Методики развития

Упражнения на развитие внимания для школьников. Чтение и память. Зачем тренировать память и внимание

Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте.

У большинства людей объем внимания составляет 7±2 единицы.

Объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания - необходимое условие формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

Маленький ребенок сталкивается с внешним миром через свои чувства. Поскольку дети, естественно, используют свои чувства для наблюдения и изучения в ранние годы, Монтессори почувствовал, что было идеальное время, чтобы дать детское оборудование, которое бы заострило его чувства и позволило ему понять множество впечатлений, которые он встречает. Сенсорные материалы помогают детям различать, классифицировать и связывать новую информацию. Этот процесс является началом сознательного знания. Конечной целью сенсорных упражнений является интеллектуальный рост.

Р азные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени, н о их можно и нужно тренировать .

Занятия по тренировке внимания нужно проводить в игровой форме и не дольше 15 минут в день.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз-витию концентрации внимания и самоконтроля при вы-полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде-ленные буквы в печатном тексте.

Монтессори продемонстрировал, что если ребенок имеет доступ к математическому оборудованию с раннего возраста, он может легко и радостно поглощать многие факты и навыки арифметики. Разработаны конкретные материалы, которые представляют все виды величин. Она обнаружила, что ребенок, который заинтересован в подсчете, любит касаться или перемещать предметы, называя его. Позже, объединяя, разделяя, компилируя и сравнивая это оборудование, он обнаруживает основные арифметические операции. Эта деятельность удовлетворяет детей и имеет гораздо больше, чем обучение «на бумаге».

Потребуются любые печатные тек-сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек-сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед-невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп-повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень-кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

В конечном счете, будет ранний энтузиазм к миру чисел. В классе Монтессори дети знакомы с фонетическими звуками, прежде чем им представят плавающий алфавит и буквы из наждачной бумаги. Индивидуальное представление языковых материалов позволяет использовать период интереса каждого ребенка к чтению и письму. Интерес детей к чтению никогда не смущается. Дети вынуждены изучать книги и находить ответы на свои вопросы, будь то о лягушатах, ракетах, звездах или пожарных машинах.

В классе Монтессори грамматика познакомится с детьми играми. Большие деревянные карты головоломки являются одними из самых популярных занятий в классе. Во-первых, дети используют карты просто как головоломки. Постепенно изучайте названия стран, информацию о климате и продуктах. Дети также изучают формы земли и воды.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня-ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер-кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.

Программа Монтессори предлагает детям конкретную идею истории. Дети работают со временными линиями. Это очень длинные полоски ткани, которые раскручиваются и раскладываются на пол. Различные периоды истории имеют разные цвета. Естественное любопытство детей стимулируется открытием и экспериментированием проектов, которые помогут детям сделать свои собственные выводы. Часть класса и сады - это растения и животные, заботящиеся о том, чтобы они приводили детей к пониманию всех живых существ.

Дети осознают окружающий мир, изучая другие страны; их привычки, еда, музыка, климат, язык и животные. Это помогает повысить осведомленность детей о других людях и получить понимание и терпимость ко всем людям мира. Формирование дошкольного возраста особенно радостно в создании чего-то нового и личного. Детям будет предоставлена ​​свобода выражать и развивать свое воображение с помощью разнообразных художественных материалов и технологий. В процессе творчества акцентируется курс действий, а не конечный продукт.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав-няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол-жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Наша главная задача - пробудить радость музыки и танца у детей. Дошкольные дети с песнями, играми и танцами станут основой музыкальных и танцевальных навыков. Возможность сосредоточиться, сосредоточить внимание на данном явлении является важной предпосылкой для будущего обучения. Первоклассные учителя часто жалуются на беспокойство, недовольство, ребячество. Упражнения, перечисленные ниже, могут помочь нам научить детей лучше сосредоточиться, сосредоточить внимание на чтении, письме и подсчете, а также на способность запоминать и учитывать новообразованных.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще-ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак-репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня-тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об-ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож-ности достичь нужного результата.

Некоторые упражнения, направленные на развитие памяти и внимания, уже были в поле зрения, некоторые в слуховой области. В комнате, на лице, изображении, здании из блоков, мозаикой и т.д. Мы удалим один из нескольких игрушек или других предметов. Мы показываем ребенку от четырех до шести картин или предметов, затем накрываем их шарфом и просим ребенка перечислить все, что они помнят. Элементы могут быть на столе, в коробке, или мы используем магнитную плату.

Мы предоставим ребенку три-шесть игрушек, которые будут масштабироваться в порядке размера. Затем мы покрываем игрушки, и ребенок пытается назвать все игрушки по мере их поступления. Или, давайте возьмем глаза ребенка и позволим им переупорядочить игрушки по своим размерам.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол-нялось кем-то другим - «другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчужда-ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

Мы читаем ребенка из книги или рассказываем историю. Всякий раз, когда ребенок слышит предварительно произнесенное слово, он поднимает руку или хлопает ее. Постепенно мы можем включать очень похожие слова. Сначала мы представляем ребенку фотографии животных или вещей, показывая их наверх, ребенок их называет. Затем они пытаются назвать их так, как они делали, не отображая картинки. Наконец, мы называем животных или вещи, а затем ребенок повторяет нас. Мы создаем фразы из пяти или более слов на фотографии - ребенок повторяет нас.

