Запоминание информации

Примерная тематика проектов по географии. Темы исследовательских работ по географии

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • 15 мифов о японцах

    Япония - один из ближайших и значительных соседей России. Наши знания о Японии и ее народе содержат часто больше необоснованных мифов и легенд, чем правды. В своей работе авторы попытаются развеять некоторые из этих мифов и приблизить нас к Японии такой, какая она есть, а не какой мы привыкли ее себе представлять.

  • 7 чудес

    Данная работа предназначена для группового и индивидуального пользования на уроках географии, истории, литературы, МХК и т.д. Выполнена по теме "География мировых цивилизаций". Содержит сведения о классических и современных чудесах света. Наш общий дом – планета Земля. Сохранение культурного наследия – одна из важнейших задач жителей Земли! Поэтому целью работы является воссоздание культурного наследия планеты в формате мультимедийной презентации под девизом "Без прошлого нет настоящего!".

  • Работа рассказывает о победителях конкурса "7 чудес России", прошедшего в 2007-2008 гг. В ней вы можете найти интересную и познавательную информацию о каждом чуде-победителе: о храме Василия Блаженного, о Петергофе, о Мамаевом Кургане, об озере Байкал, о горе Эльбрус, о Долине Гейзеров и о Столбах Выветривания.

  • Across Oceans to Australia

    Автор работы совершает яркое путешествие по Австралии, знакомит с историей открытия континента, с крупными городами, с неповторимой флорой и фауной. В работе нашли отражение самобытность и неповторимая привлекательность этой удивительной страны, использованы сведения из истории, географии, биологии.

  • Alexander von Humboldt - der größte deutsche Gelehrte und Reisende

    В работе сформировано представление об А.Гумбольдте как о величайшем немецком ученом, исследователе, путешественнике, внесшем неоценимый вклад в развитие целого ряда естественных наук, и основоположнике таких научных дисциплин, как климатология, ландшафтология, физическая география, география растений.

  • All about Canada

    Работа представлена в виде презентации на английском языке. Она знакомит с историей Канады, ее природой, достопримечательностями, населением, традициями.

  • Altai Region is the Pearl of Siberia

    Работа посвящена Алтайскому краю, его великолепной природе и замечательным людям. Представлена информация и фотографии, рассказывающие о красоте Алтайского края. Работа выполнена на английском языке.

  • Australia

    Презентация об Австралии на английском языке.

  • Australian Wildlife

    Приглашаем Вас в путешествие по Австралии. Вы сможете насладиться замечательной природой этой страны и увидеть удивительных животных.

  • Canada

    География, история, население Канады. Работа выполнена на английском языке и может быть использована в качестве страноведческого материала.

  • Canada

    Данная работа может быть использована на уроке английского языка, посвященного изучению стран, в которых английский язык признан государственным. Презентация позволит познакомиться с Канадой, с ее географией и политической системой.

  • Canada (from sea to sea)

    Вашему вниманию представлена страноведческая информационная работа, выполненная в виде презентации на английском языке. Красочные иллюстрации позволяют расширить представления о Канаде.

  • Canada: alike and different

    Данная работа представляет собой краткое красочное путешествие по Канаде. Во время путешествия вы можете познакомиться с природой (реками, озерами, горами) и животным миром страны, посетить ее различные регионы, города, полюбоваться достопримечательностями Оттавы и Квебека, Торонто и Монреаля и даже с некоторыми историческими фактами, а также государственными символами страны.

  • Coffee-house CoffeeMann

    Описание интерьера и меню кафе CoffeeMann. Работа выполнена на английском языке.

  • Crimea is the place of my dream

  • Death Valley

    Проект выполнен на английском языке в форме презентации и представляет собой знакомство с географическими реалиями США.

  • Die Rolle von Deutschland in der EU

    В работе рассказывается о Германии и о её роли в деятельности Европейского союза. Работа над проектом показала, что нужно постоянно совершенствовать свои технические навыки, развивать эрудицию, расширять словарный запас по немецкому языку и повторять грамматику. Презентация и доклад выполнены на немецком языке.

  • Discover Australia

    Работа знакомит с одной из интереснейших стран мира - Австралией. Выполнена на английском языке.

  • Discover the USA

    Исследовательская работа по страноведению с красочной презентацией основных достопримечательностей и природных объектов США, национальных символов и праздников. В работе представлены разнообразные географические карты.

  • Discovering Ethiopia

    Данная работа освещает основные аспекты современной жизни Эфиопии. Информация получена из местных печатных изданий на английском языке.

  • Each country has its own landmarks

    Авторы работы приглашают совершить путешествие и познакомиться с историей самых известных достопримечательностей десяти стран. Работу можно использовать в 9-11-х классах для изучения на факультативных занятиях, а также для проведения викторины.

  • East or West - home is best?

  • Egypt – as I see it

    В работе представлена интересная и познавательная информация о Египте и расположенном в нем туристическом центре Шарм-аль-Шейхе. Работа выполнена на английском языке и основана на личных впечатлениях учащейся от поездки в страну.

  • Enlglish-speaking countries (Англоговорящие страны)

    В наши дни английский язык является языком международного общения, на нем разговаривает огромное количество людей по всему миру. Мы выбрали эту тему, потому что нам нравится английский язык и мы бы хотели рассказать об англоговорящих странах своим друзьям, родственникам, одноклассникам. Мы провели опрос учеников 5-х классов нашей Гимназии № 2 г. Владивостока, в результате которого узнали, что гимназисты имеют хорошие знания об англоговорящих странах.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа - город Нововоронеж»

Исследовательский проект

“А всё-таки она вертится…!”

