Характеристики и свойства

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредствен. Идо познавательные процессы пособие. российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо

2.
Сущность и основные качества восприятия

Что такое восприятие

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин "перцепция", "перцептивный процесс").

Когда мы говорим «у меня есть ощущение», мы не хотим указывать на то, что мы воспринимаем что-то внешнее для нас, а скорее нечто, что происходит с нами. Таким образом, если мы видим размытость, мы говорим: «У меня есть ощущение размытия». В приведенных выше примерах о ощущениях и восприятиях отмечается, что ощущения, свидетельствующие о некотором телесном свойстве - цвет, вкус, размер и т.д. - даже нашего тела - голод, жажда - происходят, когда активируются определенные специализированные части организма, которые мы называем органами чувств: мы видим глазами, слышим с ухом, мы чувствуем укол, как активацию кожи, и так далее.

Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но "целостность образа" все же является продуктом синтезирующей деятельности коры мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

Основные чувства являются внешними, потому что они сообщают о свойствах тел как таковых, не исключая наших собственных. Традиционно выделяется серия внешних чувств: зрение, слух, запах, вкус и прикосновение. Каждое чувство специализируется на записи аспекта тел, который называется его формальным объектом: взгляд воспринимает как таковое светящееся, ухо звуковые волны и т.д. иногда формальные свойства, записанные внешними чувствами, называются «данными чувств».

То, что физически принимается сенсорным рецептором, например, клетками сетчатки по отношению к зрению, - это, однако, не объект или свойство, а образец импульсов или энергии от источника. Таким образом, для глаз - фотоны, то есть электромагнитная волна, регистрируемая фоторецепторами сетчатки. Световая энергия, которая воздействует на сенсорный орган - рецепторы, которые являются клетками, называется стимулом. Проксимальный стимул предполагает появление определенной информации, которая будет развиваться нервной системой по нервным путям, до тех пор, пока не достигнет энцефальных центров.

К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией . Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Такая разработка порождает ощущение как таковое, так и последующее восприятие. Традиционная классификация внешних чувств, отмеченная выше, может быть дополнена классификациями, предлагаемыми психологией и нейропсихологией. В соответствии с этим мы говорим о зрении или зрительной системе, слуховой, обонятельной и вкусовой системе и соматосенсорной системе, которая включает классическое чувство осязания, со специальными рецепторами для таких свойств, как давление, твердость, текстура и т.д. и его температура, и другие рецепторы для ощущений тела, такие как боль, висцеральные ощущения и положения, напряжения и движения тела.

2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

От ощущения до восприятия

Кроме того, во внутреннем ухе есть рецепторы, которые позволяют воспринять инерционные состояния самого тела. Давайте теперь подходим из более или менее элементарных данных, предлагаемых каждым сенсорным каналом, к восприятиям, которые допускают множество степеней информационного богатства, которые накладываются друг на друга, потому что то, что объективировано, перенацеливается по-новому каждый раз. В простом психологическом или нейробиологическом анализе мы говорим о получении элементарных качественных данных.

3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4) Восприятие как бы "достраивает" образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

Но наше чувственное и перцептивное сознание ничего не говорит нам о чистых физических характеристиках раздражителей, и мы не замечаем, что элементарные качества изолированы, а скорее представляют нам уже созданные объекты и события, такие как видение человека, идущего, движущегося поезда, и т.д. предыдущие элементы - стимулы, ощущения - уже интегрированы в восприятие. Последний представляет собой правильный когнитивный момент.

На первом этапе мы могли бы сказать, что восприятие рождается уже в первых сенсорных различиях, которые вначале являются основными, и вскоре они становятся более сложными. Из нейрофизиологии мы знаем, что это явление прогрессивно по мере созревания нервной системы. Одно дело видеть без света и теней, другое - интегрировать их так, чтобы захват некоторых геометрических форм - кривых, угла, квадратов - и оттуда вы можете видеть контуры, позволяющие отличать некоторые объекты от других. Еще один шаг будет заключаться в том, чтобы воспринимать в этих светлых и определенных формах глубину, другую для записи движений объектов в пределах множества видимых вещей, а другой - различать определенные объекты и довольно неопределенный фон, в котором расположены эти объекты, В этом случае появляется внимание, которое избирательно выбирает один аспект воспринимаемого комплекса.

5) Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы "своего" восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Восприятие движения и пространства

В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире особое значение имеют двигательные (кинестезические) ощущения: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом восприятии большое значение имеет движение языка и т.п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

К этому добавляется дискриминация цветов, которыми мы визуально воспринимаем вещи, что также помогает отличить их друг от друга. В специфическом чувственном восприятии каждой сенсорно-визуальной, слуховой системы и т.д. создается прогрессивная перцептивная разработка, которая различает формы, качества, свойства, отношения в пределах перцептивной области, открытой каждой сенсорной системой. Так, например, мы различаем простые звуки звуков, а в последнем мы различаем их тон, интенсивность и тембр, и по этой причине мы можем воспринимать музыкальные ноты, упоминая самое основное из музыкального восприятия.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

В последовательных шагах содержание, воспринимаемое чувствительной системой, может быть стабильно связано с содержимым других сенсорных систем, например, когда мы сочетаем вкус мороженого с его визуальным представлением. Классические философы, такие как Фома Аквинский, отмечали, что с ощущениями мы воспринимаем разумные качества каждого чувства, а также общие для нескольких, которые являются довольно размерными аспектами, такими как форма, размер, количество объектов, движение или тишина и даже время.

Например, когда вы чувствуете, что что-то движется, вы также начинаете замечать время. Ухо особенно уместно для основного восприятия времени, исключительно последовательным характером потока, например, мелодией или прослушанными словами. Пространственные отношения начинают восприниматься зрением и прикосновением.

Восприятие времени

Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы.

Восприятие часто связано с действием воспринимающего субъекта, то есть с сенсорным двигателем. Другими словами, двигательная система субъекта вмешивается в восприятие. Тактильные пространства записываются так, как они сканируются рукой. Движения заметны благодаря движениям глаз, которые позволяют следить за тем, что движется.

Важно то, что мы разоблачаем, - это дискриминация качественных, количественных, относительных и последовательных аспектов в том, что захвачено, что приводит к восприятию вещей, разделенных контурами, которые могут находиться на расстоянии друг от друга на расстоянии друг от друга и могут перемещаться путем перемещения или вращение или изменение их свойств, таких как нагрев, охлаждение, покраснение и т.д. эта дискриминация становится все более богатой. Он предполагает правильную ассоциацию дискриминационных аспектов, что в конечном итоге порождает восприятие великих воспринимаемых сценариев.

Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими "биологическими часами" назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.

Указанная дискриминация имеет врожденную основу для определенных фундаментальных качеств, для которых существуют специфические рецепторы в сенсорных каналах, изучаемых нейрофизиологией. Организм уже подготовлен «априори», чтобы предупредить определенные вещи, а не другие, поскольку существовала старая теория формальных объектов чувств. Последовательные перцептивные разработки, которые отвечают за мозг - центральную нервную систему, с ее специфическими сенсорными центрами - также естественны и поэтому имеют генетическую основу.

Таким образом, восприятие третьего измерения - глубина, которое стало возможным благодаря обработке мозгов бинокулярными визуальными изображениями, является естественным и некультурным явлением. Культура добавляет детали и аспекты в естественную основу восприятия. Например, интерпретировать как двумерные двумерные фигуры, созданные в перспективе, - это приобретенные культурные способности.

Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Если отметить начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а между ними оставить паузу (наполненный интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком, заполненный серией щелчков.

В другом примере, касающемся восприятия цвета, нормальный индивидуум человеческого вида различает глаза, благодаря клеткам сетчатки, называемым конусами, прежде всего ряд фундаментальных цветов. Согласно теории Юнга, более совершенной, эти цвета красные, зеленые и синие. Остальная часть цветовых различий возникает из-за разработки, основанной на сочетании этих цветов в соответствии с условиями окружающей среды, в которых видимые объекты освещены относительно наблюдателя. Нечто подобное можно сказать о захвате форм, звуков, вкусов и т.д. на такой естественной основе мы достигаем дискриминации, возникающей в результате образования, опыта и тонкости восприятия, и которые могут быть легче консолидированы в культурном плане, если они переведены на язык, который устанавливает категории качеств.

Любопытно, что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени. Заполненный интенсивной деятельностью временной интервал кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для человека событиями.

Нейропсихология восприятия

Культурные классификации качеств или свойств могут помочь воспринять более сознательным образом, но они также не могут полностью перевести то, что биологически воспринимается. Восприятие и его сенсорная подготовка могут быть изучены на нейронной основе. Нервная система специально подготовлена ​​для получения конкретной информации, полученной из окружающей среды или из того же организма из нервных рецепторных клеток, которые «трансдуцируют» определенную энергию в нервные импульсы электрохимической природы - потенциал действия - которые передаются синаптическими путями до тех пор, пока не дойдут до центров мозга, где «интерпретация» стимулов мозга завершена и проявляется как своего рода сложное ощущение и, следовательно, форма восприятия.

Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временной интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимание на переживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: "Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее". Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

С первого приема, который для внешних ощущений отвечает за периферийные сенсорные системы, есть выбор и разработка полученной информации. Обработка информации, которая распространяется по нервным путям, представляет собой оцифровку, то есть анализирует информацию, чтобы уменьшить ее до измеримых и упорядоченных единиц, усиливая интересы и разделяя «шум» или не относящуюся к делу информацию в зависимости от цель захвата определенного сигнала. Таким образом, ощущение и восприятие - это отсечка, квази-абстракция, аспектов окружающей среды или организма, которые переводится как «язык» чувствительности.

Ориентировка во времени

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Сенсорная проработка проходит через несколько этапов мозга и достигает кульминации в случае периферических чувств - зрительного, слухового, соматосенсорного и т.д. - в первичных областях коры, специализированных для каждого направления. В последовательных областях ассоциации - вторичная - существует интеграция перцептивных результатов, характерных для каждой сенсорной системы.

Связь того, что воспринимается с моторными зонами и те, которые связаны с эмоциями, с запоминанием и с превосходным контролем познания, позволяет восприятию правильно интегрироваться с другими операциями чувствительного субъекта, из которого вытекает его поведение.

Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные.

Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение - ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси; события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего - после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название "временной перспективы".

Основные механизмы восприятия пространства и времени имеют, видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности в определенных условиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новых условиях. Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля восприятия начинала изменяться, все более частыми становились галлюцинации и самовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где оно не происходило и т.п.

Нарушение восприятия

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией . Противоположное ей состояние - гипостезия , которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием

того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящемся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, то есть люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительные галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии , обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени, воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

4. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние - гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшиебезналичия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запах и). Галлюцинации являются, какправило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой; бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительные галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз. половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно,- главная особенность иллюзий,обычно разделяемых на аффективные,вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий - насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих.

Перейдолические иллюзии обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, необыкновенные растения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и не отделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействии. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания отобъекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекаетвнимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящими как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин непроизвольного длительного внимания к предметам.

Произвольное внимание (активное, волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усисие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация си л на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределямость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека.

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясностъ в представления человека о том или ином предме е, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести кнепроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоите перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, безособого напряжения и волевых усилий.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ

Все, что происходите нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда. Остается как «след» прошедшего, образ. Повторно воспринимаемое и переживаемое осознается именно как повторение «известного». Память - это прежде всего накопление, за крепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Первый - запоминание (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование). Второй- хранение (организация и удержание информации). Забывание - исчезновение из памяти. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляютразные характеристики одного процесса. Забывание весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение-это борьба с забыванием нужного, полезного. Третий – воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, дает человеку возможность использовать данные своего опыта. Формы воспроизведения: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта); припоминание - наиболее активная форма.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляетсобой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простыей сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных вовремени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (здоровье и болезнь и т.п.) обычно сопоставляются и сравниваются, что и приводитк образованию соответствующих нервных связей.

Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Физиологическая основа памяти: нервная ткань изменяется под действием раздражителей, сохраняет в себе следы нервного возбуждения. Следы - определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызванные указанные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

Внастоящее время нетединой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория: нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в местах соединений нервных клеток, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствуеттой или иной закрепленной информации. Другая теория памяти, молекулярная, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация.

ВИДЫ ПАМЯТИ

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную систему, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возмжность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией.

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включаете себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) ипроизвольную память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываемименно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Эффективность произвольной памяти зависит


Необходимо, чтобы нормы и принципы Конституции формулировались экономно и дальновидно. Сделать это в период реформирования основных институтов конституционного строя России - задача была непростая. Психолог должен владеть знаниями в области правозащитной деятельности, т. е дать психологическую оценку всем следственным действиям, которые проводит следователь на предварительном следствии. Но...

Науки управления. Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций. Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. ...

Принадлежит к собственно фундаментальным отраслям психологии. Курсом общей психологии традиционно открывается обучение на психологических факультетах. Чаще всего она понимается как отрасль психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных. Как фундаментальная дисциплина она должна заниматься...

Развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех...