Методики развития

Голосовые тики у детей лечение. Причины нервных тиков у детей, симптомы и лечение. Лечение нервного тика

Вокальные тики у детей – непроизвольное произношение различных звуков простых или сложных по своему характеру. Провоцировать тики могут респираторные инфекции, после болезни бронхитом, тонзиллитом, ринитом. Умственная перегрузка, травма головы – дополнительные внешние факторы, приводящие к появлению тиков. Важно исключить вероятность сопутствующих заболеваний, обратившись к психотерапевту и неврологу для точной диагностики.

Основные причины вокальных тиков у детей носят сугубо психогенетический характер:

  • Наследственность – с большей вероятностью заболевание возникнет у детей, родители которых тоже подвержены тикам или «неврозам навязчивых состояний». Симптомы могут проявиться в более раннем возрасте, чем у родителей.
  • Неспокойная обстановка (дома, в школе, садике) – конфликтующие родители, непосильные требования, запреты или же полное отсутствие контроля, недостаток внимания, механическое отношение: помыть, покормить, спать.
  • Сильный стресс – пусковым механизмом тика может стать испуг, эмоциональная травма, связанная с жестоким обращением, известие о смерти родственника.

Также тики могут иметь физиологические причины, к примеру, серьезные заболевания, недостаток магния в организме, нарушения работы ЦНС в результате:

  • нарушений кровообращения мозга;
  • травмы головы;
  • перенесенного менингита;
  • внутричерепной гипертензии.

Если дети страдают , депрессией, то риск появления них тиков велик.

Симптомы

К простым вокальным тикам относят хмыканье, покашливание, свист, шумное дыхание, кряхтение. Ребенок издает затяжные звуки «ай», «и-и», «у-у». Иные звуки типа визга или свиста встречаются несколько реже.

Симптомы проявляют себя единично, серийно, бывают статусными. Если день был эмоциональным, пациент переутомился, к вечеру симптомы усиливаются. Простые тики у ¼ пациентов проявляются с моторными тиками в низких и высоких тонах:

  • При низких – больной подкашливает, прочищает горло, хмыкает, шмыгает носом.
  • При высоких – звуки уже более определенные, какие-нибудь гласные буквы. Высокие тона сочетаются со вздрагиваниями.

Также у детей диагностируют сложные вокальные тики, симптомы которых заключаются в:

  • произношении слов, в том числе ругательных – копролалия;
  • постоянном повторении слова – ;
  • быстрой, неровной, неразборчивой речи – палилалия;
  • повторении слов, бормотании – синдром Туретта (смотрите видео).

Подобные проявления доставляют массу проблем, ведь дети не могут нормально посещать школу из-за всплесков не контролированного потока брани и других речевых расстройств.

Лечение

Лечение вокальных тиков у ребенка проводится амбулаторно, чтобы госпитализацией не усиливать тревожное состояние, которое усугубит болезнь. Ребенка должен наблюдать детский невропатолог. У 40% детей тики исчезают самостоятельно, остальных приходится лечить долго и кропотливо. Очень эффективно проводит беседы с психологом, которых организует терапию для ребенка и его родителей. Понимание родителями непреодолимого характера заболевания только ускорит выздоровление.

Попытки подавить тики силой воли обычно приводят к усугублению тревожного состояния у ребенка, вызывая новую, еще более выраженную волну симптомов. Поэтому одергивать, напоминать ему, чтобы он сдерживался, тем более наказывать – жестоко и недопустимо.

Если тики у ребенка вызваны психологическими причинами, достаточно будет нормализации семейной обстановки, создания доброжелательной, благоприятной атмосферы, которая обеспечит наиболее эффективное лечение.

  • Советуем почитать:

Уберите из окружения ребенка чрезмерные эмоциональные раздражители. Все равно, позитивные они или негативные – это стресс. Даже попытка отвлечения внимания ребенка от проблемы путем задабривания подарками, путешествий является серьезной нагрузкой на ЦНС. Лучше организовать щадящий режим дня, спокойную атмосферу в доме.

  • Возьмите на заметку:

Проанализируйте, что является «спусковым крючком», что провоцирует вокальные тики у вашего ребенка. Выяснив источник раздражения, ликвидируйте его.

