Болезни и лечение

Профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел рф. Зачем сотруднику органов внутренних дел этика

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Курс лекций

Екатеринбург

ISBN 5-88437-098-9

Обсужден на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 9 от 25 октября 2001 г.).

Одобрен редакционно-издательским советом УрЮИ МВД России (протокол № 33 от 29 ноября 2001 г.).

© УрЮИ МВД России, 2001

ТЕМА 1. Мораль как предмет этики................................................ 4
ТЕМА 2. История этики.................................................................... 16
ТЕМА 3. Основные категории этики................................................ 29
ТЕМА 4. Мораль и право.................................................................. 42
ТЕМА 5. Профессиональная мораль................................................. 66
ТЕМА 6. Нормативно-правовая основа профессиональной морали сотрудников ОВД.............................................................................. 83
ТЕМА 7. Этика делового общения и служебный этикет сотрудников правоохранительных органов..................................................... 103
ТЕМА 8. Нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений............................................. 144
ТЕМА 9. Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД.............................................................................. 163

Тема 1. МОРАЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИКИ

1. Введение.

2. Понятие “мораль”, ее происхождение, структура.

1. Введение

Хорошо известные слова мораль, нравственность, этика часто используются как синонимы или по наитию, в зависимости от созвучия слов в предложении. Если взять историю появления этих терминов, то известно, что этимологически слово этика происходит от ethos (греч.) и в переводе означает обычай, нрав, характер. Латинское слово mos переводится тоже как обычай, нрав. Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к нравам), а от него позднее возникает термин moralitas (мораль). Следовательно, как пишут в некоторых учебниках, по этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову нравственность.

Однако в рамках научного знания эти термины имеют свое специфическое содержание и смысловую нагрузку. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Г. Гегель, у которого мораль и нравственность выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия.

Во-первых, нравственность закреплена традицией, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир, мораль есть выражение внутренней убежденности, в ней реальность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью.

Во-вторых, нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения, мораль вытекает из отрицательного отношения к реальности и является субъектным должествованием.

В-третьих, нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто вроде индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности.

В современной литературе наряду с отождествлением этих понятий выделяются их различия. Под моралью понимается форма общественного сознания, в которой фиксируются моральные требования и представления о должном. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними.

В понимании термина этика можно выделить два подхода. Первый – традиционный – под этикой понимает науку о морали. В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нравственность осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций.

Второй подход состоит в понимании этики как учения о морали. Его особенность заключается в том, что не всякое учение является научным. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, проверяемость знания. По отношению к этике этого не всегда возможно достичь. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а дает их критически – осуществляет ценностный анализ. Она является способом осознании общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности.

Соответственно, в структуре этики выделяются две части: теоретическая, которая описывает и объясняет мораль, и прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы.

Среди разделов этики выделяют профессиональную этику. Это понятие часто используется для обозначения нравственного кодекса людей определенной профессии. Некоторые авторы разделяют понятия “профес-сиональная этика” и “профессиональная мораль”. Под первой понимается раздел этической науки, а под второй – нравственность, совокупность сложившихся норм поведения и отношений между людьми. Общепринятым является следующее определение профессиональной этики как системы норм и правил поведения определенной социальной группы, в профессиональной деятельности которой специфически проявляется действие общеэтических и профессиональных норм морали; это раздел этического учения, изучающий особенности функционирования морали в различных видах профессиональной деятельности. Термин “профессиональная этика” условен, поскольку он означает прежде всего профессиональные моральные кодексы. Однако использование термина “профессиональная этика” оправданно, так как делает ударение на необходимость продуманной разработки ее норм. Термин “профессиональная мораль” подразумевает известную стихийность в образовании таких норм.

Существование профессиональной этики обусловлено исторически сложившимся разделением труда, групповыми интересами, традициями и стереотипами профессиональной деятельности. Разумеется, в любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создают “моральный кодекс”, закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т.п. Обычно выделяют этику врача, педагога, офицера, журналиста и др. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Нормы профессиональной этики создаются под непосредственным влиянием заинтересованных организаций. В них содержится больший элемент рационального обоснования, чем в общей морали, так как у указанных профессиональных групп технологически целесообразные и собственно-моральные стороны деятельности совпадают.

Профессиональная мораль находится в тесной связи с общей моралью. Любые попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой определенного морального кодекса внеморальными установками (уставами, инструкциями), либо абстрактными декларациями. Эта связь глубинная, необходимая. Общие моральные нормы, принципы основательнее, существеннее улавливают перемены в общественных требованиях к деятельности конкретных профессиональных групп. Поэтому именно они прежде всего стимулируют обобщение нравственной практики и появление новых норм и запретов в профессиональной морали. Главной особенностью норм профессиональной морали является их рекомендательный характер.

Особое место занимает профессиональная этика сотрудников ОВД, которая носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

Деятельность сотрудников ОВД носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности.

Правоохранительные органы, и полиция в первую очередь, предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.

При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции должны ориентироваться на потребности общества и государства. Это, в свою очередь, должно повысить уровень доверия граждан к деятельности полиции и каждого её отдельного сотрудника. Для того чтобы эффективно решать задачи по предупреждению преступности, необходимо изучить причины, которые на неё влияют, и стараться их исключить. Таким образом, деятельность сотрудников полиции направлена на устранение причин, влияющих на состояние преступности. Однако полиция самостоятельно, без сторонней помощи, не может в полной мере противостоять преступности. Вот почему при решении этой наисложнейшей в условиях развития нашего общества задачи органам внутренних дел просто необходима поддержка граждан и общественных структур.

