Характеристики и свойства

Социальная работа с семьями, имеющими детей – инвалидов. Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Введение

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но vбольшей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

Рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;

Охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;

Раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.

Предметом -является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов

Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В данной курсовой работе были использованы работы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

1.1. Причины, приводящие к инвалидности.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997. - Т. 2.

Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);

ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;

ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7% - мальчики, 42,3% - девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа - дети 10-14 лет (47,1%), вторая по численности - дети 5 - 9 лет (29,4%) и дети в возраскогда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14%).

Инвалиды детства в РФ составляют более 12% от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет - 55,6%.

В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983- 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.

Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского - «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид - человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества. Основы социальной работы. - М., 1998. с. 109

Такой подход необходимо учитывать при организации социальной работы, которая должна быть направлена на самоопределение человека с ограниченными возможностями (ОВ) и стремление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и

МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60%) - это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы). За последнее время, по данным государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается рост врожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20%), заболеваний опорно-двигательного аппарата (9-10%), нарушений зрения и слуха (17%).

У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.

Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервнопсихического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 -40% случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.

Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995 - 1997 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, не уменьшилась (из государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации»).

Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.

Огромное значение для нормального вынашивания беременности и рождения здорового ребенка имеет нервноэмоциональное и физическое перенапряжение.

Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей (по: «Проблемы семьи и детства в современной России» - растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000. с. 65

1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОБ в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15% родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. - М., 1992.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М., 2002. с.115

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со сторолы окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школахинтернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002. с. 99-105

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) - стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

1.3. Социальная защита детей-инвалидов

Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них - дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 1994 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5% - с нарушениями умственного и психического развития; 20% - с соматической патологией; 9,6% - с нарушением зрения; 14,1% - с нарушением слуха. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. - Калуга, 1997. с. 45-48.

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростковин-валидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д.

В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.

Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов.

2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости - работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией. Основы социальной работы. - М., 1998. с. 66.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста - материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации - снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.

Соседи - частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Основные льготы и преимущества:

Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);

дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;

50% скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;

50% скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;

согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30% на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.

Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя - при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3. с. 60-65

2.2. Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок - мать - семья» (мать - отец, мать - ребёнок - инвалид, мать - здоровый ребёнок, отец - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ребёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.).

Микросистема функционирует в контексте экосистемы - это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи - они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям.

В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод - инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима. Антонов А. И. Семья - какая она и куда движется // Семья в России. - 1999. - № 1-2. - С. 30-53.

Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи - состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу.

Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений. Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.

«Обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья - это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).

Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50% случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности». Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997

Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении - забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.

Заключение

Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое реабилитационное оборудование и авто-транспорт.

Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь]

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Кроме того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация

Социальная работа с наркоманами

На общегосударственном уровне в Швеции наиболее заметной организацией выступает Цен­тральный Союз по антиалкогольному и антинаркологиче­скому просвещению. Основная работа по борьбе с наркоманией ведется на уровне губерний и коммун. В коммуне к подобной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, народного образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединœения и частные лица, на­учные институты. В этой схеме головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления , в соста­ве которой находится специальное подразделœение по про­тиводействию распространению наркомании. К задачам группы относится координация усилий государственных и общественных структур, выработка те­кущих и перспективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа. Непосредственная помощь наркоманам осуществляет­ся через межрайонные группы. В обязанности группы входит выявление лиц, имеющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуальных, так и коллективных, распространение антинаркотической пропаганды. Создаются так называе­мые наркопатрули, которые в вечернее время, в выходные и празд­ничные дни вместе с полицейскими посœещают вокза­лы, места общественного пользования, дискотеки, неблаго­получные в криминогенном отношении кварталы, места традиционного сбора молодежи, школы, общежития, районы, населœенные иммигрантами. Ведётся разъяснительная работа͵ с целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу. При направлении в медицинское учреждение строго соблюдается принцип добровольности. Межрайоннные группы проводят систему мероприя­тий по социальной реабилитации наркоманов. Им оказывается помощь в адаптации к нор­мальной жизни, приобретении профессии, трудоустройст­ве, преодолении психологических трудностей, в решении жилищных вопросов.

