Характеристики и свойства

Аюрведа, огромный ассортимент лечебных трав из Индии и Гимолаев в наличии!!! Восстановление и лечение волос с помощью индийских трав

Сообщество объявлений о покупке и продаже вещей для всей семьи.

112210 участников, 442151 вопрос

Амалаки отзывы

Аюрведа, огромный ассортимент лечебных трав из Индии и Гимолаев в наличии!!!

Лечебные травы

Амалаки (Амла)
(Emblica officinalis)

Амалаки (амла) - известное растение на Востоке. Оно относится к группе миробаланов. Один из самых богатых источников витамина С. Амалаки содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Благодаря этому плоды растения могут сохранять витамин С длительное время. Кроме того, здесь выявлены биофлавоноиды и каротиноиды, обладающие наряду с аскорбинатами антиоксидантными свойствами. Вместе с катехинами, антиоксиданты препятствуют развитию атеросклероза и различным иммунным нарушениям организма. Плоды растения содержат вещества, стимулирующие выработку эритропоэтина, благодаря чему растение издавна использовалось при лечении анемий. Гликозиды и сапонины растения нормализуют функцию кишечника, устраняя запоры, явления метеоризма и кишечные колики. Получены результаты о содержании в амалаки природных антисептиков, подавляющих жизнедеятельность патогенной микрофлоры кишечника и половых путей.

Амла, или индийский крыжовник (Emblica officinalis), является одним из целебнейших растений, которое известно большинству индийцев благодаря своему широкому применению в индийской традиционной медицине и тому факту, что он встречается повсюду в лесах большинства районов Индии и даже на высоте до 1300 метров в Гималаях.

В северной Индии его называют амла, аоула или аонла, в западной Бенгалии и Ориссе - амалаки, в Тамил Наду - топпи или нелликкай, в Махараштре - авалкати. Конечно, многие из городских жителей могут и не узнать его по виду, но с благодарностью используют его огромные лечебные свойства.

Амла - это небольшое деревце с корой зелено-серого цвета с чешуйчатым покровом. Крона у него светло-зеленая, негустая. Листья мелкие, изящные, немного заострённые. Ещё одной особенностью амлы является то, что во время листопада вместе с листьями опадают и сами ветки.

Ашвагандха

Ним

Трифала

Шатовари

Брами

Харитаки

Туласи

КУЧАЛА

ТРИКАТУ

ШИЛАДЖИТ

ЧЕРНЫЙ КОРЕНЬ (Аконит)

Ашвагандха

(чурна, расаяна, бати) рекомендуется как тонизирующий препарат после тяжелых заболеваний, тяжелой физической работы, людям пожилого возраста, при нарушении формирования мышечной ткани, при истощении, при стрессах, бессоннице, при импотенции и болезнях мужской половой сферы, как препарат, улучшающий питание тканей, в том числе и головного мозга. Одним из показаний является дисбаланс Вата доша. Особенно показана Ашвагандха людям Вата, Вата-Питта и Вата-Капха конституции.

Рекомендации к применению Это удивительное по своим свойствам растение занимает одно из первых мест в “золотом ряду” лекарственных трав, произрастающих в Юго-Восточной Азии. Ашвагандха, обладая широким спектром действия на человеческий организм, на протяжении многих тысячелетий применялась аюрведическими целителями как расаяна, т.е. растение с выраженным омолаживающим эффектом (адаптоген, ноотроп, анаболик, тоник, антиоксидант и иммуномодулятор). Ашвагандха оказывает действие на все органы тела. Ее высокую биологическую активность связывают с высоким содержанием в ней фитостероидов, лигнанов, флавоногликозидов, а также особых азотистых соединений, называемых витанлоидами (сомниферином и витаноном). Последние обладают наиболее сильным эффектом, несмотря на то что они составляют лишь 1,5% по отношению к остальным химическим компонентам данного растения.

Ашвагандха перебалансирует энергетику организма и нормализует энергетический баланс в течение двухнедельного курса (600 мг в сутки). При дальнейшем приеме данного фитопрепарата в течение 7-10 дней каждого месяца, энергетическое равновесие удерживается на нормальном уровне, даже несмотря на продолжающееся действие вышеуказанных негативных для организма факторов.

С действием витанлоидов связывают адаптогенный, ноотропный, антидепрессивный и тонизирующий эффекты. Ашвагандха действует подобно камертону на центральную нервную систему, обеспечивая ее гармонизацию с окружающей средой и внутренними органами. Клинические испытания ашвагандхи, проведенные в США, показали, что длительный прием этого растения (4-5 месяцев непрерывно) нормализует метаболизм эстрогенов и предотвращает тем самым, развитие фибромиом и мастопатий. Кроме того, у большинства обследуемых женщин было отмечено устранение дисменоррей и алгиоменоррей — месячные стали протекать регулярно и безболезненно. Американские исследователи утверждают, что последний эффект, вероятнее всего, связан с действием витанлоидов.

В ашвагандхе найдены также природные антибиотики, подавляющие размножение гонококков, стафилококков, гемолитического стрептококка и колибактерии.

Некоторые исследователи указывают на антивирусный эффект растения. Возможно, это связано с повышением активности неспецифического звена иммунитета витанлоидами.

Ашвагандху можно с успехом применять в комплексном лечении и профилактике язвенной болезни, патологии печени и нарушений липидного обмена.Практически здоровым людям, ведущим напряженный образ жизни, работающим с компьютерами или другой высокочастотной техникой, студентам в период сессии, спортсменам и тем, кто имеет суточную работу, рекомендуется принимать короткими курсами по 7-10 дней в месяц по одной капсуле в день.

При гипертонической болезни, эпилепсии, пароксизмальной тахикардии или экстрасистолии, бронхиальной астме, паркинсонизме, болезни Альцгеймера, тиреотоксикозе, язвенной болезни, дискинезии желчного пузыря, жировом гепатозе, нарушениях липидного обмена, аденоме предстательной железы, простатите, мужском бесплодии, нарушениях месячных у женщин, остеопорозе и аутоиммунных заболеваниях следует использоватьпосле консультации специалиста в комплексной терапии с другими лекарственными препаратами и пищевыми добавками. В этом случае следует постепенно увеличивать дозировку ашвагандхи до 4-6 капсул в сутки. Курс — 50 дней непрерывно, затем в периоды 5 дней до полнолуния и 5 дней после полнолуния в течение 7-10 месяцев.

Ним (Neem)

Botanical name: Azadirachta indica

Лечебные свойства нима были описаны в древних индийских текстах например в Атхара Веде. В писаниях ним называют « сарва рога ниварини » что значит « лекарство от всех болезней »

Санскритское название растения - « нимба » производное от выражения в переводе означающего « давать хорошее здоровье »

Известно, что Нимоказывает сильную поддержку защитным системам организма. И таким образом помогает поддерживать естественный иммунитет. Ним усиливает обмен веществ и стимулирует аппетит.

Ним является одним из самых сильнодействующих очистителей крови и детоксикаторов используемых в аюрведе. Он охлаждает жар и выводит токсины образующиеся в большинстве воспалительных болезнях кожи или нарывах. Сильнодействующее жаропонижающее, эффективное при малярии и других типах жара.

Особенно хорошо ним очищает кровь и помогает выводить токсины из печени и кожи а так же нарушения и токсические состояния вызванные питтой и капхой.

Ним может применяться когда необходима очищающая или уменьшающая вес терапия. Он уменьшает количество лишних тканей и обладает дополнительно вяжущим действием, которое обеспечивает лечение.

