Методики развития

Теория развития психики. Теории психического развития

Вопросы:

2. Эндогенное направление.

2.1. Теория рекапитуляции.

3. Экзогенное направление.

3.1. Теория Б. Скиннера

3.2. Теория Р. Сирса.


У. Бронфенбреннера).

12. Системный подход.

Понятие направления, теории и модели

Теоретическое направление

Теория-

Обыденные теории

Научные теории

Требования к теориям:

Модель

Классификация теорий психического развития

А. Г. Асмолов выделяет 3 основных направления:

1. Биогенетический подход -

Биогенетический принцип - развития человека рассматривается как развитие индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которое проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.

Основной фактор развития -

Например,

2. Социогенетический подход рассматривает развитие на основе процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок, ценностных ориентаций, новых форм поведения.

Основной фактор развития -

Например,

3. Персоногенетический подход рассматривает развитие с позиций проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».



Основной фактор развития -

Например,

4. Теории когнитивного направления - занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами - уровень развития обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Основные факторы развития -

Например,

Все теории развития используют в качестве отправного пункта построения систему «субъект – среда». Характер отношений между субъектом и средой определяет содержание теории и ее научное направление.

Отношения в системе «субъект-среда».

1) отношение исключения субъекта и среды

Основная идея

Например,

2) отношения аддитивности между субъектом и средой

Основная идея

Например,

3) отношение исключения среды

Основная идея

Например,

4) отношение исключения субъекта

Основная идея

Например,

5) отношение мультипликативности между субъектом и средой

Основная идея

5.1 ) Субъект развивается, подавляясь средой - психоаналитическое направление.

Основная идея

Например,

5.2) Субъект развивается, изучая среду - когнитивное направление.

Основная идея

Например,

5.3) Субъект развивается, включаясь в среду - направление социализации.

Основная идея

Например,

5.4) субъект развивается, врастая в среду - социально-экологическое направление

Основная идея

Например,

5.5) субъект развивается, осваивая и преодолевая среду (направление саморазвития) .

Основная идея

Например,

6) Системное направление

Основная идея

Например,

Эндогенные теории развития

Основная идея –

Ранние теории созревания.

Теория Аристотеля: понятие «энтеле­хии»и- внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие чело­века.



Теория Я. А. Коменского: ребенок - активная составляющая системы «субъект-среда», а внешняя среда выполняет все­го лишь функцию подпитки процесса созревания.

Теория Ж-Ж Руссо: человек определяет­ся его природой; от внешней социальной среды зависит, насколько природа сможет развернуться, воспитание выступает лишь как создание условий.

Теория Ч. Дарвина:в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная кон­струкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Психоаналитические теории.

5.1 Теория 3.Фрейда.

Основные идеи

1) Развитие ребенка происходит по стадиям, соответствующим стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

2) Источником психического развития являются влечения. Ребенок рождается с определенным запасом энергии «либидо», которая является формой сексуальный энергии человека. Рост энергии вызывает напряжение и дискомфорт. Разрядка энергии вызывает удовольствие.

3) На каждой из стадий разрядка либидо связано с определенной «либидо» областью тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей и разрядке напряжения.

4) Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает высокое напряжение, вызывающее неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии - возврат к низшему уровню поведения.

Развитие личности
Методы исследования Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциа­ций, анализ сновидений, оговорок и т.д.
Основные понятия Уровни психики (сознание, предсознание, бессознатель­ное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), пси­хологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смер­ти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, кон­фликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер
Основные идеи Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социаль­ному миру. Развитие личности = психосексуальное раз­витие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созре­вания. Стадии развития личности в неизменной, задан­ной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная
Факторы развития Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями)
Ценное Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важ­ность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка
Направления критики - Мифологичность - Отсутствие строгих формализованных методов иссле­дования, статистических данных - Трудность проверки - Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста

Периодизация З.Фрейда

5. Теория Э.Эриксона .

Основные идеи

1) Основной фактор развития – среда – социогенетическая теория.

2) развитие личности обусловлено результатами разрешения социальных задач, которые ставит среда перед личностью, в узловых точках процесса развития.

3) каждая стадия развития определяется кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития.

4) в результате разрешения кризиса у личности формируется одно из дихотомичных качетств

Основной предмет исследования Возрастное развитие личности, стадии жизни, характер­ные общие проблемы для каждой из стадий
Методы исследования Метод анализа клинических случаев, кросс - культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, сти­лей материнства, психоисторический метод
Основные понятия Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуа лизация
Основные идеи Стадии развития предопределены генетически, универ­сальны; порядок их развертывания неизменен
Факторы развития Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи)
Ценное - Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового разви­тия, адаптивные функции Эго - Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия - Одна из немногих теорий, охватывающая все жизнен­ное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней - Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы раз­вития Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода
Направления критики Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «на­дежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции

Периодизация Э.Эриксона

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие-недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители Автономия-зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе - чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, знакомые Трудолюбие - чувство неполноценности. Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18 лет; группа сверстников Идентичность - смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
Ранняя взрослость Близость-изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость Генеративность- стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность-отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отчаяние: отсутствие за-завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

6. Социально-экологическое направление.

Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера

Основные идеи

1) развитие человека - это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой - испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

2) э кологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец. Характерной особенностью модели являются гиб­кие прямые и обратные связи между этими 4 система­ми, через которые и осуществляется их взаимодействие.

0 Основной предмет исследования Развитие человека
Методы исследования Наблюление, эксперимент, психометрические метод, анализ
Основные понятия Экология развития, микросиистема, мезосистема, экзосистема, макросистема
Основные идеи Растущий ребенок ак­тивно реструктурирует элементы 4-х уровней жизненной среды, од­новременно подвергаясь воздей­ствию этих элементов и их взаимо­связей. экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, по типу концентрических ко­лец: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Важнейшее значение принадлежит макросистеме, т.к. учитывая историческую перспективу, связанную с изменением культурных ценностей, можно понять те сдвиги в родительских, семейных и социальных установ­ках, которые влияют на развитие в течение всей человеческой жизни.
Факторы развития Наследственность, активность, среда
Ценное - Предлагает комплексное изучение человека - Рассматривает человека как активного субъекта, преобразующего среду. - Подчеркивает роль семьи в развитии ребенка - Подчеркивается значимость макрокультурной системы
Направления критики - Отсутствие возрастной периодизации - Низкая эмпиричность.

Периодизация У.Бронфенбреннера

1. Микосистема

2. Мезосистема

3. Экзосистема

4. Макросистема

Персоногенетический подход

Теории А. Маслоу и К. Роджерса.

Основные идеи:

1) психическое развитие - результат собственного выбора, сделан­ного человеком; процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализа­ции (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер.

2) смысл самоактуализа­ции или актуализации состоит в развитии человеком собственного по­тенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Основной предмет исследования Развитие как непрерывный процесс самореализации/самоактуализации
Методы исследования Качественные методы, анализ, интервью, эмпирические методы
Основные понятия самореализация, самоактуализация, личностный рост, потенциал, вершина развития
Основные идеи К. Роджерс: - Всякий организм наделе стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранить ее и улучшить. Он обладает необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. - Стремление к актуализации - врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т.е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция изби­рательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конст­руктивное движение личности к завершенности и целостности. - Представление ребенка о самом себе, концепция собственного «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно формируется на основе разнообразного опыта, которые ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведение по отношению к нему - «реальное Я». - Человек склонен представлять себя в идеальном образе – таким, каким хотелось быть стать «идеальное Я». К этому идеальному Я и стремится приблизиться реальное Я. - В каждом человеке существует потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе и к тому, что мы делаем. - Чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, тем больше личность конгруэнтна, что позволяет приблизиться к своему идеальному Я и в этом – суть самоактуализации. А. Маслоу: - Стремление к самоактуализации - врожденное стрем­ление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. - Иерахия потребностей - расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потреб­ности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовле­творены.
Факторы развития Внутренняя активность
Ценное - Роль внутренней активности в развитии, - Разработка понятий самоактуализации, самореализации
Направления критики Недооценка других факторов развития Отсутствие периодизации развития Низкая эмпиричность

Когнитивное направление

Концепция Ж. Пиаже.

Основные идеи:

1) развитие ребенка связано с развитием интеллекта как стержневой линией психического развития ребенка, от которой зави­сят все другие психические процессы

2) Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.

3) Схема действия - познавательное умение. Развитие схем действий, т.е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).

Основной предмет исследования Когнитивное развитие ребенка от рождения до зре­лости
Методы исследования Свободное клиническое интервью, наблюдения за поведением младенцев, анализ решения специально сконструированных задач детьми разных возрастов
Основные понятия Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм, конкретные операции, формальные операции, схемы, стадии, символическое мышление, понимание сохра­нения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, ор­ганизация, уравновешивание
Основные идеи Интеллектуальное развитие представляет собой по­следовательность качественно различных стадий, по­рядок их прохождения неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект - иерархия 3 стадий: сен- сомоторный интеллект; конкретные операции; фор­мальные операции
Факторы развития Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но ког­нитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и открытий (т.е. ребенок учится сам, самостоятельно)
Ценное - Постановка проблемы детского мышления как ка­чественно своеобразного, имеющего уникальные дос­тоинства - Выделение активности самого ребенка - Прослеживание генеза «от действия к мысли» - Открытие феноменов детского мышления («фено­мены Пиаже») и разработка методов его исследова­ния («задачи Пиаже») - Идеи Пиаже послужили стимулом для множетсва других теоретических и эмпирических исследований интеллекта - Функции и судьба эгоцентрической речи - Существование эгоцентризма ребенка
Направления критики - Сомнения относительно репрезентативности вы­борки и строгости используемых методов - Универсальность стадий (выполнение различных заданий во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах - Спонтанность когнитивного развития ребенка, не­эффективность непосредственного обучения когни­тивным операциям со стороны взрослых - Иные интерпретации феноменов Пиаже - Возможность достижения высших стадий фор­мального интеллекта

Периодизация Ж.Пиаже

Феномены Пиаже -

10 . Теории социализации .

