Методики развития

Как хорошо запомнить то что читаешь. Как запоминать всё - мгновенно и навсегда

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Чтобы разобраться в методиках, позволяющих мгновенно и навсегда запоминать факты, корреспондент встретился с группой ученых и чемпионами турниров по запоминанию.

Ведущие мировые эксперты по вопросам памяти заставляют меня стесняться своих скромных возможностей. Бен Уотли, например, рассказал мне о знаменитом мнемонисте по имени Маттео Рикки.

Римские ораторы уже знали

Надо сказать, что кто-то визуально, кто-то еще слушатель, ученые также различают несколько типов интеллекта. Истина заключается в том, что каждый из нас обладает каждым разумом. Только то, что мы обычно наследуем определенные предрасположенности, чтобы узнать о мире с генами родителей. Это не означает, что вы должны ограничиться только этим способом. Более того, наш ум обычно запоминает данные изображения в течение самого долгого времени, некоторые теории говорят, что, поскольку зрение ближе всего к мозгу.

Заявленные и определенные визуальные эффекты не повредят, однако, повторяя слова за песней или играя сцену относительно, например, некоторого исторического события. По-разному, с привлечением многих чувств, можно также обучать правилам химии, физики и математики.

Живший в XVI в. священник-иезуит стал первым европейцем, который выдержал в Китае экзамен для чиновников высшего уровня.

Этот экзамен представлял собой весьма мучительное испытание и включал, в числе прочего, запоминание огромного массива текстов классической поэзии. На выполнение этой задачи могла уйти вся жизнь.

"Лишь 1% испытуемых выдерживал эти экзамены, и все же Рикки сумел сдать их через 10 лет, хотя до этого не знал ни слова по-китайски".

Во время таких разнообразных занятий он участвует в обучении и запоминании двух полушарий головного мозга, слева и справа. Потому что в каждом романтике есть немного аналитика, и в каждом рационалистом - что-то от мечтателя, лучшие результаты обучения даются за счет привлечения обоих полушарий. Таким образом, существует много методов запоминания. Один из них называется техникой римского мира. Они использовали древних ораторов, чтобы помнить их речи. Они также организовывали профессии памяти и искали новые и эффективные методы запоминания все большего и большего количества вещей.

Может ли психология наделить нас способностью столь же блистательно владеть нашей собственной памятью? Именно такую цель ставит перед собой Уотли.

Совместно с бывшим чемпионом по запоминанию Эдом Куком он уже разработал учебное приложение Memrise, в котором применяются некоторые принципы мнемоники.

Теперь они объединили усилия с исследователями из Университетского колледжа Лондона ради поиска путей и способов усовершенствования своих приемов.

Его можно использовать для запоминания короткого списка, например, для покупок, а также почти часовых речей, презентаций и лекций. Этот метод относится к обоим полушариям. Речь идет о объединении определенного объекта в вашей комнате с тем, что вам нужно изучить.

Также очень запоминающиеся списки покупок можно запомнить с помощью этого метода, - улыбается тренер. Методики римских ораторов также успешно используются магами, которые прекрасно запоминают расположение карт в колоде. Забыть - это естественный поворот вещей. Немецкий психолог Херманн Эббингхаус, связь между объемом информации, хранящейся в памяти, и течением времени, представленной по кривой, которая показывает, что мы можем забыть о половине материала, который мы прошли даже через час. Помните, что вам нужно обновить данные, напомнить, повторить, а не только перед экзаменами.

Они обратились к экспертам в сфере памяти и попросили их провести серию экспериментов для того, чтобы выявить самый легкий и наиболее эффективный метод запоминания новой информации.

Какой способ выбрать

Первый раунд. Задача, поставленная перед участниками соревнования, на первый взгляд, проста, говорит Розалинд Поттс из университетского колледжа Лондона: "Если у вас есть всего один час на запоминание 80 слов, что вы будете делать, чтобы вспомнить их через неделю?" Задача усложняется тем, что ученые выбрали 80 слов из литовского языка.

