Запоминание информации

Признаки, причины и лечение психоза у ребенка. Что делать, если у кого-то из близких появились тревожные симптомы? Проявления в трехлетнем возрасте

Психоз у ребенка причисляют к смешанной группе сложных психических болезней, которые обнаруживаются в неспособности малышей отделить явь от фантазий, отличить реально существующую действительность от вымысла и отсутствием адекватности оценки происходящего. Другими словами, ребенок не умеет сообразно воспринимать среду, вследствие этого и ответное реагирование на нее является неадекватным. Данный недуг преимущественно, характеризуется нелегким протеканием, однако наблюдается очень редко.

Это нарушение способно значительно осложнить детское взаимодействие с окружающей реальностью и взаимосвязи в социальной сфере, не зависимо от формы недуга, которой подвержена кроха. Его воздействие обнаруживается проблемами в ходе организации процессов мышления и управлении действиями, поведением, эмоциями, в нарушении выстраивания отношений и верного применения языка, адекватных общественным нормам.

Детские психозы бывают ранними или поздними. Ранний – наблюдается у деток, находящихся в возрастном и грудном, дошкольном и школьном возрастных периодах, а поздний – в препубертаном и подростковом периоде.

Симптомы заболевания

Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.

Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.

У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.

Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.

Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов :

— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;

— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);

— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь.
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.

У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.

В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.

В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.

У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.

Психоз у ребенка 2 лет

Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.

Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.

У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.

Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.

Психоз у ребенка 3 лет

Психоз у трехлетних детей представляет собой нарушение в их восприятии реальности и отсутствие осознания, что оно неверно, вследствие чего изменяются представления малышей, что ведет к возникновению иллюзорного мышления, которое характеризуется тем, что ошибочные убеждения трансформируются в непоколебимые. Это провоцирует странное поведение детей. Также наблюдает нарушения последовательности и связности мышления.

Детские психозы, кроме ранних и поздних, также бывают реактивными (порождают травмы) и острыми (возникают неожиданно и моментально развиваются).

Профилактика и помощь детям с реактивными психозами заключается в соблюдении распорядка дня, систематических физических упражнениях, наблюдении за изменениями в детском поведении. При всех расстройствах реактивной формы следует, в первый черед, если это возможно, ликвидировать причину недуга – психогенную ситуацию. Обычно аффективно-шоковое поведение, если не трансформируются в иное состояние, не требует врачебной помощи.

Лечение психозов у детей 3 лет, не спровоцированных травмами, определяется остротой течения, особенностями психопатологической симптоматики. Поэтому основным методом лечения принято считать применение медикаментозной терапии, которая должна базироваться на сугубо индивидуальном, нешаблонном подходе к маленькому пациенту и учитывать половую принадлежность, возраст, а также наличия иных недугов в анамнезе.
Назначается гормональная терапия (тиреоидные гормоны), мощная витаминотерапия и другие препараты, способные обеспечить облегчение симптоматики, особенно гиперактивности, нарушений сна и . Также существуют различные поведенческие ориентированные программы, направленные на ликвидацию проявлений дезадаптационного поведения и развития навыков копинга.

В разговорной речи понятие психоза у детей подразумевает проявление истерик или возрастных кризисов. С точки зрения медиков, суть данного явления намного серьезнее. Такое обнаруживается редко. Важно своевременно выявить болезнь и провести адекватную терапию.

Трудности в постановке диагноза

Психоз у детей не имеет ничего общего с громким плачем и катанием по полу, которое время от времени наблюдается почти у каждого малыша. Такое душевное расстройство характеризуется определенным набором симптомов. Чтобы поставить этот диагноз, пациента должны осмотреть доктора различных специальностей. Почему так сложно выявить психическое отклонение у несовершеннолетних? Дело в том, что свидетельством нарушения душевного равновесия являются проблемы с мышлением и речью. Так как эти процессы у маленьких пациентов сформированы слабо, доктору трудно определить характер отклонения. Единственным критерием диагностики будет поведение.

Специалисты не уверены в том, что надо разграничивать психоз у детей и у лиц пубертатного возраста. Некоторые доктора полагают, что подростковые душевные расстройства следует выделить в особую категорию. Их проявления будут отличаться от признаков поведенческих отклонений у малышей.

Еще одной трудностью диагностики считается схожесть симптоматики психоза, истерических черт личности и неврозов. В целом, все душевные расстройства приводят к отсутствию адекватного восприятия и трудностям в социальной жизни.

Какие факторы способствуют развитию патологии?

Сегодня у специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть данные о том, что признаки психоза у ребенка возникают из-за следующих обстоятельств:

Данное расстройство может начаться как в дошкольном, так и в более позднем возрасте. Как правило, патология, которая была спровоцирована каким-либо фактором (например, серьезным недугом), проходит сама по себе после исчезновения симптомов основного заболевания. Когда организм малыша восстанавливается, душевное равновесие тоже приходит в норму. В некоторых случаях психоз у детей возникает без воздействия обстоятельств внешней среды. Специалисты полагают, что это можно объяснить биохимическими нарушениями. Они развиваются в результате тяжелого родоразрешения, употребления матерью спиртных напитков или лекарств. Неблагоприятные обстоятельства лишь провоцируют симптоматику душевных расстройств, к которым пациент был предрасположен.

Признаки патологии

При психозах у детей симптомы наблюдаются следующие:


Психоз у детей в возрасте 1 года

У младенцев душевные расстройства обнаружить очень трудно. Заподозрить отклонения можно при наличии аутистических тенденций в поведении. Малыш не улыбается, у него отсутствует проявление эмоций. Задерживается развитие процесса речи. Наблюдаются навязчивые действия (например, хлопки в ладоши). Младенец не интересуется окружающими предметами, не показывает привязанности к родственникам. Когда пациенты с таким отклонением становятся старше, диагностика психоза у детей не является столь сложной задачей для специалистов.