Над проектом работали:

ученики 6 «А», «Б», «В» классов

Координатор:

учитель географии

Ковалёва Галина Валентиновна

Актуальность:

О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Давайте плавно перенесёмся в древние-древние времена, когда люди считали, что Земля плоская, и попробуем вместе с древними мыслителями, философами и путешественниками прийти к идее шарообразности Земли, и с помощью наших экспериментов докажем шарообразность Земли.

Цель: доказать, что Земля не плоская, а имеет форму шара

Задачи:

1.Собрать доказательства шарообразности Земли.

2.Выяснить истинную форму Земли.

3. Провести эксперименты (опыты) в пользу шарообразности Земли.

4.Сделать вывод по результатам исследования.

Объект изучения : планета, на которой мы живем, планета Земля.

Методы:

1. Анализ литературных источников.
2. Сравнительно - описательный.
3. Эксперименты.

Оборудование: прибор для демонстрации центробежной силы, воронка, стеклянный сосуд для воды, модель теллурий, фотоаппарат.

1.Введение.

Каждый человек знает, что планета, на которой мы живем, имеет форму шара. Земля - шар. Так ли это на самом деле?

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время. Однако, где именно, когда, у какого народа оно было наиболее правильным, установить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

2. Основная часть.

1.Как представляли Землю древние

На Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.

Древние греки представляли Землю как выпуклый диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.

Египтяне считали, что Земля - это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо - это наклонившаяся богиня, звёзды - драгоценности на её платье.

Древние индейцы считали, что Земля - это полушарие, которую держат четыре слона, стоящие на огромной черепахе.

2. Доказательства шарообразности Земли учеными

Великий математик Пифагор 580 - 500 г.до нашей эры. Предположил первым, что Земля круглая, имеет форму шара.

Древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен Киренский

(около 276-194 гг. до н.э.) с удивительной точностью определил размеры земного шара, тем самым доказал, что Земля имеет форму шара. Вклад Эратосфена, состоит в измерении длины земного меридиана. Краткое изложение этой работы известно нам по трактату Клеомеда «О круговращении небесного свода».

Аристотель 384 - 322 г.до нашей эры. Подтвердил шарообразность Земли, в центре которой находится Земля и вокруг нее обращаются Солнце и планеты.

Аристотеля потребовалось немалое мужество. Он не раз наблюдал, лунные затмения и понял, что огромная тень, закрывающая Луну, - это тень Земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между Солнцем и Луной. Аристотель обратил внимание, на одну странность: сколько бы раз и в какое время он бы ни наблюдал лунное затмение, тень Земли - всегда круглая. Но только у одной фигуры тень всегда круглая - у шара.

Аристотель предоставил еще одно доказательство шарообразности Земли. Когда стоишь на берегу океана или моря и наблюдаешь за кораблём, уходящим за горизонт. Заметь, что сначала за горизонтом скрывается корпус корабля, потом постепенно паруса и мачты. Если бы Земля была плоская, мы видели бы весь корабль целиком до тех пор, пока он не превратился бы в точку и затем исчез вдали.

При подъеме вверх увеличивается кругозор. На ровной поверхности человек видит вокруг себя на 4 км, на высоте 20 м уже 16 км, с высоты 100 м кругозор расширяется на 36 км. На высоте 327 км можно наблюдать пространство диаметром 4000 км.

Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется. Расширение горизонта- одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого бы не наблюдалось бы.

Николай Коперник 1473 -1543 г. также внёс свой вклад в доказательство шарообразности Земли. Поставил Солнце в центре Солнечной системы и заставил Землю обращаться вокруг него.

Еще он установил, что продвигаясь на юг, путешественники видят, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути, и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним.

Галилео Галилей 1548 - 1600 г.

«А всё-таки она вертится! » — крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году известный астроном, философ и физик Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

“А все - таки она вертится!” - скажем, мы в начале ХХI го века имея ввиду любую звезду во вселенной. Нет на бескрайних просторах космического пространства не вращающихся вокруг своей оси звезд. Нет и не было никогда! О чём речь? О звездах и о Солнце. Современными наблюдениями доказано, что формирующееся облако межзвездного газа и пыли, собственно протозвезда, вращается. Сжимаясь под действием сил гравитации, вещество внутри протозвезды продолжает свое вращение вокруг своей оси, проходящей через центр массы будущей звезды. Уменьшение объёма протозвезды при возникшем увеличении частоты вращения облака. По закону Ньютона, если на тело действует сила, то оно движется с ускорением. Именно гравитационная сила сжатия протозвезды приводит все большему увеличению частоты вращения вещества, составляющего это облако!

Постепенно представления о Земле стали основываться не на умозрительном толковании отдельных явлений, а на точных расчетах и измерениях. Экваториальный радиус Земли равен 6378 км, полярный - 6357 км. Разница выходит в 20 километров. Выходит, что Земля на самом деле не шар, а шар, приплюснутый у полюсов. Это все объясняется движением Земли вокруг своей оси.

Из шарообразности земли вытекают два важных последствия для процессов, совершающихся на ней.

От шарообразности земли зависит угол, под которым солнечные лучи падают на земную поверхность, а следовательно, и количество приносимой ими энергии.

3.Доказательства шарообразности Земли учеными и путешественниками

Кругосветные путешествия начинаются в первой половине XVI в. Первое из них совершено (1519—22) Магелланом, точнее говоря, командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Магеллан был убит в пути.

После него многие совершали кругосветные путешествия. Относительно недавно, в июне 2005 года российский путешественник Федор Конюхов за 189 дней совершил одиночноекругосветное плавание.

4. Наши эксперименты
Доказательство первое (
опыт №1)

Теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна)

«Движение небесных тел»

При вращении этого прибора, ясно видно и шарообразность Земли и ее вращение вокруг Солнца. Можно наблюдать освещенность планеты и смены

времен года.

Суточное вращение Земли — вращение Земли вокруг своей оси с периодом в одни сутки. Полный оборот Земля делает за 23 часа 57 минут 6 секунд.

