Запоминание информации

Инфекционные болезни и их классификация. Особенности инфекционных болезней. Сибирская язва: причины, симптомы и лечение инфекционного заболевания

Открытый ур ОК по теме:

«Профилактика инфекционных заболеваний».

Подготовила

учительОБЖ

МБОУ СОШ №47

Соломатина И.В.

Цель : продолжить знакомство учащихся с инфекционными

заболеваниями, источниками инфекции, механизмами передачи

инфекции. Продолжить формирование ответственности за заражение

инфекционными заболеваниями, за жизнь и здоровье.

Оборудование : таблицы «Бактерии», «Кишечные инфекции»,

«Инфекции дыхательных путей»; динамическая

таблица « Классификация инфекционных

заболеваний»; диаграмма «Факторы, влияющие

на здоровье человека».

Основные понятия : инфекционные заболевания, источник

инфекции, механизм передачи, инкубационный

период, носитель инфекции, профилактика,

дезинфекция.

ход урока

1.организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить все, что знаем об инфекционных заболеваниях, повторим классификацию инфекционных заболеваний, возбудителей, которые вызывают эти болезни, познакомимся более подробно с некоторыми заболеваниями, и узнаем кто или что отвечает за заражение этими заболеваниями. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: » Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями».

2.повторение: вопросы

1. Что называется инфекционными заболеваниями?

(Инфекционные заболевания - это особая группа заболеваний, которые вызываются определенным, живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому распространению).

2.Что является возбудителем инфекционных болезней?

(Возбудителями инфекционных болезней являются микробы: бактерии, вирусы, спирохеты, грибки, простейшие).

3.Что вы знаете об этих возбудителях?

(Бактерии - это одноклеточные микроорганизмы, имеющие форму палочек (возбудители брюшного тифа), шара (стрептококки, стафилококки), извитых нитей (спириллы), изогнутых палочек (холерный вибрион);

Вирусы – мельчайшие микроорганизмы, видимые в электронный микроскоп (возбудители гриппа, натуральной оспы, кори, ВИЧ-инфекции);

Грибки – возбудители микозы, парши и т. д.)

4.Из отдельных частей соберите таблицу «Классификация инфекционных заболеваний.

группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

инфекции дыхательных путей

грипп, ОРЗ, ангина, туберкулез

верхние дыхательные пути

воздушно - капельный

кишечные инфекции

дизентерия, холера, инфекционный гепатит

кишечник

продукты питания, вода, почва, грязные руки, мухи

кровяные инфекции

чума, малярия, ВИЧ - инфекция

кровеносная система

укусы насекомых – комаров, блох, вшей; кровь

инфекции наружных покровов

чесотка, столбняк, сифилис

кожа, слизистые оболочки

преимущественно контактный путь

3.изучение нового материала :

Ребята, давайте познакомимся поближе с некоторыми инфекционными заболеваниями (5 сообщений подготовленных учащимися).

Ребята, вы познакомились с некоторыми заболеваниями. Что в них общего?

Правильно, для распространения всех заболеваний необходимо наличие трех условий: источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого человека.

Запишите эти условия в тетрадь.

Давайте рассмотрим эти условия на примере инфекций дыхательных путей и кишечных инфекций.

1. Кто или что может быть источником инфекции?

(источником инфекции может быть больной человек, почва, вода).

2.Кто отвечает за существование этих источников?

(за существование этих источников несет ответственность прежде всего сам человек, так как он либо является одним из источников заболевания, либо загрязняет окружающую среду, сливая в воду и в почву отходы производства, нарушая структуру почвы, выбрасывая газообразные отходы производства).

Правильно ребята. Именно человек чаще всего бывает или прямым источником инфекции, или создает условия для существования этих источников. Поэтому в данное время существуют различные формы административной ответственности за загрязнения окружающей среды, а за умышленное заражение человека ВИЧ – инфекцией предусмотрена уголовная ответственность по статье 122 Уголовного кодекса РФ лишение свободы от 5 до 8 лет.

3.Какие существуют пути передачи инфекции?

(Воздушно – капельный, через продукты питания, воду, почву, грязные руки, укусы кровососущих насекомых, контактный путь).

Кто отвечает за существование механизма передачи инфекции?

(За существование механизма передачи инфекции отвечает сам человек).

Мы можем нарушить пути передачи инфекции?

(Да, для этого необходимо уничтожать мух, мыть руки, носить марлевую повязку и т. д.)

Третье условие – восприимчивый человек

Как вы понимаете это условие? Какого человека быстрее можно заразить активного или пассивного, лежебоку или спортсмена, нервного, неуравновешенного или спокойного, уравновешенного? (ответы ребят)

Кто в данном случае будет ответственен за распространение заболевания?

(Сам человек).

Какие есть способы сделать человека невосприимчивым или более устойчивым к воздействию инфекционных заболеваний? (Занятия спортом, закаливание, ЗОЖ, и т. д.)

Давайте попробуем один из способов укрепления здоровья. Вы устали, давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста.

1.Исходное положение ноги вместе, руки опущены. На счет 1, 2, 3, поднимите руки вверх в замок и потянитесь. Представьте, что вы висите на турнике. На счет 4 опустите руки, расслабьтесь. Повторите 4 раза.

2. Представьте, что вы большое раскидистое дерево. Поднимите руки вверх, потянитесь к солнцу, наклонитесь вслед за ветерком вправо, влево, опустите руки, встряхните ими. Повторите 4 раза.

3.Исходное положение – основная стойка. Проведите полукруг подбородком от левого плеча к правому и обратно. Повторите 4 раза.

Спасибо, возвращаемся на свои места.

4.Закрепление :

1.Какие 3 условия необходимы для распространения инфекционных заболеваний?

2.Кто отвечает за наличие источника инфекционных заболеваний?

3.Кто создает условия для наличия механизма передачи инфекционного заболевания?

4.От чего или от кого зависит восприимчивость человека к инфекционным заболеваниям?

5. Какой можно сделать вывод?

Вывод: за распространение инфекционных заболеваний ответственность несет сам человек. На здоровье человека большое влияние оказывает образ жизни.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира подтверждают наш вывод. Эти исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, но 4 из них основные:

1. наследственность – 18-22 %,

2. здравоохранение – 8-10 %,

3. внешняя среда – 17-20 %,

4. образ жизни – 49-53 %

Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет быть здоровым? (Соблюдайте гигиену, носите марлевую повязку, платок, уничтожайте мух, тараканов, соблюдайте режим труда и отдыха. А все вместе это означает – ведите здоровый образ жизни).

5.Выставление оценок, подведение итогов.

6. Домашнее задание. Конспект изучить, подготовить сообщение об инфекционном заболевании.

Билет №9

Источником инфекции при большинстве болезней является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным физиологическим (выдох, мочеиспускание, дефекация) или патологическим (кашель, рвота) путем.

Путь выделения возбудителя из больного организма тесно связан с местом его преимущественного нахождения в организме, его локализацией. Так, при кишечных инфекционных заболеваниях возбудители выделяются из кишечника при дефекации; при поражении дыхательных путей возбудитель выделяется из организма при кашле и чиханье; при локализации возбудителя в крови он может попадать в другой организм при укусе кровососущими насекомыми и т. д.

При ряде инфекционных болезней (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, дифтерия) возбудители могут интенсивно выделяться и в период выздоровления (реконвалесценции).

Механизм передачи

Большое значение в передаче инфекционных болезней имеет фекально-оральный механизм передачи. При этом возбудители болезней выделяются из организма людей с фекалиями, а заражение происходит через рот с пищей и водой, загрязненными фекалиями.

Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. Этим путем передаются как возбудители бактериальных инфекционных болезней (брюшной тиф, паратифы, холера, дизентерия, бруцеллез и др.), так и некоторых вирусных заболеваний (болезнь Боткина, полиомиелит, болезнь Борнхольма). При этом возбудители болезней могут попасть на пищевые продукты различными путями. Не требует объяснения роль грязных рук: инфицирование может произойти как от больного человека или бактерионосителя, так и от окружающих лиц, не соблюдающих правил личной гигиены. Если их руки загрязнены фекалиями больного или бактерионосителя, содержащими возбудителей болезни, то при обработке пищевых продуктов эти лица могут их инфицировать. Кишечные инфекционные болезни, поэтому недаром называют болезнями грязных рук.

Заражение может произойти через инфицированные продукты животных (молоко и мясо бруцеллезных животных, мясо животных или утиные яйца, содержащие сальмонеллезные бактерии и т. д.). Возбудители болезней могут попасть на туши животных при разделке их на загрязненных бактериями столах, при неправильном хранении и транспортировке и т. д. При этом надо помнить, что пищевые продукты могут не только сохранять микробов, но и служить питательной средой для размножения и накопления микроорганизмов (молоко, мясные и рыбные продукты, консервы, различные кремы).