Проявление душевного расстройства в двухлетнем возрасте

Как правило, данное состояние связано с влиянием провоцирующих факторов. К таким обстоятельствам относятся различные инфекционные патологии, употребление медикаментов, высокая температура, плохая работа иммунной системы или нехватка полезных веществ. Важную роль играет генетика. Течение психозов у ребенка 2 лет может быть острым, при этом они возникают внезапно и ярко проявляются. Иногда болезнь имеет затяжной характер или периодически провоцирует ухудшение состояния.

Согласно отзывам, в некоторых случаях патология дает о себе знать на протяжении долгого времени.

У двухлетних пациентов заподозрить психоз можно при наличии апатии, расстройства сна, отказа от еды, приступов боли в голове и сильного сердцебиения. Так как недуг нередко связан с телесными заболеваниями, ребенка должны обследовать специалисты разных профилей. Например, нужно проверить, насколько правильно работают органы зрения, нет ли у малыша нарушений слуха и процесса речи.

Проявления в трехлетнем возрасте

Заболевание характеризуется отклонениями в поведении, отсутствием логики в высказываниях. Пациент совершает странные поступки. Психоз у ребенка 3 лет можно также заподозрить при наличии резких перемен настроения. Реакции на внешние обстоятельства у пациента неадекватны. Например, он может разозлиться на безобидное замечание, выдумать новые слова или смеяться в той ситуации, когда надо грустить. Кроме того, ребенок видит или ощущает то, чего нет.

Иногда родителям трудно отличить фантазии от галлюцинаций различного характера. Естественно, мальчик может играть в принца, который спасает красавицу от дракона. Однако, если пациент действительно видит монстра, он испытывает ярко выраженные эмоции, например сильный страх, и ведет себя соответствующим образом.

Приступы мании и депрессии у ребенка

Данное состояние крайне редко встречается у несовершеннолетних. До наступления подросткового возраста патологию трудно выявить ввиду отсутствия симптоматики. Чаще всего недуг проявляется в пубертатном периоде из-за изменения баланса гормонов.

Маниакально-депрессивный психоз у детей может развиваться под воздействием таких причин:

  1. Плохая наследственность.
  2. Возраст матери и отца (чем старше родители, тем выше вероятность возникновения патологии).
  3. Расстройства сна.
  4. Психическое перенапряжение, стрессовые ситуации.
  5. Патологии инфекционного характера.

У детей с данной болезнью нет признаков мании. Но наблюдаются такие отклонения, как:

  1. Повышенная активность.
  2. Чрезмерная веселость.
  3. Ранний интерес к сексу.
  4. Агрессия.
  5. Возбуждение.

Такие симптомы присутствуют на протяжении определенного времени, а затем сменяются другими:


Последствия душевного расстройства

Данная патология не представляет прямую угрозу для жизни. Однако ее осложнения бывают весьма неприятными. Отзывы свидетельствуют, что ребенок становится отрешенным, необщительным, агрессивным, у него портится характер, нарушается интеллектуальная деятельность. Иногда родители списывают изменения в поведении на кризисы, которые проходят сами по себе. Однако такие отклонения не так безобидны, как может показаться. Психоз у ребенка 5 лет и старше плохо влияет на взаимодействие со сверстниками в учебных учреждениях (в детском саду, в школе).

Вспышки злости и неконтролируемые реакции затрудняют взаимодействие с окружающими.

Диагностика

Чтобы выявить данную патологию, нужно наблюдать за больным в течение длительного времени. Сначала осуществляется осмотр, беседа с ребенком и его родственниками. Затем специалисты должны сделать обследования, лабораторные анализы, тесты на определение умственных способностей, социальных умений, развития речи и слуха. В некоторых случаях необходимо осуществить диагностику недугов нервной системы. Для этого пациента помещают в стационар.

Терапия

При психозе у детей лечение зависит от причины, в результате которой возникло расстройство, симптомов и степени их выраженности. Часто подобные отклонения развиваются у несовершеннолетних пациентов под влиянием травмирующих событий. В данном случае патология исчезает сама по себе. Чем больше времени проходит с момента появления стрессового фактора, тем лучше становится состояние больного. В подобном случае помогают занятия с психологом и создание спокойной обстановки. Если душевное расстройство вызвано телесной патологией, доктор должен обратить внимание на терапию основного недуга. Лекарства назначаются лишь в тех ситуациях, когда пациент проявляет злость.

Что нужно делать родителям?

При наличии психоза у детей, симптомы и признаки которого описаны выше, отзывы рекомендуют придерживаться таких советов:

  1. Установить четкий распорядок дня для малыша.
  2. Оградить его от потрясений и резких перемен.
  3. Стараться избегать наказания, не применять насилие.
  4. Создать теплую и добрую обстановку в доме.
  5. При необходимости сменить образовательное учреждение.

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  • Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  • Проблемы с социальной приспособленностью.
  • Нарушение межличностных отношений.
  • Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  • Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.
  • Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

    Почему дети подвержены психическим отклонениям

    Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

    Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.
  • На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

    Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

    Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
  • Разновидности психотических отклонений среди детей

    Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

    К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

    В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
  • В зависимости от типа течения психозы могут быть:

    Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

    Симптоматика в зависимости от формы сбоя

    Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.
  • Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

    Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.
  • В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

    Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

    Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.
  • Более поздний возраст вплоть до подросткового

    Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

    В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

    В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.
  • Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.
  • Диагностические критерии и методы

    Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.
  • Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

    Оказание профессиональной помощи

    Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

    Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.
  • Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

    Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

    В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

    В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

    Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

    Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

    Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.
  • Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

    Неврозы у детей: классификация, причины, симптомы и помощь ребенку

    Неврозы классифицируются в медицине как обратимое дисфункциональное состояние нервной системы, спровоцированное переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической утомляемостью и другими факторами. Такой диагноз часто ставится взрослым пациентам, что неудивительно в современных условиях суеты, суматохи, проблем и неурядиц. Но врачей тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» - все чаще к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей.