С нашей стороны - на Земле - мы наблюдаем движение неба, Солнца, планет и звёзд. Небо вращается с востока на запад, поэтому Солнце и планеты восходят на востоке и заходят на западе. Главным небесным телом для нас, разумеется, является Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси приводит к тому, что Солнце поднимается над горизонтом каждый день и опускается за него каждую ночь. Собственно, это и является причиной того, что день и ночь сменяют друг друга. Большое значение для нашей планеты имеет ещё и Луна. Луна светит отражённым от Солнца светом, так что от неё не может зависеть смена дня и ночи, однако, Луна - очень массивный небесный объект, поэтому она способна притягивать к себе жидкую оболочку Земли - гидросферу, слегка деформируя её. По космическим меркам, притяжение это ничтожное, а по нашим меркам - достаточно ощутимое.

Дважды в сутки мы наблюдаем прилив и дважды в сутки - отлив. Приливы наблюдаются на той части планеты, над которой находится Луна, а также - на противоположной от неё. Луна делает полный оборот вокруг Земли за месяц (отсюда и название неполной луны на небе), за это же время и делает полный оборот вокруг своей оси, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны. Как знать, если бы Луна вращалась на нашем небе, возможно, люди бы догадались и о вращении своей планеты гораздо раньше.
Выводы: вращение Земли вокруг своейоси приводит к смене дня и ночи, возникновению приливов и отливов.

Доказательство второе (опыт №2)

Взяли прибор, который демонстрирует центробежную силу. При вращении этого прибора, цилиндры, находящиеся в центре, смешаются к краю стержня, благодаря возникновению этой силы.

Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

Изучении формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения.

На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов, Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки таким глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах был принят за поверхность Земли. Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИД (гео-Земля, ид-форма).

Вывод: При вращении Земли вещество сплющивается у полюсов. И чем быстрее вращается прибор, тем быстрее происходит смещение цилиндров, а значит быстрее происходит сплющивание сферического тела, а тела, находившиеся по соседству отталкиваются.

Доказательство третье (опыт №3)

Сделали вечером в комнате такой опыт. В ночь затмения понаблюдали за Луной. Увидели, как тень Земли падает на Луну. Взяли мяч и лампу.

Мяч изображает Луну, голова - Землю, а лампа, поставленная поодаль, - Солнце. Держа мяч в вытянутой руке, двигая его вокруг себя, мы увидели, как видна нам освещенная часть мяча. Так же будет видна Луна с Земли, вокруг которой Луна обращается. Звезды на ночном небе, расположенные в южном полушарии, не видны в северном полушарии.

Доказательство четвертое(опыт №4)

Для начала смешаем спирт с водой, так чтобы плотность смеси равнялось плотности растительного масла. Соотношение смеси: 25 мл спирта, 10мл воды.

Наливаем смесь в сосуд и капаем масло, капля превращается в шар. Для шара созданы условия невесомости. Осторожно вращаем жидкость и видим как шар сплющивается.

Сплюснутость Земли у полюсов. Сплюснутость Земли у полюсов вызвана центробежной силой, которая возникает только в результате вращения.

Смена дня и ночи.

Вывод: Сплюснутость Земли является следствием ее вращения.

Доказательство пятое (опыт №5)

Мы провели опыт, который доказывает, что планета Земля вращается вокруг своей оси и имеет два магнитных поля. На нашем фото мы видим, что вода стекает по часовой стрелке, так как мы находимся в северном полушарии. В южном полушарии вода будет стекать против часовой стрелки. На экваторе при сливе вода вращаться не будет.

Все тела, движущиеся по горизонтали, отклоняются в северном полушарии вправо, в южном — влево относительно наблюдателя, смотрящего в сторону движения. Отклоняющая сила вращения Земли проявляется во многих процессах: изменяет направление воздушных масс, морских течений при их движении. По этой причине происходит подмыв правых берегов у рек в северном полушарии Земли и левых — в южном.

Земля вращается с запад на восток, поэтому возникает сила которая отклоняет все тела, а значит и воду.

Доказательство шестое (опыт №6)

Звёздный зал, вмещающий 450 зрителей, оборудован куполообразным экраном и большим аппаратом «Планетарий», изготовленным в ГДР. На аппарате размещено 99 проекторов, с помощью которых одновременно можно увидеть более 6 тыс. звёзд и планет.

Проекционный аппарат обладает разнообразными техническими возможностями. С его помощью можно наблюдать движение небосвода, вид звёздного неба с любой точки Земли в различный момент времени, а также такие природные явления, как восход и заход Солнца, полярное сияние, полёты комет и метеоров. Возможность имитировать полёты в космическом пространстве позволяет зрителям наблюдать звёздное небо с поверхности Луны или какой-либо планеты, например, оказаться вблизи Юпитера, или увидеть Солнечную систему со стороны. С помощью специального прибора, трансфокатора, зрители также могут наблюдать созвездия с различной степенью приближения.

Маятник Фуко представляет собой массивный груз, подвешенный на проволоке или нити, верхний конец которой укреплён (например, с помощью карданного шарнира) так, что позволяет маятнику качаться в любой вертикальной плоскости. Наблюдатель, находящийся на Земле и вращающийся вместе с ней, будет видеть, что плоскость качаний маятника медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли

Таким образом подтверждается факт суточного вращения Земли. На Северном или Южном полюсе плоскость качаний маятника Фуко совершит поворот на 360° за звездные сутки.

3. Заключение.

Вывод по проекту.

Доказательство шарообразности базируется на утверждении, что все небесные тела нашей солнечной системы имеют шарообразную форму и Земля в этом случае не исключение.

А фото доказательства шарообразности стали возможны после запуска первых спутников, сделавших фотографии Земли со всех сторон. И, конечно же, первый человек, увидевший всю Землю целиком - Юрий Алексеевич Гагарин

12.04.1961 года.

