Методики развития

Умк линия жизни. Оценка выполнения тестовых заданий

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

города Алексеевки Белгородской области

Календарно-тематическое планирование

по БИОЛОГИИ

5 класс (34 часа, 1 час в неделю. )

УМК «Линия жизни» под редакцией Пасечника В.В.

Календарно-тематическое

планирование разработала:

Малюкова Анна Владимировна,

учитель биологии,

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по биологии составлено на основе рабочей программы: «Биология» под редакцией В.В. Псечника, М.:Просвещение, 2011г.

Календарно-тематическое планирование реализуется на основе УМК: Биология «Линия жизни» В.В.Пасечника

Пасечник В.В. Биология «Линия жизни». 5-6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе (DVD) / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника.-М.: Просвещение, 2013.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой по биологии. Предметная линия учебников под редакцией В.В.Пасечника, 5-9 классы.

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Биология» в 5 классе – 1 учебный час в неделю. Согласно учебного плана МОУ СОШ №7 на 2015-2016 учебный год на преподавание «Биологии» выделено 1 час в неделю, 35 часов за год.

Критерии и средства контроля.

Формы организации познавательной деятельности

    Фронтальная;

    Групповая;

  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

    Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

    Поисковый метод;

    Проектный метод

    Игровой метод

    Метод проблемного обучения;

    Метод эвристической беседы;

  • Дискуссия;

    Диалогический метод;

    Практическая деятельность.

Формы контроля:

    тестирование;

    устный контроль;

    самоконтроль;

    выполненные задания в рабочей тетради;

    результаты лабораторных работ;

    знание понятия, термины;

    умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

    умение использовать полученные знания на практике.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Оценка теоретических знаний учащихся:

Отметка «5»:

    полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Отметка «3»:

    усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ­но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» :

Отметка «1»

    ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

    Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

    правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

    правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

    правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

    не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Отметка «1»

    полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

    правильность проведения;

    уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

    правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

    правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

    допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

    допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»

    не владеет умением проводить наблюдение.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.

Календарно – тематическое планирование 5 класс, 1 час в неделю

п/п

Дата проведения

Тема

учебного занятия

Основное содержание

Тип урока

Планируемые результаты

Планируемые

сроки

Факт

Введение. Биология как наука (5ч)

Инструктаж по ТБ.

Биология – наука о живой природе

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности

Предметные: узнаютоб основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником

Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы.

Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте

Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием

Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные

Разнообразие живой природы

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы

Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе

УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные

Среды обитания организмов. Входной контроль

Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания

Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое)

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе»

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Устройство увеличительных приборов.

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы№1,2 «Рассматривание клеточного стро­ения растений с помощью
лупы» и «Устройство микро­скопа и приёмы работы с ним»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение

Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

Личностные: формируется мотивация к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Химический состав клетки. Во­да и минеральные вещества,
их роль в клетке

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке

Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Химический состав клетки. Органические вещества.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органи­ческих веществ в клетках растений

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке

Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Строение клетки

(оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: формируются понятия о строении клетки

Метапредметные:

Личностные: теоретические навыки к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Учебное занятие по первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты

Личностные:

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Особенности строения клеток. Пластиды.

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы№4,5 «Приготовление и рассматривание препарата пла­стид в клетках (листа эло­деи, плодов томатов, рябины, шиповника)»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки

Личностные:

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Процессы жизнедеятельности в клетке.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цито­плазмы

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные:

Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Деление и рост клеток.

Деление клеток - основа раз­множения, роста и развития организмов

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Рассматривание препаратов растительных и животных кле­ток. Единый план строения клеток

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Урок обобщение по теме

«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Предметные: производится сравнительная характеристика клеток разных организмов. Формируется представление о единстве живого.

Метапредметные:

Личностные:

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Классификация организмов

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид»

Метапредметные: знакомятся с правилами классификации

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Инструктаж по ТБ.

Строение и многообразие бактерий

Бактерии, особенности стро­ения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размноже­ние бактерий. Разнообразие бактерий, их распростране­ние

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в круговороте веществ в природе и в жизни человека

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Плесневые грибы и дрожжи.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Осо­бенности строения мукора и дрожжей»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Характеристика царства Растения.

Характеристика царства Рас­тения. Одноклеточные и мно­гоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Водоросли

Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размно­жение. Многообразие водо­рослей.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Лишайники.

Лишайники - симбиотические организмы. Многообра­зие и распространение ли­шайников

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах

Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Высшие споровые растения.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные осо­бенности, многообразие, рас­пространение

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений,

Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений,

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения»

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Покрытосеменные растения.

Покрытосеменные растения, особенности строения. Много­образие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лаборатор­ная работа№8 «Внешнее строе­ние цветкового растения»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы»

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Общая характеристика царства Животные

Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных

Метапредметные:

Личностные:

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Подцарство Одноклеточные.

Одноклеточные животные.
Особенности строения одно­
клеточных животных, их
многообразие. Корненожки.
Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Лабораторная работа №9 «Разведение и изучение амёб в лаборатории»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоноч­ных животных. Губки. Кишечнополостные.

Иглокожие.
Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, пауко­образные, насекомые

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Холоднокровные позвоночные животные.