Эта поддержка общества важна, с одной стороны, для получения информации, необходимой для предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, взаимодействие с гражданами повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и в какой-то мере координировать деятельность полиции, в зависимости от потребностей современного общества и общественного уклада в конкретном регионе. Кроме того, за счёт такого взаимодействия граждане начинают чувствовать и за собой ответственность за поддержание правопорядка и общественной безопасности, решение социальных проблем в своём районе.

Доверие населения к полиции тесно связано с поведением сотрудников полиции по отношению к гражданам, и в особенности с соблюдением норм профессиональной этики как при исполнении служебных обязанностей, так и в частной жизни, обычных бытовых ситуациях. Всё - внешний вид, форма одежды, манера общения, уважение сотрудниками полиции достоинства и основных свобод и прав человека, неравнодушие к чужим проблемам и бедам, элементарное внимание - способствует налаживанию доверительных отношений.

Новый подход основывается на идеях служения полиции обществу и предполагает высокую степень социальной важности её работы, повышения уровня ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но, в первую очередь, перед обществом и каждым отдельным гражданином.

Исходя из вышесказанного, задачами полиции являются: поддержание общественного спокойствия и правопорядка, защита и уважение прав и свобод личности, предотвращение преступности и борьба с ней, оказание помощи гражданам.

Защита и уважение прав человека как наиглавнейшая задача правоохранительных органов - отличительная черта функционирования полиции в демократическом обществе. Обязанность полиции быть на страже прав человека становится приоритетной, и залогом успеха в данном случае является хорошо организованная профилактика преступности, то есть её предупреждение. При выполнении этой задачи взаимодействие полиции с гражданами и обществом в целом, а также государственными органами приобретает наибольшее значение, так как только в таком взаимодействии мероприятия по предупреждению преступлений и недопущению их негативных проявлений могут быть максимально эффективными.

Однако работа в данном направлении до настоящего времени была организована не в должной степени, так как взаимодействие такого рода было слабо отражено и раскрыто российским законодательством в сфере правоохранительной деятельности, а гражданами и вовсе воспринималось негативно. В законе РФ «О полиции» взаимодействие правоохранительных органов с гражданским обществом и гражданами не только нашло своё должное отражение, но и выделено как приоритетное направление в деятельности полиции и её сотрудников.

Так как любая обязательная к выполнению задача предполагает ответственное отношение к процессу и результатам её выполнения, то такая новая задача органов внутренних дел, как организация взаимодействия с обществом и гражданином, предполагает выработку новых механизмов и поиск новых путей её решения.

В данном случае повышение уровня профессиональной этики, развитие личностной и профессиональной культуры, этическое и интеллектуальное развитие каждого отдельного сотрудника являются обязательным и просто необходимым элементом решения и выполнения одной из важнейших задач полиции. Подтверждение этому - следующие факторы:

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами её порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их собственный моральный облик и способно при определённых условиях привести к профессиональной деформации. С другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника полиции проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осуждённого. К тому же, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан, а также определяет степень их доверия к правоохранительным органам.

Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности в отношении деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали сотрудников заметно возрастает, так как в первую очередь именно негативные проявления становятся достоянием общественности.

Профессиональная этика рассматривается как определённые моральные требования к сотрудникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы её требования, нормы не были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Таким образом, требования к профессионально-этической культуре сотрудников органов внутренних дел вдвое выше, чем к рядовому гражданину. Даже правильно проведённая беседа может стать благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поможет склонить его к принятию правильного решения и создаст предпосылки к изменению, если не мировоззрения в целом, но оценки своего конкретного поступка или отношения к конкретной проблеме. Нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. В общении с любым гражданином, даже если это представитель маргинального сообщества, особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать, а главное, услышать собеседника -
в сложной ситуации залог взаимопонимания.

Правила поведения сотрудников органов внутренних дел, определяющие вежливое и внимательное обращение к гражданам, неукоснительное соблюдение их прав и свобод, разработаны на основе норм Конституции РФ, общепризнанных принципов международного права, а также других нормативных правовых актов и отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1139.

Каждый гражданин нашей страны должен чувствовать себя в безопасности, видеть в полицейском своего защитника, способного надёжно оградить его жизнь, здоровье, честь и достоинство от преступных посягательств, достойного стать примером для подрастающего поколения, вызывающего уважение.

Обладая широкими правами и полномочиями, предоставленными законом, сотрудники полиции должны пользоваться ими умело и разумно, проявляя при этом выдержку и высокую культуру, придерживаясь высоких моральных устоев. Одновременно сотрудники полиции обязаны быть решительными при пресечении правонарушений, но в то же время их действия должны быть безупречными в правовом отношении, исключающими нарушение законности, понятными и обоснованными для окружающих, исключающими ущемление прав граждан, в том числе задержанных и арестованных.

Сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что они постоянно находятся на виду у населения и от их поведения во многом зависит авторитет полиции в целом, доверие к каждому конкретному сотруднику и поддержка граждан. Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Также граждане считают, что не менее необходимые качества сотрудника - это порядочность, нравственность, доброта и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом, то есть общепризнанные и общечеловеческие, а значит, наиболее ценные.

Если оценивать пожелания граждан принципиально, то их требования абсолютно правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом высокоразвитом государстве, стремящемся к совершенству.

В заключение могу лишь сказать, что этику, издревле называют ещё и практической философией. Её изучают не только для того чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики - не знания, а поступки. Она не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях и не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить её. За этику нельзя спрятаться, на неё можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет её помощи, искренне желает искоренить зло в себе и помочь в этом другим, стать лучше самому и сделать лучше мир вокруг себя.

Леонид РОТАРУ,

помощник начальника ОМВД России по району Крюково г. Москвы

по работе с личным составом,

подполковник внутренней службы

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «еthos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры многих поколений, особенности этических традиций, народной педагогики.