«Облетев Землю в корабле - спутнике,

я увидел, как прекрасна наша планета.

Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

И в заключении хочется сказать: « Пусть будет мир на всей планете!»

Список литературы и использованных источников информации

1.Чудеса со всего света. М., Изд. « Просвещение», 1995 , 224 с

2.Безруков А.М. Занимательная география -М.: Дрофа, 2005 г.-320 с

4.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

5.В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

6..Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

Научно- исследовательская работа учащихся как инструмент самообразования и саморазвития

Как известно, конечной целью обучения является не только вооружить учащихся определённой суммой знаний по предмету и научить пользоваться ими в стандартных и нестандартных проблемных ситуациях, но и научить школьников самостоятельно добывать необходимые ему новые знания.

Одной из форм деятельности учащихся, которая стимулирует процесс самообразования и саморазвития, является научно-исследовательская деятельность.

Привлечение школьников к исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительные задания при подготовке домашних заданий, защиту рефератов, мини-проектов, кружковую работу, научные клубы, факультативы, интеллектуальные игры.

Важно помнить, что организация научного исследования имеет поэтапный характер с учётом возрастных особенностей и охватывает все компоненты исследовательской культуры школьников:

    анализ и выделение главного

    сравнение

    обобщение и систематизация

    умение работать с различными источниками географической информации

    способность генерировать новые идеи

    коммуникабельность и контактность в любой ситуации

    аргументация собственного отношения к разным взглядам на географические объекты и проблемы

    критическое мышление

    навыки к интеллектуальному труду, самостоятельность

    творческий тип мышления.

Главной задачей учебной исследовательской работы есть не всегда научное открытие, а собственный процесс научного поиска, исследования, творческий азарт, желание открыть для себя новое и получить эмоциональное удовольствие от этого. Поэтому учитель должен придерживаться определённых этапов в работе с учащимися.

I этап. Подготовительный.

    Диагностика исследовательской компетентности учащихся.

    Знакомство учащихся с формами, содержанием исследовательской работы, чёткое определение её элементов: предмета исследования. целей и методов исследования, видов презентации конечного творческого продукта.

    Знакомство с требованиями в организации и оформлении исследования.

    Обсуждение темы и цели работы. Тематика научно-исследовательских работ не должна быть ограниченной.Желателен широкий выбор и самостоятельное определение темы проблемы.

II этап. Планирование.

    Учитель помогает учащемуся в определении источников информации, способу сбора и её обработки.

    Совместное формулирование целей и задач научно-исследовательской работы, выработка плана действий.

III этап . Исследование.

    Учитель помогает учащемуся систематизировать собранную информацию, проводит уточнение информации(собеседование, составление таблиц, схем, экспериментов…)

    Обсуждение с учащимся проблемных моментов данной работы.

    Организация консультаций по ключевым вопросам проблемы исследования.

IV этап. Описание.

Именно здесь происходит обработка накопленной ранее информации по проблеме исследования.

На этом этапе учитель должен быть координатором исследовательской деятельности ребёнка и партнёром, избегая авторитарных форм общения. Учитель весь период поддерживает заинтересованность проблемой и процессом исследования. Помощь в оформлении работы по определённым стандартам.

V этап. Проверка и коррекция.

Учитель указывает ошибочные результаты, проверяет исправления.

VI этап. Итоговый.

Педагог готовит учащегося к защите научно-исследовательской работы.

Памятка для учащегося(маршрут учебного исследования)

1. Выбрать тему исследования.

Если не можешь сразу понять, какую тему выбрать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Что из выученного хотелось бы познать лучше?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю. Тему исследования нужно записать.

2.Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

3.Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель.Цель указывает общие направления движения, а задачи определяют основные шаги для достижения цели.

Запиши задачи своего исследования.

4.Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, ещё не доведенное и не подтверждённое конкретными опытами, материалами поиска.Для решения проблемы тебе понадобится гипотеза- предположение о том как проблема может быть решена.

5.Организация и методика исследования.

Как составить план исследовательской работы? Для того, чтобы составить план, нужно ответить на вопрос:

Как ты сможешь познать что-то новое о том, что исследуешь?

Поэтому необходимо определить, какие инструменты или методы ты должен использовать, а потом подбирать их по очереди.

Предлагаем перечень доступных методов исследования:

Подумать самостоятельно

Найти информацию в глобальной компьютерной сети Интернет

Познакомиться с кинофильмами об этой проблеме

Спросить у взрослых, старшеклассников

Наблюдать

Провести эксперимент

6 .Подготовка к защите исследования.

Собранные материалы, наблюдения, составленные картосхемы, таблицы, графики, результаты экспериментов необходимо упорядочить в сокращенном виде на бумаге. Для этого следует обратиться к определениям основных понятий, классифицировать основные географические объекты, процессы и явления, выявить все парадоксы, ранжировать основные идеи, предложить метафоры и сравнения, выработать основные суждения и умозаключения, проанализировать картографический материал, сделать выводы, указать возможные пути дальнейшего изучения темы, которую ты исследовал, подготовить текст выступления, электронную презентацию и подготовиться к возможным вопросам по результатам исследования. Подготовить карты, макеты, графики, схемы для подтверждения результатов своего исследования.

7. От чего зависит успех исследования.

Не ограничивай поле своего исследования.

Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов(они часто бывают неверными)

Будь смелым, чтобы принять решение.

Сосредотачивайся и вкладывай в исследование все свои силы и энергию.

Не бойся сделать ошибку.

Темы исследовательских работ по географии

6-7 класс

    Разработка и проведение социологического опроса школьников начальных классов относительно их отношения к окружающей среде.

    Математика в живой природе.

    Значение Солнца для жизни на Земле.

    Природа Донбасса в зеркале искусства.

    Исследования описания природы в художественных произведениях.