Отдельно следует отметить весь спектр благоприятных эффектов, которые производит Ним на кожу, волосы и ногти. В уходе за волосами Ним даёт им силу, восстанавливает цвет, в том числе эффективен при ранней седине и истончении волос, а так же против перхоти и педикулёза, при этом используются масло нима или шампуни.

В аюрведе считается что Ним - лучшее лекарство от болезней кожи. Он обладает антибактериальным и противогрибковым действием и поэтому входит в состав многих аюрведических препаратов наружного применения таких как: мыло, шампуни, масла, кремы, зубные пасты. Ним прекрасно очищает кожу и улучшает её вид. Выводит лишний жир. Смягчает царапины. В сочетании с алое вера смягчает сухую кожу. Эффективен против прыщей и черных пятнышек на лице. Ним уменьшаетчрезмерное потоотделение и неприятный запах. Применяется при таких болезнях как чесотка, лишай, проказа, экзема, псориаз, сифилис и др.

Тысячелетиями используется в Индии как средство гигиены полости рта, обеспечивая здоровье зубов и дёсен.

ТРИФАЛА

Согласно древним канонам трифала (в переводе « три плода ») приводят в равновесие все пять « первоэлементов » тела. Они издавна использовались в фиторецептурах, применяемых для профилактики и лечения широкого спектра острых и хронических заболеваний. Каждое входящее в препарат растение очень почитается в аюрведической, тибетской, китайской и персидской медицине.

Харитаки (Terminalia chebula) называют « царем всех лекарств ». В переводе с санскрита оно означает « растение, крадущее болезни ». В аюрведических канонах говорится, что харитаки может избавить от ста недугов.

Харитаки приводит в равновесие вата-дошу (обладает адаптогенным, ноотропным и седативным действием).

В плодах харитаки найдены наиболее сильные антиоксиданты, относящиеся к группе антоцианов, которые благодаря нейтрализации свободных радикалов приостанавливают повреждение эндотелия артерий, возникновение поперечных сшивок белка коллагена, угнетение клеточного иммунитета, в том числе и противоопухолевого, нарушений коллоидного равновесия желчи и мочи. Благодаря высокому содержанию хебулиевой кислоты плоды харитаки стимулируют активность ферментов группы цитохром 450, отвечающих за антитоксическую функцию печени. Катехины растения обеспечивают кровоостанавливающее и сосудоукрепляющее действие.

Амалаки (Emblica officinalis) относится к группе миробаланов и является одним из самых богатых источников витамина C. Амалаки содержит гликозиды, сапонины, природные антисептики, катехины, различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой, биофлавоноиды и каротиноиды, обладающие антиоксидантными свойствами.

Амалаки приводит в равновесие питта-дошу (увеличивает способность печени уменьшать избыточную активность гормонов катаболического действия, например, адреналина).

Плоды амалаки препятствуют развитию атеросклероза и различных иммунных нарушений организма, а также стимулирую выработку эритропоэтина, благодаря чему растение издавна использовалось при лечении анемий.

Бибхитаки (Terminalia bellerica) - растение, которое часто используют во многих рецептурах наряду с харитаки и амалаки.

Плоды бибхитаки, богатые галлотанниновой кислотой, сапонинами и фитостероидами, приводят в равновесие капха-дошу (нормализуют уровень инсулина и эстрогенов).

Бибхитаки удаляет избыточную слизь из бронхов и восстанавливает кашлевой рефлекс, устраняет застой в желчновыводящей системе и органах малого таза.

Препарат Трифалаудачно сочетает в себе лучшие качества всех растений, оказывая ярко выраженный очищающий и омолаживающий эффект на весь организм человека. Он может быть широко использован для профилактики самых различных заболеваний, поскольку даже при длительном приеме не вызывает никаких побочных эффектов.

Чаще всего Трифала используют для полного и безопасного (даже для ослабленных больных) очищения организма. Этот препарат полностью очищает тонкий и толстый кишечник, печень, кровь, лимфу, почки, легкие и даже клетки нервной системы, выводя опасный для организма жировой пигмент липофусцин. Известно, что у людей в пожилом и старческом возрасте накопление липофусцина в нейронах свыше 30% приводит к смерти.

Трифала - природный антибиотик и антисептик, эффективна при различных кожных заболеваниях (фурункулы, язвы и др.), ускоряет заживление глубоко расположенных тканей.

Трипхала чурна широко применяется для профилактики и ле ¬ чения большинства заболеваний людей всех возрастов. Она норма ¬ лизует баланс всех составляющих организма; очищает кровь; нор ¬ мализует функции желудочно-кишечного тракта; снимает скрытые последствия длительных стрессов; успокаивает, лечит бессонницу; нормализует зрение; увеличивает половую активность; регулирует давление; регулирует образование гемоглобина крови; улучшает па ¬ мять, являясь тоником для мозга; ускоряет сращивание сломанных костей; используется для лечения кожных заболеваний.

Шатавари

переводится как “имеющая сотню мужей” - ее тонизирующее и омолаживающее воздействие на женские половые органы, согласно поверьям, дает возможность, иметь сто мужей.

Шатавари является основным аюрведическим омолаживающим растением для женщин таким же, как ашваганда для мужчин (хотя оба эти растения оказывают позитивное воздействие как на женщин, так и на мужчин). Она служит расаяной для Питты, для женской репродуктивной и кровеносной систем. Шатавари повышает секрецию молока и семени, питает слизистые.

Является эффективным смягчающим средством при сухих и воспаленных слизистых желудка, легких, почек и половых органов. Благодаря питательному, смягчающему и омолаживающему свойствам она хорошо помогает при язвах, а с учетом ее способности облегчать жажду и способствовать сохранению жидкостей в организме, показана при хроническом поносе и дизентерии. Применяемая наружно, она оказывает значительное смягчающее действие при тугоподвижности суставов и шеи, а также при мышечных спазмах. Успокаивает и смягчает Вату.

Шатавари считается основной расаяной (омолаживающим эликсиром) для женщин, растением, дающим силу репродуктивным органам, нормализующим функцию гормональной и иммунной систем и избавляющим от бесплодия. В этом качестве она издавна использовалась как в аюрведической, так и в тибетской медицине. Шатавари, согласно канонам, питает оджас, а ее саттвичная природа способствует развитию любви и жертвенности, насыщает физическое тело высшим сознанием.

Раса (первичный вкус): имеет одновременное сочетание сладкого и горького вкусов; вирья (энергетика растения): холодная; випак (вкус после переваривания): сладкий; гуна (качество): легкая, маслянистая. Шатавари понижает вату и питту, повышает капху и аму (если принимать в избытке). Воздействует на все ткани, оказывает влияние на сердечно-сосудистую, репродуктивную, дыхательную и пищеварительную системы.

Шатавари - питательное, смягчающее, месячногонное, мочегонное, охлаждающее, омолаживающее, тонизирующее, успокаивающее, антиспазматическое, антибактериальное средство, увеличивающее половую энергию и останавливающее рост опухолей. Приготавливают ее обычно в виде отвара, порошка (от 250 мг до 1 г), пасты и лекарственных масел.