Мы используем обычные детские стразы, изначально с картинками, ребенок повторяет нас по частям, затем он заканчивает концы начала, он полностью повторяет. Мы позволяем ребенку обрабатывать простые сообщения другим. Мы используем короткие сказки - сначала с картинками, пересказывая историю самостоятельно, ребенок повторяет ее. Затем мы прочитаем сказку и позволим ребенку передать содержание в своих словах или ответить на вопросы о тексте, издать загадку о содержании сказки, нарисовать изображение в сказочном материале или найти соответствующий образ и т.д.

Упражнения на основе точного воспроизведения образца

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполнен-ный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Распределение цифр в определенном порядке

Мы кратко расскажем ребенку историю знаменитой сказки, и он должен угадать, какая это сказка. Мы читаем или рассказываем рассказ. Во втором чтении или повествовании мы намеренно совершим «ошибку». Дети смотрят, где мы допустили ошибку. Сложность с концентрацией у ребенка может иметь много причин. Они могут быть вызваны расстройством, сложной домашней обстановкой, неадекватной диетой. Если ни один из этих факторов не повлияет на ваш комфорт, у нас есть хорошие новости - способность сосредоточиться может быть обучена.

Потому что иногда трудно сказать, являются ли проблемы концентрации проблемой временным отвлечением, результатом плохого юмора или реальной проблемой, родители могут только сказать, насколько комфортно их дети могут сосредоточиться, отправив ее в школу. Важно помнить, что обучение концентрации может и должно быть начато как можно раньше. Это облегчит вашему ребенку первый день в школе и позволит ему быстрее учиться. Без внимания нет возможности эффективного обучения. Поэтому простые упражнения в форме веселья могут быть сделаны уже в дошкольном возрасте.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нуж-но переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Гиперактивность или моторный интеллект?

Но прежде чем начать, вы должны подтвердить свои знания о концентрации. Помните, что бурение, жестикуляция, выстилание ног и игра руками не обязательно указывают на трудность фокусировки. Это может быть признаком так называемого. кинестетический интеллект. Дети, которые показывают это, нуждаются в движении, чтобы сконцентрироваться. Не давайте комфорта, если вы не сидите прямо и без движения. Если вы выполнили свою задачу, вам не о чем беспокоиться - чрезмерное движение не является признаком гиперактивности, а частью ее личности.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прила-гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока-зателем успешности может служить число правильно най-денных слов и скорость выполнения задания.

Как вы практикуете сосредоточение внимания на своем ребенке? Лучшая работа выполняется в форме игры. Для дошкольника такое обучение будет рисоваться, например, при попытке скопировать простую картину, сделанную матерью. Укладка башни из блоков, размещение домино на равном расстоянии и даже нарезка на макаронную пряжу - также способ осуществления концентрации. Для детей старшего возраста идеальным упражнением будет книжка-раскраска с небольшими деталями для окраски, не выходя из линии или удовольствия, требующего точности, например, бросать дротики.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Важно, чтобы упражнения сопровождались спокойной, тихой атмосферой. Также помните, что в зависимости от возраста ребенка фокус будет отличаться. Дошкольник может сосредоточиться всего на 5 минут, в то время как ребенок в раннем школьном возрасте должен работать непрерывно около 15 минут.

Физическая активность и концентрация

По словам специалистов, лекарство от сложности концентрации - это просто движение. Это связано с тем, что способность фокусировать внимание должна заставить замолчать прием отвлекающих стимулов. С другой стороны, когда ребенок активен, те части нервной системы, которые стимулируют правильный выбор стимулов, стимулируются. Эта координация тела и ума - отличный способ улучшить концентрацию. Поэтому имейте в виду, что физический трафик является постоянной частью вашего ежедневного графика.

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.


Перепуганные линии

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на-чала до конца, особенно когда она переплетается с дру-гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос-ти и концентрации внимания.

Комнаты наших детей часто напоминают хаотические игрушечные киоски и бесполезные предметы. С красивыми коробками, сундуками и коробками вы можете убедиться, что ваше окружение чистое, тихое и плохо рассеянное. В таких условиях ей будет легче сосредоточиться и сосредоточиться на решении этой задачи. Если вам также удастся ограничить время на игры и сидеть в сети, заменив эти действия более творчески, эффекты будут еще лучше. Это будет нелегко - бессмысленно, но красочная игра на планшете гораздо интереснее, чем заговор в ноутбуке.

Это стоит попробовать, потому что это приведет к лучшим результатам не только в школе, но и в будущей взрослой жизни вашего ребенка. Вес может быть сфокусирован на разных стимулах, таких как зрительные стимулы, слуховые стимулы. Концентрация сосредоточена на конкретном объекте или опыте. При правильной концентрации мы можем направить наше внимание, увидеть и сделать то, что важно на данный момент.

