Методики развития

Как развивать память и лучше запоминать взрослому. Как улучшить слуховую память. От чего зависит эффективность развития памяти и внимания?

Память является малоизвестной функцией человеческого мозга. Не смотря на то, что ученые с каждым днем продвигаются все дальше и дальше, пока не нашлось объяснения, почему одни лучше других могут пользоваться этим столь малоизученным инструментом. Но все же доказано, что благодаря тренировкам и упражнениям для памяти, достичь хороших результатов может даже тот, кто ранее за собой не замечал каких-либо способностей. Методы тренировки памяти, которые способствуют улучшению запоминаемости информации, различны.

Через некоторое время она оказывается в роли певицы. Вот выбор: это зависит только от вас, если вы делаете то, что действительно хотите, или вещи, основанные на общих принципах и ценностях. Основные выводы просты, и вы, вероятно, изложили их сами. Делать что-то на месте сосредоточиться на настоящем действии, а не на прошлое или будущее, не заставляют вас делать то, что, по вашему мнению, не будет представлять. Вы должны иметь в виду, что упражнения являются общими, и со временем вы разработаете и задумаете свой собственный набор упражнений в соответствии с вашими собственными потребностями и восприятиями.

В истории есть немало известных личностей и выдающихся , которые без всяких тренировок могли запомнить с первого раза информационные объемы, непостижимые простым людям. Но тут стоит выделить определенные закономерности. Обычно человеческий мозг сразу может хорошо запомнить только интересующую информацию своего хозяина. Когда интерес к информации лежит в областях основополагающих, таких как жизнь, профессия или здоровье, это надолго задержится в его суперпамяти.

Начнем с нескольких простых простых упражнений. Каждый из нас полагается более или менее на одного из них. Большинство людей зависят от глаз, слышат и чувствуют тактильность, поэтому на этих чувствах будет больше примеров. Отметьте точку на стене и удалите около 1-1, 5 м и зафиксируйте ее своими глазами. Обратите внимание не менее 20-30 минут. Упражнение выше ладони, но с закрытыми глазами и попробовать на этот раз, чтобы почувствовать поверхность руки и ничего другого. Прикоснитесь к точке справа и попытайтесь воспринимать точно такое же чувство в том же месте слева. Держите упражнение в течение 10-15 минут. Остановись и попытаться ощутить все запахи из комнаты, все запахи смеси по отдельности в месте, где нет очевидно запах не пытаются идентифицировать запахи.

  • Оставьте любую мысль, чтобы бегать вокруг вас, не пытаясь ее развить.
  • Это верно для всех видов упражнений по наблюдению.
  • Старайтесь мигать как редко или вообще нет.
  • Сделайте то же самое для сердца или ушей, локти.
  • Идите в парк или в другое место в природе и позвольте себе все услышать.
  • Попытайтесь отделить звуки и индивидуализировать их.
  • Это должно звучать не очень близко к вам.
  • Другими словами, попробуйте почувствовать «ничего».
  • Они должны ощущаться в вашем рту не задумываясь!
Упражнения, описанные выше, будут в первую очередь затрагивать вашу концентрацию и внимание.

А когда интерес минутный, естественно, по истечении короткого срока воспоминание воспроизвести будет практически невозможно. Люди, которые максимально погружены в определенную проблему имеют отличную память. Это касается таких гениев как Македонский или Наполеон. Они не видели вокруг себя ни чего кроме собственных армий. Еще это можно отнести к людям, имеющим в психике небольшие отклонения. Этим людям присущи способности к концентрации внимания в узком направлении.

В то же время это помогает вам развить свои чувства, как вы уже думаете, понимаете. Они просты, и вам нужно выделить всего 30 минут один раз в день, чтобы пройти через них. Вы также можете делать это, как многие из них предлагают, в движении, в природе, идя на работу.

Имейте в виду: пусть ваши мысли бегут рядом с вами, когда вы выполняете упражнения, поэтому ваше внимание может быть сосредоточено в основном на работе, которую вы делаете. Да, это только для тех людей, которые действительно хотят обучить их внимание и способность сосредоточиться. Это сложно, но взамен может привести к удивительным результатам. Часов, наконец, может быть достаточно, и ваша профессиональная и личная деятельность может значительно улучшить ситуацию.

