Характеристики и свойства

Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы. Система органов внешних сношений. Внешняя политика – цель или средство

Внешняя политика государства - это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики.

Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене.

Функции внешней политики :

1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.

2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.

3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований , политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.

Целями внешней политики являются:

1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности.
2. Реализация задач, обусловленных системой международных связей.
3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Формы осуществления внешней политики:

Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.
. Налаживание союзнических отношений между государствами.
. Участие в деятельности международных организаций . Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.

Средства внешней политики бывают:

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

Цели внешней политики государства определяются национальными (национально-государственными) интересами, т.е. интересами государственно-организованного сообщества как субъекта политики (нации).

Политический интерес означает притязание субъекта (личности, группы или организации), основанное на осознании им своих потребностей.

Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством.

Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть.

Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства.

Коренной интерес включает:

1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства);

2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей);

3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира).

Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает:

1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства);

2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации);

3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны);

4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире).

Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения - это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим является взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств. Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.

Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов. Схематично внешняя политика государства может быть охарактеризована следующим образом:
1. Взаимодействие как минимум двух сторон.
2. Деятельные субъекты - народы, государства, общественные движения.
3. Обусловленность широким спектром международных норм и ценностей
Цели внешней политики государства:
1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса.
2. Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

На состояние международных отношений влияют следующие факторы:
1. Мировая финансово-экономическая ситуация.
2. Военно-стратегическая ситуация.
3. Воздействие отдельных государств.
4. Влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обуславливает целый ряд факторов. Главным среди них является военный потенциал, который отражает могущество страны и во многом определяет соответствующее положение ее на международной арене.

Однако это не единственный фактор. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, темп поступательного развития страны, гарантирующий финансово-экономическую безопасность граждан, а также способность страны оказывать влияние на мировой арене.

Деятельность государства по достижению поставленных целей на международной арене опирается на различные ресурсы, которые концентрируются в определенных сферах внутренней и внешней деятельности: политические, экономические, военные, информационно-пропагандистские, научно-технические.

N К политической сфере относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимыхс позициймеэюдународного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде визитов, переговоров, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономическая сфера внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за пределы страны. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военной сфере внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, опыт успешных военных действий, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военная мощь может использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек.

Информационная сфера включает в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечивают доверие со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Сфера науки, культуры и спорта всегда была предметом особого внимания во внешней политике государств. Достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Неслучайно сотрудничество представителей разных народов в этих областях достигло очень высокого уровня при необходимости сохранять право на ноу-хау.

Громадное воздействие на принятие политических решений оказывает личное общение лидеров, сфера личностных связей. Этим обусловлено то внимание к саммитам руководителей ведущих стран мира, которое демонстрируют специалисты в области международной политики.

Вместе с тем сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более заметную роль в международных отношениях начинают выполнять международные организации. Они подразделяются на межгосударственные (или межправительственные) и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, и обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Неправительственные организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, т.е. включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Число международных организаций постоянно растет. Они охватывают самые разные аспекты международных отношений: экономический, политический, культурный, национальный.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в человеческой истории организационным механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной политики. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В последние годы огромное влияние на мировой арене приобретают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют естественно-исторические процессы, от научного понимания которых во многом зависят успехи и поражения государств на мировой арене.

Введение

политика международный глобальный

Как известно, ни одно национальное государство не может развиваться вне связи с другими странами, народами. Необходимо отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Очевидно, что внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Так как в современности связи между странами всё более расширяются, вопрос проведения подходящей для каждого конкретного государства внешней политики становится всё более актуальным, что представляет интерес для автора этой работы.

Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т.е. непосредственных её участников.

Таким образом, решив в процессе работы над темой поставленные и задачи, представляется возможным сделать и ряд важных выводов по вопросу внешней политики, в том числе внешней политики Российской Федерации.

Внешняя политика государства

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой». Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию и

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями «национальный» и «государственный» интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

России осуществляется одновременно с развитием общества в целом. Так, после того, как прекратил свое существование СССР, начался совершенно новый этап во взаимодействии нашего государства с другими странами мира. И уже к январю 1992 года Россия была признана 131 государством.

История внешней политики России сегодня основывается на выборе основного приоритета - создании СНГ как новой формы равноправного и добровольного сотрудничества бывших республик СССР. Соглашение о формировании данного Содружества было подписано 8 декабря 1991г. в Минске, а в январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Однако сегодня несколько утратило свою актуальность, и одновременно стали терять ценность документы, которые были приняты координирующими органами, начиная от урегулирования вопросов сотрудничества по экономическим вопросам до Достаточно тревожным стал процесс распада тех которые действовали до прекращения существования СССР.

Внешняя политика России в последние годы направлена на улучшение отношений с Грузией, Казахстаном и Узбекистаном. Наше государство стало единственным участником осуществления миротворческих задач в так называемых «горячих точках» СНГ (в Грузии, Молдавии и Таджикистане).

В последнее время сложились достаточно сложные и запутанные взаимоотношения с Украиной. Дружба, сотрудничество и союзнические связи соответствуют интересам народов этих двух стран, однако амбициозность и взаимное недоверие конкретных политиков данных государств постепенно привели к продолжительному застою в их отношениях.

Концепция внешней политики России основывается на следующих приоритетах:

Место РФ в изменчивой ситуации. Так, после с дальнейшим созданием СНГ для нашего государства сложилась совершенно новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие перемены геостратегической и геополитической обстановки выдвинули требование переосмысления роли и места России в системе отношений на международном уровне;

Внешняя политика России в значительной степени находится в зависимости от внешних факторов, которые ослабляют позиции государства на международной арене. В рамках современной геополитической ситуации наше государство столкнулось с огромным количеством проблемных вопросов. Из-за изменений в политической, экономической и идеологической ситуации в РФ резко снижается ее внешнеполитическая активность.

От сокращения существенно пострадала обороноспособность государства, вследствие оно было отодвинуто в сторону северо-востока, при этом потеряв торговый флот, около половины морских портов и прямой выход на Западе и Юге к морским путям.

Внешняя политика России осуществляется в направлении интеграции нашего государства в рынок мирового уровня и гармонизации политической направленности курса с политиками ведущих держав мира.