Методики развития

Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать? Как запоминать правописание трудных слов

Программа: Школа 2100

  • повторить слова, написание которых надо запомнить;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;
  • развивать воображение, фонематический слух, развивать навыки каллиграфического письма, развивать речь, внимание детей;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

I Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ребята, у нас с вами сегодня гости. Поприветствуем их (кивок головой). Итак, начинаем урок русского языка.

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Дети: нужно быть внимательным, терпеливым и наблюдательным.

II. Чистописание.

В тетради на странице 29 на верхней строке элементы каких букв вы видите?

Дети: мы видим элементы буквы Б и В.

Где пересекается с наклонной линией петля у буквы Б?

Дети: пересечение с наклонной линией должно быть посередине.

А где пересекается с наклонной линией петля у буквы В?

Дети: В верху наклонной линии.

Напишите элементы до конца строки.

  • Букву Б напишите столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (4).
  • Букву В напишите столько раз, сколько карандашей я вам показываю (5).

III. Актуализация изученного.

Прочитайте предложение.

Кто такой Всеволод Бобров?

Дети: спортсмен

Верно! Как его ещё можно назвать?

Дети: хоккеист, футболист.

А как его звали в детстве?

Дети: В детстве его звали Сева

Хорошо! Ребята, какие слова написаны с большой буквы?

Дети: Всеволод Бобров

Почему эти слова написаны с большой буквы?

Дети: эти слова написаны с большой буквы, так как имена, фамилии пишутся с большой буквы.

А только ли имена и фамилии пишутся с большой буквы?

Дети: нет, ещё начало предложения, клички животных, города, реки и т.д

Отлично! Запишите это предложение, проговаривая каждое слово по слогам.

Рассмотрите картинку. Чего не хватает у хоккеиста?

Дети: клюшки.

Нарисуйте карандашом клюшку.

IV. Постановка учебной проблемы.

(стук) Ребята, кто-то пришёл к нам в гости, ой, да это же наш старый друг - Дед Всевед. А почему у него такое странное имя Всевед?

Дети: он всё ведает, всё знает.

Хорошо. А сейчас дедушка хочет проверить, какие вы умные и внимательные. За хорошую работу на уроке мы с дедушкой будем давать вам солнечные лучи, и в конце урока у нас получится большое, красивое солнышко.

ИГРА "Специалист". В тетради и на доске записаны слова с пропущенными буквами. Необходимо, поставить ударение и вставить нужную букву.

Ябло ко (можно проверить написание этой буквы О? - нет, а что нужно сделать? - запомнить), те традь, ря бина, во лна ,

Грамм , тонн а, кросс .

Ребята, какое слово лишнее?

Дети: волна.

Почему мы его называем лишним?

Дети: безударную гласную в первом слоге О можно проверить, а в остальных словах нельзя проверить.

А что объединяет все остальные слова?

У всех остальных слов непроверяемые гласные в корне слова.

V. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: о словах, правописание которых надо запомнить

Откроем учебник на с. 49 и проверим наше предположение.

Андрей прочитай тему урока. "Повторяем словарные слова" (на доску)

Что это за словарные слова?

Дети: это слова, написание которых надо запомнить или при необходимости обратиться к словарю.

Ребята, дедушка Всевед принёс с собой большой портфель, Данила открой портфель. Что это тут у нас?

Дети: словари

Правильно! А к какому словарю нам нужно обратиться, чтобы написать правильно?

К толковому? (показываю толковый словарь)

Дети: нет, от толкует слово

К английскому?

Дети: нет, он помогает переводить

К орфографическому?

Ребята, орфографический от слова ОРФОГРАФИЯ

Орфография - это наука о правильном написании слов.

А так как мы учимся писать правильно, то по необходимости можем обращаться к орфографическому словарю.

А какие буквы в таких словах требуют запоминания?

Дети: и гласные и согласные.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Дети: цель нашего урока повторить , вспомнить правописание словарных слов

VI. Открытие нового знания. Формулирование правила.

Рассмотрите рисунок вверху на странице 49. И попробуйте назвать по рисунку словарные слова.

Дети: ули ца, ба ра бан, ба ра банит, на шёл, горо д.

(по-одному к доске, ставим ударение, называем безударную гласную, правописание которой надо запомнить.)

Ребята, как не ошибиться в написании словарных слов?

Дети: запомнить написание или обратиться к словарю.

VII. Физминутка.

  • Танец "Запрещённое движение"
  • Зрительная гимнастика.

VIII. Развитие умений - применение нового знания.

А кто нам напомнит, о чём мы говорим сегодня на уроке?

Дети: мы повторяем правописание словарных слов

Рассмотрите рисунок на с.49 внизу. Перед нами корзина. Что в корзине лежит?

