Характеристики и свойства

Аффективный пароксизм. Что делать во время приступа задержки дыхания. Аффективно-респираторные судороги и их отличие от эпилептических припадков

Аффективно-респираторные приступы (АРП) - это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем, конечно же, очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит и как можно помочь ему.

В этой статье мы подробно остановимся на этой проблеме, рассмотрев заодно и причины появления названного пароксизма, и методы его лечения.

Что такое АРП

Аффективно-респираторные приступы,с точки зрения медиков,являются самым ранним проявлением обморока или истерических припадков.

Чтобы лучше понять, что именно происходит с вашим малышом, стоит для начала расшифровать название рассматриваемого нами понятия. Слово «аффект» обозначает очень сильную неконтролируемую эмоцию, а все, что относится к понятию «респираторный», связано с органами дыхания. Значит, АРП - это нарушения процесса дыхания, объединенные каким-то образом с эмоциональной сферой ребенка. И, как доказали исследователи, им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети.

Первые аффективно-респираторные приступы начинаются, как правило, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.

Кстати, хочется обратить внимание родителей, что задержка дыхания у детей происходит непроизвольно и не нарочно, хотя со стороны все выглядит так, как будто малыш притворяется. Описываемый пароксизм - скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.

Как выглядит момент задержки дыхания у плачущего ребенка

Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.

Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.

Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».

Типы приступов с задержкой дыхания

«Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, и похож этот тип приступа на обморок у взрослых. Между прочим, часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.

А «синие» приступы - это «верхняя точка» выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность.

Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.

Опасны ли приступы для ребенка

Следует сразу предупредить обеспокоенных родителей, что описываемые пароксизмы не представляют сколько-нибудь серьезной опасности для здоровья и жизни плачущего малыша.

Вызывать скорую помощь стоит только тогда, если дыхание ребенка остановилось более чем на минуту. А к врачу обращаться следует при частых (более одного раза в неделю) приступах, а также в случаях, когда они видоизменяются: по-другому начинаются, иначе заканчиваются или же если в момент пароксизма обнаруживаются необычные симптомы.

Если вы наблюдаете аффективно-респираторные приступы у ребенка, главное -не нервничайте, постарайтесь помочь ему восстановить дыхание, легонько похлопав по щекам, дунув в лицо, побрызгав на него водичкой или пощекотав тело. Это, как правило, имеет успех, и малыш начинает нормально дышать. После приступа обнимите кроху, ободрите и продолжайте заниматься своим делом, не демонстрируя обеспокоенности.

У ребенка судороги: причины

Если задержка дыхания во время приступа продолжается более 60 сек, ребенок может потерять сознание и обмякнуть. Такой приступ в медицине классифицируются как атонический неэпилептический. Данное состояние вызывается недостатком кислорода в мозге и, между прочим, возникает как защитная реакция на гипоксию (ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется гораздо меньше кислорода).

Далее пароксизм переходит уже в тонический неэпилептический приступ. У ребенка в этот момент тело деревенеет, вытягивается или выгибается дугой. Если гипоксия не прекратилась, то могут развиться клонические судороги - подергивание рук, ног и всего тела малыша.

Задержка дыхания вызывает накопление в организме углекислого газа (т. н. состояние гиперкапнии), которое сменяется рефлекторным снятием спазма мышц гортани, от чего ребенок делает вдох и приходит в сознание.

Судорожные аффективно-респираторные приступы, причины которых мы рассмотрели, обычно заканчиваются глубоким сном, продолжающимся 1-2 часа.

Нужно ли обращаться к врачу?

Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.

Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И, между прочим, у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем в приступы эпилепсии.

Аффективно-респираторные судороги и их отличие от эпилептических припадков

Для того чтобы точно понять, что у вашего ребенка судорожные проявления не являются признаком развивающейся эпилепсии, следует хорошо представлять себе различия между ними.

  • АРП, как правило, становятся чаще, если ребенок устал, а при эпилепсии приступ может развиться в любом состоянии.
  • Эпилептические припадки одинаковы. А аффективно-респираторный пароксизм протекает по-разному, в зависимости от тяжести провоцирующих его ситуаций или болевого ощущения.
  • АРП встречается у детей не старше 5-6 лет, в то время как эпилепсия - это вневозрастное заболевание.
  • На АРП хорошо воздействуют успокоительные и ноотропные препараты, а эпилептические приступы седативными лекарственными средствами купировать невозможно.
  • Кроме того, при обследовании ребенка с АРП результаты ЭЭГ не показывают наличия эпиактивности.