Шатавари уравновешивает женскую гормональную систему, ускоряя переход на уровне печени эстрадиола в эстрол, и стимулирует синтез прогестерона. Таким образом, растение предотвращает развитие эстрогензависимых заболеваний (фибромиом, мастопатий, эндометриоза, эрозии шейки матки, спорадического зоба). Шатавари активизирует яйцеклетки, увеличивая их способность к оплодотворению. Научные исследования показали увеличение молочных желез и повышение секреции молока у женщин, регулярно принимающих экстракт этого лечебного растения, что связано очевидно, с усилением синтеза пролактина и соматотропина. Богатое содержание в растении биофлавоноидов и природных антибиотиков очищает кровь и слизистые оболочки женских половых путей. Поскольку растение содержит много аналогов женских половых гормонов, ее полезно принимать женщинам в климактерическом периоде и тем, кто перенес операцию по удалению матки. Шатавари положительно влияет и на мужскую половую сферу - может использоваться в комплексном лечении импотенции, сперматореи и воспаления половых органов.

Шатавари - эффективное смягчающее средство при атрофических гипоацидных гастритах, язвенной болезни желудка, сухости кожи и даже герпесе. Она облегчает жажду и способствует сохранению жидкостей в организме, поэтому показана при комплексном лечении энтероколитов.

Шатавари является также мягким иммуномодулятором и противовоспалительным средством. Есть также сведения об антитоксическом и анаболическом действии растения.

Брахми

важное омолаживающее средство в аюрведической медицине. Это основное средство для стимулирования и укрепления нервных и мозговых клеток. Брахми улучшает память, увеличивает продолжительность жизни, замедляет старение и дает силы в старости. Укрепляет иммунную систему, очищая и питая ее, а также укрепляет надпочечники.

Брахми содержит алкалоиды бармина, сапонины и иные гликозиды. Брахми улучшает обмен веществ, обладает охлаждающим, омолаживающим, жаропонижающим, мочегонным и укрепляющим нервы свойствами. Способствует развитию интеллекта. Используется в Аюрведе при лечении астмы, хриплости, ментальных расстройств, также является потенциальным нервотоником и кардиотоником. Действует как успокаивающее средство, уменьшает беспокойство у детей, используется при любых ментальных беспокойствах. В то же время это сильное кровоочистительное средство со специфическим действием при хронических кожных болезнях.

Брахми помогает установить равновесие между левым и правым полушариями мозга. Также Брахми считается в Аюрведе эффективным средством для восстановления слуха. Людям после пятидесяти лет рекомендуется раз в год проходить пятидесятидневный курс приема Брахми для восстановления функций памяти и увеличения продолжительности жизни, а студентам - для усиления умственной работоспособности. Брахми - одно из известных аюрведических растений (американское название Готу Кола), самое важное омолаживающее средство аюрведической медицине. Брахми является главным компонентом джема Брахми Расаяна. Это основное средство для стимулирования и укрепления нервных и мозговых клеток. Прекрасно снимает многие виды головных болей, нормализует мозговое кровообращение, используется при ментальных беспокойствах.

Брахми воздействует на все ткани - элементы, кроме репродуктивной ткани, главным образом на кровь, костный мозг и нервную ткань.

Брахми служит тонизирующим и омолаживающим средством для Питты. В то же время она подавляет Вату, успокаивает нервы и способствует снижению чрезмерной Капхи.

Среди растений это, пожалуй, самое саттвичное, самое духовное по своей природе.

Брами считается самым саттвичным, самым духовным растением. Она всегда рекомендуется для стимулирования и повышения ясности ума всем людям, особенно тем, кто занимается духовными практиками.

Брами, уменьшает тягу к сладкому, жирному и алкоголю. Положительно воздействует брами на печень и сама по себе, так как успокаивает « огненные » эмоции, которые во многом способствуют заболеваниям печени.

При регулярном приеме брами устраняет склонность к перееданию, в связи с чем, полезно ее применение для лечения лишнего веса и ожирения.

Полезна брами при бронхите с лихорадкой как средство, смягчающее кашель. Может также применяться в комплексном лечении астмы Питта-типа, которая проявляется отхождением желтоватой мокроты, лихорадочным состоянием, потливостью, раздражительностью и потребностью в прохладном воздухе.

Брами также используется для лечения аллергического ринита.

Высокие эффекты дает брами при лечении сердечных болезней

При гипертонии брами может с успехом находить применение для всех типов конституции.

Как вспомогательное средство брами употребляется в лечении инфекций мочевыводящих путей и почечнокаменной болезни для снятия болей.

Брами очищает мочеполовую систему. Ее полезно использовать при любых венерических заболеваниях.

Благоприятные эффекты дает применение брами при предмеснтруальном синдроме Питта-типа, который проявляется раздражительностью, гневливостью, стремлением спорить, иногда и вспышками ярости

Хорошо применять брами в послеоперационном периоде для снятия стресса и заживления нервной ткани.

Брами полезна детям как средство, влияющее на ум, очищающее кровь и успокаивающее эмоции, особенно при гиперактивности, возникшей вследствие чрезмерного потребления сахара или ослабления функции печени.

Благодатна брами и в старости, когда она дает великолепные результаты для сохранения памяти и обновления клеток мозга. Это самое лучшее средство для улучшения слуха.

Хороший эффект дает брами как средство, улучшающее рост волос при облысении.

Брами является ценным средством для очищения нервной системы и устранения воспалений в ней.

Положительное действие оказывает брами при бессоннице, головных болях, эпилепсии, невротических состояниях.

Особое внимание следует обратить на брами в случаях лечения одержимости. Это лучшее средство из немногих возможных в данной ситуации. Здесь следует применять брами с маслом Ги.

Харитаки

Харитаки - « растение, крадущее болезни », называется так, поскольку уносит (харите) все болезни или же потому, что является священным растением Шивы; другое название — Абхайя, так как способствует бесстрашию (бхайя — страх, частица а означает отрицание). В трактате « Мадана-пала-нигханту » харитаки сравнивается с матерью: « Как мать заботится о ребенке, так и харитаки заботится о человеке. Но мать иногда сердится, харитаки же никогда не причинит вреда тому, кто принимает ее… »

Используется плод растения; воздействует на все ткани-элементы. Системы: пищеварительная, выделительная, нервная, дыхательная. Действие: омолаживающее, тонизирующее, вяжущее, послабляющее, укрепляющее нервы, отхаркивающее, противоглистное.

Предостережения: беременность, обезвоживание, сильное истощение или изнеможение, очень высокая Питта. Препараты: отвар, порошок (от 250 до 500 мг), паста.

Харитаки, хотя и обладает очень вяжущим вкусом, является одним из важнейших растений Аюрведы. Оказывает омолаживающее действие на Вату, регулирует Капху и лишь в избытке возбуждает Питту. Питает мозг и нервы, наделяет энергией Шивы (чистого сознания).

Харитаки—эффективное вяжущее средство, которое используется как полоскание для горла при поверхностных изъязвлениях слизистых. Регулирует функцию толстой кишки и, в зависимости от дозировки, устраняет как запоры, так и понос. Улучшает пищеварение и усвоение пищи. голос и зрение, способствует долголетию. Харитаки повышает интеллект и наделяет мудростью. Харитаки способствует укреплению выпадающих органов, нормализует выделения при избыточном потоотделении, кашле, сперматорее, меноррагиях и белях. Уменьшает скопления и застой Ваты. Это основной компонент состава mpunxала (“три плода”), состоящего из харитаки, амалаки и бибхитаки и представляющего собой один из главных аюрведических препаратов.