Загадки (дети отгадывают загадку, кладут в корзину и записывают на доске):

  • Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (огурец)
  • Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
  • Неказиста, шишковата,
    А придёт на стол она,
    Скажут весело ребята:
    "Ну рассыпчата, вкусна!" (картофель )

Дети: огурец, помидор, картофель, морковь и т.д.

Хорошо. А как всё это назвать одним словом?

Дети: овощи

Верно! Упр.58. Настя прочитай задание. Выполните это упражнение самостоятельно.

Проверка: Даша читает слова, которые она написала.

IX. Итог урока.

Ребята, какая была сегодня тема урока русского языка?

Дети: повторяем словарные слова

Какие слова мы называем словарными?

Дети: слова, написание которых надо запомнить или при необходимости обратиться к словарю

Что вам больше всего понравилось?

Труден путь к знаниям, но мы преодолели эти трудности. Что помогло нам по дороге знаний?

Дети: мы были внимательными, терпеливыми и наблюдательными.

X. Рефлексия

В течении урока мы с дедушкой Всеведом поощряли вашу работу солнечным лучиком. А сейчас все поднимите вверх свои лучики. Хорошо! Пусть наше солнышко будет большим, а для этого нужно каждый лучик прикрепить на доске. По-одному к доске, крепят лучики.

Какое же красивое весеннее солнышко у нас получилось. Дедушка Всевед доволен вашей работой на уроке. Но ему нужно уходить, его ждут другие ребята.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Существует несколько простых и эффективных приемов для быстрого и без зубрежки запоминания правописания таких слов.

Первый способ:

построение ассоциативной связи

Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется два или одно "Н", "Л" или "ЛЛ", "М" или "ММ", "С" или "СС", "П" или "ПП". Например, в качестве вспомогательного для запоминания слов, в которых надо писать два "Н" хорошо подойдет слово "НаводНение".

В нем хоть и нет парной "Н" (но два и даже три "Н" в нем есть), зато с этим словом легко придумывать сюжет и включать в него все новые и новые слова. Представьте себе, что случилось наводнение и разрушило здание. Сначала упала колонна, а затем вода добралась и до антенны. Колонна постепенно тонет, а антенну уносит поток воды.

Есть слова, в которых, наоборот, кажется, что должны писаться две одинаковые буквы, а пишется одна. Например, "проблема" (слышатся два "М"), "мороженое" (два "Н"), "продюсер" (почти все уверены, что в этом слове надо писать две буквы "С"). Для таких слов тоже полезно создать сюжеты, беря в качестве вспомогательных слова, в которых точно пишется одна соответствующая буква. Добавлять слова в сюжеты можно по мере того, как вы с ними сталкиваетесь.

*** Упражнение 20.

Придумайте сюжет для запоминания того, что в словах "АЛЛЕЯ", "КОЛЛЕКЦИЯ", "ЦЕЛЛОФАН", "КРИСТАЛЛ", "ИЛЛЮЗИЯ", "БАЛЛОН" пишутся две буквы "Л". (Слова можно запоминать в любом порядке.) Можете вспомнить свои слова, те, в написании которых вы реально сомневаетесь и попробовать придумать сюжет(ы) для них.

Этот способ применим не только для запоминания парных согласных, он вполне подойдет и для запоминания слов-исключений, слов, которые пишутся с заглавной буквы и многого другого. Для запоминания правописания гласных букв его, конечно, тоже можно использовать, но мне кажется, что для этой цели есть более удобные способы.

Второй способ. Графический

Этот способ очень эффективен при работе с детьми, им удобно запоминать достаточно простые и наглядные слова, каких много в школьной программе. Для более сложных слов и абстрактных понятий лучше воспользоваться другими методами.

Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и "проблемная" буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове "морковь" пишется "О" достаточно изобразить ее следующим образом.

Рисунок может быть очень и очень схематичным, никаких художественных данных для овладения этим способом не потребуется, ведь рисуете вы только для себя. Для того, чтобы запомнить, что в слове "поросенок" второй (непроверяемой) гласной является буква "О" достаточно нарисовать пятачок поросенка, он по форме напоминает букву "О", можно нарисовать в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два "О" - "пОрОсёнок", хотя первую "О" можно проверить ударением. При воспроизведении вам достаточно будет вспомнить свою картинку с обыгранными в ней буквами, и правописание слова не вызовет у вас никаких трудностей. (С точки зрения психологии большое значение имеет еще тот факт, что вы рисуете эту картинку САМОСТОЯТЕЛЬНО).

На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное - побольше фантазии. Есть слова более сложные, в которых надо запомнить сразу две или три буквы. Причем иногда эти буквы прямо "противоположные", например: "А" и "О", "Е" и "И". Эти буквы могут встретиться вам в одном слове, как в слове "вЕлОсИпед". Для того, чтобы противоположные буквы не перепутались, на вашем рисунке они должны быть расположены последовательно: сверху вниз и слева направо. При использовании этого метода вы запоминаете не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче.


