Болезни и лечение

Материал по психологии на тему: Информация в уголок психолога "10 октября - Всемирный день психического здоровья". Всемирный день психического здоровья 

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Ежегодно Всемирный день психического здоровья посвящается какой-либо определенной теме. Тема в 2016 году звучит так: «Достоинство в области психического здоровья: первая помощь для всех в сфере психологического и психического здоровья».

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимому им лечению.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Первая помощь в сфере психологического и психического здоровья должна быть доступна для всех, а не только для некоторых людей. Именно по этой причине, Всемирная федерация психического здоровья (ВФПЗ) выбрала первую помощь в сфере психологического и психического здоровья в качестве темы для Всемирного дня психического здоровья 2016 года.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье и и ндивидуальное развитие человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

  1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.
  2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
  3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что — то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».
  4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
  5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
  6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.
  7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.
  8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
  9. Контролируйте отсутствие приема наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.
  10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
  11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким – либо одним пунктом.
  12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health). День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Темы Всемирного дня психического здоровья:

  • 1996 — Женщины и психическое здоровье.
  • 1997 — Дети и психическое здоровье.
  • 1998 — Психическое здоровье и права человека.
  • 1999 — Психическое здоровье и старение.
  • 2000-2001 — Психическое здоровье и работа.
  • 2002 — Влияние насилия и жестокости на детей и подростков.
  • 2003 — Эмоциональные и поведенческие расстройства детей и подростков.
  • 2004 — Взаимосвязь физического и психического расстройства.
  • 2005 — Физическое и психическое расстройство на протяжении жизненного пути человека.
  • 2006 — Связь психического здоровья и самоубийства.
  • 2007 — Психическое здоровье в изменяющемся мире: вклад культуры и культурных различий.
  • 2008 — «Сделаем психическое здоровье мировым приоритетом: увеличим количество служб посредством пропаганды гражданской ответственности и активной деятельности».
  • 2009 — «Охрана психического здоровья в системе первичной медицинской помощи: улучшение лечения и способствование психическому здоровью».
  • 2010 — «Нет здоровья без психического здоровья».
  • 2011 – «Важное действие: инвестирование в психическое здоровье».
  • 2012 – «Депрессия: глобальный кризис»
  • 2013 – «Психическое здоровье и пожилые люди».

Понятие «Психическое здоровье»

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критерии психического здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли бы получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания – часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят от социально- экономического положения.

Индивидуальное развитие и психическое здоровье человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Типы психических расстройств

По тяжести психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психотические расстройства способны ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психотического расстройства — шизофрения.

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.

Стресс и психическое здоровье

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз*, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Стресс является фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

* Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) - процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

Бостонский тест на стрессоустойчивость

Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Варианты ответов:

1 балл – всегда
2 бала — часто
3 балла – иногда
4 балла – почти никогда
5 баллов — никогда

Вопросы:

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту: Рост (см) - Вес (кг) =100 ± 10
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Результаты теста.

Сложите результаты ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов.
Если Вы набрали меньше 10 баллов , то у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.
Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.
Если ваше итоговое число превысило 30 баллов , то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если вы набрали более 50 баллов , то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни — не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится.

Профилактика стресса

1. Релаксация

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Релаксационные упражнения

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела(ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Примеры некоторых релаксационных упражнений.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.

4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

2 .Концентрация.

Концентрация – это способность контролировать собственные мысли, организовывать собственные знания и создавать на их основе эффективный и рациональный план действий.

Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные упражнения можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой.

Итак, примерный порядок выполнения упражнений на концентрацию.

1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

2. Сядьте на табуретку или обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации).

4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) Концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) Концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе.

Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату – релаксации всей мозговой деятельности.

6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

3. Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом , наряду с релаксацией и концентрацией.

Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Существует много дыхательных упражнений, которые можно найти в соответствующей литературе по аутогенной тренировке, но сделаем следующие выводы данной методики:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения, используемые сегодня в большинстве больниц и клиник, — это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ — психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах.

Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в больничных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь гораздо более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в больнице и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой включает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания; 3) уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно: есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Мероприятия, посвященные Дню психического здоровья

В рамках Всемирного дня психического здоровья состоятся Дни открытых дверей:

  • 9 октября 2013 г. в 14.20 для пенсионеров и людей старшего поколения ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Томска»
  • 10 октября 2013 г. в 16.00 для студентов педиатрического факультета ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России

Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) был учрежден в 1992 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья и при поддержке Всемирной организации здоровья (ВОЗ).
Россия присоединилась к празднованию в 2002 году. Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября. В 2018 году 27-я годовщина учреждения этого праздника. В России торжественные мероприятия пройдут 17-й раз.

Цель акции - информирование населения о проблемах психического здоровья, о распространении депрессии, шизофрении, психических расстройств, а также о методах и способах его укрепления, профилактики и лечения.

Психическое здоровье - основа благополучия каждого человека, при котором он может реализовать свой потенциал и способности, противостоять стрессам, продуктивно работать и привносить весомый вклад в жизнь общества. В процессе жизнедеятельности здоровье страдает от стрессовых ситуаций, что может привести к расстройствам и болезням.

В рамках акции, приуроченной к Всемирному дню психического здоровья, для москвичей Департамент здравоохранения города Москвы организует информационно-профилактические мероприятия:

  • 10 октября 2018 года с 09:00 до 16:00 - Дни психического здоровья в 10 московских поликлиниках для москвичей с проведением анонимного бесплатного консультирования специалистами: психологами, психотерапевтами, врачами-психиатрами. Все желающие могут обратиться к специалистам по вопросам профилактики и лечения стрессовых состояний, тервожно-депрессивных расстроств, расстройств нарушения сна и других имеющихся проблем. Также для участников акции будут предоставлены тематические информационно-просветительские материалы.

Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, участвующие в проведении консультаций в рамках акции, приуроченной к Всемирному дню психического здоровья.

Наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы Дата и время проведения Место проведения (адрес) Ответственное лицо, фио, должность, контакты
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 19 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Верхние поля, д. 34, корп. 4 Главный врач
Козлова Ирина Викторовна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 52 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Медынская, Д. 7, к. 1 Главный врач
Балашов Дмитрий Владимирович
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 64 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 13 Главный врач
Матвеева Анна Дмитриевна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 68 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Малая Якиманка, д. 22, стр. 1 Главный врач
Кузенкова Наталья Николаевна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 180 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, Уваровский переулок, д. 4 Главный врач
Сергеева Юлия Борисовна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 191 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, Алтайская ул., д. 13 Главный врач
Соколова Мария Валерьяновна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 195 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Крылатские холмы, д. 51 Главный врач
Советкин Сергей Викторович
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 210 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, Каширское шоссе, д. 57, корп. 1 Главный врач
Алленов Андрей Михайлович
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Диагностический клинический центр № 1 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, ул. Миклухо- Маклая, д. 29, корп. 2 Главный врач
Сидорова Вера Петровна
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Диагностический центр № 5 Департамента здравоохранения города Москвы» 10.10.2018 с 09:00 до 16:00 г. Москва, Абрамцевская улица, дом 16, корпус 1 Главный врач
Гуляев Павел Владимирович
  • 10 октября 2018 г. Выездное мероприятие «День психического здоровья» в ООО «PH - Смазочные материалы» по адресу: ул. Малая Калужская, д.19, с 10:00 до 17:00, в рамках которого специалисты ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы» для сотрудников ООО «PH - Смазочные материалы» проведут информационно-профилактическое мероприятие с консультациями психологов, психотерапевтов, врачей-психиатров, анкетированием и раздачей информационных материалов.
  • 13 октября 2018 г. Выездное мероприятие психопросветительского проекта «Сказать не могу молчать» для населения на площадке ГБУ «Мосстройинформ» «Дом на Брестской» (по адресу: г. Москва ул. 2-я Брестская, дом 6), с 11:00 до 17:00 силами специалистов психиатрической службы города Москвы. В течение дня для гостям будет доступна анонимная и бесплатная консультативная помощь психологов, психотерапевтов, врачей- психиатров. Также гости смогут увидеть выступление инклюзивного пластического театра, посетить выставку картин художников с психиатрическим опытом и увлекательные мастер-классы по арт-терапии. Важную и полезную информацию можно будет узнать, став слушателями и участниками психопросветительских лекций и семинаров на актуальные темы. Любой желающий сможет пройти психологическое тестирование и определить индивидуальные особенности личности в процессе психодиагностики. В завершении дня команда самых активных участников испытает свои силы в психообразовательной интерактивной игре с элементами квеста.