В Аюрведической и Тибетской медицине его нередко называют « царём всех лекарств ». Где бы в организме не возникал патологический очаг, это растение подавляет его, активизируя защитные силы, улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты. Обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действием. Энергоинформационная матрица плодов растения аналогична эфирному телу человека и энергоинформационному полю Земли. Это означает, что харитаки обладает камертонным действием на стхула и сукшма каналы человека, отвечающие за состояние гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Каждый из указанных каналов содержит закодированную информацию о том, как должны функционировать те или иные ткани, гормоны, ферменты и другие биологически-активные вещества. Эти тонкие каналы человека соединяются между собой особыми центрами эфирного тела, называемые мармами. Мармы через нейроэндокринную систему регулируют функции всех жизненно важных органов.

Туласи

Тулси (Туласи) благоприятна во всех отношениях и исполняет все желания. Тулси - священное растение. Его свойства - чистая Саттва. Базилик раскрывает сердце и ум, наделяет энергией любви и преданности. Базилик дает божественную защиту, очищая ауру и укрепляя иммунную систему. Он содержит природную ртуть, которая наделяет изначальной силой чистого сознания.

Базилик - эффективное потогонное и жаропонижающее средство при гриппе, большинстве простудных и легочных заболеваний. Он удаляет излишнюю Капху из лёгких и носовых ходов, увеличивая при этом Прану и обостряя чувственное восприятие, устраняет избыток Ваты из толстой кишки, улучшает всасывание питательных веществ, укрепляет нервную ткань, улучшает память. В виде напитка с мёдом базилик может применяться для прояснения ума. Свежий сок листьев используется наружно при грибковых инфекциях кожи.

КУЧАЛА

Это лекарство относится к тонизирующим, а конкретно к такому интересному классу как ВАДЖИКАРАНА, или афродизиаки, то есть средства, повышающие жизненную энергию и в особенности половую активность. Хотя действие аюрведических афродизиаков намного глубже и шире, чем просто любовные зелья. Семя, которое есть и в мужском и в женском теле (они, понятное дело различаются) является квинтэссенцией всех дхату, и конечным этапом всей цепочки пищеварения. Оно способно дать жизнь и это относится как к созданию новой жизни, так и к преобразованию и омоложению собственной. Созидательная энергия жизни направленная внутрь может обновить и тело и ум. И здесь аюрведические, сатвические тоники намного превосходят известные нам химические лекарства, поскольку человек сам волен выбирать, куда направить энергию и силу, даваемую этими травами, это может быть не только сексуальная активность, но и активность интеллекта, общий физический тонус, устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям. Они могут применяться как курсом, при решении серьезных, глубоко проникших заболеваниях, так и разово, в случае необходимости, поэтому очень полезно иметь в своей аптечке один, два подобных тоника.

КУЧАЛА является наиболее ярким, сочетающем в себе все эти характеристики, представителем этого семейства аюрведических препаратов. Уже через час после приема можно ощутить прилив сил и энергии.

ТРИКАТУ

ТРИКАТУ ЧУРНА (TRIKATU CHURNA)

Общая характеристика

Наиболее удивительной из расаян является Трикату чурна. Не ¬ обычность ее заключается в том, что это единственная расаяна, при применении которой Капха доша не увеличивается, а наоборот, уменьшается, причем, значительно. Большинство расаян увеличи ¬ вают Капха доша, а Трикату очищает организм от лишней Капхи и нормализует обмен воды в теле человека. Именно этим и объясня ¬ ется ее использование в терапии простудных заболеваний и вообще, дисбалансов Капха доша.

Состав

Дословно слово « Трикату » можно перевести как « три острости ». В состав входят в равных пропорциях имбирь, черный перец и длинный перец.

Показания

Трикату используется при пониженной Питта доша и повышен ¬ ной Капха доша. Она иссушает слизи, снимает отечность, помогает регулировать вес тела, снижает последствия стрессов и психологи ¬ ческих травм, используется при депрессиях, лечит простудные за ¬ болевания, диспепсические расстройства, дурной запах изо рта при застое пищи в желудке. Зимой, поздней осенью и ранней весной ре ¬ комендуется ежедневный разовый прием препарата.

Противопоказания

Прием Трикату категорически противопоказан при заболевани ¬ ях, протекающих с повышением Питта доша - гастрите с повышен ¬ ной кислотностью, кожных заболеваниях, лихорадке.

Медицинское применение

Вагбхата так описывает медицинское применение Трикату: « Эти три (Маричи, Пиппали и Шунти) вместе известны как Трикату, ко ¬ торая лечит ожирение, одышку и затруднения дыхания, диспепсию, кашель, глистные инвазии, а также хронический катаральный ри ¬ нит ». (Аштанга Хридайам 1.6.164). Трикату можно использовать также как вызывающее аппетит средство.

ШИЛАДЖИТ

ШИЛАДЖИТ (SHILAJIT) Шила - камень

Общая характеристика

Шиладжит - черный минерал, скапливающийся в трещинах скал высоко в Гималаях. По своему строению и качествам Шилад ¬ жит аналогичен нашему алтайскому мумию, однако, в состав Шиладжита помимо специальным образом обработанного мумия входят травы, способствующие лучшему усвоению препарата и более вы ¬ раженному лекарственному действию.

На протяжении многих тысяч лет северная аюрведическая тра ¬ диция использует этот дар гор для лечения очень большого числа заболеваний. Да и не только аюрведическая медицина использует мумие в качестве лекарственного средства. Древние греки высоко ценили ранозаживляющее, сращивающее и очищающее организм действие « сока земли », как они называли мумие.

Достаточно сложен и трудоемок процесс приготовления Шиладжита. Его вымачивают в воде, варят в отварах разных трав, в том числе и в отваре Трипхалы, в коровьей моче, высушивают и сгущают под солнцем. Весь процесс занимает три-четыре дня.

Шиладжиту покровительствует Господь Шива, поэтому во вре ¬ мя приготовления или приема этого препарата читаются посвящен ¬ ные Ему мантры. Ом намах Шивайя!!!

Чистый, не обработанный Шиладжит - черный мягкий минерал, жирный на ощупь, запахом напоминающий коровью мочу. Обрабо ¬ танный и смешанный с Трипхалой Шиладжит представляет собой серый горьковатый порошок, иногда закатанный в капсулы (хотя это и не традиционная аюрведическая форма для лекарственного пре ¬ парата).

Показания

Спектр его действий достаточно широк и он считается сильнодействующим препаратом. Шиладжит применяется при переломах, ушибах, вывихах и прочих травмах; как сильнейшее ранозаживляющее при наружных и внутренних ра ¬ нах, а также как усиливающее регенерацию средство; при кожных заболеваниях; при отложениях солей, артритах; при аллергических заболеваниях (в том числе при астме); при импотенции; при инфек ¬ ционных заболеваниях органов мочеполовой системы; как обще ¬ укрепляющий препарат при снижении иммунитета; как противоопу ¬ холевое средство.

Противопоказания

Прием Шиладжита противопоказан при острых почечных забо ¬ леваниях, несахарном диабете, мочекаменной болезни.

Шиладжит применяется с горячим молоком или горячей водой два раза в день через час после еды, со смесью топленого масла и меда (в неравной пропорции), причем для очищения организма от солей рекомендуется минимальная доза препарата при пятидесятидневном курсе.

Медицинское применение

« Шиладжит очень тяжел и применяется при таких заболеваниях как диабет, являясь в смеси с куркумой, Трипхалой и Лаух бхашмой очень сильным противодиабетическим препаратом, при болезнях мочевыводящих путей и половых органов, особенно с Дасамулариштой, при переломах, остеоартритах, артрозах, отложении солей ». (Планетарная гербология, стр. 136). В последнем случае необходи ¬ мо массировать суставы с Маханарайана таилой или делать Абхйангу с Махамаша таилой.