Определенная роль в распространении кишечных инфекционных болезней, имеющих фекально-оральный механизм заражения, принадлежит мухам. Садясь на грязные подкладные судна, различные нечистоты, мухи загрязняют лапки и всасывают в кишечную трубку болезнетворные бактерии, а затем переносят и выделяют их на пищевые продукты и посуду. Микробы на поверхности тела мухи и в кишечнике остаются жизнеспособными в течение 2-3 дней. При употреблении загрязненных продуктов и пользовании загрязненной посудой происходит заражение. Поэтому уничтожение мух является не только общегигиеническим мероприятием, но и преследует цель профилактики кишечных инфекционных болезней. Наличие мух в инфекционной больнице или отделении недопустимо.

Близко к пищевому стоит водный путь передачи инфекционных болезней. Через загрязненную фекалиями воду могут передаваться холера, брюшной тиф и паратифы, дизентерия, туляремия, бруцеллез, лептоспирозы и т. д. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.

Передача через воздух происходит при инфекционных болезнях, локализующихся преимущественно в дыхательных путях: корь, коклюш, эпидемический менингит, грипп, натуральная оспа, легочная форма чумы, дифтерия, скарлатина и т. д. Большинство из них переносится с капельками слизи - капельная инфекция. Передающиеся таким путем возбудители обычно малоустойчивы во внешней среде и быстро в ней гибнут. Некоторые микробы могут также передаваться с частицами пыли - пылевая инфекция. Этот путь передачи возможен только при инфекционных болезнях, возбудители которых устойчивы к высушиванию (сибирская язва, туляремия, туберкулез, лихорадка, натуральная оспа и т. д.).

Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими членистоногими. Насосавшись крови у больного человека или животного, содержащей возбудителей, переносчик остается заразным длительное время. Нападая затем на здорового человека, переносчик заражает его. Таким образом, блохи передают чуму, вши - сыпной и возвратный тифы, клещи - энцефалит и т.д.

Наконец, возбудители болезней могут переноситься летающими насекомыми-передатчиками; это так называемый трансмиссивный путь. В одних случаях насекомые могут быть только простыми механическими переносчиками микробов. В их организме не происходит развития и размножения возбудителей. К ним относятся мухи, переносящие возбудителей кишечных болезней с фекалий на пищевые продукты.

В других случаях в организме насекомых происходит развитие или размножение и накопление возбудителей (вошь - при сыпном и возвратном тифах, блоха - при чуме, комар-при малярии). В таких случаях насекомые являются промежуточными хозяевами, а основными резервуарами, т. е. источниками инфекции, служат животные или больной человек. Наконец, возбудитель может длительно сохраняться в организме насекомых, передаваясь зародышевым путем через откладываемые яйца (трансовариально). Так передается от одного поколения клещей следующему вирус таежного энцефалита.

Для некоторых инфекций путем передачи является почва. Для возбудителей кишечных инфекций она является лишь местом более или менее кратковременного пребывания, откуда они могут затем проникнуть в источники водоснабжения; для спорообразующих микробов - сибирская язва, столбняк и другие раневые инфекции - почва бывает местом длительного хранения.

Классификация инфекционных заболеваний

Возбудители инфекционных болезней, как мы видели выше, передаются от больных здоровым различными путями, т. е. для каждой инфекции характерен определенный механизм передачи. Механизм передачи инфекции и положен Л. В. Громашевским в основу классификации инфекционных болезней. По классификации Л. В. Громашевского инфекционные болезни делятся на четыре группы.

1) Кишечные инфекции. Основным источником инфекции являются больной человек или бактерионоситель, выделяющие с испражнениями огромные количества возбудителей. При некоторых кишечных инфекционных заболеваниях возможно также выделение возбудителя с рвотными массами (холера), с мочой (брюшной тиф).

К кишечным инфекционным болезням относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, амебиаз.

2) Инфекции дыхательных путей. Источником инфекции является больной человек или бактерионоситель. Воспалительный процесс на слизистых оболочках верхних дыхательных путей вызывает кашель и чиханье, что обусловливает массовое выделение заразного начала с капельками слизи в окружающий воздух. Возбудитель проникает в организм здорового человека при вдыхании воздуха, содержащего зараженные капельки.

К инфекциям дыхательных путей относятся грипп, инфекционный мононуклеоз, натуральная оспа, эпидемический менингит и большинство детских инфекций.

3) Кровяные инфекции. Возбудители этой группы болезней имеют основную локализацию в крови и лимфе. Инфекция из крови больного может попасть в кровь здорового лишь при помощи кровососущих переносчиков. Человек, больной инфекцией данной группы, для окружающих при отсутствии переносчика практически не опасен. Исключением является чума (легочная форма), высокозаразная для окружающих.

К группе кровяных инфекций относятся сыпной и возвратный тифы, клещевой риккетсиоз, сезонные энцефалиты, малярия, лейшманиозы и другие болезни.

4) Инфекции наружных покровов. Заразное начало обычно проникает через поврежденные наружные покровы.

К ним относятся венерические болезни, передающиеся половым путем; бешенство и содоку, заражение которыми происходит при укусе больными животными; столбняк, возбудитель которого проникает в организм раневым путем; сибирская язва, передающаяся прямым контактом от животных или через загрязненные спорами предметы обихода; сап и ящур, при которых заражение происходит через слизистые оболочки, и др.

Профилактика инфекций

Профилактика инфекций, также важна, как и борьба с ними. Ведь даже просто вымытые вовремя руки после посещения уборной или по приходу с улицы, могут спасти вас от ряда кишечно-инфекционных заболеваний. Например, того же брюшного тифа. Конечно, можно воспользоваться дезинфицирующими средствами для "поверхностей риска". Но в любом случае, это не дает стопроцентной гарантии на достаточно продолжительный срок. Кроме того, профилактика инфекций может выражаться и в борьбе с такими опасными носителями инфекционных заболеваний как грызуны и тараканы. Для чего современная промышленность выпускает довольно много как эффективных, так и не очень, средств.

Носителями инфекций могут стать и ненавистные клещи и комары. Причем это может быть как энцефалит и малярия, так и СПИД, который переносится комарами вместе с кровью его носителя. Для того чтобы избавиться от клещей, широко применяются наносимые на кожу специальные мази и гели. А для того чтобы избавиться от комаров, можно воспользоваться широко распространенными фумигаторами и даже более прогрессивными акустическими отпугивателями.

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями могут быть эффективными и дать надежные результаты в наиболее короткий срок только в случае планового и комплексного их проведения, т. е. систематического проведения по заранее составленному плану, а не от случая к случаю. Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов. С этой целью основное внимание должно быть уделено в каждом случае наиболее доступному для нашего воздействия звену эпидемической цепи.

Нижнедевицкая общеобразовательная гимназия

Реферат

Тема: Инфекционные болезни

Выполнила:

Ученица 11-А класса

Елфимова Т.

Преподаватель:

Кузнецов Г.И.

Нижнедевицк 2002 г.

План.

1. Инфекционные заболевания. Введение.

2. Причины их возникновения. Механизм передачи.

3. Классификация инфекционных заболеваний.

4. Понятие об иммунитете.

5. Способы экстренной и специфической помощи.

6. Заключение.

7. Список литературы.


Инфекционные заболевания. Введение.

Представление о заразности таких болезней, как чума, холера, оспа и многие другие, а также предполо­жение о живой природе заразного начала, передающе­гося от больного здоровому, существовало еще у древ­них народов. Эпидемия чумы 1347-1352 гг., известная в истории под названием «черной смерти», еще больше укрепила такое представление. Особенно обращало на себя внимание контактное распространение сифилиса, появившегося в Европе в средние века, а также сыпного тифа.

В этот период развития медицины преимущественно описываются симптомы болезней, их заразительность; появляются первые сообщения о невосприимчивости лю­дей к ранее перенесенному заболеванию. Однако раз­витие медицинских знаний, как и других наук, в усло­виях средневековья было очень затруднено господством церкви, «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления».

Учение об инфекционных болезнях развивалось на­ряду с достижениями в других областях научных зна­ний и определялось также, как и- они, развитием социально-экономической основы общества. Окончательное решение вопроса о существовании невидимых простым глазом живых существ принадлежит голландскому натуралисту Антонио ван Левенгуку (1632-1723), открывшему не­ведомый до него мир мельчайших существ. Но даже и после этого открытия микробы еще не были оконча­тельно признаны возбудителями инфекционных болез­ней, хотя отдельные исследователи пытались установить их роль. Так, русский врач Д. С. Самойлович (1744- 1805) доказал заразительность чумы и производил де­зинфекцию вещей больных, а также пытался проводить прививки против этой болезни. В 1782 г. он при помощи микроскопа искал возбудителей чумы.