И все же мы повторимся: при возникновении подергиваний во время приступа задержки дыхания родителям стоит показать малыша врачу.

Чем отличаются АРП при кардиоваскулярной патологии

Как выяснилось, у родителей 25 % детей с АРП также отмечались подобные приступы. И тем не менее, в современной медицине считается, что основной причиной данного явления выступает наличие постоянных стрессовых ситуаций в семье или гиперопека ребенка, которые и приводят малыша к описанному варианту детской истерии.

Хотя следует учитывать, что у небольшой части пациентов аффективно-респираторный пароксизм является одним из проявлений сопутствующей кардиоваскулярной патологии. Правда, при этом у него имеются и отличительные признаки:

  • проходит приступ с меньшим возбуждением;
  • синюшность лица при нем выражена сильнее;
  • у ребенка при этом появляется потливость;
  • цвет лица после приступа восстанавливается медленнее.

Впрочем, такие детки и без приступов, просто при физических нагрузках или плаче начинают потеть и бледнеть, а в транспорте или душном помещении, как правило, чувствуют себя плохо. Им также присуща быстрая утомляемость и вялость. При наличии перечисленных признаков ребенка лучше всего обследовать и у кардиолога.

Что делать, если у вашего ребенка приступы задержки дыхания

В связи с тем что аффективно-респираторный синдром относится скорее к невротическим проявлениям, избавляться от него лучше всего при помощи регулирования психологического состояния малыша.

Родителям в первую очередь стоит уделить внимание тому, как они выстраивают свои отношения с ребенком. Не слишком ли опекают его, боясь любых ситуаций, способных нарушить покой их чада? А может, между взрослыми в семье нет взаимопонимания? Тогда лучше всего обратиться к психологу.

Кроме того, большое значение для таких деток имеет упорядоченность и рациональность их режима. Как утверждает, рассматривая аффективно-респираторные приступы, Комаровский Е. О., их всегда легче предотвратить, чем лечить.

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Медикаментозное лечение АРП

Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача.

Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованиемнейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.

Седативные препараты для детей лучше заменять настоями успокоительных трав или готовыми экстрактами пустырника, корней пиона и т. п. Кстати, дозы рассчитываются в зависимости от возраста малыша (одна капля на год жизни). Например, если ребенку 4 года, то ему следует принимать по 4 капли лекарства трижды в день (курс - от двух недель до месяца). Хороший эффект дают также и ванны с хвойным экстрактом и морской солью.

Если же у ребенка приступы трудно купируются, и их сопровождают судороги, причины которых мы рассматривали выше, то в процессе лечения используются транквилизаторы «Атаракс», «Тералиджен» и «Грандаксин».

Несколько слов напоследок

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно "перерастает" описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.

Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!

Аффективно-респираторные приступы (АРП)― это состояния непроизвольной остановки дыхания, которые нередко сопровождаются судорогами. Случаются они у детей до 5 лет, а с возрастом обычно исчезают. И хотя подобные приступы не относятся к болезням, но их симптомы не на шутку пугают родителей. Частота и сила припадков иногда настолько высокая, что медики говорят о пароксизме. Так в чём же заключаются причины таких состояний и как с ними бороться?

В большинстве случаев припадки разделяют на 2 типа:
синий и бледный. Данные названия обуславливаются цветом кожи, который приобретает ребёнок во время АРП. Однако возможны и другие состояния, поэтому врачи при диагностировании опираются на расширенную классификацию:

  1. Простой АРП:
    • небольшая задержка дыхания;
    • кровоток не изменяется;
    • судороги отсутствуют;
    • цвет кожи остаётся прежним.
  2. Синий тип:
    • ребёнок заходится в истерических рыданиях;
    • дыхание останавливается;
    • кожа синеет;
    • мышечный тонус слабеет;
    • возможна потеря сознания и судороги.
  3. Бледный тип:
    • плач может быть небольшим или вовсе отсутствовать;
    • кожа бледнеет;
    • остальные симптомы сходны с припадками по синему типу.
  4. Сложный тип:
    • начальный этап не отличается от других состояний;
    • усиливается до подобия эпилептического приступа.