Лечебные травы и растения являются фундаментальной основой аюрведической природной аптеки. Большинство лекарственных препаратов, составов и средств аюрведической медицины создаются на основе растений и трав. Такие лекарственные средства безопасны, а их воздействие не только эффективно, но и мягче. Для выделения «активного компонента» в аюрведической медицине используется как все растение, так и его части, такие как листья, цветы, семена или корни. Иногда применяют все растение, что помогает уменьшить побочные эффекты, которые могут возникнуть при использовании отдельных компонентов.

Перечислим основные лекарственные растения, которые используются в аюрведической практике

Аджамода (Сельдерей пахучий)
В состав семян сельдерея входят эфирные масла, жирные масла и другие вещества. В аюрведической медицине применяется как обезболивающее, желчегонное, лактогонное, ветрогонное и усиливающее перистальтику лечебное средство. Смесь жирного и эфирного масла сельдерея входит в состав смеси лечебных масел, использующихся для аюрведического или марма массажа при различных кожных заболеваниях. Аюрведа рекомендует есть корень сельдерея при новообразованиях. Аджамода - прекрасное тонизирующее и поливитаминное средство.

(Emblika officinalis)
Амла – это самый богатый природный источник витамина С! Она содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Растение обладает антиоксидантными свойствами, иммуномодулирующим эффектом, стимулирует синтез гемоглобина, поэтому очень популярно в аюрведической медицинской практике. Амла отлично очищает печень, кровь и кишечник, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы.

Асафетида (Ferula asafoetida)
Асафетида (Хингу) – это ароматическая природная смола, напоминающая по вкусу чеснок. Используется в небольших количествах при приготовлении овощных блюд. Употребление асафетиды способствует предотвращению метеоризма (скопления газов) и облегчает переваривание пищи. Продается в виде тонкого порошка, который кладут в горячее топленое или растительное масло за одну-две секунды перед тем, как закончить приготовление масалы. Препараты, приготовленные на основе асафетиды, рекомендуется принимать при повышенной нервной возбудимости, проблемах с желудочно-кишечным трактом, а также как лекарство от кашля и астмы.

Ативиша (Аконит разнолепестковый)
Вкус этого растения сладкий и горький одновременно. Вирья - горячий, випак - сладкий. Растение понижает все три доши, но осторожно - оно ядовито! Оно стимулирует пищеварение, увеличивает отделение грудного молока, способствует отхождению газов, является тоником. Применяется для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, сердца, а также нервных болезней.

Ашвагандха (Ashwagandha)
Это великолепный тоник, афродитик, адаптоген и антистрессовое средство. Название растения, в переводе с санскрита означает «Сила коня». Препарат устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвращает преждевременное наступление климакса, укрепляет нервы. Ашвагандха повышает сопротивляемость инфекциям и улучшает пищеварение. Самое главное достоинство - в ее успокаивающем и в то же время тонизирующем и омолаживающем действии на нервную систему. Аюрведа применяет растение для восстановления базовой энергий нервной системы, а эффект от применения этого средства сохраняется длительное время. Результаты недавних исследований выявили, что растение обладает антираковой активностью и эффективна при многих онкологических заболеваниях.

Бала (Sida cordifolia)
Бала повышает тонус центральной нервной системы, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм, усиливает процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани. В переводе с санскрита, это растение называется «Дарующее силу» и действительно, оно нормализует метаболизм клеток сердечной мышцы и коронарное кровообращение, понижает возбудимость миокарда, предотвращая возникновения аритмии.

Билва (Айва венгерская)
Билва содержит специфический гликозид мармелозин, обладает аритмическим и тонизирующим эффектом, оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие.

Брахми (Кантелла азиатская)
Брахми имеет три вкуса - горький, сладкий и острый. Растение, сваренное в кунжутном масле, отлично помогает от бессонницы. Аюрведическая медицина использует Брахми для лечения болезней респираторной и сердечно-сосудистой системы. Это мягкий тоник, он считается одним из лучших средств, способствующих медитации.

Бхумиамла (Phyllanthus amarus)
Бхумиамла обладает желчегонным и гепатопротекторным действием, используется для предотвращения атеросклероза и сахарного диабета, применяется при лечении кожных заболеваний и тромбофлебитов. Вкус растения кислый, оно очень богато витамином С.

Гокшура (Tribulus terrestris)
Это растение богато солями кремниевой кислоты, которые препятствуют образованию камней в почках. Гокшура усиливает потенцию и препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы. Вкус его сладкий, вирья - холодный, випак - сладкий. Используется при диабете, астме, камнях в почках и мочевом пузыре, сердечных болезнях, а также при бесплодии.

Гудучи (Tinospora cordifolia)
Это растение хорошо очищает кровь от амы – шлаков и токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой. Оно обладает мочегонным и потогонным эффектом, это одновременно расслабляющий и диуретический препарат. Его вкус горький и сладкий, вирья - горячий.

Дадима (Punica Granatum)
Дадима или известный всем гранат является отличным вяжущим тоником. Он улучшает обмен веществ и несет противоглистное, желудочное и охлаждающее действие.


Дашамул (Dashamul)
Это общее название 10 корней - Бильвы, Агниматхи, Сионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришнипарни, Брихати, Кантакари и Гокшуры. Смесь этих 10 корней нормализует состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию гипоталамуса и гипофиза. Поэтому дашамул используется в аюрведической практике для лечения серьезных гормональных заболеваний.

Джатамамси (Nardostachys grandiflora)
Это близкая родственница валерианы, именуемая еще индийской аралией. Она сладкая, горькая и вяжущая, обладает охлаждающим воздействием и острым эффектом после переваривания. Способствует уравновешиванию всех трех дош. Имеет те же седативные свойства, что и валериана, но при этом является непревзойденным растением для прояснения сознания и укрепления ума. Джатамамси хорошо сочетается с Брами, препарат можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы.

Джатипхала (Мускатный орех)
Плоды тропического мускатного дерева обладают тремя вкусами из шести возможных - острым, горьким и вяжущим, послевкусие - острое. Мускат хорошо согревает тело и увеличивает Питта дошу. Мускатный орех хороший афродизиак, он обладает сильным стимулирующим и тонизирующим действием на организм, укрепляет нервную систему. В аюрведе применяется для лечения импотенции и сексуальных расстройств. В малых дозах мускат является хорошим успокоительным средством, расслабляя и вызывая сон. Он входит в состав иммуноукрепляющих сборов. Быстро возжигает Агни – пищеварительный огонь, нормализует баланс Вата и Капха дош. Мускатный орех укрепляет память и способствует нормализации мозговой деятельности, улучшает мозговое кровоснабжение, лечит сердечные болезни, слегка крепит.

Карпура (Cinnamomum camphora)
Камфора обладает обезболивающим, антисептическим и бронхорасширяющим действием и помогает восстановить нервную систему

Каркаташринги (Karkatashringi)
В аюрведе это растение используется как отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное средство

Касмарья (Gmelina Arborea)
Касмарья оказывает на организм послабляющее, мочегонное и лактогонное действие. Отлично устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов.