Середина XIX века характеризовалась бурным раз­витием микробиологии. Великий французский ученый Луи Пастер (1822- 1895) установил участие микробов в брожении и гние­нии, т. е. в процессах, постоянно протекающих в при­роде; он доказал невозможность самопроизвольного зарождения микробов, научно обосновал и ввел в прак­тику стерилизацию и пастеризацию. Пастеру принадле­жит открытие возбудителей куриной холеры, септице­мии, остеомиелита и др. Пастер разработал метод при­готовления вакцин путем искусственного ослабления (аттенуации) вирулентных микробов для профилактики инфекционных болезней - метод, которым пользуются и в настоящее время. Им приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства.

В дальнейшем развитии микробиологии огромная заслуга принадлежит немецкому ученому Роберту Коху: (1843-1910). Разработанные им методы бакте­риологической диагностики позволили открыть возбудителей многих инфекционных болезней.

Наконец, в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским (1864-1920) были открыты вирусы.

Одновременно с развитием медицинской микробио­логии совершенствовались клинические знания врачей. В 1829 г. Шарль Луи детально описал клинику брюш­ного тифа, выделив это заболевание из группы «лихора­док» и «горячек», в которую объединялись до этого все заболевания, протекавшие с высокой температурой. В 1856 г. из группы «горячечных болезней» был выделен сыпной тиф, в 1865 г. - возвратный тиф. Большие за­слуги в области изучения инфекционных болезней при­надлежат выдающимся русским профессорам С. П. Бот­кину, А. А. Остроумову, Н. Ф. Филатову. С. П. Боткин установил инфекционную природу так называемой ката­ральной желтухи - болезни, известной сейчас под наз­ванием болезни Боткина. Он описал клинические осо­бенности брюшного тифа. Его ученик проф. Н. Н. Ва­сильев (1852-1891) выделил в самостоятельную болезнь «инфекционную желтуху» (иктеро-геморрагический лептоспироз). Замечательный детский врач проф. Н. Ф. Филатов впервые изучил и описал железистую лихорадку-инфекционный мононуклеоз, болезнь, извест­ную в настоящее время под названием болезни Фила­това.

Успешно развивалась и эпидемиология. Благодаря И. И. Мечникову (1845-1916) и многим другим иссле­дователям в конце прошлого столетия было создано стройное учение об иммунитете (невосприимчивости) при инфекционных болезнях. Открытое И. И. Мечнико­вым в 1882-1883 гг. явление фагоцитоза, положившее начало учению об иммунитете, открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных болезней. Эти открытия позволили разработать и применить в клинике серологические исследования (реакции агглютинации, преципитации и др.) для лабораторной диагностики ин­фекционных болезней. Большая заслуга в развитии им­мунологии и теории инфекции принадлежит Н. Ф. Га­малея (1859-1949), открывшему также явления бакте­риофагии.

Широкие возможности для разработки научно обос­нованных методов борьбы с инфекционными болезнями открылись в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Борьба с инфекционными болезнями в СССР получила широкое распространение. Была создана сеть противоэпидемических учреждений, открыты инфекционные больницы, учреждены кафедры инфекционных болезней в медицинских институтах, соз­даны специальные научно-исследовательские институты, изучавшие инфекционные болезни, методы их предуп­реждения и полной ликвидации.

Огромна заслуга советских ученых в изучении воп­росов специфической профилактики инфекционных бо­лезней. В настоящее время с успехом используются вы­сокоэффективные живые вакцины против бруцеллеза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии, чумы, лептоспирозов и некоторых других болезней. В 1963 г. советские ученые А. А. Смородинцев и М. П. Чумаков были удостоены Ленинской премии за разработку вакцины против полиомиелита.

Для лечения инфекционных болезней издавна приме­нялись различные химические вещества. Раньше других стали применять для лечения малярии настой хинной коры, а с 1821 г. - хинин. В начале XX века были выпу­щены препараты мышьяка (арсацетин, сальварсан, неосальварсан и др.), которые с успехом применяются до сих пор для лечения сифилиса и сибирской язвы. В 30-х годах нашего столетия были получены сульфаниламидные препараты (стрептоцид, сульфидин и др.), ознаме­новавшие новый период в лечении инфекционных больных. Наконец, в 1941 г. был получен первый антибио­тик- пенициллин, значение которого трудно переоце­нить. Для получения пенициллина имели значение работы отечественных ученых В. А. Манассеина, А. Г. Полотебнова, английского микробиолога Александра Флемминга. В 1944 г. был получен стрептомицин, в 1948 г.- хлоромицетин, в 1948-1952 гг. - тетрациклиновые препараты. Сейчас антибиотики являются главным средством для лечения большинства инфекционных болезней.

Наряду с успехами в области профилактики и лече­ния многих инфекционных болезней в настоящее время имеются значительные достижения и в области клиниче­ского их изучения. Только в течение последних лет от­крыто и изучено несколько новых инфекционных болез­ней, преимущественно вирусной этиологии. Много вни­мания уделяется вопросам патогенеза, клиническим особенностям современного течения инфекционных бо­лезней, в частности у привитых; совершенствуются ме­тоды лечения.

Исследования в области инфекционной патологии продолжаются широким фронтом.


Причины их возникновения. Механизм передачи.

Процесс распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе - сложное явление, на кото­рое, помимо чисто биологические моментов (свойств возбудителя и состояния организма "человека), оказы­вают огромное влияние и социальные факторы: мате­риальное состояние народа, плотность населения, куль­турные навыки, характер питания и водоснабжения, про­фессия и т.д. Процесс распространения инфекционных болезней состоит из трех взаимодействующих звеньев: 1) источника инфекции, выделяющего микроба-возбуди­теля или вируса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) восприимчивости населения. Без этих звеньев или факторов не могут возникать но­вые случаи заражения инфекционными болезнями.

Источником инфекции при большинстве болезней яв­ляется больной человек или больное животное, из орга­низма которых возбудитель выводится тем или иным физиологическим (выдох, мочеиспускание, дефекация) или патологическим (кашель, рвота) путем.

Путь выделения возбудителя из больного организма тесно связан с местом его преимущественного нахожде­ния в организме, его локализацией. Так, при кишечных инфекционных заболеваниях возбудители выделяются из кишечника при дефекации; при поражении дыхатель­ных путей возбудитель выделяется из организма при кашле и чиханье; при локализации возбудителя в крови он может попадать в другой организм при укусе крово­сосущими насекомыми и т. д.

При этом надо учесть, что интенсивность выделения возбудителей в разные периоды болезни различна. При некоторых болезнях они начинают выделяться уже в конце инкубационного периода (корь у человека, бешен­ство у животных и др.). Но наибольшее эпидемическое значение при всех острых инфекционных заболеваниях имеет разгар болезни, когда выделение микробов, как правило, происходит особенно интенсивно.

При ряде инфекционных болезней (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, дифтерия) возбудители могут интенсивно выделяться и в период выздоровления (реконвалесценции).

Иногда и после выздоровления человек может долгое время оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюда­ются так называемые здоровые бактерионосители - лица, которые сами либо не болели, либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно и осталось нераспознанным, но стали бактерионосите­лями.

Бактерионоситель - это практически здоровый человек, но носящий в себе и выделяющий возбудителей болезни. Различают острое носительство, если оно, как при брюшном тифе, длится 2-3 месяца, и хроническое, когда переболевший в течение десятков лет выделяет возбудителя во внешнюю среду. Выделение может быть постоянным, но чаще оно бывает периодическим. По-ви­димому, наибольшую эпидемиологическую опасность представляют бактерионосители, а также больные стер­тыми, атипичными, легкими формами заболевания, с ко­торыми не обращаются к врачу, перенося заболевание на ногах и рассеивая вокруг себя возбудителей болезни (особенно часто это наблюдается у больных гриппом и дизентерией).