    Взаимосвязь природных компонентов в одном из природных комплексов своей местности.

    Представление природы в сказках.

    Экспериментальное наблюдение за изменением температуры и атмосферного давления в весенний период, исследования изменений средней температуры весны и их влияние на вегетацию растений.

    Важность звука в жизни человека и животных.

    Исследования загрязнения атмосферы автотранспортом в своём районе города.

    Практическое использование знаний о явлениях природы в жизни человека.

    Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в своём районе города.

    Исследование проблемы бытовых остатков современного города.

    Виды источников изучения родного края.

    Утилизация бытовых отходов в моей семье.

    Гидрологические особенности ближайшего водоёма и его использование.

    Вклад древних картографов в современную картографию.

    Разработка маршрута путешествий по географическим объектам, занесённым в перечень природного наследия ЮНЕСКО.

    Влияние Арктики на природные особенности Земли.

8-9 классы

    Разработка и проведение социологического опроса взрослых по проблемам окружающей среды.

    Зависимость специализации сельского хозяйства от количества солнечной радиации разных территориях Донецкой области.

    Почвы - летопись и памятник природы.

    Проблемы малых рек родного края.

    Выделение естественно -хозяйственных зон в пределах степи.

Виды предприятий, входящих в отраслевой структуру хозяйства города Макеевки.

    Влияние основных потоков миграции на этнический состав населения Донецкого края.

    Влияние культуры этнических меньшинств на развитие Донецкого края.

    Влияние экономико - географического положения родного края на развитие его хозяйственного комплекса.

    Исследование проблем энергосбережения в современном городе.

    Проблема образования и размещения остатков промышленных предприятий в городе Макеевка.

    Топонимика родного края.

    Роль озеленения населенных территорий в формировании гармоничной среды жизнедеятельности человека.

    Условия комфортности в микрорайоне для людей с особенными потребностями.

    Демографическое состояние своего города, края.

    Изучение экологических знаков для здорового образа жизни.

    Объекты культурного наследия своего края.

    Влияние антропогенных факторов на растительный и животный мир своего края и разработка мер по их сохранению.

    Фермерское хозяйство: проблемы и перспективы.

    Виды туризма и их влияние на окружающую среду.

10-11 классы

    Географические профессии и их распространения среди населения нашего района (города) .

    Влияние демографической политики стран Азии на изменение количества населения.

    Использование альтернативных видов энергии в странах мира.

    Влияние международных организаций на пути решения глобальных проблем человечества.

    Влияние природно - ресурсного потенциала стран Европы на уровень развития хозяйства.

    Зависимость транзитного положения стран от структуры их импорта.

    Экономический феномен Китая и его влияние на мировой рынок.

    Последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития общества.

    Рациональные пути решения экологических проблем современного города.

    Урбанизация как глобальный процесс.

    Анализ демографических процессов постсоциалистических стран.

    Исследования географии и ареалов распространения болезней Донецкой области (города Макеевки) .

    Энергосберегающие технологии в странах мира.

    Города мира с высоким уровнем комфортности проживания:какие они?

    Прогнозирование мировых демографических тенденций к 2050 году.

Интересной формой работы по развитию умений и навыков исследовательской деятельности учащихся является ведение творческой книжки . По материалам творческих книжек желательно не больше одного раза в месяц индивидуальные консультации или групповые (это более еффективно).

Можно организовать конкурс творческих книжек в виде презентаций, При этом не сосредотачивать внимание на их внешнем виде. Не следует отождествлять творческую книжку с читательским дневником, дневником наблюдения.

В творческую книжку могут быть занесены помимо результатов работы над проблемой – обработка научного материала, систематизация географических источников, собственных наблюдений и исследований, также собственные идеи, стихи, сказки, рисунки, проекты, загадки, интересные составленные задачи, кроссворды, ребусы. Обязательно фиксировать дату записей, источники.

Ведение творческой книжки даёт возможность постепенно, шаг за шагом привлекать учащихся к работе над географическим источником с карандашом и операциями мыследеятельности, а не слепому скачиванию и распечатыванию.

Примерная тематика проектов по географии. В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья» и др. В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века».

Слайд 14 из презентации «Проекты по географии» к урокам географии на тему «Практические работы по географии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке географии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Проекты по географии.ppt» можно в zip-архиве размером 423 КБ.

Скачать презентацию

Практические работы по географии

«География и практика» - Учебная практика 2. 050608 Экология. Выработка у студентов навыков маршрутных стационарных и экспедиционных наблюдений и исследований. Производственная практика по специализации 050609 География. Изучение почвообразующих факторов, почвенных горизонтов распространенных типов почв. Экономико-географическая практика 050116 География.

«Курс географии» - Межпредметные элективные курсы. АСТ – пресс, М., 2001г. 1.Пунский В.О. Азбука учебного труда. Типы элективных курсов: Учебно-тематическое планирование. Элективные курсы: Элективные курсы по географии в предпрофильной подготовке учащихся. Межпредметные курсы: Цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

«Применение ИКТ на уроках географии» - Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. Природоохранные мероприятия: Уникален органический мир Байкала. Кто впервые совершил кругосветное путешествие? Непосредственное применение в учебном процессе. Основные формы работы с ИКТ на уроках географии: Проверка домашнего задания:

«Использование ИКТ на уроках географии» - Повышает интерес к предмету. На уроках. Географии. Создание нового. на уроках ГЕОГРАФИИ. Гоу № 457. Новое на уроках. И к т. Использование. Этапы внедрения ИКТ. Использования. Г е о г р а ф и и.

«Викторина по географии» - Дорогие ребята! 9. Что в Африке называют «негритянским хлебом»? 10. Вкусная география. Я надеюсь, что на все вопросы викторины вы ответили правильно. Цели и задачи: 1.Привлечение интереса к изучению географии. 2.Расширение кругозора учащихся. В Индии. 12. Но если есть проблемы – добро пожаловать на следующий слайд!