Найди отличия

Систематическое обуче-ние сравнению способствует развитию активизации внимания.

Для сравнения можно предлагать какие-либо предметы, картинки, различающи-еся определенным числом деталей (Найди 10 отличий...).

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны на запоминании поряд-ка расположения ряда предметов, предъявляемых на не-сколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Им нужно научиться разделить и сосредоточиться на индивидуальном опыте. Дошкольник должен быть в состоянии сосредоточиться от 3 до 5 минут. По прошествии времени время заканчивается, и школьный ребенок должен делать это не менее 15 минут, потому что для выполнения простой задачи или обучения учителя требуется время. Во многих случаях дети чрезмерно возбуждаются, вызывая отвлечение. Внешние раздражители действуют не слишком сильно, поэтому их внимание постоянно нарушается. Это условие является причиной проблем в школе.

Дети не могут спокойно сидеть в классе, сосредоточиться на своей задаче и даже помнить о домашней работе. Это приводит к ухудшению результатов обучения. Вам просто нужно сосредоточиться на одном, а не в то же время сделать несколько неосторожных и поверхностных. Упражнения для концентрации детей - советы.

Игра "Заметь все"

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выкладывать картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрыть их и предложить игрокам перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы на 8-10 секунд, спро-сить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить определить, какие предме-ты переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (уби-рать предметы и просить назвать исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на дру-гом с тем, чтобы игроки перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Более сложный уровень - игра "Меморина" ("Парочки").

Для игры нужен набор парных карточек с изображениями (предметов, животных, героев книг, букв, цифр...). Перед началом игры все карточки перемешивают и выкладывают изображением вниз. Задача игрока - собрать парные картинки. Переворачивать можно одновременно только две карточки. Если открытыми оказались парные картинки, игрок забирает их себе (или оставляет на игровом поле открытыми). Если изображения непарные, карточки возвращаются в игру. Играть может как один, так и несколько человек. При групповой игре при не совпавших картинках ход переходит следующему игроку.

Играть можно как с реальными карточками, так и в онлайн режиме.

Маша и Медведь. Тренируем память (набор из 36 карточек) | Купить: интернет-магазин

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно боль-ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один игрок начинает перечисление, другие его дополняют.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за-даний. По окончании упражнения оп-ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не-сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за-писывая их в обратном поряд-ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран-дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь-ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за-дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно-го задания является возможность его игрового и сорев-новательного оформления.

Развиваем память | О.Н. Земцова | Купить в интернет-магазине
Развиваем память и внимание | Купить в интернет-магазине:

Внимание – это качество, характеризующее процесс фильтрации информации, которая поступает из окружающего мира. Человек, у которого развито внимание, способен мысленно отбросить лишнюю информацию и сосредоточиться на одном конкретном объекте или процессе.

Если бы человеческий мозг не фильтровал поступающую из окружающего мира информацию, он бы подвергался сильной перезагрузке. Человек с рассеянным вниманием не способен концентрироваться на одной или нескольких вещах, которые выделил.

Память – это способность человеческого мозга сохранять информацию воспроизводить её в устном или письменном виде. Память напрямую связана со вниманием, поскольку долгосрочное запоминание информации возможно только при постоянной концентрации внимания на ней.

Основное развитие памяти и внимания происходит в детском возрасте. Дети младшего школьного возраста рассеянны и не собраны, поскольку их интересует окружающий мир как единое явление, а деталей они не замечают. Дети уделяют внимание каждой окружающей мелочи, забывая о таких вещах, как учеба.

Для развития памяти и внимания разработано много упражнений, которые нужно регулярно выполнять для достижения ощутимых результатов. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте направлены еще и на развитие усидчивости и устойчивости в выполнении длинного задания. Это связано с тем, что у детей слабо развита усидчивость, из-за чего и снижается концентрация внимания и падает уровень запоминания материала.

Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:

  • У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
  • Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
  • Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.

Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте состоят в том, что при постоянном заучивании материала теряется интерес к объекту запоминания, а внимание переключается на другие вещи.

Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.

Как профессионально развить память у детей младшего школьного возраста

Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:

  • Составление плана рассказа;
  • Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
  • Последовательная запись тезисов из текста.

У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.

Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.

Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.

Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников

Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:

  • Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
  • Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
  • Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
  • Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
  • Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
  • Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
  • Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
  • Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
  • Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
  • Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.
  • Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
  • Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
  • Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
  • Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
  • Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.

Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.

В каких условиях проходят занятия

Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать. Поэтому рекомендации психологов по поводу условий игры таковы:

  • Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.

Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Малыш сам должен изъявлять желание поработать с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.

Некоторые родители ошибочно полагают, что развитие внимания и памяти ребенка младшего школьного возраста – это обязанность школы. Да, педагоги обязаны находить свой подход к характеру каждого малыша, но дома ребенок раскрепощен. Поэтому не забывайте, что результат будет эффектнее, если родители приложат максимум усилий к его развитию.