Часто источником является просмотр телепередач, тем более, если свет выключен. Мерцание света на экране телевизора меняет биоэлектрическую активность мозга ребенка. Поэтому, пока длится лечение, «общение» с телевизором и компьютером нужно свести к минимуму.

Чтобы ускорить процесс выздоровления «забудьте» о болезни. Не обращайте на тики внимания. Если они проявляет беспокойство по поводу недуга, объясните, что эти неприятности временные, скоро пройдут. Дети, которых мучают тики, становятся очень ранимыми. Им нужно помочь почувствовать защищенность, чтобы уверится в своих силах.

Снимайте напряжение расслабляющим массажем, ваннами с хвойными экстрактами, эфирными маслами, морской солью. Проводите сеансы физиотерапии и ароматерапии для детей.

  • Актуальная информация:

Лечение медикаментами последний вариант решения проблемы гиперкинеза у детей. Его нужно применить тогда, когда предыдущие методы были бессильны.

Но, решаясь на лечение медицинскими препаратами, исключено самолечение. Даже если говорят, что для чьего-то ребенка с такой проблемой помогло, то это не значит, что оно поможет всем.

При медикаментозном лечении применяют две группы препаратов: антидепрессанты ( , паксил) и антипсихотические средства или нейролептики (тиапридал, терален); они минимизируют симптомы двигательных явлений – это базовое лечение. Но могут быть еще дополнительные препараты. Они призваны улучшить процессы обмена в мозгу, предоставить дополнительно необходимые витамины.

Осложнения

– внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы , нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии , инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы . Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , церебрастеническим синдромом , тревожными расстройствами . Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта . Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом , психиатром , психологом . Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ , МРТ головного мозга . Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия . Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция. направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон , гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж , электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны .
  • БОС-терапия . Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Заметив, что ребенок совершает непроизвольные навязчивые движения, подергивания или издает странные звуки, родители начинают беспокоиться.

Это нервный тик у ребенка симптомы и лечение которого будет рассмотрено в данной статье. Чаще всего они не несут в себе серьезной угрозы здоровью, кроме психологического дискомфорта. А вот причины этого состояния могут быть разными.

Тики бывают как мышечными, так и звуковыми. Общее то, что движения и издавание звуков совершаются непроизвольно, бесконтрольно и усиливаются в период наибольшего нервного возбуждения. Зачастую дети, особенно маленькие, не замечают этих проявлений и не испытывают особого дискомфорта.

Дети постарше осознают отклонение и могут пытаться его контролировать, что не всегда удается и в результате вызывает еще большую тревогу малыша. У подростков контроль получается, но требует больших усилий. В любом случае, нервные тики у детей гораздо сильнее тревожат родителей и привлекают ненужное внимание со стороны окружающих.

Тиками страдает гораздо больше мальчиков, чем девочек (соотношение 6:1). Появиться они могут в любом возрасте, но пик приходится на 3,5-7 лет и 12-15 лет, когда активнее всего перестраивается нервная система ребенка. К восемнадцати годам в большинстве случаев всякие проявления тиков исчезают. Только в исключительных случаях тик продолжается по достижении зрелости.

Если тик не является симптомом более серьезных нарушений нервной системы, то он дает о себе знать в дневное время и в минуты особенно сильных волнений ребенка. Ночью больной расслабляется и спокойно спит. Такое нарушение обычно проходит само. Однако если непроизвольные движения продолжаются больше месяца, сопровождаются скрипом зубов во сне и недержанием мочи, это серьезный симптом, с которым непременно нужно обратиться к врачу.

Консультация специалиста будет нелишней даже при слабых проявлениях тика. Невролог поможет установить причины нарушения и успокоит родителей. А при известных причинах можно скорректировать жизнь ребенка так, что нервные отклонения останутся в прошлом.

Классификация тиков

Все тики делятся на четыре категории.