    Классификация неврозов в детском возрасте

    Врачи дифференцируют несколько видов неврозов, которые могут проявиться именно в детском возрасте. Каждый из них имеет свои особенности, отличается индивидуальными признаками и должен подвергаться профессиональному лечению.

    Тревоги (неврозы страхов)

    Тревоги отличаются приступообразным характером – они возникают только при определенных ситуациях. Дошкольники очень часто боятся темноты, эта тревога может усиливаться и со стороны родителей – маленьких детей пугают «бабаем, черной старухой». Приступ тревоги возникает только перед ночным сном, в остальное время суток никаких проявлений невроза страха нет.

    Младший школьный возраст подвергается страху перед учителем, новым коллективом детей, плохими оценками. По статистике такой вид детского невроза чаще диагностируется у тех детей, которые не посещали детский сад и из домашней обстановки сразу попали в большой, школьный коллектив со своими правилами и обязанностями.

    Обратите внимание : невроз страха в таком случае проявляется не только скованностью, слезами и капризами, но и активным сопротивлением наступлению «часа икс» - дети сбегают из дома, прогуливают уроки, появляется устойчивое вранье.

    Детский невроз навязчивых состояний

    Невроз такого типа в детском возрасте проявляется непроизвольными движениями, которые абсолютно не контролируются – например, вздрагивание, мигание одним или двумя глазами, шмыгание носом, резкий поворот шеи, хлопанье ладонями по коленям или столу и другое. При неврозе навязчивого состояния могут возникать нервные тики, но они характерны только во время отрицательных/положительных эмоциональных всплесков.

    В категорию навязчивых состояний входит и фобический невроз – это состояние, при котором у ребенка развивается страх перед вызовом к доске в школе, учительницей, посещением врача или же боязнь замкнутого пространства, высоты или глубины. Очень опасное состояние, когда ребенок страдает фобическим неврозом, а родители воспринимают этот невроз как каприз – упреки, насмешки могут привести к нервным срывам.

    Более подробно о навязчивых неврозах рассказывает специалист:

    Психоз депрессивного характера

    Депрессивный психоз больше присущ детям в подростковом возрасте, отличается весьма характерными признаками:

  • постоянно подавленное состояние;
  • тихая речь;
  • всегда грустное выражение лица;
  • физическая активность снижена;
  • ночью беспокоит бессонница, а днем – сонливость;
  • уединение.
  • О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог:

    Невроз истерического характера

    Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и плача являются проявлением истерического невроза. Присуще такое состояние детям дошкольного возрасте, могут впервые появиться в возрасте 2 лет.

    Детский невроз, проявляющийся раздражительностью, плохим аппетитом, нарушением сна и неусидчивостью, врачи классифицируют как неврастения, или астенический невроз.

    Обратите внимание : подобный вид рассматриваемого обратимого нарушения возникает по причине чрезмерной нагрузки в школе, садике или на дополнительных занятиях.

    Невроз ипохондрического характера

    Ипохондрики – это люди мнительные и во всем сомневающиеся. Аналогичное название невроза говорит о том, что дети испытывают мнительность по отношению к себе, своим умственным и физическим способностям, здоровью. Больные испытывают сильный страх по поводу выявления какого-либо сложного, опасного для жизни заболевания.

    Заикание невротической этиологии

    Невротическое заикание может возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет – период, когда формируется речь ребенка. Примечательно, что чаще заикание невротической этиологии диагностируется у мальчиков и может быть вызваны чрезмерной умственной нагрузкой.

    О причинах заикания и методах коррекции - в видео-обзоре:

    Они также более присущи мальчикам, могут быть вызваны не только психическим фактором, но и заболеваниями. Например, при долго текущем конъюнктивите появляется привычка сильно тереть глаза. Болезнь в конце концов излечивается, а привычка остается – будет диагностирован устойчивый неврозный тик. Это же может относиться и к постоянному «хлюпанью» носа или сухому покашливанию.

    Подобные движения однотипного характера не вносят дискомфорта в обычную жизнь ребенка, но могут сочетаться с энурезом (ночное недержание мочи).

    Нарушения сна невротической этиологии

    Причины такого невроза до сих пор не выяснены, но предполагается, что нарушения сна невротического характера могут быть обусловлены лунатизмом, разговорами во сне, беспокойным сном с частыми пробуждениями. Эти же признаки являются и симптомами невроза нарушения сна.

    Неврозы у детей дошкольного возраста могут носить чисто физиологический характер:

  • энурез – ночное недержание мочи, чаще диагностируется в возрасте до 12 лет, больше характерно для мальчиков;
  • энкопрез – недержание каловых масс, встречается крайне редко и почти всегда сопровождается энурезом.
  • Врачи утверждают, что неврозы, сопровождающиеся энурезом и/или энкопрезом, вызываются излишне строгим воспитанием и большими требованиями со стороны родителей.

    О методах лечения энуреза рассказывает педиатр:

    Патологические действия привычного характера

    Речь идет о покусывании кончиков пальцев, обгрызании ногтей, выдергивании волос, раскачивание туловища ритмичными движениями. Такой вид невроза у детей диагностируется до 2 лет и очень редко фиксируется в более старшем возрасте.

    Причины детских неврозов

    Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями. Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:

  • Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
  • Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
  • Психологические. К эти факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.
  • Обратите внимание : перечисленные факторы являются весьма условными. Дело в том, что для каждого ребенка понятия «психологическое воздействие, психотравма» имеют индивидуальную эмоциональную окраску. Например, многие мальчики и девочки даже внимания не обратят, если на них родители повысят голос, а некоторые дети начинают испытывать панический страх перед собственными мамами/папами.