После того, как образ создан, картинка нарисована, постарайтесь оживить ее, заставить двигаться. Еще эффективней станет ваша работа над словом, если вы примените метод соощущений. Детям, особенно младшего школьного возраста, очень нравится запоминать правописание слов с помощью рисунков. Они с удовольствием рисуют картинки (ведь все дети очень любят рисовать) вместо утомительной зубрежки. Конечно, рисовать их нужно под руководством взрослого, особенно на первых этапах.


И даже такое сложное для младших школьников слово "вермишель", в котором надо запомнить целых две и к тому же "противоположных" буквы "Е" и "И", совсем несложно усвоить, нарисовав сначала свисающую с вилки вермишель в виде буквы "Е", а под ней тарелку с одной уже упавшей вермишелью, ставшей похожей на червячок в виде буквы "И".

*** Упражнение 21.

Придумайте и нарисуйте картинки к словарным словам (то есть к словам, правописание которых не проверяется правилами). На вашей картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Вы даже можете их выделить более жирными линиями. Заметьте также, что буквы в различных шрифтах могут выглядеть совершенно по-разному, и вы можете использовать эти вариации в своих рисунках (буквы большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные).

Если у вас (или ваших знакомых) есть дети соответствующего возраста, то вы с легкостью можете проверить эффективность этого способа запоминания правописания на них. (Буквы, подлежащие запоминанию, в задании подчеркнуты.)

ЗА ВОД
ЛО ПАТА
БЕ ГЕ МОТ
КО РОВА

ВЕЕ Р
ПО РОШОК
ХОКК ЕЙ

ДЕ ЛЬФИН
КОТТ ЕДЖ
ЧЕ МО ДАН

В Приложении вы найдёте еще целый ряд словарных слов, для запоминания правописания которых можно использовать графический метод. Обратите внимание на слова, подобные словам "браслет" или "арбуз". Эти слова тоже удобнее запоминать с помощью графического метода, но по своей форме они явно похожи на противоположную букву - букву "О", а писаться в них должна "А". Как же не запутаться?

В этих случаях необходимо проявить больше фантазии и изменить их каким-нибудь образом так, чтобы они стали похожи на "А" (не забудьте, что буква "А", как и другие буквы, может быть написана любым шрифтом). Например, арбуз можно нарисовать перевернутым на бок и пририсовать ему хвостик. В таком виде он станет похож на прописную букву "а".

Или можно разрезать арбуз и использовать только его кусочек в виде конуса.
Посмотрите, какие рисунки можно было бы нарисовать в

Упражнении №21.

Итак, для того, чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем "проблемная" буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
4. Дальше хорошо бы применить методы оживления и соощущения.
5. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (особенно, если со словами работает ребенок).

Например, для запоминания правописания слова- "КАСтрюлю одели вместоКАСки". Слово "стадион" более сложное, в нем надо запомнить две буквы "А" и "И", поэтому к нему подбираем два созвучных слова - "стадо" и "дикий". Сюжет: "СТАДо ДИких зверей наСТАДИоне".

Помните, рассказывая о графическом методе запоминания правописания, я приводила в пример слово "велосипед". Посмотрите, как правописание того же самого слова можно запомнить, применяя метод звуковых ассоциаций. Подбираем два созвучных слова, в которых три проблемные буквы слышатся отчетливо. Это, например, слова "ВЕЛик" (так дети называют велосипед, так что его можно считать почти что проверочным) и "ЛОСИ". Составляем простенький сюжет: "На великах ехали лоси". Затем оживляем его и т.п.

*** Упражнение 22.

Потренируйтесь в подборе созвучных слов (звуковых ассоциаций) и в составлении сюжетов для запоминания непроверяемых гласных в словах: БЕ ГЕ МОТ, ГА РНИР, ПЕ ЛЁНКА, ГА ЛОП, ПО СУДА, ЦА РАПИНА, МА КАКА, КРО КО ДИЛ, МА КИ ЯЖ, ГА СТРОЛИ.

Если у вас возникли проблемы с выполнением этого упражнения, посмотрите, как его можно было выполнить.

Бегемот: "Я не БЕГаю и много ЕМ, поэтому такой толстый", сказал "БЕГЕмот".
Гарнир: "ГАРнир пах ГАРью".
Пеленка: "ПЕЛ с ПЕЛёнок".
Галоп: "ГАЛопом бежал по ГАЛьке".
Посуда: "На пОСуду сели ОСы". / Мой ПОСуду ПОСле еды".
Царапина: "У ЦАРя ЦАРапина".
Макака: "МАКака спряталась в МАКах".
Крокодил: "РОК ОДИн танцует к РОКОДил".
Макияж: "МАма КИсточкой делает МАКИяж".
Гастроли: "АСТРы подарили на гАСТРолях".

Комбинированный метод

Этот метод бывает нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) - графический метод. Часто использование именно этого метода целесообразно в силу того, что при запоминания слова только методом фонетических ассоциаций получилась бы слишком громоздкая и не звучащая фраза, а при запоминании только графическим методом - слишком непонятный или "перегруженный" рисунок.