Комментарии закрыты.

Новости ДЗМ

  • В стационаре и амбулаторно: как развивается паллиативная помощь в Москве
    Апрель 1, 2019
    Москвичи могут получить паллиативную помощь на дому благодаря работе выездных служб и в стационарах Центра паллиативной помощи, хосписах и паллиативных отделениях городских клинических больниц.
  • Депздрав рекомендует жителям Москвы чаще смеяться для повышения иммунитета
    Апрель 1, 2019
    Минута смеха равноценна длительной антистрессовой релаксации, у больных диабетом отмечается снижение уровня сахара в крови после просмотра комедий, а также смех повышает иммунитет.
  • Психолог: Жестокие первоапрельские розыгрыши могут привести к тяжелому эмоциональному потрясению
    Апрель 1, 2019
    Жестокие розыгрыши на 1 апреля могут вызвать болезненные переживания и эмоциональное потрясение.
  • В больнице им. М.П. Кончаловского стартовал проект «Мобильная библиотека»
    Март 29, 2019
    Уникальный проект стартовал в зеленоградской городской клинической больнице им. М.П. Кончаловского Департамента здравоохранения Москвы. Совместно с Централизованной библиотечной системой Зеленограда в
  • В больнице №15 им. О.М. Филатова начала работу урологическая служба
    Март 28, 2019
    В Городской клинической больнице №15 им. О.М. Филатова Департамента здравоохранения Москвы организована урологическая служба. Экстренная медицинская помощь оказывается на новом современном высокотехно
  • Московские онкологи обсудили новые клинические рекомендации по лечению онкологических заболеваний
    Март 28, 2019
    28 марта в Московском клиническом научном центре имени А.С. Логинова Департамента здравоохранения Москвы более 200 московских онкологов приняли участие в Консенсус-конференции онкологов столицы, на ко
  • Московская медицина – ветеранам
    Март 28, 2019
    Представители Департамента здравоохранения города Москвы рассказали пожилым пациентам, как получать медицинскую помощь в городской поликлинике

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблеме развития психических заболеваний.

В 1948 году была организована Всемирная федерация психического здоровья (World Federation for Mental Health), главной целью которой стало продвижение среди всех стран мира профилактики психических и эмоциональных расстройств. По ее инициативе в 1992 году был проведен первый День психического здоровья.

В России он отмечается с 2002 года, .

В этот день во многих регионах России проходят различные мероприятия: День открытых дверей психиатрических учреждений, конференции, пресс-конференции и т.д.

Психическое здоровье — это состояние благополучия , в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и жизни общества.

По данным ВОЗ половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет, но часто их не успевают вовремя выявить и вылечить. Каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Большинство из них (52%) — это лица с пограничными психическими расстройствами.

Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. В настоящее время ей страдают более 300 миллионов человек .

Не менее важной проблемой являются суициды, которые в ряде случаев связаны с депрессией . По данным ВОЗ, более 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате самоубийства, которое является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте 15-29 лет. Есть данные о том, что на каждого взрослого человека, погибшего в результате самоубийства, приходится более 20 человек, совершивших суицидальные попытки. Психические расстройства и употребление алкоголя причастны ко многим самоубийствам в мире.

Психические расстройства — факторы риска развития других болезней , а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм. Они повышают риск приобретения таких заболеваний, как ВИЧ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов, в котором отражена решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья и достижение глобальных целей.