  • Моторные тики. К ним относятся непроизвольные движения. У детей чаще всего это сокращение мышц лица: моргание, подергивание бровями, подмигивание, движения губами. Реже – движения руками или ногами, пальцами: перебирание складок одежды, подергивание плечом, резкий наклон головы, втягивание живота, повтор жестов, подпрыгивания и даже «избивание» самого себя. Они, в свою очередь, делятся на простые и сложные. Первые подразумевают движения одной мышцы, вторые задействуют группы мышц.
  • Вокальные тики включают в себя непроизвольное воспроизведение звуков. Они так же, как моторные, бывают простыми и сложными. Простые вокализмы это фырканье, хрюканье, насвистывание, сопение, кашель. При сложных ребенок повторяет слова, фразы и звуки, которые услышал. В том числе нецензурные выражения – такое состояние называется копролалия.
  • Ритуальные тики сопровождаются повторением своеобразных «ритуалов». Например, выписывание кругов, необычная манера ходьбы.
  • К генерализованным тикам относятся комбинированные формы этого отклонения. Например, когда моторный сочетается с голосовым тиком.

У разных детей тик проявляется по-разному и в разных сочетаниях.

Синдром Туретта

К генерализованным тикам относится синдром Туретта – патология нервной системы. Чаще всего возникает в возрасте от 5 до 15 лет. Пик приходится на подростковый возраст. В некоторых случаях болезнь проходит самостоятельно, реже – сохраняется на всю жизнь. Однако с годами симптомы ослабевают.

Начинается развитие синдрома с возникновения лицевых мышечных тиков, затем они переходят на конечности и туловище. Непроизвольные движения сопровождаются вокализациями, это могут быть как бессмысленные звуки, так и выкрикивание ругательных слов.

Другими проявлениями болезни являются рассеянность, неусидчивость, забывчивость. Ребенок становится излишне чувствительным, ранимым, а иногда агрессивным. При этом у 50 процентов детей и подростков появляются необоснованные страхи, паника, навязчивые мысли и действия. Эти симптомы не поддаются контролю, и облегчить состояние способен только грамотный специалист.

Причины

Причины возникновения нервных тиков у ребенка могут как лежать на поверхности (обстановка в семье, в школе), так и быть глубоко спрятанными (наследственность). Чаще всего вызываются тики у детей причинами трех видов.

Наследственность. Если кто-то из родителей страдал в детстве от тиков, то у его ребенка есть предрасположенность к их возникновению. Однако наследственность не гарантирует, что ребенок непременно заболеет.

Физиологические причины

  • Перенесенные инфекции. Это может быть ветрянка, желтуха, грипп, герпес. После этого не только иммунитет ребенка понижен, но и нервная система наиболее уязвима.
  • Продолжительное отравление. При длительной интоксикации детского организма нервная система ребенка также страдает. Это может быть прием лекарственных препаратов, антибиотиков, проживание в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Удар по здоровью ребенка наносит курение родителей в его присутствии.
  • Нехватка витаминов и микроэлементов. Возникает при бедном однообразном питании. Больше всего страдает нервная система от нехватки витаминов группы В, калия, магния.
  • Образ жизни. Отсутствие достаточной физической активности, редкое пребывание на свежем воздухе, многочасовое сидение за компьютером или перед телевизором может вызвать нарушения работы нервной системы.
  • Заболевания мозга. Сюда входят опухоли, доброкачественные и злокачественные, травмы, в том числе родовые, энцефалит, невралгия тройничного нерва, патологии сосудов.

Психологические причины

  • Стрессы. Проблемы с родными, в школе, со сверстниками, особенно если ребенок пытается их подавлять, держать в себе, часто приводят к появлению тиков у детей. Смена учебного заведения, переезд в другой район или город, развод родителей, травля или неприятие со стороны одноклассников – наиболее сильные эмоциональные стрессы для ребенка. Есть даже такое понятие как «тик 1 сентября».
  • Испуг. Чаще всего именно он становится толчком к появлению тика. Напугать ребенка может что угодно: страшный фильм, ночной кошмар, гроза или буря, даже резкий звук. Возникнуть отклонение может, если ребенок стал свидетелем крупной ссоры, скандала, драки или на него набросилось крупное животное, к примеру, собака.
  • Повышенные нагрузки. Часто родители пытаются дать своему ребенку всестороннее развитие и образование. И забывают при этом, что детская психика не всегда способна справиться с такой интенсивной нагрузкой. Ребенок идет в школу, потом к репетитору, потом на курсы языка или в школу искусств. В какой-то момент детский организм не выдерживает постоянного давления. Тик – наименее страшное проявление непосильной нагрузки.
  • Дефицит внимания. Если родители не уделяют своему ребенку должного внимания, проводят мало времени вместе, редко разговаривают и хвалят, то ребенок пытается заслужить это внимание. В результате он постоянно находится в нервном напряжении.
  • Чрезмерная опека или авторитарный стиль воспитания. В таком случае также может возникнуть расстройство, поскольку ребенок находится в напряжении из-за усиленного вмешательства родителя в его жизнь. Особенно, если мать или отец слишком строгие. Тогда спутником малыша становится страх совершить ошибку и провиниться.