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

В научном смысле слова этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль во всех ее проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и как нравственная практика, поступки. Однако в жизни под этикой нередко понимают саму моральную практику, определенные нравственные качества и нормы поведения людей, моральные правила, кодексы, заповеди, обычаи и т.д., имеющие то или иное конкретное проявление. Поэтому существуют такие понятия как «этика поведения», «этика воспитания», «этика семейной жизни», «этика политической борьбы», «трудовая этика», «этика милицейской службы».

Профессиональная этика - это прикладная отрасль философской науки этики, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе.

Исходя из сказанного, профессиональная этика может рассматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Вместе с тем во всяком обществе есть такие профессии, труд работников которых наиболее строго «опекается» моралью, регламентируется ею. К числу таких профессий, бесспорно, относятся профессии сотрудников органов внутренних дел.

В наш лексикон уже прочно вошло понятие «милицейская этика», такое же «право на жизнь» имеют и «этика пожарной службы» и др. Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрывает престиж милицейских профессий.

Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь» есть мундира». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профессионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т. к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь - не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: «Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью».

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Моральная культура сотрудника тесно связана с культурой эстетической, но если первая отражает внутреннюю культуру личности, то вторую, как правило, рассматривают как культуру внешнюю. Бесспорно, что внутренняя культура человека играет определяющую роль в его деятельности и поведении. Однако нельзя недооценивать и внешнюю культуру, ее влияние на культуру внутреннюю. Так, форменная одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказывают влияние (и порой существенное) на поведение работника.

Служебная эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику служебного быта и внешний вид работника,

Термин «эстетика» (как и «этика») применяется как в научном, так и в обыденном его понимании. Если в первом случае он представляет собой науку об искусстве, эстетическом освоении мира, то во втором - отражает реальную практику, культуру быта, поведения, труда.

Манеру общения с гражданами и сослуживцами и эстетику ритуалов, грамотность оформления служебных документов и культуру поведения сотрудника за пределами служебного кабинета. Не секрет, что небрежное оформление протокола осмотра места происшествия или задержание правонарушителя нередко ведет к ошибочному заключению дознавателя или следователя, а от надменного выражения лица сотрудника до высокомерного отношения к людям всего полшага. Совокупность требований. свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их приветствие, внешний вид и т.д., характеризуется понятием «служебный этикет». Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных документах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудников. Специфика служебного этикета заключается в том, что он призван не только удовлетворять эстетические запросы сотрудников, но и оказывать соответствующее эстетическое воздействие на граждан. Нелепо, к примеру, строить здание УВД и, допустим, детского театра по единому архитектурному проекту, точно так же интерьер кабинета начальника РОВД вряд ли должен напоминать жилую комнату или кабинет директора цирка. Строгость, рационализм, отсутствие каких-либо излишеств, помпезности - обязательные требования к зданиям и служебным помещениям органов внутренних дел. Серьезность и ответственность выполняемых ими функций должны полностью находиться в соответствии с эстетикой служебного быта. Окраска стен, освещенность, звукоизоляция, размеры служебного помещения, удобство мебели, дизайн технических и иных средств - так же необходимые элементы служебного быта, влияющие не только на эстетическое самочувствие сотрудников, но во многом предопределяющие эффективность их труда.

Эстетика труда сотрудников органов внутренних дел - это и профессиональное знание, и рациональное использование рабочего времени, и применение служебного телефона, другой техники строго по назначению, это прежде всего культура работы с людьми, общение с сотрудниками и гражданами.

Опытные сотрудники хорошо знают, что доброжелательность, вежливость, приветливый взгляд работника, тактическая постановка вопросов располагают посетителей к откровенному разговору. И напротив, угрюмый взгляд сотрудника, его нежелание («забывчивость») предложить посетителю стул, тяжелый воздух кабинета и убогость его интерьера отбивают у гражданина желание к общению, даже если он сам, добровольно пришел в орган внутренних дел для оказания ему содействия. Конечно, трудности с помещениями, их недостаточное материально-техническое оснащение - объективный и, к сожалению, видимо, долговременный фактор, оказывающий неблагоприятное влияние на работу сотрудников. Но это ни в коей мере не объясняет и не оправдывает забвение некоторыми сотрудниками элементарных правил служебного этикета, не требующих ни дополнительных сил и средств, ни дополнительного времени, но которые, как правило, дают заметный положительный эффект и служебной деятельности, и в сплочении коллектива.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными.

Следователей, прокуроров, адвокатов, судей, должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость, и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, мужественны и решительны, трудолюбивы.

Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров, И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека-преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.

Соблюдение этих нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Указанные нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для следователей, прокуроров, судей и адвокатов, самым непосредственным образом оказывают влияние на укрепление и повышение престижа органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда, на эффективность осуществления задач уголовного судопроизводства.

Применительно к служебному коллективу требования этикета можно свести к правилам поведения начальника по отношению к подчиненным и правилам поведения рядового сотрудника по отношению к своему начальнику (командиру). Среди правил поведения руководителя можно назвать следующее:

учить, а не поучать подчиненных и самому учиться у них;

зажигать людей, а не «обжигать» их окриком, грубым словом, бестактностью;

требовать, а не придираться;

вести людей за собой, а не подталкивать их;

быть выдержанным, а не пассивно выжидающим;

быть скромным в оценке себе, но более щедрым в оценке подчиненных;

быть простым и доступным в общении, но не фамильярничать;

быть принципиальным, а не упрямым и ряд других.

В числе правил поведения подчиненного можно выделить такие как:

уважать начальника, а не угождать ему;

быть вежливым, а не льстивым;

вести себя с достоинством, но без высокомерия;

быть скромным, а не смиренным;

проявлять инициативу, а не самовольство;

быть правдивым, но тактичным;

быть исполнительным, а не подобострастным, и некоторые другие.