Информация будет навсегда в нашей памяти, если мы будем постоянно ее повторять. - Лучшая схема: короткое повторение через 5-10 минут после обучения. Короткий повтор через 24 часа. Точное повторение - через неделю. Повторное воспроизведение через 6 месяцев - советует Дорота Каминьска - мы вакуумируем следы памяти, которые мы создали во время исследования. Чем больше этих следов, тем лучше.

Не кладите руки на старые годы

Говорят, что старая собака не может научиться новым трюкам. У кого есть домашнее животное, он знает, что это не совсем так. Фактически, целых десять лет назад многие нейрофизиологи воспринимали мозг как своего рода компьютер, в котором функции развиваются рано, а затем развитие исчезает.

Участников эксперимента разделили на две группы. В одной они пользовались специальными методиками запоминания слов (их подсказывали ученые), в другой группе участники не прибегали к каким-либо приемам.

Некоторые методики не смогли привести к улучшению запоминания и последующего воспроизведения информации. "Это показывает, насколько трудно перевести научные принципы в процесс реального обучения", - говорит Дэвид Шэнкс, также представляющий университет.

Майкл Мерзених из Университета Сан-Франциско, исследователь мозга, доказал, что мозг постоянно улучшается на протяжении всей жизни. Да, его пластичность деградирует в старости, никогда не поздно учить старый мозг новым трюкам. Согласно предварительным исследованиям в лаборатории Мерзенича, даже память о пожилых людях, даже 60 - и 70-летних, может быть значительно омолажена посредством целенаправленного обучения.

Потому что мозг, ум людей и память по-прежнему остаются загадкой, которую мы только частично знаем. - Есть некоторые вещи с точки зрения науки, которые до сих пор не могут быть объяснены, - говорит доктор Матеуш Гола, эксперт по теме «Мозг». Время экзаменов приближается, они будут проходить ученики младших классов средней школы, старшеклассники, техники и студенты. Все важны и могут быть важны для дальнейшего образования. Хорошо пройденный аттестат об окончании средней школы - это пропуск для идеального обучения, экзамен на среднюю школу может обеспечить образование в хорошей средней школе или техникуме.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чтобы лучше запоминать информацию, признайтесь себе в том, что вы далеко не все знаете

Серьезным препятствием оказалась скука: член одной из команд уснул во время часовой сессии по запоминанию слов, несмотря на то, что ему и его коллегам платили за участие в опыте пирожными.

"Такое случается", - говорит Яна Уайнстайн из Университета штата Массачусетс Лоуэлл, которая входила в состав коллегии судей.

Тем не менее, многие команды сумели кое-чему научиться в ходе эксперимента. Некоторые участники смогли запомнить в два раза больше слов - вместо того, чтобы замкнуться на одном единственном приеме, они, как правило, использовали сочетание нескольких методик.

Стоит подготовиться к работе. Многие студенты начинают нервничать, что время заканчивается и что делать в первую очередь. Не существует чудесного рецепта для эффективного обучения, которое подойдет всем. У каждого ученика свой стиль обучения. Тем не менее, существуют проверенные методы, которые помогают понять и быстро приобрести материал.

Вот несколько советов по эффективному обучению. Подсчитайте, сколько времени у вас есть для экзаменационных недель, может быть, даже дней. Какой материал вам нужно узнать и что повторить. Не рассматривайте науку как необходимое зло - тогда вам будет тяжелее. Позитивное отношение - это половина битвы.

Признание собственного невежества

Самопроверка – один из самых надежных способов улучшить память.

Для меня удивительной и потенциально полезной оказалась уловка под названием "ошибочное воспроизведение".

Участников опыта без предварительной подготовки заставляли догадываться о значении тех или иных литовских слов.