5-7 октября 2018 года в Москве был проведен второй конгресс "Психическое здоровье человека XXI века", который является глобальной междисциплинарной и межсекторной платформой для обсуждения региональных стратегий по улучшению психического здоровья в мире. Его основной задачей является способствование формированию благоприятной образовательной среды для сохранения психического здоровья на основе междисциплинарного, межведомственного и межсекторного взаимодействия.

В 2018 году тема Всемирного дня психического здоровья — "Молодые люди и психическое здоровье в изменяющемся мире" (Young people and mental health in a changing world). Главной его задачей является привлечение внимания социального, здравоохранительного и образовательного секторов к осуществлению всесторонних, комплексных программ по охране психологического здоровья молодых людей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всемирный День психического здоровья установлен по инициативе Всемирной Федерации психического здоровья при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения и отмечается ежегодно 10 октября.

С 2002 года в этот день мероприятия, посвященные повышению информированности населения о данной проблеме, активизации профилактических мер, укреплению психического здоровья, обеспечению доступности лечения, стали проводится и в России.

Одним из самых распространенных психических расстройств является – депрессия.

Накапливается все больше новых данных о влиянии социума, и связанных с ним факторов, на развитие депрессии.

Так, группой социологии Гентского университета на материале почти 19.000 человек показано, что на фоне социальной нестабильности люди чаще обращаются за помощью к психиатру и возрастает потребление антидепрессантов.

То, что безработные отличаются худшим психическим здоровьем и больше нуждаются в психиатрической помощи, чем люди работающие, было известно и раньше. Но рост психических проблем отмечается и у работающих, неуверенных в сохранении работы. Это означает, что во времена экономической нестабильности следует уделять больше внимания работающим людям, учитывая, что после безработных это важная группа риска.

“Во времена экономической рецессии и прежде всего в странах, по которым сильно ударил кризис, не только рост реальной безработицы, но и страх потери работы могут повышать показатели распространенности проблем психического здоровья и, как следствие этого, обращаемость за профессиональной помощью,” – заключают исследователи.

Актуальность проблемы депрессий обусловлена не только большой их распространенностью, но и тяжестью последствий. Биологические механизмы депрессии вызывают различные соматические нарушения. Согласно данным ВОЗ, примерно 4-5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск заболеть депрессией в течение жизни достигает 20%.

Депрессивные состояния - наиболее частая форма психической патологии у пациентов, обращающихся за помощью в лечебно-профилактические учреждения.

Около 15% больных депрессией совершают суицид. Среди всех случаев самоубийств в 60% их причиной являются депрессии. Особенно велика опасность суицида при сочетании депрессии с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием.

По статистике, депрессии чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Считается, что здесь играют роль специфика женской психологии, особенности аффективной реактивности, большая подверженность стрессам, характерная эндокринная цикличность. Существуют данные о том, что в мозге женщины содержится меньше серотонина, чем в мозге мужчины.

Депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий медицинского и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможности человека, поскольку может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и другим негативным последствиям.

Статистические данные по депрессии, представленные медицинскими организациями очевидно далеки от истинной картины. Люди, имеющие проявления депрессии либо не обращаются за помощью, либо проходят лечение по поводу соматических заболеваний. Это расстройство затрагивает функции внутренних органов и соматические симптомы ясно обозначены в клинической картине болезни; в случае скрытой (ларвированной, алекситимической) депрессии основные проявления свойственные депрессиям (гипотимия, психомоторные расстройства, идеи виновности и др.) мало выражены, часть из них вообще отсутствует, проявляется в виде соматических масок.

В настоящее время считается наиболее обоснованным, что ключевые механизмы депрессии связаны с функциональным дефицитом серотонинергической системы и дисрегуляцией норадренергической системы. В патогенезе депрессий участвуют регуляторные пептиды, в первую очередь, кортикотропин рилизинг-фактора (КРФ), который синтезируется клетками гипоталамуса и вызывает выделение в кровь адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, провоцирует выброс кортизола корой надпочечников. В норме кортизол тормозит функционирование гипоталамо-гипофизарной системы по механизму отрицательной обратной связи. При депрессии этот механизм нарушается, в результате чего в крови большинства больных постоянно повышено содержание АКТГ и кортизола, причем концентрация последнего прямо коррелирует с тяжестью депрессии.