Катпхала (Myrica spp)
Мирт - сильное средство для уменьшения капхи, он действует как потогонный, вяжущий и противоспазматический препарат. Мирт рассеивает холод, устраняет слизь, очищает лимфатические узлы, прочищает пазухи, улучшает голос, открывает чувства и ум, устраняет скопление ваты в голове и усиливает приток Праны. Это одно из лучших аюрведических растений для лечения заболеваний в начальной стадии, поскольку обладает саттвической природой, способствующей мобилизации защитных сил организма. Кроме того, мирт - священное растение, посвященное Шиве и Шакти.

Кумкума (Safran)
Шафран – это рыльца пестиков растения Crocus sativus. В кулинарии шафран считается “Царем специй”, он сочетается со всеми пряностями, придает кондитерским блюдам тонкий аромат и помогает перевариваться молоку. Шафран входит в состав многих омолаживающих препаратов и применяется при аюрведической терапии перевозбуждения, бессоннице, страхов, эпилепсии, интоксикации и нервных заболеваний. Шафран хорошо успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает судороги и спазмы, лечит истерию, регулирует менструации нормализует частоту сердечных сокращений. Облегчая приступы судорожного кашля, способствует отхождению мокроты при бронхите и пневмонии. Растение обладает легким мочегонным, желчегонным и потогонным действием, причем черный перец и имбирь усиливают его лекарственные свойства. Настоем шафрана промывают гноящиеся глаза, также он используется для лечения болезней крови, в частности, лейкемии

Куштха (Saussurea lappa)
Растение богато эфирными маслами и сауссурином, вызывающими расслабление гладкой маскулатуры бронхов, мочевого пузыря и кишечника. Обладает тонизирующим эффектом

Лаванга (Caryophyllus aromaticus)
Лаванга (Гвоздика) применяется при простуде, астме, несварении, зубной боли, икоте, ларингите, фарингите, пониженном артериальном давлении, импотенции. Растение действует как стимулирующее, отхаркивающее, ветрогонное, обезболивающее средство, прекрасный афродитик. Гвоздика является эффективным стимулирующим ароматическим средством для легких и желудка. Помогает рассеивать холод и дезинфицировать лимфатическую систему. Она обладает сильным согревающим действием, но энергетический эффект может быть несколько раздражающим в силу ее раджасичой природы. Благодаря эфирным маслам повышает усвояемость пищи. В составе леденцов гвоздика эффективна при простудах и кашле.

Нагара (Nagara)
Это сухой имбирь, обладающий стимулирующим, потогонным, отхаркивающим, ветрогонным, противорвотным и обезболивающим действием. Сухой имбирь нагара горячее и суше, чем свежий. Это более действенное стимулирующее и отхаркивающее средство для уменьшения Капхи и усиления Агни. Широко известна в аюрведе польза имбиря в лечении заболеваний пищеварительной и дыхательной систем, а также при артритах и как тонизирующее средство для сердца.

Пиппали (Piper longum)
Эти сушеные стручки «перца длинного» имеют сладкий и острый вкус, вирья - горячий, випак - сладкий. Препарат подавляет гнилостную микрофлору кишечника, устраняет несварение, запоры, метеоризм, плохой аппетит, удаляет избытки слизи из организма, нормализует функцию желудка и селезенки, устраняет застои в печени и дыхательной системе. Наружно применяется при кожных болезнях. Пиппали входит в состав аюрведического препарата Трикату вместе с сухим имбирем и черным перцем. Трикату - самый известный аюрведический стимулирующий состав, сжигаюший Аму и способствующий усвоению других лекарственных средств и пищи.

Твак (Cinnamomum ceylanicum)
Твак (корица) является прекрасным общеукрепляющим, потогонным и отхаркивающим средством при простуде и гриппе, особенно подходит для ослабленных людей. Как и шунти (имбирь), твак является практически универсальным лекарством для нормализации циркуляции крови и улучшения обмена веществ. Препарат укрепляет сердце, согревает почки и организм в целом, ослабляет зубную боль и боль, связанную с мышечным напряжением.

Тагара - (Valeriana)
Индийская валериана – это натуральное успокоительное средство, отлично укрепляющее нервы. Обладает также противоспазматическим, седативным и ветрогонным действием. Энергетика: горький, острый, сладкий, вяжущий / согревающий / острый. Тагара - одно из лучших растений для лечения нервных расстройств, имеющих природу Ваты. Очищает толстую кишку, кровь, суставы и нервы от Амы, освобождает нервные каналы от скоплений Ваты. Вследствие высокого содержания в ней элемента «земля» она действует «приземляющее» и помогает устранить головокружение, истерию и обмороки. Препарат снимает мышечные спазмы, ослабляет спазматические менструальные боли. Очень эффективен для прекращения процессов брожения в желудочно-кишечном тракте и оказывает особое успокаивающее действие на женскую репродуктивную систему. Однако ее природа тамасична, и чрезмерное употребление валерианы притупляет ум. Большие дозы приводят к чрезмерному подавлению Ваты и могут вследствие этого вызвать слабость, вплоть до бессилия.

Тила (Sesamum Indicum Linn)
Тила (кунжут) – это одно из самых популярных растений в аюрведической медицине. Тила наносится на кожу, принимается внутрь и ректально, полезно для глаз, носа, ротовой полости в виде порошка, пасты, масла и в других формах.

Туласи (Holy Basil)
Туласи (тулси) или «базилик священный» является одним из самых важных и почитаемых растений в Индии. Туласи – символ преданности Господу, который принес это растение в материальный мир из духовного. Оно благоприятно во всех отношениях и может по преданию, исполнять все желания. Очень благоприятно выращивать туласи в своем доме, – там никогда не будут возникать проблемы, и ни один злой дух не сможет приблизится к этому дому. В Аюрведе туласи известно как природный тоник, антиоксидант, анальгетик, антисептик, афродизиак, обладает противовоспалительными, жаропонижающими, отхаркивающими, антибактериальными, противогрибковыми свойствами. Это традиционное аюрведическое средство от лихорадки, бронхита, кашля, простуды, малярии, лечит ревматизм и артрит, диабет, снимает спазмы, репеллент насекомых.

Ума (Linum usitatissimum)
Ума или льняное семя – отличное средство для толстой кишки и легких, укрепляет легочную ткань и способствует заживлению слизистых. Это прекрасное средство при хронических дегенеративных процессах в легких, обладает послабляющим, смягчающим, отхаркивающим действием. Ума хороший питательный тоник. Наружно Его применяют наружно как примочки при изъязвлениях, воспалениях кожи, поскольку оно расширяет местные кровеносные сосуды и снимает напряжение в тканях.

Харидра (Curcuma longa)
Харидра (корень Куркумы) используется как целиком, так и в молотом виде. Оно входит в большинство аюрведических лекарственных сборов и средств. Харидара острая и горькая на вкус, сухая, легкая, не маслянистая; послевкусие - острое, обладает согревающим воздействием. Применяется как глистогонное средство, подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике, очищая его от излишков слизи, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, что способствует похудению. Также регулирует количество холестерина в крови, способствует оттоку желчи, улучшает работу поджелудочной железы. Для нормализации баланса дош принимают вместе с горячим молоком, маслом какао и медом на ночь перед сном. Наружно применяется для укрепления волос и для борьбы с перхотью; совместно с сандаловым маслом или просто в качестве присыпки - при кожных заболеваниях; с кунжутным маслом - для массажа. Порошком куркумы засыпают всевозможные раны и ссадины - от обычных порезов до гнойников. Хорошее регенераторное средство, заращивает язвы (как внутренние, так и накожные), лечит ожоги, входит в состав омолаживающих кремов и лосьонов. Куркума сочетается со всеми пряностями.