Лекция 4. Теории психического развития человека

Вопросы:

2. Эндогенное направление.

2.1. Теория рекапитуляции.

2.2. Ранние теории созревания.

2.3. Теория созревания А. Гезелла.

2.4. Ортогенетическая концепция X. Вернера

2.5. Теория развития К. Бюлера

3. Экзогенное направление.

3.1. Теория Б. Скиннера

3.2. Теория Р. Сирса.

4. Психоаналитическое направление (теория 3.Фрейда).

5. Теория социогенетического направления (теория Э.Эриксона).

6. Социально-экологическое направление (эко-психологическая теория
У. Бронфенбреннера).

7. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.

8. Персоногенетический подход К.Роджерса и А. Маслоу.

9. Когнитивное направление (теория Ж.Пиаже).

10.1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

10.2. Теория развития А.Н.Леонтьева.

10.3. Концепция психического развития Д. Б. Эльконина.

10.4. Теория развития личностиЛ. И. Божович.

10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной

10.4. Принципы развивающего обучения.

12. Системный подход.

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Теории психического развития"

План

1. Введение.

2. Биогенетические концепции развития.

3. Психоаналитические теории развития личности.

4. Когнитивные теории развития.

5. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Контроверза среди ученых часто происходит из-за различий в подходах к разрешению трёх проблематичных вопросов: о природе, факторах и характере объекта развития.

Что является определяющим фактором в развитии - наследственность или внешняя среда - природа или воспитание? Каково происхождение самого процесса развития - скачкообразно или непрерывно. Остается ли человек механизмом или же является организатором по своей сути.

Основные парадигмы психического развития преобразовались в психологии ХХ столетия, что имеет прямую связь с общеметодологическим кризом психологии в начале того столетия. Выделение экстроспективных методов исследования выявил проблему терминальной цели психологических исследований. Дискурс ученых выявил различие в понимании психического развития, а также условий и закономерностей его протекания.

Различность подходов вызвало выстраивание разных доктрин о роли факторов, как социального, так и биологического, о значении среды и наследственности в развитии человека. Наряду с этим, возникновение разнообразных школ в психологии развития благоприятствовало последующему собиранию и систематизации эмпирических данных о развитии человека на протяжении всех периодов жизни. Парадигмы психического развития позволяли выявлять механизмы образования психических качеств личности, объяснить характерность ее поведения.

Психическое развитие личности, в психологии обычно рассматривают в контексте образовавшихся школ гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и генетической психологии.

2. Биогенетические концепции развития.

Биогенетические теории - основная роль - фактор наследственности, процесс развития как созревание.

Теория С. Холла - развитие человека в онтогенезе - теория рекапитуляции - развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание - для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем - скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста.

Теория конвергенции В. Штерна - теория двух факторов - фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту.

Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект - в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка - это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность.

Теория А. Гезелиса. Первый закон - созревание происходит сверху вниз - от головы до ног. Второй закон - закон паттерна - все, имеющее определенную форму. Третий закон - развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон - закон самосохранения. Пятый закон - закон индивидуальности созревания - неравномерный, медленный, быстрый темп.

Особо выразительно эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни.

1.) Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года.

2.) Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода - 4 - 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет.

3.) Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода - 9 - 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет.

4.) Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода - 12 - 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет.

5.) Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода - 14 лет - продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.

3. Психоаналитические теории развития личности.

Еще в начале ХХ столетия З. Фрейд определил свое понимание личности человека, которая оказала значительное влияние как на психологическую науку, так и психотерапевтическую практику, а также в целом на мировую культуру.

Не одно десятилетие длилось дискутирование, связанное с оценкой и анализом идей Фрейда. В соответствии с его взглядами, которые разделяемы большинством его последователей, человеческая активность обусловлена инстинктивными побуждениями, в первую очередь инстинкта полового и инстинкта самосохранения. Тем не менее, инстинкты не проявляют себя непринужденно в обществе, как в мире животном, на человека накладывается много ограничений обществом, которое подвергает его влечения, инстинкты, "цензуре", что приводит к их подавлению, торможению человеком.