Лучше всего мозг человека запоминает неожиданные, ярко выраженные моменты, явления или предметы . И не требуется при этом тренировать память, а в большинстве случаев они могут даже не иметь к человеку, ни какого отношения. Потом спустя большой промежуток времени сами по себе всплывают в памяти. Развитие памяти у взрослых часто происходит в обыденных бытовых ситуациях повседневной жизни. К этому относится запоминание необходимых покупок в магазине, даты дней рожденья родственников и многое другое. Чаще всего суперпамять наблюдается у детей.

Тренер Экстремальное обучение, путь к совершенству. Выберите несколько вещей из дома, покажите это ребенку. Настройте 3-4 объекта для воспроизведения. Затем поместите их на коврик или на стол. Попросите ребенка закрыть глаза, пока вы берете один из этих предметов по очереди и прячете их под большой тряпкой или под скатертью. Спросите, какой объект, из того, что вы видели раньше, отсутствует в строке. Если вы хотите, чтобы маленький учился еще более новым вещам, выберите некоторые объекты, которые попадают в определенную категорию.

Это простая игра, но она будет способствовать развитию памяти и внимания. Вот игра, полезная в развитии памяти и словаря вашего «карлика». Возьмите их и приклейте их на куски картона, сделав флеш-карты. Поговорите с ребенком о каждом из объектов, показывая их на флеш-картах. Затем попросите его показать вам одно из того, о чем вы ему рассказывали, упомянув его имя. Если этого не произойдет, снова покажите флэш-карты.

Когда не получается вспомнить, к примеру, место положения определенного предмета, необходимо постараться вернуть в памяти тот день, в который была спрятана эта вещь. Можно попробовать вспомнить даже время по часам, после чего память сама дополнит цепь нужных воспоминаний. Это так называемое воспроизведение по слоям. Законов памяти существует еще множество, но для определенного человека или конкретного случая действуют они по-разному. Все тренировки внимания и памяти построены именно на таких принципах, как значимость, яркость, воспоминание по слоям и концентрация.

«Игра памяти с сердечками»

Приобретите или сделайте себе деревянное сердце. Нарисуйте их следующим образом: одна из девушек будет розовой, а другая будет красной. На цветной стороне в красном вы напишите небольшое сообщение с маркером или корректирующей пастой. Для лучшей фиксации письма распылите сердца с помощью небольшого аэрозоля на основе акрила. Правила игры очень просты. Тот, кто не найдет пару, станет турне. Выиграйте большинство пар.

Во-первых, вы получите крышки от ящиков. На них вы будете придерживаться разных наклеек, заботясь о том, чтобы у вас было достаточно пары. После нанесения изображений на все крышки, разложите их на плоской лицевой стороне вниз. Скажите ребенку, что ему придется положить крышки на лицо, чтобы он мог найти одинаковые палочки, образуя пары. Каждая идентифицированная пара будет размещаться отдельно. Он выиграет тот, кто сумел получить большинство пар.

Популярные методы тренировки памяти

Упражнения для памяти приводят к ошеломляющим результатам, особенно какие-то конкретные. Но тренировки не всегда сводятся к определенным упражнениям. Чтобы воспоминание оставалось в голове дольше, можно попробовать изменить собственное восприятие к информации. Если в памяти остались еще из школьного урока пифагоровы штаны, а их забыть нелегко, то опираясь на них, можно вспомнить и весь тот самый далекий урок. Этот метод всегда поможет, если нужно запомнить сложное правило.

Это игра, подходящая для детей старше 4 лет, которые уже знают буквы алфавита. Мы покажем ребенку содержимое сундука, затем мы его закроем, и мы приведем еще одну пустую. «Миссия» будет искать объекты, идентичные или похожие на те, которые были замечены в первом сундуке, и поместить их во второй, стараясь следовать порядку первого. Если мы хотим сделать игру более сложной, мы можем увеличить количество объектов, ограничить время хранения или определить продолжительность восстановления.