Агроклиматические ресурсы моего города
Агропромышленный комплекс страны
Агропромышленный комплекс области: современное состояние, проблемы и перспективы развития
Айсберги
Алмаз - легенды и действительность
Алмазы. Искусственный и естественный рост
Альпы
Альтернативная энергетика моей страны
Альтернативная энергетика - энергетика будущего!
Альтернативные источники электроэнергии
Альтернативные источники энергии
Амур величавый
Анализ демографической ситуации в стране
Анализ демографической ситуации в сельском поселении в свете демографических реформ
Анализ исторического и социально-экономического развития поселка
Анализ проблемы прогнозирования движения дна Мирового океана
Антропогенные ландшафты города
Антропогенные формы рельефа на территории моего района
Аральская катастрофа. Причины и последствия
Атмосферные осадки земли
Барометры в науке и природе
Бедность населения города
Безработица в моем крае
Благоустройство территории бывшего карьера
Богатства Бабушки Глины
Будущее железных дорог
В гостях у Деда Мороза
В мире животных
В мире редких географических профессий
Вектор розы ветров
Великие водопады мира
Великие озера.
Великие путешественники и их географические открытия
Великие страны жажды (пустыни)
Великолепные страны
Веселая география
Ветер
Вечная мерзлота. Пучение грунта и выпучивание твердых тел
Взаимосвязь рельефа и природы родного края. Природопользование
Вихри враждебные
Влияние антропогенной деятельности на глобальное потепление климата
Влияние антропогенных факторов на состояние водных ресурсов села
Влияние водного туризма на изменение прибрежной зоны реки
Влияние газификации на экологию области
Влияние географических особенностей на национальные символы страны
Влияние географического положения на жизнь людей нашего района
Влияние изменения климата на живую природу
Влияние капризов погоды на здоровье людей
Влияние микроклимата на здоровье человека.
Влияние многолетней мерзлоты на окружающую среду
Влияние положения женщины в обществе на демографическую ситуацию в стране
Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы
Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей
Внутренние воды нашей области
Вода и ее роль в природе
Вода на Земле
Вода – самое удивительное создание природы.

Темы проектов по географии:

Вода - колыбель жизни
Вода - наше богатство
Вода - основа жизни на Земле
Вода - священная тайна природы
Вода. Её состояния и основные свойства
Вода: вчера, сегодня, завтра
Водные ресурсы мира
Воду - нашим потомкам
Водяной пар в атмосфере
Воздействие человека на климат
Воздух вокруг нас
Возможности развития туризма в нашем городе
Возможность развития экологического туризма в нашем городе
Возможные результаты глобального потепления
Возникновение жизни на Земле
Волластонит - минеральное сырье многоцелевого назначения
Волны в океане
Все про кофе
Вулкан - чудо природы
Вулкан, и отчего он "огнем дышит"
Вулканизм на Земле
Вулканические загадки
Вулканы, мифы и реальность
Вулканы и вулканизм
Высочайшие здания мира
Выявление причин техногенных катастроф в XX-XXI вв.
Гейзеры
Геоботаническое описание участка леса
Географическая грамотность населения (результат социологического опроса в нашем районе)
Географическая грамотность учащихся нашей школы
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Географические названия нашей области (города)
Географические проблемы урбанизации (на примере нашего края)
Географический атлас вотчины Деда Мороза
География "сладкой" промышленности моей страны
География Олимпийских игр
География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел
География и геометрия моего города
География и живопись
География и физика на службе шахт области
География на денежных знаках
География футбола
География чисел
География - наука будущего
География - основа многих профессий
Геоинформационные системы
Геологические памятники природы
Геологическое строение территории нашего поселка
Геоморфологические исследования
Геотермальная энергетика
Геральдика городов и районных центров нашей области
Герб родного края
Гербы физических и экономических районов
Гибралтар
Гидрологические исследования
Гидрометеорологические и гидрохимические исследования бассейна реки
Гидросфера
Гидроэлектростанции моей страны
Глина и ее применение
Глобальное потепление климата: причины и последствия
Глобальное потепление - миф или реальность?
Глобальное потепление - угроза человечеству?
Глобальные проблемы человечества
Горные породы окрестностей нашего села
Город будущего
Города мира
Города-миллионеры
Государственный флаг – своеобразное зеркало страны.

Гранит как горная порода
Грибной бизнес моего поселка.
Движение земной коры
Деградация земель как следствие антропогенного воздействия (на примере склона моего микрорайона)
Деградация малых рек
Деды Морозы разных стран
Демографическая нагрузка
Демографическая проблема
Демографическая ситуация в школе
Демографическая ситуация в нашем районе
Демографическая ситуация в нашей стране
Демографические процессы
Демографический кризис в стране: механизмы преодоления
Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны
Деревни мира.
Деревья-первоцветы
Динамика населения моего села
Динамика численности населения моей области
Дождь и радуга
Дождь - явление природы
Доисторические обсерватории
Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам
Дорожная "одежда"
Достопримечательности моего города
Драгоценные камни
Древесный ярус фитоценозов приустьевого участка правобережья реки
Древние корни молодого города. (Экскурсионный маршрут по городу)
Животные прошлого
Животный мир моего края
Жизнь в пресной воде
Жизнь на горячей земле
Жилища народов бывших союзных республик - Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана
Жилища народов мира. Жилища кочевников
Жители пустыни
Заброшенный канал
Загадки и тайны дольменов
Загадки минералов
Загадки природы
Закат сегодня - погода завтра?
Закат солнца
Заметки юного путешественника
Занимательная география
Записки путешественников
Заповедные земли
Зарождение и жизнь геологии в моей области
Здравствуй, музей!
Зеленая планета - на службе человека
"Зеленый уголок" в кабинете географии
Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий
Землетрясение - могучая сила
Землетрясения и люди
Земля "в гневе"
Земля: форма, размеры, изображение на картах
Значение воды в жизни Земли
Значение местной пищевой промышленности для отдельно взятой семьи
Значение сохранения памятнико-культурного наследия.