Следовательно, влечения, инстинкты вытесняются из сознания личности как непозволительные, компрометирующие, позорные и перемещаются в бессознательное, "уходят в подполье", но не исчезают навсегда. Сохраняя свою активность, энергичность, они незаметно, из бессознательного, управляют поведением личности, сублимируясь в разные формы культуры и продукты деятельности человека.

Инстинктивные влечения в бессознательном, в зависимости от своего происхождения, объединяются в различные комплексы, являющиеся, по мнению Фрейда, подлинным происхождением активности личности человека. Согласно этому, одной из задач психологии признается обнаружение и содействие осознанию бессознательных комплексов, что приводит к преодолению внутренних конфликтов личности - метод психоанализа. Например, к одной из таких побуждающих причин причисляли эдипов комплекс.

Согласно теории Фрейда, эротическое влечение четырехлетнего мальчика к матери и возжелание смерти отца - эдипов комплекс, наталкивается на иную силу - страх перед страшным наказанием за кровосмесительное сексуальное побуждение - катастрационный комплекс. Профетизм Фрейда показать всю активность личности только лишь из сексуальных побуждений встречал среди многих психологов возражения, что привело к зарождению неофрейдизма - классический фрейдизм с некоторыми отступлениями. Неофрейдисты, в понимании личности отказываются от первенства сексуального влечения и отклоняют от биологизации человека.

Обусловленность личности средой выдвигается на передний план. При этом личность представляется в виде проекции социальной среды, которой личность будто автоматично обусловливается.

Среда проектирует на личность свои главные качества, становящиеся конфигурацией активности данной личности - поиски одобрения, любви, бегство от общества, погоня за властью, обладанием и престижностью, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц.

К. Хорни видит связь основной мотивации поведения личности с "чувством коренной тревоги" - впечатления раннего детства, беспокойство, беззащитность и беспомощность, которые ребенок переживает при встрече с внешней средой. "Коренная тревога" активизирует действия, которые обеспечат безопасность. Формируется, таким образом, главная мотивировка личности, на которой основывается поведение ребенка.

Психоанализу свойственна концепция о распознавании бессознательного, как причину, определяющую поведение, зачастую обратное осознаваемым интенциям. Кондемнация того, что "вещи не являются такими, какими они кажутся", что сознание и поведение человека в высокой степени обусловлены бессознательными мотивами, пробуждающие кажущиеся иррациональными поведение и чувства.

Пояснение перманентным влиянием своеобразности обращения с особо важными другими в значительно раннем возрасте на характерность переживаний взрослого. При данном взгляде, жизненный опыт раннего детства приводит к образованию стабильных внутренних миров, эмоционально заряжающих установки внешних миров, их эмоциональное переживание. Внутренние миры образовываются в значительно раннем детстве и являют собой установленные основы протекания жизни - психической реальности.

Утверждение в качестве главного регулятора психической жизни человека психологической защиты, которая направлена на преодоление внутреннего беспокойства. Все школы психоанализа признают, что сознание, внутреннее видение мира человеком - сформированное в детском возрасте - систематически меняются, чтобы избежать беспокойства. Психологическая защита направлена на воссоздание внутреннего видения мира, снижающего беспокойство, который делает жизнь наиболее приемлемой. Поскольку психологическая защита зачастую проявляет себя бессознательно, собственно с действием ее установок и является связь многих наших иррациональных поступков и представлений.

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, используемый при анализе очиток, описок, ошибок, оговорок, анализе сновидений клиента, симптоматических или случайных действий, эмоциональное переучивание, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления.

Цель - доставить убранный, аффективно настроенный материал бессознательного в сознание, для включения его энергии в жизненно важную деятельность. По мнению З. Фрейда, это возможно при эмоциональном катарсисе.

Достоинства психоанализа: изучение области бессознательного, применение клинических методов, методы терапевтической практики, нетрадиционные инсайты, изучение реальных проблем и переживаний клиента.

Недостатки: низкая валидность, метафоричность, высокий субъективизм, установка на прошлое во вред настоящему и будущему в развитии человека.

4. Когнитивные теории развития.

Когнитивная теория личности имеет схожесть с гуманистической, хотя существует ряд особых различий. Основатель - американский психолог Дж. Келли. Он считал, что единственное человеческое желание в жизни - это прошлое и будущее.

Первопричина развития личности - окружающая среда, социум. Когнитивная теория личности акцентирует воздействие интеллектуальных процессов на человеческое поведение. В данной доктрине идет сравнение любого человека с ученым, который проверяет гипотезы о происхождении вещей и прогнозирует будущие события. Каждое событие открыто для неоднократного истолкования.