Харитаки (Mirobalan chebula)
«Царь всех лекарств» или «растение, крадущее болезни», - так называют харитаки в аюрведической и тибетской медицине. Растение приводит в равновесие все первоэлементы тела и три доши. Где бы в организме не возникал патологический очаг, это средство подавляет его, активизируя наши защитные силы и уменьшая патологический очаг в организме. Харитаки улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты, поэтому оно обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действиями

Чандана (Santalum album)
Чандана (сандал), очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов.

Шатавари (Asparagus racemosus)
Шатавари (спаржа) оказывает выраженное омолаживающее действие на женскую репродуктивную систему, благодаря высокому содержанию фитогормонов. В Аюрведе она используется для нормализации месячного цикла, для лечения бесплодия, хронических воспалительных заболеваний половой сферы, фибромиомах матки и молочных желёз, способствует благоприятному протеканию беременности и усиливает выработку молока. Препарат шатавари очень эффективен в период климакса.

Шириша (Albixxia lebbeck)
Шириши обладает сильным эффектом детоксикации организма, а также повышает половую энергию, полезна при офтальмии, кашле, насморке, заболеваниях кожи, диарее, невралгии, эпилепсии, всех типах отравления, обладает отхаркивающим эффектом. Стебель имеет антидиабетические свойства. Препарат используется как средство от бронхита, хронического кашля, проказы, глистных поражений, при укусах змей и скорпионов. Листья, приготовленные в виде мази и порошка эффективны для припарок на язвы.


Шунти (zinziber officinale)
Шунти (имбирь) имеет стимулирующее, потогонное, отхаркивающее, ветрогонное, противорвотное, обезболивающее, противогрибковое и противотрихомонадное действие. Показан при простуде, гриппе, несварении, рвоте, отрыжке, боли в животе, ларингите, артрите, геморрое, головных болях, при сердечных заболеваниях. Имбирь снижает вату и капху, но при длительном применении и больших дозировках может возбуждать питту.

Яшти мадху (Glycyrrhiza glabra)
Яшти Мадху (Солодка) занимает в "золотом ряду" аюрведических растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Оно действует как противоязвенное, слабительное, желчегонное, спазмолитическое, отхаркивающее средство. Способно предотвращать развитие аденомы предстательной железы, усиливает мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.

Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен.

Древнеиндийская фармакопея насчитывает до 800 названий растительных медикаментов, значительная часть которых используется современной медициной, Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается “Яджур-веда” (“Наука о жизни”). Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака (I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях.

Лечебные средства, упоминавшиеся в “Яджур-веда”, до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них - в медицине других стран.

Чилибуха, например, давно значится во всех европейских фармакопеях. В XX веке введено в медицинскую практику чаульмугровое масло, применяющееся в Индии тысячелетиями как специфическое средство при лечении проказы. Раувольфия, широко применяющаяся в современной медицине для снижения артериального давления, известна индийцам с древности.

Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности.

На Цейлоне большой популярностью пользуются врачи народной медицины. В столице острова Коломбо организован Центральный госпиталь народной медицины, где все больные, помимо специального лечения, получают лечебное питание, включающее травы, коренья, семена и плоды.

В Корее в системе здравоохранения также работают врачи народной медицины, и лекарственным растениям там уделяется большое внимание.

В Монголии, которая располагает богатой флорой, местные жители издавна пользовались многими растениями для лечения различных заболеваний у людей и животных.

Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной. Знания арабов о лечебных свойствах растений берут свое начало от древнейшей цивилизации - народа Шумера, затем они пополнялись сведениями о растениях, заимствованных у других народов Востока - Египта, Индии, Персии. В настоящее время по арабским и иностранным письменным источникам выявлено 476 видов растений, применявшихся арабской медициной.

Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко распространена тибетская медицинская книга “Жуд-ши” (“Сущность целебного”), которая составлена на основе “Яджур-веда”.

Индийская медицина из Тибета продвинулась в Китай и Японию. Одновременно тибетская медицина пополнялась опытом китайской и монгольской медицины. Вследствие этого тибетская медицина стала располагать широким ассортиментом лекарственных растений и разносторонними сведениями об их лечебном использовании.

Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки, в частности о растительном масле чаульмугра, которым лечат больных проказой. Африканским лекарям оно давно известно, науке же стало известно в период между двумя мировыми войнами.

Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации - гуммиарабик - как успокаивающее средство и другие лекарственные растения.

На африканских рынках продаются плоды кигелии - “колбасного дерева”, напоминающие ливерную колбасу, из коры которых африканцы готовят лекарство от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны.

Необходимо отметить тот факт, что в Африке очень редко встречается такое заболевание, как рак легкого.

У нас эвкалипт называют “деревом-аптекой”, в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов, листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни.
Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания. Этнографы, изучавшие быт отдельных племен Центральной и Южной Африки, аборигенов Австралии, индейцев Амазонки, установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое, как бы примитивна ни была его общественная организация и материальная культура, не знало бы лекарственных растений.

Со времен Галена, уже в нашу эру, возникло стремление к удалению из растений излишних, индифферентных, балластных веществ и получению очищенных, более действенных во всех случаях, по мнению представителей этого направления, чем все растение. Дальнейшее развитие научных знаний привело к тенденции выделения из растений индивидуальных, совершенно чистых действующих веществ, как обладающих постоянством действия и поддающихся более точной дозировке.

Почин в последнем направлении использования лекарственных растений принадлежит швейцарскому врачу и химику Парацельсу (1483 - 1541), который все явления, происходящие в здоровом и больном организме, сводил к химическим процессам. По его утверждению, человеческий организм представляет собой химическую лабораторию. Болезни, по его мнению, возникают из-за отсутствия в организме некоторых химических веществ, которые при лечении и надо вводить в виде лекарств.

Вместе с тем Парацельс широко использовал наблюдения народной медицины. Он считал, что если природа произвела болезнь, то она подготовила и средство для исцеления от нее, которое должно находиться в местности, окружающей больного. По этой причине он был против применения иноземных лекарственных растений.

Развитие химии привело к осуществлению в XIX веке мечты Парацельса. Из растений были выделены чистые действующие вещества.

После Гиппократа научная медицина с течением времени все реже прибегала к использованию готовых природных растительных средств лечения. Большинство же населения многих стран продолжали пользоваться для лечения травами, ибо врачебная помощь и официальные лечебные средства были малодоступны.

Таким образом, лечение растениями из глубины веков дошло до наших дней и в настоящее время достаточно широко применяется во многих странах Европы.

Индийская кулинария немыслима без использования пряностей, трав и приправ. Пряностями служат корни, кора и семена некоторых растений, которые используют либо целиком, либо в измельченном виде, либо в виде порошка. Травы — это свежие листья или цветы. А в качестве приправ используют такие вкусовые добавки, как соль, сок цитрусовых, орехи и розовую воду.

Именно в искусном подборе специй и трав, которые помогают выявлять скрытые вкусовые оттенки обычных продуктов и создавать неповторимые вкусовые и ароматические гаммы, и заключается не-подражаемое своеобразие индийской кухни. Чтобы сообщить пище тонкий аромат и вкус и сделать ее аппетитной, не нужно добавлять большое количество специй, для этого обычно их требуется совсем немного. Количество специй, необходимое для приготовления того или иного блюда, строго не ограничено; в конечном счете, это дело вкуса. Хотя индийские блюда всегда приправляются пряностями (в блюдо может быть добавлена одна специя или больше десятка), они не должны быть слишком острыми. Остроту индийской пище обыч-но придает стручковый перец, но вы можете добавлять его в блюдо по своему вкусу или вообще не пользоваться им — пища все равно будет вкусной и подлинно индийской.