Эти правила, став привычными и устойчивыми оптимизируют взаимоотношения начальника и подчиненных, благоприятно влияют на сотрудников, занимающих одинаковое служебное положение, в целом сплачивают коллектив, способствуют успешному решению служебных задач.

Необходимо отметить, что Важным элементом служебной эстетики является внешняя культура сотрудника, которая охватывает культуру его устной речи, манеру одеваться, отношение к форменной одежде, форму обращения, приветствий и т.д. Как показывают опросы населения, аккуратность, подтянутость, молодцеватость «человека в форме» вызывают у граждан уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел, оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник (тем более в форменной одежде) вызывает к себе негативное отношение окружающих, а порой и чувство брезгливости у отдельных граждан. При этом следует заметить, что отношение сотрудника к форменной одежде есть по их существу выражение его отношения к самой службе: для одного форменная одежда - это «спецовка», спецодежда, для другого - это мундир, связанный с таким понятием как «честь мундира».

Конечно, правовая эстетика не может требовать от сотрудников быть внешне красивыми, статными, физически мощными, но она обязывает уважительно относиться к форме, строго соблюдать установленные требования о дисциплине, о вежливости и отдании чести, побуждает сотрудника быть внимательным к своему внешнему виду, помнить о своем влиянии на окружающих.

Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудники должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстановления общественного порядка, пресечения противоправных действий. Вместе с тем не являются редкими случаи, когда сотрудники обращаются к гражданам (особенно правонарушителям) на «ты», прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению задержанных, сквернословят. Глубоко был прав педагог А.С. Макаренко, назвав брань, не цензурщину неприкрашенной, мелкой, бедной и дешевой гадостью, признаком самой дикой, самой первобытной культуры.

Служебный этикет предписывает сотрудникам строго соблюдать форму одежды и приветствий, запрещает ношение неуставных знаков. Неодобрительно он относится ко всему, что преднамеренно используется для того, чтобы чисто внешне выделиться среди других (ношение бороды, длинных волос или массивных перстней, цепей, неуставных заколок для галстука и т.д.). Вряд ли можно назвать любовью к форменной одежде попытки отдельных молодых сотрудников как-то самостоятельно «усовершенствовать» ее. Это, скорее, проявление тщеславия, эгоизма, стремления «не быть как все». Последнее можно было бы приветствовать, если бы оно не сводилось только к внешним признакам отличия, вне какой-либо связи с интеллектуальными, профессиональными и нравственными качествами человека, его внутренними достоинствами. Кстати, среди сотрудников, чрезмерно увлекающихся своим внешним видом, гораздо чаще встречаются такие, кто за внешним лоском и благопристойностью скрывает эгоизм, неуважительное отношение к людям, равнодушие в работе, а порой и грубость.

Таким образом, профессиональная этика в органах внутренних и содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к нравственности и культурному уровню сотрудника, обусловлены тем, что он вынужден повседневно вторгаться в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра при острых конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы многих людей. Нравственная воспитанность, подлинная культура позволяют сотруднику преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять мотивы, интересы и устремления других людей. В силу специфики служебной деятельности он не имеет права быть необъективным, грубым, черствым.

Любой промах или оплошность в полицейской работе, случай недостойного поведения, бескультурья, невежливости тотчас могут получить широкий резонанс и, обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о деятельности органов правопорядка, подорвать авторитет конкретной службы и подразделения.

На основе опыта работы органов и подразделений внутренних дел существуют общие рекомендации о правилах поведения сотрудника полиции в различных ситуациях, как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.

«Сотрудник органов внутренних дел должен иметь чувство собственного достоинства – чувство уважения к себе и окружающим. Уважать окружающих – значит соблюдать определенные правила приличия, которые являются залогом гармоничных отношений между людьми». 7

Следует дорожить своим словом. Не стоит обещать того, чего сделать не сможешь. Если же обещание дано, то необходимо выполнить его, иначе пострадает авторитет. Как воспитанному человеку следует проявлять уважение к другим людям во всем.

От правильного поведения и поступков в определенной степени зависит авторитет сотрудника органов внутренних дел.

Сотрудник обязан помнить, что его внешний вид должен быть безупречен.

«Не следует забывать, что внешний вид – есть отражение и характеристика внутренней культуры и что опрятность и подтянутость подчеркивают уважение к окружающим и тем самым дают право на уважение и к себе.

Сотрудник полиции должен всегда иметь опрятный вид, строевую подтянутость, держаться с достоинством, не сутулиться, ходить твердым и энергичным шагом. Хорошо подогнанная форма подчеркивает стройность фигуры, физическую силу. Находясь в форменной одежде, сотрудник полиции должен воздерживаться от ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, посещения рынков, и решения иных бытовых вопросов, Категорически запрещается пользоваться услугами торговых, культурно-бытовых и иных учреждений на льготных условиях, так как это ведет к дискредитации органов внутренних дел в глазах населения.

В обращении с гражданами также необходимо соблюдать определенные правила. Обращаясь к гражданину, необходимо вначале поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться – назвать должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину или цель обращения. При этом следует не подзывать гражданина к себе, а подойти самому. Свои требования и замечания он должен излагать в учтивой и убедительной форме, объяснения надо выслушивать внимательно, не перебивая говорящего.

Когда гражданин обращается к полицейскому, его необходимо внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения. Если необходимо, то спокойно, без раздражения повторить ответ и разъяснить его смысл. Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы.

«Сотрудник должен действовать четко, профессионально грамотно, неизменно проявляя при этом сочувствие, доброжелательность и уважение к собеседнику. Ведь в полицию обращаются, как правило, в сложных ситуациях, и долг сотрудника – помочь людям в их беде». 8

Никогда не следует отвечать резкостью на резкость, грубостью на грубость. Спокойная, твердая и доброжелательная манера обращения – лучшее средство устранения негативной реакции и создания нормальной атмосферы для беседы.

Особенно важно соблюдение норм служебной этики и культуры поведения при наложении штрафа или применении иной формы наказания в отношении нарушителя общественного порядка, правил дорожного движения, так в данном случае наказание – не самоцель, а средство воспитания. Кроме того, сотрудник полиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать возможные последствия нарушения. Следует помнить, что сама беседа сотрудника с нарушителем является эффективным средством воспитания, поэтому, если нарушение незначительное, вполне правомерно ограничиться замечанием.

Важно твердо помнить, что хотя сотрудник полиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка и безопасности граждан, но это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью.

Существенной стороной работы полиции является помощь гражданам, попавшим в сложные обстоятельства. В таком положении могут оказаться дети, престарелые и инвалиды, женщины с малолетними детьми.

«С подростками сотрудник должен обходиться так же вежливо, как и с взрослыми. Наставления и замечания детям (подросткам) делаются с учетом их психологии и уровня развития. К детям младшего и среднего школьного возраста применяется обращение на «ты», а старшего – на «вы». 9

Сотрудник не должен оставлять без внимания шалости и другие необдуманные действия детей. Необходимо остановить их и сделать необходимое замечание, объяснить, как следует вести себя на улице. Однако преступные действия несовершеннолетних по отношению к сотрудникам милиции должны решительно пресекаться.

Сотрудники не вмешиваются в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда имеется непосредственная опасность для жизни и здоровья граждан, допускается нарушение общественного порядка, совершаются противоправные действия.

Сотрудник зачастую имеет дело с бродягами, лицами в нетрезвом состоянии, наркоманами. В таких случаях он должен при необходимости быть готов к оказанию первой медицинской помощи, отправке людей в больницу, обнаружению пропавших лиц, оказанию помощи пострадавшим. В этой работе следует оказывать предпочтение гуманным, а не карательным методам.

Сотрудник полиции обязан уметь определять правонарушения, осуществляемые сознательно, из хулиганских, корыстных или провокационных побуждений. В этих случаях он должен немедленно и со всей решительностью пресечь неправомерные действия. Деятельность сотрудника в данной ситуации регламентируется соответствующими служебными инструкциями, однако и в этих случаях он должен придерживаться определенных норм служебной этики.

При обнаружении противоправных действий сотрудник полиции обязан потребовать их прекращения, обоснованно объяснить нарушителю положения соответствующих нормативно-правовых документов. Излагать эти доводы следует в вежливой, тактичной и убедительной форме. Необходимо принять все меры для того, чтобы противоправный характер действий нарушителя стал очевидным для окружающих, вызвал бы у них отрицательную реакцию, готовность оказать поддержку милиции.

При задержании правонарушителя, особенно в присутствии граждан, сотрудник милиции обязан проявлять максимум выдержки и спокойствия, действовать в соответствии с ситуацией. Применение в необходимых случаях физической силы и специальных средств, использование других форм принуждения не должно быть демонстративно грубым. Не следует вступать в споры с окружающими, прибегать к резким выражениям или жестам или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.

Если сотрудник полиции был вынужден при задержании применять физическую силу или оружие (на поражение) и травмировал или ранил правонарушителя, он обязан оказать неотложную медицинскую помощь этому лицу, а при смертельном исходе – обеспечить охрану тела убитого.

Особую выдержку и такт сотрудник должен проявлять в конфликтных ситуациях, принимая все возможные меры для их прекращения.

«При конфликтных ситуациях сотрудник руководствуется обычными нормами служебной этики, однако соблюдает их с особой тщательностью. Следует твердо помнить, что малейшая бестактность, резкость, грубость, раздражительность (так же, как и проявление нерешительности и слабости) могут привести к развитию конфликта и поддержке окружающими правонарушителя. И наоборот, корректные, правомерные, уверенные и решительные действия, самообладание и спокойствие способны вызвать симпатию граждан и обеспечить их содействие». 10

Если на замечания нарушитель реагирует возбужденно, надо, не вступая с ним в пререкания и споры, дать ему успокоиться, а затем объяснить, что в своих действиях сотрудник полиции руководствуется не неприязненными чувствами или отрицательными эмоциями, а интересами общества, необходимостью охраны общественного порядка и спокойствия граждан. Разъясняя правонарушителю неправомерность его действий, необходимо сослаться на соответствующие законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.

Нормы служебной этики и культуры поведения неукоснительно соблюдаются и во время допроса, где они практически целиком совпадают со специфическими требованиями к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Спокойный, терпеливый, сочувствующий и дружелюбный тон при допросе потерпевшего или свидетеля помогает гражданину преодолеть волнение, вспомнить и подробно передать обстоятельства случившегося. Спокойно, терпеливо и вежливо, но вместе с тем твердо и строго, без заигрывания и угроз следует допрашивать обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Обыск требует чуткости, выдержки и спокойствия, поскольку он затрагивает интересы членов семьи обвиняемого и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. В этом случае категорически запрещаются нравоучения, насмешливые или осуждающие замечания, а также высказывания по поводу уклада жизни или вещей обыскиваемых.

Профессиональная этика предъявляет ряд требований ко всем сотрудникам ОВД. Эти нормы определяют особую, моральную ответственность руководящих кадров системы правоохранительных органов.

