мучительная формула)
I’ve Been Thinking About You (запомнится куда быстрее)

Во-вторых, помогут держать в голове не только формулу, но и значение грамматической конструкции, поскольку ты будешь помнить контекст, из которого была взята эта строчка (при условии, что ты изучил текст песни).

6. Бонус: песенная шпаргалка от Lingualeo!

Я взяла на себя смелость составить для тебя небольшой список фраз из песен в качестве той самой шпаргалки. Фразы нашла на времена глагола и на типы условных предложений (пожалуй, самые больные темы). Можешь пользоваться этим списком, пока не составишь свой. 🙂

Грамматика английского языка: времена в песнях

Present Simple

And I will always love you.
I will always love you.

Present Continuous – Past Continuous

I was crying when I met you
Now I’m trying to forget you

Отдельно на Present Continuous еще идеально подойдет песня : весь ее текст, по сути, построен на этом времени.

I’m sitting here in the boring room
It’s just another rainy Sunday afternoon
I’m wasting my time, I got nothing to do
I’m hanging around, I’m waiting for you.

Future Continuous

I want to know
Have you ever seen the rain?
I want to know
Have you ever seen the rain?

And I’ve never seen that dress you’re wearing
Or that highlights in your hair that catch your eyes
I have been blind

Past Perfect

Пока я собирала эту шпаргалку, обнаружила огромное количество видеозаписей, где примеры песен уже подобраны за нас с тобой! Вот видео про Past Perfect.


Так что ты сможешь легко найти другие примеры (если вдруг не устроят мои). Главное – гугли по-английски. Например так: past perfect examples in songs.

Future Perfect

I will have held you
I will have kissed you
I will have claimed you

Present Perfect Continuous

I’ve been thinking about you,

I’ve been thinking about you,
I’ve been thinking about you!

Past Perfect Continuous

Вновь предлагаю посмотреть целую подборку примеров.


Примеров на Future Perfect Continuous, к сожалению, не нашла. Все-таки форма используется очень редко. Если ты знаешь пример – обязательно пиши в комментариях!

Условные предложения в песнях: как запомнить правила английского языка

First Conditional

So I shot – I shot – I shot him down
And I say:
If I am guilty
I will pay

If you say run, I’ll run with you
If you say hide, we’ll hide

Second Conditional

If only I knew what I know today
I would hold you in my arms
I would take the pain away
(в первом куплете)

If I had just one more day
I would tell you how much that I’ve missed you
Since you’ve been away
(в третьем куплете)

Другая песня, целиком построенная на этом обороте – .

Would you know my name, if I saw you in heaven?
Would it be the same, if I saw you in heaven?

Заметь, обе песни трагичные (об ушедших людях), ведь повествуют о воображаемых и нереальных ситуациях.

Third Conditional

Поможет запомнить сложнейшую формулу:

If + Past Perfect (had + Verb3) = Нереальное условие
Future Perfect in the Past (модальный глагол + have + Verb3) = Нереальный результат

I should have changed that stupid lock,
I should have made you leave your key
If I had known for just one second you’d be back to bother me.

Условное предложение с wish

Помимо уже названной для этой конструкции идеально подойдет песня группы , поскольку она целиком построена на этом обороте.

I wish I was a neutron bomb for once I could go off
I wish I was a sacrifice but somehow still lived on
I wish I was a sentimental ornament you hung on

Думаю, принцип тебе понятен 🙂 Выписывай фразы из любимых песен самостоятельно, или ищи готовые подборки (но гугли по-английски).

Подведем небольшой итог: как правильно изучать английскую грамматику

  1. Чтобы по-настоящему освоить грамматику английского языка, ее нужно учить в комплексе со всеми остальными навыками и на примерах, которые пригодятся тебе в жизни.
  2. Обязательно отвечай себе на вопрос: в какой ситуации я буду использовать эту конструкцию? Зачем она мне нужна? Учебные пособия помогут тебе ответить.
  3. После того, как ты разобрал какое-то правило, придумай на него свой пример (а лучше 20), основанный на твоем жизненном опыте. Проговори их и запиши.
  4. Потихоньку начинай пользоваться англоязычными грамматическими справочниками.
  5. Находи для себя строчки из известных, любимых, запоминающихся песен (или фильмов), чтобы грамматическое правило не вылетало из головы.