Механизм передачи. После того как возбудитель вы­деляется из источника инфекции (зараженного орга­низма) во внешнюю среду, он может погибнуть или дли­тельное время сохраняться в ней, пока не попадет к но­вому индивидууму. В цепи перемещения возбудителя от больного к здоровому большое значение имеют сроки пребывания и способность существования возбудителя во внешней среде. Именно в этот период возбудители болезни - микроорганизмы - наиболее доступны для воздействия на них, они легче подвергаются уничтоже­нию. На многие из них губительно действуют солнечные лучи, свет, высушивание. Очень быстро, в течение не­скольких минут, во внешней среде погибают возбудители гриппа, эпидемического менингита, гонореи. Другие микроорганизмы, наоборот, приспособились длительно сохранять жизнеспособность во внешней среде. Так, на­пример, возбудители сибирской язвы, столбняка и боту­лизма в виде спор могут сохраняться в почве годами и даже десятилетиями. Туберкулезные микобактерии не­делями сохраняются в высушенном состоянии в пыли, мокроте и т. д. В пищевых продуктах, например в мясе, молоке, различных кремах, возбудители многих инфекционных болезней могут жить длительное время и даже размножаться. Степень устойчивости возбудителей во внешней среде имеет большое значение в эпидемиологии, в частности в выборе и разработке комплекса противо­эпидемических мероприятий.

В передаче заразного начала (возбудителей) участ­вуют различные предметы внешней среды - вода, воз­дух, пищевые продукты, почва и т. д., которые называ­ются факторами передачи инфекции. Пути передачи воз­будителей инфекционных болезней чрезвычайно разно­образны. Они могут быть объединены в зависимости от механизма и путей передачи инфекции в четыре группы.

1. Контактный путь передачи (через наруж­ный покров) возможен в тех случаях, когда возбуди­тели болезни передаются через соприкосновение боль­ного или его выделений со здоровым человеком. Разли­чают прямой контакт, т. е. такой, при котором возбуди­тель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом (укус или ослюнение человека бешеным животным, передача вене­рических болезней половым путем и-т. д.), и непрямой контакт, при котором инфекция передается через пред­меты домашнего и производственного обихода (напри­мер, человек может заразиться сибирской язвой через меховой воротник или другие меховые и кожаные изде­лия, загрязненные бактериями сибирской язвы).

Путем непрямого контакта могут передаваться толь­ко инфекционные болезни, возбудители которых устой­чивы к воздействиям внешней среды. Примером дли­тельного сохранения микробов при непрямом контакте могут служить споры возбудителей сибирской язвы и столбняка, сохраняющиеся иногда в почве в течение десятилетий.

2. Большое значение в передаче инфек­ционных болезней имеет фекально-оральный механизм передачи. При этом возбуди­тели болезней выделяются из организма людей с фека­лиями, а заражение происходит через рот с пищей и водой, загрязненными фекалиями.

Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. Этим путем передаются как возбудители бактериальных ин­фекционных болезней (брюшной тиф, паратифы, холера, дизентерия, бруцеллез и др.), так и некоторых вирусных заболеваний (болезнь Боткина, полиомиелит, болезнь Борнхольма). При этом возбудители болезней могут по­пасть на пищевые продукты различными путями. Не тре­бует объяснения роль грязных рук: инфицирование мо­жет произойти как от больного человека или бактерионосителя, так и от окружающих лиц, не соблюдающих правил личной гигиены. Если их руки загрязнены фека­лиями больного или бактерионосителя, содержащими возбудителей болезни, то при обработке пищевых про­дуктов эти лица могут их инфицировать. Кишечные инфекционные болезни поэтому недаром называют болезнями грязных рук.-

Заражение может произойти через инфицированные продукты животных (молоко и мясо бруцеллезных жи­вотных, мясо животных или утиные яйца, содержащие сальмонеллезные бактерии и т. д.). Возбудители болез­ней могут попасть на туши животных при разделке их на загрязненных бактериями столах, при неправильном хранении и транспортировке и т. д. При этом надо пом­нить, что пищевые продукты могут не только сохранять микробов, но и служить питательной средой для размно­жения и накопления микроорганизмов (молоко, мясные и рыбные продукты, консервы, различные кремы).

Определенная роль в распространении кишечных ин­фекционных болезней, имеющих фекально-оральный ме­ханизм заражения, принадлежит мухам. Садясь на гряз­ные подкладные судна, различные нечистоты, мухи за­грязняют лапки и всасывают в кишечную трубку болезнетворные бактерии, а затем переносят и выделяют их на пищевые продукты и посуду. Микробы на поверхно­сти тела мухи и в кишечнике остаются жизнеспособными в течение 2-3 дней. При употреблении загрязненных продуктов и пользовании загрязненной посудой происхо­дит заражение. Поэтому уничтожение мух является не только общегигиеническим мероприятием, но и пресле­дует цель профилактики кишечных инфекционных бо­лезней. Наличие мух в инфекционной больнице или от­делении недопустимо.

4. Близко к пищевому стоит водный путь пере­дачи инфекционных болезней. Через загряз­ненную фекалиями воду могут передаваться холера, брюшной тиф и паратифы, дизентерия, туляремия, бруцеллез, лептоспирозы и т. д. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.

5. Передача через воздух происходит при ин­фекционных болезнях, локализующихся преимущест­венно в дыхательных путях: корь, коклюш, эпидемиче­ский менингит, грипп, натуральная оспа, легочная форма чумы, дифтерия, скарлатина и т. д. Большинство из них переносится с капельками слизи - капельная ин­фекция. Передающиеся таким путем возбудители обычно малоустойчивы во внешней среде и быстро в ней гиб­нут. Некоторые микробы могут также передаваться с ча­стицами пыли - пылевая инфекция. Этот путь передачи возможен только при инфекционных болезнях, возбуди­тели которых устойчивы к высушиванию (сибирская язва, туляремия, туберкулез, Ку-лихорадка, натуральная оспа и т. д.).

Некоторые инфекционные болезни рас­пространяются кровососущими членисто­ногими. Насосавшись крови у больного человека или животного, содержащей возбудителей, переносчик оста­ется заразным длительное время. Нападая затем на здо­рового человека, переносчик заражает его. Таким обра­зом блохи передают чуму, вши - сыпной и возвратный тифы, клещи - энцефалит и т. д.

Наконец, возбудители болезней могут переноситься летающими насекомыми-передатчиками; это так назы­ваемый трансмиссивный путь. В одних случаях насекомые могут быть только простыми механическими переносчиками микробов. В их организме не происходит развития и размножения возбудителей. К ним отно­сятся мухи, переносящие возбудителей кишечных болез­ней с фекалий на пищевые продукты. В других случаях в организме насекомых происходит развитие или раз­множение и накопление возбудителей (вошь - при сып­ном и возвратном тифах, блоха - при чуме, комар-при малярии). В таких случаях насекомые являются про­межуточными хозяевами, а основными резервуарами, т. е. источниками инфекции, служат животные или боль­ной человек. Наконец, возбудитель может длительно сохраняться в организме насекомых, передаваясь за­родышевым путем через откладываемые яйца (трансовариально). Так передается от одного поколения клещей следующему вирус таежного энцефалита. Для некоторых инфекций путем передачи является почва. Для возбудителей кишечных инфекций она является лишь местом более или менее кратковременного пребы­вания, откуда они могут затем проникнуть в источники водоснабжения; для спорообразующих микробов - си­бирская язва, столбняк и другие раневые инфекции - почва бывает местом длительного хранения.


Классификация инфекционных заболеваний.

Возбудители инфекционных болезней, как мы видели выше, передаются от больных здоровым различными путями, т. е. для каждой инфекции характерен опре­деленный механизм передачи. Механизм передачи ин­фекции и положен Л. В. Громашевским в основу клас­сификации инфекционных болезней. По классификации Л. В. Громашевского инфекционные болезни делятся на четыре группы.

I . Кишечные инфекции. Основным источником инфек­ции являются больной человек или бактерионоситель, выделяющие с испражнениями огромные количества возбудителей. При некоторых кишечных инфекционных заболеваниях возможно также выделение возбудителя с рвотными массами (холера), с мочой (брюшной тиф).

Заразное начало проникает в организм через рот вместе с пищей или питьевой водой, загрязненными во внеш­ней среде теми или иными способами. Механизм пере­дачи заразного начала при кишечных инфекциях схема­тически представлен на рис. 1.

К кишечным инфекционным болезням относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, амебиаз,

Рис. 1. Схема механизма передачи заразного начала при кишечных инфекциях по Л. В. Громашевскому.

А - зараженный организм; Б - здоровый организм; 1 - акт выведения возбудителя (дефекация); 2 - пребывание возбудителя вне организма; 3 - акт введения возбудителя.

токсикоинфекции, холера, болезнь Боткина, полиомие­лит и др.

II . Инфекции дыхательных путей. Источником инфек­ции является больной человек или бактерионоситель. Воспалительный процесс на слизистых оболочках верх­них дыхательных путей вызывает кашель и чиханье, что обусловливает массовое выделение заразного начала с капельками слизи в окружающий воздух. Возбудитель проникает в организм здорового человека при вдыхании воздуха, содержащего зараженные капельки (рис. 2). К инфекциям дыхательных путей относятся грипп, инфекционный мононуклеоз, натуральная оспа, эпидеми­ческий менингит и большинство детских инфекций.