Пряности и травы, «драгоценности индийской кухни», не только делают пищу вкусной, но и облегчают ее переваривание. Большинство специй обладает целебными свойствами. Куркума, например, обладает мочегонными свойствами и очищает кровь, кайенский перец стимулирует пищеварение, а свежий имбирь оказывает на организм тонизирующее действие. Искусство применения различных прянос-тей для придания пище особого вкуса и целебных свойств восходит к «Аюр-веде» и «Артха-шастре» — священным писаниям, возраст ко-торых насчитывает не одну тысячу лет.

Основатель империи Моголов Бабур, живший в шестнадцатом ве-ке, высоко ценил роль специй в индийской кухне. «Если бы мои соотечественники так же владели искусством использования пряностей, как им владеют индусы, — писал он в своих мемуарах „Бабур-на-ме», — я завоевал бы весь мир».

Искусство применения специй заключается в умении делать масалу (смесь специй). Повар, умеющий составлять смеси пряностей и трав, может придавать повседневной пище бесконечное разнообразие, каждый день готовя новые блюда, каждое из которых будет иметь свой неповторимый вкус и аромат. Пользуясь различными комбинациями специй, даже блюду из обычного картофеля можно сообщить великое множество оттенков вкуса.

  1. Асафетида (хинг)
  2. Гвоздика (лаунг)
  3. Имбирь свежий (адрак)
  4. Кайенский перец (песа хи лал мирч)
  5. Кардамон (элайчи)
  6. Кориандр свежий (хара дхания)
  7. Корица (далчини)
  8. Куркума (халди)
  9. Листья карри (карм патти)
  10. Листья мяты (пудина ки патти)
  11. Мускатный орех (джайпхал)
  12. Порошок манго (амчур)
  13. Розовая вода (гулаб джал)
  14. Свежий острый стручковый перец (хари мирч)
  15. Семена горчицы черной (рай)
  16. Семена калинджи (калиндж)
  17. Семена кориандра, цельные и молотые (дхания, сабут и песа)
  18. Семена индийского тмина, цельные и молотые (сафед джира, сабут и песа)
  19. Сушеный острый стручковый перец (сабут лал мирч)
  20. Тамаринд (имли)
  21. Фенхель (сауф)
  22. Черный перец (кали мирч)
  23. Шамбала (метхи)
  24. Шафран (кесар)

Травы, выращенные на территории Южной Азии, используют не только для придания пикантности и экзотики блюдам, но и применяются, чтобы добиться вечной красоты кожи и волос. Редкие индусские травы произрастают на девственных полях горных хребтов и подножий, отчего являются экологически чистым продуктом. Большой кладезь витаминов, минералов и питательных компонентов воздействуют на организм изнутри, проникая в кровеносную систему человека и благотворно влияя на состояние и рост волос.

Какие растения выбрать

Зачастую индийские травы для волос используются в виде масел или настоек. Такая эссенция позволяет распространять полезные свойства чудо растений по всему миру.

1. Kalonji Oil, или масло калонджи

Это масло, которое изготавливают на основе травянистого цветка, схожего с маленькими лютиками. В простонародье его называют черным тмином. Благодаря своим небольшим, но сочным стеблям, путем холодного отжима, получается полезное масло. Калонджи — это мощный натуральный антисептик, поэтому его применяют при заболеваниях кожного покрова (себореи, псориазе, лишае, дерматите, аллергической сыпи). В народной медицине считается, что возникает на фоне инфекционных заболеваний. Масло калонджи помогает волосам быть сильнее, укрепляя их, и поэтому является отличным профилактическим средством. Не обладает ярким запахом и рекомендуется использовать в виде масляного обертывания.

2. Zira Oil, или масло кумина

Идеально подходит для массажа головы. Главная особенность — это воздействие питательных веществ масла на кожный покров. Кумин успокаивает нервную систему, обеспечивает профилактику кожных заболеваний и избавляет от перхоти. Семена растения богаты витаминами группы B, которые благотворно влияют на рост волос, их блеск и мягкость. Кумин также содержит большое количество таких веществ, как лимонен, альдегиды, пинет и камфен, которые предотвращают преждевременное старение и поседение волос. Индийские травы для волос, такие как зира, применяются в виде масляных обертываний, но лучше всего использовать пасту из молотых семян растения и наносить на кожу головы. Масло зиры обладает ярким и терпким ароматом, а его цвет бледно-желтый.


Это настоящий дар восточноазиатской природы. Листья ценного растения помогают лечить кожный покров при повышенной жирности и потливости. Отвары из листьев кафрского лайма могут заменить магазинный ополаскиватель. Мягко воздействуя на луковички, волосы становятся гораздо послушнее, мягче и обретают красивый блеск. Листья ценного дерева похожи на привычную нам «лаврушку», только отличаются более свежим цитрусовым вкусом. Растение можно применять как в свежем виде, так и в засушенном.

4. Trigonélla, или пажитник

Листья удивительного бобового растения применяются при слабых локонах, особенно при обильном сечении. Сейчас существуют десятки популярных средств для волос, в составе которого есть пажитник, но лучше всего использовать его в засушенном виде. Индусские травники советуют изготавливать свой личный бальзам для волос, используя йогурт и пюре растения, при этом не стоит забывать смывать средство. Пажитник помогает бороться с ломкостью локонов, предотвращает алопецию (выпадение). Данное растение насыщает структуру локонов, создает невидимую пленку, которая защищает каждый волос от внешнего воздействия. Как правило, пажитник можно найти в двух вариантах — семена и листья. Из семян делают отвар, листья заливают кипятком и расталкивают в небольшую кашицу для нанесения на волосяной покров.

5. Illicium, или звездочки бадьяна

Они нашли свою пользу как для приема внутрь, так и для воздействия на красоту снаружи. Натуральное масло бадьяна (аниса) наносится на кожу в теплом виде и держится под полиэтиленовой пленкой. Теплая эссенция проникает через верхний слой эпидермиса к волосяным луковичкам, насыщает их и стимулирует. Также бадьян улучшает кровообращение покрова, что влияет на быстрый рост и густоту локонов. Для профилактики или поддержания кожного иммунитета рекомендуется делать отвар и настойки из бадьяна, которые добавляются в обычные магазинные шампуни и ополаскиватели. Эссенция применяется от выпадения.

6. Cloves, или гвоздика

Ароматную пряность принято встречать только на кухонном столе в качестве приправы, но эфирное масло гвоздики помогает добиться невероятных результатов всего за первые две недели. Во-первых, гвоздика — это мощный антиоксидант, поэтому ее применение помогает очищать не только локоны, но и кожный покров от загрязнений. Благодаря такому свойству, волосы становятся менее жирными и дольше сохраняют свой безупречный вид. Во-вторых, эссенцию можно использовать как термозащиту во время сушки феном, чтобы предотвратить сечение.


Индийские травы, как правило, очень сложно найти в свежем или засушенном виде на полках наших магазинов. Косметологи рекомендуют использовать натуральные масла, которые сохраняют все полезные свойства и делают локоны здоровыми и сильными.