Другой нейропептидной системой, связанной с развитием депрессий, является система эндогенных опиоидных пептидов, о чем свидетельствуют изменение плотности опиоидных рецепторов в мозге депрессивных больных и снижение у них порога болевой чувствительности, что может объяснять различные алгии, отмечаемые при соматизированных депрессиях.

Среди других факторов, способствующих развитию депрессии, называют дисбаланс между работой полушарий головного мозга с доминированием активности правого полушария. Как известно, левое полушарие связано с рационально-логическим мышлением и «ответственно» за положительные эмоции; правое – связано с образным мышлением и «отвечает» за отрицательные эмоции. Одним из предполагаемых механизмов патогенеза аффективного расстройства является «переключение» очага повышенной активности с одного полушария на другое, из-за чего происходит смена аффективных фаз. Локальные поражения головного мозга в зависимости от объема и локализации могут вызвать как гиперактивацию, так и функциональную инактивацию пораженного полушария с растормаживанием структур противоположной половины мозга.

Одним из проявлений депрессии являются нарушения сна. Известно, что изменения длительности и структуры сна могут сами по себе играть роль в развитии депрессий. То есть, вынужденный недостаток сна у здоровых людей (например, работа в ночную смену, частая смена часовых поясов и т.д.) может вызвать развитие симптомов заболевания.

Определенную роль играет и такой внешний фактор, как изменение освещенности в разное время года. Известно, что освещенность влияет на функцию гипоталамуса и лимбической системы. Увеличение освещенности тормозит гипногенные зоны этих структур.

Доказана роль в патогенезе депрессий гормона эпифиза мелатонина. Его секреция происходит в циркадном ритме: минимум его образования приходится на светлую часть суток, а максимум – на темную. Мелатонин контролирует состояние гипоталамо-гипофизарной системы и активность многих эндокринных желез. По механизму обратной связи он влияет на деятельность ядер гипоталамуса, являющихся водителями суточного ритма. Нарушения биоритмов при депрессии касаются не только цикла сон - бодрствование.

Доказано, что у больных депрессией извращаются суточный градиент колебаний артериального давления и температуры тела, экскреция ряда гормонов в течение дня, что соответствует субъективно более тяжелому состоянию больных в утренние часы.

Наряду с циркадными, при депрессии также нередко нарушаются биологические циклы с более длительными периодами. В качестве примеров можно назвать нарушения менструального цикла.

Определенную роль в развитии депрессий может играть недостаток в пище триптофана – незаменимой аминокислоты, являющейся предшественником серотонина. Доказано, что диета, практически не содержащая триптофана, может вызвать даже у здоровых людей появление депрессивной симптоматики, а у больных – ее обострение.

Особое место в клинике депрессий занимают скрытые (ларвированные) депрессии, которые чаще встречаются в общемедицинской сети. От 1/3 до 2/3 всех пациентов, наблюдающихся у врачей широкого профиля, страдают депрессией, маскированной ипохондрической или соматизированной симптоматикой.

Речь идет о синдромах, не достигающих полной психопатологической завершенности, при которых основные свойственные депрессиям проявления мало выражены, а часть из них вообще отсутствует. Аффективные расстройства отступают на второй план и часто не распознаются, ведущее положение в клинической картине занимают симптомы, выходящие за пределы психопатологических расстройств. Пациенты не осознают причины своего недомогания; напротив, они убеждены в наличии у себя какого-либо заболевания и настаивают (предполагая некомпетентность врача) на многочисленных обследованиях в медицинских учреждениях соматического профиля. При активном расспросе можно выявить патологический аффект, подверженный суточным колебаниям; преобладание по утрам необычной грусти, уныния, тревоги или безразличия, отгороженности от окружающего с чрезмерной фиксацией на своих телесных ощущениях.