Эксперты, привлекаемые социальны­ми службами, ведут лекционно-разъяснительную деятель­ность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях, издают пропагандистскую литературу. Также эта работа ведётся и среди родителœей, ко­торым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о нар­котических средствах, навыки оказания неотложной помо­щи в экстренных случаях.

Результатом усилий в данном направлении является дос­тижение такого положения, когда ребенок-инвалид спосо­бен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) принято понимать трудо­вая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная спо­собность и др.
Размещено на реф.рф
Обучение в ряде стран мира проходит в спецшколах или спецклассах обычных школ, а иногда обучение проводится на дому.

Главная цель – научить ребенка инвалида основам грамоты и счета͵ двигательных и социальных навыков: одевание, умение пользоваться столовы­ми приборами, умывание, обращение с деньгами, покупки, приготовление, пользование банками, телœефоном и транс­портом. Вместе с тем, ученики имеют возможность изучать академические дисциплины и готовиться к рабочей жизни.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их реаби­литация не ограничивается только возможностями школы. Так, в Болгарии, Венгрии, на Кубе организованы дневные реабилитационные стационары , в которых обеспечены ус­ловия для проведения комплекса реабилитационных меро­приятий и необходимые условия для досуга детей.

В целях профессионального обучения и переобучения организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделœения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, нужномный труд.

Социальные службы , организующие и осуществляю­щие социальную реабилитацию детей-инвалидов, руково­дствуются основными принципами :

Как можно более ранее начало осуществления реа­билитационных мероприятий;

Непрерывность и этапность их проведения;

Комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психоло­гического, профессионального, социально-бытового, тех­нического аспектов;

Индивидуальный подход к определœению объёма, ха­рактера и направленности реабилитационных мероприя­тий.

Особое место в деятельности социальных служб зани­мает помощь семьям, в которых воспитываются дети-инва­лиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в т.ч. медицинских, экономических, проблем воспита­ния и ухода за больным ребенком, психологических, про­блем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями установления и поддержания контакта с ним, приобретения специального оборудования, социаль­но-профессиональных проблем (смена места работы и ха­рактера труда с учетом интересов больного ребенка, фор­мирование специфического уклада жизни семьи) и других. Учитывая зависимость отконкретного содержания проблем в какой-либо семье социальные работники составляют и реализуют программу помощи в их решении.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация" 2017, 2018.

В мировой практике социально–правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально – волевой сфер, у которых неизбежно ограничены индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Рабочая группа Комиссии по правам человека, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единственному выводу о необходимости использования термина «дети с ограниченными возможностями», поскольку он более глубоко и научно определяет способность человека, отличной от нормальной, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Жизнь таких детей отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями.

В связи с этим мы предлагаем следующую типологию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями:

1.Семья с плохо слышащими и глухими детьми.

2.Семья со слабовидящими и слепыми детьми.

3.Семья, имеющая детей с психическими и эмоциональными патологиями.

4.Семья с детьми, имеющими физические нарушения.

5.Семья, имеющая детей с множественными нарушениями и патологиями.

Поскольку, как отмечают специалисты, практически любые тяжелые инвалидизирующие заболевания у ребенка при недостаточном или неадекватном лечении могут привести к отставанию в умственном развитии, сегодня одним из актуальнейших направлений социальной работы является создание, с последующим внедрением в практику, специальных технологий, направленных на различные типы семей с детьми–инвалидами.

Социальная поддержка таких детей и их семей считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах:

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах инвалидов;

Декларация о правах умственно отсталых лиц;

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;

Конвенция о правах ребенка.

Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с какими-либо нарушениями, в зарубежной литературе группируются вокруг трех основных тем:

Анализируется внутрисемейная компетентность родителей в обращении с ребенком, социальные контакты семьи как целого;

Изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессиональной поддержки;

Отношения в семье, в зависимости от вида и тяжести отклонения;


Семья рассматривается как единое целое по ее индивидуальным характеристикам: величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношениями.