Отложите несколько пар игральных карт. Затем поделитесь ими с игроками. После этого они будут повернуты лицом вниз, смешанным и случайным образом помещенным между ними. Цель игры заключается в том, чтобы участники воссоздали пары. Первый игрок сможет вернуть две карты на лицо, которые он будет размещать где-то. Остальным придется внимательно смотреть на них. Второй попытается найти эти пары, и если ему это не удастся, ему придется пропустить следующую попытку. Тот, кто сначала идентифицирует пары, сможет отложить их, встать с места и сохранить их.

Чтобы легче было запомнить сложный термин, для него можно придумать любое прозвище, запомнить пару строф, содержащих суть теоремы, рифмованно, тогда вспомнить будет легче и быстрее. Если слушать совершенно не интересно и скучно, постарайтесь добавить эмоций. Ведите с говорящим внутренний диалог, искренне сомневаясь. Такие беседы, связанные с эмоциями хорошо тренируют вашу суперпамять. Память необходимо тренировать при любой попавшейся возможности. Можно разучивать стихи, ряды цифр или слов.

Там будут все остальные игроки. Когда все карты будут завершены, участники будут считать их собранные карты на столе. Победит тот, у кого больше пар. Как и в других играх, он также нацелен на визуальную память, внимание и способность концентрировать ребенка.

Это игра, предназначенная для большего количества детей. Предложите детям пойти в другое место или заняться чем-то другим, в то время как вы выберете больше предметов, которые вы разместите на подносе. Накройте лоток серватом, с непрозрачным шарфом или куском материала, чтобы объекты не могли быть замечены вообще. Возьмите ее к детям, откройте ее на несколько секунд и снова спрячьте объекты.

Начинать необходимо с малого, и постепенно станут заметны достигнутые результаты. В подобной тематике существует много игр, а если привлекать в них знакомых и друзей, то успехов добиться можно намного быстрее. Также можно записаться на тренинг развития памяти, в том числе и онлайн. На занятия используются авторские методы, позволяющие сделать мышление более активным и увеличить концентрацию внимания.

И вы, и ваш ребенок можете запомнить длинный список слов. Секрет успеха определяется наличием некоторых ключевых слов, которые напоминают вам цифры и неявно порядок некоторых слов в списке. Слова, прикрепленные к указанным выше номерам, будут использованы для ссылки на список. Вместе попробуйте представить себе следующее: Книга упала с вишней. Мы положили мешок с письмами в почтовый ящик. Наше любимое животное - это лошадь. Пекарю было скучно готовить хлеб и готовить молоко с молоком, мы заказываем его и кладем рубашку на полку.

Затем перейдите к небольшой «проверке». Кто был номером 5? В каком количестве у тебя была чашка? Даже если это может показаться более трудным сначала, вы постепенно найдете в нем отличную игру памяти и концентрации, которая также будет очень полезной для вашего ребенка. В дальнейшем мы представляем вам настоящую игру для вашего ребенка. Сначала вы выберете сложную иллюстрацию из книги или журнала, которая нравится ребенку. Пусть он изучит его на определенное время. Например, вы можете задавать такие вопросы, как «Какой цвет был медведем в парке?» Или «Сколько животных вы видели?», «Что делали люди?» и так далее Если вы заметили, что они делают очень хорошо, вы можете немного усложнить игру.

Упражнения

Если применять разнообразные методы запоминания информации, по истечению времени их внедрение приведет не только к обучению человека и использованию им этих тактик, но и к способности их видоизменять, то есть делать их основанными на собственных предпочтениях. Вследствие, человек получит по тренировке памяти индивидуальные уроки.

Например, вы можете спросить, есть ли «желтый дом на картинке» или «в окнах зеленого дома были цветы». Большую часть времени ребенок, как правило, забывает следовать всем инструкциям, которые они получают в свое время. Чтобы он привык уделять внимание этим инструкциям, особенно тем, которые связаны с повседневной жизнью, вовлечь его в следующую игру. Поэтому вместо того, чтобы сказать ему: «Сходите с пижамы, одевайте свою современную одежду в дом и приходите на кухню со стаканом в своей комнате!», только говорится: «Команда три!».