III . Кровяные инфекции. Возбудители этой группы болезней имеют основную локализацию в крови и лимфе. Инфекция из крови больного может попасть в кровь

Рис. 2. Схема механизма передачи заразного начала при инфекциях дыхательных путей (по Л. В. Громашевскому).

А - зараженный организм; Б - здоровый организм; 1 - акт выведения возбудителя (выдох); 2 - пребывание воз­будителя вне организма; 3 - акт введения возбудителя (вдох).

здорового лишь при помощи кровососущих переносчиков (рис. 3). Человек, больной инфекцией данной группы, для окружающих при отсутствии переносчика практи­чески не опасен. Исключением является чума (легоч­ная форма), высокозаразная для окружающих.

К группе кровяных инфекций относятся сыпной и возвратный тифы, клещевой риккетсиоз, сезонные энце­фалиты, малярия, лейшманиозы и другие болезни.

IV . Инфекции наружных покровов. Заразное начало обычно проникает через поврежденные наружные по­кровы. К ним относятся венерические болезни, передающиеся половым путем; бешенство и содоку, заражение которыми происходит при укусе больными животными; столбняк, возбудитель которого проникает в организм раневым путем; сибирская язва, передающаяся прямым

Рис. 3. Схема механизма передачи заразного начала при кровяных инфекциях (по Л. В. Громашевскому).

А - зараженный организм; В - здоровый организм; 1 - акт выведения возбудителя (сосание крови членистоногими переносчиками); 2 - пребывание возбудителя в организме переносчика (второго биологического хозяина); 3 - акт введения возбудителя.

контактом от животных или через загрязненные спо­рами предметы обихода; сап и ящур, при которых зара­жение происходит через слизистые оболочки, и др.

Следует отметить, что при некоторых болезнях (чу­ме, туляремии, сибирской язве и др.) может быть мно­жественный механизм передачи инфекции.


Понятие об иммунитете.

Иммунитет - свойство организма, обеспечиваю­щее его невосприимчивость к инфекционным болезням или ядам (в частности, к токсинам). Иммунитет к инфекционным болезням проявляется в нескольких формах.

1. Естественный иммунитет возникает есте­ственным путем, без сознательного вмешательства че­ловека. Он может быть врожденным и приобретенным.

а) Врожденный видовой иммунитет обусловливается врожденными, передающимися по наследству свойства­ми, присущими данному виду животных или человеку. Это биологическая особенность вида, благодаря которой данный вид животных или человека невосприимчив к определенным инфекциям. Например, человек не болеет куриной холерой или чумой рогатого скота, а животные не болеют брюшным или сыпным тифом и т. д. Есте­ственный иммунитет наблюдается также у детей в пер­вые месяцы жизни к некоторым заболеваниям - кори, скарлатине, дифтерии, что связано с сохранением за­щитных антител, полученных ими от матерей, перебо­левших в прошлом этими болезнями.

б) Приобретенный иммунитет возникает в результате реакции организма на попадание в него микроба или токсина. Он возникает у того или иного человека в ре­зультате перенесенного инфекционного заболевания, а также и при скрыто протекающем инфекционном про­цессе.

Приобретенный естественный иммунитет после од­них инфекционных болезней сохраняется очень длитель­но, иногда пожизненно (натуральная оспа, брюшной тиф и т. д.), после других - кратковременно (грипп, лептоспироз и т. д.).

2. Искусственный иммунитет создается путем введения вакцин и сывороток.

Если выработка защитных приспособлений происхо­дит активным путем в самом организме, то говорят об активном иммунитете. Если защитные вещества вводятся в организм в готовом виде, говорят о пассивном имму­нитете. Иммунитет, возникший в результате перенесенной болезни, - активный иммунитет, так как защитные приспособления выработаны самим организмом; имму­нитет, обусловленный передачей защитных веществ пла­центарным путем от матери к плоду, - пассивный.

Искусственный иммунитет всегда приобретенный. Как и естественный, он может быть активным и пассив­ным. Искусственный иммунитет воспроизводится у человека (или у животного) с целью предупреждения того или иного инфекционного заболевания. Искусствен­ный активный иммунитет - результат активной реакции организма на введение вакцины или анатоксина (обез­вреженного с помощью формалина токсина). Как есте­ственный, так и искусственный приобретенный иммуни­тет характеризуется специфичностью в отношении того агента, который его вызвал.

Искусственный пассивный иммунитет создается при введении в организм сыворотки крови, содержащей ан­титела (актитоксины).

Профилактические вакцины вводят в организм прививаемого различными способами: подкожно, накожно, через рот.

Сыворотки обычно вводят в тех случаях, когда пред­полагается, что заражение уже произошло, и когда нужно обеспечить быстрое наступление иммунитета. На­пример, маленьким детям, бывшим в контакте с боль­ным корью, с профилактической целью вводят противокоревый гамма-глобулин.


Способы экстренной и специфической помощи.

Лечение инфекционных больных должно быть комп­лексным и основываться на тщательном анализе состоя­ния больного. В книге, тем более учебнике, можно лишь рекомендовать схему терапии той или иной болезни, от которой у различных больных может быть некоторое отклонение в связи с особенностями данного организма. Организм каждого больного имеет свои индивидуаль­ные особенности, обусловливающие своеобразие течения болезни, что необходимо учитывать при назначении лечения. Поэтому лекарства и другие терапевтические средства назначает только врач после тщательного ис­следования данного больного.

В результате взаимодействия микроба с организмом больного происходит, как мы уже видели, формирование иммунитета, которое также надо учитывать при назна­чении лечения.

Для осуществления правильной терапии необходимо соблюдать ряд важных условий. Прежде всего должно быть обеспечено специфическое противоинфекционное лечение, т. е. такое лечение, которое направлено на причину болезни - патогенный микроб, внедрившийся в организм человека. Для этого необходимо знать в ка­ждом конкретном случае возбудителя болезни, т. е. уста­новить этиологический диагноз. Далее необхо­димо учесть чувствительность данного возбудителя к антибиотикам и химиопрепаратам. Следует учитывать условия нахождения возбудителя в организме; в каком органе он преимущественно локализуется, окружен ли гноем, доступен ли для действия антибиотиков и др.

К специфическим противомикробным средствам отно­сятся антибиотики, химиотерапевтические препараты, бактериофаг, специфические сыворотки и гамма-глобу­лины, вакцины, действие которых направлено либо на возбудителя болезни, либо на продуцируемые им ток­сины.

Микроб, попавший в организм здорового человека, взаимодействует с ним, вызывая ряд изменений: нару­шение деятельности внутренних органов, расстройство обмена веществ, накопление в организме чуждых ему веществ и т. д.

Все это в свою очередь требует соответствующего лечения, направленного на основные механизмы пато­логического процесса.

Антибиотики

Антибиотики - это вещества, продуцируемые различ­ными организмами (грибами, бактериями, клетками животного и растительного организма) и обладающие способностью препятствовать размножению микробов (бактериостатическое действие) или вызывать их гибель (бактерицидное действие). В основе лечебного приме­нения антибиотиков лежит принцип антагонизма между микробами. В настоящее время имеется уже более 300 антибиотиков, которые отличаются друг от друга как по своим физико-химическим свойствам, так и по способности действовать на тех или иных микробов. Наибольшее значение и распространение в клинике инфекционных болезней имеют пенициллин, стрептоми­цин, левомицетин, тетрациклиновые препараты (биоми­цин, тетрациклин, террамицин), эритромицин, мицерин, олеандомицин, олететрин, сигмамицин и др. Каждый антибиотик обладает определенным спектром антимик­робного действия: вызывает гибель или подавляет раз­витие лишь определенных видов микробов и не дейст­вует или оказывает слабое действие на другие виды микроорганизмов.

Применение антибиотиков для лечения инфекцион­ных больных явилось крупнейшим событием в меди­цине: в десятки раз снизилась летальность, сократилась продолжительность болезней, значительно реже стали встречаться осложнения.

Антибиотики вводят в организм больного различ­ными путями: внутримышечно, внутривенно, перорально (внутрь) и изредка в серозные полости.

Оказывая незаменимую помощь в лечении инфекци­онных больных, антибиотики в то же время обладают и рядом побочных свойств, в некоторых случаях вредно действуя на организм. При приеме препаратов внутрь могут наблюдаться тошнота, рвота, явления фа­рингита (воспаление слизистой оболочки глотки), воз­никновение которых связано с токсическим действием препарата. При длительном лечении стрептомицином иногда развиваются глухота, нарушения походки и коор­динации движений.