Основное понятие - "конструкт", которое имеет характерность всех познавательных процессов - мышления, речи, восприятия и памяти. При помощи конструктов человек познает мир и налаживает интерпсихические отношения. Основой этих отношений являются личностные конструкты. Конструкт - это определенный классификатор, шаблонная форма человеческого восприятия себя и иных людей.

Личность располагает ограничением свободы воли - считал Келли. В системе конструктов, установившейся в течение человеческой жизни, заключаются явные ограничения. Тем не менее, по его мнению, человеческая жизнь полностью предопределена. При каждой ситуации человек может сконструировать многовариантные прогнозы. Внешний мир — и добрый и злой, такой, каким он конструирует его в своем сознании. В результате, по мнению когнитивистов, человеческая судьба находится в руках самого человека. Внутренний мир его персоналистичен и является его собственным продуктом. Любой человек интерпретирует, воспринимает внешнюю действительность посредством собственного внутреннего мира.

В соответствии с когнитивной теорией, личность является системой сорганизованных индивидуальных конструктов, перерабатывающих (восприятие и интерпретация) субъективный опыт человека. В рамках данной концепции структуру личности рассмат-ривают как индивидуально характерная иерархичность конструктов.

Почему же одни люди в большей степени склонны к проявлению агрессии, нежели другие? Мнение когнитивистов сводится к имеющейся особенной конструктной системе личности у агрессивных людей. Эти люди по-иному воспринимают и интерпретируют мир, например, происходит особое запоминание событий, которые имеют связь с проявлением агрессии в поведении.

Жан Пиаже дискутировал становление интеллекта как важнейший аспект психического развития ребёнка, обуславливающий все иные психические процессы.

Ж. Пиаже акцентировал специфичность детского мышления:

Реализм - видение предметов такими, как передает их непосредственное восприятие.

Артификализм - всё существующее распознается как творение человека.

Эгоцентризм - чужое мнение не учитывается, ребенок судит о мире имея только свою точку зрения.

Анимизм - одушевление вещей.

По его мнению, интеллект имеет непрестанное стремление к становлению равновесия меж аккомодацией и ассимиляцией, что создает субстрат интеллектуального приспособления к внешней среде, позволяющий человеку, как виду, выжить.

Согласно парадигме Пиаже, ребёнок - это "активный учёный", взаимодействующий с внешней средой и развивающий наиболее сложную политику мышления.

Адепты информационного подхода к развитию прослеживают сходство модели компьютера с человеческим мозгом.

Когнитивное развитие детей есть "ученичество", в процессе которого наиболее знающие люди (дети, родители) нацеливают их на приобретение навыков и понимание мира - Дж. Брунер.

5. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского.

Л.С. Выготский предположил, что развитие сознания в онтогенезе имеет строение смысловое и системное. По его мнению - сознание человека - это не совокупность обособленных процессов, а система, их структура. Развитие всякой функции обусловлена структурой, в которую она входит и занимаемым в ней местом.

Таким образом, восприятие является центральным процессом сознания в раннем возрасте, память - в дошкольном, мышление - в школьном. Развитие остальных психических процессов в каждом возрасте протекает под воздействием преобладающей в сознании функции.

Л.С. Выготский считал, что протекание психического развития заключается в преобразовании системной структуры сознания, обусловленной переменой его смысловой структуры, а именно уровнем развития обобщений. Путь в сознание протекает лишь посредством речи и перемещение от одной структуры сознания к другой выполняется с помощью обобщения. Изменением смысловой структуры сознания, и, вследствие этого, развитием обобщения, возможно управлять через обучение ребенка. Переводя на более высокий уровень обобщение, формируя его, обучение преобразовывает всю систему сознания.

Л.С. Выготский отметил, что структуры высших психических функций являются отражением коллективно-социальных интерпсихических отношений человека.

Сформированные им основные законы психического развития: Развитие ребенка протекает в глубокой организации во времени: собственный ритм, не совпадающий с ритмом времени - год в младенчестве отличен от года жизни в отрочестве; Закон метаморфозы в развитии ребенка - ребенок не только маленький взрослый, а существо с основательно отличной психикой; Закон неравномерности развития - любая особенность детской психики обладает своим наилучшим периодом развития; Закон развития высших психических функций - "извне внутрь".

Специфическая характерность высших психических функций: осознанность, опосредованность, системность, произвольность - формируются при овладении особыми средствами, орудиями, которые выработаны в ходе развития общества на протяжении всей его истории.

Обучение - направляющая сила психического развития, создающая зону ближайшего детского развития - расстояние меж уровнем возможного и актуального развития.

Механизм изменения психики ребёнка, способствующий образованию высших психических функций, — это механизм интериоризации знаков как способ управления психической деятельностью.

По мнению Л.С. Выготского, социальная среда - это накопленный опыт человечества, воплощенный в предметах культуры, как духовной, так и материальной.