Позвоночные животные, особенности их строения. Много­образие позвоночных животных. Холоднокровные позво­ночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Теплокровные позвоночные животные

Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопита­ющие

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Бактерии. Грибы. Растения»

Многообразие живых орга­низмов на примере бактерий, грибов, растений и их среды обитания. Охрана природы

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Предметные:

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Животные»

Многообразие живых орга­низмов на примере животных и их среды обитания. Охрана природы

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Предметные: формируется естествен-научная картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия):

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Резервное время

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УМК учащихся:

УМК учителя:

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5-6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2012

2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2012

3. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя), М. «Просвещение», 2012

4. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, М.

«Просвещение», 2011

Интернет-ресурсы:

1. http :// bio .1 september . ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

2. www . bio . nature . ru - научные новости биологии

3. www . edios . ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. www . km . ru / education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

5. www .standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы).

    Царства живых организмов

    Среды обитания организмов

    Устройство светового микроскопа

    Строение растительной клетки кожицы лука

    Виды тканей

    Строение бактериальной клетки

    Строение шляпочных грибов

    Виды грибов

    Съедобные и ядовитые грибы

    Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи

    Одноклеточные зеленые водоросли

    Многоклеточные водоросли

    Лишайники

    Зеленый мох Кукшкин лен, сфагнум

    Плауны, хвощи, папоротники

    Сосна обыкновенная

    Многообразие хвойных деревьев

    Цветковые растения, ЖФР

    Комплект таблиц « Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

    Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Натуральные объекты: Гербарии (Основные группы растений, Растительные сообщества), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы(кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)

Комплекты микропрепаратов – ткани, клетки, одноклеточные водоросли,

Наборы муляжей: Плоды, грибы .

Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).

В линии УМК последовательно раскрываются все разделы биологии, входящие в школьный курс. Учебник 5 класса знакомит с многообразием живых организмов, их средой обитания и основными экологическими факторами. В 6 классе школьники узнают о покрытосеменных растениях, их жизнедеятельности и роли в хозяйстве, а в 7 классе - получат основные представления о зоологии, взаимосвязях строения органов и систем, эволюцией, средой обитания и образом жизни животных. Учебник для 8 класса содержит сведения о строении и функциях человеческого организма, гомеостазе и психологии, также уделяется внимание вопросам гигиены и оказания первой помощи.

Знакомство у курсом биологии начинается с учебника В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», на 1 час в неделю. В процессе изучения материала у учащихся формируются понятия о многообразии живых организмов, их среде обитания, основных экологических факторах.

Учебник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 класс» В. В. Пасечника является логическим продолжением курса 5 класса. Он рассчитан на 1 час в неделю. Из этого учебника учащиеся узнают об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.

Курс биологии продолжает учебник В. В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс». Он знакомит с многообразием животных, их средой обитания, образом жизни, биологическими и экологическими особенностями изучаемых групп, с эволюцией строения, взаимосвязью строения и функций органов и их систем у животных, с индивидуальным развитием и эволюцией животного мира. Учебник может быть использован на 2 часа в неделю.

Учебник Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» рассчитан на 2 часа в неделю. Он содержит сведения о строении и функциях человеческого организма, о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Особое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи.

Учебник В. В. Пасечника, А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, Г. Г. Швецова «Введение в общую биологию. 9 класс» обобщает современные знания о жизни и об уровнях ее организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении жизни на Земле, углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Обучающиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Учебник рассчитан на 2 часа в неделю.

Задания в рабочих тетрадях предназначены для самостоятельных работ обучающихся с целью лучшего усвоения, систематизации знаний, полученных при чтении учебника. В тетрадь включены репродуктивные и творческие вопросы в виде познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и кроссвордов, тестовые задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Структура и содержание методических пособий соответствуют структуре учебника. Пособие содержит тематическое планирование, поурочные разработки, которые включают в себя указания задач урока, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), основных понятий урока, деятельности учащихся и методические рекомендации по организации учебного процесса.

Соответствует ФГОС.

УМК «Биология». 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
УМК «Биология». 7 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.
УМК «Биология». 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.
УМК «Биология». 9 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Учебники биологии линии УМК «Линия жизни» сочетают в себе традиционный подход к изучению курса биологии и современные образовательные тенденции.

Системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Особенности линии УМК:

  • Содержание учебников соответствует современному уровню биологической науки и учитывает её последние достижения.
  • Структурно-содержательная модель учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности.
  • Методическая модель учебника предлагает систему помощи в самостоятельной работе (модели действий, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы) и построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.
  • Система заданий направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач.
  • Система вопросов и заданий содержит:
    • разноуровневые вопросы и задания
    • лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению
    • задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск
    • задания на работу в сотрудничестве
    • проектные и исследовательские работы
    • задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в медиасреде

Помимо учебника в состав каждого УМК входят:

Электронное приложение к учебнику (ЭП) - методическое средство, обеспечивающее расширение образовательного пространства. Его назначение - предоставить возможность формирования предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде.

Рабочая тетрадь выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Особое внимание в тетради уделено заданиям, предусматривающим разные формы учебной деятельности и формирование необходимых умений: анализ биологической информации, ее преобразование из одного вида в другой, выполнение практических заданий, наблюдений, лабораторных работ и опытов. Задания в тестовой форме помогут лучше подготовиться к будущей аттестации. Структура рабочей тетради соответствует поурочно-тематическому планированию и структуре учебника.

Пособие для учителя раскрывает требования ФГОС и рассматривает достижение планируемых результатов, основные концептуальные идеи курса, содержит поурочные рекомендации.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности содержится в рабочих программах. Структура рабочих программ соответствует требованиям ФГОС.