Это правда, что вы можете учиться где угодно, но есть места, где есть более спокойная комната, письменный стол, удобное кресло. Не учитесь лежать - это положение, которое заставляет вас отдыхать - вы быстро почувствуете усталость и даже сонливость. Важно иметь хорошее освещение и что в комнате не будет слишком тепло и лениво. Приготовьте что-нибудь выпить, желательно минеральную воду и что-нибудь жевать - фрукты или кусочек шоколада. Вам нужно дать энергию мозга и как-то подсластить это трудное время.

Научитесь принимать перерывы - короткий отдых повысит эффективность работы. Во время обучения вы можете слушать музыку, но не каждый. Лучшее «поддерживает» изучение музыки Моцарта - уменьшает стресс, добавляет положительную энергию, облегчает запоминание. Даже если вам не нравится серьезная музыка - попробуйте - научно доказано, что она помогает многим людям.

"В первый раз они всегда ошибались", - говорит Шэнкс. Однако, как показали психологические исследования, первоначальные ошибки приводят к тому, что потом слова - в правильном значении - хорошо запоминаются.

"Этот способ дает значительно более ощутимые результаты, чем простое заучивание слов".

Простое признание собственного невежества, как выясняется, стимулирует память и позволяет усваивать в два раза больше информации по сравнению с теми группами, которые не пользуются этим методом.

Однако, если вы чувствуете усталость, раздражительность, начинаете нервничать, возможно, пора закончить свое образование в этот день. Спите не менее 7 часов в день. Ничто не восстанавливает силы, как сильный, спокойный сон. Наука - это не только пассивное «заккувани». Они могут научить вас всем своим чувствам - обратите внимание, рисуйте, смотрите, слушайте, пейте, говорите, говорите шепотом или громко, идите по комнате.

Прежде всего, сосредоточьтесь - скажите себе, что теперь вы посвящаете время учебе и только обучению. Из текста выберите наиболее важную ключевую информацию, часто «жирным шрифтом» - повторите ее несколько раз. Задавайте вопросы для текста и отвечайте им самим. Представьте, что вы изучаете, создайте образ того, что вы читаете. Попытайтесь связать материал с тем, что вы уже знаете. Расскажите текст своими словами.

В психологии известно, что если немного усложнить задачу, это может усилить концентрацию внимания и заложить более прочные основы для последующего запоминания и воспроизведения информации.

Скольжение по волнам памяти

Чрезмерные занятия ведут к пустой трате времени. Некоторые участники разработали алгоритмы, которые позволяли определить уровень усилий, необходимых для запоминания и воспроизведения каждого из 80 слов.

Если вы являетесь «визуальным», что легче узнать, увидев текст, попытайтесь подчеркнуть красочным способом, самое главное, нарисуйте что-то на полях, сделайте «заметки» - дату, имя и т.д. Вставьте мелкие карточки в текст и т.д. Если вы являетесь «слушателем», который легче запоминать при прослушивании, громко повторяйте запомненный материал, создавайте детские стихотворения, обсудите свои проблемы с коллегами или расскажите им своим членам семьи, запишите текст своими словами, а затем часто прислушивайтесь к нему.

Если это поможет, узнайте, пройдя по комнате. Всегда чередуйте науку и гуманитарные науки. Прочитайте каждый текст в фокусе - не думайте ни о чем другом. Прочитайте, подчеркнув, что самое главное. Тогда прочитайте то, что вы подчеркнули, - спокойно. Делайте заметки на полях или страницах, если у вас есть что-то важное, связанное с текстом. Тщательно проанализируйте рисунки, диаграммы, таблицы и выделенные жирным шрифтом или курсивом - автор счел это важным. Если есть резюме - внимательно прочитайте их.

Можно пойти другим путем и положиться на собственную интуицию при составлении графика обучения, устанавливая все более долгие паузы между сеансами самопроверки и работы над ошибками.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чем больше вы взаимодействуете с информацией, тем выше шансы, что вы сможете все запомнить

Один из наставников устраивал короткие перерывы для участников эксперимента и показывал им водопад на видео (по задумке отдых должен был способствовать запоминанию).