Начальник должен постоянно показывать пример организованности, дисциплины, добросовестного отношения к делу, прививать подчиненным чувство внимательного отношения к гражданам, особенно при разрешении просьб, заявлений и жалоб, требовать от каждого сотрудника образцового внешнего вида и подтянутости. Тактичность, предупредительность, вежливость, приветливость – неотъемлемые качества руководителя.

Любой начальник – только исполнитель законов, на которых основаны его власть, права и обязанности. Но как человек, как член коллектива он является товарищем всем, кто с ним служит.

«Требования Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ применимы к каждому сотруднику органов внутренних дел, независимо от должности, звания или иного служебного статуса». 11

От культуры поведения, правильного стиля руководства людьми, взаимоотношений руководителя с подчиненными во многом зависят качество выполняемой работы и морально-психологическая атмосфера в подразделении.

Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений, учреждений является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов. Гражданина, приглашенного для беседы, следует принять в назначенное время, проявить заинтересованность в разговоре. Не стоит просматривать документы, не имеющих отношения к беседе, поскольку малейший признак равнодушия серьезно помешает созданию атмосферы доверия в беседе с посетителем.

Если посетитель должен письменно изложить свое заявление, но затрудняется это сделать, следует оказать ему необходимую помощь.

Если вопрос, с которым обращается посетитель, не в силах решить, то следует дать гражданину адрес или телефон лиц, в компетенцию которых входит решение этой проблемы. В случае отказа в просьбе, с которой обратился посетитель нужно объяснить причины отказа и порядок обжалования принятого решения.

В какое бы время суток и по какому бы вопросу ни обратился гражданин в дежурную часть полиции, его надо внимательно выслушать и дать исчерпывающий ответ. Ни в коем случае не указывать гражданину на несущественную причину его визита.

Человек, который поверхностно усвоил моральные принципы и правила хорошего тона, может произвести приятное впечатление, но подобный уровень культуры не представляет ценности для людей, отвечающих за правопорядок и безопасность в государстве и обществе. Важно помнить, что любая форма вежливости ценится и принимается людьми при подлинной искренности, истинно высоких и бескорыстных побудительных мотивах.

Профессиональная этика сотрудников ОВД

Деловое общение и этикет.

Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Обмен информацией формирует определенную психологическую установку у субъекта общения. В зависимости от установки характер общения происходит на одном из четырех уровней общения:

1). Позиция контактера основывается на ложных идеях и поэтому она должна быть преодолена и отброшена.

2). Идеи, обусловившие позицию контактера, верны по своей сути, но являются помехой для достижения желательного результата, поэтому необходимо их преодолеть и развенчать.

3). Идеи, лежащие в основе позиции контактера, правильные, но не имеют к данному вопросу никакого отношения.

4). Позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях, необходимо их проанализировать в соответствии с собственными идеями.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждых и далеко не всегда находит в себе способность поступиться с личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно, когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть.

2. Порядочность, то есть органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

Обостренная совесть;

Умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса (Ж. -Ж. Руссо утверждал: "Высшая добродетель - быть одинаковым с нищим и принцем");

Моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

Обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, то есть органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики).

4. Уважительность, то есть уважение достоинства контактера, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.

Этикет - это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой происходит общение. Это требование приобретает особенную значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимаются как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.

Строгое соблюдение правил этикета - важное условие высокой культуры поведения. Это та "одежка", по которой "встречают", по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.

Профессиональный такт.

Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его "больные струны". Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных "перегибов", назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности - безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя - непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом. Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные:

I. Повседневное служебное общение.

1) Беседы, встречи, переговоры.

2) Прием посетителей.

3) Совещания, собрания, заседания, конференции.

4) Посещение организаций, учреждений.

5) Посещение граждан по месту жительства.

6) Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения.

1) Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2) Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.

3) Деловые контакты с иностранными гражданами.

III. Экстремальные формы служебного общения

1) Общение в условиях конфликтной ситуации.

2) Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.

3) Общение с задержанными, во время обыска.

4) Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения

1) Публичные контакты с журналистами, интервью.

2) Выступления по радио, телевидению, в печати.

3) Телефон, телетайп, радиосвязь.

4) Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Этика деловых бесед, встреч, переговоров.

Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций.

Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.

В провоохранительной деятельности существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами.

При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби.

Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.

При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на "мелочи" этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.

Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения. Тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса - это факты, которые психологически воздействуют на собеседника, вызывают у него уважение, симпатию к вам или, напротив, негативные эмоции.

Нужно быть осторожными с употреблением иностранных слов и выражений. Употребление непонятных собеседнику слов - не лучший способ показать свою эрудицию и образованность. Это не только не способствует лучшему взаимопониманию, но и вызывает раздражение. В народе давно подмечено: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость - плохие помощники в беседе.

Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы. Специалисты полагают, что ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, означающий, что одна сторона отбрасывает аргументы другой без малейших усилий вникнуть в их содержание.

В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации - залог взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться. Поэтому разработаны основные этические правила эффективного слушания в таком общении. К ним относятся:

Умение настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;

Выделение для себя главных мыслей говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;

Быстрое сопоставление полученной информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.

Внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, сотрудник все равно должен быть активным, а не пассивным участником беседы, обсуждения, спора.

Не делайте поспешных выводов. Именно такие субъективные оценки заставляют гражданина занять по отношению к сотруднику оборонительную позицию. Всегда помните, что такие оценки - барьер содержательного общения.

Не дайте "поймать" себя в споре на невнимательности. Когда вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться.

Старайтесь выразить понимание. Во время слушания осмысливайте сказанное, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и какую по значимости информацию пытается до вас донести. Попытайтесь мысленно представить себя на месте собеседника. Такое общение означает не только одобрение говорящего, но и позволяет точнее понять сообщение.