Для профилактики токсического действия стрептоми­цина следует назначать большие дозы витаминов В 6 и В 1 .

Сыворотки и гамма-глобулины.

Сыворотки крови животных или человека, богатые антителами, могут применяться с лечебной и профилак­тической целью. Обычно сыворотки представляют собой препарат, полученный из крови животных, чаще всего лошадей, которых для этой цели предварительно имму­низируют на протяжении нескольких месяцев микро­бами, или их токсинами, или анатоксинами. Сыворотки получают от специальных клинически здоровых лоша­дей, содержащихся при институтах вакцин и сыворо­ток, где и готовят сыворотки. В зависимости от того, чем иммунизируются животные - микробами или ток­синами, различают антимикробные и антитоксические сыворотки.

Сыворотки выпускаются в очищенном и концентриро­ванном виде, что позволяет уменьшить объем вводимой сыворотки и избежать ряда побочных явлений.

Сыворотки применяются только после проверки на стерильность и безвредность в опытах на животных (морские свинки, белые мыши). Активность сыворотки определяется содержанием антитоксических единиц (АЕ) или превентивных (защитных) единиц в 1 мл. Антимикробная сыворотка дозируется в миллилитрах.

При некоторых заболеваниях применяют и человече­ские сыворотки. Чаще всего используют сыворотку переболевших этим заболеванием лиц. Сыворотки приме­няют в основном для лечебных целей, так как они создают лишь временный и пассивный иммунитет. Иногда сыворотки вводят также с профилактической целью.

Выпускаются сыворотки в ампулах или во флаконах. На каждой ампуле должна быть этикетка с указанием института, изготовившего сыворотку, названия препа­рата, номера серии и номера государственного контроля, количества сыворотки в ампуле, количества антитокси­ческих единиц в 1 мл, срока годности. Обычно в историю болезни вклеивается этикетка, снятая с одной из ампул данной серии. Одновременное введение сывороток раз­ных серий нежелательно.

Сыворотки хранят в сухом темном месте при тем­пературе от 2 до 10°. В коробках с препаратом обяза­тельно должно быть вложено наставление по его при­менению.

По внешнему виду сыворотки должны быть прозрач­ные или слегка опалесцирующие. Цвет сывороток - бледно-желтый или золотистый. Сыворотки мутные, с осадком, с посторонними включениями (волокна, при­гар), с неразбивающимися при встряхивании осадком или хлопьями к применению не годны.

Предварительно перед введением сыворотку подогре­вают на водяной бане или в воде до 36-37°. Конец ампулы обтирают стерильной ватой, смоченной спиртом, и надрезают наждачным ножичком, после чего верхнюю часть ампулы вторично протирают спиртом и обламы­вают.

Вводят сыворотку обычно внутримышечно или внут­ривенно, реже подкожно, обязательно под наблюдением врача.

Сыворотку с лечебной целью необходимо вводить как можно раньше от начала заболевания, так как сы­воротка связывает лишь свободно циркулирующий ток­син и не способна влиять на ту часть токсина, которая уже успела вступить в связь с клетками и тканями организма.

Вакцины

Вакцинотерапия применяется при длительных, вяло протекающих инфекционных заболеваниях - бру­целлезе, туляремии, хронической дизентерии. В послед­ние годы вакцины рекомендуют также применять при некоторых заболеваниях, леченных антибиотиками (брюшной тиф, острая дизентерия), так как в этих слу­чаях послеинфекционный иммунитет иногда вырабаты­вается недостаточно, ввиду кратковременного пребыва­ния в организме возбудителей.

Лечебные вакцины изготовляют из убитых микробов или отдельных частей микробной клетки. Под влиянием вакцины происходит стимуляция защитных факторов организма: усиливается выработка антител, повышается фагоцитарная активность клеток ретикуло-эндотелиальной системы, улучшается обмен веществ и др., в то же время уменьшается специфическая сенсибилизация. Вак­цины дозируются количеством микробных тел (бруцел­лезная вакцина) или в миллилитрах (дизентерийная вак­цина).

С лечебной целью вакцины можно вводить внутри­мышечно, подкожно и внутрикожно. В процессе лечения дозу вакцины постепенно повышают.

Доза вакцины и длительность ее применения зависят от способа введения и рода заболевания. Техника вве­дения вакцин и дозировка более подробно описаны при изложении отдельных болезней. Противопоказаниями к применению вакцины служат тяжелые поражения сер­дечно-сосудистой системы, нефрит, гепатит.


Заключение.

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями могут быть эффективными и дать надежные результаты в наиболее короткий срок только в случае планового и комплексного их проведения, т. е. систематического про­ведения по заранее составленному плану, а не от случая к случаю. Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчи­вости человеческого коллектива и многих других факто­ров. С этой целью основное внимание должно быть уде­лено в каждом случае наиболее доступному для нашего воздействия звену эпидемической цепи. Так, при маля­рии - это уничтожение возбудителей (плазмодиев ма­лярии) в организме больного человека с помощью ле­чебных средств и уничтожение комаров-переносчиков; при пищевых токсикоинфекциях - санитарный надзор и изъятие из употребления зараженных продуктов; при бешенстве - уничтожение источника инфекции, т. е. бродячих собак и других животных; при полиомиелите - поголовная вакцинация детей и т. д.


Список литературы.

1. И.Г. Булкина «Инфекционные болезни».

2. В.И. Покровский «Профилактика инфекционных заболеваний»

3. Н.Р. Палеева «Справочник медицинской сестры»

Процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей называется эпидемическим процессом. Он представляет собой цепь последовательно возникающих однородных инфекционных заболеваний людей.

Место, где появляются заболевшие, окружающие их людей и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней, называют эпидемическим очагом . Распространение болезней происходит в форме эпидемии или пандемии.

Эпидемия – массовое, прогрессирующие во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости этой болезнью. Эпидемия обычно распространяется в населенных пунктах и на определенной территории.

Высшую степень эпидемического распространения, превосходящую размер обычно наблюдаемых эпидемий данного заболевания, называют пандемией. Пандемия характеризуется повышенным уровнем заболеваемости и по масштабам распространения охватывает целые страны и континенты.

Заболевания людей проявляются в виде особо опасной инфекции.

Особо опасная инфекция (чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка и др.) – состояние зараженности организма людей или животных, проявляющееся в виде инфекционной болезни, прогрессирующей во времени и пространстве и вызывающей тяжелые последствия для здоровья людей и сельскохозяйственных животных либо летальные исходы.

Для возникновения и распространения инфекционных болезней необходимо наличие определенных условий: источника инфекции, путей передачи, восприимчивых к болезням людей.

Инфекционные болезни классифицируют на кишечные и инфекции дыхательных путей, кровяные и инфекции наружных покровов.

Возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм человека, животного или растения, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины), которые разрушают ткани и приводят к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. Болезнь возникает через несколько часов или суток с момента заражения. В этот период, называемый инкубационным , идет размножение микробов и накопление токсических веществ в организме без видимых признаков заболевания. Носитель их заражает окружающих или различные объекты внешней среды.

Чума – особо опасное инфекционное заболевание, которое вызывается чумными палочками, способными распространяться по всему организму. Источником заражения являются крысы, суслики, тарбаганы, верблюды, а переносчиками возбудителя – блохи. Инкубационный период составляет 2-3 суток. Чума характеризуется сильнейшей интоксикацией организма, тяжелым поражением сердечно-сосудистой системы, иногда пневмонией, кожной язвой. Смертность составляет 80-100%. Может протекать в трех формах: кожной, легочной и кишечной.

Симптомы заболевания. Наблюдаются общая слабость, озноб, головная боль, шаткая походка, речь «заплетается», высокая температура (39-40 °С), затемнение сознания.

При употреблении мяса больных животных возникает кишечная форма чумы. В этом случае живот больного вздут, печень и селезенка увеличены в размерах; спустя 1-2 суток после начала болезни паховые, бедренные, подмышечные или шейные лимфатические узлы увеличены. Чума характеризуется тяжелым поражением сердечно-сосудистой системы, пневмонией, кожной язвой. Смертность составляет 80-100%.

Первая помощь: постельный режим, немедленно изолировать больного от остальных членов семьи при высокой температуре дать жаропонижающее средство и средство от сильной головной боли, и вызвать врача.

Холера – острое инфекционное заболевание кишечно-желудочного тракта. Вызывается двумя разновидностями холерного вибриона. Источник инфекции – больные люди и носители вибриона. Инфекция передается через воду, пищу и предметы, загрязненные выделениями больного. Инкубационный период – от нескольких часов до 5 суток. Для холеры характерны признаки острого и острейшего воспаления тонкого кишечника и желудка. Смертность составляет 10-80%.