Материал должен «идти» на долговременную память. Многие студенты расстроены тем, что после нескольких часов обучения материалу он начинает забывать об этом. Запоминание требует повторения. Как правило, повторения следует делать вскоре после того, как материал был поглощен. Повторы могут иметь другую форму: например, быстрый просмотр заметок, чтение того, что изложено, резюме, рассказывать себе, взглянуть на текст.

Помните, если вы систематически обучаетесь в течение всего учебного года, вы быстро запомните все. Это «в твоей голове». Не паникуйте на экзамене, что пустота в голове. Внимательно прочитайте инструкции, не комментируйте их, попробуйте ответить на все закрытые вопросы, если вы не знаете ответа - выберите тот, который кажется наиболее вероятным первым, ответьте на вопросы, которые кажутся вам простыми, затем перейдите к более сложным - они могут занять больше времени открытые вопросы отвечают кратко, формируют ваши мысли разумно, логично. тщательно спланировать содержание письменного заявления о проверке отношений с предметом, орфографию использовать все, предназначенные для экзамена, время. Помните, что экзамен - это тест ваших знаний и навыков, но не «конец света».

Безусловно, когда вы учитесь, нужно делать короткие перерывы, чтобы усталость не могла снизить ваши природные способности.

Принцип "шведского стола"

Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.

Зачем использовать мнемонику?

Вы должны пройти его! У вас есть знания, верьте в себя, вы можете это сделать! Это сложная дисциплина, которая предлагает множество способов хранения информации: от простых техников, которые практически можно преподавать на месте и не требуют обучения, более сложным методам, для которых обучение может длиться неделями или даже месяцами!

Мы продолжаем серию статей о советах и ​​предложениях по сохранению информации в повседневной жизни, ссылаясь на простые и простые в применении методы, но чрезвычайно полезные и полезные. Это вызов вообще, конечно, чем дольше это, тем сложнее! Сегодня больше нет необходимости хранить столько номеров, у нас есть мобильные телефоны или планшеты и т.д. В основном в постоянных отношениях с нами.

Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.

Создание якоря памяти

Поэтому нет ничего необычного в том, чтобы держать 4-5 для карт и 2-3 для устройств. Мнемонический метод имеет два этапа. По сути, этот шаг состоит в том, чтобы придумать короткое предложение, в котором количество букв каждого слова - это цифра, которую нам нужно запомнить! Поскольку наибольшая цифра равна 9, нет проблем с поиском слов с этим количеством букв. Давайте сделаем конкретное упражнение для случайного числа наугад.

Для кого-то очень просто запомнить номер, построив короткое предложение, например. Сократ дает свободное время Мариана берет золотое яйцо Бирюзовый золотой куд. . Такие фразы могут звучать «странно», но это даже рекомендуется: одно из основных правил в памяти состоит в том, что чем более особенным, тем более странным, тем более странным, другим, тем легче будет помнить!

Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.

Занимательные истории

Любая форма "развития темы" способ активировать связи между нейронами и отпечатать информацию в памяти. Один из наставников предлагал участникам сочинить короткий рассказ с использованием слов, которые они должны были выучить. Кук и Уотли были приятно удивлены, когда обнаружили, что одна команда применила метод "дворца памяти". Это способ запоминания путем привязки слов к предметам в хорошо известном вам месте, например, в собственной квартире.

Разработанная ими программа покажет вам картинку комнаты и предложит вам литовское слово lova – кровать. Вы можете представить свою возлюбленную на диване. Как только вы организуете процесс запоминания, вы сможете проделать все ваши шаги в обратном порядке и легко вспомнить нужное слово.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Ниточка на пальце и крестик, нарисованный на внутренней стороне запястья, помогут не забыть о мелких, но важных делах

Именно этот способ помог иезуиту Маттео Рикки овладеть китайским языком на таком продвинутом уровне. Он же лежит в основе способности Кука запомнить 2265 двузначных чисел меньше, чем за полчаса. Компьютерная программа Кука и Уотли упрощает процесс, доводя его почти до автоматизма. "Если наш способ победит, это станет серьезным открытием", - говорит Кук.