Не задавайте слишком много вопросов. Старайтесь ограничиваться вопросами для уточнения уже сказанного. Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет человека, отнимает у него инициативу, ставит в оборонительную позицию.

Никогда не говорите собеседнику о том, что вы хорошо понимаете его чувства, такое заявление служит больше для оправдания собственных (не всегда успешных) попыток убедить собеседника в том, что вы его слушаете. К тому же такое общение поставит под сомнение доверие к вам, и беседа, скорее всего, вообще прекратится.

Не давайте совета, пока вас не попросят. Но в тех случаях, когда у вас действительно просят совета, примените приемы анализирующего слушания, чтобы установить, что собеседник хочет узнать на самом деле.

Приходится признать, что далеко не все профессионалы првоохранительных органов умеют слушать. Подводя некоторые итоги сказанному, выделим несколько необходимых этических заповедей, помогающих научиться слушать с пользой для себя и для дела. Слушая, надо:

Забыть личные предубеждения против собеседника;

Не спешить с ответами и заключениями;

Разграничивать факты и мнения;

Следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;

Быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;

Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.

Часто мы невнимательно слушаем собеседника из-за отсутствия терпения. Собеседник, по нашему мнению, слишком долго подходит к сути разговора. Мы раздражаемся: нам кажется, что на его месте мы бы вели разговор иначе. Такая позиция не приносит пользы. Надо быть терпеливым, считаться с манерой разговора собеседника.

Все формы деловых разговоров должны иметь один итог - правильное понимание, которое невозможно, если вы не умеете слушать собеседника. Понимание - это прежде всего способность прогнозировать. Если, выслушав собеседника, вы можете представить, какие действия последуют за разговором, значит, сумели правильно понять его.

Постарайтесь логически планировать весь процесс слушания, запоминайте прежде всего главные мысли, высказанные собеседником. За время беседы постарайтесь 2-3 раза мысленно обобщить услышанное и лучше это сделать во время пауз в разговоре. Помните, что ваше стремление по ходу слушания предугадать то, что будет сказано дальше - признак активного мышления, являющийся хорошим методом запоминания главных положений беседы.

Если обобщить сказанное, то успех в деловой беседе, на переговорах может быть во многом облегчен, если придерживаться определенных правил, которые составлены специалистами в области делового общения:

Заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;

Применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы должны быть положительными;

Постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его интересах, его ожиданиях, его позиции, чувстве собственного достоинства, самолюбии;

Излагать свои мысли и предложения ясно, кратко и понятно;

Никогда и ни в какой ситуации не оскорблять и не обижать собеседника, быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным;

Никогда не относиться к другим пренебрежительно;

Комплименты говорить умеренно;

Всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника;

Избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы, нарушающих логический ход беседы.

Прием населения.

Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений, учреждений и учебных заведений является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов и укрепления их связи с населением.

Для реализации этой установки необходимо предварительно провести работу по доведению до населения через средства массовой информации дни и часы приема с указанием, какое конкретное руководящее лицо принимает посетителей. Кроме того, непосредственно в подразделении на видном месте вывешивается информация для посетителей, в которой даются графики приема посетителей с конкретным указанием, какие руководители отделов и служб ведут прием, к которым посетитель может обратиться для принятия решения по интересующему его вопросу. В дежурной части или у секретаря, помощника заводится специальный журнал, в котором записываются фамилия, имя и отчество, адрес, телефон и вопрос, с которым заявитель обращается к тому или иному должностному лицу.

Руководящий работник должен быть компетентен в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, для чего, зная заранее вопросы, их интересующие, он консультируется со специалистами соответствующих служб.

Принимающий посетителей руководитель обязан быть внимательным к заявителю, выслушивать каждого без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт, должен быть психологически готов к восприятию заявителя, который может быть излишне эмоционален, многословен, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.

Руководитель, ведущий прием, должен стремиться давать максимально исчерпывающие ответы на вопросы заявителей, решая их как со специалистами служб или подразделений, так и с соответствующими органами и управлениями, от которых зависит решение поставленных посетителями проблем. В том же зависит решение поставленных посетителями проблем. В том же случае, когда принимающий руководитель не в состоянии ответить на вопрос, он сообщает посетителю, что ему будет дан письменный (если требуется) или устный ответ, определяя при этом срок ответа. Это делается для того, чтобы посетитель покинул подразделение удовлетворенным как характером встречи с руководящим лицом, так и результатами этой встречи.

В последнее время появились и такие формы общения с населением как телефон доверия (так называемая "прямая линия") или же выставленный в дежурных частях специальный ящик для писем, жалоб и заявлений граждан, в которых они сообщают о тех или иных действиях сотрудников правоохранительных органов. Эти формы также дают возможность руководящему составу быть в курсе общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, нуждающихся в разрешении.

По итогам года дежурной части (или сотрудниками секретариата) готовится аналитическая справка о письмах, заявлениях и жалобах граждан, которые были на приеме или прислали соответствующие устные или письменные сообщения. Желательно, чтобы этот устный или письменный материал был доведен до населения через средства массовой информации, что, безусловно, будет способствовать повышению авторитета правоохранительных органов среди населения и усилению их возможностей в бескомпромиссной борьбе с преступностью.

Выше приведенный материал содержит рекомендации применительно к условиям деятельности низовых органов. Если же речь идет об вышестоящих органах, то функции, изложенные в данном материале как относящиеся к компетенции дежурных частей, переносятся в ведение штабных подразделений или специальных приемных, существующих в некоторых ведомствах.

Общение в служебном коллективе.

Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование коллектива. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам.

Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек, болтун приносит вред не только своим личным поведением, но и создает вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности.

Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.