Ребенок сразу узнает, что он должен делать, и увеличит шансы пройти все этапы утренней процедуры, не повторяя того, что он должен делать. Для любой другой повседневной деятельности, заставляя ребенка быть заказанным и восприимчивым в течение дня. Благодаря этой игре маленький учит вас быть осторожным в том, что происходит вокруг него. Идеально для игры разворачиваться на открытом воздухе, в более широком пространстве и без «препятствий». Может быть больше участников.

Запоминаем тексты с Цицероном

  • Необходимо зрительно разделить текст на маленькие участки, чтобы было удобно запомнить каждый из них;
  • Далее нужно выбрать из каждого участка несколько слов, на которые впоследствии можно будет опереться;
  • Затем выдумать из выбранных слов образ, это может быть существо, история и многое другое, и связать с порядковым номером участка.

Вспоминать нужно в обратном порядке

  • Образ вспомнить по номеру участка;
  • Слова, на которые опирались – по образу;
  • По словам весь текст самостоятельно всплывет в памяти.

Для людей, выступающих на презентациях и делающих доклады, такая тренировка памяти хорошо подойдет.

Если для исходной версии «Саймон говорит», что ребенок должен был выполнить полученные инструкции, в этой игре вы должны быть осторожны, когда вам не разрешают ничего делать. Более того, сформулированные команды должны быть более необычными. Объясните ребенку, что вы сделаете заказ, но когда вы держите руки на коленях, ему придется это делать, как бы странно это ни казалось. Вместо этого, если вы не держите свои руки на коленях, вам не придется его выполнять. Благодаря игре он постепенно научится более подробно описывать детали и быть более восприимчивыми к тому, что говорится.

Упражнение с названием «Цепь образов» поможет научиться запоминать слова парами, в большом количестве, к примеру: «дом-крючок», после чего второе слово с легкостью воспроизведется по первому. Этот метод тренировки памяти можно использовать с большим успехом и для того, что бы построить цепи более длиннее. Логической цепью нужно связывать первое слово со вторым. Пример:

«Подражайте столько, сколько сможете!»

Поместите лицо впереди, встаньте как можно удобнее. Он начинает выполнять различные движения, пытаясь отвлечь внимание ребенка, обращаясь к ним в одно и то же время. Цель игры - уметь имитировать вас как можно лучше, делая абстракцию от того, что вы говорите. Игра рекомендуется для детей в возрасте от 4 лет и старше, улучшая не только внимание, но и концентрацию.

Некоторое время детям придется искать предметы на подносе. По завершении этого, накройте предметы полотенцем или сервлетом. Посмотрите, кто сможет определить в правильном порядке большинство объектов. Мало того, что участники будут проявлять свою способность внимания, а также зрительную память.

«Дом – стоит у воды – в воде рыба – рыбу ловят на крючки».

Тренировать память можно и выдумыванием историй. Например, прежде чем уйти в магазин, нужно запомнить много различных предметов. Их нужно записать на бумагу и придумать короткую историю с упоминанием всех этих предметов. После чего еще раз мысленно прокрутить историю про себя, и можно со спокойной душой идти в магазин. Вы все запомнили прекрасно. Такая методика улучшает развитие памяти у взрослых, а у детей, так тем более. В сети Интернет существует множество различных игр онлайн, как для взрослых, так и для детей. Например, детские игры «Следуй за музыкальной черепахой», «Развиваем память с животными», для взрослых — «Гороскопная головоломка» и много других. С помощью специальной игры можно тренировать мозг, что является не менее эффективной методикой.

Современный темп жизни требует хорошей памяти, стрессы вызывают её ухудшение даже у молодых людей.

Начинаются проблемы с мелочей (трудно вспомнить имя, дату) и усугубляются, если не принять меры.