Можно констатировать факт, что в отечественной научной литературе проблема взаимоотношений родителей с детьми – инвалидами не получила пока широкого изучения и освещения. Однако современные социологи в своих исследованиях все чаще поднимают данную проблему и пытаются по-новому взглянуть на сложившуюся в семьях особого социального статуса ситуацию.

В нашем государстве дети-инвали­ды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умствен­ного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умствен­ного развития обучаются в специализированных школах-интер­натах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматиче­скими нарушениями проживают в домах-интернатах системы со­циальной защиты населения.

Нормативно-законодательной базой для обеспечения социальной помощи детям с ограниченными возможностями является Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России». Она предусматривает ком­плексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. В ней поставлены следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершен­ствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обес­печение детей техническими средствами для бытового самообслу­живания; укрепление кадров с систематическим повышением ква­лификации, укрепление материально-технической базы (строи­тельство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспе­чение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В ряде регионов создавались квотированные рабочие мес­та для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростков-ин­валидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д. В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приоста­новлено строительство новых детских домов.

Как показывает практика, достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями проживают в своих семьях. Вся социальная работа с такими семьями преимущественно сводится к оказанию социально-психологической поддержки и проведению коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Основное назначение социально-психологической поддержки состоит в следующем:

Психологической помощи в сохранении и укреплении позитивной нравственной личности;

Усилении ее социально ориентированных целей, ценностей, субъективных отношений к другим;

Определение меры и формы социальной активности;

Создании условий для личностного роста и укрепления социальных связей.

Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что социально-психологическая поддержка направлена на оказание помощи семье в социализации ребенка с ограниченными возможностями. Исследователи выделяют три направления осуществления социально-психологической поддержки: информационную и посредническую; эмоциональную поддержку и поддержку активности. Такую поддержку оказывают различные квалифицированные специалисты, в том числе и специалисты по социальной работе. С их помощью родители получают информацию о заболевании и возможностях его лечения, о нужных эффективных лекарствах, обучаются специальным навыкам по уходу за ребенком. Помощь социального работника носит в большей степени эмоционально-поддерживающий характер, чтобы содействовать более спокойному оцениванию ситуации и усилению адекватности восприятия ее.

В дальнейшем специалисты оказывают психологическую поддержку активности родителей и вместе с ними дают оценку предпринимаемых действий. Как показывает практика, семьи данной категории после получения социально-психологической поддержки либо мобилизуют внешние и внутренние источники развития и преобразования сложившегося положения, либо мирятся с ним. Деятельность специалистов по расширению информированности о возможностях реабилитации ребенка-инвалида не всегда находит поддержку в семье. Отсюда задача социального работника состоит в поддержании мотивации родителей активно заниматься своим ребенком. Родители должны направить свою активность на формирование у детей способности к самостоятельной жизни, свободной от полной зависимости от родных в бытовом и материальном плане. Все это необходимо делать для того, чтобы создать для ребенка-инвалида условия социального выживания, когда близких уже не будет рядом.

К основным коррекционно-реабилитационным мероприятиям в рамках социальной работы с семьями с детьми-инвалидами также следует отнести медико-социальную помощь. Медико-социальная реабилитация де­тей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс­ной, включать медицинские, психолого-педагогические, профес­сиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Цель данной реабилитации - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно ра­ботать.

В настоящее время существует множество очевидных трудностей, повлиявших на состояние медико-социальной помощи. Нет достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государ­ственных органах социального обеспечения, ни в обществе инва­лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга­низаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде це­лей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль­ной реабилитации.