Симптомы заболевания: понос, рвота, судороги, снижение температуры до 35 °С.

Первая помощь: постельный режим, немедленно изолировать больного от здоровых людей, обложить горячими бутылками, укутать теплым одеялом. На живот положить согревающий компресс из водки или припарку из отрубей, из сваренного в кожуре и размятого картофеля. Давать горячий, крепкий кофе, чай с ромом или коньяком.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека, вызываемый вирусом. Источник вируса – больной человек. Вирус передается через кровь или половым путем. Попадая в кровь, вирус внедряется в Т- лимфациты, где проходит цикл его размножения, ведущий к гибели клетки хозяина. Инкубационный период составляет от нескольких месяцев до 5 лет. Летальный исход достигает 65-70%.

Методы лечения: применяются антивирусные препараты, наиболее эффективными из которых являются азидотимицин (АЗТ), иммуностимулирующие средства. Несмотря на большие усилия, предпринимаемые медиками всего мира, больные с развившимися симптомами СПИДа редко живут более 2 лет.

Несмотря на достаточно большое количество применяемых препаратов и способов лечения СПИДа, результаты терапии ВИЧ в настоящее время не могут привести к полному выздоровлению. Весь комплекс методов лечению не обеспечивает выздоровления, удаётся только ослабить выраженность клинических проявлений, продлить жизнь больным. Проблема СПИДа требует своего дальнейшего изучения.

Симптомы:

Упорный сухой кашель;

Увеличение лимфоузлов 2-х и более групп (кроме паховых) свыше 1 мес.;

Резкое и беспричинное снижение веса;

Длительная диарея (более 1-2 месяцев);

Частая головная боль;

Общая слабость, снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость;

Воспаление слизистой оболочки полости рта, беловатый налет, язвы и др.

Грипп вирусная инфекция, источником которой является больной человек или здоровый вирусоноситель. Заболевание начинается с озноба и быстрого (в течение 4-5 ч) повышения температуры тела до 38-40 °С, которое сопровождается слабостью, головокружением, шумом в ушах и головной болью, преимущественно в области лба. Лихорадочный период продолжается в среднем до 5 суток.

Первая помощь: покой, постельный режим, горячее молоко, щелочное питьё, горчичники на переднюю поверхность грудной клетки. Пить 3-4 литра жидкости в день, принимать витамины типа С, употреблять богатую белком пищу, а также нежирную рыбу, морепродукты, грецкие орехи, квашеную капусту, лук, чеснок. Вызвать врача.

Разновидностью гриппа является птичий грипп – очень тяжелая форма гриппозной инфекции, вызываемая мутировавшим вирусом гриппа, который поражает птиц и животных и от них передается людям.

    Не разрешайте детям играть с дикими птицами или с больной домашней птицей.

    Не трогайте руками и не используйте в пищу погибших или больных птиц.

    При обнаружении трупа мертвой птицы следует ограничить к нему доступ других людей, по возможности его нужно закопать, при этом необходимо защитить рот и нос маской или респиратором, а руки перчатками. После окончания работы тщательно вымойте руки и лицо с мылом и смените одежду.

    Нельзя употреблять сырое или плохо приготовленное мясо или яйца птиц.

    Мясо или яйца птиц нужно хранить в холодильнике отдельно от других продуктов питания.

    При обнаружении больной птицы нужно срочно известить местного ветеринарного врача.

    Если после контакта с птицей у вас возникло какое-либо острое респираторное (гриппоподобное) заболевание, нужно срочно обратиться к врачу.

Сибирская язва – острое инфекционное заболевание, вызванное бактериями. Человек заражается сибирской язвой при уходе за больными животными, их убое, разделке туши, использовании меховой одежды, употреблении в пищу мясных изделий, вдыхании инфицированного воздуха. Инкубационный период составляет от нескольких часов до 8 суток. Смертность лечения составляет до 100%.

Может протекать в кожной, легочной, кишечной и септической форме.

Во всех формах снижается сердечно-сосудистая деятельность, падает артериальное давление, быстро прогрессирует одышка, больной возбужден, бредит.

Симптомы заболевания: появляются зудящие пятна на участках рук, ног, шеи и лица. Эти пятна превращаются в пузырьки с мутной жидкостью, со временем пузырьки лопаются, образуя язвы, при этом в области язвы нет чувствительности.

Первая помощь: постельный режим, изолировать больного от окружающих, надеть марлевую повязку себе и больному, вызвать врача. Для лечения обычно применяют антибиотики, гамма-глобулин и другие препараты.

Дизентерия – острое инфекционное заболевание, вызывающее поражение толстой кишки. Смертность без лечения – до 30 %.

Симптомы заболевания: лихорадка, рвота, частый жидкий стул с примесью крови и слизи.

Первая помощь: постельный режим, водно-чайная диета на 8-10 часов, обильное питье, при высокой температуре дать жаропонижающие средства, вызвать врача.

Туляремия – острое бактериальное заболевание, протекающее в различных формах. Смертность составляет от 5 до 30%.

Симптомы заболевания: резкое повышение температуры, лихорадка, сильная головная боль, боли в мышцах. При легочной форме болезни протекает по типу воспаления легких.

Первая помощь: постельный режим, заболевшего изолировать от окружающих, дать ему жаропонижающее средство, средство от головной боли и вызвать врача.

Туберкулез легких – острое инфекционное заболевание, трудно поддающееся лечению антибиотиками из-за изменчивости бактерии. Смертность зависит от своевременных мер лечения.

Симптомы заболевания: приступообразный сухой кашель или кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, потеря веса, бледность лица, периодическое повышение температуры.

Первая помощь: покой, постельный режим. Для лучшего отхождени мокроты больному придают положение, облегчающее дренаж. При сильном кашле дают противокашлевые средства: таблетки кодеина, отхаркивающие средства.

Менингит – инфекционное заболевание. Вызывает воспаление головного и спинного мозга. Опасен осложнениями и последствиями, в частности слабоумие на все жизнь или задержка умственного развития.

Симптомы заболевания: внезапный озноб, повышение температуры до 39-40 °С, сильная головная боль, тошнота, рвота.

Первая помощь: больного раздеть, уложить в постель, сделать холодный компресс на голову, обтирать тело влажной тканью, дать жаропонижающие средства.

Дифтерия – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся воспалением слизистых оболочек зева, гортани и поражением различных органов, особенно сердечно-сосудистой и нервной систем. Сопровождается образованием пленок и тяжелым общим отравлением организма.

Симптомы заболевания: воспалительный процесс в глотке с образованием пленок в верхних дыхательных путях.

Первая помощь: дать слабительное, полоскать горло крепким раствором поваренной соли или уксуса – и это и другое средство удаляет пленки. На шею больного прикладывают холодные компрессы, часто их сменяя. Если затруднено глотание, то дают понемногу глотать лед, но если шейные железы опухнут, то делать это уже нельзя. Затем необходимо вызвать «Скорую помощь» или врача.

Сыпной тиф – группа инфекционных заболеваний, вызываемых риккетсиями, общее острое инфекционное заболевание, передающееся от больного человека к здоровому через вшей. Симптомы заболевания. Заболевание начинается остро с повышения температуры в течение суток до 38-39 °С. Сыпь появляется одномоментно на 4-5 сутки болезни.

Симптомы заболевания: заболевание проявляется через 12-14 суток, вначале наблюдается недомогание, легкая головная боль, далее – повышение температуры до 41 С, выявление резкой головной боли, потрясающий озноб, боли в суставах и тошнота, бессонница, упадок сил. Сыпь появляется на 4-5 день на груди, животе, на руках, которае сохраняется в протяжении всего лихорадочного периода.

Первая помощь:давать по вечерам хины, отвары из ячменя и овса в холодном виде, используют теплые ванны, холод на голову, применяют антибиотики.

Вирусный гепатит тип А – инфекционная болезнь. Поражает печень. Источник инфекции – человек. Вирус попадает в организм с грязными руками, с питьевой некипяченой водой. Симптомы заболевания: тело человека приобретает желтый цвет, возникает чувство тяжести в правом подреберье, температура тела периодически повышается, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы.

Симптомы заболевания: тело человека приобретает желтый цвет, чувство тяжести в правом подреберье, температура тела периодически повышается, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы.

Первая помощь: изоляция больного, постельный режим, диета (белки, углеводы). Вызвать врача или «Скорую помощь».

Чрезвычайные ситуации, вызванные инфекционными болезнями сельскохозяйственных и диких животных

Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение. Вызываются патогенными бактериями, грибками, вирусами, риккетсиями.

Инфекционная болезнь – форма выражения комплекса защитно-приспособительных реакций организма на инфекцию. Многие инфекционные болезни животных, такие, как бруцеллез, сибирская язва, бешенство и др., передаются человеку.