Рассеянность переходит в забывчивость и уже трудно вспомнить, куда положили нужную вещь, отключили утюг или оставили включенным. Приходит пора задуматься: как улучшить память и внимание у взрослых?

Функция забывания оберегает нервную систему от перенапряжения. Мозг удаляет негативную информацию, ограждая человека от отрицательных эмоций. Поэтому нередко, люди забывают выполнить дела, которые им неприятны.

Память по времени запоминания делится на:

  • непосредственную (забывается сразу: написали букву и забыли о ней);
  • кратковременную (информация сохраняется 30 сек.);
  • долговременную (информация остается на годы);
  • скользящую (информация хранится определенное время: выученный к экзаменам материал).

Причинами, вызвавшими снижение запоминающей способности, могут быть:

  • тревога, стресс, переживания (концентрация мозга на проблеме ведет к рассеянности и ухудшению памяти);
  • спешка (когда человек второпях не замечает мелочей, поэтому быстро о них забывает);
  • недостаточное употребление витаминов;
  • недосыпание, хроническая усталость;
  • курение (никотин ослабляет кратковременную и визуальную память);
  • алкоголь (задерживает мыслительные процессы, понижает восприятие окружающего мира);
  • некоторые заболевания (черепно-мозговые травмы, поражение мозговых сосудов в результате сахарного диабета и др.).

Как можно улучшить память

При обнаружении симптомов, связанных с ухудшением памяти, не обязательно начинать применение лекарственных препаратов. Улучшить запоминание можно с помощью многочисленных методик. Важно относиться к мелочам внимательно: при парковке обратить внимание на окружающие объекты (количество деревьев, домов).

Не следует отвлекаться от задачи: пытаясь найти ключи, нужно искать их и не обращать внимания на другие предметы.

Для тренировки зрительной памяти рекомендуется:

  • Использовать метод Айвазовского (внимательно смотреть в течение 5 минут на предмет или человека, затем с закрытыми глазами мысленно как можно четче восстановить образ).
  • Структурировать запоминаемую информацию (запоминать последовательность расположения предметов в помещении, их детали, форму, цвет).

Тренировать зрительную память можно с помощью он-лайн игр, открывая ячейки и находя картинки с одинаковыми предметами. Игра заканчивается, когда открыты все картинки, программа фиксирует время игры.

Тренировать слуховую память можно:

  • чтением вслух (при этом увеличивается словарный запас, улучшается дикция, интонация);
  • заучиванием стихов (со временем память будет натренирована, запоминать станет легче, понадобится меньше повторений);
  • запоминанием отрывков разговора посторонних людей (стараясь воспроизвести услышанное с той же интонацией и представить человека, который это произнес).

В числе неврологических заболеваний есть редкие и очень тяжелые патологии, которые чаще всего проявляются во взрослом возрасте. Здесь вы можете узнать подробно о таком заболевании как боковой амиотрофический склероз. Читайте о причинах и лечении этого недуга.

Техники работы с вниманием

С помощью простых техник можно развивать концентрацию и тренировать внимание. Каждое из предлагаемых упражнение должно длиться 5 минут.

Фокусировка

Сесть расслабленно, спина прямая, плечи опущены, руки на коленях, взгляд как бы подвешен к потолку. Необходимо выбрать любой предмет и смотреть на него. Как только мысли начнут отвлекаться, следует вновь сконцентрировать внимание на объекте.

После этого нужно расширить внимание, включив в него окружающие объект предметы.

И вновь направить внимание только на объект. С помощью этого упражнения удается:

  • сфокусироваться;
  • отмечать, когда рассеивается внимание и возвращать его;
  • изменять фокусировку внимания.

Созерцание

Сесть с прямой спиной, наблюдать за собственным дыханием в течение минуты (как при вдохе воздух входит в легкие, а при выдохе выходит). Затем перенести внимание на ощущения (почувствовать, что надоело так сидеть) и понаблюдать за этим ощущением: сколько времени оно длится, где локализуется, как проявляется.