Однако современный подход к организации социальной работы с детьми данной категории ориентирован на участие семьи в меди­ко-социальной работе, что является не менее важным условием для успешной реализации реабилитационных мероприятий, чем специали­зированное лечение. Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавлива­ется на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тя­желые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

В подобной ситуации возрастает роль социального работника, который является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъек­тами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юриди­ческой, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по при­обретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Помимо социального работника с семьями данной категории работают множество специалистов и государственных учреждений. Например, психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологиче­ского состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости - работой с окружающими. Органы народного образования проводят обучение ребенка (со­ставление и коррекция индивидуальных программ, анализ каче­ства, организация общения ребенка со сверстниками), занима­ются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудо­устройства, оформлением в специализированные учреждения. Органы здравоохранения берут на учет, составляют характери­стики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудо­устройству, санаторно-курортному лечению, оформлению доку­ментов, по медицинской технике, оформлением в специализиро­ванные учреждения, реабилитацией.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра про­фориентации (профориентация ребенка с ограниченными воз­можностями). Юристдает консультации по вопросам законодательства и пра­ва, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической за­щите, вопросам трудоустройства и организации семейных пред­приятий. Благотворительные организации, включая общество Красного Креста - материальная, натуральная помощь, организация об­щения; торговые организации - снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др. Городская и районная исполнительная властьзанимается орга­низацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилита­ционных центров.

Соседи -частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь. Профсоюзы, турагентстваорганизуют отдых и оказывают ма­териальную помощь. Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными се­мьями для совместного решения проблем. Предприятия работающих родителейоказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют непол­ный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имею­щим детей-инвалидов. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалида­ми, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Основные льготы и преимущества:

Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

Бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основа­нии документов ребенка об установлении инвалидности. Родите­лям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социаль­ной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;

50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;

50 % скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;

Согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

Согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.

Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда соци­ального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в ме­сяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнитель­ных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформля­ются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об уста­новлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Ра­ботающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнитель­ные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родите­лей указанные дополнительные выходные дни в календарном ме­сяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся допол­нительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки пре­доставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя - при обращении с заявлением о пре­доставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Сум­мирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, пре­доставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более ме­сяцев не допускается.

Несмотря на существующее законодательство, следует отметить, что предпочтение в социализации ребенка-инвалида отдается все-таки семье, нежели государству. Нельзя рассматривать ребёнка с ограниченны­ми возможностями в отрыве от семьи, и поэто­му надо воспринимать все типы ролей и меж­личностных взаимоотношений в связи «ребё­нок - мать - семья» (мать - отец, мать - ребёнок - инвалид, мать - здоровый ребёнок, отец - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ре­бёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребё­нок). Эта микросистема находится в постоян­ном взаимодействии с другими микросистема­ми (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.). Микросистема функционирует в кон­тексте экосистемы - это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы.

Значительная со­циальная, психологическая и практическая по­мощь может быть оказана семьям детей-инва­лидов группами поддержки. Такие группы мо­гут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктив­ные инициативы во властные структуры. Ассо­циации родителей детей с ограниченными воз­можностями не только имеют большое значе­ние в поддержке семьи - они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям. В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосред­ственно, но которые могут опосредованно ока­зывать воздействие на семью: средства массо­вой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система об­разования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и полити­ческие факторы. Это и влияние широкого со­циального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смот­рят на инвалидность своего ребёнка. Это и ха­рактер, и уровень ресурсов семьи. Это и со­стояние экономики, и политическая атмосфе­ра региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимае­мых в интересах инвалидов и их семей. Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию се­мьи, а, с другой стороны, нужно создать усло­вия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными воз­можностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстри­ровать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в се­мье может быть выработана единственно пра­вильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в раз­витии ребенка. Подводя итог сказанному, можно сде­лать вывод - инициатива реабилитации ребён­ка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль обще­ственных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.

Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограничен­ными возможностями и семьи - состыковка нисходящих и восходящих программ реабили­тации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролиру­ется главным образом государством. Она ориен­тирована на долгосрочное исполнение и зачастую не учитывает конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия ме­тодологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу. Отсутствие общегосударственного под­хода в реабилитации семьи не стимулирует за­интересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инва­лидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социаль­ных работников и представителей обществен­ных объединений. Это превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисхо­дящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспече­ния; стимулирование усилий семьи по реаби­литации ребенка-инвалида; интеграция инва­лида и его семьи в жизнь местного сообщества.