И прогоняй грамматические тренировки в , чтобы верные формулы навсегда врезались в память. 🙂

Не для кого не секрет, что изучение грамматики - нудный и скучный процесс, но учить ее все равно нужно. Ведь знание грамматики необходимо. Если вы не знаете или плохо знаете грамматические правила, это может привести к искажению смысла сказанного, в результате, либо вас не поймут, либо не поймете вы. Если у вас есть какие-либо сомнения относительно этого, пройдите данный тест:

1. Как правильно сказать о том, что Джон начал заботиться о себе и бросил курить?
А) John stopped smoking.
В) John stopped to smoke.

2. Найдите, где ошибка при переводе предложения с книги “Doom. Knee Deep in the Dead”?
Оригинал:
Arlene turned to fire - and froze!
И перевод:
Арлин выстрелила, да так и застыла на месте!

Знание грамматики нужно не только для того, чтобы сдать экзамены по английскому языку. Поэтому раз уж ее все равно придется учить, нужно постараться сделать этот процесс максимально эффективным и в то же время интересным. Конечно, зубрить грамматические правила не так интересно, как, например, смотреть любимый фильм, но все же это не должно вызывать у вас желание спать, расстройство и головную боль.

Есть способы, которые помогут вам легче понять грамматические правила и благодаря которым вы научитесь применять эти правила на практике.

1. Метод частичного перевода . Заключается он в том, что вы переводите на английский только ту часть предложения или фразу, которая непосредственно связана с изучаемым правилом, а не целые предложения. Преимущество этого метода состоит в том, что вы не отвлекаетесь на перевод незнакомых слов, а занимаетесь именно темы аспектами грамматики, которые вам нужны.

То есть, если вы учите правила постановки артиклей, то вставляйте в предложения, где нужно, английские артикли, а само предложение пишите на русском.

2. Метод обратного перевода . Такой метод помогает найти пробелы в ваших знаниях грамматики и дает возможность заполнить эти пробелы посредством самостоятельной многократной обработки навыка.

3. Метод многократной, самостоятельной обработки навыка . Суть данного метода в том, что после того, как вы выучили какое-либо правило, вам нужно делать множество упражнений, связанных с данным правилом. Вам, наверное, кажется, что это и так ясно, ведь во всех пособиях после теории дается практика, но все же это метод именно многократной, самостоятельной обработки навыка. НЕ всегда упражнений, которые даны в пособиях, хватает для того, чтобы закрепить выученное правило, да и действие готовых примеров все равно нельзя сравнить с действием, придуманных вами примеров. Поэтому нужно придумать как можно больше собственных примеров, ведь во время этого вы еще доводите навык использования правила до автоматизма. Не стоит мучить себя и выдумывать какие-то сложные примеры, нет, они могут быть простыми и более того, можете придумывать предложения, которые будут отличаться от предложений в учебнике несколькими словами. Здесь важно, чтобы примеров было много, записывайте предложения и произносите вслух то, что пишите, тогда будет задействована слуховая, моторная и зрительная память.

4. Метод «от примера к правилу» . Суть метода в том, что вы находите примеры, которые иллюстрируют правило, при этом хорошо запоминаете теорию.

Вот примеры образования вопросов в тех временах: Simple Past, Present и Future:
Why did he run so fast in the past?
Why do you or why does he never give a present to me?
Will you become a butcher in the future?

Благодаря этим трем строчкам вы запомните порядок слов, форму смыслового и вспомогательного глаголов при образовании прошедшего времени; пример настоящего времени напомнит о том, что вспомогательный глагол в этом времени имеет две формы; в третьем случае вы всегда будете помнить, что в будущем времени используется глагол will.

5. Стихотворный или песенный метод . Этот метод для того, чтобы сделать изучение грамматических правил более интересным. Чтобы запомнить правила, задействованы тексты песен и стихов на английском языке.