МАЙка испачкана МАЙонезом". А чтобы запомнить букву "О" представим на этой майке пятно от майонеза в виде буквы "О".

Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических (звуковых) ассоциаций, так как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв - графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых кроме гласной надо еще запомнить парную согласную.

*** Упражнение 23.

Подумайте, как можно было бы запомнить правописание следующих слов, применяя комбинированный метод. Сохраните свои записи, может быть, вам придется когда-нибудь объяснять, каким образом можно быстро и без зубрежки запомнить правописание этих слов, своим детям или внукам.

КОЛОННА, ГАРДЕРОБ, ШТУКАТУР, ДИРИЖЕР, КОТТЕДЖ.

Пятый способ запоминания правописания слов

Этот метод основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. Буквы, как и цифры, могут напоминать нам по форме различные предметы и т.п. (см. главу, посвященную нахождению сходства между формой цифр и предметами, животными, растениями).

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на них по форме предметы в окружающем мире, иными словами придумать ассоциации. В русском языке это прежде всего буквы "А", "О", "Е", "И", а также "К", "Л", "М", "Н", "П", "Р", "С", "Т" и очень редко "Б", "Ы", "Э", "Я".

После того, как ассоциация к проблемной букве будет подобрана, надо связать запоминаемое слово со словом-образом буквы. То есть составить маленький сюжет, так как вы это делали в Упражнениях №1-3. Например, чтобы запомнить, что в слове "революция" надо писать "Е" и "О", сначала подберем ассоциации по форме к этим буквам. Буква "Е" похожа на расческу, а буква "О" - на монету.

Теперь из этих слов можно составить такой сюжет: "Во время рЕвОлюции всем полагалось сдатьРАСЧЁСКИ и получить за это МОНЕТЫ. Не забывайте, что сюжет должен быть по возможности необычным и веселым. Для еще лучшего запоминания сюжет нужно представить как отрывок из фильма. Свой сюжет вы можете при желании и зарисовать.

*** Упражнение 24.

Сначала посмотрите, на какие предметы могут быть похожи по форме буквы, а затем придумайте для каждой буквы еще по 2-3 ассоциации. Можете использовать различное написание букв. Их можно "класть" на бок, сжимать, менять пропорции.

Еще несколько примеров. Правописание слова "гЕнЕрал" можно запомнить, представив, как "Генерал лежит в густой ТРАВЕ" (трава похожа на букву "Е", а их в слове генерал целых две). Для того, чтобы запомнить, что в слове "гАлактика" пишется "А" можно составить такой сюжет: "Для въезда в галактику поставили шлагбаум".

Хорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря , запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.

А что делать, если у ребенка нет такого умения? Ведь чаще получается наоборот - ребенок и правила орфографии знает, а пишет всё равно неправильно. Как научить ребенка видеть потенциальные ошибки в слове и писать правильно?

Давайте подумаем, когда в слове можно допустить ошибку? Каждая буква может быть в двух позициях - сильной, когда она четко слышится, и слабой, когда слышится нечетко. Если мы научим ребенка видеть слабую позицию буквы в слове и находить верное решение, то поможем избежать многих ошибок в словах.


Все мы из детства знаем много сказок про бабку Ежку. То она Иванушку украдёт, то разные пакости сказочным героям устроит. Но это всё в сказках происходит. Да вот оказывается, что и стране букв завелось подобное создание - Буквоёжка. Эта Буквоёжка маленькая-маленькая, её никто толком и не видел, а вреда школьникам приносит ой, как много. Это из-за неё в тетрадках полным-полно исправлений и ошибок.

Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.

А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.

А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.

Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.

  • Если буква гласная вызвала сомнение,
  • ты её немедленно ставь под ударение.

Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.

Согласные. Согласные не бывают под ударением или без ударения, но они тоже могут быть слабыми и легко поддаваться превращениям Буквоёжки. К счастью, Буквоёжка и здесь может одолеть не все буквы, а только парные согласные Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш. И подобраться к этим буквам, чтобы заколдовать-изменить их, можно только в двух случаях - если буква стоит в конце слова или после неё стоит согласная. Например, в слове ноЖ букву "Ж" Буквоёжка всегда заменит на "Ш", а вот в слове ноЖик не сможет, потому что после Ж стоит гласная и не даёт возможности заколдовать букву Ж. В слове пироЖки букву обязательно заколдует Буквоёжка, потому что после неё стоит согласная, а вот в слове пироЖок не сможет, здесь гласная не позволит это сделать. Потренируйся находить такие слабые буквы в тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы, которые может заколдовать Буквоёжка.

А как узнать, какую всё-таки букву надо писать? Вспомним правило русского языка:

  • Звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй.

Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.

Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.

Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.