"Золотая лихорадка" как фактор развития экономики стран
Золотодобыча
Из истории глобуса
Изменение климата
Изменение погодных условий в осенний период за последние три года в нашем городе
Изучение нашего водоема
Изучение изменений климатических особенностей летних месяцев родного края
Изучение карстовых форм рельефа на территории района
Изучение климатических условий окрестностей нашего села в зимний период
Изучение метеорологических особенностей Полюса холода
Изучение оврагов в окрестностях нашего села
Изучение почв в пойме реки
Изучение радиоактивности некоторых горных пород
Изучение роли геологических процессов на формирование почв оврага близ нашей деревни
Изучение современного состояния моей реки
Изучение топонимики при геоэкологическом обследовании территории нашего города и его окрестностей
Изучение топонимики нашей деревни
Изучение участка леса
Изучение физико-географических параметров озера как основы будущего рационального природопользования
Изучение эрозии временных водотоков
Интересные факты о воде
Интересные факты о государственных флагах
Инфраструктура моего села
Использование альтернативной энергетики в мире и в нашей стране
Исследование почвы на пришкольной территории
Исследование почвы на учебно-опытном участке
Исследование снежного покрова на территории пришкольного участка
Исследование современного туризма
Историко-географические и социально-экономические особенности развития нашей области в гербах
Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районов нашей области
Историко-геологическая экскурсия в центре города
Историко-культурные памятники нашего района
История картографии
История компаса
История открытия Северного морского пути
История развития моей малой родины – моего села
Исчезающие растения и животные нашей местности
Исчезнувшая земля
Какое государство самое маленькое в мире?
Какое небо голубое! Отчего оно такое?
Календарь: этимология названий месяцев
Каменное литьё – шаг в будущее
Каменные факелы Земли
Каменный уголь
Камень рожденных под знаком Водолея
Камни и минералы
Камни и минералы моей коллекции
Капля воды в Мировом океане
Капризы погоды
Карст
Карстовые процессы в нашем районе
Карта мира на нашем обеденном столе
Картография
Кислотные дожди
Клад в земле
Клад под ногами

Классификация торнадо и атмосферные явления, связанные с ними
Климат
Климат нашего города и его влияние на транспорт
Климатические изменения Земли и здоровье человека (на примере болезни гипертонии)
Климатические условия крупного города и его окрестностей на примере нашего города
Комплексное географическое исследование окрестностей нашего дачного поселка
Комплексное географическое описание нашего села
Комплексное исследование нашего озера
Комплексное исследование болота
Комплексное описание нашей реки
Космические исследования уничтожения лесов
Кофе - напиток богов
Край, в котором я живу
Красная книга - сигнал тревоги
Кристаллы. Их роль в природе и жизни человека
Кровь Земли
Кругосветное путешествие за 80 дней: реально ли?
Кругосветное путешествие по памятникам животным
Круиз капли воды по миру
Крупнейшие городские агломерации мира
"Кто мы? Какие мы?" Перепись учащихся школы
Лабиринты - история, загадки и тайны
Лавина - грозное явление природы
Ландшафт как фактор здоровья
Ландшафтные маршруты нашего города
Легенды как способ изучения истории и географии родного края
Легкая промышленность мира у нас в шкафу
Ледниковый период
Леса планеты: проблемы и пути их решения в XXI в.
Лесные ресурсы
Луг - природное сообщество
Лёгкие нашей планеты
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж.Верна "Дети капитана Гранта")
Матерые воды (океаны)
Метеориты и астроблемы
Метеостанция нашего поселка
Миграционные процессы на планете: их причины и следствия
Минерал плавиковый шпат и его применение
Минералы
Минералы нашего района
Минералы рубеллит, сердолик и шпинель
Мир камня и живое прошлое Земли (на примере горных пород и окаменелостей)
Мир топонимов: прошлое в настоящем
Мир, в котором мы живем
Мое кругосветное путешествие
Мой край заповедный
Мониторинг состояния водных ресурсов моего села
Море в комнате, море в ложке, море в классе
Морской мир
Морские города: утопия или реальность?
Моя малая родина
Моя малая родина. Привет тебе, любимое село!
Моё увлечение - камни
Музей самураев.
Навигация: прошлое и будущее
Наводнения и факторы риска
Народные приметы в условиях современного климата.
Население нашей школьной страны
Национальные блюда стран бывших союзных республик.
Национальные костюмы Европы
Необыкновенный обыкновенный снег
Необычные животные мира