Он считал, что единым механизмом образования высших психических функций у ребенка - это подражание взрослому. Направляющий фактор психического развития - это обучение. Под обстоятельствами развития в культурном подходе подразумеваются морфофизиологические особенности мышления и мозга.

Гуманистическое направление имеет связь с философией экзистенциализма, средоточие внимания которой является побуждение человека к поиску смысла своего бытия, жить свободно и ответственно согласно этическим нормам.

Приверженцы гуманистического направления считают, что бессознательное и сознание имеют равное значение, так как они являются фундаментальными процессами жизни человеческой души.

А. Маслоу акцентировал присущую всякому человеку врождённую потребность в самоактуализации - развитии своего потенциала в полной мере. Их основой являются физиологические потребности - одежда, пища, не более высоком уровнем лежит потребность в уважении к себе, потребность в принадлежности, потребность в безопасности. Вершина иерархии потребностей - это полная готовность к выражению своих возможностей.

К. Роджерс во многом повлиял на психотерапию и педагогику. По его мнению, сутью характера человека являются здоровые, положительные импульсы, задействованные с рождением ребенка. Роджерс был заинтересован тем, как помочь человеку выразить свои внутренние возможности. Он установил, что наиболее личность человека развивается при положительном к нему отношении.

Данная теория оказала большое воздействие на консультирование, содействовала экспансии методов воспитания, которые основаны на уважении к уникальности всякого ребёнка, направленных на гуманизацию интерпсихических отношений.

6. Заключение.

Как бы не критиковали рассмотренные выше психологические теории личности, немыслимо переоценить творческий вклад их создателей и разработчиков. В итоге построения биогенетической и иных теорий личности психология пополнилась большим числом тестов, понятий и продуктивных исследовательских методик.

Психология обязана им способностью проведения широкомасштабной психотерапевтической практики, направлением к области бессознательного, расширению связей меж психиатрией и психологией, и иными важнейшими продвижениями, преобразившими образ современной психологии.

На протяжении всей своей жизни человек часто проявляет себя как социальный индивид, покоряясь установленной технологии общества, предъявляемыми к ним нормам и правилам. Но человек вынужден выбирать, так как система положений не в силах предусмотреть все жизненные случаи и конкретные варианты ситуаций. Ответственность за выбор, его свобода и есть критериум личностного уровня самосознания.

7. Список литературы.

1. А.В. Петрошевский, М.Т. Ярошевский, Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. - 2-е изд. - М.: "Академия", 2000. - 512с.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Экспо, 2004. - 449 с.

3. А.В. Петровский, Культурно-историческая теория. Психология. Словарь. - М.: АСТ, 2010. - 662 с.

4. Г. Крайг, Д. Бокум, Психология развития, 9-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.

5. К.С. Холл, Г. Линдсей, Теории личности. Перевод с анг. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.

Основные зарубежные концепции (теории) психического развития XIX-XX веков. (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.)

Психоаналитическая теория З.Фрейда

Он рассматривал поведение человека, как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов, на которые влияют условия его воспитания в детском возрасте.

З. Фрейд полагал, что дети в своем развитии проходят 5 стадий психического (психосексуального) развития, которые оказывают влияние на формирование личностных качеств.

Психоаналитическая периодизация психосексуального развития

Название стадии

Возрастные границы

Телесная зона сосредоточения либидо (ведущая эрогенная зона)

Формирующиеся черты и психические образования

Оральная

Слизистая рта и губ

Оптимизм и пессимизм, требовательность, жадность. Потребность быть любимым.

Анальная

Слизистая кишечника. Либидо концентрируется вокруг ануса.

Опрятность, аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и др.

Фаллическая

Генитальные органы.

Главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Комплексы: «Эдипов» - у мальчиков, «Электры» - у девочек.

Латентная

Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Снижение полового интереса.

Общительность, трудолюбие. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями.

Генитальная

Объединение всех эрогенных зон.

Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям. Использование механизмов психологической защиты.

Теория социального развития личности Э.Эриксона

Э. Эриксон чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. Он выделил 8 стадий, на каждой, из которой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Он полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составлявших тот или иной тип личности. Все стадии люди проходят с разной скоростью и разным успехом. Неудачное разрешение кризиса приводит к тому, что переходя на новую стадию, человек переносят с собой необходимость решать противоречия данной и предыдущей стадии.

Конфликты на разных стадиях развития личности:

между доверием и недоверием к окружающему миру (в возрасте от 0 до 1 года);

между чувством независимости и ощущением стыда и сомнениями (в возрасте от 1 до З лет);

между инициативностью и чувством вины (в возрасте от 4 до 5 лет);

между трудолюбием и чувством неполноценности (в возрасте от 6 до 11лет);

между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (в возрасте от 12 до 18 лет);

между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление: 19-30 лет);

между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление: 31-50 лет);

между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление: 51-60 лет).

Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж. Пиаже

Наиболее полно проблемы умственного развития были рассмотрены швейцарским ученым Жаном Пиаже. В своих работах он показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых, и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Согласно концепции навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом - по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяется общая осведомленность ребенка об окружающем мире

По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода и несколько стадий:

  • 1. Чувственно-двигательный (сенсомоторный) период (от 0 до 2 лет). Преобладающей формой поведений являются рефлексы - первая стадия. Затем происходит приспособление к окружающей среде за счет координации движений - вторая стадия. На 3-4 стадиях дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие. Развивается способность восприятия постоянства объектов.
  • 2. Дооператорный период (от 2 до 7 лет). Происходит формирование образного мышления, которое позволяет думать о предметах, сравнивать их в уме, даже в том случае, если предметов нет. Формируется память, развивается способность подбирать предметы по предложенному образцу, распределять по сериям, т.е. классифицировать и систематизировать.
  • 3. Период конкретного мышления (от 7 до 11лет). Это период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Формируется новая форма мышления, позволяющая искать решение своих проблем чисто логическим путем, удерживая в памяти различные образцы (предметов, действий) и производить с ними мыслительные операции.
  • 4. Период формально-логического (абстрактного) мышления (от
  • 11-12 до 18 лет и далее). В этом возрасте складываются новые сложные мыслительные схемы, позволяющие производить формально-логические операции, не опираясь на чувственное восприятие конкретных объектов. Появляется способность оперировать абстрактными понятиями, развиваются навыки научного мышления, благодаря которым люди рассуждают о прошлом, будущем, настоящем, выдвигают гипотезы, строят предположения.

Теория нравственного развития личности Л. Колберга

Л. Колберг в своей теории выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает по 2 стадии:

  • 1. Преднравственный уровень (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
  • - На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.
  • - На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
  • 2. Конвенциональный уровень (10-13 лет). Человек находящийся на этом уровне нравственного развития придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.
  • - На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
  • - На четвертой стадии суждение выдается в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
  • 3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). По мнению Кольберга истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Именно здесь человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности.
  • - На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически примятого решения или вообще на уважении прав человека.
  • - На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

Л. Колберга упрекали в том, что он разработал «мужскую» систему нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставив без внимания женщин, ориентированных на заботу о другом, caмоотречении и самопожертвовании.

Женскую модель развития нравственности предложила Гиллиган, которая выделила три уровня, между которыми имеются переходные стадии:

  • 1. Самоозабоченность - на этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей.
  • 2. Самопожертвование - социальные нормы, которым следуют большинство женщин, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Это роль хорошей матери, когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей, чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее в ситуацию выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других, ответственность за которых она продолжает испытывать.
  • 3. Самоуважение - на этом уровне понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда другим, особенно людям, связанными с нею семейными и социальными узами. Уровень нравственного сознания перерастает в мораль.

В результате научных споров, в 20 столетии различие подходов к психическому развитию человека породило различные теории, объясняющие, как его поведение, так и формирование определенных черт .

Основные теории психического развития

  1. Психоаналитическая . Ее основатель – З. Фрейд. Все процессы психического характера имеют свое начало в бессознательной части каждого из нас. Помимо этого, принято считать, что на развитие психики влияет формирование сексуального инстинкта, имеющего свое начало еще с младенчества.
  2. Генетическая . Эта теории психического развития человека предусматривает изучение психики сугубо с точки зрения взаимодействия индивида и его окружения. Фундамент психики – интеллект, благодаря которому совершенствуются память, эмоциональные состояния.
  3. Бихевиористическая . Поведение каждого из нас, начиная от момента рождения и завершая последним днем жизни, - вот, что самое главное в этом научном предположении. Бихевиористы не считают разумным рассматривать воображение личности, ее сознание, чувства отдельно от развития ее поведения.
  4. Гештальт . Представители этой теории полагают, что уровень психического развития определяет восприятие. Мало того, такое формирование подразделяется на обучение и рост.
  5. Гуманистическая . Человек – это открытая система, способная к саморазвитию. Все мы индивидуальны, потому как внутри каждого есть уникальные сочетания качеств. Суть каждой личности заключается в осознанных мотивах, а не в инстинктах.
  6. Культурно-историческая . Ее представитель Л. Выготский, разработавший также теорию развития высших психических функций, смысл психики видел в умении человека владеть собственным сознанием и психическим состоянием. Главный принцип учения – анализ развития с точки зрения конкретного исторического периода.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО " Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева".

Кафедра психологии

Теории психического развития

Реферат выполнила:

Студентка 21 группы

Факультета иностранных языков

Краснова Ю.Ю.

Проверила: к. п. н.

Бостанджиева Т.М.