Часто родители относятся скептически к наличию психологических проблем у ребенка. Во-первых, многие не верят, что у детей в принципе может быть стресс. Во-вторых, практически все уверены, что их чада это точно не коснется.

Диагностика

Определить наверняка нервные тики у ребенка, симптомы и лечение может только врач – детский невропатолог. Симптомы часто пугают родителей. Еще бы – ребенок меняется порой до неузнаваемости, совершая странные и даже пугающие навязчивые действия. Однако в 90% случаев заболевание успешно лечится.

Обратиться к врачу следует, если нервный тик генерализован и длится дольше месяца, причиняет психологические или физические неудобства ребенку, сильно выражен. Первоначальный диагноз ставится на основании проведенного опроса. Врачу необходимо выяснить, как себя проявляет заболевание, когда оно началось, испытывал ли пациент перед этим сильный стресс, получал ли травмы головы, какие принимал лекарственные препараты.

Кроме того, ребенку может понадобиться посещение других специалистов. Психотерапевта – если маленький пациент недавно пережил стресс. Инфекциониста, если есть подозрение на инфекционные заболевания. Токсиколога, если организм подвергался воздействию токсинов. При подозрении опухоли мозга нужна консультация у онколога, а при наличии нервных поражений у родных – генетика.

Терапия расстройства

Если расстройство имеет под собой серьезные причины, как заболевания мозга, опухоли и травмы, лечение направлено, в первую очередь, на устранение этих причин. Тик как следствие исчезнет при полном выздоровлении ребенка.

Если же детские тики первичные, то есть существуют сам по себе, избавление от них предполагает, в первую очередь, создание благоприятной обстановки.

Не лишней будет психотерапия. Причем не только для детей, но и родителей. Не каждый сможет самостоятельно заметить, признать собственные ошибки в поведении и воспитании и скорректировать их. Терапия для маленького пациента может проводиться как индивидуально, так и в группе с детьми, имеющими аналогичные расстройства.

Родители должны наладить контакт со своим ребенком. Скорректировать времяпрепровождение так, чтобы чаще бывать вместе, найти общие занятия. Разговоры по душам тоже необходимы. Во время них ребенок сможет выговорить все накопленные за день эмоции и успокоиться. Чаще нужно говорить ребенку слова любви, хвалить его.

Нужно наладить режим дня. Достаточный сон, регулярная умеренная двигательная нагрузка, чередование умственного труда с физическим, уменьшение времени, проводимого за компьютером или телевизором, способны заметно улучшить состояние нервной системы. Нелишне скорректировать питание.

Растущий организм должен получать достаточно белков, витаминов и микроэлементов. В случае с тиком – витаминов группы В, калия и магния. Эти элементы содержатся в животной пище, злаках и крупах, особенно овсяной и гречневой, свежих овощах. Калием и магнием богаты бананы и курага.

Лечение препаратами

В тяжелых случаях лечение нервных тиков у детей может быть медикаментозным. В первую очередь, назначаются седативные препараты. Чтобы успокоить малыша, достаточно легких растительных препаратов, основанных на экстрактах валерианы, пустырника, ромашки. В более тяжелых случаях могут быть назначены антидепрессанты и нейролептики.

В качестве вспомогательных средств назначаются витамины – комплексные или магний с витамином В6, а также сосудистые препараты и улучшающие обменные процессы в мозге. Чтобы избежать неприятных последствий для неокрепшего организма, предпочтительней гомеопатические препараты, или средства, в которых доля лечащего вещества ничтожно мала.