Таким образом, все социальная работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, должна быть скоординиро­вана таким образом, чтобы помочь детям и их семьям поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов се­мьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребен­ка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении - забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, систе­мы социальной защиты населения. Сами роди­тели, общественные организации и объедине­ния должны воспитывать в обществе стремле­ние морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способст­вовать устранению всех препятствий, мешаю­щих успешному социальному развитию, обуче­нию, социальной адаптации и интеграции ре­бенка-инвалида.

Введение

В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества является восстановление детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной и общественной жизни общества.

Сегодня дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.

Под понятием «инвалидность» (от лат. invalidus) понимается «постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм.»

Инвалидность – понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Различают в зависимости от степени потери трудоспособности, три группы инвалидности. Первую группу устанавливают тем, у которых наступила полная потеря трудоспособности и, которые нуждаются в постоянном уходе, помощи и надзоре. Вторую группу определяют тем, у которых наступила полная нетрудоспособность, но они не нуждаются в постоянном постороннем уходе. Третью группу инвалидности определяют людям со значительными ограничениями возможностей деятельности и самообслуживания.

Инвалидность с детства устанавливают, когда она наступила до достижения ребенком 16 летнего возраста. Если раньше, то инвалидность устанавливается в связи с общим заболеванием или увечьем.

Эта классификация инвалидности положена в основу законодательства РФ, определяющего право, характер и объем социально-медицинского обеспечения.

В последнее десятилетие в связи с увеличением доли детей – инвалидов в составе населения страны активно обсуждаются различные аспекты проблем их медико-социальной реабилитации.

Как известно, с ухудшением общего состояния здоровья, снижаются резервные возможности организма, меняется характер человека. Современное общество ставит перед собой целью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Осознание своей неполноценности детьми – инвалидами делает их более уязвимыми и беззащитными. Поэтому одной из важнейших задач социальной работы с детьми – инвалидами является их не только социальная, но и медико-психологическая реабилитация

Целью настоящей работы является изучение особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в сфере здравоохранения.

Для достижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:

1. Изучение правовых основ законодательства по социально-медицинскому обеспечению и реабилитации детей инвалидов;

2. Изучение социальных проблем детей – инвалидов.

3. Выявление особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения.

Объект исследования – дети – инвалиды.

Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми инвалидами в учреждении здравоохранения.

Методы:

изучение законодательства и литературы по данной проблеме;

анализ документов.

1. Теоретические основы социальной работы в учреждениях здравоохранения

1.1 Сущность социальной работы

Социальная работа – это «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц».

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов – людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Итак, социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.

Основными субъектами социальной работы являются социальные работники – люди, профессионально осуществляющие данную работу. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией.

Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

– высокий уровень интеллектуального развития;

– хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

– способность проявлять терпимость;

– настойчивость;

– способность помогать людям в трудных ситуациях;

физическая сила, выносливость;

– способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

– здравый смысл, умение четко мыслить;

– чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

  1. Социальная работа с различными группами населения

    Учебное пособие

    По направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) Под редакцией доктора педагогических наук , профессора Н.Ф.Басова Авторы: Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук , редактор, введение...

  2. Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА под редакцией профессора , доктора педагогических наук В. И. Виленского Рекомендовано... и спорта среди инвалидов направлено на повышение их... учебной работе . Контрольные вопросы 1. Понятие о социально -биологических...

  3. Методические рекомендации по написанию рефератов курсовых и дипломных работ

    Методические рекомендации

    Р. В. (Глава III) Под редакцией доктора педагогических наук , профессора Р. В. Якименко Рецензенты: доктор педагогических наук , доцент И. В. Балицкая; кандидат педагогических наук , доцент Н. Н. Лысенко Содержание...

  4. Документ

    Статей Под редакцией доктора филологических наук , профессора ... инвалида и выплачивается для инвалидов ... социально -педагогической компетентности практически отсутствуют, можно выделить лишь работу Н.Ю. Клименко. Она выявила, что социально -педагогическая ...

  5. Наука и общество проблемы современных исследований

    Документ

    Статей В двух частях Под редакцией доктора филологических наук , профессора А. Э. Еремеева Часть... компания держит инвалидов в штате, а работы выполняют... и организация социально -культурной деятельности (педагогические науки ). Автореферат диссертации...