    Главные причины неврозов у детей:

  • неправильное воспитание
  • сложные отношения между родителями;
  • развод родителей;
  • семейные неурядицы даже бытового характера.
  • Патогенез неврозов у детей и подростков:

    Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в том, что у него имеется невроз любого вида – он в этом не виноват, следует искать причину в семье, конкретно – в родителях.

    Обратите внимание : более подвержены появлению неврозов дети с ярко выраженным «Я», которые с малых лет могут иметь собственное мнение, они самостоятельны и не терпят проявления даже намека на диктат со стороны родителей. Такое вот поведение и самовыражение ребенка родители воспринимают, как упрямство и капризы, стараются воздействовать силой – это прямой путь к неврозам.

    Невроз считается обратимым процессом, но все-таки это заболевание – лечение должно проходить на профессиональном уровне. Врачи, занимающиеся проблемой детских неврозов, имеют квалификацию психотерапевта и в своей работе используют гипнотерапию, игровые занятия, лечение сказками, гомеопатию. Но в первую очередь нужно навести порядок в семье, наладить взаимосвязь между ребенком и родителями.

    Очень редко неврозы в детском возрасте требуют назначения специфических медикаментов, обычно грамотный специалист найдет вариант оказания помощи на уровне коррекции психоэмоционального характера.

    Как правило, результаты лечения детских неврозов будут только в том случае, если на прием к психотерапевту ходит не только ребенок, но и его родители. Исцелению ребенка от неврозов будет способствовать:

    • составление четкого распорядка дня и соблюдение рекомендованного режима;
    • занятия физкультурой – часто именно спорт помогает вывести ребенка из невротического состояния;
    • частые прогулки на свежем воздухе;
    • проведение свободного времени не перед компьютером или телевизором, а в общении с родителями или друзьями.
    • Очень эффективны в лечении неврозов детского возраста иппотерапия (катание на лошадях), дельфинотерапия, арттерапия – вообще любые нетрадиционные методы коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

      Обратите внимание : очень важно, чтобы на путь лечения встали и родители – в случае подбора терапии ребенку нужно учитывать ошибки родителей и постараться нивелировать стрессовую обстановку в семье. Только путем совместной работы родителей/психотерапевта/ребенка можно будет добиться хороших результатов.

      Неврозы детского возраста считаются капризами, баловством и особенностями характера. На самом деле это обратимое состояние может усугубляться и со временем перерасти в серьезные проблемы с психоэмоциональным состоянием. Пациенты невропатологов часто признаются, что в детстве часто испытывали страхи, стеснялись больших компаний и предпочитали уединение. Чтобы подобные проблемы не возникали у вашего ребенка, стоит приложить максимум усилий для профессионального преодоления детских неврозов. И как бы банально бы не звучало, но только умеренная любовь, желание понять малыша и готовность прийти ему на помощью в трудную минуту смогут привести к полному излечению.

      Чтобы понять, как вы можете помочь своему ребенку, и, главное, суметь вовремя распознать признаки невроза, рекомендуем просмотреть данный видео-обзор. О неврозах рассказывает детский и подростковый психолог с 10-летним опытом работы, кандидат психологических наук Антон Сорин:

      Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории.

      Симптомы сепсиса у детей

      Сепсис является одним из самых страшных заболеваний. У детей оно чаще всего возникает в период новорожденности и характеризуется молниеносным течением. Одной их главных причин синдрома системной воспалительной реакции является несовершенство и ослабление иммунной системы. В обиходе это заболевание принято называть «заражением крови», поскольку происходит отравления организма болезнетворными организмами и их токсинами. В материале статьи мы подробно поговорим о том, что такое сепсис симптомы у детей и причины возникновения патологического процесса в организме.

      Сепсис представляет собой генерализованную воспалительную реакцию организма с ациклическим течением. В большинстве случаев причиной заболевания являются условно-патогенные микроорганизмы. При образовании септического очага в организме происходит быстрое развитие системной воспалительной реакции (СВР), которая представляет собой неспецифическую реакцию иммунитета в ответ на эндогенные или экзогенные факторы. В некоторых случаях иммунный ответ может быть недостаточным или неправильным на попадание во внутреннюю среду организма возбудителя. Так или иначе организм ребенка утрачивает способность полноценно защищаться от генерализованной инфекцией.

      Классификация сепсиса

      Заражение крови принято разделять по времени и условиям развития на: неонатальный (ранний, поздний), госпитальный, внегоспитальный и при иммунодефицитных состояниях. По входным воротам инфекции: легочной, риноконъюктивальный, носоглоточный, ушной, кожный, кишечный, пупочный, легочной, абдоминальный и возникающий после проведения катетеризации вен. По клиническим проявлениям это заболевание может протекать в двух формах: с септикопиемией и септицемией.

      Причина возникновения сепсиса

      Синдром системной воспалительной реакции чаще всего развивается у детей, которые родились раньше срока или с экстремально низкой массой тела. У новорожденного ребенка иммунная система недоразвита и не способна, в полной мере, защищать малыша. В первые несколько месяцев жизни ребенка компенсация иммуноглобулинов осуществляется за счет материнского молока. Таким образом, раннее искусственное вскармливание является предрасполагающими фактором к развития сепсиса.

      Большому риску заражения сепсисом подвергаются грудные дети, которые проходят лечение в условиях стационара. Новорожденный может инфицироваться при прохождении через родовые пути матери, при контакте с зараженными людьми или вещами. Также не стоит забывать о том, что сепсис у детей может развиться в результате внутриутробного инфицирования.