Тренировка памяти
>
Как запоминать правописание трудных слов

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется "врожденной грамотностью"). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Есть еще слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей.

А если орфографического словаря под рукой нет? Бедным детишкам приходится еще сложнее. Сколько слез они проливают, заучивая словарные слова, и какое разочарование подстерегает их, когда они продолжают делать все те же ошибки. Скольких нервов это все стоит родителям и учителям? Существует, однако, несколько простых и эффективных приемов для быстрого и без зубрежки запоминания правописания таких слов.

Первый способ

Предположим вы сомневаетесь в написании слова "терраса". Сколько букв "Р" надо писать в нем, одну или две? Вы открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся два "Р". Как же теперь это запомнить? Прежде всего надо вспомнить какое-нибудь слово, где тоже пишутся два "Р", но в написании которого вы, в отличие от предыдущего, не сомневаетесь.

Например, вы четко знаете, что в слове "террор" или "террорист" пишутся две буквы "Р". Если вы не вспомните слова с парной "Р", в котором вы уверены, — Не отчаивайтесь. Можно воспользоваться любым другим, где присутствуют два "Р", но не обязательно рядом, например, подойдет слово "прерия" или "рупор".

Следующий ваш шаг — построение ассоциативной связи (как вы это делали в Упражнениях №1—3) между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены, то есть вспомогательным словом. Для этого вы можете представить себе террориста , спрятавшегося на террасе или поджигающего террасу . Вам остается лишь запомнить, что в слове "терраса" пишется столько "Р", сколько в связанном с ним по сюжету слове.

Ход мысли при вспоминании должен быть примерно такой. Вам снова попадается злосчастное слово "терраса". Вы опять немного сомневаетесь (хотя может так получиться, что после однократного составления сюжета вам и сомневаться больше не придется). Вы припоминаете, какую ассоциацию вы придумывали и, вспомнив слово, в правописании которого вы не сомневаетесь, уже уверенно пишете и в слове "терраса" ДВЕ буквы "Р ".

Теперь предположим, что вам надо запомнить, что в слове "территория" тоже надо писать два "Р ". Остается только продолжить начатый сюжет и представить, что все это происходит на какой-то конкретной территории, например на частной, оккупированной или на территории детского сада, школы. (Так как слово "территория" достаточно абстрактное, его сначала надо конкретизировать с помощью ассоциации.) Можно представить себе, что террорист поджег террасу и перебежал на вражескую территорию.

Этот сюжет будет храниться в вашей памяти без всяких усилий с вашей стороны. И когда вам вновь встретится слово "территория", достаточно будет просто вспомнить, что оно было в сюжете "про два "Р ", а следовательно, в нем надо писать два "Р ". Таким образом, вы можете пополнять свой сюжет, в который входят слова, имеющие два "Р " до бесконечности. Важно, чтобы он начинался со слова, правописание которого не вызывает у вас затруднений.

Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить в каких словах пишется два или одно "Н ", "Л " или "ЛЛ ", "М " или "ММ ", "С " или "СС ", "П " или "ПП ". Например, в качестве вспомогательного для запоминания слов, в которых надо писать два "Н " хорошо подойдет слово "Н аводН ение".

В нем хоть и нет парной "Н " (но два и даже три "Н " в нем есть), зато с этим словом легко придумывать сюжет и включать в него все новые и новые слова. Представьте себе, что случилось наводнение и разрушило здание. Сначала упала колонна, а затем вода добралась и до антенны. Колонна постепенно тонет, а антенну уносит поток воды.

Есть слова, в которых, наоборот, кажется, что должны писаться две одинаковые буквы, а пишется одна. Например "проблема" (слышатся два "М "), "мороженое" (два "Н "), "продюсер" (почти все уверены, что в этом слове надо писать две буквы "С "). Для таких слов тоже полезно создать сюжеты, беря в качестве вспомогательных слова, в которых точно пишется одна соответствующая буква. Добавлять слова в сюжеты можно по мере того, как вы с ними сталкиваетесь.

*** Упражнение 20.

Придумайте сюжет для запоминания того, что в словах "АЛЛЕЯ", "КОЛЛЕКЦИЯ", "ЦЕЛЛОФАН", "КРИСТАЛЛ", "ИЛЛЮЗИЯ", "БАЛЛОН" пишутся две буквы "Л ". (Слова можно запоминать в любом порядке.) Можете вспомнить свои слова, те, в написании которых вы реально сомневаетесь и попробовать придумать сюжет(ы) для них.

Этот способ применим не только для запоминания парных согласных, он вполне подойдет и для запоминания слов-исключений, слов, которые пишутся с заглавной буквы и многого другого. Для запоминания правописания гласных букв его, конечно, тоже можно использовать, но мне кажется, что для этой цели есть более удобные способы.

Второй способ. Графический

Этот способ очень эффективен при работе с детьми, им удобно запоминать достаточно простые и наглядные слова, каких много в школьной программе. Для более сложных слов и абстрактных понятий лучше воспользоваться другими методами.

Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и "проблемная" буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове "морковь" пишется "О " достаточно изобразить ее следующим образом.

Рисунок может быть очень и очень схематичным, никаких художественных данных для овладения этим способом не потребуется, ведь рисуете вы только для себя. Для того, чтобы запомнить, что в слове "поросенок" второй (непроверяемой) гласной является буква "О " достаточно нарисовать пятачок поросенка, он по форме напоминает букву "О ", можно нарисовать в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два "О " — "пО рО сёнок", хотя первую "О " можно проверить ударением. При воспроизведении вам достаточно будет вспомнить свою картинку с обыгранными в ней буквами, и правописание слова не вызовет у вас никаких трудностей. (С точки зрения психологии большое значение имеет еще тот факт, что вы рисуете эту картинку САМОСТОЯТЕЛЬНО ).


На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное — побольше фантазии. Есть слова более сложные, в которых надо запомнить сразу две или три буквы. Причем иногда эти буквы прямо "противоположные", например: "А " и "О ", "Е " и "И ". Эти буквы могут встретиться вам в одном слове, как в слове "вЕ лО сИ пед". Для того, чтобы противоположные буквы не перепутались, на вашем рисунке они должны быть расположены последовательно: сверху вниз и слева направо. При использовании этого метода вы запоминаете не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче.


После того, как образ создан, картинка нарисована, постарайтесь оживить ее, заставить двигаться. Еще эффективней станет ваша работа над словом, если вы примените метод соощущений. Детям, особенно младшего школьного возраста, очень нравится запоминать правописание слов с помощью рисунков. Они с удовольствием рисуют картинки (ведь все дети очень любят рисовать) вместо утомительной зубрежки. Конечно, рисовать их нужно под руководством взрослого, особенно на первых этапах.


Также необходимо дать ребенку установку на вспоминание собственных картинок в ситуациях, когда от него требуется правильно написать слово. Буквально за 2—3 дня вы сможете "пройти" вместе со своим ребенком все словарные слова, входящие в программу начальной школы (а это примерно 200 слов). Например, для того, чтобы ваш ребенок запомнил, что в слове "собака" пишется буква "О ", нетрудно нарисовать свернувшуюся в клубок собаку, напоминающую по форме "О ". При этом в силу различных психологических причин важно, чтобы не только вы, но и ребенок сам, как сможет, нарисовал эту собаку или хотя бы срисовал вашу.


И даже такое сложное для младших школьников слово "вермишель", в котором надо запомнить целых две и к тому же "противоположных" буквы "Е " и "И ", совсем несложно усвоить, нарисовав сначала свисающую с вилки вермишель в виде буквы "Е ", а под ней тарелку с одной уже упавшей вермишелинкой, ставшей похожей на червячок в виде буквы "И ".

*** Упражнение 21.

Придумайте и нарисуйте картинки к словарным словам (то есть к словам, правописание которых не проверяется правилами). На вашей картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Вы даже можете их выделить более жирными линиями. Заметьте также, что буквы в различных шрифтах могут выглядеть совершенно по-разному, и вы можете использовать эти вариации в своих рисунках (буквы большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные).

Если у вас (или ваших знакомых) есть дети соответствующего возраста, то вы с легкостью можете проверить эффективность этого способа запоминания правописания на них. (Буквы, подлежащие запоминанию, в задании подчеркнуты.)

ЗА ВОД
ЛО ПАТА
БЕ ГЕ МОТ
КО РОВА

ВЕЕ Р
ПО РОШОК
ХОКК ЕЙ

ДЕ ЛЬФИН
КОТТ ЕДЖ
ЧЕ МО ДАН

В Приложении вы найдёте еще целый ряд словарных слов, для запоминания правописания которых можно использовать графический метод. Обратите внимание на слова, подобные словам "браслет" или "арбуз". Эти слова тоже удобнее запоминать с помощью графического метода, но по своей форме они явно похожи на противоположную букву — букву "О ", а писаться в них должна "А ". Как же не запутаться?

В этих случаях необходимо проявить побольше фантазии и изменить их каким-нибудь образом так, чтобы они стали похожи на "А " (не забудьте, что буква "А ", как и другие буквы, может быть написана любым шрифтом). Например, арбуз можно нарисовать перевернутым на бок и пририсовать ему хвостик. В таком виде он станет похож на прописную букву "а ".

Или можно разрезать арбуз и использовать только его кусочек в виде конуса.
Посмотрите, какие рисунки можно было бы нарисовать в Упражнении №21.

Третий способ. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций для запоминания правописания слов

Метод запоминания правописания слов с помощью звуковых ассоциаций больше нравится средним и старшим школьникам, а также взрослым. С его помощью можно запомнить правописание даже очень сложных слов. Он очень похож на метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций.