В клинической картине ларвированных депрессий преобладают синдромы, которые и формируют «маски», скрывающие аффективное расстройство.

«Маски» в форме психопатологических, расстройств:

  • тревожно-фобические (генерализованное тревожное расстройство, тревожные сомнения, панические атаки, агорафобия),
  • обсессивно-компульсивные (навязчивости),
  • ипохондрические,
  • неврастенические.

«Маски» в форме нарушения биологического ритма:

  • бессонница,
  • гиперсомния.

«Маски» в форме вегетативных, соматизированных и эндокринных расстройств:

  • синдром вегетососудистой дистонии, головокружение,
  • функциональные нарушения внутренних органов (синдром гипервентиляции, кардионевроз, синдром раздраженной толстой кишки и др.),
  • нейродермит, кожный зуд,
  • анорексия, булимия,
  • импотенция, нарушения менструального цикла.

«Маски» в форме алгий: цефалгии, кардиалгии, абдоминалгии, фибромиалгии, невралгии (тройничного, лицевого нервов), межреберная невралгия, пояснично-крестцовый радикулит), спондилоалгии, псевдоревматические артралгии.

«Маски» в форме патохарактерологических расстройств:

  • расстройства влечений (дипсомания, наркомания, токсикомания),
  • антисоциальное поведение (импульсивность, конфликтность, конфронтационные установки, вспышки агрессии),
  • истерические реакции.

Знание и понимание патогенеза дает действенные инструменты для организации профилактики психических расстройств.

Здоровый сон. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки.

Рациональное питание. Регулярное, сбалансированное питание - залог физического и психологического здоровья. В рацион должны входить продукты, являющиеся источниками триптофана. Нехватка этой аминокислоты в рационе ведет к понижению количества серотонина, а значит к депрессии, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости, импульсивности, перееданию, увеличению веса, избыточному потреблению углеводов, ухудшению памяти, бессоннице. Но этих проблем можно избежать, если следить за качеством рациона. Наиболее богатым источником триптофана являются: горох, фасоль, крупа (гречневая, овсяная, перловая), рис, грибы, творог нежирный, семечки подсолнуха, сыр твердый, мясо (курицы, кролика, индейки), рыба (карп, морской окунь, палтус, судак, скумбрия, ставрида, треска), морковь, свекла, капуста белокочанная, орехи (арахис, кедровые).

Гиподинамия влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности за счет недостаточной неспецифической стимуляции коры мозга через восходящую активирующую систему. Адекватная мышечная активность дает эмоциональную разрядку. Необходимо находить время для себя, для своих увлечений, любимых книг и встреч с друзьями. Положительные эмоции - важный фактор в профилактике депрессии.

Психическое здоровье – состояние, которое позволяет реализовать свои способности, может противостоять разного рода стрессогенным факторам, жить продуктивно, быть полезным обществу. Психическое здоровье – позволяет мыслить, чувствовать, выражать эмоции, общаться, получать удовольствие от жизни. Это основа благополучия человека и общества.

Учитывая значимость проблемы, Московский областной центр медицинской профилактики (филиал по медицинской профилактике ГАУЗМО «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации») рекомендует организовать и провести следующие мероприятия, посвященные Всемирному Дню психического здоровья, обеспечив активное участие в акциях медицинских работников, педагогов, представителей спорта, образования, СМИ и общественных организаций:

  • организовать выступления специалистов по проблеме психического здоровья в печати, по местному радио и телевидению;
  • организовать работу «горячей линии» с участием психиатра, психотерапевта, психолога;
  • провести выходы специалистов в образовательные учреждения с выступлениями перед подростками. Организовать в школах квесты, конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни;
  • организовать спортивные соревнования;
  • подразделениям медицинской профилактики и центрам здоровья следует выступить организаторами и координаторами данных мероприятий.

Информацию о проведенных мероприятиях прошу представить в Московский областной центр медицинской профилактики (филиал по медицинской профилактике ГАУЗМО КЦВМиР) по электронной почте: [email protected] в срок до 30.11.2017 года.