      В группу риска развития неонатального сепсиса входят дети:

    • рожденные с длительным безводным промежутком;
    • с экстремально низкой массой тела;
    • с врожденные с пороками развития и травмы с нарушением целостности кожных покровов;
    • с внутриутробным инфицированием;
    • с синдромом дыхательных расстройств и отеком легких;
    • с катетеризацией центральной и пупочной вен;
    • наличие гестоза и многочисленные аборты в анамнезе матери;
    • наличие у матери бактериального вагиноза в период беременности и родов, а также выявление В гемолитический стрептококк;
    • учащенное сердцебиение плода и отсутствие патологических изменений в организме матери (повышение температуры, понижение давления, кровопотери);
    • наличие сопутствующих бактериальных заболеваний у матери (пиелонефрит).
    • В более старшем возрасте причиной недуга у ребенка может стать генерализованное поражение бактериальными, вирусными или грибковыми инфекциями. Нередки случаи, когда локальные очаги инфекции приводят к сепсису.

      Такой вариант развития событий возможен при пиелонефрите, менингококке и пневмонии, вызванной бактериями.

      Большую опасность представляют люди являющиеся бессимптомными носители патогенных микроорганизмов. Некоторые инфекционные заболевания могут осложняться сепсисом. В этом случае микробы и выделяемые токсины из локального очага разносятся по всему организму через кровь. Циркуляция в крови патогенных микроорганизмов и продуктов их обмена приводит к образованию новых очагов инфекции. Если в таком случае не будет оказана адекватная терапия, то заболевание перейдет в следующую форму и приведет к полиорганной недостаточности и летальному исходу. Развитие гнойно-воспалительных процессов может вызывать порядка трех десятков микроорганизмов. На данный момент сепсис все чаще вызывают условно-патогенные бактерии.

      Патогномоничных сепсис симптомов у детей нет. Как вы уже успели заметить у этого заболевания существуют разные формы и поэтому клинические проявления могут быть самые разнообразные.

      Типичные симптомы сепсиса у детей:

    1. Общие:
    2. Изменение температуры тела. Происходит повышение температуры тела до фебрильных цифр с лихорадкой и ознобом. У больных сепсисом наблюдается 2 типа лихорадки ремитирующая (колебание суточной тепературы на 2 0 С) и волнообразная (наблюдается высокая температура и начинает спадать после выявления и дренирования очагов инфицирования). Ремитирующая лихорадка наблюдается при септицемии, а волнообразные перепады характерны для септикопиемии. Если у больного сепсис длится достаточно долго, то происходит истощение и температура тела снижается.
    3. Слабость и сонливость.
    4. Отвращение к пище, сухой и обложенный язык, тошнота, рвота, а в некоторых случаях диарея.
    5. Нервно-психические расстройства: апатия, психозы и спутанность сознания.
    6. Покраснение лица сменяется бледностью, желтизной и землистым оттенком кожи. У четвертой части больных наблюдается желтизна склер.
    7. Цвет кожных покровов становится мраморным. Изменение цвета кожных покровов происходит из-за нарушения циркуляции крови.
    8. На коже и слизистых появляются мелкие кровоизлияния и гнойные поражения.
    9. Поражение желудочно-кишечного тракта:
    10. Гепато-лиенальный синдром.
    11. Отсутствие перистальтических шумов, которые свидетельствуют о паралитической кишечной непроходимости.
      1. Дыхательная недостаточность:
    • Увеличение количества дыхательных движений, тахикардия и увеличение артериального давления, возможна остановка дыхания.
    • Что происходит в первичном очаге сепсиса? Еще до развития осложнений на месте первичного очага наблюдаются грануляции, которые начинают кровоточить при прикосновении. Раневое отделяемое имеет гнойный или гнилостный характер. Ткани вокруг очага сепсиса у ребенка приобретают бледноватый оттенок. Если гнойно-воспалительный процесс вызван аэробной инфекцией, то локализацию процесса очень просто определить. При анаэробном сепсисе инфицирование очень быстро распространяется по жировой ткани.
    • Лечение сепсиса у детей основывается на первичной и базовой терапии. Первичные лечебные мероприятия направлены на стабилизацию состояния больного и выполнение диагностических мероприятий. Лечить ребенка необходимо с соблюдением следующих пунктов:

    • поддержка гемодинамики вазопрессинами и глюкокортикоидами;
    • санация очага инфекции;
    • антибиотикотерапия макролидами и цефалоспоринами;
    • респираторная поддержка;
    • коррекция метаболических нарушений;
    • выведение из организма эндотоксинов;
    • коррекция гемостаза.
    • При первых признаках сепсиса у детей следует немедленно обратится за помощью к врачу. Лечение детского сепсиса осуществляется в условиях стационара поскольку оно несет серьезную угрозу для жизни больного. При лечении сепсиса очень часто требуется консультация врачей узких специализаций и фармаколога для выбора дальнейшей тактики лечения, а также минимизации проявлений и последствий сепсиса.

      Профилактические мероприятия

      При получении травм с нарушением целостности кожных покровов для того чтобы не допустить развитие генерализованной гнойно-воспалительной инфекции необходимо проводить первичную обработку раневой поверхности с последующим местным или общим лечением. Очаги локальной инфекции подлежат оперативному вмешательству.

      Реактивный психоз – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психотравмирующую ситуацию. Клинические проявления могут сильно различаться, характерны нарушения восприятия мира, неадекватность поведения, развитие психоза на фоне острого стресса, отражение стресса в картине психического расстройства и завершение психоза после исчезновения травмирующих обстоятельств. Симптомы реактивного психоза обычно появляются вскоре после психической травмы и сохраняются от нескольких часов до нескольких месяцев. Диагноз выставляется на основании анамнеза и клинических проявлений. Лечение – фармакотерапия, после выхода из психотического состояния – психотерапия.