И все-таки сложно отделаться от мысли, что эти способы очень далеки от того, в чем мы нуждаемся в повседневной жизни. Выполняя предыдущее задание, я попытался с помощью мнемотехники выучить примерно 1000 датских слов. И хотя эти приемы помогли мне запомнить слова по отдельности, я так и не смог начать употреблять эти слова в полете, в баре или ресторане.

Кук соглашается, что это всего лишь первый шаг. Подобные техники, по его словам, могут лишь создать основу тренировки памяти. Тот же метод позволяет легче учить не только языки, но и любые другие дисциплины – историю, математику. "Повторные проверки, увеличение интервала между тестами – эти методики работают почти в каждом случае", - говорит он.

Обучающие игры

Судьи надеются, что смогут проводить соревнования ежегодно по мере того, как они будут совершенствовать искусство памяти.

В будущем могут появляться новые изобретательные подходы, заслуживающие внимания. Шэнкс, например, упоминает один проект, который не был допущен в этом году, но может оказаться многообещающим в будущем.

"Они разработали видеоигру, в которой нужно сбивать космические корабли в небе. Совершенно случайно, на этих кораблях написаны литовские и английские слова, - рассказывает он. - По-моему, блестящая идея".

Истинный вызов для экспертов в области памяти состоит, однако, не только в том, чтобы сделать учебу быстрой и эффективной.

Как известно каждому студенту, главное препятствие в учебе - это отвлекающие факторы, будь то мысль отправиться позагорать в парке или включить телевизор. Может потребоваться множество новых состязаний, прежде чем удастся преодолеть это препятствие.

Часто перед человеком встаёт проблема, как быстро запомнить текст. Особенно сложным это бывает в случаях, если объём информации крупный, а тема не досконально изучена. Так как, запомнить текст с первого раза практически не удаётся никому, следует воспользоваться особыми приёмами.

Главное правило для желающих научиться быстрому запоминанию – умение внимательно вчитываться в материал и постараться уяснить основную мысль. Бездумное заучивание даёт минимальную пользу. О том, как научиться быстро и эффективно запоминать текст, расскажет данная статья.

Виды памяти

Большинство людей подсознательно пользуются одним из вариантов для того, чтобы запомнить информацию, связанную с органами чувств. Поэтому можно классифицировать :

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;

Некоторым для того чтобы быстро запомнить текст, обязательно нужно пробежать по нему глазами. Другие могут быстро отложить в памяти материал, лишь прослушав его. Третьим проще всего удаётся запомнить информацию после того, как он собственной рукой перепишет или перепечатает текст. Кинестетическая память позволяет быстро запоминать материал после того, как человек выполнит описываемые действия самостоятельно.

Существует ещё один вариант, как можно запоминать прочитанное — ассоциативное или образное запоминание. Способ основан на представлении в уме образа того, что требуется запомнить.

Использование записей

Но представить себе образно закон молекулярной физики, задействовать кинестетическую память практически не возможно. Сложный научный текст, прочитанный неоднократно, не откладывается в памяти.

Тогда, чтобы запомнить материал, следует выделить в нём опорные пункты. Их лучше записать в виде коротких фраз – тезисов. Опорные пункты составляют план, служащий шпаргалкой: большой текст ужимается в несколько раз.

Хорошо помогает план, составленный вопросами. Тезисы, являющиеся цитатами, отрывками, тоже помогают быстро заучивать материал.

А как лучше всего запоминать прочитанное, если переписать цитаты нет возможности? Тогда большой текст следует проработать прямо в оригинале. Карандашом цифрами обозначить опорные пункты, подчеркнуть главные мысли, сделать на полях свои заметки.