Служебные отношения несколько отличаются от бытовых, что накладывает свой отпечаток и на требования к поведению сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане главным в отношении женщин и мужчин является приоритет дамы, то в служебных отношения этот приоритет нередко отступает на второй план и замещается приоритетом начальника.

Правоохранительная деятельность связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает повышенную вероятность возникновения различных конфликтов - межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешить возникающие проблемы.

Жизнь служебного коллектива не может обходиться без критических замечаний в адрес коллег. И здесь особенно важно, чтобы эта критика носила конструктивный характер, а не была результатом каких-то обид или интересов. Она должна восприниматься человеком как заслуженная. А для этого она должна отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.

Во-первых, быть деловой и предметной. К сожалению, существует и так называемая псевдокритика.

Во-вторых, критика должна быть тактичной и доброжелательной, учитывать положительные качества и заслуги критикуемого. Ее задача - не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудников оказывает благотворное влияние.

В-третьих, критика должна иметь свой конкретный предмет. Большой вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуется его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя, и вполне обоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретные указания на определенные действия или поведение сотрудника снимают напряженность. Поэтому они всегда предпочтительнее.

В-четвертых, критика требует конкретного подхода, учета особенностей темперамента и характера человека. Один отнесется к замечаниям болезненно, но быстро успокоится и придет в норму, до другого они могут, как говорят, и "не дойти", третьего - могут толкнуть на путь переживаний, а четвертый - настолько внутренне пережил свой проступок, что по отношению к нему взыскания будет излишним.

Особые требования предъявляются к взаимоотношениям начальника и подчиненного. Обычно руководитель - ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (или не вмешивается), что он делает для своих подчиненных зависит очень многое. Руководитель всегда должен помнить, что его действия и действия рядового члена коллектива оцениваются этим коллективом по-разному. Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не только как отношение одной личности к другой, а как действие лица, наделенного властью над другим. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные отношения на основе личных симпатий. Поэтому начальник должен быть предельно объективен в отношении подчиненных и выдержан в своих поступках.

Руководитель обязан постоянно помнить о нормах поведения, воспитывать в себе привычку и потребность соблюдать их в любых ситуациях.

Хорошему руководителю чужды высокомерие, надменность, раздражительность, капризность, стремление силой своей власти навязать подчиненным свои манеры и привычки. Он всячески избегает ситуаций, в которых можно было бы унизить подчиненного, оскорбить его личное достоинство и честь.

Положительным качеством руководителя является сдержанность, которая нужна во всем - в принятии решений, в словах, в действиях.

Важно помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на позитивные неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.

Проведение деловых совещаний.

Существует несколько правил, которые обязан помнить руководитель, собирающийся провести совещание:

Совещание должно быть предельно кратким: затянутое совещание вызывает у его участников потерю интереса к рассматриваемым вопросам и "отторжение" даже той информации, которая до этого вызывала интерес;

На совещание следует приглашать только тех сотрудников, которые действительно необходимы, то есть тех, которые должны действительно реализовать полученную здесь информацию и тех, мнения которых необходимы для принятия решения;

Совещание должно проводиться только тогда, когда оно действительно необходимо, когда иной путь выработки определенных решений будет более длителен и менее результативен; излишне частое проведение совещаний говорит о слабости руководства или об его административной трусости, а также о бесполезной растрате служебного времени сотрудников.

Всякое совещание требует тщательной подготовки. Чем лучше проведена подготовка совещания, тем меньше времени затрачивается на его проведение.

Существует четыре вида совещаний: оперативное совещание, инструктивное совещание, проблемное совещание, итоговое совещание. Кроме того, по характеру проведения совещания разделяются на следующие типы:

а) диктаторские - ведет и обладает фактическим правом голоса лишь руководитель, остальным участникам предоставляется право лишь задавать вопросы, но отнюдь не высказывать собственные мнения;

б) автократические - основываются на вопросах руководителя к участникам и их ответах на них; здесь нет широкой дискуссии, возможен лишь диалог;

в) сегрегативные - доклад обсуждают лишь выбранные руководителем участники, остальные лишь слушают и принимают к сведению;

г) дискуссионные - свободный обмен мнениями и выработка общего решения; право принимать решение в его окончательной формулировке, как правило, остается за руководителем;

д) свободное - на них не принимается четкая повестка дня, иногда отсутствует и председатель, оно не обязательно заканчивается принятием решения и сводится в основном к обмену мнениями.

Начинать совещание следует в точно обозначенное время. Вступительное слово, как правило, делает начальник подразделения. Во вступительном слове необходимо четко очертить контуры обсуждаемой проблемы (или проблем), сформулировать цель обсуждения, показать ее практическую значимость и определить регламент.

Основная задача ведущего собрание заключается в обеспечении возможности выслушать мнения выступающих и проанализировать их. Он должен корректно указать на повороты, отсекать лишнее, не имеющее отношение к делу, настаивать на аргументации высказываемых мнений. Важный признак культуры ведущего собрание - четкое соблюдение регламента.

Руководителю не следует злоупотреблять заседаниями в своем кабинете. Здесь сама обстановка подчеркивает неравноправие между руководителем, сидящим в кресле за собственным столом и остальными собеседниками. Подчиненные держатся в этих условиях более скованно.

Важнейшим критерием совещания является отношение участников к его итогам. Важно, чтобы у них не было чувства бесполезно затраченного времени, чтобы у каждого сложилось ясное понимание принятых решений и своей роли в их исполнении. По степени конкретности принимаемых решений можно судить о компетентности начальника, его управленческой культуре и его нравственной воспитанности.

Список литературы

1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов - Под редакцией доктора философских наук, профессора А. В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г. В. Дубова.

2. Волгин Б. Н. - Деловые совещания, М. , 1990

3. Бесецкий И. И. - Формирование основ профессиональной этики оперативного работника