      Реактивный психоз (психогения) – острое психическое расстройство, возникающее при выраженном стрессе, характеризующееся нарушением мировосприятия и дезорганизацией поведения. Является временным, полностью обратимым состоянием. Реактивный психоз имеет сходство с другими психозами, однако отличается от них большей вариативностью клинической картины, изменчивостью симптоматики и высокой аффективной насыщенностью. Еще одной особенностью реактивного психоза является зависимость течения болезни от разрешения психотравмирующей ситуации. При сохранении неблагоприятных обстоятельств отмечается склонность к затяжному течению, при устранении стресса обычно наблюдается быстрое выздоровление. Лечение реактивных психозов осуществляют специалисты в области психиатрии.

      Причины и классификация реактивных психозов

      Причиной развития психогении обычно становится ситуация, представляющая угрозу для жизни больного и его благополучия либо имеющая особую значимость по каким-то причинам, связанным с убеждениями, особенностями характера и условиями жизни пациента. Реактивные психозы могут возникать при авариях, стихийных бедствиях, военных действиях, утратах, банкротстве, угрозе судебной ответственности и других подобных обстоятельствах.

      Выраженность и особенности течения реактивного психоза зависят от личностной значимости психотравмирующей ситуации, а также от особенностей характера пациента и его психологической конституции. Подобные состояния чаще диагностируются у больных с истерической психопатией, параноидной психопатией, пограничным расстройством личности и другими подобными расстройствами. Вероятность развития реактивного психоза увеличивается после черепно-мозговых травм, психического или физического переутомления, бессонницы, продолжительного приема алкоголя, тяжелых инфекционных и соматических заболеваний. Особенно опасными периодами жизни являются пубертатный и климактерический период.

      Различают две больших группы реактивных психозов: затяжные психозы и острые реактивные состояния. Продолжительность острых реактивных состояний колеблется от нескольких минут до нескольких суток, продолжительность затяжных реактивных психозов – от нескольких суток до нескольких месяцев. К острым реактивным состояниям относят реактивный ступор (аффектогенный ступор) и реактивное возбуждение (фугиформную реакцию). В число затяжных психозов включают истерические реактивные психозы, реактивный параноид и реактивную депрессию.

      Затяжные реактивные психозы

      Истерические реактивные психозы

      В рамках истерических реактивных психозов рассматривают истерическое сумеречное помрачение сознания (синдром Ганзера), псевдодеменцию, синдром одичания, синдром бредоподобных фантазий и пуэрилизм.

      Синдромом Ганзера называют реактивный психоз, сопровождающийся сужением сознания и выраженными аффективными нарушениями: тревожностью, дурашливостью, эмоциональной лабильностью. Больные быстро переходят от плача к смеху, от радости к отчаянию. У некоторых пациентов, страдающих реактивным психозом, возникают зрительные галлюцинации. Продуктивный контакт невозможен, поскольку больные понимают обращенную к ним речь, но неправильно отвечают на вопросы («мимоговорение»). Ориентация в месте и времени нарушена, нередко пациенты не узнают знакомых им людей.

      Псевдодеменция Вернике – реактивный психоз, напоминающий слабоумие. Ориентировка в месте, времени и собственной личности нарушена, причем, эти нарушения носят нарочито выраженный характер. Пациент говорит явные нелепости (например, на вопрос «сколько у тебя глаз?» отвечает «четыре»), совершает грубые ошибки при выполнении самых простых заданий (например, пытается надеть обувь на руки, а не на ноги), при этом его ответы и действия всегда соответствуют заданной теме. Наблюдается растерянность, возможны аффективные нарушения. Реактивный психоз продолжается от 1 до 8 недель.

      Пуэрилизм – психогения, при которой поведение пациента становится нарочито детским. Больной с реактивным психозом разговаривает, как маленький ребенок, сюсюкает, играет с игрушками, плачет, капризничает, называет окружающих тетями и дядями, не может ответить на несложные вопросы или отвечает на них с позиции ребенка. Мимика, движения, интонации и особенности построения фраз при данном реактивном психозе напоминают таковые у детей дошкольного возраста. Выявляется сохранение некоторых «взрослых» навыков, например, нанесения макияжа или разжигания трубки.

      Синдром одичания – реактивный психоз, при котором поведение больного напоминает поведение животного. Возникает на фоне сильного страха. Пациент проявляет агрессивность, рычит, бегает на четвереньках, обнюхивает предметы, берет еду из тарелки руками, а не ложкой или вилкой. Синдром бредоподобных фантазий – реактивный психоз, развивающийся на фоне выраженной тревоги и сопровождающийся формированием бредоподобных идей о собственном величии, гениальности, необыкновенных способностях или невероятном богатстве.

      Реактивный параноид – реактивный психоз, возникающий при изменении условий жизни, при недостатке продуктивных контактов с другими людьми, в обстановке, которая представляет реальную угрозу или кажется больному пугающей, опасной и непонятной. Эта группа реактивных психозов включает в себя собственно реактивный параноид, реактивную паранойю и индуцированный бред. Реактивный параноид и реактивная паранойя развиваются в условиях тюремного заключения и плена. Могут наблюдаться при переезде из маленькой деревни в огромный мегаполис. Иногда такие реактивные психозы возникают у глухих, не умеющих читать по губам и оказавшихся в окружении людей, которые не владеют жестовой речью. Риск развития увеличивается при недостатке сна.

      Возникновению реактивного психоза предшествует выраженная тревожность. Больные ощущают беспокойство, чувствуют «надвигающуюся беду». На фоне аффективных нарушений появляются галлюцинации, развивается бред особого значения, преследования или отношения. Сознание сужено. Бред отражает психотравмирующую ситуацию. Пациенты, страдающие реактивным психозом, пытаются убежать и спрятаться, молят о пощаде либо становятся отрешенными, смиряются и обреченно ждут наступления трагической развязки. Некоторые больные совершают попытки самоубийства, пытаясь «уйти от наказания». Реактивный психоз завершается через 1-5 недель, после выхода из психоза возникает астения.