При выявлении подобных симптомов не стоит сразу паниковать. Обычно приступ проходит без какого-либо вмешательства, но если он длится дольше 1 минуты, то вызывать «скорую помощь» нужно обязательно. И даже в случае кратковременного припадка (30–40 секунд) к врачу необходимо обратиться как минимум за консультацией.

В медицинской практике нет свидетельств о серьёзных осложнениях в результате таких пароксизмов. К тому же после 5 лет у детей аффективно-респираторный синдром практически не встречается в классическом виде. Однако в старшем возрасте возможны приступы эпилепсии, которые, несмотря на сходство с АРП, все же имеют отличия.

В чём разница между эпилепсией и АРП?

При первом же случае аффективно-респираторного приступа родители начинают подозревать наличие у ребёнка эпилепсии. Это очень поспешные выводы. Не стоит путать данные понятия, ведь разница между ними очевидная:

  • АРП обычно предшествует нервное напряжение, а эпилептические приступы ― спонтанные;
  • АРП могут иметь различную интенсивность, а эпилептические ― всегда одинаковые;
  • АРП наблюдают только до 5–6 лет, а эпилепсия не зависит от возраста;
  • предупредить АРП можно медикаментозными средствами, а эпилепсия не купируется.

Кроме того, исследование мозга детей, страдающих аффективно-респираторными приступами, не показало каких-либо изменений в нём. А вот в случае с эпилепсией ЭЭГ демонстрирует эпистатус ― часто повторяющаяся коллективная активность нейронов.

Причины

Медики акцентируют внимание на том, что аффективно- респираторные приступы имеют неврологическую природу. Иногда припадки считаются предшественниками истерии и обмороков в зрелом возрасте.

Подобные утверждения не лишены оснований! Маленькие дети зачастую получают желаемое при помощи рыданий, и если не исправить ситуацию, то взрослый человек тоже будет прибегать к подобным методам. И происходить это будет, как правило, неосознанно.

Однако существует некоторая разница между такими пароксизмами. Например, АРП синего типа возникает как раз в случае плача, гнева или простого недовольства.

А задержка дыхания с побледнением обычно выступает реакцией на физическую боль (падение, удар, укол и т. д.). К тому же у легковозбудимых и капризных детей подобные пароксизмы бывают намного чаще, поэтому причину расстройства нужно искать в первую очередь в психологической обстановке внутри семьи. Ведь чрезмерное потакание ребёнку, повышенная опека, скандалы между родителями ― все это создаёт неблагоприятные условия для нормального развития психики малыша и формирования его характера.

Неврологическая природа аффективно-респираторных приступов - частая, но не единственная причина. Нарушение дыхания может свидетельствовать о бронхиальной астме или наличии инородного тела в дыхательных путях. Потеря мышечного тонуса, при котором тело малыша буквально обмякает, способна развиться и при сбое сердечного ритма, и как реакция на медикаменты, и при обычном перегревании организма.

И ещё один момент требует внимания: у многих детей, страдающих подобными пароксизмами, анализ крови часто показывает пониженный уровень гемоглобина. Результатом обычно становится малокровие, которое приводит к гипоксии ― кислородному голоданию тканей.

И одним из признаков такого состояния выступает побледнение или посинение кожи. Если при этом ребёнок болеет бронхиальной астмой, то симптомы вполне можно спутать с АРП. Однако опрос очевидцев приступа и обследование малыша позволит врачу конкретизировать диагноз.

АРП и судороги

Приступы у детей зачастую сопровождаются судорогами. Хотя механизм их возникновения достаточно сложный, медики сходятся во мнении, что психогенные факторы играют главную роль в этом случае. Но и гипоксию не стоит списывать со счетов. Обычно события развиваются по следующему сценарию:

Некоторое люди считают, что обрызгивание водой или щекотание приведёт малыша в чувство. Это неверное убеждение. Конвульсии происходят на бессознательном уровне, поэтому лучше дождаться их самостоятельного прекращения.

Положительный момент заключается в том, что по времени они непродолжительные (около 1 минуты). Однако этот факт не умаляет переживаний родителей, которые видят подобное со своим ребёнком.