Физиотерапия

Лечение тиков может быть с использованием физиотерапевтических методов. Они также подразумевают успокаивающее воздействие на нервную систему.

К ним относятся:

  • электросонотерапия (ребенок спит во время специального воздействия током) понижает нервную возбудимость, ускоряет обменные процессы;
  • гальванизация головного мозга активирует процессы торможения;
  • лечебный массаж стимулирует кровообращение;
  • иглоукалывание улучшает поступление крови к головному мозгу;
  • лекарственный электрофорез шеи и плеч обладает успокаивающим эффектом;
  • озокеритовые аппликации на шею и плечи уменьшают возбудимость;
  • аэрофитотерапия уменьшает восприимчивость к стрессам, улучшает настроение;
  • ванны с хвойными экстрактами расслабляют и восстанавливают здоровый сон.

По заключению врача могут быть прописаны и иные способы лечения.

Целительная сила творчества

У детей лечение нервных расстройств может проходить при помощи творчества. Такие методы вызывают искренний интерес у ребенка, успокаивают его и поднимают настроение. Если родители придумают совместное – для себя и отпрыска – творческое занятие, это будет ценно вдвойне. Отличное настроение ребенка после таких занятий – верный признак скорейшего выздоровления.

Полезны танцы, особенно ритмичные, зажигательные. Например, тектоник, при котором танцор совершает движения, напоминающие тик. Важно, чтобы малышу это было интересно, чтобы у него во время занятий «протанцовывались» все плохие эмоции, снималось нервное и мышечное напряжение, улучшалось настроение.

Также полезны все виды рукоделия и творчества, где задействованы руки, пальцы и мелкая моторика. Это лепка, занятия с песком. Рисование поможет освободиться от страхов, особенно если нарисовать их причину, а затем уничтожить.

Быстрое снятие тика

Подергивания мышц часто причиняют дискомфорт малышу, особенно если он пытается их подавлять. Когда тик появляется, можно попробовать облегчить это состояние. Поможет отвлечение: предложите заняться чем-то интересным, что займет внимание ребенка полностью. И лучше, чтобы это был не компьютер или телевизор.

При глазных тиках снимает приступ точечный массаж. Нужно последовательно в течение нескольких секунд надавливать на точки в центре надбровной дуги и в уголках глаз. Затем ребенку следует несколько раз на несколько секунд крепко зажмуриться. Из народных методов помогает компресс из листьев герани, которые в измельченном виде следует прикладывать к пораженной области (только не к глазам).

Однако такие методы способны лишь снять приступ на некоторое время, а не вылечить тик полностью. Через какой-то интервал (от нескольких минут до нескольких часов) все вернется, особенно если малыш нервничает.

Профилактика

Ритм жизни, особенно в городе, все ускоряется, что не может не сказываться на детях. Они особенно уязвимы перед стрессами. Поэтому важно не только знать, как лечить нервные расстройства, но и как не допустить их появления.

Профилактикой тиков является правильный режим дня, полноценный сон и питание, физические нагрузки, свежий воздух и отсутствие перенапряжения, благоприятная обстановка дома, хорошие и доверительные отношения с родителями.

Чтобы дети были спокойны, спокойными должны быть родители. Ведь даже если мама или папа внешне не проявляют нервозности, малыш все равно ее почувствует. Поэтому каждому, кто хочет, чтобы его дети были здоровы и счастливы, следует начать с себя.

Надеемся, что наша статья помогла вам разобраться с причинами тиков у детей (в т.ч. тиков генерализованного типа) и особенностями лечения нервных тиков у детей разного возраста.

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.

Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.

В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.

Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.

Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.

Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика , которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.

Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);

  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).

Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).

Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.

Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.

История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.

Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.

Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.

Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.

Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.

  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.

Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.

  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.

Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.

Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.

Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.

Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.

Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.

Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга . Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • рентгенографию и компьютерную томографию мозга;
  • электроэнцефалографию.

О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.

Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.

Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.

Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).

Хороший результат приносят занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Ведь главный вид терапии при неврозе, равных которому по эффективности нет, – любовь, доверие, взаимопонимание между ребенком и членами его семьи.

Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «Пантогам », «Глицин ». Они требуют систематического и длительного применения, поскольку обладают накопительным свойством действия. Для улучшения мозгового кровообращения назначают «Циннаризин » в возрастной дозировке. Если лабораторные анализы показывают недостаток кальция или магния в организме ребенка, что тоже способствует неврологическим нарушениям, врач назначает соответственно «Глюконат кальция » или его аналоги, а также «Магний В6» или другие препараты магния.

Список препаратов, которые могут быть назначены при нервных тиках, значительно обширнее. Он может включать в себя нейролептики и психотропные препараты. Обязательное условие для назначения таких мощных и серьезных препаратов - тики должны быть вторичными, то есть связанными с нарушениями деятельности головного мозга и центральной нервной системы.

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.

При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.

Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.

  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.

  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Бытует мнение, что дети, страдающие тиками, отстают в учебе, несколько рассеяны, не могут подолгу концентрировать свое внимание. Но это не всегда так. Среди тех, кто знает, что такое тик не понаслышке, есть и отличники, и спортсмены, и профессиональные юные танцоры. Возможно, именно они будут делать историю. Но сейчас это дети. И то, что они подвержены тикам, мешает им жить: они комплексуют и даже стыдятся, когда начинают часто-часто моргать и слегка подергивать плечиками или как-то по-другому проявлять проблемы неврологического характера.

информация С тиком сталкиваются дети от 2 до 18 лет. Это одно из лидирующих неврологических заболеваний детского возраста.

Общие сведения о тиках

Оно встречается приблизительно одинаково как у девочек, так и мальчиков (11% к 13%). До десяти лет практически каждый пятый ребенок переживает одно или несколько из проявлений тика:

  • приподнимание бровей;
  • вздрагивания;
  • подергивание угла рта и др.

Родители детей, склонных к тикам, должны быть готовы к тому, что заострение болезни возникает в трехлетнем возрасте или в период между семью и десятью годами. Характер тиков и место возникновения зависит от разных факторов: времени года, настроения, занятия. Если ребенок чем-то особенно увлечен, например, интересной игрой или требующим внимания упражнением, тики приглушаются, но стоит засидеться в одной позе, как сразу наступает обострение.

Чтобы отличить нервный тик у ребенка от сокращения мышц во время судорог, вызванных другими заболеваниями, необходимо знать, что ребенок может контролировать проявления неврологической проблемы. Например, если он хочет взять карандаш и под линейку провести ровную линию, у него это получится.

важно Еще одна специфичная особенность этого заболевания состоит в том, что от него можно как избавиться навсегда, так и не найти лечения. Одним словом, чтобы до конца разобраться с нервным тиком, нужно четко понимать причины его возникновения.

Классификация тиков у детей

Различают следующие виды тика:

  • вокальный (связанный со звуковым сопровождением: кряхтение и т.п.);
  • моторный (с задействованием мышц: моргание и т.п.);
  • генерализованный (сочетающий в себе несколько тиков);
  • ритуальный (связанный с действиями: дергание мочки уха и т.п.)

Специфика тика заключается в том, что данное заболевание очень двойственно может себя проявлять в разных моментах. Например, длительность заболевания непредсказуема: оно может возникнуть на несколько часов и больше никогда не повториться, а может растянуться на долгие годы. Проявляться может очень незначительно, даже почти незаметно, а иногда сопровождаться такой формой, при которой человек не имеет возможности выйти к людям. По-разному выражать себя в течение дня: возникать то часто, то редко.

Симптомы и причины

Нервный тик у детей, как правило, сочетается с гиперактивным поведением и нарушением концентрации внимания, сопровождающимися навязчивым поведением, что указывает на симптомы данного заболевания:

  • «игра» с прядями волос;
  • обгрызание ногтей;
  • закручивание-раскручивание краев одежды.

информация Дети с тиками чаще всего плохо засыпают, беспокойно спят, испытывают дискомфорт в закрытых многолюдных помещениях.

Значительная роль при диагностике тиков отводится наследственной предрасположенности. Проведенные исследования дали возможность утверждать, что провоцируется заболевание, если речь идет о наследственности, легче у мальчиков, причем в более раннем возрасте, чем у родителей.