Графический метод

Прочитанное усваивается эффективнее, если человек построит графическую схему, вычертит чертёж, сделает набросок рисунка к материалу, придумает собственную пиктограмму. Быстро отложится вся информация, если занести основные данные в таблицу. Этот способ называют графическим или схематизацией. Сейчас очень популярны . Этот инструмент позволяет наглядно структурировать даже самую сложную для восприятия информацию.

Деление информации на части

Психологи, ищущие практические ответы на вопрос, как лучше запомнить объёмный информативный текст, предлагают делить его на части. Учёные пришли к такому выводу, так как запомнить один большой текст сложнее, чем несколько более мелких. Разбивать материал нужно не более чем на 7 отрезков, связанных одной мыслью. Это называют структуризацией информации, помогающей запомнить материал.

Запоминать информацию поможет концентрация внимания на средней части текста. Замечено: начало практически не информативно, а конец обычно легко «цепляется» без усилий со стороны самого человека.

Постоянные напоминания

Если сроки не очень поджимают, например, есть в запасе пара дней, то отличный совет, как можно хорошо запомнить текст, прилагая к этому минимум усилий. Отрывки текста распечатывают на отдельных листочках, развешивают их повсюду: в ванной, в туалете, над кухонным столом, на балконе, в месте для курения.

Между делами взгляд обязательно зацепится за текст! Прочитанное даже против воли, мимоходом, отложится в памяти. Особенно эффективен этот способ для запоминания текста на английском языке, рядом с которым находится его перевод.

Несколько интересных упражнений для развития мозга и улучшения памяти:

Мыслить образами

Проблемно бывает быстро усвоить новые абстрактные понятия. Научиться переводить их в зрительные образы – один из вариантов запоминания. Особенно эффективен этот способ, если нужно заучить слова на английском. Здесь вариант обыгрывания по схожести произношения помогает быстро запоминать целые фразы.

Так как быстро запомнить скучный текст довольно трудно, можно разнообразить этот процесс. Например, после прочтения и пересказа отрывка, «награждать» себя прочтением смешного анекдота, физкультурными упражнениями или минутной вылазкой в любимую соцсеть – это действует лучше, чем беспрерывная монотонная зубрёжка.

Иностранные тексты


Так как запомнить объёмный текст на английском бывает много сложнее, чем на русском, то времени для его запоминания потребуется больше. Быстро выучить отрывок на иностранном языке можно с помощью аудио плейера.

Занимаясь делами, находясь в транспорте, следует прослушивать текст – мозг в это время требует «пищи», скучая, поэтому запоминать информацию ему интереснее.

Важно быть не просто слушателем, а вдумчивым собеседником: некоторые фразы на английском полезно повторять за диктором. Легко отложится материал, если делать к нему рисунки во время прослушивания. Полезно делать к рисункам оригинальные креативные подписи на английском языке.

  1. Очень легко откладывается в мозгу материал, прочитанный непосредственно перед засыпанием. Лучше всего сразу же после пробуждения повторить прочитанное перед сном.
  2. Полезно научиться мысленно связывать прочитанное с тем, что уже давно известно. Как легко запомнить тот текст, который понятен, в котором нет нового, известно каждому.
  3. Рекомендуется придумать весомый стимул для запоминания информации, пообещать награду. Действует стимуляция даже в отношении себя. Лучше этот способ работает, если о награде будет сказано вслух в присутствии кого-нибудь.
  4. Выделив из материала ключевые, опорные слова, хорошо использовать их в своей речи каждые полчаса. Даже большой текст на английском отложится в памяти прочнее, если время от времени произносить вслух одно из опорных слов – память тут же сработает на подсознательном уровне и «подсунет» связанную со словом информацию.
  5. Пересказ небольших отрывков вслух (лучше всего заинтересованному слушателю), способствует тому, что текст усваивается эффективнее. Тексты на английском также лучше не повторять дословно, а пересказывать по-своему.
  6. Так как запомнить прочитанный сложный текст с первого раза трудно, следует выделить трудные отрывки и перечитать несколько раз.

Чем чаще Вы будете тренироваться — тем лучше будет результат.