      Реактивная паранойя сопровождается формированием паранойяльных или сверхценных идей, ограниченных рамками травмирующей ситуации. Могут развиваться идеи изобретательства или ревности. У некоторых больных с реактивным психозом возникает убежденность в наличии тяжелого заболевания. Сверхценные идеи конкретные, четко связанные с реальными обстоятельствами. В ситуациях, не связанных со сверхценными идеями, поведение пациента адекватное или близкое к адекватному. Наблюдаются аффективные нарушения, отмечается выраженная тревожность, напряженность и подозрительность.

      Индуцированный бред – реактивный психоз, спровоцированный тесным общением с психически больным человеком. Обычно страдают близкие родственники, эмоционально привязанные к больному и проживающие с ним на одной территории. Предрасполагающими факторами являются высокий авторитет «индуктора», а также пассивность, интеллектуальная ограниченность и повышенная внушаемость пациента, страдающего реактивным психозом. При прекращении общения с психически больным родственником бред постепенно исчезает.

      Реактивная депрессия

      Реактивные депрессии – реактивные психозы, развивающиеся в обстоятельствах тяжелой психической травмы (как правило – внезапной смерти близкого человека). В первые часы после травмы возникают ступор и оцепенение, которые сменяются слезами, раскаянием и чувством вины. Больные, страдающие реактивным психозом, винят себя за то, что не смогли предотвратить трагическое событие и не сделали все возможное для сохранения жизни близкого. Вместе с тем, их мысли обращены не в прошлое, а в будущее. Они предчувствуют свое одинокое существование, появление материальных проблем и т. д.

      При этой форме реактивного психоза наблюдается плаксивость, устойчивое снижение настроения и ухудшение аппетита. Пациенты становятся малоподвижными, сутулятся, подолгу лежат или сидят в одной позе. Движения замедляются, кажется, как будто больным не хватает сил и энергии для совершения простейших действий. Постепенно настроение нормализуется, депрессия исчезает, однако продолжительность реактивного психоза может сильно колебаться в зависимости от характера больного и перспектив его дальнейшего существования. Кроме того, реактивные депрессии могут наблюдаться при продолжительных не разрешающихся травмирующих ситуациях, например, в случае пропажи близкого человека.

      Диагностика и лечение реактивных психозов

      Диагноз выставляют на основании истории болезни (наличие травмирующего события), характерных симптомов и связи между симптомами и психотравмирующей ситуацией. Реактивный психоз дифференцируют с шизофренией, бредовыми расстройствами, эндогенной и психогенной депрессией, маниакально-депрессивным психозом, наркотической или алкогольной интоксикацией и абстинентным синдромом, развившимся после прекращения употребления наркотиков или алкоголя.

      Больных с реактивным психозом госпитализируют в отделение психиатрии. План лечения составляют индивидуально, с учетом особенностей психогении. При возбуждении назначают транквилизаторы и нейролептики. При бредовых идеях также используют нейролептики, при депрессии применяют антидепрессанты. После выхода из реактивного психоза проводят психотерапию, направленную на проработку чувств, возникших в связи с психотравмирующей ситуацией, приспособление к новым условиям жизни и выработку эффективных защитных механизмов, способствующих сохранению адекватности в условиях стресса. Прогноз обычно благоприятный.

      www.krasotaimedicina.ru

      Психоз - собирательное название группы различных психических расстройств.

      Психозом называют явно выраженное нарушение психической деятельности, которое сопровождается грубым противоречием психических реакций и реальной ситуации. Это выражается нарушением восприятия реального мира, дезорганизацией поведения, патологическими расстройствами памяти, восприятия, мышления.

      Причины возникновения

      Психоз может быть вызван внутренними или внешними факторами. К внутренним причинам относятся неврологические расстройства, эндокринные заболевания, провоцирующие развитие эндогенного заболевания. К внешним факторам - инфекционные заболевания (туберкулез, грипп, сифилис, тиф); отравление алкоголем, наркотическими веществами, промышленными ядами; психотравмы, стресс.

      Факторы риска развития психоза: наличие тяжелого хронического или острого психического расстройства (шизофрения, депрессия, мания), перенесенные тяжелые инфекционные или соматические заболевания, интоксикации, травмы и дегенеративные изменения головного мозга. Возможно влияние генетических факторов.

      Психоз проявляется различными изменениями поведения, мышления, эмоций, которые демонстрируют утрату человеком реального восприятия мира.

      Больной находится в угнетенном состоянии, которое сопровождается галлюцинациями и бредовыми высказываниями. Примеры галлюцинаций: разговоры с самим собой, беспричинный смех, прислушивание и замолкание. Признаки бредового поведения: появление скрытности и враждебности, высказывания сомнительного характера (преследование, возвеличивание себя и т.д.).

      Психоз диагностируется с помощью патопсихического обследования на приеме у психиатра. Во время очного приема врач наблюдает за поведением человека, задает ему вопросы на разные темы для оценки его мыслительных процессов, ощущений и чувств. Для установления истинной природы возникновения психоза используются лабораторные и аппаратные обследования.

      Некоторые симптомы психоза являются нормой для детей и подростков. Например, маленькие дети часто имеют воображаемых друзей, с которыми разговаривают, а подростки могут вдруг начать больше спать, что обусловлено физиологическими изменениями в организме. Если у вас есть подозрения в возникновении психоза у ребенка, подробно опишите его поведение врачу-психиатру. При необходимости, он назначит очный прием.

      По происхождению и причинам развития психозы классифицируют на эндогенные, органические, соматогенные, психогенные (реактивные и ситуационные), интоксикационные, абстинентные, постабстинентные.

      По ведущей клинической картине психозы разделяют на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные, и другие, а также комбинации этих форм.

      По характеру течения выделяют реактивные и острые психозы.

      Больной психозом нуждается в госпитализации, так как он не способен оценить степень изменений своей психики, зачастую не контролирует свои поступки и несет опасность для окружающих и самих себя. Окружающие должны вызвать неотложную помощь.