Затем нужно вернуться к дыханию, понаблюдать несколько вдохов-выдохов и продолжить наблюдение за предыдущим ощущением: сохраняется оно или исчезло? Можно наблюдать за своими мыслями.

Со временем не будет необходимости в уединении - наблюдать за ощущениями можно будет в любом месте. И появится возможность управлять своим вниманием.

Периферическое зрение

Выбрать место, где никто не побеспокоит, не поворачивая головы отметить, что находится сверху, снизу, с боков на периферии зрения.

Спустя некоторое время зрение вернется в центр, нужно будет вернуть его назад, к периферии.

В течение 5 минут повторить эти действия несколько раз.

Такая техника позволяет лучше ориентироваться в пространстве (особенно в стрессовых ситуациях).

Правильное питание

Для хорошей памяти важно правильное питание. В результате исследований ученые подтвердили, что на умственные способности влияют питательные вещества, микроэлементы, витамины. Они помогают восстановить память и улучшить ее функции.

При употреблении алкоголя, напротив, происходит грубое расстройство памяти. Под воздействием этилового спирта наблюдается гибель нейронов в головном мозге. Употребление крепких алкогольных напитков наносит памяти непоправимый вред.

Ученые выделили продукты, улучшающие память:

  • Чай, травы, мед (танин в составе чая обладает успокаивающим эффектом, мед устраняет нервное напряжение, настой шалфея и розмарина восстанавливает энергию, помогает вывести токсины).
  • Ягоды, фрукты (особенно полезны ягоды синего цвета и фрукты с высоким содержанием витамина С: киви, авокадо, ананасы, апельсины, лимоны).
  • Овощи (в зеленых овощах много фолиевой кислоты, которая улучшает познавательные функции мозга: салат, шпинат, ростки фасоли, брокколи).
  • Орехи и семечки (особенно содержащие много цинка, магния, — грецкий орех).
  • Морепродукты (содержащиеся в рыбе вещества оказывают помощь головному мозгу при длительной работе: жирные сорта рыбы, крабы, креветки).
  • Злаки (большое содержание витаминов в крупах улучшает память).

По утверждению оксфордских ученых, молоко содержит вещества, оказывающие положительное влияние на мозговую деятельность. Выпивая ежедневно 2 стакана молока, можно улучшить память.

Методики для пожилых людей

С возрастом ослабевают и разрушаются межнейронные связи мозга, что ведет к ухудшению памяти. Усугубляет процесс ряд факторов:

  • неправильное питание;
  • недостаточная физическая активность;
  • депрессия;
  • одиночество;
  • прием некоторых лекарственных препаратов.
  • Чтение книг (читать небольшие отрывки и пересказывать их спустя некоторое время или читать по 1 главе и приступать к следующей только после того, как вспомнили прочитанное).
  • Запоминание стихов (лучше выбирать любимую тематику).
  • Игра в ассоциации (для более легкого запоминания придумывать собственную методику).
  • Тренировка зрительной памяти (вспоминать детали обстановки в квартире знакомых и др.).
  • Называть буквы алфавита в прямом и обратном порядке.
  • Игра в слова (когда началом следующего слова становится последняя буква предыдущего).
  • Играть в шахматы или шашки.
  • Решать ребусы или кроссворды.
  • Выучить иностранный язык.

При выполнении циклических упражнений (ходьба, бег, плавание) кровь насыщается кислородом, он поступает в клетки мозга и улучшает процессы мышления.

Повышается производительность клеток мозга, быстрее удаляются продукты жизнедеятельности.

Профилактика проблем с памятью

Независимо от причины, вызвавшей ухудшение памяти, следует обратиться к врачу для определения характера таких нарушений и назначения лечения. Проблемы могут носить временный характер, и связаны с определенной проблемой, после решения которой лечение не потребуется.

Несмотря на то что при соблюдении ряда рекомендаций и при изменении своего образа жизни человек может долго сохранять хороший уровень жизни при рассеянном склерозе, заболевание у многих людей со временем все же прогрессирует. Какую группу дают при данном диагнозе?

Основные принципы диеты при рассеянном склерозе изложены в материале.

Видео на тему