Необычные памятники нашего города
Непризнанные республики
Нетрадиционные источники получения энергии.
Нефть и газ.
Нефть и её роль в жизни человека
Нефть - природное богатство
Нефть: образование, добыча, переработка, рынок
Новый подход к определению и классификации водопадов.
О чём молчат Шиханы
Облака, небо и народные приметы
Облака, туман, роса. Удивительные явления природы.
Оболочки Земли
Образование гор
Образование тектонических разломов
Овраг: бедствие для города или его украшение?
Огнедышащие горы
Огненное ожерелье "Вулканы"
Озера - источник жизни
Озон и сокращение озонового слоя
Окаменелости, обнаруженные на территории
Океан и его ресурсы
Океаны и их обитатели
Океаны и моря на Земле совсем не зря
Океаны планеты
Окружающая среда и здоровье человека
Оленеводство вчера и сегодня
Оползневые процессы в долине реки
Определение видов животных окрестностей поселка, изучение мест их обитания в зависимости от природно-климатических условий.
Определение высоты местности над уровнем моря с помощью атмосферного давления.
Определение свойств почвы
Организация Объединённых Наций
Ориентирование на местности
Особенности природы и населения лесостепной зоны
Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе
Особенности технологии создания статистических карт
Особенности топонимики стран мира
Особо охраняемые природные территории страны
Особо охраняемые природные территории мира
Откуда дует ветер
Откуда на небе появляется радуга?
Охраняемые природные территории и растения
Оценка влияния кристаллизующих реагентов, применяемых в противоградовой защите, на организм человека
Оценка влияния скорости течения воды на характеристики притоков реки.
Оценка экологического состояния водоема в селе
Оценка экологического состояния реки
Оценка экологического состояния родников.
Памятники города рассказывают
Памятники природы моего края
Парки нашего города
Перспектива развития буроугольного месторождения
Перспективы использования альтернативных источников (ветряных электростанций) энергии
Перспективы развития сельского хозяйства района
Песня серебряных родников
Пещеры. Красивейшие пещеры мира
Пещеры. Красивейшие пещеры моей страны
Пизанская и Невьянская башни
Пирамиды мира
Пирамиды – загадки из прошлого
Пириты и их свойства
По селу с фотоаппаратом
По следу снежного барса
По тропам шаманов.
Погода и народные приметы
Подводный мир Красного моря
Подземные воды Земли
Познаём мир в путешествии
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые Земли и космоса
Полезные ископаемые нашего края
Политическая карта мира. Международные конфликты
Породы и минералы
Портрет моей реки
Почва в биосферном процессе. Сравнительный анализ почв города и района по степени антропогенного воздействия.
Почва - кладовая земли

Почва - часть круговорота жизни
Почему в пещерах образуются сталактиты и сталагмиты
Праздники, традиции и обычаи народов Белоруссии, Украины и Молдовы
Праздники, традиции и обычаи народов стран Эстонии, Латвии и Литвы
Праздники, традиции, обычаи народов Закавказья
Праздники, традиции, обычаи народов Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана
Праздники, традиции, обычаи народов России
Путешествие в мир вулканов, цунами и землетрясений
Приглашение в геологический музей
Приливы и отливы
Природа Арктики и Антарктиды: сходства и различия
Природа окрестностей села
Природа родного края
Природная зона тайга
Природное явление - радуга
Природные катастрофы
Природные минеральные краски
Природный газ
Причины образования оврагов в селе
Причины разнообразия облаков
Проблема изменения климата
Проблема продолжительности жизни
Проблемы сохранения лесов
Прогноз погоды по приметам
Продовольственная проблема
Профессия геолог
Пустыни мира
Путеводитель по нашему району
Путеводитель по родникам
Путешествие в страну янтаря
Путешествие в царствие минералов за аметистом
Путешествие в царство минералов за пиритом
Путешествие по городам и странам
Путешествие по малой родине
Путешествие по родной стране
Путешествие по родному краю
Путешествие по трем морям
Равнины и горы
Развитие туризма в моем крае
Разноцветные моря
Разработка туристско-экскурсионного маршрута "Древние города"
Растения в государственной символике стран
Растения и животные в мире геральдики
Растительный и животный мир лесной зоны
Рациональное использование водных ресурсов
Реки нашего края
Рекреационные ресурсы нашей области
Рельеф нашей области
Родники в окрестностях поселка
Родники родного края
Рождение планеты Земля
Рожденные из соленой воды
Русские имена на карте мира
Самые красивые места мира
Северное сияние
Северный Ледовитый океан. История изучения
Северный морской путь
Секреты солёных озёр
Секреты топонимики
Село мое родное
Семейка самоцветов

Семь чудес света
Сколько нас? Какие мы?
Служители погоды
Смерч: его природа, последствия, правила безопасности
Смерчи

Смешанные леса
Снег и лед в природе
Снег - главное слово зимы
Современная демографическая политика государства
Современные способы ориентирования
Сокровища Земли под охраной человечества
Сокровища под ногами
Солнечная энергетика, проблемы развития
Солнечное затмение и изменение погодных условий
Солнечные часы
Социально-экономические последствия природных катастроф
Социально-экономические, гуманитарные и экологические последствия стихийных бедствий
Спасти малые реки
Способы переработки кедрового ореха в прошлом и сейчас
Сравнительная характеристика почв и растений на разных участках
Сравнительная характеристика современного вулканизма Исландии и Камчатки
Сравнительный анализ песков с пляжей морей, рек и озер
Стихийные бедствия
Стихии мира
Стихийные природные явления и их причины
Страны СНГ
Структура земной коры
Существуют ли расы? История и прогноз
Тайны песка
Тайны снега и льда
Тайны снежинки
Течение Эль-Ниньо
Топонимика нашего края
Торф верховых болот
Тоцкий взрыв и его последствия
Транспорт мира, его значение, достоинства и недостатки
Тропические леса - "легкие" нашей планеты
Трудовые миграции
У природы нет плохой погоды
У самого синего моря...
У февраля два друга - метель и вьюга
Удивительные башни – часы в современном мире
Удивительные минералы
Ураган как природное явление
Урбанизация. Город как объект исследования
Факторы, влияющие на погоду
Фенологические явления в живой и неживой природе
Феномен Эль-Ниньо
Флаг планеты Земля
Форма Земли
Фруктовые острова
Цветные камни Урала
Цунами и их последствия
Цунами. Можно ли предотвратить трагедию?
Чай - от древности до наших дней
Чароит - камень очарования
Чем знаменито то место, где я живу
Что заменит стрелку компаса?
Что такое нефть и как она появилась на Земле?
Что таят в себе болота?
Что таят в себе вулканы?
Эволюция биосферы
Эволюция климата
Экономико-географическая характеристика страны
Эльбрус
Энергетика будущего
Этногеографическая мозаика моей семьи.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11