Следует добавить, что и от климата в семье зависит очень многое. Если родители разумно сочетают метод «кнута и пряника», то проблемы неврологического характера обойдут ребенка.Известны случаи, когда тики возникали на фоне или других заболеваний. Например, проблемы со зрением привели к морганиям, заболевания органов дыхания – к покашливаниям или пошмыгиваниям носом.

Сказанное выше позволяет назвать основные причины нервного тика у детей:

  • наследственность;
  • неправильное воспитание;
  • стресс;
  • последствия других заболеваний.

Лечение нервного тика у детей

важно Что бы ни предшествовало появлению тиков, их нельзя оставлять без лечения. Бездействие может привести к осложнениям, усугублению проблемы.

  • Для начала необходимо выяснить причину возникновения и, если это возможно, попытаться устранить ее.
  • Следующим шагом эффективно будет подключить психотерапию . Даже в благополучных семьях консультации психологов и психиатров не будут лишними, по крайней мере, они помогут изменить само отношение к тикам: они есть, с ними нужно бороться, но на них нельзя зацикливаться.
  • Очень кстати в общем комплексе лечения будет психологическая коррекция , которую можно рассматривать как очень важноесредство от нервного тика. Психологическая коррекция может проводиться как индивидуально, так и в группе:
    • При индивидуальном подходе развивается внимание, память, можно помочь ребенку справиться с внутренней тревожностью и одновременно поднять самооценку. Эффективными приемами являются ролевые игры, беседы, рисунки.
    • Занятия в группе позволяют ребенку чувствовать себя увереннее, потому что он видит: это не только его проблема, есть и другие люди, которые его очень хорошо понимают. Общаясь с ними, разыгрывая конфликтные ситуации под контролем специалиста, дети учатся находить правильные пути решения, как будто «репетируют» какую-то жизненную ситуацию, которая может встретиться в жизни, а в ответ на нее уже есть «домашняя заготовка». Это позволяет уменьшить вероятность обострения тиков.

Медикаментозная терапия

Если методы, о которых сказано выше, исчерпаны, а желаемых результатов нет, тогда необходимо подключать лекарства.

информация Нервный тик у детей требует комплексного подхода для устранения проблемы, причем медикаментозная терапия должна продолжаться еще полгода после полного исчезновения тиков.

При этом могут применяться:

  • антидепрессанты («Фенибут», «Золофт», «Паксил» и т.п.);
  • уменьшить явно выраженные моторные проявления помогут «Тиапридал», «Терален» и подобные препараты;
  • ноотропные или сосудистые препараты, которые улучшат обменные процессы мозга;
  • не будут лишними витамины.

Помочь ребенку справиться с проблемой должен врач-невролог, который, изучив клиническую картину, назначит правильное лечение лекарственными препаратами.

  • Если болезнь о себе заявила с 3 до 6 лет , то обычно наблюдение за ней и лечение требует длительного времени - вплоть до пубертатного периода.
  • Интервал возникновения 6-8 лет называют «благоприятным» для борьбы с тиками - они проходят, не возвращаясь.
  • Особенно бдительными должны быть родители, которые заметили неврологические проблемы у своего ребенка до 3 лет .

    опасно Это может быть тревожным сигналом тяжелых заболеваний, таких как: шизофрения, опухоли мозга и других, менее распространенных состояний. Ребенка нужно серьезно обследовать, чтобы исключить названные диагнозы.

Медики неоднократно подчеркивают, что помочь родителям растить здорового ребенка они могут в том случае, если сами родители этого хотят. Вопрос о нервных тиках как нельзя актуально эту мысль подтверждает снова и снова. Стабильно уравновешенный психологический климат в семье – профилактика неврологических расстройств у детей.

Несформированная психика ребенка оказывается очень уязвимой в реакции на различного рода стрессы. Это могут быть и постоянные ссоры между родителями, и их частые запреты на свободу действий малыша, которые будут воспитывать неуверенного в себе человека, и неадекватная реакция старших на провинности крохи и подобное.

Если в вашем роду нет природной предрасположенности, то вы в силах не допустить нервный тик,который вызовет осложнения у ребенка позже. Берегите психику вашего малыша, не провоцируйте развития страхов, ничем не пугайте, не дайте развиться фобиям, не дайте вырасти психически нездоровому человеку. А нервный тик - это лишь внешнее проявление названных причин.