Лечение

Регулярные аффективно-респираторные приступы всё больше склоняют взрослых к мысли о лечении малыша. И хотя припадки не считаются болезнью, избавиться от них или снизить вероятность возникновения можно как медикаментозными, так и народными средствами. Важнейшее значение имеет создание благоприятных отношений внутри семьи, с чего и нужно начинать рассмотрение способов лечения.

Психотерапия

АРП возникают на нервной почве. И противостоять припадкам самостоятельно малышу не под силу. К тому же ребёнок не обладает социальными навыками, поэтому требовать от него понимания ― бессмысленно. В возрасте 2–3 лет дети очень восприимчивы к окружающей обстановке, ведь они только начинают исследовать мир. И примером для подражания выступают родители.

Как же часто бывает так, что истерическое поведение взрослых копируется ребёнком на бессознательном уровне. Например, родители ругаются, доказывая свою точку зрения.

Но никто не хочет слышать друг друга. В результате малыш тоже не будет воспринимать слова, а станет сразу закатывать истерику.

Так кому нужна психотерапия в первую очередь? Конечно, маме и папе следует учиться нормально вести беседу, чтобы и ребёнок получал необходимые навыки.

Однако это не единственный вариант развития событий. Ведь бывает и так, что у родителей хорошие отношения между собой: в семье царит любовь! И эта любовь приводит к чрезмерному потаканию желаниям ребёнка. Следствием обычно становятся истерики по любому поводу (игрушки, сладости, мультики и т. д.), которые наиболее часто вызывают АРП синего типа.

Запреты многими воспринимаются как воспитательный процесс. Обойтись без них не получится, иначе малыш не научится элементарным правилам поведения. Запрещать можно по-разному: угрожающим криком или ласковым и добрым, но твёрдым словом. В раннем возрасте инстинкты преобладают, поэтому истерику может вызвать даже чувство опасности от родителей. Тех людей, от которых опасность не должна исходить, особенно в первые годы жизни. Впрочем, эти вопросы непосредственно касаются психологии воспитания, поэтому при частых аффективно-респираторных приступах следует обратиться к педиатру. Доктор оценит ситуацию, поможет найти верное решение проблемы и направит к неврологу или психотерапевту в случае необходимости.

Медикаменты

Одним из вариантов избавления от припадков выступает медикаментозное лечение. И применяют с этой целью ноотропные и успокоительные препараты, которые повышают устойчивость мозга к гипоксии, уменьшают психоэмоциональное напряжение и агрессивность:

  • Пантогам;
  • Глицин;
  • Пантокальцин;
  • Фенибут и др.

Пьют лекарства обычно в течение 2 месяцев. И хотя такие препараты отпускаются в аптеке без рецепта, но все же необходимо проконсультироваться с доктором, иначе вместо улучшения состояния можно заработать осложнения.

Заключение

Аффективно-респираторные припадки происходят с разной частотой, но в каждом случае родители пугаются таких состояний ребёнка. И хотя в момент приступа ничем нельзя помочь малышу, все же существуют способы предотвращения истерик и судорог.

Медики не видят в АРП особого повода для волнений и рекомендуют, прежде всего, нормализовать эмоциональный фон в семье. К тому же припадки обычно исчезают после 5-летнего возраста, поэтому немного родительского терпения и доброго слова избавят ребёнка от страданий в большинстве случаев.

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.

Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы. Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок , пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией , расстройствами памяти , внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог . Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога , пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы , аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография . Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики .

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.

Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.

Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.

Что это такое? Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Что еще важно знать родителям?

Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.

Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.

После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.

По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.

Причины аффективно-респираторного приступа у детей

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений

Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.

В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:

  • синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
  • белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
  • простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
  • осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.

При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.

Симптомы и клиническая картина

Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:

  • нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
  • при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
  • теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
  • малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
  • начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
  • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
  • спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.

При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.

Диагностика и отличия от эпилепсии

Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.

Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.

Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:

  • к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
  • АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
  • У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
  • у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
  • при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
  • при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
  • существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.

Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.

Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Оказание первой помощи ребенку при АРП

Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.

Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.

При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.

Лечение аффективно-респираторных приступов у детей

Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.

Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:

  • нормализовать режим дня ребенка:
  • разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
  • исключать по возможности психотравмирующие факторы;
  • научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.

Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.

При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.

Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:


Категории: / / от