      Лечение начинается с применения антипсихотических медикаментозных средств, которые снижают проявление галлюцинаций и бреда и способствуют более ясному мышлению. Набор и дозировки этих препаратов зависят от причин возникновения психоза и индивидуальных особенностей развития нервной системы.

      На дальнейших стадиях лечение может включать когнитивную поведенческую терапию.

      Большинство пациентов полностью выздоравливают при адекватном лечении и своевременной медицинской помощи. В противном случае психоз может неоднократно повторяться.

      Без лечения психоз может привести к значительному снижению качества жизни человека, а также представлять угрозу для жизни самого больного и окружающих его людей.

      Без адекватной медицинской помощи при психозе повреждаются функции головного мозга, которые со временем усиливаются.

      Имеются данные, что с помощью когнитивно-поведенческой терапии можно снизить вероятность развития психоза у пациентов из группы повышенного риска. К ней относятся.

    Детский психоз - это сложное психическое заболевание, для которого характерно искажённое восприятие реальности, выражающееся в невозможности отделить фантазию от вымысла. Ребёнок склонен давать неадекватные реакции на некоторые бытовые ситуации, что затрудняет его повседневную жизнь. При организации мышления у таких детей происходит сбой, им становится труднее контролировать свои поступки, вписывать их в общепринятые стандарты, принимать адекватные решения и грамотно разговаривать. Психозы среди детей встречаются достаточно редко. Их подразделяют на раннюю (грудные младенцы, дошкольники и школьники) и позднюю стадию (подростки).

    Предпосылками к возникновению детского психоза могут стать самые разные факторы:

    • применение лекарственных препаратов;
    • высокая температура;
    • гормональные сбои;
    • менингит;
    • родовые травмы;
    • интоксикация алкоголем;
    • сильный стресс, психологическая травма;
    • врождённые особенности и пороки развития организма.

    При устранении физической причины заболевания (стресса, например), оно благополучно исчезает. Для этого может потребоваться некоторое время - в среднем, 1-2 недели, в течение которых ребёнок приспосабливается к условиям реальной жизни.

    Психоз может выступать самостоятельным заболеванием и протекать отдельно от других болезней. Такая ситуация характерна для нарушений здоровья ребёнка вследствие родов, неконтролируемого приёма медикаментов, алкогольного отравления.

    Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве.

    Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.

    Симптомы

    Психоз может проявляться по-разному, но основными признаками для его определения служат:

    • наличие галлюцинаций у ребёнка;
    • бред;
    • потеря ясности сознания;
    • сложности при ориентировании в пространстве и времени;
    • проблемы с восприятием собственной личности.

    При появлении галлюцинаций ребёнок видит и слышит то, чего не происходит на самом деле. События интерпретируются им в искажённой форме, малыш может произносить бессмысленные фразы, смеяться над неподходящими вещами, испытывать вспышки беспричинного гнева и раздражения. Такие дети легко включают себя в вымышленный мир сказок и чужих историй. При длительном течении болезни она может накладывать отпечаток на характер ребёнка, его социальное поведение и развитие.

    Дети, страдающие психозом, отличаются вялостью, заторможенностью, пассивностью, отсутствием инициативы. Ребёнок проявляет эмоциональную скупость и со временем всё больше замыкается в себе. Могут развиться интеллектуальные нарушения, а процесс мышления носит нецеленаправленный и бессодержательный характер.

    Одной из разновидностей недуга является реактивный психоз, или психогенный шок. Он возникает после пережитой психологической травмы, сильного эмоционального потрясения ребёнка. Со временем проявления этого заболевания ослабевают, но остаётся связь характера травмы и проявлений психоза.

    К проявлениям болезни также относят аутизм и детскую шизофрению.

    Врачи сходятся во мнении, что проявление болезни становится более явным после освоения ребёнком речевых навыков. Хотя в ряде случаев о наличии психоза могут говорить явные поведенческие расстройства.

    Диагностика психоза у ребёнка

    Диагностика заболевания у ребёнка длится несколько недель и даже месяцев. За это время за здоровьем и поведением малыша тщательно следят несколько специалистов, в том числе, педиатр, невролог, лор, ортопед, логопед. Оценивается физическое и психологическое поведение ребёнка за весь промежуток обследования. Тестируются способность слышать, мыслить, говорить.

    Если выявлено, что в основе психоза лежит причина физической природы, задачей

    Осложнения

    Затяжной психоз может сделать ребёнка замкнутым, необщительным, раздражительным, т.е. могут появиться нарушения в формировании социальных навыков поведения, восприятия себя как отдельной личности, меняется характер. Развиваются навязчивые движения, иногда дети подолгу повторяют одни и те же фразы.

    Детский психоз чреват расстройствами интеллектуального развития ребёнка, сбоями в процессах мышления и речи, вспышками агрессии.

    Лечение

    Что можете сделать вы

    Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность. Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша.

    При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.

    При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

    Что делает врач

    Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

    Профилактика

    Главной мерой профилактики детских психозов является работа с причинами, их вызвавшими. Важно избегать повторения травмирующих ситуаций. При устранении фактора, запускающего развитие психоза, ребёнок постепенно идёт на поправку, его поведение меняется, нарушения ослабевают.

    Важно создавать в семье благоприятный климат для гармоничного развития ребёнка, защищать его от травмирующих психику происшествий и стрессов. Воспитание детей должно основываться на последовательности, а общение с ними должно происходить без повышения тона, грубых слов и физических наказаний.

    Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

    Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

    Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

    Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

    Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

    Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

    Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

    Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

    Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

    Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

    К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

    Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

    Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

    Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

    У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

    Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

    Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

    Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

    Симптомы психозов у детей

    • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
    • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
    • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
    • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
    • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

    Периодические и эпизодические психозы

    В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

    При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

    При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

    Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

    Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.