Начнем с примера. Как вы напишите слово В(Е,И)Н(Е,И)ГРЕТ ? Вы уверены? По моей личной статистике двое из троих взрослых людей с высшим образованием ошибаются в написании этого слова. И на мой вопрос о том, как оно пишется, я слышу следующие варианты ответов: "венигрет", "венегрет", "винегрет" и "винигрет".

И примерно 90% людей серьезно задумываются, прежде, чем дать пусть даже правильный ответ. А те немногие, кто отвечает на мой вопрос правильно, нередко сознаются, что выбрали свой вариант ответа чисто интуитивно и совершенно не были уверены в его правильности. На самом деле это слово правильно пишется так — ВИНЕГРЕТ .


Но стоило мне предложить своим собеседникам запомнить это слово, подобрав к нему два созвучных "ВИН т" и "НЕГР " и составив из них сюжет: "Винт негру попался в винегрете", как каждый из них заявлял, что вот теперь уж точно не будет сомневаться в правописании слова "винегрет".

Можно придумать и другие сюжеты: "ВИН ом НЕГР запивал винегрет" или "ВИН ни (Пух) ГРЕ ется после того, как объелся винегретом". Главное — постараться как можно ярче представить себе придуманный сюжет, применить метод соощущений. Например, при запоминании слова "винегрет" можно попробовать представить себе чувства человека, которому в винегрете попался винт.

Итак, для того, чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем "проблемная" буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
4. Дальше хорошо бы применить методы оживления и соощущения.
5. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (особенно, если со словами работает ребенок).

Например, для запоминания правописания слова "барсук" можно подобрать созвучное слово "бар" и составить сюжет "За стойкой БАР а стоял БАР сук" или "БАР сук веселился в БАР е". Для слова "кастрюля" созвучным словом может быть слово "каска", а сюжетом — "КАС трюлю одели вместо КАС ки". Слово "стадион" более сложное, в нем надо запомнить две буквы "А" и "И", поэтому к нему подбираем два созвучных слова — "стадо" и "дикий". Сюжет: "СТАД о ДИ ких зверей на СТАДИ оне".

Помните, рассказывая о графическом методе запоминания правописания, я приводила в пример слово "велосипед". Посмотрите, как правописание того же самого слова можно запомнить, применяя метод звуковых ассоциаций. Подбираем два созвучных слова, в которых три проблемные буквы слышатся отчетливо. Это, например, слова "ВЕЛ ик" (так дети называют велосипед, так что его можно считать почти что проверочным) и "ЛОСИ ". Составляем простенький сюжет: "На великах ехали лоси". Затем оживляем его и т.п.

*** Упражнение 22.

Потренируйтесь в подборе созвучных слов (звуковых ассоциаций) и в составлении сюжетов для запоминания непроверяемых гласных в словах: БЕ ГЕ МОТ, ГА РНИР, ПЕ ЛЁНКА, ГА ЛОП, ПО СУДА, ЦА РАПИНА, МА КАКА, КРО КО ДИЛ, МА КИ ЯЖ, ГА СТРОЛИ.

Если у вас возникли проблемы с выполнением этого упражнения, посмотрите, как его можно было выполнить.

Бегемот: "Я не БЕГ аю и много ЕМ , поэтому такой толстый", сказал "БЕГЕ мот".
Гарнир: "ГАР нир пах ГАР ью".
Пеленка: "ПЕЛ с ПЕЛ ёнок".
Галоп: "ГАЛ опом бежал по ГАЛ ьке".
Посуда: "На пОС уду сели ОС ы". / Мой ПОС уду ПОС ле еды".
Царапина: "У ЦАР я ЦАР апина".
Макака: "МАК ака спряталась в МАК ах".
Крокодил: "РОК ОДИ н танцует к РОКОД ил".
Макияж: "МА ма КИ сточкой делает МАКИ яж".
Гастроли: "АСТР ы подарили на гАСТР олях".

Четвёртый способ. Комбинированный метод

Этот метод бывает нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Часто использование именно этого метода целесообразно в силу того, что при запоминания слова только методом фонетических ассоциаций получилась бы слишком громоздкая и не звучащая фраза, а при запоминании только графическим методом — слишком непонятный или "перегруженный" рисунок.

Рассмотрите примеры: Слово "пИ рА мида". Первую непроверяемую букву удобнее запомнить при помощи звуковой ассоциации — "пир". Сюжет: "ПИР на вершине ПИР амиды". Вторую непроверяемую букву легко запомнить, используя схожесть формы пирамиды с формой буквы "А ". При запоминании правописания слов с помощью комбинированного метода также, как и при запоминании их графическим методом нужно обязательно нарисовать картинку с выделенной в ней запоминаемой буквой, а рядом с ней написать звуковую ассоциацию и сюжет. Слово "мАЙО нез". Первые Две буквы запоминаем, используя созвучное слово "майка", в котором и "А ", и "Й " слышатся отчетливо. Составляем сюжет: "МАЙ ка испачкана МАЙ онезом". А чтобы запомнить букву "О" представим на этой майке пятно от майонеза в виде буквы "О ".

Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических (звуковых) ассоциаций, так как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых кроме гласной надо еще запомнить парную согласную.

*** Упражнение 23.

Подумайте, как можно было бы запомнить правописание следующих слов, применяя комбинированный метод. Сохраните свои записи, может быть, вам придется когда-нибудь объяснять, каким образом можно быстро и без зубрежки запомнить правописание этих слов, своим детям или внукам.

КОЛОННА, ГАРДЕРОБ, ШТУКАТУР, ДИРИЖЕР, КОТТЕДЖ.

Пятый способ запоминания правописания слов

Этот метод основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. Буквы, как и цифры, могут напоминать нам по форме различные предметы и т.п. (см. главу, посвященную нахождению сходства между формой цифр и предметами, животными, растениями).

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на них по форме предметы в окружающем мире, иными словами придумать ассоциации. В русском языке это прежде всего буквы "А ", "О ", "Е ", "И ", а также "К ", "Л ", "М ", "Н ", "П ", "Р ", "С ", "Т " и очень редко "Б ", "Ы ", "Э ", "Я ".

После того, как ассоциация к проблемной букве будет подобрана, надо связать запоминаемое слово со словом-образом буквы. То есть составить маленький сюжет, так как вы это делали в Упражнениях №1—3. Например, чтобы запомнить, что в слове "революция" надо писать "Е " и "О ", сначала подберем ассоциации по форме к этим буквам. Буква "Е " похожа на расческу, а буква "О " — на монету.

Теперь из этих слов можно составить такой сюжет: "Во время рЕ вО люции всем полагалось сдать РАСЧЁСКИ и получить за это МОНЕТЫ . Не забывайте, что сюжет должен быть по возможности необычным и веселым. Для еще лучшего запоминания сюжет нужно представить как отрывок из фильма. Свой сюжет вы можете при желании и зарисовать.

*** Упражнение 24.

Сначала посмотрите, на какие предметы могут быть похожи по форме буквы, а затем придумайте для каждой буквы еще по 2—3 ассоциации. Можете использовать различное написание букв. Их можно "класть" на бок, сжимать, менять пропорции.

Еще несколько примеров. Правописание слова "гЕ нЕ рал" можно запомнить, представив, как "Генерал лежит в густой ТРАВЕ " (трава похожа на букву "Е ", а их в слове генерал целых две). Для того, чтобы запомнить, что в слове "гА лактика" пишется "А " можно составить такой сюжет: "Для въезда в галактику поставили шлагбаум".


Этот способ запоминания правописания слов иногда может напоминать графический (второй) способ. Например, если представить генерала в погонах, которые похожи на букву "Е ". Но если вы применяете графический метод, вы рисуете само слово в виде буквы, а пользуясь пятым способом, вы применяете вспомогательное слово (являющееся образом буквы) и если зарисовываете, то в рисунке присутствует и это вспомогательное слово.


*** Упражнение 25.

Подумайте, как можно запомнить правописание следующих слов, используя схожесть форм букв с предметами и составляя сюжет из запоминаемого слова и слова-образа буквы.

КАРНАВАЛ, СЕРВИЗ, ОДЕКОЛОН, ПАШТЕТ, ЧЕМПИОН

Достоинство этого метода в том, что его удобно использовать и для запоминания правописания иностранных слов. Но, естественно, если вы захотите применять его для этой цели, вам будет необходимо придумать ассоциации и к латинским буквам, отличающимся от наших по форме. Например, "J " похожа на зонтик, "V " — на кулек с конфетами, "Y " — на фужер или рогатку, "В " — на очки или бинокль, "G " — на серп и т.д.

Для запоминания правописания иностранных слов удобно также использовать первый из описанных способов запоминания правописания сложных слов. Этот же (пятый) метод можно использовать для запоминания аббревиатур , составленных как из русских, так и из латинских букв.

Есть еще один способ запоминания правописания слов. Но поскольку он менее эффективен и редко кому нравится, упомяну о нем лишь вскользь. Способ очень похож на предыдущий, но сюжет надо составлять не из запоминаемого слова и слова-образа "проблемной" буквы, а из запоминаемого слова и любого слова, начинающегося с той буквы, которая вызывает затруднения. Например, для запоминания того, что в слове "зА вод" пишется "А ", нужно составить сюжет: "На ЗАВОД пришла АРМИЯ ".

Я не буду перечислять всех недостатков и ограничений этого способа, мне кажется, что они очевидны. Одним из самых больших ограничений же этого способа является то, что для самых "проблемных" букв в русского языка — "А ", "О ", "Е ", "И " — есть не так уж много слов, начинающихся с них и являющихся одновременно конкретными и яркими словами, которые удобны для составления сюжета.