Все инфекционные болезни животных делят на пять групп:

    алиментарные инфекции, поражающие органы пищеварительной системы. Передаются через почву, корм, воду. К ним относят сибирскую язву, ящур, сап и т.д;

    респираторные инфекции, которые приводят к поражению слизистых оболочек дыхательных путей и легких. Основной путь передачи – воздушно-капельный. К ним относятся: парагрипп, энзоотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных;

    трансмиссивные инфекции, которые передаются при помощи кровососущих членистоногих. К ним относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей;

    инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. К ним относятся столбняк, бешенство, оспа коров;

    инфекции с невыясненными путями заражения.

Распространение инфекционных болезней животных происходит в форме энзоотии, эпизоотии и панзоотии.

Энзоотия – одновременное распространение инфекционной болезни среди сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно экономические условия которых исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия – массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Основные наиболее опасные инфекционные заболевания животных

Группа инфекционных заболеваний

Краткая характеристика

Инфекции входящие в группу

Кишечные инфекции

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот

Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, пищевые токсикоинфекции и др.

Инфекции дыхательных путей или воздушно – капельные инфекции

Передача осуществляется воздушно – капельным путем

Грипп, оспа, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.

Кровяные инфекции или трансмиссивные инфекционные заболевания

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых

Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы животных

Бешенство

Контактно – бытовые инфекции

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует

Это все инфекционные кожно – венерологические заболевания, передающиеся половым путем: сифилис, гонорея, хламидиоз идр

Составить таблицу:

Предварительный просмотр:

Тема: «Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика».

Тип урока: Урок – беседа.

Вопросы урока : 1. Понятия инфекционной болезни, эпидемии.

2. Условия передачи инфекции.

3. Механизмы передачи инфекции.

Цели урока : Познакомить учащихся с признаками инфекционных заболеваний, условиями и механизмами передачи инфекции.

Оборудование: Учебник, схемы, слайды, плакаты.


Подписи к слайдам:

Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекция (от средневекового латинского слова infectio- заражение) -это внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели микроорганизмов.

Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: *болезнетворными бактериями; *простейшими *грибками которые, проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма. Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями:

Виды микроорганизмов Не патогенные (Не вызывают заболевания) Условно – Патогенные (Могут вызвать инфекцию) Патогенные (Вызывают инфекционные заболевания)

Признаки инфекционных заболеваний Повышение температуры, озноб, разбитость в теле, головная боль,кашель, чихание,выделения из носа, рвота, жидкий стул, боли в животе, сыпь.

Для инфекционных болезней характерны следующие периоды развития: инкубационный- время от момента внедрения микроорганизма до появления болезни. начальный- сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни.

Эпидемия- массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков.

Передача инфекции: больной здоровый здоровый (бациллоноситель) здоровый

Пути передачи инфекции: 1. фекально- оральный 2. воздушно- капельный 3. жидкостный 4. зоонозный 5. контактный 5. контактно- бытовой

Бациллоноситель- человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. Иммунитет- невосприимчивость к болезни. Способ защиты внутреннего организма от генетически чужеродной информации (антигенов). Антигены- патогенные микроорганизмы.

Условия передачи инфекции:

жизнедеятельность патогенных микроорганизмов и т.д.

Органы иммунной системы: костный мозг, печень, селезенка, лимфатическая система.

Виды иммунитета наследственный Естественно приобретенный Искусственно приобретенный Активно приобретенный Пассивно приобретенный

Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней, оказание первой помощи больному. Наименова ние болез ни Воз буди тель Симп томы Пути пере дачи и источники Про должи тель ность болез ни Влияние болезни в организме Меро приятия в отноше нии больных

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи и источни ки Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Дизентерия виды: Амеб ная и бакте риаль ная Дизентерийная палочка Общая слабость, недомогание, потеря аппетита, темпера тура до 38 О и выше, боль в нижней части живота, жидкий стул с кровью. Язык с белым налетом. Гряз ные руки, Инфицирован ные предме ты, Пище вые продук ты. Мухи. Боль ные люди Инкубационный период- от1 до 7дней, длитель ность заболева ния от1-2 до 8-9 дней. Смертельные случаи. Амебная – требует долгого лечения и дает тяжелые осложнения в основном на печень. Нервная система, сердечно-сосудистая система, обмен веществ, водно-солевой обмен. Лечение в инфекционном стационаре или в домашних условиях.

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Инфекционный (эпидемический) гепатит Особый вид фильтрующегося вируса. Разбитостьутомляемость, боли в суставах, увеличе ние в размерах печени, селезенки. Моча приобрета ет темную окраску, светлеет кал, желтуш ность кожи. Больной чело век и вирусоноси тель Через желудочно – кишеч ный тракт и через кровь Инкубационный период- до 50 дней, при заражении через кровь – до 200дней. Выздоровле ние наступает на 18-22 день Вирус остается в крови у здорового человека. Госпитализация.

Наименование болезни Возбуди-тель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Боту лизм Спороно-сная палоч ка Появле ние головной боли, общее недомога-ние, слабость, боли в животе, колики, рвота, вздутие живота, незначите-льное повыше ние темпера туры. Травоядные живот ные. Пище вые продук ты: копчен ное и соленое мясо, мясные, рыбные, овощные консер вы. Инкубационный период- от 1часа до 2 суток. Продолжительность болезни- от 4 до 15 дней или смерть. Разрушение в клетках головного мозга, изменения в центральной нервной системе. Быстрое промывание желудка (5% -ным раствором питьевой соды), введение сыворотки и анатоксина. Госпитализа ция.

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Дифте рия Дифте-рийная палочка Общее недомо гание, боли при глотании, рвота, образование серовато-белого налета, температура 38 о -39 о, головная боль и слабость. Источ ник: больной человек или бацилло-носитель Зараже ние воздуш но- капель-ным путем, бытовым (продук ты или книги) Инкубационный период- 2-7 дней. Осложне ние на сердце, нервную систему. Введение дифтерий ной сыворотки, антибиоти ков.

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Краснуха Фильт-рующий вирус Насморк, кашель, конъюнктивита, температу-ра до 38 о, припухлость лимфотических узлов, сыпь. Больной человек. Воздуш но- капель-ный путь. Инкубационный период- 2-3 недели. Опасна для беременных женщин. На 2-3 дня постельный режим, изоляция на 10 дней.

Наименование болезни Возбуди-тель Симпто-мы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Скарла тина Гемоли-тичес кий стрепто-кокк Головная боль, озноб, температу ра до 39 о -40 о, боль в горле, язык покрывается беловато – серым налетом, миндали-ны с желовато – белыми пленками, увеличе-ние лимфоти-ческих узлов, сыпь. Боль ной человек или бациллоноси тель, воздушно – капель-ным путем, быто вым. Заразен в течении всей болезни и еще на 5-6 дней после исчезнове ния признаков болезни. Иммунитет на всю жизнь. Осложнение на сердце, среднее ухо, почки, лимфатические узлы. Антибиоти ки, изоляция больного.

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Свинка (эпидеми ческий паротит) Вирус Опухоль околоуш-ной слюнной железы, температура до 39 о -40 о Больной человек или бацилло-носитель, воздуш но – капель-ным путем. Инкубационный период 11 –25 дней, продолжительность болезни от 3 до 7 дней. Иммунитет на всю жизнь. Осложнения – менингит, панкреатит. Изоляция на 20 дней, постельный режим.

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Грипп Фильт-рующие вирусы Озноб, недомогание, слабость, головная боль, ломота во всем теле, покрасне-ние слизистой оболочки, обильное выделение из носа, кашель. Незначите-льное повышение температу-ры. Источ ник заболе вания – боль ной человек зараже ние – воздуш но-капель-ным путем. Инкубационный период – от несколько часов до 2 дней. Выздоровление наступает на 5-6 день. Осложнения в любых органах и системах. Изоляция больного.

Иммунизация – специфическая профилактика. инфекционных болезней. иммунизация Активная- Введение вакцин или антитоксинов Пассивную- введение иммунной сыворотки или иммуноглобулина Пассивно- активную – вводят иммунную сыворотку, затем вакцину или анатоксин

Карантин- система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага: запрещение или ограничение выезда и въезда, выявление и изоляция больных и лиц, соприкасающихся с ними и т.д.

Вопросы: 1. Какой процесс называется инфекцией?

2. Какие болезни называются инфекционными? Приведите примеры инфекционных болезней.

3. Что называется иммунитетом? Какие органы нашего организма отвечают за иммунитет?

4. Кто такой бациллоноситель?

5. Чем отличается эпидемия от пандемии?