Тобольск 2010


Введение

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности.

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория

Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла "Царь Эдип": по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца.

По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения (катастрационный комплекс). Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось "влечение смерти") встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека.

На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется.

Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с "чувством коренной тревоги" - беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. "Коренная тревога" стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.

Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям. Признании того, что "вещи не являются такими, какими они кажутся", что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.

Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни - психической реальности.

Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира - установленные в детстве - систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа человеческих затруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх - Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве).

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.

Цель - довести вытесненный, аффективно заряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по мнению З. Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе).

Достоинства психоаналитической теории личности:

Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

Недостатки:

Теория социального научения

Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в понятиях, описывающих мыслящего и познающего человека, который обладает ожиданиями и представлениями.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального гуманоидного состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года - это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не врожденны. Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение.

Отход от классического бихевиоризма. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г.Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

Корни современной теории социального научения можно проследить до взглядов таких теоретиков, как Курт Левин и Эдвард Толмен. Что касается социальных и межличностного аспектов этой теории, - работы Джорджа Герберта Мида и Гарри Стэка Салливана.

В настоящее время к числу наиболее влиятельных теоретиков социального научения относят Джулиана Роттера, Альберта Бандуру и Уолтера Мишела. В число теоретиков социального научения иногда включают даже Ганса Айзенка и Джозефа Вольпе из-за характера их методов терапии, вытекающих из модели научения.

Возьмем на пример теорию Джулиана Роттера:

Теорию Роттера отличает несколько важных особенностей. Во-первых, Роттер принимает т. зр. на теорию как конструкт. Это означает, что его интересует не воссоздание действительности посредством теории, а развитие системы понятий, к-рые бы обладали предсказуемостной полезностью. Во-вторых, он уделяет большое внимание языку описания. Это выразилось в поиске таких формулировок понятий, к-рые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности. В-третьих, он прикладывает много усилий, чтобы использовать операциональные определения, к-рые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.

Выбор Роттером термина "социальное научение" не случаен. Он считает, что большая часть челов. поведения приобретается или выучивается. Что еще важнее, это происходит в значимой для человека среде, изобилующей соц. взаимодействиями с др. людьми.

Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели.

Наконец, эта теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения.

Основные понятия. Теория Роттера требует четырех понятий или переменных для предсказания поведения индивидуума. Прежде всего, это поведенческий потенциал (behavioral potential, ВР). Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т.д.

Вторая важная переменная - ожидание (expectancy, Е). Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.

Третьим важным понятием яв-ся ценность подкрепления (reinforcement value, RV). Она определяется как степень предпочтения, отдаваемого индивидуумом каждому из подкреплений при гипотетически равных возможностях их появления.

Наконец, сама психол. ситуация, в соответствии с соц. теорией научения, служит важным прогнозирующим фактором. Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психол. значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания.

Ожидания в области решения проблем. В последние годы большое количество исслед. было посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем (problem-solving generalized expectancies). Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психич. установкам (mental sets) в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их решение. Люди широко различаются по этим когнициям. Предметом этих исслед. стали, гл. обр., два типа обобщенных ожиданий: интернальный/экстернальный контроль подкрепления (локус контроля) и межличностное доверие. В первом случае, люди различаются своими убеждениями в том, обусловлены ли происходящие с ними события их собственным поведением и аттитюдами (интернально) или определяются везением, судьбой, случаем либо волей др. людей (экстернально). В случае межличностного доверия, есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и такие, кто убежден в обратном. С др. стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с к-рыми они сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.

Когнитивная теория

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, но в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположник - американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источник развития личности у Келли - среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Главное понятие - "конструкт" (от англ. construct - строить), включающее особенности всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт - это своеобразный классификатор, шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.

Постулат утверждает: личностные процессы психологически канализированы так, чтобы обеспечить человеку максимальный прогноз событий. Следствия уточняют основной постулат.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то ваш конструкт "умный-глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый-злой" - субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт "порядочный-непорядочный", а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статической, а постоянно изменяется под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно "сознательное". Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный "конструкт". У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):

1. Блок "ядерных" конструктов - это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов - это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности:

когнитивно сложная личность с большим количеством конструктов

когнитивно простая личность с небольшим набором конструктов.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы ("тест репертуарной решетки") (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.

Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство - общительность, а у вашего супруга (и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктиой системе есть такой конструкт - "общительность-необщительность". Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Таким образом, по когнитивной теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

На контрольный вопрос "Почему одни люди более агрессивны, чем другие?" когнитивисты отвечают: у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями осуществления широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

Список используемой литературы

1. Петрошевский А.В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. - 2-е изд. - М.: - Издательский центр "Академия", 2000. - 512с.

2. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. - М:, 1985

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.3-2 том: - М; 1983.